Архангельский собор московского кремля — усыпальница русских царей и князей
Содержание:
- Архитектура и интерьер
- Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу
- Литература
- История постройки Архангельского собора
- История строительства
- Усыпальница
- Немного истории
- Нашествие французов. Потеря и возвращение мощей
- Усыпальница правителей
- [List of illustrations]
- История основания
- Эпилог
- Уникальные фрески и старинные иконы
- Заключение
Архитектура и интерьер
Белокаменный храм привлекает множество паломников, туристов и любителей русской истории. Его внешний вид, интерьерные решения и некрополь — часть великого исторического наследия Руси.
Внешний вид
В основе классического пятиглавого и пятиапсидного здания стоят шесть столбов. Стены храма возведены из кирпича, отделаны белым камнем и прорезаны узкими окнами. В их украшении использовались детали характерные для венецианской архитектуры эпохи Возрождения. К ним относятся:
- многопрофильные карнизы;
- полуколонны с растительными капителями;
- закомары, оформленные в форме раковин;
- сочетание одного большого и трёх маленьких круглых окон в центральной закомаре западного фасада.
Пятиглавие смещено в сторону апсид. Центральный позолоченный луковичный купол окружён четырьмя шлемовидными серебряными главами. Динамики внешнему виду постройки придают барабаны, диаметр которых имеет разную величину. Они прорезаны узкими окнами.
Интерьер
Интерьер собора резко контрастирует с его внешним видом. Стены и потолок храма покрыты росписью. Следы первой росписи XVI века сохранились в диаконной части храма. Сохранившийся до наших дней был изготовлен в конце XVII века. Он имеет три уровня, разделённых небольшими карнизами.
Внутреннее убранство Архангельского собора
Это деление повторяется и на стенах здания. Основными сюжетами настенных росписей являются:
- сюжеты из легенд, связанных с архангелом Михаилом;
- картины, посвящённые борьбе русских воинов с неприятелями;
- условные портретные изображения князей и царей.
За многовековую историю интерьер храма несколько раз обновлялся и реставрировался.
Усыпальница
На сегодняшний день в храме архангела Михаила, расположенном в московском кремле, располагаются 46 великокняжеских и царских погребений. Кроме правителей Московского государства на территории усыпальницы нашли своё последнее пристанище поместные князья, относящиеся к правящей династии.
Женщин княжеского рода и царицы хоронили в Вознесенском монастыре. После его закрытия и сноса в 1929 году их погребения перенесли в подвал Архангельского храма.
Чтобы легко ориентироваться среди множества захоронений необходимо знать их схему. У центральных столбов размещены погребения царей из рода Романовых. Вдоль стен находятся могилы князей Рюриковичей. Исключение составляют следующие захоронения:
- Гробницы царя Ивана Грозного и его сыновей расположены в алтарной части здания.
- В центральной части храма располагается рака с мощами царевича Дмитрия.
- В северной части собора у стены находится ковчег с мощами святого мученика Михаила Черниговского.
Интересно! Единственным императором, погребенным в Архангельском соборе, стал Пётр II, умерший в Москве. Его могила находится в центральном проходе напротив раки с мощами царевича Дмитрия.
Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу
Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу
Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!
К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!
Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу
О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 2
Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.
Литература
- Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
- Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
- Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
- Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
- Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
- Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
- Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
- Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
- он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
- он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
- Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
- Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
- Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
- Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
- Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
- Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
- Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
- Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
- Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
- Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
- Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
- Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
- Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
- Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
- Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
- Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.
История постройки Архангельского собора
В 1333 году по приказу великого князя московского Ивана Калиты на месте, где сейчас стоит Архангельский собор, была возведена Архангельская церковь. В тот год России грозил голод. Урожай погиб ещё в августе, но беды не случилось. И, как предполагают, по обету в благодарность он воздвиг этот храм. Точных изображений храма не сохранилось. Историки предполагают, что он был небольшой по размеру и однокупольный. (А веком ранее на этом месте был воздвигнут прежний, деревянный храм в честь Архангела Михаила. Строили его по велению брата Александра Невского, князя Михаила Хоробрита).
В те времена Россия ещё была раздроблена на множество княжеств, главным из которых было Великое Владимирское. Иван Калита, младший из князей по рождению, не имел шансов на великое княжение. Но благодаря уму и хитрости смог возвыситься и получить престол. Всю жизнь он стремился к упрочению власти своего удела, Москвы, возвышения над другими княжествами. Вся политика Ивана Калиты была направлена на усиление Москвы. Он ещё пока не общий русский лидер, он московский лидер, и он заложил ту основу, которая создала платформу величия Москвы.
Он закладывает Архангельский, великокняжеский храм. С этого момента соборная площадь представляет собой зримую модель централизованного государства. В одном месте сосредоточены власть церковная и светская и это место — Москва.
Иван Калита заложил традицию хоронить московских князей в Архангельском храме. Но в начале 16 века построенная им церковь начала разрушаться. Кроме того, в небольшом внутреннем помещении уже не оставалось места для будущих захоронений. Поэтому при Иване III было принято решение перестроить её. Для реализации плана был приглашён архитектор из Италии Алевиз Новый.
В 1505 году старый храм был разобран, в 1508 году построили тот Архангельский собор, который дошёл до наших дней. Алевиз спроектировал его по традиционной для того времени крестово-купольной схеме. То есть собор имеет главный купол, который обрамляют ещё четыре купола, образующие крест.
История строительства
О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства – 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.
Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы. Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе – это первое захоронение здесь царственных особ.
Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени – Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.
Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны – наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.
Усыпальница
Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.
Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.
Гробницы
Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.
Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.
У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.
Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.
В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.
У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.
Росписи усыпальницы
В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.
Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.
В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.
Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».
Немного истории
Сохранившийся до наших дней храм был возведен на месте каменной церкви, которая, в свою очередь, заменила старую деревянную. Предок Архангельского собора был символом победы Руси над голодом (вызванным неурожаем), чумой, с которыми великому государству пришлось столкнуться в период правления Ивана Калиты. Последний, к слову, впоследствии был захоронен в храме. Здесь положили и его усопших наследников. Так и зародилась традиция захоронения князей и близких в Архангельском соборе.
За строительство нового храма взялся Иван III. В 1505 году по его поручению была начата масштабная перестрой кастоличного кремля. Грандиозные перемены коснулись и царской усыпальницы. За ее возведение взялся итальянец Алевиз Новый. Результатами работы последнего мы и любуемся сегодня. К слову, их самому Ивану III, обратившемуся за помощью к заморскому архитектору, увидеть не удалось. Правитель скончался до завершения строительства Архангельского собора.
Нашествие французов. Потеря и возвращение мощей
Но в 1812 году при вторжении французов мощи Дмитрия таинственным образом исчезли и Москва вновь погрузилась в отчаяние. Город был захвачен, пылали пожарища, в Архангельском соборе была организована солдатская кухня, всюду было разлито вино. После ухода французов винный запах стоял в соборе еще около года. Из иконостаса были выломаны иконы, они служили французским солдатам каменными кроватями. Мы очень часто говорим: «Москва — сердце России». И забываем о том, что эти слова принадлежат врагу. Это ведь Наполеон сказал, что если я захвачу Петербург — я поражу Россию в голову, если я захвачу Москву — поражу в самое сердце.
Соборы Кремля пережили всё то, что довелось пережить русскому народу: и позор захвата, и ужас разграбления. Всё, что представляло ценность, было украдено. Французы увезли и серебряную раку царевича Дмитрия, где же мощи святого не знал никто. В те военные годы на мощи царевича покушались не раз. Их пытались выкрасть старообрядцы, и в один из дней мощи пропали. Только после того, как французы покинули Москву, один из священников Кремлёвского Вознесенского монастыря признался, что это он спрятал мощи, спасая их от похитителей. К всеобщей радости мощи царевича Дмитрия были возвращены в Архангельский собор.
И когда в 1813 году Москва восстанавливалась, то первое что сделали — мощи царевича Димитрия обнесли вокруг Кремля, в соборе провели торжественное богослужение и у людей вновь зародилась надежда, что Россия смеет обрести мир и спокойствие.
Усыпальница правителей
В Архангельском соборе захоронены все правители России вплоть до Петра Великого. Только в усыпальнице Бориса Годунова нет его праха. В 1605 году Лжедмитрий I приказал удалить останки царя из храма. Позже прах Бориса Годунова был перенесён в Троице-Сергиеву лавру. Всего в соборе находится 54 захоронения. Почти все из них скрыты плитами пола и украшены надгробиями XVII века. Когда готовилось празднование 300-летия династии Романовых, для каждой гробницы соорудили бронзовые похоронные футляры со стеклом.
Иван Грозный считал, что его нужно похоронить отдельно. Поэтому его прах, а также его двоих сыновей, находится в дьяконице. В 1963 году при вскрытии его могилы, в костях царя обнаружили много ртути. Этот факт даёт право считать, что его отравили. В соборе Архангела Михаила захоронен царевич Дмитрий, который погиб в Угличе. Французы в 1812 году забрали серебряную раку для мощей царевича. Но прах остался нетронутым, и новая рака появилась уже в 1813 году. В храме захоронены московские князья:
- Василий Косой;
- Василий Боровской;
- Юрий Звенигородский;
- Юрий Дмитровский;
- Владимир Храбрый.
Из Сретенского собора в 1774 году сюда переместили останки святых Михаила Черниговского — русского князя, и его подручника Фёдора. Их мощи находятся в раке позади иконостаса, в северной стороне собора. Прах женщин царского рода из династии Рюриковичей и Романовых перенесли в 1928 году из разрушенного Вознесенского собора в усыпальницу южной пристройки, которая находится в подвальной палате.
Архангельский собор Московского Кремля — одна из наиболее почитаемых православных святынь России. И хотя в нём находится музей и проводятся экскурсии, здесь ещё совершаются богослужения на Радоницу и в престольный праздник.
[List of illustrations]
- Interior of the Archangel Michael Cathedral in the Moscow Kremlin
- Prince Basil III
- Prince Georgi Vsevolodovich
- Prince Alexander Nevsky
- Prince Yaroslav Vsevolodovich. Face
- Prince Daniil Alexandrovich. Face
- SS Sabbas and Simeon, Serbian Thaumaturgi. Detail
- Prince Mikhail Yurievich
- Prince Yuri Daniilovich
- Prince Konstantin Vsevolodovich
- Prince Demetrius. Face
- Prince Demetrius
- Prince Vsevolod of Pskov
- Prince Boris
- Princess Olga
- Prince Vladimir Svyatoslavich
- St George
- St Theodore Stratilates
- St Theodore
- St Nicetas the Warrior
- Princes Ivan Vladimirovich and Afanassi Vladimirovich
- Prince Vladimir Andreevich the Brave. Face
- Prince Pyotr Dmitrievich. Face
- Princes Basil the Squint-Eyed, George of Zvenigorod, Demetrius the Red, and Andrei Dmitrievich
- Prince Georgi Vassilievich
- Prince Georgi Vassilievich. Face
- Princes Ivan Dmitrievich, Andrei Ivanovich Staritsky, and Georgi Ivanovich
- Prince Andrei Bogoliubsky
On cover: Prince Vladimir Andreevich the Brave
История основания
Михаил Хоробрит, брат Александра Невского, ещё в XIII веке стал русским князем и возвёл в Москве деревянный храм во имя Михаила архангела, своего святого покровителя. Московский князь Иван Калита в 1333 году на этом месте выстроил вместо деревянной церкви собор из белого камня. Строение появилось в благодарность за спасение России от голода в неурожайный год. Правитель стал первым князем, которого захоронили в Архангельском храме.
Покровительствовал местам упокоения княжеских семей Архистратиг Михаил, сопровождавший в царство небесное души умерших. В соборе находились места погребения мужчин, а женщин княжеского и царского рода хоронили в соборе Воскресения Христа кремлёвского Вознесенского монастыря. Монастырь разрушили в 1929 году и перенесли захоронения в южную часть Архангельского собора.
Князь Иван III завершил строительство Успенского собора и приступил к реконструкции Кремля в Москве. Родовая усыпальница тоже была перестроена. Государь решил разобрать ветхий Михаило-архангельский собор в 1505 году и возвести на его месте новый. К строительству был привлечён архитектор из Италии — Алевиз Фрязин. Иван III умер, так и не дождавшись окончания строительства.
Сын князя, Василий III, завершил постройку Архангельского собора, а также продолжил дело отца по объединению Руси. Поэтому собор Михаила архангела является некрополем великих русских правителей, и свидетельством объединения русских земель великими князьями. Митрополит Симон провёл таинство освящения храма 8 ноября 1508 года.
Вновь выстроенный храм выглядел очень нарядно. Стены его были покрашены в цвет красного кирпича. Красная стена подчёркивала красоту белых узорчатых деталей. Собор изменялся внешне не один раз за пятьсот лет существования. К нему добавлялись галереи, пределы. Главный купол стал луковичной формы, а не шлемовидной. Внутри же он обустроен как и все древнерусские церкви. Просторные своды поддерживают шесть столпов, которые располагаются в форме креста.
Эпилог
Прошли столетия, в двадцатом веке Архангельскому собору довелось пережить и обстрел революционными войсками, и запрет на богослужения у царских гробов. Но главный княжеский храм не был разграблен и был превращен в музей.
Сейчас в подклете Архангельского собора ведутся реставрационные работы. В одном из саркофагов были обнаружены мощи преподобной Евфросинии московской, единственный святой из женщин московского княжеского рода. Той самой вдовы Дмитрия Донского, которой явился Архангел Михаил. 28 мая 2008 года, в год 500-летия Архангельского собора, состоялось знаменательное для верующих и для истории собора событие — мощи святой Евфросинии московской были подняты из подклета и перенесены в придел святого мученика Уара.
На протяжении столетий Архангельский собор был олицетворением русского государства. В его судьбе, как в летописи, запечатлено каждое мгновение российской истории. И не раз бывало, что собор сам играл ключевую роль в исторических событиях. Во многом благодаря Архангельскому собору Москва стала духовным и политическим центром России, обрела славу и величие.
Реклама:
Уникальные фрески и старинные иконы
Внутри храм поражает фресками, расписывали стены в семнадцатом веке искусные художники, сохранились имена некоторых из них — Яков Казанец, Гурий Никитин, Федор Зубков и другие мастера. На стенах собора можно видеть около 60 изображений царственных особ и их жен: княгини Ольги, князей Боголюбского, Невского, Владимира, Ивана Калиты и Семена Гордого. Некоторые из изображенных на портретах людей причислены к лику святых. Портреты есть над каждым княжеским захоронением, изображены усопшие в молитвенной позе, изображения сопровождаются надписью, в которой указываются их имена и имена святых покровителей.
Для пополнения первоначального иконостаса, который не сохранился, много сделал царь Иван IY. Историки предполагают, что с того времени остались иконы: «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни», «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский»
Привлекает внимание храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» — считается одной из самых старинных икон. Сейчас это вряд ли возможно доказать, но по преданию, ее заказала Евдокия, вдова Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве
Возможно, икона находилась в предыдущем соборе, возведенном по приказу Ивана Калиты. Не исключено, что в ее написании принимал участие сам Феофан Грек или его ученики.
Иконы, которые можно увидеть в стенах храма, написаны большей частью в семидесятых — начале восьмидесятых годов XYIII века. Их заказал царь Федор Алексеевич. Резной иконостас делали искусные мастера, призванные со всей Руси, всего этой работой занимались более 60 человек. Он имеет четыре яруса, с Распятием наверху. По обеим сторонам Царских врат можно видеть уникальные иконы – «Спас Великий Архиерей», «Богоматерь Благодатное Небо».
Заключение
Из всех соборов Московского кремля лично нам больше всего почему-то запомнился именно Архангельский собор. Безусловно, впечатляет такое большое количество захоронений особ царских кровей, да и история храма весьма интересна. Но это не значит, что остальные соборы не заслуживают внимания.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Кремль вообще такое место, в котором нужно побывать хотя бы раз. Мы обязательно продолжим рассказывать о нем более подробно в следующий статьях, и если вы не хотите их пропустить, обязательно подписывайтесь на нашу рассылку — раз в неделю мы присылаем дайджест всех наших публикаций.