Оружейная палата
Содержание:
- Экспонаты «Алмазного фонда»
- Что можно увидеть в музее
- Как попасть в Кремль. Как войти в Кремль
- На коне
- Как купить билеты в Кремль
- История
- Архитектура
- История
- Где и как купить билеты в Московский Кремль?
- Главные экспонаты
- Как добраться до Московского Кремля на метро
- История
- Алмазный фонд
- Веками хранящая государево добро
Экспонаты «Алмазного фонда»
В собрание входят ювелирные изделия, редкие камни и ордена, связанные с историей империи. Сокровища «Алмазного фонда» можно разделить на следующие группы:
Коронационные регалии. Здесь представлены предметы, которые использовались в торжественных случаях, в том числе на коронациях. Корона «Алмазного фонда» — один из знаменитейших экспонатов. На самом деле, их две, но больший интерес представляет Большая императорская корона «Алмазного фонда». Экарт и Позье создали ее в честь знаменательного торжества — принятия власти Екатериной II. Корона Российской империи в «Алмазном фонде» украшена несколькими тысячами бриллиантов, 75 жемчужинами из Индии и шпинелем массой чуть более 398 карат. В этой коллекции есть также держава Екатерины II с сапфиром, скипетр и другие предметы.
Самородки «Алмазного фонда». Эта витрина знакомит посетителей с собранием самородков золота и платины. Экспонаты «Алмазного фонда» Кремля этой коллекции насчитывают 101 самородок. Они были добыты из месторождений разных областей России. Золотые самородки в «Алмазном фонде» представляют большую ценность, так как обычно такие находки отправляют на переплавку. Здесь можно увидеть самородок «Верблюд» с Колымского месторождения, его вес — 9,3 кг. «Большой треугольник» в «Алмазном фонде» — еще один уникальный самородок, его вес составляет 36 кг.
Дарья Н.
Алмазы в «Алмазном фонде» — это собрание крупных именных ювелирных драгоценных камней. Самый массивный из них называется «XXVI съезд КПСС», он обладает массой 342, 57 карата.
Карта России из алмазов — впечатляющий экспонат в коллекции «Алмазы» в «Алмазном фонде России».
Великие камни «Алмазного фонда» России. Это 7 драгоценных камней, известных на весь мир. Семь великих камней «Алмазного фонда» составляют 3 алмаза и 4 самоцвета. Каждый экспонат имеет свою необычную историю. Самый крупный в «Алмазном фонде» — бриллиант «Орлов» в 190 карат. Камень служит украшением для скипетра императрицы Екатерины II. Алмаз «Шах» в «Алмазном фонде» имеет небольшую массу — 88 карат, но ценен выгравированными на нем надписями на персидском языке. Он является историческим памятником Индии, где и был найден. В отзывах большинство посетителей единогласно в том, что увидеть камни «Алмазного фонда», которые оцениваются в очень большое количество денег, — уникальный шанс.
Украшения в «Алмазном фонде» сер. XVIII в. Эта часть экспозиции характеризуется цветными, ассиметричными композициями. Бриллианты в «Алмазном фонде» этой коллекции служат частью ювелирных изделий. Например, в украшении «Большой букет» для наряда императрицы Елизаветы Петровны бриллианты стилизованы под цветы, особо интересен здесь редкий сиреневый бриллиант в 15,5 карата.
2-ая пол. XVIII в. представлена ювелирными изделиями с большим количеством бриллиантов. Камни «Алмазного фонда» России, которым в это время отдавали предпочтение мастера, имеют светлые оттенки, в основном, это белые бриллианты.
Начало XIX в. Диадемы «Алмазного фонда» — характерный предмет для украшения причесок дам первой трети XIX столетия. Форма стилизации под кокошник называлась на Западе «русской тиарой».
Ордена Российской империи. Эти изделия коллекции «Алмазного фонда» были сделаны для членов императорского дома. В числе экспонатов «Алмазного фонда» Московского Кремля — знаменитый Орден святого апостола Андрея Первозванного, введенный Петром I.
Самоцветы. Это драгоценные камни, дополняющие коллекцию «Семь камней Алмазного фонда России». Например, здесь выставлен турмалин в форме ягоды, имеющий интересную историю путешествий из Бирмы до Петербурга.
Экспонируются также изделия, которые сделали современные ювелиры. Фото экспонатов «Алмазного фонда» представлены на официальном сайте, но их число — ограничено, по 1–2 предмета из коллекции. Удобнее рассмотреть экспозицию с помощью онлайн-тура.
«Алмазный фонд»: виртуальная экскурсия
ulua_1010
Что можно увидеть в музее
Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.
Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха. Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.
В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века. Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.
Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков
Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.
Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.
Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.
Шапка Мономаха
Как попасть в Кремль. Как войти в Кремль
– Войти в Кремль можно двумя способами: – через Боровицкие ворота (если вы решили начать осмотр с Оружейной Палаты или Алмазного фонда).
Боровицкие ворота Кремля предназначены для автотранспорта. Вход в Кремль слева от ворот через арку.
Чтобы пройти к Боровицким воротам нужно идти от касс по дороге, она показана на снимке. Если стоять лицом к кассам, то направо. Боровицкие ворота Кремля от касс НЕ видны
На верхнем снимке Боровицкая башня едва видна вдалеке слева. По дороге к Боровицкой башне пройдёте мимо недавно установленного памятника императору Александру I.
Памятник царю Александру I установлен в Александровском саду между Комендантской (на снимке) и Оружейной башнями
При входе в Боровицкие ворота вам нужно предъявить входной билет в Кремль или в Оружейную палату и пройти досмотр.
Офицеры на входе в Кремль через Боровицкие ворота попросят открыть сумки и выложить на стол всё содержимое карманов. Обязательно поинтересуются наличием билетов.
Билет у Вас попросят показать либо в здании Оружейной палаты (билет на посещение Оружейной палаты), либо в самом конце длинного здания Оружейной палаты. Там нужно предъявить билет на территорию Кремля.
Войти в Кремль можно через Троицкие ворота
Троицкие ворота находятся в Александровском саду, в Троицкой башне, которая соединена мостом с Кутафьей башней. Контроль билетов и досмотр осуществляется у Кутафьей башни.
На снимке Кутафья башня (слева), Троицкая башня (справа). Они соединены Троицким мостом. После досмотра офицерами комендатуры Кремля (процедура, как в аэропорту),через Троицкие ворота посетители заходят в Кремль. Металлодетекторы очень чувствительные. Будьте готовы выложить всю мелочь из карманов.
Внизу, у лестницы, нужно предъявить билет на территорию Кремля или Оружейной палаты.
Внизу у лестницы стоит одинокий контролёр билетов и проверяет наличие оных у страждущих посетить Кремль. (Снято во второй половине буднего дня осенью).
Вот схемы для наглядности.
– В Кремль нельзя проходить с большими сумками и рюкзаками, чемоданами. Эти вещи оставляют в камере хранения у Кутафьей башни Кремля. (Воду в камеру хранения не возьмут, берите бутылки с собой в Кремль). Дамские сумки, которые иногда бывают немаленьких размеров, проносить можно. В Кремль запрещено проносить ЛЮБОЕ оружие включая газовые баллончики и перочинные ножи. Профессиональная фото и видео съёмка на территории Кремля запрещена.
Вход в Кремль с багажом – сумками и рюкзаками
ВХОД В КРЕМЛЬ С РЮКЗАКАМИ то разрешают, то запрещают. Объёмный рюкзак лучше сдавать в камеру хранения под Кутафьей башней. Она работает с 10 до 18. Перерывы на обед – с 11:00 до 11:30 и с 15:30 до 16:00.
Камера хранения – слева от лестницы. Вверху видна Кутафья башня.
Подробно о работе камеры хранения можно узнать на официальном сайте Кремля. https://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/ticket-prices/kamera-khraneniya1/
На коне
Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.
Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.
Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.
Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей
Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.
Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.
Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.
На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.
Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.
Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.
Как купить билеты в Кремль
Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора
Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.
Какие бывают билеты в Кремль:
- Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
- Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
- Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
- Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.
Дети до 7 лет проходят бесплатно.
Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.
Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.
Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.
История
История «Алмазного фонда» началась при Петре I. В 1719 г. он издал указ для выделения помещения под хранение государственных ценностей. Члены императорской семьи надевали хранящиеся здесь украшения и ордена по особо важным случаям. Придворные ювелиры обладали высоким уровнем мастерства, их изделия добавляли в русский двор великолепие и роскошь.
В истории «Алмазного фонда России» помещение с императорскими ценностями называли по-разному: сначала это была Бриллиантовая или Алмазная комната. При Екатерине II под драгоценности было выделено новое помещение. Из Санкт-Петербурга их увезли в Москву, в Оружейную палату Кремля, во время приближения войск к городу в ходе Первой мировой войны. Новая веха в истории создания «Алмазного фонда» началась, благодаря открытию месторождений драгоценных камней. С 1950-х годов музей «Алмазный фонд» пополняется ценными самородками.
Открытая в 1967 году экспозиция была временной. Планировалось, что доступ посетителям будет предоставлен в течение года в честь юбилея СССР и революции. Но благодаря огромной популярности «Алмазный фонд» в Оружейной палате Московского Кремля стал музеем, действующим на постоянной основе.
Панорамный вид на здание Оружейной палаты и «Алмазного фонда»:
Архитектура
Первое здание Еготов строил в стиле классицизм. Карниз украшали герои, прославившие страну в разное время, и дипломаты.
Здесь были изображения:
- Минина и Пожарского
- Пересвета и Осляби
- Ермака Тимофеевича
- Матвеева
- Голицына
- Ордина-Нащокина
Фасад украшали сцены героических событий России. Можно было увидеть картины выбора Владимиром православия, выхода России к морям на юге и на севере, избавления от татаро-монгольского ига.
Здание имело 2 этажа. На первом располагались архив, модель Большого Кремлевского дворца по проекту Баженова, экипажи. На втором – собственно выставка. В Коронном зале можно было увидеть государевы регалии, среди них – шапку Мономаха.
Новое здание построено на Колымажном дворе по проекту Тона. Оно органично сочетается с Большим Кремлевским дворцом: те же самые колонны, двухсветные окна. Постройка размещена на цоколе, имеющем разную высоту. Сочетание стилей довольно причудливо: прослеживаются черты русской архитектуры 17 века и готики.
Анфилада имеет ось, от которой отделены 2 круглых зала. Залы разделяются решетками, на которых изображены двуглавые орлы. В императорской сокровищнице в стены вставлены медальоны из мрамора. На них изображены правители державы.
История
По повелению Петра Великого государевы мастерские и склады должны были преобразоваться в музей. Называться это учреждение должно было по самому старому хранилищу – Оружейной палате. Но завершить эту работу удалось только Александру I в 1806 году.
Для новой экспозиции построили отдельное здание. Во время работ проводились изучение и опись коллекции. Руководил всем Почетный член Малиновский. Первая часть каталога была издана через год. Тираж оплачивал лично император Александр I. Малиновский впервые описал раздел экспозиции – Государственные регалии.
Здание для размещения коллекции строил архитектор Еготов. Оно было готово в 1809 году, но отделка продолжалась до лета 1812.
- Алмазный фонд Московского Кремля
- Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади
Во время вступления Бонапарта в Москву зданию нанесен ущерб. Ценности эвакуировали, но из-за того, что они хранились в ящиках, экспонаты утратили былое великолепие. Требовалась реставрация. После реконструкции здания и работы с артефактами экспозиция переехала на постоянное место. Это произошло только в 1814 году.
Цель организации выставки – воспитание патриотических чувств у граждан России, напоминание о ратных подвигах.
Скоро стало ясно, что здание не отвечает многим требованиям. Отсутствовало отопление, экспонаты сырели и поражались грибком. Деревянные конструкции могли легко воспламениться. Было принято решение разместить кремлевский гарнизон в строении Еготова, а для экспозиции выстроить новое помещение.
Фото: pastvu.com
Еготовская постройка использовалась как казармы более 100 лет. Затем советское правительство решило возвести Кремлевский Дворец съездов, и первое здание Оружейной палаты снесли.
Где и как купить билеты в Московский Кремль?
Как вы уже, наверняка, догадались — вход на территорию Московского Кремля платный. Чтобы попасть внутрь кремлевских стен придется купить билет. В зависимости от целей визита существует несколько категорий билетов:
Билет на посещение Соборной площади Московского Кремля
- Билет на осмотр Соборной площади Московского Кремля, всех соборов и выставок, а также Патриарших палат. Посещение возможно в любой день недели, кроме четверга, с 10:00 до 17:00 (в период с октября до середины мая), с 9:30 до 18:00 (с середины мая до конца сентября).
- Билет в Оружейную палату. Доступ в сокровищницу открыт для всех желающих в любой день, кроме четверга с 10:00 до 18:00. Внутрь пускают небольшими группами по сеансам в 10:00, 12:00, 14:30, 16:30 в любой день кроме четверга.
- Билет на колокольню «Иван Великий» появляется в продаже только в летний сезон с 15 мая по 30 сентября. Подъем проводится каждый час с 10:00 до 17:00 по сеансам с середины мая до конца сентября. Дети до 14 лет на колокольню не допускаются!
Пенсионеры и студенты дневной формы обучения имеют право получить скидку на билет. Дети до 16 лет, инвалиды и еще ряд льготных категорий граждан — могут посетить Кремль бесплатно при наличии подтверждающего право на льготы документа.
Купить билет в Кремль можно в Кремлевских кассах в Александровском саду. Добраться сюда не составит труда. Ближайшие станции метро «Александровский сад», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина». Для наглядности смотрите карту.
Если вы приезжаете в Москву на пару дней, настоятельно рекомендуем купить билет в Московский кремль заблаговременно онлайн. Для этого достаточно:
- перейти по соответствующей ссылке:
- Соборная площадь
- Оружейная палата
- выбрать удобный день, количество билетов и время посещения (для посещения Оружейной палаты);
- ввести свои персональные данные (телефон, адрес электронной почты, куда придет ваучер и фамилию и имя одного из посетителей);
- оплатить билеты в Московский Кремль и распечатать ваучер.
- Далее в день посещения вам необходимо заблаговременно подойти к кассам Московского Кремля №9, №10, №11 или №12;
- указать номер бронирования или предоставить распечатанный ваучер вместе с паспортом того лица, на чье имя куплены билеты.
Учитывайте, что даже на обмен билетов в кассах бывают внушительные очереди, особенно это касается выходных и праздничных дней. Однако они движутся заметно быстрее, чем те, где покупают билет в Кремль впервые. Если купили билет в Оружейную палату или на колокольню «Иван Великий» приходите заранее, чтобы не опоздать на сеанс! Продажа и обмен билетов на сеанс заканчивается за 45 мин. до назначенного времени.
После того, как вы обменяли билеты, можно отправляться к Кутафьей башне, где находится вход на Соборную площадь и к колокольне «Иван Великий», или к Боровицкой башне тем, у кого куплены билеты в Оружейную палату.
Наверняка придется немного постоять в очереди, пройти досмотр и смело отправляться внутрь на изучение достопримечательностей Московского Кремля.
Очередь в Кремль 2 мая
В одно фото очередь не поместилась
Главные экспонаты
По аналогии с 7 чудесами света, в Оружейной палате можно выделить 7 уникальных экспонатов:
- Конечно же, шапка Мономаха. Драгоценный мех соболя окружает узорчатую золотую тулью. Само по себе это красиво. Но шапка имеет еще и огромную историческую ценность.
- Перо-эгрет с сапфиром. Украшение всадника было преподнесено Екатерине Великой султаном Абдул-Гамидом после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Перо-эгрет украшает редчайший сапфир желтого цвета.
- Карета-сани. Сейчас такой комбинацией мало кого удивишь. А во времена Елизаветы Петровны это было новаторское решение. Историки утверждают, что императрица проехала в странном экипаже из Санкт-Петербурга в Москву всего 3 дня. Обычно на такое путешествие тратили около 10 дней. Сохранилось немного возков, елизаветинский – один из них.
- Мантия из горностаев последней императрицы Александры Федоровны. На парадную одежду пошли шкурки 800 зверьков. И сохранить реликвию было непросто.
- Большой Сион. Эта дарохранительница раньше использовалась в Успенском соборе Кремля. Уникальность ее в том, что она выполнена в виде православного храма. Дата изготовления – 15 век. Но некоторые исследователи придерживаются мнения, что некоторые элементы раритета намного старше.
- Оружейный гарнитур Остен-Сакена. Набор вручили парижане губернатору Остен-Сакену в знак признательности за образцовое поведение русских войск в захваченном городе. На рукояти был бриллиант 35 каратов, украденный в 20-е годы ХХ века. При реставрации камень заменили аналогичным.
- Ленный кубок. По традиции, вассалы подносили своему господину такой кубок, наполненный монетами. Особенность раритета в том, что букашки и лягушки, отлитые из серебра, в момент изготовления были живыми. В Германии 15 века такая техника была распространена.
Как добраться до Московского Кремля на метро
Как я выше писала, что бы попасть в Кремль, надо купить билеты в кассе, которая находится в Александровском саду.
Что бы выйти в Александровский сад надо доехать до одной из станций метро Александровский сад (голубая ветка), Боровицкая (серая ветка), Арбатская (синяя ветка) или Библиотека имени Ленина (красная ветка).
В принципе можно выйти на любой из этих станций и по указателям пройти к кассам. Но удобнее всего выйти на станции метро Библиотека имени Ленина, ориентируясь по указателям на улицу Маховая и Государственному Кремлевскому дворцу.
Идем по длинному переходу до самого конца и выходим к кассам Кремля.
Если пойдем по этому указателю, то выйдем прямо к кассам Кремля в Александровском саду
Выход из метро Библиотека имени Ленина к кассам Кремля и входу в Кремль
Так же можно доехать до станций метро Театральная или Охотный ряд и пройти через Александровский сад к Кутафьей башни.
На сегодня все, а в следующей статье я расскажу про наше посещение Оружейной палаты и ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Подписывайтесь на обновление блога, что бы не пропустить выход новых статей.
История
История создания оружейной палаты начинается еще с 14 века. Она функционировала как сокровищница московских князей. Государство росло и вместе с ним увеличивались сокровища. В 1484 году было принято решение построить отдельное здание. Располагалось оно между Архангельским и Благовещенским собором. В эти же года ему дали название – «Казенный двор». В 15-18 веках сокровища часто использовались для государственных мероприятий: коронациях и царских приемах. Помимо экспансий территорий и даров, коллекция экспонатов Оружейной палаты пополнялась за счет мастерских московского Кремля. Стоит отметить, что после создания палаты в ней хранились не только сокровища, но царское оружие: сабли, кольчуги, шлема и т.д. Активное развитие здания началось в середине 17 века, когда в Москву из других городов начали приезжать Мастера. Основным направлением работы Мастеров было оружие. Причем в те годы благодаря Алексею Романову все войско было переформировано на европейский лад.
В 1720 году благодаря решению Петра 1 были объединены Патриаршие палаты, Конюшенная казна и Царицына мастерская палата в единое учреждение, под названием «Мастерская и Оружейная палата». Она стала функционировать только как хранилище культурно-исторических ценностей. Но, к сожалению, это продлилось не долго. В 1737 году из-за Троицкого пожара часть реликвий со времен Северной войны сгорело. Все что удалось спасти было переведено в Тюремный дворец. В 1806 году было принято решение построить дворцовый императорский музей на основе бывшей оружейной палаты. Архитектором этого проекта был выбран Иван Еготов. Из-за боязни повторения инцидента с пожаром в здании не было создано никакой отопительной системы, что негативно сказалось на сохранности вещей. Спустя нескольких лет музей был открыт для посещения дворян и купцов. Что бы сохранить экспонаты Оружейной палаты было принято решение спроектировать здание, полностью соответствующее хранению реликвий. Этот задание было передано именитому архитектору Константину Тон. Проект был реализован в 1851 году в русско-византийском стиле. Именно это здание сохранилось до наших дней. В 2020 году здание, в котором находился музей было передано в полное владение Оружейной палате.
Алмазный фонд
Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.
В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.
Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».
Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.
Веками хранящая государево добро
Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.
С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.
Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?
В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.
С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.
Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.
Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.
Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.
Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.
Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.