Колизей

Амфитеатр Флавиев

Он остановился на строительстве арены не на окраине города, как обычно требовали обычаи и практичность, а в самом сердце Рима.

Чтобы освободить место для своего видения, Веспасиан приказал выровнять Domus Aurea — Золотой Дом — роскошный дворец, построенный Нероном в качестве его личной резиденции. При этом он символически вернул римскому народу место, ранее отождествленное только с королевским развратом и личной расточительностью.

Примерно в 72 году нашей эры началась работа на новой арене. Построенный из травертина и туфа, кирпича и нового римского бетона, стадион не был закончен до смерти Веспасиана в 79 году нашей эры.

Первоначальное строительство вместо этого было завершено сыном Веспасиана и наследником Титом в 80 г. н.э., а более поздние модификации были добавлены младшим братом Титуса и преемником Домицианом между 81 и 96 г. н.э. После завершения стадион мог вместить около 80000 зрителей, что делает его крупнейшим амфитеатром в древнем мире.

Из-за участия всех трех императоров в строительстве арены, после завершения строительства он был известен как Флавийский амфитеатр. Название «Колизей», столь знакомое нам сегодня, стало общеупотребительным только около 1000 г. н.э. — задолго до падения Рима.

История строительства

В I веке нашей эры был возведён величественный и грандиозный памятник античного мира. Предысторией строительства Колизея являлась сложная политическая обстановка в Римской империи.

В 68 году императором Древнего Рима был Нерон. Будучи жестоким диктатором, он обложил непомерными налогами своих подданных. Денежные средства были вложены на возведение роскошной резиденции в самом центре столицы, что чрезвычайно озлобило обнищавшее население. Сенат объявил Нерона врагом народа, после чего тот совершил самоубийство. Провинции империи пылают гражданскими восстаниями. Рим страдает от внутреннего противостояния. Для разрешения конфликтов в государстве, власть в свои руки берут военные, провозгласившие правителем Рима полководца Флавия Веспасиана.

Являясь человеком, лишенным политических амбиций, Веспасиан умело восстанавливает порядок в империи. По его инициативе проводится череда экономических реформ, облегчающих положение людей. Главной политической программой Флавиуса является предоставление народу зрелищ и развлечений. Он задумывает возведение масштабного амфитеатра, где будут проходить жестокие сражения гладиаторов и травля животных. Арена должна объединять людей в лицезрении кровавых спектаклей. Были разработаны чертежи уникального сооружения, способного вместить 50 000 людей.

Необходимые финансовые средства и рабочая сила для возведения амфитеатра были получены из Иерусалима в результате успешной военной кампании Веспасиана в Иудейской провинции. Для фундамента Колизея потребовалось занять около 2,5 гектаров земли. Осуществить строительство предполагалось на месте резиденции Нерона в центре Рима. Дворец бывшего императора был разрушен, а находящееся рядом озеро осушили. Возводился Колизей в течение10 лет. Торжественное открытие амфитеатра состоялось в 80 году. В честь праздника были объявлены стодневные игры, в ходе которых зрители увидели гладиаторские сражения с дикими зверями, привезенные со всей гигантской империи.

За многие века Колизей подвергался ударом молний, страдал от землетрясений и пришёл в полное запустение после распада Римской империи. В средневековье роскошная облицовка арены сдиралась и использовалась для новых дворцов и храмов Рима. В XIX веке папа Римский Бенедикт XIV остановил разрушение Колизея. Арену объявили святым местом, так как стены амфитеатра были обагрены кровью тысяч христиан мучеников, погибших на потеху римлян.

История

История возникновения Колизея связана с правлением римского императора Веспасиана. Он пришел к власти в 69 году н.э. после гражданской войны. Новому властителю требовалось укрепить свои позиции в глазах народа, поэтому он решил обновить центр Рима и избавить город от напоминаний о его предшественнике — Нероне. Именно так и была выбрана площадка для будущего амфитеатра — его решили поставить на месте озера, которое ранее относилось к дворцу Нерона. Вскоре озеро засыпали и начали строительство одного из самых грандиозных театров древнего мира. Уже тогда некоторые авторы, например, Светоний, оставили описание будущего строения.

Карта средневекового Рима с изображением Колизея

Датой начала работ стал 72-й год. Сегодня точно не известно, кто построил амфитеатр, но некоторые специалисты предполагают, что руководил процессом архитектор Квинтий Атерий. Также до наших дней сохранились сведения о том, что на работах было задействовано около 100 тысяч рабов.

Через восемь лет в 80 году сооружение было готово. Оно стало символом династии Флавиев, в которую входил и Веспасиан, в связи с чем было названо амфитеатром Флавиевым. «Колизеем» амфитеатр начали называть только в 8 столетии, по аналогии с латинским «colosseus», что значило «громадный». Освятил новое сооружение преемник Веспасиана — Тит.

Амфитеатр Флавиев, гравюра работы Джованни Баттиста Пиранези

У населения Древнего Рима Колизей пользовался большой популярностью: на его арене проходили бои и представления, здесь же праздновалось 1 000-летие Рима. В упадок сооружение начало приходить в 9-11 столетиях, когда гладиаторские бои оказались под запретом, а пространства амфитеатра стали использовать в качестве жилых и бытовых помещений. Саму арену превратили в кладбище. Землетрясение 14-го века разрушило южную часть строения, после чего обломки стали использовать для строительства других зданий города.

Внутреннее пространство Колизея в 17 веке, картина из серии «Колизей, Рим» Вильяма Парса, 1775 год

Прежнее значение амфитеатр приобрел лишь в 18 веке. Тогда его взяла под охрану католическая церковь. В 19 столетии на развалинах были начаты раскопки и реконструкция сооружения под руководством архитектора Франческо Кампорези.

Вид на Колизей с археологами и рабочими, картина начала 18-го века

Сегодня Колизей является одним из главных сооружений Рима и всей Италии и охраняется ЮНЕСКО. В 2007 году он был назван чудом света и внесен в перечень «Семи новых чудес света». Сооружение открыто для туристов, а в одном из помещений работает музей.

Внутреннее устройство Колизея

Особенности конструкции Римского Колизея

Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.

Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.

Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.

Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.

Схема рядов Колизея

Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.

Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.

Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.

Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.

Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).

Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.

Множество ходов под ареной Колизея

Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.

Арена была покрыта досками и засыпана песком.

Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.

Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.

Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее

Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.

Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.

Полезные советы

Несколько простых советов сделают экскурсию по Колизею не только познавательной, но и необременительной для кошелька:

Настоятельно рекомендуется приобрести Roma Pass – особый проездной, который позволяет в течение 3-х дней без дополнительной оплаты пользоваться городским транспортом и посетить 2 музея.

Обладатели Roma Pass могут посетить Колизей вне очереди. Цена его на 3 дня – 52 евро, на 2 дня – 32 евро. Приобрести его можно на вокзалах (в Италии) либо на сайте http://www.romapass.it/ (сайт на английском).

В Италии, как и в прочих странах Е.С. проводятся Дни европейского наследия. В такие дни вход в музеи либо вообще бесплатный, либо обойдется в 1 евро. Ознакомиться с расписанием «дней наследия» можно на http://europeanheritagedays.com.

Лето – не лучшее время для посещения как Рима, так и Колизея из-за жары и сезонного наплыва туристов. Если есть возможность, стоит поехать туда поздней осенью или зимой.

Чтобы не страдать в бесконечных очередях, приходить следует либо строго к 8.30 утра либо после обеда.

Посетить Колизей в Риме:

Колизей — один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!

Время работы колизея:

  • Открытие  —  8:30
  • Закрытие:
  • с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30  и выход 16:30,
  • с 16 февраля по 15 марта: последний вход  16:00 и выход  17:00;
  • с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
  • с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
  • с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
  • с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
  • Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря

Билеты в Колизей Рима:

Билет  можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение Римского Форума и Палатина.

  • Полный тариф: 12,00 €
  • Льготный тариф: 7,50€, для резидентов  ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;

Бронирование билетов онлайн:

  • заказ билетов: +2.00 €.
  • Тел +39.06.39967700 (понедельник-пятница 9-18,  суббота 9-14)
  • Coopculture

Строительство Колизея

Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.

Архитектура Колизея

В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн — 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом — ионический, на тpeтьем — коринфский.

Трибуны, кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум, крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.

В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей. Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.

История Колизея в Риме

В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV—XV вeках — шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке — мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.

Главная > Италия > Рим >  Посмотреть >  Достопримечательности Рима

Архитектура Колизея

Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого находится арена. Вокруг арены расположены в 4 яруса постепенно повышающиеся места для зрителей. Места распределялись в зависимости от социального статуса присутствующих: на 1-ом ярусе размещались ложи для высшей знати, а 2-ом — мраморные кресла для почётных гостей, и лиц, принадлежащих к сословию всадников или имеющих права римского гражданства, на 3-ем — деревянные скамьи для простолюдинов.

Вид Колизея от Триумфальной арки Константина

На 4-ом этаже с помощью канатов прикреплялся огромный льняной холст, создающий тень над ареной в знойные дни. Благодаря проходам, обустроенным по всему периметру амфитеатра, публика могла быстро, всего за 15 минут занять пронумерованные места. Под ареной Колизея находились подземные переходы, клетки с оленями, медведями и львами, а также сложные подъёмные механизмы, позволяющие в считанные минуты доставить гладиаторов и зверей наверх и возвести пышные декорации. С наружной стороны Колизей представляет собой четырёхъярусное строение.

Первые три этажа образованы аркадами по 80 арок, а последний выстроен в виде высокой сплошной стены с небольшими прямоугольными окнами. Арочные проёмы богато декорированы приставными полуколоннами с антаблементами, выполненными в тосканской, ионической и коринфской художественной обработке. Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. До наших дней уцелели лишь несущие конструкции Колизея, а статуи и лепнина, украшавшие арки, либо разгромлены варварскими племенами, либо разрушены временем.

Внутри Колизея

Причины разрушения и современный вид

Ответить на вопрос о том, почему удалось разрушить Колизей, старались ученые всего мира. Для них это было одной из главных тем. Основными причинами разрушения считаются пожары и землетрясения. Население всеми силами старалось сохранить и сберечь ключевой символ Рима, а после запрета сражений горожане потеряли прежний интерес к известной арене.

Пережив многочисленные невзгоды, символ Италии стал популярным туристическим объектом, описание которого интересует многих. В 2007 году амфитеатр признали новым колоссом мира. В 2013 году в октябре там начали реставрацию, поделив работы на три стадии:

  1. Отслеживание динамических вибраций из-за нахождения рядом железнодорожной сети и метрополитена.
  2. Восстановление внутренней части и комплексной реставрации места под ареной.
  3. Строительство центра туристического обслуживания.

Структура Колизея

  1. Экстерьер Колизея был перенят у театров, характерных для периода позднего Рима.
  2. В плане амфитеатр имеет эллипс, параметры которого: 189 метров на 156 метров, с площадью основания – 24 тысяч м2.
  3. Высота внешней стены в прежние времена была 48-50 метров, а периметр — 545 метра.
  4. Сама арена Колизея представлена овалом с шириной 55 метров и длиной 87 метров.
  5. От зрителей арену отгораживала стена в 5-ь метров высотой.

Внешний вид

На возведение внешней стены Колизея было потрачено примерно 100 000 м3 травертина. Положенные без цемента камни были соединены металлическими сваями общим весом — 300 т. Прошедшие века и мощное землетрясение отняли у Колизея прежний блеск.

От оригинальной постройки остался лишь северный сегмент. Все прочее разошлось на стройматериалы для средневековых горожан Рима. И лишь в девятнадцатом столетии власти столицы принялись за реставрацию памятника истории. Сохранившаяся часть Колизея – 3 яруса арок, поставленных друг на друга. Всю конструкцию завершает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. В эпоху Древнего Рима любая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, являвшегося одним из божественных покровителей латинян.

Внутренний вид Колизея

Перед архитекторами античности возникла нелегкая задача: устроить легкий доступ к внушительных габаритов трибунам Колизея. С данной целью было создано 80 входов в подземном этаже сооружения. 76 из них предназначались для обычных смертных — прочие 4 — для влиятельных особ. Основной северный выход Колизея был забронирован для императора и его свиты.

Четыре «элитных» входа были художественно оформлены из искусственного мрамора и выигрышно различались с обыкновенными порталами. Древние зрители для визита в Колизей приобретали билеты, на которых были выбиты номер ряда и места. Дойти до своего места зрители могли по вомиториям — проходам, находящимся под трибунами. Еще при помощи вомиториев проходила экстренная эвакуация посетителей из Колизея.

В соответствии с историческим записями четвертого столетия нашего века, Colosseo вмещал в себя до 87 000 посетителей.

Зрители размещались с учетом своего социального статуса:

  1. Отдельные ложи были предназначены для императора и дев-весталок, на севере и юге Колизея сообразно. Из данных лож раскрывался наилучший обзор арены.
  2. Немного выше находились ложи знати, в которых были устроены именные места.
  3. Еще выше располагались трибуны римских воителей.
  4. Очередной уровень предназначался для состоятельных римлян, после следовали места для простых людей.
  5. Отдельные места в Колизее были устроены для разных категорий граждан: мальчиков с учителями, солдат в увольнении, иноземных гостей, жрецов и прочее.
  6. Во времена Домициана на крыше Колизея была создана галерея, в которую пускали: рабов, женщин и наиболее бедных зрителей. Там предусматривались лишь стоячие места.

Арена

Базой арены Колизея был плотный деревянный помост 83 на 43 метра, сверху обильно присыпанный песком, что по латыни обозначалось «harena». Данный настил укрывал под собой глубокое подземелье, именовавшееся «hypogeum». Сегодня мало что сохранилось от оригинальной римской арены, но гипогеум возможно разглядеть в деталях. Он представляет собой систему двух-уровневых тоннелей и клетей, находящихся под массивом арены Колизея. Как раз в данном месте держали гладиаторов и диких зверей, до того, как их пускали в бой. 80 вертикальных подъемников гарантировали доставку животных, включая и слонов на арену Колизея.

Настолько непростые механизмы предусматривали бесперебойный ремонт и обновление.

Гипогеум был соединен цепью подземных тоннелей с разными точками Колизея и обладал ходами за его пределами. Воинов и животных привозили к месту представления из ближайших бараков и хлевов. Еще в подземелье был оборудован специальный ход для потребностей императора и весталок.

Много механизмов разного типа находились в подземелье. К примеру, предтечи лифтов и структуры, распахивающие клети крайне опасных хищников. Еще ученые нашли остатки древней гидравлической системы, которая давала возможность быстро опустить либо поднять всю арену!

Невдалеке от Колизея располагалось несколько вспомогательных учреждений:

  1. К примеру, Ludus Magnus («Большой полигон»), по-другому — школа гладиаторов.
  2. Одна из 4-х прославленных гладиаторских школ доставляла воинов на ристалище посредством специального подземного тоннеля.
  3. Еще поблизости находилась школа Ludus Matutinus, где подготавливались воины, специализирующиеся на боях с животными.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Colosseo, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.

Откуда возникло название «Колизей»?

По одной из самых распространенных версий, название Колизея произошло от гигантской статуи императора Нерона в образе Колосса Родосского, находившейся рядом с искусственным озером и будущим амфитеатром. Colossus в переводе с латыни означает «великан», «колосс», colosseus — «громадный», «колоссальный».

Кстати, статуя Нерона сохранилась, а не была разрушена Веспасианом. По его приказу, статуе приделали голову бога солнца Гелиоса с солнечной короной. В Средние века статуя была расплавлена (бронза понадобилась для более утилитарных целей).

Статуя бога солнца Гелиоса, переделанная из статуи Нерона

Официальное же название Колизея – амфитеатр Флавиев, так как он был построен во времена правления династии Флавиев, основателем которой стал Веспасиан, правивший после Нерона.

Табличка с надписью на латыни «Амфитеатр Флавиев»

«Фишки» архитектуры Колизея в Риме

Огромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.

  1. В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
  2. В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы,  похожее на наконечник копья.
  3. Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец, который мобилизовал железное крепление.

Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи:  дыры хорошо видны.

Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений

Полы здания  были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины  на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.

К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней.

О Риме и других его достопримечательностях

Сам по себе Рим является довольно интересным городом с богатой историей. Столица Италии просто пестрит другими, не менее интересными достопримечательностями, помимо Колизея.

Площадь Святого Петра представляет собой два полукруга, которые располагаются непосредственно перед собором Святого Петра. Здесь увидеть самого Римского Папу, если прийти сюда в среду в 11 часов, когда он будет читать проповедь пастве.

Римский форум, который уже упоминался выше, когда-то представлял собой центральный рынок. В наше время это центральная площадь древней части города, на которой располагается целое сосредоточение различных памятных мест и строений. Стоит отметить, что именно от этого названия и пошло значение слова «форум».

По заказу папы римского Сикста IV в 15 веке была построена Сикстинская капелла, привлекающая множество туристов в наше время. Многих смущает очень скромный вид капеллы, но у посетителей, оказавшихся внутри, начинает захватывать дух от окружающей тебя роскоши и красоты. С конца того же 15 века и по сей день в капелле собираются кардиналы. Именно они выбирают нового понтифика после смерти действующего.

Надеемся, что у вас найдется хотя бы пара дней на обозрение всех красот итальянской столицы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector