Вы знаете где находится колизей и как до него добраться?

Арена

Арена имеет овальную форму, ее длина составляет 83 метра, а ширина-48 метров. Пол был пол, местами замененный кирпичом.

Для игр, которые там проходили, там было засыпано от 20 до 25 см песка, который старые представления показывают довольно упакованным, люди не тонут в нем. Иногда, в некоторых особых случаях, блестящие частицы смешивались с песком, что придавало ему особый вид.

Арена была на 3 м ниже первых трибун, это было сделано для безопасности зрителей. Но иногда этого было недостаточно, так как дикие животные, загнанные в угол, могут совершать невероятные прыжки.

Чтобы избежать этого, мы добавили сеть вокруг первых рядов, и всегда были лучники на месте, чтобы убить животное, которое сумело подняться на трибуны. Опасность всегда исходила от животных, гладиаторов, они были профессионалами, которые не пытались посягать на жизнь зрителей.

Стена высотой 3 м, которая возвышает трибуны, в архитектуре называется подиумом.


Затопление Колизея.

Различные наборы были доставлены на арену разными способами, один из них использовал лифты.

И да, в Колизее было несколько лифтов, это были механические машины, которые поднимали клетки, в которые помещали то, что мы хотели подняться на арену.

Если они использовались для украшения, то также использовались для того, чтобы оседлать диких животных.

Развлечения в Колизее

При императоре Домициане, внуке Веспасиана, в амфитеатре построили подземный этаж – гипогей с двухуровневой системой клеток и тоннелей, где содержались дикие животные и гладиаторы, помещения для раненых и умерших. Участники битвы и декорации поднимались на арену подъемными механизмами. Через скрытые люки в деревянном полу на арену неожиданно выпускали диких животных, что чрезвычайно нравилось толпе зрителей.

Ревущая толпа умоляла императора освободить самого храброго гладиатора. Если гладиатору вручался деревянный меч, то он становился свободным человеком и навсегда освобождался от сражений.

Утренние игры – бои с животными. Толпу зрителей в Колизее развлекали бестиарии – гладиаторы, обученные биться с дикими животными: носорогами и львами, леопардами, слонами и крокодилами, страусами и жирафами, дикими лошадями и зебрами, тиграми и медведями. Часто без оружия к битве с дикими животными приговаривали преступников и военнопленных.

Вечерние игры – бои гладиаторов. Битвы между гладиаторами готовили тщательно. Соревнующихся подбирали по весу, росту, опыту, боевому навыку и стилю борьбы. Здесь бились рабы и военные, пленники и преступники. Через «Ворота Триумфа» гладиаторы выходили на арену, через эти же ворота возвращались выигравшие сражение.

Победителей награждали медалями, записывая в очередном бою победу. Бывший воин, закончивший участвовать в битвах, получал пожизненную пенсию. Проигравших уносили через «Ворота Либитины», названные в честь богини смерти.

Зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, нередко бросали на арену, если их поведение не нравилось правителю. Император Коммод сам участвовал в гладиаторских боях: жестокому правителю ничего не угрожало на арене, битвы подстраивались так, чтобы император побеждал, убивая противников под восхищенный рев толпы.

За 400 лет гладиаторских боев, проведенных на арене Колизея, убито 500 000 человек и 1 миллион диких животных, так что в Северной Африке исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты. Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 405 году, к тому времени Колизей обветшал, а бои обходились дорого. Император Гонорий ввел запрет еще и потому, что они противоречили идеям христианства – религии империи. Инсценировка охоты на диких зверей продолжалась до 523 года.

Арена Колизея покрыта досками, которые при необходимости быстро убирались, чтобы организовать битвы с животными или морские сражения. Корабельные битвы устраивали в честь великих морских побед. Арену специально затапливали на один метр водой, которая поступала в амфитеатр по специальным каналам.

Немного исторического фона и гениальных идей

Итак, окончательно потеряв контроль над ситуацией в империи, экстравагантный поэт и музыкант Нерон закончил свое царствование на печальной ноте. Его потенциальных преемников ждали кучи проблем на фоне непрекращающихся гражданских войн и абсолютно пустая государственная казна.

В конечном счете победил всех претендентов на трон и стал императором успешный полководец Тит Флавий Веспасиан, которого историки обычно называют просто Веспасианом, чтобы различать с правившим после него сыном, носившим точно такое же имя. Сын вошел в историю как император Тит.

А вас, кстати, не поражают длинные имена римлян? Почему у них такая замысловатая конструкция? Дело в том, что они состоят, как минимум, из трех частей: имени в обычном смысле, родового имени – наподобие нашей фамилии, плюс наименование ветви рода или какое-то индивидуальное прозвище. Так что в полном имени императорской династии — «Флавий» означает фамильное имя.

Рассудительному, осторожному и экономному Веспасиану удалось навести в городе порядок, решить вопрос с поставкой зерна, найти общий язык с сенатом и знатью. При этом он хватался за любую возможность пополнить казну

Так, однажды, Тит упрекнул своего папу, что тот обложил податями все что мог, взимая налог даже с общественных писсуаров. «Деньги не пахнут, — ответил император. – Ты все еще наивный мальчишка, хоть и соправитель». Ну, как не гордится таким отцом!

Обладатель многих достоинств и заслуг, Веспасиан, дальновидно решил укрепить свой шаткий режим, завоевав любовь толпы. Для чего существовало не раз опробованное, не знающее осечки средство – дать народу не только хлеба, но и зрелищ. Кстати, это и теперь прекрасно отвлекает массы от сложных проблем внутренней жизни государства!

Потому император решил построить что-нибудь из зрелищных сооружений. Театр, одеон, ипподром, амфитеатр… Или цирк? Нужно что-то такое масштабное… Для невиданных по размаху зрелищ! Где бы он — император — первенствовал на фоне своих подданных. Да, нужен амфитеатр! На десятки тысяч римлян! А где? Пожалуй, на месте рукотворного озера в садах дворца Нерона… Что будет весьма символично! Да и практично – место расчищать не надо. Так что зря его злые языки называли скрягой.

Престарелый Веспасиан заложил свой амбициозный проект в 72 году нашей эры, торжественно открывать его в 80 году довелось уже императору Титу, а завершать работы пришлось в правление брата Тита, Домициана.

Полезные советы туристу о Колизее

  • Помните о том, что в Колизее, как и в других популярных туристических местах, могут промышлять воры, поэтому не теряйте бдительность, следите за сумкой и кошельком, не оставляйте вещи без присмотра. Больше о том, как уберечься от римских карманников, читайте здесь.

  • Держитесь подальше от уличных торговцев, оккупировавших территорию возле Колизея, и ни в коем случае ничего у них не покупайте. Качество их товара оставляет желать лучшего, а цены завышены в несколько раз.

  • Наденьте максимально удобную обувь, чтобы ходить по неровным дорожкам и крутым ступенькам Колизея.

  • Прихватите бутылку воды, особенно если вы планируете детальное знакомство с амфитеатром. Даже весной и осенью в Риме может быть очень жарко. Не помешает заранее как следует подкрепиться и взять с собой легкую закуску, ведь бродить по Колизею можно несколько часов!
  • Меньше всего туристов и, соответственно, нет очередей в Колизее с ноября по февраль.

Как добраться до Колизея

Находится Колизей в центральной части Рима, рядом с такими достопримечательностями, как холм Палатин, Римский форум, Золотой дом Нерона и не только.

Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma RM, Италия.

От главного железнодорожного вокзала Termini:

  • Вариант 1

    Метро:сесть на поезд на станции Roma Termini, которая находится рядом с вокзалом и относится к синей ветке В, и по этой же ветке доехать до станции Colosseo. После останется только перейти дорогу к амфитеатру. Займет поездка 12-15 минут.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти до Колизея по улицам Via Cavour и Via degli Annibaldi за 20-25 минут.

От аэропорта Фьюмчино:

Вариант 1
Поезд:сесть на аэроэкспресс Leonardo Express (LE). Он следует до вокзала Termini, от которого до Колизея можно доехать на метро. Путь от аэропорта займет около часа.

Также рядом с Колизеем останавливаются трамваи 3 и 8, и автобусы 51, 75, 85, 87 N2, которые помогут добраться из других районов города.

Колизей на карте

Сооружение имеет эллиптическую форму, что хорошо заметно на виде сверху. Занимает оно 2 гектара площади, а протяженность его фасада составляет 524 метра. Главными материалами для возведения такого масштабного строения стали травертиновый мрамор и туф, а также кирпич.

Грандиозный амфитеатр античности

Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.

Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.

Появление

История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.

Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.

Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.

Особенности конструкции Римского Колизея

Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.

Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.

Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.

Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.

Схема рядов Колизея

Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.

Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.

Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.

Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.

Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).

Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.

Множество ходов под ареной Колизея

Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.

Арена была покрыта досками и засыпана песком.

Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.

Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.

Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее

Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.

Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.

История

Любопытен тот факт, что замысел возвести настолько мощное сооружение появился у императора Веспасиана на фоне архитектурных роскошеств его предшественника. Нерон, которого свергли в 68 году нашей эры, оставил после себя неуместно шикарный Золотой дворец («Золотой дом» Нерона и ряд не менее дорогостоящих построек. Веспасиан и его соратники истратили несколько лет на то, чтоб привести имперские земли в порядок и восполнить казну, разоренную безрассудным Нероном.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Колизей, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.

Строительство Колизея

Кроме государственных дел, новый император не оставил без внимания потребности римлян в культурных увеселениях. Просторный сад, с прудом, находящийся в столице, Веспасиан наказал преобразовать в новый центр общественной жизни — амфитеатр. Началом строительства принято считать конец 71 — начало 72 года нашей эры.

Плоская территория меж 3-я холмами Рима: Кайлием, Эсквилином и Палатином безупречно соответствовала этим целям. Настолько грандиозная стройка подразумевала огромные затраты: материальные и человеческие.

Не так давно закончившаяся война с иудеями наделила Веспасиана более 100 тысячами пленных рабов, а еще нужными средствами. Невольники трудились на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под Тиволи, а еще тяжко работали, поставляя материалы в столицу.

Амфитеатр Colosseo соорудили в восточной части Римского форума к 80 году нашей эры. К данному моменту император Веспасиан скончался, отдав бразды правления своему сыну, Титу. Приемник и возвел Колизей в Риме, и отпраздновал окончание строительства пышной церемонией, освятил его родовым названием — Амфитеатр Флавиев.

Сооружение могло вмещать от 50 000 до 80 000 зрителей, располагая средним показателем — 65 000 посетителей. В Колизее проходили гладиаторские бои, бои с участием диких зверей, морские состязания, казни, воссоздание исторических сражений и даже театрализованные спектакли по мотивам античных мифов.

Ранние века

Colosseo быстро превратился в достопримечательность, потому Тит, его брат Домициан и очередные императоры Рима систематически были заняты совершенствованием постройки. В третьем столетии нашей эры амфитеатр сильно пострадал от пожара, потому Александр Север по факту восстанавливал сооружение.

В пятом столетии нашей эры великий Рим отступился от пантеона языческих богов, чтоб целиком обратиться к христианству. Сразу же император Гонорий Август ввел запрет на прохождение гладиаторских боев, как противоположных заповедям новой религии. Но Colosseo оставил за собой статус увеселительного заведения, предложив зрителям травлю диких зверей. В пятом столетии Италия была захвачена вест-готами, что привело к методичному разрушению Колизея.

Средневековье

В конце шестого века внутри Колизея было сооружено небольшое святилище, арена начала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра оборудовали торговые лавки и мастерские. Аристократическая семья Франджипани в 1200 получила постройку в свое полное владение и приступила к его фортификации.

В середине четырнадцатого столетия в Риме случилось мощное землетрясение, которое послужило причиной разрушения внешней южной стены Колизея. Начавшее обрушаться здание начали активно использовать для возведения средневековых храмов, замков, вилл, больниц и так далее. Особое усердие выказали средневековые зодчие, выдирая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительной помощи, стены грандиозного Колизея начали рушиться намного быстрее.

Новое время

С шестнадцатого века храм получил большую власть над Колизеем. Папа Сикст V планировал возвести на территории античного памятника завод по переработке шерсти. А в семнадцатом столетие в Колизее возникло новое увеселение — бои быков.

В середине восемнадцатого столетия папа Бенедикт XIV объявил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней. В дальнейшем понтификат не раз пытался восстановить исторический памятник. На протяжении девятнадцатого столетия производились масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и усилению поврежденного фасада. Постройки получили современный вид во время правления дуче Муссолини.

Наши дни

В настоящее время Colosseo преобразовался в одну из наиболее известных достопримечательностей Рима. Каждый день в древнеримском амфитеатре и его окрестностях бывают множество путешественников, а ежегодный поток гостей – несколько миллионов.

Рекомендуется насладиться всей живописностью Колизея, встретив зарю во время необычной персональной экскурсии – лучше влюбляться в Рим в хорошей компании.

7 интересных фактов о Колизее в Риме

Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.

1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно

В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.

Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.


Чем ближе к арене – тем выше статус зрителя. Но не все посещали арену. Некоторым горожанам было запрещено здесь появляться, например, бывшим гладиаторам, актерам и могильщикам.

Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.

Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.

2. Не все события и игры заканчивались смертью

В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:

  • Утром устраивали шоу с животными;
  • К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
  • Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
  • Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
  • Организовывали спортивные соревнования.

Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.

3. Колизей накрывался огромным тентом

Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!

Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.

Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.

4. Колизей построен без использования цемента

Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.

Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.

5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов

Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.

В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.


Эту ловушку восстановили по старым чертежам

6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима

После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:

  • 23 больших аристократических дома;
  • 6 церквей;
  • Большинство строящихся на тот момент мостов.

Апогеем стала постройка собора Святого Петра в Ватикане в XV веке. Конечно, использовался не только материал из амфитеатра, но всё равно камня из амфитеатра забрали очень много.

Поэтому знайте, если будете посещать собор, что вы посещаете и часть Колизея.


Собор Святого Петра

В 1750 году Папа Римский Бенедикт XIV дал римскому Колизею статус святого места, так как на арене мученически погибли сотни христиан. После этого амфитеатр стал неприкосновенным и его стали беречь.

7. Колизей – самая посещаемая достопримечательность в Италии

Ежегодно амфитеатр посещают более 6 миллионов туристов, поэтому здесь почти всегда очередь.

Охота на животных

Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.

Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:

  • львы;
  • тигры;
  • слоны;
  • быки;
  • медведи;
  • крокодилы;
  • носороги и другие.

Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки — льва против тигра.

Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.

Колизей — римский амфитеатр

Строительство Колизея началось в 72 году по велению императора Тита Флавия Веспасиана. Этот правитель считается одним из самых лучших в истории Римской Империи. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Деньги не пахнут».

Придя к власти, Веспасиан сделал всё возможное, дабы развеять культ своего предшественника — императора Нерона, и восстановить империю после десятилетий войны. Он всеми силами стремился поднять экономику государства. Но когда среди подданных пошли разговоры о его чрезмерной жадности, Веспасиан подошёл к вопросу с другой стороны: решил дать римлянами хлеба и зрелищ.

На деньги, полученные в ходе завоеваний, он отстроил Капитолий и поручил своим архитекторам создать Колизей — амфитеатр, в котором все сословия смогут наслаждаться яркими представлениями.

Видео — Исторические факты о римском Колизее

Дворец Нерона был отдан под общественные нужды, а находящийся рядом пруд засыпали, соорудив на нём каменный фундамент. С этого момента и началось легендарное строительство.

Добывать необходимые материалы и строить арену направили около миллиона рабов из Иудеи. Под руководством ведущих архитекторов и инженеров Империи закипела работа.

Строительство Колизея велось в три этапа. При Веспасиане, в 72-79 годах, были возведены стены, ступени и сама арена. Ярусы посадочных мест были поделены на четыре уровня. На первых рядах, названных парапетом, сидели представители императорской семьи и высшей знати. Им были отведены первые 20 рядов. Второй ярус, в 16 рядов, занимали граждане Рима. Третий ярус, который был ограждён стеной, предназначался для низшего сословия.

После кончины Веспасиана, главой Рима стал его сын — император Тит, который за год завершил проект. На стенах Колизея были установлены сваи. Во время представлений возле них сидели матросы императорского флота. Их задача заключалась в том, чтобы натягивать тент над ареной, когда было слишком жарко или шел дождь. Именно Тит нарек Колизей амфитеатром Флавиевым.

Через год Тит умер и на трон взошел второй сын — Домициан. При его содействии был достроен верхний ярус, на котором стояли рабы, женщины и нищие. И именно Домициану принадлежит идея гипогеума — подземных ходов под ареной.

В III веке арену охватил сильнейший пожар, изрядно испортивший состояние стен и зоны выступления. На плечи правящего в то время императора Александра Севера легла абсолютная реставрация амфитеатра.

На арене Колизея каждый день проводились бои гладиаторов и сражения с диковинными животными: львами, тиграми, медведями. Но в 405 году император Гонорий издал запрет на гладиаторские бои, поскольку считал, что подобная жестокость противоречит уставам христианства.

Для того, чтобы разнообразить зрелище, было решено проводить на арене так называемые морские бои. Для этого центр театра заполнялся водой, на которой воссоздавались настоящие битвы с участием специально построенных для этих целей кораблей.

Многие века стены Колизея наблюдали за масштабными представлениями, до тех пор, пока Римская Империя не столкнулась с упадком и разорением. Так амфитеатр Флавиев ждало постепенное разрушение.

Самым значимым толчком для этого послужило землетрясение в середине XV века, которое основательно разрушило части стен и посадочных мест. Со временем и сами люди стали медленно разворовывать камни Колизея для своих нужд. В ход шли и уже обвалившиеся камни, и те, которые всё ещё держались на стенах. Даже папа Павел II позаимствовал кирпичи и куски мрамора для своего дворца.

Культ Колизея оставался значимым для итальянской истории. В середине XVIII века папа Бенедикт XIV инициировал установление в центре арены креста и ряда алтарей. Как дань христианам, павшим жертвами религиозного насилия. Однако эту идею не поддержали его последователи и спустя век крест убрали.

Сейчас исторически значимый Колизей Рим восстанавливает с особым усердием. У стен амфитеатра неустанно ведутся реставрационные и строительные работы, в ходе которых укрепляются стены и каменные ступени.

Древнеримский колизей в Испании

Арена для проведения игр гладиаторов была построена в Испании во II веке нашей эры на берегу Средиземного моря. Амфитеатр имеет форму в виде эллипса. Под ареной можно и в наши дни обнаружить подземные туннели, где ждали своей очереди животные и люди для участия в зрелищах. Амфитеатр примечателен хорошо сохранившейся базиликой вестготов, датируемой VI веком. И романо-греческой церковью XII века.

Римский амфитеатр в Испании

Амфитеатры, уступающие по величине Колизею Рима, были построены также в других провинциях Италии: в Поле, Пренесте, Помпеях, Путеолах, Сполето, Вероне. Во Франции гладиаторские бои проводились в Немаузе (Лютенция, Париж), Везунне (Периге). Известен своей красотой и древностью великолепный Амфитеатр на берегу Средиземного моря в городе Сабрат недалеко от столицы Ливии, Триполи. Широкой популярностью у туристов пользуется Амфитеатр в Бодруме, Сиде, Турция.

Римский амфитеатр Верона, Италия

Для проведения театрализованных представлений и общественных зрелищ в древнем мире, были также использованы:

  • Арена ди Верона, Италия,
  • Арена Ниццы, Италия,
  • Форум в Фрежю, Франция,
  • Военный и гражданский амфитеатры в Аквинкуме , Венгрия,
  • Римский театр в Вероне, Италия,
  • Римский театр в Неаполе,
  • Одеон и Театр в Помпеях,
  • Театр в Острии,
  • Цирк Максенция в Риме,
  • Театр в Херсонесе, Украина,
  • Театр в Курионе, Кипр,
  • Театр в Геркулануме,
  • Одеон Герода Аттического и театр Диониса в Афинах,
  • Театр в Эпидавре,
  • Театр в Острии.

Шедевр архитектуры как месть императора

Строительство Колизея было заказано императором из династии Флавиев, Веспасианом, в 72 году нашей эры. Кстати, это он переименовал статую Нерона в Гелиоса из-за своей неприязни к первому.  А театр, превышающий высоту Колосса на 13 метров, разместил специально на месте дворцового пруда в парке предшественника.

Строилось здание несколько лет и завершено было при императоре Тите (тоже Флавии), правившем с 79 по 81 годы. Именно поэтому изначально он назывался амфитеатр Флавио, а не так как мы привыкли сегодня.

Менее, чем через тысячу лет о Колоссе Нерона забыли вовсе. Название легко закрепилось за зданием, которое является по сей день колоссальным. Самый большой амфитеатр мог быть памятником императору Нерону, любимым занятием которого была актёрская игра. А стал актом мщения не по иронии судьбы, а по велению Веспасиана.

Загадки Колизея

С его созданием связана не одна загадка

Вот, например, самая простая: откуда у небогатого рода Флавиев нашлись средства для возведения столь беспримерного по размерам сооружения? Подсказку можно получить, если обратить внимание на Римский Форум

Там, неподалеку от Колизея высится триумфальная арка в честь победы императора Тита в Иудее. Украшающие ее барельефы изображают, как лихо тащат награбленное там добро римские солдаты. Сказочные сокровища Иерусалима обогатили казну и личное состояние Флавиев. Да еще сотни тысяч пленников были обращены в рабство, обеспечив тем самым бесплатный труд на стройке и в каменоломнях…

О других, связанных с ним, вопросах поговорим чуть попозже.

График работы, адрес, как добраться до Колизея

Часы работы: 8.30 – за час до заката (касса закрывается еще на час раньше). Это значит, что с апреля по сентябрь вход: 9.00-18.00, с октября по март: 9.00-16.00. Закрыто: 1 января, 25 декабря.

Летом, как правило, с июня по сентябрь, несколько дней в неделю Колизей работает до полуночи, однако об этом сообщается дополнительно ближе к лету.

Адрес : Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma, Италия
Ближайшая станция метро: Colosseo

Автобус: 60, 75, 81, 85, 117, 175,271,571, 673,810, 850
Трамвай 3

Стоимость: взрослые 9,00 € (+ 2 € за выставочные мероприятия – как правило, всегда что-то есть).

Заказ через Интернет http://www.pierreci.it (сервис доступен на итальянском и английском языках) и http://www.ticketclic.it (доступен на итальянском, английском и французском языках) – 10,50 €, 12, 50 € (с выставкой).

Билет единый – с музеем Палатина, Римским Форумом – действует в течение суток с момента покупки.

Возрождение театра

От того, чтобы вообще исчезнуть с земли, Колизей спасла репутация священного места, где встретили свою судьбу христианские мученики. Но результаты современных исторических исследований говорят о том, что факт христианского жертвоприношения в стенах амфитеатра — не больше чем миф.

Полное разрушение прекратилось в 1749 году, когда Колизей был признан общественной церковью по распоряжению папы Бенедикта XIV. Посреди арены установили крест огромного размера, а вокруг него – алтари.

Стены когда-то огромного Колизея не только оставили в покое, но и начали постепенно восстанавливать. С тех пор мероприятия по реконструкции продолжаются с небольшими перерывами.

Колизей на карте Рима

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

Архитектура Колизея

Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого находится арена. Вокруг арены расположены в 4 яруса постепенно повышающиеся места для зрителей. Места распределялись в зависимости от социального статуса присутствующих: на 1-ом ярусе размещались ложи для высшей знати, а 2-ом — мраморные кресла для почётных гостей, и лиц, принадлежащих к сословию всадников или имеющих права римского гражданства, на 3-ем — деревянные скамьи для простолюдинов.

Вид Колизея от Триумфальной арки Константина

На 4-ом этаже с помощью канатов прикреплялся огромный льняной холст, создающий тень над ареной в знойные дни. Благодаря проходам, обустроенным по всему периметру амфитеатра, публика могла быстро, всего за 15 минут занять пронумерованные места. Под ареной Колизея находились подземные переходы, клетки с оленями, медведями и львами, а также сложные подъёмные механизмы, позволяющие в считанные минуты доставить гладиаторов и зверей наверх и возвести пышные декорации. С наружной стороны Колизей представляет собой четырёхъярусное строение.

Первые три этажа образованы аркадами по 80 арок, а последний выстроен в виде высокой сплошной стены с небольшими прямоугольными окнами. Арочные проёмы богато декорированы приставными полуколоннами с антаблементами, выполненными в тосканской, ионической и коринфской художественной обработке. Стены Колизея воздвигнуты из крупных блоков травертина, скреплённых между собой стальными скобами общим весом примерно 300 тонн. До наших дней уцелели лишь несущие конструкции Колизея, а статуи и лепнина, украшавшие арки, либо разгромлены варварскими племенами, либо разрушены временем.

Внутри Колизея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector