Музей-сокровищница оружейная палата

Кто и как может пройти в Кремль бесплатно

В столичный Кремль бесплатно пропустят детей младше 7 лет, участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и РФ, инвалидов I и II групп. Они могут посмотреть как архитектуру Соборной площади, так и экспозиции в храмах.

Пройти на кремлевскую территорию (без посещения соборов) имеют право пенсионеры, дети до 16 лет, военнослужащие-срочники.

Каждый вторник Музеи Московского Кремля бесплатно открыты для учащихся колледжей и лицеев, детей до 18 лет, многодетных родителей.

Эти правила установлены для граждан РФ. Бесплатные билеты необходимо оформить в кассах, предъявив документ на льготу.

Как возникла Оружейная палата

Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.

Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

Коллекция музея

После Октябрьской революции 1917 года в музейный фонд Оружейной палаты были переданы многие частные коллекции, а также драгоценное имущество упраздненных монастырей и храмов страны и соборов Московского Кремля. Оружейную палату переименовывают в Музей прикладного искусства, и в 1924 году проводится первая выставка при новой власти. В годы Великой Отечественной войны коллекции были эвакуированы на Урал, где находились вплоть до февраля 1945 года. В комплекс Государственных музеев Московского Кремля Оружейная палата вошла в1960 году. С 1967 года в нижнем этаже музея-сокровищницы разместилась постоянная выставка Алмазный фонд, которая пользуется огромной популярностью у посетителей.

Экспонат выставки «Алмазный фонд»

Общее количество экспонатов музея Оружейная палата составляет около четырех тысяч произведений декоративно-прикладного искусства. В девяти залах на двух этажах посетители могут ознакомиться с древними государственными регалиями и предметами парадного церемониала, светской одеждой и облачением русских митрополитов, коллекцией экипажей и конского убранства, огнестрельным и холодным оружием, европейскими доспехами, собраниями золотых и серебряных изделий. На первом этаже представлены экспозиции посвященные одежде и тканям 16-17 веков и коронации русских государей. На втором этаже выставлены коллекции золотых и серебряных изделий 12-19 веков, русское огнестрельное оружие и оборонительные доспехи. Среди экспонатов выставки Алмазный фонд имеются уникальные и всемирно известные драгоценные камни и самородки.

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Пожар

Кроме того, Петром было предписано передавать работникам мастерской все ценные или даже курьезные вещи. Но очередной пожар 1737 года уничтожил большую часть оружия, в том числе и те предметы, которые достались музею в качестве трофеев после Полтавской битвы. Однако на радость современникам Царская казна все-таки уцелела.

Через несколько десятилетий после уничтожившего ценности пожара все оставшиеся экспонаты были перенесены в Теремной дворец. Он был построен по указу царя Александра I в 1810 году. Однако здание, в котором должна была разместиться Оружейная палата в Москве, было очень сырым: оно не отапливалось из соображений пожароопасности, а потому многие сокровища впоследствии пришлось реставрировать.

В годы Отечественной войны в 1812 году все ценности были вывезены на территорию Нижнего Новгорода. Вернулись же они уже в то здание, в котором и сегодня размещается Московская Оружейная палата. Оно было выстроено в 1851-м по проекту архитектора К. Тона.

Состав музея

В настоящий момент Оружейная палата состоит из девяти залов. Первые два из них содержат русские золотые и серебряные изделия (первый зал: XII — начало XVII вв., второй зал: XVII — начало XX вв.), а пятый зал представляет западноевропейское серебро XIII —XIX вв.

Почтовые марки с изображением экспонатов Оружейной палаты

Тех, кому больше по вкусу древняя мода, без сомнения, заинтересует шестой зал, экспозиция которого состоит из драгоценных тканей, великолепных образцов лицевого и орнаментального шитья XIV — XVIII вв., а также коллекции светских костюмов в России XVI — начала XX в.

Кроме того, в седьмом зале можно полюбоваться древними государственными регалиями и различными предметами парадного церемониала XIII —XVIII вв.

Восьмой и девятый зал предназначены для демонстрации предметов парадного конского убранства XVI —XVII вв. и изящных конских экипажей XVI —XVIII вв. А для тех посетителей, которые действительно пришли полюбоваться древним оружием, предназначены третий зал, где размешены лучшие образцы европейского и восточного парадного вооружения XV —XIX вв., и четвертый зал, содержащий экспонаты русского вооружения XII — начала XIX в.

Здание музея само по себе является одним из шедевров архитектуры российского имперского классицизма

История оружейной палаты

Первоначально оружейная палата представляла собой большую коллекцию мастерских в Московском Кремле, в которых производились особенно репрезентативные образцы клинков и огнестрельного оружия, а также вспомогательное оборудование, такое как щиты, шлемы, кольчужные рубашки и кольчужные доспехи для двора российского царя. там. Оружейная палата Кремля была основана примерно в 15 или начале 16 века и впервые упоминается в письменном документе 1547 года, когда пожар уничтожил большую часть ее владений.

В XVII веке, во времена правления первых царей из династии Романовых , кадровый состав оружейной палаты Кремля насчитывал значительно больше мастеров, чем столетием ранее. Здесь работали избранные мастера чугуна, серебра и ювелиров, а также ювелиры и иконописцы из разных регионов Русского Царя, а также из других стран Европы. Уже тогда в арсенале изготавливали не только оружие и аксессуары, но и репрезентативные предметы быта. Все изделия, изготовленные в оружейной палате, имели общий художественный дизайн — часто с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, — который и по сей день демонстрирует былое величие и роскошь царского двора каждому зрителю.

Старое здание оружейной палаты у Троицкой башни. 1852 г.

Преобразование первоначальной придворной мастерской с шедеврами прикладного искусства, накопленными веками, в музей началось в начале 18 века, когда царский двор при Петре I был перенесен из Московского Кремля в новую столицу Санкт-Петербург . С тех пор в Петербурге изготавливают предметы быта и регалии для царского двора. Однако исторические изделия московского производства изначально не предназначались для публичного просмотра. Только при Александре I впервые было построено отдельное здание — также на территории Московского Кремля — ​​для хранения и экспонирования арсеналов оружия. Это здание, дворец раннего классицизма с рядом колонн у входного портала и куполом над ним, было построено между 1806 и 1812 годами по проекту архитектора Ивана Еготова (который также участвовал в оформлении московского дворцового парка Царицыно ). Он стоял возле Кремля, именно там, где сегодня находится Государственный Кремлевский дворец .

Однако вскоре это здание музея оказалось слишком маленьким для растущих запасов оружия. Поэтому спустя три десятилетия, при царе Николае I , было решено построить для выставки новое здание. Концепция и исполнение доверили известному московскому архитектору Константину Тону . Примерно в то же время Тону также было поручено построить новую московскую резиденцию царя в Кремле. Обоим был предоставлен большой участок земли у Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма на берегу Москвы-реки . Царский дворец, который с тех пор является частью комплекса Большого Кремлевского дворца , был построен Тоном в 1838–1849 годах, а новый двухэтажный оружейный склад был построен по соседству в 1844–1851 годах.

Оба здания были стилистически схожи по Тону, а именно в строгом классическом стиле представительного административного здания с ровными рядами орнаментальных оконных рам и не очень обильными декоративными деталями (например, резными рядами колонн) на фасадах. Интерьер был украшен очень красиво, как во дворце; Парадные залы второго этажа, в которых сегодня расположена большая часть экспозиции, характеризуются высокими сводами, поддерживаемыми колоннами, цветовая гамма которых варьируется от зала к залу, а также настенные украшения с мраморными медальонами с изображением русских князей. и цари (первоначально 1770-е гг. Годы скульптора Федота Шубина ).

Старое здание музея 1812 года было перестроено после открытия нового арсенала в 1851 году и использовалось военными в течение нескольких десятилетий. В конце 1950-х годов его окончательно снесли, чтобы освободить место для строительства Государственного Кремлевского дворца (тогда — Кремлевского дворца конгрессов).

После Октябрьской революции 1917 года владения Оружейной палаты, как и другие сокровища Кремля, перешли под контроль новой большевистской государственной власти. Несколько лет музей оставался закрытым, но вновь открыл свои двери в 1924 году как «Музей прикладного искусства». Помимо исторических изделий мастеров-ювелиров и кузнецов, сюда было перенесено большое количество экспонатов из церквей и дворцов Кремля, которые сейчас лишены посвящения. Во время Второй мировой войны музей закрылся, потому что большая часть его фондов была эвакуирована на Урал в случае захвата Москвы вермахтом . Музей был вновь открыт в середине 1950-х годов и с тех пор снова получил свое историческое название — Государственная Оружейная палата.

Что можно увидеть в музее

Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии.

Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.

Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха.

Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.

В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века.

Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.

Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков

Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному.

Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.

Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.

Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.

Шапка Мономаха

Как добраться до Оружейной палаты

Старинная царская сокровищница, превратившаяся в музей, находится вблизи Боровицкой башни Московского Кремля. Это территория внутри Садового кольца, куда легко самостоятельно добраться от любого вокзала города. В центр столицы стремятся попасть все туристы, поэтому экскурсия по залам Оружейной палаты легко впишется в маршрут даже самой короткой туристической поездки.

Точный адрес: Московский Кремль, Москва, Россия, 125009.

Как добраться до Киевского вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:от станции Щелковская ехать до станции Арбатская по синей ветке №3, в пути 4 минуты.

    Пешком:550 м.

  • Вариант 2

    Метро:от станции Киевская ехать до Александровского сада по голубой ветке №4, в пути 5 минут.

    Пешком:450 м.

Как добраться от Савеловского вокзала:

Вариант 1Метро:от станции Савеловская вблизи вокзала ехать до станции Боровицкая по серой ветке №9, в пути 8 минут.
Пешком:600 м.

Как добраться от Павелецкого вокзала:

Вариант 1Метро:от станции Павелецкая ехать по зеленой линии №2 до станции Театральная 4 минуты.
Пешком:1 км.

Как добраться от Белорусского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №101 ехать от остановки Белорусский вокзал до Манежной площади, в пути 10 минут.

    Пешком:850 м.

  • Вариант 2

    Метро:от станции Москва Белорусская ехать по зеленой ветке №2 до станции Театральная 4 минуты.

    Пешком:1 км.

Правила посещения

Граждане, желающие посетить экспозицию, обязаны соблюдать правила:

  • приходить в означенное на входном билете время
  • оставлять крупногабаритные вещи в камере хранения
  • запрещается посещение выставки с животными
  • запрещается задерживаться на экспозиции после окончания сеанса
  • запрещается пребывать на территории экспозиции в нетрезвом состоянии
  • запрещается громко разговаривать или шуметь во время экскурсии
  • запрещается проводить собственную экскурсию
  • запрещается проводить видео или фотосъемку
  • запрещается приносить с собой еду и напитки, в том числе алкогольные
  • запрещается употреблять еду и напитки
  • запрещается бегать по территории выставки
  • запрещается заходить за установленные ограждения

При нарушении правил администрация имеет право удалить посетителя с территории экспозиции. В случае активного неповиновения могут быть приняты меры в соответствии с законами РФ.

Купить билеты в «Алмазный фонд»

Попасть в «Алмазный фонд» вполне возможно, коллекция доступна для осмотра. Цена билета в «Алмазный фонд» зависит от категории посетителей:

  • взрослый — 500 руб.;
  • льготный (пенсионеры, военнослужащие, многодетные семьи, дошкольники, школьники, учащиеся сузов и вузов) — 100 руб.;
  • «Алмазный фонд» могут посетить: Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы, ветераны ВОВ и боевых действий, дети-инвалиды, неработающие инвалиды I и II групп, сотрудники музеев РФ. Эти категории лиц могут приобрести билеты в «Алмазный фонд» Московского Кремля вне очереди.

Билеты в «Алмазный фонд» можно купить исключительно на месте, в день визита. Для этого нужно пройти к кассам № 4 и 5 в Александровском саду по Манежной улице, владение 2–10, стр. 3.

На выставку проходят по 20 человек, для которых организуется экскурсия в «Алмазный фонд» (услуга включена в билет, самостоятельно пройти в залы нельзя). Гид будет сопровождать вас и пояснять экспонаты. Экскурсии в «Алмазный фонд» Кремля для иностранцев организуются при помощи аудиогида. Доступные языки: английский, французский, испанский, итальянский, немецкий, китайский, японский. Вопросы про билеты в «Алмазный фонд» Кремля можно задать по телефону: +7. Интервалы между сеансами экскурсий в «Алмазный фонд» Кремля составляют 20 мин. За билетами в «Алмазный фонд» Оружейной палаты советуют приезжать с утра, обычно в кассы образуются большие очереди. В кассах один человек может приобрести до четырех билетов.

Администрация выставки информирует, что билеты онлайн в «Алмазный фонд» не продаются. С интернет-порталами по продаже билетов они не сотрудничают. Для группового посещения необходима предварительная заявка по электронной почте Тем не менее, некоторые турагентства позволяют купить билет в «Алмазный фонд» Кремля на сайтах своих организаций. Цена билета на такие экскурсии значительно выше, чем в официальных кассах. Многие торгуют объединенными экскурсиями в «Алмазный фонд» и Оружейную палату.

Прежде чем попасть в «Алмазный фонд» Кремля, необходимо сдать в камеру хранения Александровского сада рюкзаки, чемоданы и другие крупногабаритные предметы. Перед проходом в залы организуется досмотр посетителей и их вещей. Нужно учесть, что фото и видеосъемка не допускаются во время экскурсии в «Алмазный фонд» Московского Кремля. Внутри ведется строгое наблюдение за посетителями. Экскурсии в «Алмазный фонд» Оружейной проходят таким образом, что вся группа держится рядом с экскурсоводом. Гид рассказывает о разных экспонатах и потом дает возможность гостям ближе осмотреть стенды.

Билеты и экскурсии в Алмазный фонд Купить на

Купить билеты онлайн в «Алмазный фонд» на официальном сайте нельзя, их можно лишь зарезервировать.

Бронирование

На сайте «Алмазного фонда» есть опция бронирования билетов. Предложение действует для физических лиц, с 08:00 до 18:00. При бронировании «Алмазный фонд» позволяет отложить максимум четыре билета за один раз. Резерв можно сделать за 34 дня до даты посещения.

Забронировать билеты в «Алмазный фонд» не означает совершить покупку, заплатить за них нужно в день визита в кассе, прийти придется за час до начала экскурсии. На электронную почту придет не сам билет, а лишь подтверждение бронирования, которое нужно будет предъявить в бумажном виде или на электронном устройстве. Когда вы подойдете, чтобы купить билеты в «Алмазный фонд» Московского Кремля, нужно будет также показать идентифицирующие документы.

Цены в «Алмазном фонде»

Сергей Кузнецов

Грановитая палата

Грановитая палата — это самая древняя каменная гражданская постройка Москвы, созданная в 1487—1491 годах по указу Ивана III. Ее построили русские мастера под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Необычен главный фасад Грановитой палаты — он облицован 4-х гранным белым известняком, отсюда и название.

Грановитая палата являлась парадным тронным залом, где несколько столетий отмечались торжественные даты в жизни страны. Здесь заседали Земские соборы, принимались иностранные послы, объявлялись наследники престола, отмечались победы русской армии — взятие Казани в 1552 году, Полтавскую битву в 1709 и другие. После коронации в Успенском соборе государи отправлялись в Грановитую палату на праздничный обед, где принимали поздравления.

На коне

Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.

Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.

Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.

Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей

Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.

Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.

Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.

На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.

Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.

Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.

Залы

Всего Оружейная палата Кремля располагает девятью залами. В первых двух выставлены золотые и серебряные изделия, принадлежащие русским мастерам. В одном представлены экспонаты, относящиеся к двенадцатому-семнадцатому, а в другом – к восемнадцатому-двадцатому векам.

В третьем и четвертом залах представлены парадные вооружения. Экспонаты поделены по географическому принципу: в одном находится русское вооружение, которое использовалось с двенадцатого по девятнадцатое столетие, в другом — европейское и восточное элитное боевое оружие. В пятом зале представлены серебряные изделия, в следующем — драгоценные ткани и шитье. Есть даже светский костюм, датируемый прошлым веком.

В зале седьмом можно увидеть древние государственные реликвии. Здесь же представлены предметы, которые использовались при парадных церемониях.

Оружейная палата, фото экспонатов которой поражает своей роскошью, славится коллекцией экипажей и конского убранства. Перед данными выставочными экспозициями постоянно много народа.

Универсальная коллекция

Несмотря на название этого музея, его экспонаты также будут чрезвычайно интересны даже для тех посетителей, которые оружием никогда и не увлекались. Большая часть площадей музея отведена всевозможным драгоценным предметам и сокровищам — основу музейного фонда составляют хранившиеся веками в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств.

Одним из уникальных экспонатов музея является шапка Мономаха — символ самодержавия на Руси, главная регалия русских великих князей и царей

Оружейная палата является одним из немногих мест на Земле, где можно беспрепятственно полюбоваться легендарными «яйцами Фаберже» — уникальными ювелирными изделиями фирмы Карла Фаберже, созданными для российской императорской семьи и частных покупателей. Именно здесь находится великолепное ажурное яйцо «Клевер» — одно из немногих яиц, не покидавших территорию России, так как из-за своей хрупкости очень редко переставляется или транспортируется.

В наши дни термин «яйца Фаберже» стал синонимом роскоши и богатства российского императорского дома

Где и как купить билеты в Московский Кремль?

Как вы уже, наверняка, догадались — вход на территорию Московского Кремля платный. Чтобы попасть внутрь кремлевских стен придется купить билет. В зависимости от целей визита существует несколько категорий билетов:

Билет на посещение Соборной площади Московского Кремля

  • Билет на осмотр Соборной площади Московского Кремля, всех соборов и выставок, а также Патриарших палат. Посещение возможно в любой день недели, кроме четверга, с 10:00 до 17:00 (в период с октября до середины мая), с 9:30 до 18:00 (с середины мая до конца сентября).
  • Билет в Оружейную палату. Доступ в сокровищницу открыт для всех желающих в любой день, кроме четверга с 10:00 до 18:00. Внутрь пускают небольшими группами по сеансам в 10:00, 12:00, 14:30, 16:30 в любой день кроме четверга.
  • Билет на колокольню «Иван Великий» появляется в продаже только в летний сезон с 15 мая по 30 сентября. Подъем проводится каждый час с 10:00 до 17:00 по сеансам с середины мая до конца сентября. Дети до 14 лет на колокольню не допускаются!

Пенсионеры и студенты дневной формы обучения имеют право получить скидку на билет. Дети до 16 лет, инвалиды и еще ряд льготных категорий граждан — могут посетить Кремль бесплатно при наличии подтверждающего право на льготы документа.

Купить билет в Кремль можно в Кремлевских кассах в Александровском саду. Добраться сюда не составит труда. Ближайшие станции метро «Александровский сад», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина». Для наглядности смотрите карту.

Если вы приезжаете в Москву на пару дней, настоятельно рекомендуем купить билет в Московский кремль заблаговременно онлайн. Для этого достаточно:

  1. перейти по соответствующей ссылке:
  • Соборная площадь
  • Оружейная палата
  1. выбрать удобный день, количество билетов и время посещения (для посещения Оружейной палаты);
  2. ввести свои персональные данные (телефон, адрес электронной почты, куда придет ваучер и фамилию и имя одного из посетителей);
  3. оплатить билеты в Московский Кремль и распечатать ваучер.
  4. Далее в день посещения вам необходимо заблаговременно подойти к кассам Московского Кремля №9, №10, №11 или №12;
  5. указать номер бронирования или предоставить распечатанный ваучер вместе с паспортом того лица, на чье имя куплены билеты.

Учитывайте, что даже на обмен билетов в кассах бывают внушительные очереди, особенно это касается выходных и праздничных дней. Однако они движутся заметно быстрее, чем те, где покупают билет в Кремль впервые. Если купили билет в Оружейную палату или на колокольню «Иван Великий» приходите заранее, чтобы не опоздать на сеанс! Продажа и обмен билетов на сеанс заканчивается за 45 мин. до назначенного времени.

После того, как вы обменяли билеты, можно отправляться к Кутафьей башне, где находится вход на Соборную площадь и к колокольне «Иван Великий», или к Боровицкой башне тем, у кого куплены билеты в Оружейную палату.

Наверняка придется немного постоять в очереди, пройти досмотр и смело отправляться внутрь на изучение достопримечательностей Московского Кремля.


Очередь в Кремль 2 мая


В одно фото очередь не поместилась

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector