Кунсткамера

Как добраться до Кунсткамеры

Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.

Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).

Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).

    Пешком:пройти 100 м.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.

    Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.

    Пешком:пройти 2 км.

  • Вариант 3

    Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.

Как добраться от Эрмитажа:

Детский скелет с двумя головами

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.


Детский скелет с двумя головами


Детский скелет с двумя головами


Детский скелет с двумя головами

Предыстория

Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.

С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.

кунсткамера в Петербурге экспонаты

В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.

https://youtube.com/watch?v=Nz_J-MrpRrA

Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.

В огне не горит

Отдельное здание Кунсткамеры было построено только в 1734 году. Строительство, начатое в 1718-м, шло долго, ему постоянно что-то мешало. К сожалению, Пётр I, скончавшийся в 1725 году, не увидел свою драгоценную коллекцию в новом помещении. В 1747 году в Кунсткамере случился пожар, и многие экспонаты сгорели. Очаг пожара находился в деревянной башне у западного крыла, в которой располагалась обсерватория. В результате полностью сгорели этнографические коллекции, был утрачен уникальный Готторпский глобус, от которого остались дверца и остов. Сегодня посетители могут увидеть точную копию раритета, подаренного царю Карлом Фридрихом. Внутри огромного шара стоит стол и скамья, на которой одновременно могут сидеть 12 человек. На внешней поверхности глобуса находится карта мира, в внутри его — звёздная карта неба. Служащие музея, спасая раритеты и документы, выбрасывали их на улицу. А ночью бесхозные вещи были похищены. Всё, что не пострадало, перевезли к Демидову и Строганову, дома которых стояли поблизости. Последствия пожара были устранены лишь в 1766 году, а саму башню в первоначальном виде восстановили только спустя 200 лет. Служащие музея разослали списки сгоревших экспонатов по России с просьбой прислать их заново. К счастью, в 1741 году был издан каталог с описанием всего того, что хранилось в музее. В начале XIX века Кунсткамера снова начала заполняться. Многие редкости тогда привёз капитан Кук из Полинезии. Кунсткамера, как и задумывал Пётр I, стала не просто первым российским музеем для «поучения и знания о живой и мёртвой природе, об искусстве человеческих рук». Она стала колыбелью для некоторых исследовательских институтов. Сегодня Кунсткамера — это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН.

Спирт для двух голов

Со временем необычные экспонаты обросли легендами и слухами. Самая яркая история связана с головой Марии Гамильтон, фаворитки Петра I. Её обвинили в краже драгоценностей и детоубийстве и казнили, однако история на этом не закончилась. Княгиня Дашкова в конце XVIII века взялась за проверку счетов и обнаружила перерасход спирта. Смотритель объяснил это тем, что нужно постоянно менять раствор в сосудах с головами — мужской и женской, хранящихся в подвале уже 50 лет. По документам Дашкова определила, что головы принадлежали Марии Гамильтон и Виллиму Монсу, казнённому Петром за связь с императрицей Екатериной I.

Метки: эпоха Романовых, экспонат, музей, Все загадки мира, Петербург, История Петербурга, Васильевский остров, коллекция, Кунсткамера

Музей отца российской науки

Сейчас в Кунсткамере также расположен музей Михаила Васильевича Ломоносова. Он включает в себя тот самый большой Готторпский глобус, который находится сейчас в башне Кунсткамеры.

Здесь же можно найти большую коллекцию приборов и инструментов XVII-XIX вв. веков, например, меридианный круг Эртеля, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Есть астролябия XVII века, принадлежавшая полководцу Альбрехту ван Валленштейну, который с помощью нее определял широту. Конечно, в музее Ломоносова не обойтись без личных вещей Ломоносова, а также большой библиотеки, посвященной знаменитому ученому.

Готторпский глобусЕще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри — небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет . Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

Экспозиции первого этажа Кунсткамеры

Этнографическая экспозиция Кунсткамеры начинается с раздела Северной Америки, который в свою очередь описывает последовательно весь континент начиная с севера. Витрины с описанием жизни и быта эскимосов и других северных народностей демонстрируют характерные для них одежды, орудия охоты и предметы повседневного пользования.

В витрине можно видеть, что длинные сапоги, да еще и утепленные, изобретены задолго до наших дней. На открытом стенде выставлены сани для транспортировки добытых морских животных, которые наряду с рыбой были основой пищевого рациона северян.

Подробно, с подразделением по отдельным племенам, представлены североамериканские индейцы. Общее название этих многочисленных народностей произошло от ошибочного представления о попадании европейских путешественников в Индию, при том, что  прибывали они на ранее неизвестный континент.

Каждое индейское племя отличалось от прочих одеждой и верованиями, способами добычи пропитания и разной степенью воинственности.

При этом многие племена использовали водные средства передвижения, построенные по схожему принципу. Не помещающаяся в витрину пирога из березовой коры размещена наверху, это натуральная ее величина.

Общее построение конструкции залов хорошо просматривается на примере зала Японии. Мощные квадратные пилоны поддерживают пологие арки сводов со слегка рельефной поверхностью. Мягкая цветовая гамма всех элементов и полового покрытия позволяет сконцентрироваться именно на экспонатах, не отвлекаясь излишне на детали оформления.

Японский зал включает как невысокие застекленные стенды, так и более высокие витрины, позволяющие использовать для показа одежд манекены в рост человека, что обеспечивает наглядность и сравнимость увиденного с современниками.

Среди японских витрин внимание посетителей привлекает демонстрация традиционной японской чайной церемонии. Это целый ритуал, описанный в представленных в витрине планшетах и показанный в действии с использованием манекена, предметов для приготовления и употребления популярного напитка

Регламентирована при этом не только используемая посуда, но даже каждое движение готовящей и разливающей заварку (делали это, как правило, женщины). Чайные традиции, заложенные в древности несколькими школами, сохраняются в консервативной японской культуре до наших дней. Владение чайной церемонией считается и сейчас обязательным навыком для японских женщин.

Столь же древнее происхождение, как и чайная церемония, имеют различные течения японского театрального искусства. Театр Но произошел от представлений бродячих артистов саругаку, использовавших элементы акробатики и жонглирования, ходули и фарс. Со временем прибавились пение и танцы, использование масок и условных жестов.

Театр Кабуки возник позже, вобрав ряд элементов Но и обогатив сюжеты представлений. Кабуки разыгрывают три основных вида спектаклей – исторические, семейно-бытовые и танцевальные. Основой концепции Кабуки являются ценности буддизма, а основной сценической формой являются причудливые статичные позы, которым учатся подолгу и даже передают по наследству. Оба направления театра Японии характерны длительностью представлений – 5 часов и более.

Обособленным направлением японского искусства являются представления Кагура – музыка и танцы религиозных церемоний, посвященных древним богам природных сил. Духов восхваляют или просят о помощи, либо развлекают при благоприятных обстоятельствах.

Конечная часть японского раздела размещена в соответствующем ярусе центральной башни здания Кунсткамеры. Округлый зал с куполообразным с росписью потолком и окнами на нем со следующего яруса содержит несколько витрин в форме старинных шкафов, где представлены черно- белые сюжеты исторического характера.

Представлены традиционные одеяния японцев и различные церемонии их своеобразной культуры, сцены выступлений народных музыкантов и танцы на ходулях с зонтиками, граничащие по сложности с цирковыми представлениями.

Африканская экспозиция занимает несколько витрин, представляющих быт и занятия населения стран этого континента, расположенных южнее пустыни Сахара. Одна из витрин этого зала демонстрирует разнообразие одеяний жителей самого жаркого земного континента.

В зависимости от климатических условий и нравственных представлений народов африканцы могли ограничиваться набедренной повязкой либо ходить полностью закутанными, кроме лица и кистей рук.

Выставлены также бытовые и культовые предметы, знаки власти и украшения. Здесь же образцы тканей различного происхождения, расцветок и качества.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Архитектура

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm

(Монетный двор) Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

История создания Кунсткамеры

По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.

Дата основания музея — 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя — Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты — монстры, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.

Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.

М.В. Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета, работал в здании музея с 1741 по 1765 годы. В башне здания был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Здесь представлена история начального периода Петербургской Академии наук, коллекции научных приборов 18 и 19 веков, а в Круглом зале — большой Академический глобус (Готторпский) — планетарий, построенный еще в 17 веке. Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней — карта звездного неба. Внутри сферы — стол и скамейка на 10–12 чел. Глобус построен в городе Готторп в Германии, подарен царю Петру Первому. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 году. Является памятником двух веков, а также немецкой и русской культур.

Башня

116745

Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.

В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.

В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

Первая астрономическая обсерватория Академии наук

С XVIII века на верхних этажах Кунсткамеры была организована комната астрономов. Учёные наблюдали с башни за звёздным небом, создавая календарное исчисление и картографию. Здесь всё сохранилось до наших дней. Экскурсанты могут созерцать инструмент научных работников того времени: подзорные трубы, телескопы, технически сложные астролябии, причудливые часовые механизмы и измерительные приборы.

Специально была сохранена рабочая обстановка астронома XVIII века. Впечатляет раздвижная телескопическая труба М. В. Ломоносова, через которую он рассматривал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году.

Рис.4 Рабочее место астронома

Именно в обсерватории Кунсткамеры зародились российские науки: астрономия, география, геодезия, метеорология, служба времени и топография. Именно через Кунсткамеру проходил петербургский меридиан, от которого производилось картографирование и планировка города.

В стенах обсерватории трудились выдающиеся научные сотрудники Санкт-Петербургской академии наук: Г. Гейнсиус, Ф. Х. Майер, Л. Эйлер, Х. Н. Винсгейм и другие. Учёные трудились в обсерватории Кунсткамеры до 1839 года, после чего научно-исследовательский аппарат переехал в новое здание Пулковской обсерватории.

Знаменитые сотрудники

См. также: Категория:Сотрудники Музея антропологии и этнографии РАН

  • Альберт Кашфуллович Байбурин
  • Василий Владимирович Бартольд
  • Юрий Евгеньевич Берёзкин
  • Надежда Петровна Дыренкова
  • Рудольф Фердинандович Итс
  • Юрий Валентинович Кнорозов
  • Георгий Яковлевич Кер
  • Михаил Васильевич Ломоносов
  • Людмила Александровна Мерварт
  • Леонид Павлович Потапов
  • Василий Васильевич Радлов
  • Рахмат Рахимович Рахимов
  • Елена Владимировна Ревуненкова
  • Ефим Анатольевич Резван
  • Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская
  • Василий Васильевич Струве
  • Чунер Михайлович Таксами
  • Кирилл Васильевич Чистов
  • Лев Яковлевич Штернберг

Музей антропологии и этнографии

В 1830-х годах коллекции Кунсткамеры были распределены по вновь созданным имперским музеям, самым важным из которых был Музей антропологии и этнографии Петра Великого, основанный в 1879 году. Его коллекция насчитывает около 2 000 000 единиц хранения и был известен как Музей Петра Великого. с 1903 г. (чтобы отличить старый музей от Русского этнографического музея ).

Первоначально были отдельные музеи антропологии и этнографии, но 5 декабря 1878 г. было решено объединить их в единый музей, а 10 ноября 1879 г. был назначен Леопольд Шренк. Только в 1887 г. музею наконец-то был предоставлен собственный музей. выставочное помещение при Кунсткамере в Таможенном переулке. 23 сентября 1889 года открылась первая выставка единого музея.

Один из самых ужасных экспонатов — голова Виллема Монса , брата Анны Монс . В 1747 году некоторые предметы погибли в результате пожара. В музее хранится 78 акварелей перуанского художника Панчо Фиерро , самая большая коллекция за пределами Перу. Их привез Шренк после своего визита туда в 1854 году.

Список директоров

  • Леопольд Шренк (1879–94)
  • Василий Радлов (1894–1918)
  • Василий Бартольд (1918–21)
  • Ефим Карский (1921–30)
  • Николай Маторин (1930–33)
  • Иван Мещанинов (1934–37)
  • Николай Кисляков (1945–48)
  • Николай Гиренко (1991–92)
  • Александр Мыльников (1992–97)
  • Чунер Таксами (1997–2001)
  • Юрий Чистов (2001 – настоящее время)

Кунсткамера в палатах Кикина

Это двухэтажный дворец опального вельможи А. В. Кикина. Особняк в духе петровского барокко находится недалеко от Смольного храма и является одним из первых каменных строений города.

На момент переезда музея оно не было достроено и возведение завершилось лишь к началу следующего года. В его залах экспозиции Кунсткамеры стали по-настоящему выставлены для народного обозрения.

Примечательно, что вход был бесплатным. Даже, более того, посетителям полагалось угощение за счет государства. Это было блестящим маркетинговым ходом тех времен. Таким образом, государь поощрял тягу народа к просвещению и познанию неведомого.

Залы большого дворца Кикина позволяли развернуть экспозиции музея во всем их многообразии. В те годы музей представлял собой несколько постоянных помещений:

  • «Натюр-камера» — экспонаты, относящиеся к естественным наукам. В том числе и анатомический зал с «уродцами» Рюйша.
  • «Мюнцкамера» — здесь демонстрировались древние монеты и медали.
  • «Кунсткамера» — экспозиции предметов быта с разных континентов и произведений искусства народов различных стран.
  • «Государев Кабинет» — коллекция самого императора, собранная в разные годы.

Особый интерес в музее петровской эпохи представляли живые «монстры». Это были люди с необычными анатомическими отклонениями и шокирующими особенностями.

Они проживали при музее и всесторонне изучались учеными. Своей необычной внешностью они неизменно вызывали повышенный интерес посетителей.

Со временем, Кунсткамера стала приобретать известность в народе, и полюбопытствовать на ее диковинки появлялось все больше желающих. Не заканчивалось и поступление новых интересных находок, стекавшихся к воротам музея «полноводной рекой».

Даже Кикиных палат стало мало для всего количества редкостей, собранных в Кунсткамере. Стала очевидной необходимость специального здания. Разумеется, для такого заведения, как Кунсткамера и место расположения должно быть особенным. Так и получилось.

Интересные факты

  • Посещение доступной для всех сословий Куншткамеры при Петре Великом было не просто бесплатным, но и поощрялось: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
  • В XVIII веке в Кабинете искусств можно было видеть живые экспонаты. Например, здесь жил человек, рост которого был всего 126 см, а на руке и ногах располагалось по два пальца.
  • Оформление экспозиций также отличалось оригинальностью. Так, в пояснении к одному из экспонатов значилось: «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи».
  • С Кунсткамерой связана такая легенда: якобы в здании есть потайное хранилище, в котором держат опасные магические предметы.
  • Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в подвалах музея складывали тела найденных на улицах погибших жителей города. Отсюда их отвозили для захоронения на кладбища.

Зело дивно!

Что вдохновило Петра I на создание такого музея, доподлинно неизвестно. По одной из версий, однажды, гуляя по Васильевскому острову, царь увидел две сосны, одна из которых проросла ветвями в ствол другой так, что невозможно было различить, где чьи ветви. Говорят, что место для постоянного здания музея Пётр выбрал именно там, где росли причудливые деревья. Он приказал их аккуратно вырубить и наиболее выразительные части поместить в Кунсткамере. Кстати, эта находка хранится там по сей день. Но в тот день государь увидел эти деревья, удивился и забыл. А вспомнил лишь через несколько лет, в 1697 году, когда отправился с дипломатической миссией в Англию и Голландию. Именно там Пётр I впервые посетил «куншты» — кабинеты, где хранились разные редкости: коллекции диковинных насекомых, чучела животных, заспиртованные человеческие органы. От слова «куншт», что в переводе означало «редкость», и пошло название Кунсткамеры. В дневнике, который по приказу Петра вели в этой поездке, часто встречается восклицание: «Зело дивно!». Особенно потрясла царя тогда ещё молодая наука анатомия: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно — сердце человеческое, лёгкое, почки. Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки». Под впечатлением от увиденного Пётр I по возвращении домой решил организовать подобный музей во дворце.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушкаЕдва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

История создания

Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.

Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса. Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств». Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.

Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.

В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.

Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.

Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.


Реконструкция башни здания

К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector