Зимний дворец петра i

Как попасть внутрь Зимнего дворца

Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет. 

Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото. 

Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.

Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно. 

Главные помещения Зимнего дворца

Всего в Зимнем четыре основных корпуса, которые соединены многочисленными залами, галереями, комнатами — их почти 500.

Парадная Иорданская лестница

При входе во дворец нас встречает великолепная лестница, получившая свое название от Иордани, — крещенской купели. Именно по Иорданской лестнице крестный ход направлялся к реке для последующего омовения.

Георгиевский или Большой тронный зал

Когда-то — главный зал страны. Именно там испокон веков стоял трон: начиная с 18 века, на нем восседали российские монархи. Пожар 1837 года совершенно уничтожил данный символ самодержавия, но мастерам удалось воссоздать былое великолепие. После революции трон разобрали и вернули только спустя много десятилетий — в конце 1990-х.

Эрмитажный театр

Изящный небольшой театр в былые времена предназначался для избранных: членов царской семьи и приближенной знати. Сейчас его двери открыты для каждого: на легендарной сцене проходят концерты известных музыкантов, спектакли Мариинского театра, научные диспуты и симпозиумы.

Большая церковь Зимнего дворца

Имелась у монарших особ и собственная церковь: в этих роскошных интерьерах обращало свои молитвы к Богу не одно поколение российских правителей. Простым смертным вход сюда был запрещен. После великого пожара 1837 года помещение реконструировали с большой точностью, однако в целях безопасности деревянные элементы заменили на конструкции из папье-маше.

В церкви находятся бесценные православные реликвии: образ 17 века в золотой ризе с бриллиантами, десница Св. Иоанна Предтечи и ковчег из золота с частицей ризы Господней — наследие могущественного ордена госпитальеров.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Как добраться до Зимнего дворца Петра I в Санкт Петербурге

Добраться до Зимнего дворца Петра первого Эрмитажа в Санкт Петербурге легко, так как дворец Петра 1 расположен в центре города рядом с метро Адмиралтейская в самом начале Невского проспекта на Дворцовой площади. Над станцией метро Адмиралтейская расположен торговый комплекс Адмирал и в нём на 6 этаже расположен исторический театр-макет «Петровская Акватория».
Зимний дворец Петра I расположен по адресу: Санкт Петербург  Дворцовая наб, д. 32

Маршрут до музея синего цвета, красного цвета маршрут до музея Главного штаба.

Что бы попасть в Зимний дворец Петра 1, необходимо обойти Эримитаж с правой стороны, если смотреть на главный вход Эрмитажа и пройти вдоль Зимней канавки.

Зимняя канавка Санкт Петербург

И по дороге в музей или обратном пути обратить внимание на странный кусок фасада, на здании, отмеченный  синим прямоугольником на фото, это кусочек фасада Зимнего дворца Петра. Кусочек фасада того самого Зимнего дворца Петра

Кусочек фасада того самого Зимнего дворца Петра

Вход в музей располагается с Дворцовой набережной дом 32.

Вход в музей располагается с Дворцовой набережной

Фото и описание

Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.

После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку».

В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.

В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.

В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.

После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.

Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.

Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.

На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.

На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.

В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.

В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.

Экспозиция

В восстановленных помещениях дворца в 1992 году открылась постоянная экспозиция. Коллекцию сформировали из личных вещей императора Петра I, сохранившихся в фондах Эрмитажа. Среди экспонатов есть токарный станок в рабочем состоянии, плотницкие инструменты, стол и стулья из петровского дворца. Исторические интерьеры восстановили в трёх комнатах, ориентируясь на документы, описывающие проведённые в них работы: стенные панно из голландской плитки, наборные паркеты, дубовые ставни и переплёты окон.

Вход для посетителей со стороны Дворцовой набережной (дом № 32). Среди раскрытых и восстановленных интерьеров следует отметить следующие экспозиции:

Кабинет

Интерьер украшают карта Балтийского моря и живописные полотна: «Вид Нового моста в Париже» (Х. Моммерс) и «Портрет Петра I» (Питер ван дер Верф). Конторка Петра I была изготовлена в Англии по чертежу царя. На ней можно видеть зрительную трубу, солнечные и механические часы, чернильницу, песочницу, а также янтарную шкатулку, подаренную Петру I прусским королём Фридрихом Вильгельмом I.

Столовая

Интерьер украшают фламандская шпалера и картины голландских художников XVII в. На столе — китайское фарфоровое блюдо, голландской работы хрустальный кубок с гравировкой, ведерко-холодильник из Аугсбурга с бутылкой вина, найденной здесь же, при раскопках центральной части дворца. Между окон — часы английской работы с миниатюрным портретом Петра I.

Токарная

Главная достопримечательность — токарно-копировальный станок английского мастера Георга Занепенса.

Парадный двор

Здесь можно увидеть карнавальные сани и садовую коляску Петра I — редчайший образец прогулочного экипажа начала XVIII века.

Восковая персона Петра I

Пётр I скончался 28 января 1725 года в «Конторке» — рабочем кабинете, находившемся в западной части дворца. Сразу после смерти императора К. Б. Растрелли снял с его лица гипсовую маску и сделал слепки с кистей рук и ступней ног. По этим слепкам и маске (маску для отливок смешивали из воска, смолы и мела) в 1725 году им была создана «Персона». Под некогда существовавшей «Погребальной салой», где отпевали Петра Великого, сохранилось помещение дворцовой кордегардии (караульня), в которой было решено экспонировать «Восковую персону».

Парик, усы и брови «персоны» сделаны из подлинных волос императора, остриженных из-за сильной жары в Персидском походе 1722 года. Глаза написаны по финифти на золотой основе живописцем Андреем Овсовым. На Петре костюм из его гардероба, европейского образца: кафтан, камзол, короткие штаны-кюлоты, кружевное жабо, шелковые чулки и кожаные башмаки. Вырезанное из липы туловище соединяется с руками и ногами круглыми шарнирами, позволяющими принимать разные позы.

Немного об истории создания

Зимний дворец Петра I является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Строительство свадебных палат Петра I осуществлялось в 1712 году, на одном из участков Адмиралтейского острова, который находился рядом со двором мастера корабельных дел Феодосия Скляева. Этот участок находился между современной улицей Миллионная и невской набережной. В то время расположение описываемого Свадебных Палат императора Петра I относилось к середине Верхней набережной. Спустя 4 года после этого строительства Дворец Петра I был существенно расширен в северном направлении. Что бы иметь представление, о чем идет речь, смотрите видео и фото в статье. Для этого была сооружена новая набережная. На ней-то и был построен новый зимний Дом Петра I, который правитель считал своей личной резиденцией. В ней всё было оформлено в соответствии со вкусами и предпочтениями императора.

В 1716 году был создан проект Дворца архитектором Георгом Маттарнови, и началось строительство объекта. Уже в 1721 году было завершено строительство 2-го Зимнего Дворца, из которого открывались прекрасные виды на Неву. Позднее сооружённая царская резиденция была потеряна потомками, однако археологические раскопки 1976-1986 годов позволили получить исследователям удивительные результаты. Ими были обнаружены несколько помещений центрального здания царского дворца, фрагменты обходных галерей и парадного двора, а также – несколько жилых помещений.

Главный вход

Главный вход фото

Вид сверху

Вид сверху

древний Питер

древний Санкт-Петербург

Проводимые в 1989-1992 годах реставрационные работы помогли восстановить некоторые интерьеры царского дворца. Среди них – Конторка, Токарня, Чулан истопника, Сени, Столовая. В ходе реставрации мастера восстановили камины, изразцовые печи, стенные панели, окошки с дубовыми наличниками, паркеты и даже первоначальное покрытие фасада слоем серой извести. Оставшиеся две комнаты теперь пересечены стеной театра. Смотрите на фото и видео в статье

Посещая Зимний дворец Петра I, многие туристы обращают внимание на большую высоту конторки, которая демонстрирует, насколько огромен был рост Петра I

дворец ночью

Зимний дворец ночью

подсвеченный дворец

Восковая персона Петра Великого

В этом дворце Петр скончался 28 января 1725 года. За несколько дней до этого его перенесли сюда из флигеля. Император умер от тяжелой болезни, но не от простуды, которую он якобы получил, спасая солдат в ледяной воде с тонущего судна — это лишь предание, однако оно свидетельствует нам о том, как на самом деле современники относились к Петру, ведь все неподлинные истории о нем принадлежат им. Император действительно очень любил своих солдат и делил с ними все тяготы военных походов.

Сразу после смерти к Петру прислали придворных живописцев Ивана Никитина и Иоганна Готфрида Таннауэра. Во дворце висит посмертный портрет императора работы Никитина. Знаменитый декоратор Никола Пино оформил траурную залу, где 40 дней находилось тело императора.

После Петра I на престол взошла его супруга Екатерина I. Ей нужно было оправдывать свои права на престол, ведь император отменил старый порядок наследования трона, а завещание составить не успел. Императрица Екатерина и Александр Данилович Меншиков заказали скульптурный посмертный портрет Петра в полный рост — восковую персону, которая должна была держать в руке Указ о престолонаследии 1722 года. За это дело взялся скульптор Карло Растрелли. Он работал с помощниками прямо в Зимнем дворце императора, снял с его лица маску и слепки с кистей рук и стоп ног, тщательно обмерил тело. Изготовление восковой фигуры заняло почти полгода. Еще при жизни Петр сам разрешил сделать с себя такую персону, но отверг идею поместить внутрь пружинный механизм, чтобы скульптурный портрет мог ходить и простирать вперед руку. Тем не менее, в местах суставов рук и ног расположены круглые шарниры, которые позволяют менять положение фигуры: можно перекладывать руки, положить ногу на ногу. Указ в руку персоне действительно вложили, и она наводила ужас на вельмож, недовольных тем, что Екатерина I взошла на престол.


Восковая персона Петра I. (Эрмитаж)

Такой эффект достигается, в том числе, выразительностью глаз воскового Петра. Они отлиты из золотых монет и расписаны в технике финифти мастером Овсовым, который смог передать живой сверкающий взгляд карих глаз императора. Взгляд Петра направлен куда-то вдаль, и кажется, что он смотрит сквозь зрителя. Выражение лица меняется от ракурса и освещения: оно то злобное, то спокойно-созерцательное.

На голове у фигуры парик из волос самого императора, состриженных в 1722 году во время Персидского похода. Первоначально восковую персону одели в синий гродетуровый костюм, который сама Екатерина I вышивала серебром — это платье Петр надевал один раз на коронацию супруги. Также его украсили орденской лентой и звездой Андрея Первозванного. Сейчас наряд уже другой, красный, и он сохранился благодаря дочери Петра, которая сохранила в Петергофе гардероб отца. На ногах у фигуры фламандские башмаки. Такие Петру заказывали партиями по 20 пар, и здесь он тоже делал выбор в пользу надежности, а не роскоши. Скульптурный портрет сидит в кресле, которое в 1725 году изготовил русский мастер Петр Федоров.

Фигура находится в бывшем помещении кордегардии — офицерской караульной, и там поддерживается оптимальная температура и влажность для воска, поэтому посетителей в саму комнату не пускают, и они смотрят на Петра сквозь стекло. Вообще, сначала персона находилась во дворце царевича Алексея, затем почти 300 лет хранилась в Кунсткамере, и только в 1992 году воскового Петра доставили туда, где он должен был сидеть изначально — в своем Зимнем дворце, за создание музея в котором сотрудников Эрмитажа наградили в 1996 году Государственной премией Российской Федерации.

Текст подготовила Юлия Афанасенко.

Время работы и цены на билеты

Зимний дворец Петра Великого открыт для посещения с 10:30 до 18:00 по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям. Понедельник является выходным днём. В среду и пятницу туристы могут наслаждаться экспозициями с 10:30 до 21:00. Вне зависимости от дня кассы закрываются на час раньше самого дворца. Девятое мая также является выходным днём.

Есть два варианта приобретения билетов. В первом случае булет будет стоить порядка 600-700 рублей, но по нему вы сможете попасть во все составляющие Эрмитажа

Если же вы планируете сфокусировать своё внимание только на Зимнем дворце, у вас есть возможность приобрести билет за 300 рублей. Студенты и курсанты могут пройти во дворец бесплатно

То же касается и детей. Есть и ещё одна возможность увидеть галереи Зимнего дворца, не заплатив ни копейки. Первый четверг каждого месяца является днём свободного посещения комплекса.

Токарня

Токарной мастерской Петра Великого сначала заведовал тосканский мастер, а потом русский. Им стал лейб-токарь царя Андрей Константинович Нартов, ездивший по его приказу в Англию и Францию учиться точить из черепахи. За границей Нартов пришел к выводу, что российские мастера точат даже лучше зарубежных. Станок, стоящий в токарне — один из 12 сохранившихся в Эрмитаже, это уникальный механизм, сделанный английским токарем императора. Всего у Петра было 50 станков, на которых он работал в разных дворцах: например, в Летнем и Меншиковском. Станок украшен вензелем, который расшифровывается как «Петр Алексеевич, Император Российский». Царь точил на этом станке разнообразные поделки из дерева, кости и рога. В центре установлен копир, отлитый по фигурке скульптора Карло Растрелли. С помощью этого копира Петр мог, используя резцы, сколько угодно воспроизводить работу Растрелли. Император любил вытачивать подставки под чашку, подсвечники и подобные вещи, а потом дарить их другим монархам вместо привычных всем драгоценностей. Однако это было не просто оригинально, но и экономило государственную казну.

В токарне представлена часть коллекции резцов Петра: всего их 400, а в мастерской выставлено 160. Они разные по своему функционалу. Рядом находятся другие интересные вещи: очки и отпечаток руки императора. Очками он пользовался для защиты глаз во время работы на станке, в них обычные стекла. А отпечаток руки был отлит русскими мастерами по следу в глине, в которую Петр попал рукой, когда оступился во время поездки в Липецк в 1707 году.


Токарный резец из Галереи Петра Великого. (Эрмитаж)

Пушкин недаром написал про Петра:

То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник —

Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник.

Император был очень силен, мог руками разогнуть подкову, а к 25 годам изучил 14 ремесел: был токарем, слесарем, плотником, умел писать портреты, ковать железо, отливать пушки и строить корабли.

В токарне есть декоративная печь, отделанная изразцами. Они не подлинные, но восстановлены по настоящим, которые сняли и убрали в хранилища музея. Все новые изразцы сделаны вручную по старой технологии. Видов плитки два: синяя кобальтовая и коричневая марганцевая. Сотрудники Эрмитажа первые в мире смогли восстановить марганцевые изразцы.


Фрагмент подлинного голландского изразца из Зимнего дворца Петра Великого. (Эрмитаж)

В токарне тоже можно найти много личных вещей Петра. На полу стоит корабельный компас. Он установлен на карданную подставку, которая держит его в положении, параллельном земле, при любой качке. Здесь же несколько тростей императора, и все они с секретом: в черной ручке одной спрятана подзорная труба, а у другой можно отвинтить набалдашник и достать аршин — палочку, на которой Петр отмечал единицы измерения длины в разных странах, а потом заносил в записную книжку и сравнивал. Здесь отмечены, например, саксонский и данцигский футы.

Внимание привлекает шкатулка-сейф на столе. Её царю подарил польский король и саксонский курфюрст Август II Сильный

Считается, что автор шкатулки — известный французский мастер Пьер Фрамери. Замок здесь — настоящее произведение искусства: ключ нужен только один, но при этом шкатулку закрывают сразу семь язычков замка. При поворачивании ключа в скажине сложнейший механизм представляет собой завораживающее зрелище. Гвоздики, использованные в конструкции, оформлены так, что переливают как бриллианты. Без ключа открыть ее невозможно, а унести не получится: в дне есть две дырочки для гвоздей, и ими можно закрепить сейф там, где он должен стоять, поэтому можно было не опасаться за сохранность содержимого. В этой шкатулке Петр хранил важные бумаги и другие ценные вещи.

Рядом со шкатулкой лежат циркули и параллельные линейки царя, а также табакерка, сделанная еще в 1697 году. Петр приобрел её в Саардаме, (ныне Заандам), городе, где учился корабельному делу. На вещице есть памятная гравировка: «Петр I, Саардам, 1697 год». К этой табакерке, как и к другим металлическим вещам, сотрудникам музея разрешено прикасаться только в перчатках, чтобы защитить металл от коррозии.

На том же столе можно найти посуду Петра Великого. Это тонкие и легкие, как бумага, тарелочки из пальмового дерева, и изготовленный в Гуанчжоу кувшин из кантонской эмали. Это искусная имитация фарфора: сам сосуд медный, но внутри покрыт эмалью белого цвета, а снаружи красиво расписан.

Сам стол, на котором лежат вещи, сделан в России и стоит на точеных ножках-балясинах. Но окружают его голландские стулья. Петру нравилось всё англо-голландское за простоту и качество: такая мебель делалась из твердых пород дерева, была очень надежной, но при этом без вычурных дорогих украшений, которые император не любил.

Доблестное прошлое Зимнего

За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.

В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.

В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.

Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.

У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.

Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.

Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.

Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.

Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.

Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.

Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.

После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерины Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector