Экспонаты кунсткамеры в санкт-петербурге

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Адрес, время работы, билеты, сайт Кунсткамеры

Адрес музея: Университетская набережная, дом 3

Как добраться до Кунсткамеры

— ближайшая станция метро Адмиралтейская, от нее пешком 15 минут через Дворцовый мост или 3 минуты на автобусе и троллейбусе с ближайшей остановки на Невском проспекте (сам проспект нужно перейти от метро); — с любой остановки на Невском проспекте автобусы 7 и 24; троллейбусы 1, 10 и 11. Выйти на остановке Университетская набережная (сразу после Дворцового моста); — с Петроградской стороны автобус 191, выйти на остановке Биржевая площадь.

Сайт:

Телефон: + 7 812 328 08 12

Время работы: вторник — воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной. Кунсткамера открыта на вход до 17:00 Последний вторник каждого месяца — санитарный день.

Билеты в Кунсткамеру

— взрослые — 400 рублей; — льготные — 100 рублей.

День бесплатного посещения для индивидуальных посетителей — третий четверг месяца в период c сентября по апрель.

День бесплатного посещения для членов многодетных семей граждан России и Беларуси — второй четверг каждого месяца.

Приобрести электронные билеты онлайн можно , в этом случае за вами будет зафиксировано время посещения. Имейте в виду: билеты онлайн продаются только за полную стоимость.

Макси обязательны!

Кунсткамера предлагает и большой выбор экскурсий разных форматов, от обзорных по всей экспозиции до тематических и игровых для самых маленьких. Каждую из них необходимо заказывать заранее через сайт музея.

Посещение башни Кунсткамеры и расположенных в ней экспозиций возможно только в формате индивидуальной экскурсии с фиксированным временем посещения для группы до 4 человек. Стоимость 2700 рублей с группы. Экскурсионная путевка приобретается заранее онлайн по .

Для общего знакомства с экспозицией музея рекомендуется обзорная экскурсия: — для группы взрослых до 15 человек — 7500 рублей; — для группы учащихся до 15 человек — 3000 рублей; — для смешанной группы (7 взрослых и 7 учащихся) — 5000 рублей. Заказ с помощью онлайн формы по .

Разделы музея

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.

Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Африка

Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени

Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Австралия и Океания

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.

Анатомический раздел

Младенец с циклопией В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушкаЕдва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

Астролябия Г. АрсениусаРабота гениального механика

Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Предыстория

Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.

С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.

«Бесовское скопище»

Учреждена была Кунсткамера Петром I более 300 лет назад, 31 января 1714 года. В основу коллекции «кунштов» (редкостей), легла экспозиция по анатомии и эмбриологии, выкупленная некогда первым российским императором у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша. Она представляла собой емкости с заспиртованными образцами биологических и анатомических отклонений. В частности, это были эмбрионы и младенцы, появившиеся на свет с различными патологиями. Также царь обещал денежное вознаграждение тем, кто сможет принести интересные экспонаты для коллекции.

Первоначально экспозиция была выставлена в Зеленом кабинете Летнего сада, куда Петр перевез экспонаты из Аптекарской канцелярии в Москве. В 1718 году коллекция переехала в Кикины палаты на Васильевском острове. Прежний владелец их, вельможа Александр Кикин, был казнен за причастность к делу опального цесаревича Алексея.

Поговаривали, что царь устроил в музее «бесовское скопище», и на каждом экспонате стоит печать Антихриста. Мол, в Кунсткамере есть предметы, которые не держат свою тень. Как только свет на них попадет – тень отделяется и начинает самостоятельно двигаться туда-сюда…

В первые годы существования музея народ боялся туда ходить. Тогда Петр велел сделать вход бесплатным и угощать каждого посетителя штофом водки или вина, а непьющим подносить кофе.

Кунсткамера размещалась в Кикиных палатах вплоть до 1728 года. Новое, отдельное здание для нее выстроили лишь к 1734 году, когда Петра I уже не было в живых.

5 декабря 1747 года в помещении Кунсткамеры случился пожар. Причиной вроде бы стало неисправное отопительное оборудование. Полностью сгорела деревянная башня у западного крыла галереи, в котором располагалась обсерватория. Так, от знаменитого Готторпского глобуса сохранились только дверца и металлический остов. Было также уничтожено несколько шкафов с этнографическими коллекциями. Опасаясь, что огонь перекинется на все здание, служители выбросили часть документов, книг и экспонатов на улицу, и их растащили прохожие. Оставшиеся экспонаты перевезли в находившиеся неподалеку дома Демидова и Строганова. Лишь в конце 1766 года здание удалось отремонтировать и экспозиция вернулась на свое законное место. А башня была восстановлена заново только через 200 лет с момента пожара…

Кстати, во всех этих неприятностях винили как раз потусторонние силы, якобы обитающие в экспонатах Кунсткамеры. Говорили, что в особой кладовой за черной дверью хранятся магические артефакты, которые являются опасными для людей. Вот некоторые легенды.

Детский скелет с двумя головами

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.


Детский скелет с двумя головами


Детский скелет с двумя головами


Детский скелет с двумя головами

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

Интересные факты о Кунскамере

  1. Наверняка вы знаете сказку «Принцесса на горошине». Когда девушку решили проверить, действительно ли она является принцессой. Взяли обычную горошину и положили на кровать, а сверху 20 пуховых перин. Обычный человек никогда не почувствует горошину, а вот настоящая принцесса — да. Повествование закончилось хорошо, принц взял в жены девушку, а горошину поместили в Кунскамеру.
  2. Свое название получила от немецкого слова «Kunst» — искусство. Изначально назывался, как «кабинет искусства» и только потом стал «кабинетом редкостей».
  3. Общая площадь экспозиционных залов 2 492 м2. Здесь можно увидеть 8 519 экспонатов музея.
  4. Петр I щедро одаривал тех, кто приносил уродов для его музея, а вот если скрывали их от государства, то ждал штраф, который в несколько раз превышал награждение.
  5. Прогуливаясь по Васильевскому острову император увидел причудливую сосну в виде кольца. Интересный фрагмент вырезали, а на месте построили музей, часть той сосны до сих пор храниться в нем.
  6. После открытия Кунскамеры вход был бесплатный, чтобы все слои граждан могли увидеть чудеса, которые он в себе таил.
  7. В музеи работал коротышка Фома — «живой экспонат», ростом был 126 см и имел всего по 2 пальца на руках и ногах.

Watch this video on YouTube

Литература

  • Беляев О. Кабинет Петра Великого или подробное и обстоятельное описание… — Ч. 1. — Спб.: Импер. Акад. Наук, 1793. — 170 с.; Ч. 2. — Спб.: Импер. Акад. Наук, 1793. — 158 с.
  • Койманс Л. Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша = De doodskunstenaar. De anatomische lessen van Frederik Ruysch. — СПб.: Наука, 2008. — 448 с. — ISBN 978-5-02-025550-0.
  • Кунсткамера // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  • Кунсткамера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Липман А. Петровская Кунсткамера. М.—Л., 1945
  • Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской академии наук / Академия наук СССР. Институт этнографии. — Москва—Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1953. — 240 с. — 5000 экз.
  • Кунсткамера / Станюкович Т. В. // Куна — Ломами. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 14).

Статуя ракшаса

Ракшасами в индуизме и буддизме называют злых демонов. Однако их изображения могут защищать от темных потусторонних сил. Для этого их устанавливают у дверей жилища или храма. Высота скульптуры может составлять от полутора до шести метров.

Высота статуи ракшаса у входа в Кунсткамеру – более 3 метров. Изготовлена она была в XIX столетии на Шри-Ланке и представляет собой деревянную фигуру с лицом, похожим на звериное. Лицо и конечности демона окрашены темным цветом, на руках и ногах – длинные когти. В правой руке ракшас держит деревянный меч, в левой – человеческую голову… В 1905 году экспонат передали в подарок музею сотрудники Русского географического общества.

Говорят, что функция скульптуры ракшаса – оберегать Кунсткамеру от злых духов, которые могут вселиться в экспонаты. Недавно ее отправили на реставрацию.

Идолы во дворе Кунсткамеры

Дворик музея хоть и неприметный, но таинственный. В нем находятся идолы, которые словно пронзают вас свирепым взглядом, привезенные из Южной Колумбии.

Во дворик  можно попасть бесплатно. Просто обойдите музей с любой стороны. Ходят легенды, что в этом дворе нельзя врать, иначе вас будет преследовать тяжкая кара. В одно время скульптуры решили переместить и разом завяли все растения вокруг, чтобы не злить древних богов, их вернули на прежнее место.

Статуи были перевезены в конце XIX века. Во время перевозки случился сильный шторм и лишь малую часть экспонатов удалось спасти. Сотрудники музея отказались ставить их в залы и вынесли на улицу. Бытует мнение, что благодаря магической силе они не пострадали во время войны.

Интересные факты

  • Посещение доступной для всех сословий Куншткамеры при Петре Великом было не просто бесплатным, но и поощрялось: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
  • В XVIII веке в Кабинете искусств можно было видеть живые экспонаты. Например, здесь жил человек, рост которого был всего 126 см, а на руке и ногах располагалось по два пальца.
  • Оформление экспозиций также отличалось оригинальностью. Так, в пояснении к одному из экспонатов значилось: «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи».
  • С Кунсткамерой связана такая легенда: якобы в здании есть потайное хранилище, в котором держат опасные магические предметы.
  • Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в подвалах музея складывали тела найденных на улицах погибших жителей города. Отсюда их отвозили для захоронения на кладбища.

Большой Готторпский глобус

В Кунсткамере Санкт-Петербурга можно созерцать в недавнем прошлом самый большой глобус-планетарий диаметром 3,1 метра. Он называется Большой Готторпский глобус (академический). Сегодня это копия экспоната, так как оригинал сгорел в пожаре 1747 года. В своё время глобус был подарен Петру I голштинским герцогом Карлом-Фридрихом. Внутри экспоната имеется радиальная скамья и круглый стол, вмещающие 12 человек.

Снаружи глобус обладает картой земного шара. А внутри сфера представляет собой астрономическую карту звёздного неба. Вращаясь внутри глобуса посредством специального механизма, можно лицезреть движения небесных тел Солнечной системы. В XXI веке это единственный из уцелевших глобусов-планетариев в мире.

Рис.2 Большой Готторпский глобус

Экспозиции

Со временем выставочных экспонатов Кунсткамеры значительно прибавилось. Их решили тематически разделить. Таким образом, в 1830 году «кабинет редкостей» преобразовался в 7 самостоятельных музеев. Спустя 49 лет два из них — Анатомический и Этнографический — были объединены. Получилась экспозиция антропологии и этнографии, названная с 1903 года именем Петра Великого.

Антропологическая, археологическая и этнографическая коллекции Кунсткамеры Санкт-Петербурга знакомят посетителей с культурой и бытом большинства народностей нашей планеты. Основными экспозициями являются:

  • анатомическая коллекция голландского профессора-анатома Фредерика Рюйша;
  • паноптикум монстров и уродов из Петровской Кунсткамеры;
  • научные труды, добытые в кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским, в антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, собранная коллекция Н. Н. Миклухо-Маклаем в новой Гвинее и на островах Океании.

Экспозиция выставки даёт понимание о происхождении человеческих рас. Как развивались люди в первобытном обществе и какие у древних людей существовали традиции. В залах представлены образцы традиционных жилищ со всех континентов. Есть образцы орудий труда и военная амуниция. Также представлены различные экспонаты, участвовавшие в обрядах.

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Данная экспозиция повествует о собраниях «кабинета натуралий» и их первой выставке в XVIII веке. Российский император Петр I в 1716 году закупил у голландского аптекаря Альберта Себы коллекцию экзотических животных: рептилий, рыб, насекомых и птиц. Таким образом государь намеревался показать русскому народу многообразие фауны планеты. К нашему времени большая часть экспонатов утрачена.

К первым коллекциям относятся и заспиртованные человеческие органы, живые и мёртвые уроды, купленные у голландца Фредерика Рюйша. Данное приобретение положило начало развитию анатомической науки в России.

кунсткамера в Петербурге экспонаты

В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.

https://youtube.com/watch?v=Nz_J-MrpRrA

Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.

Архитектура

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm

(Монетный двор) Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

Первая астрономическая обсерватория Академии наук

С XVIII века на верхних этажах Кунсткамеры была организована комната астрономов. Учёные наблюдали с башни за звёздным небом, создавая календарное исчисление и картографию. Здесь всё сохранилось до наших дней. Экскурсанты могут созерцать инструмент научных работников того времени: подзорные трубы, телескопы, технически сложные астролябии, причудливые часовые механизмы и измерительные приборы.

Специально была сохранена рабочая обстановка астронома XVIII века. Впечатляет раздвижная телескопическая труба М. В. Ломоносова, через которую он рассматривал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году.

Рис.4 Рабочее место астронома

Именно в обсерватории Кунсткамеры зародились российские науки: астрономия, география, геодезия, метеорология, служба времени и топография. Именно через Кунсткамеру проходил петербургский меридиан, от которого производилось картографирование и планировка города.

В стенах обсерватории трудились выдающиеся научные сотрудники Санкт-Петербургской академии наук: Г. Гейнсиус, Ф. Х. Майер, Л. Эйлер, Х. Н. Винсгейм и другие. Учёные трудились в обсерватории Кунсткамеры до 1839 года, после чего научно-исследовательский аппарат переехал в новое здание Пулковской обсерватории.

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша — коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

История музея

Идея создать Кунсткамеру в России появилась у Петра I во время посещения городов Англии и Голландии 1697-1698 гг. Особенно поразили царя комнаты чудес. В них находились разные редкости и даже человеческие органы, заспиртованные в склянках. Эту коллекцию собирал профессор Рюйш в течение 50 лет. Анатом уступил Петру I научные труды, посчитав, что российский государь способен сохранить выставочные экспонаты для потомков. Именно с покупки 937 анатомических предметов началась история создания музея. Но вначале это новшество называлось «Государев кабинет». Также были закуплены другие редкости, включая:

  • технические изделия;
  • виды оружия;
  • книжные труды;
  • образцы флоры и чучела фауны.

Заведующим музеем был назначен Роберт Арескин — лейб-медик Петра I, доктор философии и медицины. А надсмотрщиком выбрали Иоганна Шумахера, деятеля наук с немецкими корнями. После казни дворянина и начальника Петербургского адмиралтейства Александра Кикина в 1718 году выставку решили организовать в его двухэтажном доме, который был конфискован в ходе расследования. Стеклянные колбы с частями анатомических органов Рюйша заняли 8 залов особняка. По России разъехались государевы скупщики приобретать диковинные вещи у населения.

Для знакомства народа с галереей Кунсткамера открыла свои двери в 1719 году. Посетителей особенно впечатляли живые экспонаты. Это были люди с дефектами развития тела, проще говоря уроды. Они жили прямо в здании Кунсткамеры. Петр I желал, чтобы люди знакомились с экспонатами для личностного развития.

Рис.1 Заспиртованные младенцы

С посетителей не брали платы за вход. Кроме того, визитёров угощали вкусностями, а именно: дамам подавали конфеты и кофе, кавалерам вино и закуски, а простому народу наливали водку, а иногда кофе. Все угощения оплачивала государственная казна. Этим нововведением Петр I дразнил Европу. Через несколько лет палаты Кикина не вмещали экспонаты выставки. В 1728 году государь нашёл место для нового здания музея. На него указали необычно сросшиеся ветки сосны. Эта ветвь стала одним из экспонатов Кунсткамеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector