Кунсткамера или кабинет редкостей
Содержание:
- Музей сегодня
- Предыстория
- кунсткамера в Петербурге экспонаты
- Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
- Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
- Кунсткамера
- История создания Кунсткамеры
- Стоимость посещения Кунсткамеры
- Современные залы Кунсткамеры
- Детям или взрослым?!
- Анатомические диковины
- Что посмотреть
- Кунсткамера экскурсия по времени
- Создание первой коллекции
- Экскурсии и программы
- Посещение Кунсткамеры в Петербурге — гид и лайфхаки для туристов
- Как добраться до Кунсткамеры
- Кунсткамера – идея создания
- Скелет Николя Буржуа Двухметровый телохранитель Петра I с чужой головой
- Ладья небесная. Китайская заводная игрушка Едва ли не старейший экспонат Кунсткамеры
- Музей Кунсткамера и великие тайны науки
Музей сегодня
Сейчас Кунсткамеру можно назвать одним из крупнейших этнографических и антропологических музеев в России. Он занял почетное место среди наиболее полных и интересных музеев в мире. Музей располагает миллионом уникальных экспонатов, которыми более века пользовались исследователи в области археологии, анатомии и медицины.
Для удобства гостей музей поделен на тематические разделы, по которым людям будет удобно ориентироваться.
Кунсткамеру рекомендуется посещать с детьми старшего дошкольного возраста, потому что некоторые экспонаты могут оказать сильное психологическое воздействие.
Предыстория
Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол». Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.
С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.
кунсткамера в Петербурге экспонаты
В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.
https://youtube.com/watch?v=Nz_J-MrpRrA
Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.
Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Адрес Кунсткамеры: Университетская набережная, 3, рядом со стрелкой Васильевского острова, в центре Санкт-Петербурга.
Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее до музея 1,5 километра – это 15 минут пешей прогулки по Невскому проспекту, Дворцовому проезду и Дворцовому мосту. Здание музея видно издалека – зеленое, с белыми колоннами и башней.
Рядом расположена остановка общественного транспорта «Университетская набережная», где останавливаются автобусы № 7 и 24, а также троллейбусы № 1, 10 и 11.
Для удобства Вы можете составить маршрут до Кунсткамеры онлайн.
Телефон отдела приема посетителей: +7 (812) 328-01-18
Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
В 1665 году в Амстердаме голландский анатом Фредерик Рюйш положил начало созданию собственной коллекции. Позже тот же Рюйш основал первый анатомический театр, который в 1697 году посетил Петр I.
Методы Рюйша были известны далеко за пределами Голландии, а разработанный им способ наполнять тонкие кровеносные сосуды особой затвердевающей жидкостью позволил ему разглядеть мельчайшие капилляры и разобраться в работе кровеносной системы. Однако секрет этого метода остается неизвестным до сих пор.
Пополнение коллекции Рюйша продолжалось вплоть до 1717 года и к этому времени уже насчитывало более 2 тыс. экспонатов. В том же году Петр решил приобрести всю коллекцию голландского анатома. В довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов с помощью особого состава — liquor balsamicum.
Наряду с коллекцией анатомического кабинета Петр приобрел собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых у голландского аптекаря Альберта Себы. Впоследствии обе эти коллекции составили основу российской Кунсткамеры.
Кунсткамера
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
Кунсткамера
Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в.
Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом.
Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, — всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название — Кунсткамера.
В музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии.
Кунсткамера
Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук.
Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII — XX вв. МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ и включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
1 января, 9 мая, 31 декабря.
Санитарный день — последний вторник месяца.
Стоимость билетов:
- взрослый 300 рублей;
- льготный 150 рублей.
- День бесплатного посещения для индивидуальных посетителей — третий четверг месяца c сентября по апрель. Бесплатный билет можно получить в кассе музея.
Узнать подробности можно на официальном сайте: http://kunstkamera.ru/
На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про кунсткамера. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.
Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
История создания Кунсткамеры
По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.
Дата основания музея — 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя — Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты — монстры, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.
Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.
М.В. Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета, работал в здании музея с 1741 по 1765 годы. В башне здания был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Здесь представлена история начального периода Петербургской Академии наук, коллекции научных приборов 18 и 19 веков, а в Круглом зале — большой Академический глобус (Готторпский) — планетарий, построенный еще в 17 веке. Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней — карта звездного неба. Внутри сферы — стол и скамейка на 10–12 чел. Глобус построен в городе Готторп в Германии, подарен царю Петру Первому. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 году. Является памятником двух веков, а также немецкой и русской культур.
Башня
116745
Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.
В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.
В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и Мемориальный музей М.В.Ломоносова.
Стоимость посещения Кунсткамеры
Перед посещением музея узнайте, сколько стоит билет в Кунсткамеру.
Стоимость стандартного билета – 300 рублей, независимо от гражданства.
Цена входного билета в Кунсткамеру Санкт-Петербурга для льготных категорий граждан – 100 рублей. К ним относятся пенсионеры России и Беларуси, студенты, школьники, курсанты, обучающиеся в российских военных училищах. Для получения льготы необходимо представить подтверждающий документ.
Билеты в Кунсткамеру можно купить онлайн или в кассе музея.
Цена едина для любых категорий граждан – 500 рублей, льготы не распространяются. Купить электронные билеты в Кунсткамеру можно с помощью любой банковской карты. На сайте доступен выбор дня и времени посещения. Такой способ поможет избежать очереди в кассах.
Приобрести билеты в Кунсткамеру онлайн можно и на тематические программы на официальном сайте. В стоимость экскурсионных и тематических программ входной билет уже включен.
Современные залы Кунсткамеры
Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:
- Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
- Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
- Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
- Австралии.
Детям или взрослым?!
Этот музей способен, как вызывать шок, так и показаться скучным. Да-да, вы не ослышались, при его невероятном количестве удивительных экспонатов, не очень претенциозный посетитель может ощутить скуку в некоторых выставочных залах музеях. Причиной этого невероятного действа послужит невнимательность и спешка. Выше уже говорили, что времени для исследования музей жалеть не стоит!
Естественно, самое шокирующее в музее — это анатомические отделы с их строением тела, отклонениями и уродствами, что шокирует и одновременно притягивает, как ни странно это звучит. Но без подробных пояснений экскурсовода вы получите лишь малую толику информацию. Львиная же доля её останется в анналах истории.
Отделения этноса заслуживают отдельно взятой главы для повествования! Каждая из народностей, которая представлена в музее, подлежит подробному обсуждению. И кто, по-вашему, будет это обсуждать? Снова мы возвращаемся к профессиональным экскурсоводам, которые любезно пояснят все мелочи, касающиеся экспонатов музея!
Для тех, кто будет в полном восторге от увиденного, следующая информация: запечатлеть всё происходящее на фотоплёнку вам не удастся, так как в музее существует ограничение на фотографирование его бесценных экспонатов.
Анатомические диковины
Зал анатомических редкостей и все последующие, кроме истории науки, расположены на втором этаже Кунсткамеры и является здесь центральным. В отличие от помещений первого этаже, перекрытия не имеют арочной конструкции, зато украшены растительной белой лепниной по лазоревому фону.
Анатомический зал по периметру потолка опоясан балконом, точнее проемом в перекрытии под третьим этажом. Достаточно просторное помещение встречает посетителей множеством экспонатов в своих витринах, и многие сначала присматриваются издали, выбирая интересующие их объекты для осмотра.
Есть и не задерживающиеся в этом зале посетители, что обусловлено спецификой его экспонатов.
Что посмотреть
Коллекция первого русского музея изначально включала самые разные экспонаты: от археологических находок до заспиртованных тел. Поэтому еще в 19-м веке из этого разнородного собрания выделилось несколько тематических музеев: Зоологический, Этнографический, Минералогический и т.д. В 1878 году два из них слились воедино и образовали Музей антропологии и этнографии имени Петра I (так звучит официальное название Кунсткамеры и сегодня). В отдельных зданиях буквально в двух шагах находятся Зоологический музей и Санкт-Петербургский архив РАН.
Зоологический музей был частью Кунсткамеры до 1832 года
Экспозиции Кунсткамеры
Всего музейный комплекс содержит 16 экспозиций, из которых 5 можно назвать скорее историческими, а остальные посвящены культуре, религии, обычаям и быту народов мира.
Кунсткамера экскурсия по времени
Обзорные экскурсии дают общее представление о Музее, знакомят с его историей и коллекциями.
Мы рекомендуем их тем, кто идет в музей впервые.
Обзорная экскурсия (группа до 20 чел.)
Классическая обзорная экскурсия, посвященная истории Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) и его коллекциям.
Стоимость для взрослых — 7 000 руб.Стоимость для школьников и студентов — 3 000 руб.Индивидуальная экскурсия (группа до 4-х человек) — 2 200 руб.
«Чудес палата» (группа до 15 чел.)
Участники экскурсии увидят экспонаты Кунсткамеры XVIII века: рукотворные диковинки, привезенные из разных стран, и диковинки природы.
Стоимость для взрослых — 6 000 руб. Стоимость для школьников и студентов — 3 000 руб.
Для дошкольников и учащихся младших классов
«В гости к Большому Готторпскому глобусу» (группа до 15 чел.)
Ребята отправятся в гости к Большому Готторпскому глобусу – одному из первых экспонатов Кунсткамеры. В ходе экскурсии они познакомятся с этнографическими коллекциями музея, собранными в разных уголках мира, увидят старинные приборы и инструменты, узнают о работе ученых XVIII века (Без посещения экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры») .
Стоимость — 3 000 руб.
«Отправляемся в экспедицию» (группа до 15 чел.)
Ребята отправятся в «этнографическую экспедицию», представят себя исследователями дальних стран и поделятся друг с другом своими впечатлениями (Без посещения экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»).
Источник
Создание первой коллекции
Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.
Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.
Экскурсии и программы
В Кунсткамере проводится множество обзорных экскурсий:
- классический обзор – тематикой является история музея, его коллекции;
- «Чудес Палата» – рассматриваются экспонаты XVIII века;
- «Отправляемся в экспедицию» – этнографическая экспедиция, ориентирована на детей;
- «В гости к большому Готторпскому глобусу» – рассматривается не только этот экспонат, но и этнографические коллекции.
Организуются также экскурсии тематической направленности. Посетители узнают, как становилось научное знание, рассматривают историю и развитие самой Кунсткамеры и Академии наук. Отдельная экскурсия посвящена Ломоносову.
Особый цикл тематических экскурсий посвящен традиционной культуре народов мира. Можно выбрать одну из этнографических композиций либо определенную тематику – традиционные костюмы, жилище, кухня.
Особое внимание в Кунсткамере уделяется детям. Для дошкольников и учащихся начальных классов организуются занятия в различных музейных экспозициях
Преобладает игровая форма. Дети знакомятся с культурой и традициями разных народов.
Для школьников предусмотрены интерактивные экскурсии. Это не только рассказ экскурсовода, но и поисковая деятельность учащихся. Экскурсии базируются на отдельных экспозициях музея: «Индия», «Китай», «Африка», «Япония».
Школьникам посвящен также «Ветер странствий» – цикл тематических экскурсий, которые знакомят детей с путешественниками и исследователями разных уголков планеты, животным и растительным миром.
Посещение Кунсткамеры в Петербурге — гид и лайфхаки для туристов
Название музея происходит от немецкого слова «Kunstkammer», что означает — «собрание диковинок». Кунсткамера или кабинет редкостей — первый музей России. Он был основан Петром Первым в Санкт-Петербурге в 1714 году и стал первым общедоступным музеем.
Кунсткамеры стали возникать в Европе ещё в XV-XVI вв. Они представляли собой собрание редких находок экспедиций тех времен. Эти находки никак не классифицировались и были рассчитаны на то, чтобы поразить зрителя и продемонстрировать «учёность» и богатство их владельцев.
Кабинеты редкостей в XV-XVI веках принадлежали многим княжеским и королевским дворам. А в XVII веке датский король Фредерик III основал Королевскую Датскую Кунсткамеру, упоминаемую в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине». То было давно и в Европе. Мы же поделимся впечатлениями от посещения Кунсткамеры в Петербурге в наши дни.
Как добраться до Кунсткамеры
Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.
Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).
Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.
Как добраться от Московского вокзала:
-
Вариант 1
Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).
Пешком:пройти 100 м.
-
Вариант 2
Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.
Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.
Пешком:пройти 2 км.
-
Вариант 3
Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.
Как добраться от Эрмитажа:
Кунсткамера – идея создания
Поездка юного государя в 1698-х годах по европейским странам открыла перед ним новые горизонты просвещения. Особенно удивили и заинтересовали великого реформатора так называемые «куншты» — кабинеты редкостей и различных природных диковинок.
В Европе это было модным увлечением и каждый правитель, и знатный вельможа считал своим долгом похвастаться перед русским царем своим собранием странностей.
А после посещения публичного музея Ашмола при Оксфордском университете в Англии у Петра I возникла идея о создании доступного музея и в России.
Первоначально «государев кабинет» находился в Москве в Аптекарском приказе, но, сразу после завершения строительства Летнего дворца в 1714 году все экспозиции были перевезены в новую столицу. В Летнем дворце открылась экспозиция в зале, названным царем на западный лад — «куншткамерой».
Именно 1714 год принято считать годом основания первого музея в России. За его создание и развитие государь назначил ответственных — Роберта Арескина, лейб-медика и Президента Аптекарской канцелярии, а также Иоганна Шумахера. Для него была отдельно введена должность «надсмотрителя редкостей и натуралиев».
В те же времена самодержец издал указ, предписывающий жителям страны привозить в столицу все необычное и интересное, что повстречается им в своих регионах.
Согласно указа, все путешествующие по разным странам были обязаны привозить в столицу диковинные предметы из своих поездок, какие «зело интересны и необычны».
Спеша выполнить царский указ и принимая во внимание тот факт, что за находки полагалось вознаграждение, люди открыли настоящую охоту на всевозможные диковинки. Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности»
Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии
Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности». Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии.
В 1717 году государь приобрел в Голландии знаменитую коллекцию «уродцев» Фредерика Рюйша. Это уникальное собрание около 1000 экспонатов заспиртованных в банках аномальных зародышей и различных анатомических отклонений потрясло Петра I своей необычностью.
Именно эта коллекция ассоциируется у большинства людей с названием Кунсткамера. Но на самом деле она составляет лишь незначительную часть среди бесчисленных экспонатов музея. Незначительную, но, несомненно, очень запоминающуюся. Вряд ли кого-то оставят равнодушными сиамские близнецы, младенец с циклопией и двухголовый теленок.
В результате тотального наплыва всевозможных артефактов с различных регионов страны и земного шара в Летнем дворце стало не доставать места для их демонстрации. В 1718 году по указу государя Кунсткамера была переведена в новое здание.
Скелет Николя Буржуа Двухметровый телохранитель Петра I с чужой головой
Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.
Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.
Ладья небесная. Китайская заводная игрушка Едва ли не старейший экспонат Кунсткамеры
Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.
Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.
Музей Кунсткамера и великие тайны науки
Кунсткамера Петра I – музей, в котором нет особых экспонатов. Но лишь потому, что каждый из них особенный, уникальный и редкостный. И именно за уникальность экспонатов Музей антропологии и этнографии им.
Петра Великого Российской Академии наук получил свое странное название, которое в переводе с немецкого означает ни что иное, как «комната редкостей».
Коллекции для музея закупались по всему миру с 17-го века, и сегодня Кунсткамера в Питере – музей, в который идут за впечатлениями и эмоциями, нередко пробирающими до дрожи.
Экспозиция Кунсткамеры: анатомия, культура и традиции
Современный музей Петра Великого при Академии наук включает 15 отделов, отражающих культуру народов мира, знания по анатомии и этнографии.
Несомненно, многие посетители Кунсткамеры привлечены таинственностью Анатомического раздела, который хранит редкие экспонаты детей и эмбрионов с самыми страшными человеческими мутациями.
Но, это лишь малая часть экспозиции. Музей Кунсткамера предлагает осмотреть и разделы, повествующие о культурах разных народов, а разделы в нем именуются по странам и частям света:
- Китай и Монголия;
- Япония;
- Северная Америка;
- Индия и Индонезия;
- Ближний и Средний Восток;
- Африка;
- Корея;
- Индокитай.
Предметы народного промысла и искусная резьба по дереву и кости, сцены жизни племен и посуда, ритуальные и религиозные предметы присутствуют в каждом из разделов Кунсткамеры. Редкие культовые и обрядовые вещицы, рукотворные идолы богов музей начал собирать еще с закупок раритетов Петра 1.
- Сцена лечения пациента шаманом;
- Ритуальный танец вызова дождя;
- Сцены из жизни эскимосов и алеутов, в рамках которых выставлены настоящие юрты;
- Обряды коренных индейцев Америки.
Поражают великолепием и восточные экспонаты – доспехи самураев, тончайший китайский фарфор и украшения из перегородчатой эмали, резные табакерки из кости и финифть.
Знания антропологии ныне распространяются далеко за пределы быта и даже Земного шара. Доказательство тому предоставят экспонаты Кунсткамеры с фото и описанием – Готторпский глобус, величиной в 3,1 метра с картой звездного неба внутри, и Первая астрономическая обсерватория, расположенная в башне Академии Наук.
Здание музея на Васильевском острове
История знаменитой Кунсткамеры началась в палатах Летнего дворца. Но, стремительный рост коллекции и приобретение новых раритетов заставило Петра 1 уже в 1717 году издать указ о возведении отдельных палат для музея на стрелке Васильевского острова.
Проект здания, созданный Маттарнови, несколько раз перерабатывался и дополнялся уже в ходе строительства. Над архитектурой работали Гербель и Киавери, а когда было построено здание Кунсткамеры, из-за обнаруженных дефектов центральную часть пришлось разобрать и отстроить заново.
Многочисленными доработками и перестройками занимался Земцов.
Современная Кунсткамера в Санкт-Петербурге на фото отражает всю красоту петровского барокко, увенчанного высокой башней с куполом обсерватории. Оба ее фасада – и обращенный к Неве, и выходящий на Правительственную площадь, являются парадными.
Посещение Кунсткамеры
Кунсткамера СПб предлагает комфортные цены и часы работы, чтобы каждый желающий смог насладиться зрелищностью редких экспонатов и получить новые знания о культуре всех народов мира. Музей ежедневно открыт для посещения с 11.00 до 18.
00, за исключением понедельника. Если вас заинтересовала Кунсткамера, цена билета 2018 вас также не отпугнет – всего 300 рублей.
При этом сотрудниками музея разработана система скидок для студентов и пенсионеров, а для многодетных семей вход и вовсе бесплатный.
Кунсткамера Санкт-Петербурга имеет различный режим работы и посещений, от 3Д-экскурсии и мобильного гида до организации обучающих программ для школьников и студентов кафедры антропологии. При этом заказывать тематические экскурсии следует заранее, потому как проводят их сотрудники Академии наук.
6 декабря 2018 года исполняется 290 лет с открытия первого публичного музея России — Кунсткамеры. Прекрасный повод посетить еще раз. Кстати, а вы знали, что официальный слоган его звучит как: «Все знания о мире в одном музее!»?
В Петербурге каждый турист спешит посетить Кунсткамеру по адресу Университетская набережная, д.3. Добраться до нее можно на наземном городском транспорте или пешком от ближайших станций метро.