Музей прадо: сокровища и шедевры
Содержание:
- Other inventories +
- Архитектура
- 63 B. Fortuny
- Главные экспозиции музея
- Normas para la visita
- Tu entrada a través de la web
- Selecciona el momento
- Accesibilidad
- Déjate llevar
- Consigna
- История и современность
- Экспозиция
- Знаменитые шедевры
- Sala 63 A. El paisaje realista
- История создания
- Музей Прадо
- Sala 61 B. Rosales
- La Colección
Other inventories +
Inv. Testamentaría Carlos II, Alcázar de Madrid, 1701-1703.
Núm. 286.
Quartto Vajo Pieza del despacho de Verano en cuio techo esta pintado Apolo 286 / Ytten Una Pinttura de quatro Varas y media de altto y tres y media de ancho Rettrattada la Señora Emperatriz Ynfantta de España Con sus Damas y Criados y Una Enana Original de mano de Diego Uelazquez Pinttor de Camara y Aposenttador de Palaçio donde se rettratto a si mismo pinttando Con marco dorado tasada en Diez mill Doblones
Inv. Felipe V, Palacio Nuevo, 1747.
Núm. 4.
PINTURAS EXISTENTES ANTIGUAS / En la Antesala de este Oficio / {10223} 4 / Otro retrato de la señora María Teresa Infanta de España reina de Francia retratandola don Diego Velazquez con diferentes señoras que la acompañan original del mismo Velazquez quatro varas de caida y tres y media de ancho = se tasó en veinticinco mil reales
Inv. Carlos III, Palacio Nuevo, 1772.
Núm. 4.
Paso de Tribuna y Trascuartos {12697} 4 / Otro quadro que contiene el retrato de la Señora Infanta doña María Teresa Reyna de Francia retratandola Velazquez con diferentes damas y enanos original del expresado Velazquez de quatro varas de alto y tres de ancho.
Inv. Testamentaría Carlos III, Palacio Nuevo, 1794.
Núm. s. n..
Pieza de paso al dormitº. de la Sª. Ynfanta Dormitorio / {539} Quatro varas de alto y tres de ancho. Quadro llamado de la familia de Felipe quarto: Velazquez … 60.000
Inv. Fernando VII, Palacio Nuevo, 1814-1818.
Núm. 4.
Pieza Amarilla {21644} 4 / La familia de Felipe IV = Velazquez
Catálogo Museo del Prado, 1819.
Núm. 114 .
D. Diego Velazquez retratando á la Infanta Doña Margarita de Austria, hija de Felipe IV, servida de sus meninas, y acompañada de dos enanos y otros personages: por Velazquez.
Catálogo Museo del Prado, 1854-1858.
Núm. 155.
Inv. Real Museo, 1857.
Núm. 155.
Velázquez. / 155. Cuadro llamado de Las Meninas. / A la izquierda del espectador esta Velázquez con la paleta en la mano, haciendo el retrato de Felipe 4º y de la reina, los cuales se ven reflejados en un espejo colocado al fondo del estudio. En primer termino y en el centro esta la infanta doña Margarita Maria de Austria, a quien entretienen sus meninas de diversos modos. Ocupan la derecha los dos enanos Mari Barbola y Nicolasico Pertusato con el perro favorito, el cual sufre con paciencia las impertinencias del bufon (C.N.) / Alto 11 pies, 5 pulg; ancho 9 pies, 11 pulg.
Catálogo Museo del Prado, 1872-1907.
Núm. 1062.
Catálogo Museo del Prado, 1910.
Núm. 1174.
Архитектура
В наши дни музей Прадо являет собою комплекс зданий, расположенных в центре Мадрида. Главным строением музея считается здание, созданное в конце 18 – начале 19 века прославленным архитектором эпохи Просвещения, Хуаном де Вильянуэва. Первоначальное строение было неоднократно изменено при плановых расширениях музейного пространства в разные годы 19-20 века, но основная композиционная часть проекта Вильянуэвы все еще отчетливо просматривается. Центральная часть здания соединена длинными галереями-крыльями с боковыми пристройками с северной и южной стороны. Пристройки выполнены в виде квадратных павильонов, увенчанных купольными сводами. За годы войны с Наполеоном здание получило немалый ущерб, устранять который в 1814 году поручили главному архитектору Мадрида, Антонио Лопесу Агуадо, обучавшемуся некогда у Вильянуэвы архитектурному ремеслу.
Последующий быстрый рост музейных коллекций постоянно требовал преобразований и расширений здания, первое из которых состоялось в середине 19 века под руководством Нарцисо Паскуаля Коломера. В 1882-85 годах работы с северным фасадом проводил Франсиско Хареньо-и-Алакорн, который также создал монументальную лестницу из шести пролетов и отдельные павильоны с задней стороны здания. Целый ряд достроек ожидал музей в первой половине 20 века: в 1911-13 и 1914-21 годах, 1925, 1943, 1946 годах. В 1956 году музейное пространство пополнилось 16-ю новыми залами, благодаря расширению, которое спроектировали и выполнили Фернандо Чуэка Гойтия и Мануэль Лоренте. В 1971 году в состав музея было передано здание Касон дель Буэн Ретиро, бывший бальный зал дворца Буэн Ретиро. Это компактное строение 17 века с нарядным неоклассическим фасадом с 1997 по 2007 годы находилось на реконструкции, в ходе которой в здании появились два новых подземных этажа.
Самым необычным зданием музейного комплекса Прадо является так называемый Куб Монео, современное авангардное строение архитектора Рафаэля Монео. Его строительство было завершено в 2007 году, в результате чего музей получил самое крупное расширение выставочного пространства за всю историю существования – свыше 15 тыс. кв. метров. Открытие корпуса Монео, связанного подземным переходом со зданием Вильянуэва, позволило музею оборудовать 4 новых зала для временных выставок, конференц-зал и лекционные аудитории, рестораны, магазины, кассы. В одном из залов нового корпуса из аутентичных архитектурных элементов воссоздана часть галереи старинного монастыря Св. Иеронима. На ближайшие годы намечена реконструкция еще одного исторического здания – Зала королевств (Салон де Рейнос), которое было выстроено в 30-х годах 17 века. Многие годы здание было домом для Музея оружия, но несколько лет назад Министерство культуры приняло решение о передаче строения в ведение музея Прадо. В здании хорошо сохранились потолочные и настенные росписи, орнаментальные украшения комнат, в которых после завершения восстановительных работ планируют разместить тематические художественные выставки.
63 B. Fortuny
Mariano Fortuny (1838-1874) fue el artista español más influyente entre los que pintaron en el tercer cuarto del siglo XIX. En su formación fueron relevantes su estancia en Roma y sus viajes al norte de África. Estos últimos transformaron su visión y la hicieron sensible a la captación de la luz intensa y del color nítido, en composiciones muy equilibradas, a menudo con una base geométrica. En su primera madurez, estudió a los grandes maestros en el Prado, entre ellos, el Greco, Ribera, Velázquez y Goya, lo que infundió a su pintura una especial profundidad expresiva. Obtuvo un triunfo internacional con sus obras de interiores cuajados de figuras y de objetos, pintados con un toque rápido y muy característico, capaz de sugerir con virtuosismo las calidades materiales y táctiles, el color y el brillo de lo representado. Su extraordinaria habilidad, que también mostró como acuarelista, dibujante y grabador, le permitía trabajar en pequeñas tablas. En su orientación hacia la pintura del natural fueron decisivas sus etapas en Granada (1870-72) y Portici (Italia, 1874), donde experimentó de un modo nuevo la incidencia de la luz sobre figuras y paisaje. Además de su afición por los motivos árabes, también presente en su gusto por las antigüedades islámicas, le interesó mucho el arte japonés, especialmente en su última época.
La escultura nos presenta una imagen muy directa de Fortuny a través del retrato de D’Epinay, los temas retomados con interés en aquellos años como el bronce esculpido por Suñol de la figura de Dante (cuyo VII centenario se celebra este año).
Las Artes Decorativas muestran a través de las medallas como trasmitir la memoria de hechos y personajes históricos y artísticos.
Главные экспозиции музея
Испанская живопись 1100−1910 годов. Выставка начинается на нулевом этаже, где представлены средневековые фрески и картины эпохи Возрождения. В работах Эль Греко, Рибера, Мурильо и других можно отследить все основные тенденции развития живописи в Испании. Тут хранится удивительное количество шедевров — например, более 130 работ художника Франциско Гойи. Основная коллекция художников золотого века распределена по 14-ти комнатам на первом этаже музея. Работы размещены в хронологическом порядке, при этом подчеркивается их связь с другими национальными традициями: фламандцами, венецианцами и французскими кавараджистами.
«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», Франциско Гойя / Фото: mbell1975
Итальянская и французская живопись 1300−1800 годов. Основные картины попали в музей из испанской королевской коллекции, поэтому здесь немного работ, созданных до 1500 года — тогда коллекционирование предметов искусства еще не вошло в моду. Среди ранних произведений можно увидеть картины Боттичелли, Мантенья и Фра Анджелико. Зато во времена Филиппа III в королевскую коллекцию попали работы Караваджо, Тициана, Тинторетто и других гениальных творцов, которым теперь посвящены залы на первом этаже. Картины Рафаэля выставлены в отдельной экспозиции на нулевом этаже.
Вторая картина из серии «Новелла о Настаджо дельи Онести», Боттичелли / Фото: Peter
Фламандская живопись и северные школы. Фламандская живопись — школа изобразительного искусства, развившаяся в XV−XVII веках на территории современной Голландии. В XV веке этот стиль очаровал всю Европу из-за реалистичной прорисовки деталей и глянцевого блеска, который достигался за счет особой масляной краски. С конца XV века Испания и бывшие Нидерланды находились под правлением династии Габсбургов, поэтому в музее Прадо собрана лучшая и самая большая в мире коллекция работ фламандцев. На нулевом этаже выставлена большая коллекция голландских примитивистов, а на первом находятся работы Иеронима Босха, известного в Испании, как Эль Боско, Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Джордана и Ван Дейка.
«Коронование терновым венцом», Ван Дейк / Фото: es.wikipedia.org
Немецкая живопись 1450−1800 годов. Небольшая коллекция живописи, включающая картины, написанные с XVI по XVIII века. Отдельный зал на нулевом этаже посвящен работам Лукаса Кранаха, Бальдунга Грина и Альбрехта Дюрера.
Автопортрет, Альбрехт Дюрер / Фото: es.wikipedia.org
Английская живопись 1750−1800 годов. В музее Прадо собрана удивительная коллекция портретов XVIII и XIX веков — эпохи культурного расцвета Британии. На первом этаже находится экспозиция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.
«Помпейская сцена», Лоуренс Альма-Тадема / Фото: ru.wikipedia.org
Скульптура. В Прадо находятся более 220 классических скульптур, привезенных из Италии. На их примере можно вживую увидеть, как эволюционировало искусство со времен Древней Греции до XIX века.
Фото: Verónica Bautista
Рисунки и эстампы. В музее находится более четырех тысяч рисунков, 500 из которых выполнены Франциском Гойя — это самая большая в мире коллекция произведений художника. Рисунки и гравюры, в основном, демонстрируются на временных выставках.
Фото: Alex Segre
Декоративное искусство. Здесь собраны множество живых памятников эпохи: выдающаяся коллекция столов и досок из флорентийского камня, множество инструментов из горного хрусталя, а также более 1300 медалей и около 1000 разнообразных монет. Среди других необычных экспонатов тут выставлены фламандские гобелены, керамика Талавера, фарфор из Буэн-Ретиро и старинная мебель. Фишка коллекции — драгоценности Филиппа V, унаследованные им от отца. Выставка «Сокровища дофина» проходит на нулевом этаже.
Фото: Galayos
Normas para la visita
Tu entrada a través de la web
Adquiere tu entrada online, con un mínimo de 24 horas de antelación.
* Aunque las entradas online para el día puedan estar agotadas, hay diariamente disponibilidad de entradas en las taquillas del Museo.
Selecciona el momento
El acceso al Museo se realiza con pase horario.
Selecciona la fecha y hora de tu visita en el momento de adquirir la entrada.
Accesibilidad
El Museo es accesible para todas las personas con movilidad reducida o con carritos de bebé. Reserva de pase horario a través de cav@museodelprado.es.
Déjate llevar
Atiende a las recomendaciones del personal del Museo, y a las indicaciones que aparecerán en la señalética y en las pantallas.
Consigna
Disponible para mochilas, bolsos, cascos de moto y maletas pequeñas. Por motivos de higiene no se pueden depositar prendas de abrigo.
История и современность
Годом основания музея считается 1819, однако, история создания коллекции начинается намного раньше.
В Испании коллекции произведений традиционно занимались монархи, поэтому и направления искусства определялись личным вкусом королей. Первым королем, которому удалось не только собрать, но и сохранить уникальную коллекцию живописи стал король Карлос I, правящий страной в первой половине XVI века. Любимым художником этого правителя был Тициан, поэтому он отдавал предпочтение работам именно этого мастера.
Наследником Карлоса I стал Филипп II, который продолжен дело своего отца, собирая лучшие образцы предметов искусства, не только на территории Испании, но и на завоеванных землях. Именно во времена активных испанских завоеваний коллекция, которая со временем стала основой собранная музея Прадо, пополнилась произведениями мастеров итальянской и нидерландской живописи.
При Филиппе II приобретались не только картины религиозного содержания, но и жанровые произведения искусства, портреты. Коллекция была выставлена в загородной резиденции монархов, но видеть ее могли, разумеется, только избранные.
Филипп III, сменивший на троне Филиппа II, не интересовался искусством, поэтому коллекция за время его правления не пополнялась. А вот следующий наследник короны Филипп IV был истинным ценителем живописи и страстным коллекционером. Представители посольства во времена правления Филиппа IV были обязаны отслеживать появление на художественном рынке новинок и приобретать самое лучшее для королевской коллекции.
После того, как в начале XVIII века королевский трон в Испании заняла династия Бурбонов, направление отбора полотен для монаршей коллекции изменилось, так король Карл III приобретал, в основном, произведения французских и немецких художников.
Сама идея превратить частную коллекцию королевского дома в публичное собрание родилась к концу XVIII века, но осуществить ее удалось только спустя много лет. Здание для музея было решено строить в парке Прадо, что и определило название будущего музея.
Архитектором де Вильянуэва был разработан проект и начато строительство здания, однако, во времена нашествия наполеоновских войск сильно пострадало и само здание, и собрание картин (часть произведений была попросту украдена и вывезена).
Истинная история Прадо, как публичного заведения, начинается в 1819, в ноябре этого года открылся национальный музей Прадо в Мадриде, собрание которого насчитывало тогда 311 живописных полотен.
В создании публичного музея большое участие проявила первая супруга короля Фернанда VII – Исабель, а затем, после ее кончины, за дело взялась новая супруга – Мария. Королева Мария была саксонской принцессой, поэтому она очень хотела, чтобы музей на ее родине ничем не уступал галерее, созданной ее отцом в Дрездене.
Сегодня коллекция национального музея содержит более 7500 живописных полотен, большое количество предметов прикладного и ювелирного искусства, исторических документов.
Постоянная выставка музея насчитывает более 1300 разнообразных экспонатов, остальная часть коллекции хранится в запасниках, а часть «путешествует» по миру, выставляясь в музеях разных стран.
Постоянное пополнение коллекции привело к тому, что был поставлен вопрос о расширении и реконструкции здания музея. В 2007 году появились пристройки, которые идеально гармонируют с исторической частью, создавая единый ансамбль.
Экспозиция
Многочисленные шедевры музея Прадо в Мадриде – это, прежде всего, образцы испанского живописного искусства.
Диего Веласкес – это один из лучших портретистов, времен «золотого» века Испании, картины Веласкеса отличаются реалистичностью, выдержанной цветовой гаммой. В открытой экспозиции музея посетители могут видеть такие произведения мастера, как «Портрет Изабеллы Бурбон», «Триумф Вакха» и другие.
Полотна, принадлежащие кисти Эль Греко, выделяются среди работ других художников, отличаясь непередаваемым колоритом, экспрессивностью и яркостью. В залах можно могут увидеть такие знаменитые полотна, как «Крещение Христа», «Троица» и пр.
Картины яркого представителя эпохи испанского романтизма Франциско Хосе Гойя не менее своеобразны. В раннем периоде своего творчества мастер писал яркие жизнеутверждающие работы, но после 1789 года направление полотен резко меняется, теперь в них можно отметить резкость графики и мрачность красок. В музее собрана практически полная коллекция работ мастера, посетители могут увидеть такие известные картины Гойя, как «Маха обнаженная» и «Маха одетая», «Восстание в Мадриде 1808 года» и другие.
Испанское искусство XX века представляют картины Пикассо, в частности знаменитое полотно «Герника» созданное художником в 1938 году. Кстати, Пабло Пикассо занимал должность директора музея в годы гражданской войны в Испании.
Фламандская и близкая к ней голландская живописные школы в коллекциях Прадо представлены картинами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка. Неизменный интерес у посетителей вызывают завораживающие картины Босха, в том числе и один из наиболее ценных образцов фламандской школы – «Воз сена».
Великолепны экспонаты в отделении музея, посвященного итальянской школе живописи. Например, тут можно увидеть картину «Несения Креста», автором которой является Рафаэль, работы Сандро Боттичелли, многочисленные полотна Тициана, шедевры Веронезе, Сарто и пр.
Знаменитые шедевры
Музей Прадо в Мадриде хранит полотна кисти великих испанских мастеров, по праву считающиеся наследием не только национальной, но и мировой культуры. Их лучше раз увидеть, чем 100 раз о них услышать. Холсты уникальные и неповторимые, относящиеся к разным историческим периодам и темам, сюжетам. Встречаются как семейные портреты, так и рисунки на религиозную тематику.
«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха
Босх известен своим нестандартным, мистическим восприятием религиозных сюжетов, с интерпретацией своей точки зрения в картинах. Триптих «Сад земных наслаждений» состоит из 3 частей: левой, правой и центральной.
Левый фрагмент изображает библейских первых людей, Адама и Еву, пребывающих в Эдеме. Это начало жизни, расцвет существования человечества. В центре триптиха детально выписаны причудливые наездники, белокожие и чернокожие люди, сцены купаний, труднопонимаемые аллегории. Завершает ее темная створка, изображающая упадок, пожирающих людей монстров, символизирующая смерть и гибель.
«Сад» относится к одним из немногих полотен, о смысле которого спорят до сих пор. Из всех существующих точек зрения ни одна не стала окончательной.
«Менины» Диего Веласкеса
Выдержано в спокойном духе изображения королевских фрейлин, менин, окружающих маленькую дофину (принцессу). Сюжетный центр – наследница престола, Маргарита Тереза. При этом с происходящим гармонирует лежащая на полу собака, а чуть дальше видна королевская чета.
Структура изображения сформирована таким образом, что дофина, наряжаемая фрейлинами, наблюдает за тем, как придворный художник рисует короля и его супругу. Веласкес ухитрился нарисовать и себя самого, ведь он долгое время служил королевской семье.
«Портрет Кардинала» Рафаэля Санти
Рафаэль, яркий представитель итальянской (умбрской) школы живописи, как никто другой умел рисовать портреты, передавать характер и настроение изображаемого. На данной картине зритель видит зрелого, еще не старого, мужчину в красной кардинальской мантии. Священник спокойно и слегка отрешенно смотрит прямо перед собой, он излучает уверенность в себе и своей власти.
«Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко
Картина выполнена в темных, неброских тонах. Замысел художника до конца не раскрыт, и сегодня посетители продолжают мучиться в поисках разгадки. Даже называют полотно по-разному: портрет дворянина, рыцарь, мужчина с рукой на груди.
Судя по всему, на картине изображен представитель дворянского сословия: на это указывают усы и бородка по моде того времени, пышные кружевные манжеты, воротник, а также шпага – неизменный атрибут идальго. Мужчина смотрит немного грустно, но уверенно и спокойно. По одной из версий, художник изобразил маркиза Толедо, Хуана де Сильва-и-Рибера.
«Снятие с креста» Рогираван дер Вейдена
Все образы детально выписаны мастером. Видны даже слезы, выступившие в уголке глаза Марии Клеоповы, одной из мироносиц. Картина по праву считается шедевром мировой живописи, жемчужиной коллекции Прадо.
Sala 63 A. El paisaje realista
Al igual que en el resto de Europa, a mediados del siglo XIX el paisaje evolucionó del Romanticismo al realismo. El belga Carlos de Haes difundió la nueva tendencia a través de su enseñanza en la Escuela Superior de Pintura y Escultura de Madrid. El Museo conserva una amplia colección de estudios suyos, realizados con rapidez y precisión del natural, donados por sus discípulos. Utilizó algunos de ellos para la elaboración, en su taller, de composiciones de mayor tamaño.
El madrileño Martín Rico, que comenzó a pintar al aire libre en el Guadarrama, obtuvo una pensión para el estudio del paisaje y se instaló en Francia, donde recibió la influencia de los artistas realistas. En Cataluña, la obra de Luis Rigalt presenta aún ecos del Romanticismo, que desaparecen en la pintura de Ramón Martí Alsina, en contacto con las corrientes francesas. El valenciano Antonio Muñoz Degrain, sustituto de Haes en la cátedra de Paisaje de la Escuela de Madrid, promovió un acercamiento intuitivo y libre al género, en el que consiguió intensos efectos de atmósfera y color que, en su madurez, se apartan ya del realismo.
История создания
Предпосылки к созданию в Мадриде музея появились еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные коллекции изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный естественным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения строительства королю так и не довелось.
Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.
В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми разными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в окрестностях Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II коллекции Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в котором несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния коллекций учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.
К этому моменту фонды музея существенно увеличились за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 века, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, известность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайно эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два отдельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 века, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новых выставочных пространств.
Музей Прадо
Музей Прадо (исп. – Museo del Prado) это известный во всем мире музей и картинная галерея, расположенная в Мадриде.Здесь находится одна из самых прекрасных коллекций европейского искусства, начиная с четырнадцатого заканчивая началом девятнадцатого века. Основывался Прадо как музей картин и скульптур, сейчас в нем около пяти тысяч полотен, две тысячи репродукций, тысяча разнообразных монет и медалей и приблизительно две тысячи образчиков декоративно-прикладного искусства. Скульптура представлена более чем семью сотнями работ и чуть меньшей коллекцией малых скульптурных форм. Превосходная картинная галерея объединяет 8 600 полотен, что помогло музею получить статус мировой сокровищницы.
Музей Прадо
В Прадо представлены, бесспорно, лучшие в мире собрания работы испанских художников Диего Веласкеса, Франциско Гойи, равно как и голландского художника Иеронимуса Босха – любимца испанского короля Филиппа II. Музей также ожжет похвастаться превосходной коллекцией работ эль Греко, Питера Пауля Рубенса, Рафаэля, Тициана, Бартоломео Эстебана Мурильо. Прекрасные примеры трудов Мелоццо да Форли, Боттичелли, Караваджо, Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Веронезе, Ханса Бальдунга, Фра Анджелико, Ван дер Вейдена и других художников с мировой славой можно увидеть в залах музея.
Самая известная работа, выставляемая в музее это «Менины» Веласкеса. Веласкес не только самолично поставлял свои работы в Прадо, но и старательно следил за тем, чтобы коллекция музея постоянно пополнялась самыми лучшими образчиками итальянских мастеров. Он был ответственен за ввоз иностранных работ в Испанию.
Известная работа Пабло Пикассо «Герника» выставлялась в Прадо после его возвращения, связанного с реставрацией демократии, но позже была перевезена в музей королевы Софии, так как это место больше подходило для представления этого потрясающего полотна.
Музей Прадо представляет собой одно из зданий, построенных во время правления Карла III, как часть грандиозной строительной схемы, спроектированной по стандартам Мадрида. Эта «долина» (именно так переводится с испанского слово «Прадо») получила общее название, Salon del Prado, а позднее Paseo del Prado, а названием музея оно стало только во времена национализации. Работа над зданием приостановилась с окончанием правления Карла III на время полуостровной войны и была возобновлена только во времена его внука, Фердинанда VII. Эта постройка служила как штаб кавалерии и склад боеприпасов, когда войска Наполеона засели в Мадриде в течение Войны за независимость. После свержения с престола Изабеллы II в 1868 году, музей был национализирован и получил название Museo del Prado. Позднее оказалось, что здание, для того, чтобы представлять королевскую коллекцию предметов искусства – очень мало. Первое расширение произошло в 1918 году.
Со временем к музею присоединилось еще два здания, стоящих неподалеку. Cason del Buen Retiro с 1971 года выставляет коллекцию шедевров девятнадцатого века. Palacio de Villahermosa сегодня является пристанищем для музея Thyssen-Bornemisza, т.е. коллекции тех вещей, которые не относились к королевскому собранию и стали частью Прадо в 1985 году.
Во время Гражданской войны в Испании по рекомендации Лиги Наций, музей перевез триста пятьдесят три картины, сто шестьдесят восемь набросков и сокровища Дофина в Валенсию, позже – в Гирону и, наконец, в Женеву. Предметы искусства должны были вернуться на родину ночными поездами через Францию в начале Второй мировой войны.
Sala 61 B. Rosales
Durante el tercer cuarto del siglo XIX la pintura española evolucionó hacia el realismo. En esta transformación la influencia de los antiguos maestros del Prado, especialmente la de Velázquez, pesó de un modo decisivo. Esto es visible no solo en los géneros más libres, como el paisaje (sala 63A), sino también en aquellos más relacionados con la tradición académica, como la pintura de historia. Así se muestra en la obra más destacada del periodo, Doña Isabel la Católica dictando su testamento, de Eduardo Rosales, que influyó a su vez en otros pintores, como Lorenzo Vallés, representado por la Demencia de doña Juana de Castilla.
La evolución seguida por Eduardo Rosales es muy característica. Tras una orientación inicial vinculada con los modelos italianos del Renacimiento, su pintura transitó hacia un realismo mucho más moderno. En sus últimos años, el abocetamiento de sus composiciones, la ejecución sintética y la pincelada amplia y muy expresiva influyeron a los artistas de la siguiente generación, especialmente en la pintura de historia. La distinción de su rostro le convirtió en modelo para otros artistas, como ocurre en el Cristo yacente de Agapito Vallmitjana.
La Colección
- Javier Barón
- Jefe de Conservación de Pintura del Siglo XIX del Museo Nacional del Prado
Las colecciones del Siglo XIX del Museo son, simultáneamente, las más numerosas y las menos conocidas entre los conjuntos de pintura conservados por el Prado. Procedentes en buena medida del Museo de Arte Moderno, que se integró en el Prado en 1971, fueron expuestas en el Casón del Buen Retiro entre esa fecha y 1997. En 2007, una selección de las mismas inauguró, bajo la rúbrica El siglo XIX en el Prado, las salas de la ampliación del Museo. Desde 2009 se exponen, en el edificio histórico de Villanueva, las pinturas más destacadas.
Un total de doce salas permite una completa visión del arte español del siglo XIX a través de sus obras maestras, con algunas aportaciones de arte europeo. Se inicia el recorrido con la galería dedicada al arte neoclásico, Goya y Vicente López. Aunque Goya cuenta con numerosas salas propias, el propósito de reunir alguna de sus obras con su inmediato entorno obedece a la necesidad de comprender de un modo completo el panorama del primer tercio del siglo, al que se dedica esta sala. En ella hay una amplia representación de escultura neoclásica y, junto a la maqueta original del edificio de Villanueva, se exponen los retratos de los reyes fundadores del Museo, que abrió sus puertas justamente en este periodo.
Dos salas dedicadas al romanticismo permiten ver las obras maestras de sus máximos representantes en España, como Genaro Pérez Villaamil, junto a David Roberts, iniciador del paisajismo moderno en nuestro país, Antonio María Esquivel y Federico de Madrazo, destacados retratistas.
La pintura de historia fue el género más importante desde la década de 1850 hasta la de 1880. Dado que las mejores obras se adquirían en las Exposiciones Nacionales con destino al Museo, este conserva la casi totalidad de las obras maestras de este género, expuestas en tres grandes salas. La primera de ellas está dedicada a Eduardo Rosales, representado además con pinturas de otros géneros que atestiguan la relevancia de su orientación realista. En la segunda destaca la obra máxima de Francisco Pradilla, Doña Juana la Loca, y, en la tercera, la de Antonio Gisbert, El fusilamiento de Torrijos y sus compañeros. Otros núcleos, como el paisaje realista, con numerosas obras de Carlos de Haes, la pintura luminosa de Mariano Fortuny y Martín Rico, y la influencia de la pintura francesa (representada por Paul Baudry y por Jean-Louis-Ernest Meissonier) en Raimundo de Madrazo, preceden a las evolución final hacia el naturalismo, que culmina en Joaquín Sorolla y Aureliano de Beruete.
Dado el amplio número de estas colecciones (2690 obras), la última sala (nº 60) se dedica a presentar temas o aspectos relevantes no expuestos habitualmente. Así, en ella se han organizado desde 2009 siete diferentes exposiciones que han incluido también dibujos, acuarelas y estampas. Este programa ha permitido recuperar, restaurar, estudiar, exponer y difundir obras de artistas, géneros o periodos de interés y calidad poco conocidos, cumpliendo con ello las finalidades esenciales del Museo.