Административно-территориальное устройство россии

Содержание:

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов 

Район

Субъекты РФ

Площадь, тыс. км²

1. Центральный

1.       Брянская область

2.       Владимирская область

3.       Ивановская область

4.       Калужская область

5.       Костромская область

6.       Московская область

7.       Орловская область

8.       Рязанская область

9.       Смоленская область

10.   Тверская область

11.   Тульская область

12.   Ярославская область

13.   Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1.       Белгородская область

2.       Воронежская область

3.       Курская область

4.       Липецкая область

5.       Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1.       Республика Бурятия

2.       Республика Тыва

3.       Республика Хакасия

4.       Забайкальский край

5.       Красноярский край

6.       Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1.       Республика Саха (Якутия)

2.       Камчатский край

3.       Приморский край

4.       Хабаровский край

5.       Амурская область

6.       Магаданская область

7.       Сахалинская область

8.       Еврейская автономная область

9.       Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1.       Республика Карелия

2.       Республика Коми

3.       Архангельская область

4.       Вологодская область

5.       Мурманская область

6.       Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1.       Республика Адыгея

2.       Республика Дагестан

3.       Республика Ингушетия

4.       Кабардино-Балкарская Республика

5.       Карачаево-Черкесская Республика

6.       Республика Крым

7.       Республика Северная Осетия — Алания

8.       Чеченская Республика

9.       Краснодарский край

10.   Ставропольский край

11.   Ростовская область

12.   Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1.       Ленинградская область

2.       Новгородская область

3.       Псковская область

4.       Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1.       Республика Калмыкия

2.       Республика Татарстан

3.       Астраханская область

4.       Волгоградская область

5.       Пензенская область

6.       Самарская область

7.       Саратовская область

8.       Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1.       Республика Башкортостан

2.       Республика Удмуртия

3.       Пермский край

4.       Курганская область

5.       Оренбургская область

6.       Свердловская область

7.       Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1.       Республика Марий Эл

2.       Республика Мордовия

3.       Чувашская Республика

4.       Кировская область

5.       Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1.       Республика Алтай

2.       Алтайский край

3.       Кемеровская область

4.       Новосибирская область

5.       Омская область

6.       Томская область

7.       Тюменская область

8.       Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9.       Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1.       Калининградская область

15,1

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Зачем необходимо такое устройство

Административное деление государства необходимо для:

  • Обеспечения гражданам возможностей доступа к образованию, культуре, спорту, медицине. Так, в каждом из федеральных округов имеется Государственный Федеральный Университет. К системе административных субъектов привязаны транспортные схемы, сети медицинских центров, культурные и спортивные учреждения. Как правило, эти объекты располагаются в столицах округов, краев, республик или областных центрах;
  • Планирования путей развития каждого региона с учетом его особенностей: климатических, социальных, природных и других;
  • Эффективного управления. Регионами России управляют региональные парламенты и губернаторы.

Рис. 1. Карта субъектов РФ.

Автономные округи – созданы по национально-территориальному принципу, их 4 (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский), являются субъектами Федерации, имеют свои парламенты и законодательство. А федеральные округи: созданы как территории, куда назначается ответственный представитель Президента РФ, не имеют собственного управляющего аппарата и законодательства, объединяют в себе несколько субъектов Федерации при этом сами такими субъектами не являются. Их 8: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский.

Изменения в административно-территориальном делении России

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2),

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа – Долгано-Ненецкий и  Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Список экономических районов:

  • Центральный
  • Центрально-Черноземный
  • Восточно-Сибирский
  • Дальневосточный
  • Северный
  • Северо-Кавказский
  • Северо-Западный
  • Поволжский
  • Уральский
  • Волго-Вятский
  • Западно-Сибирский

Официальные сайты федеральных округов:

Урал

(Регион «миллионников»)

Городское население свыше 70%

Промышленный регион, с хорошими перспективами подъема промышленности, с хорошей инфраструктурой, самодостаточный. Отсюда, возможные сложности торговли, при несомненно высоких экономических показателях. Достаточный ассортимент ТНП производится в регионе, где и потребляется без наценок, неизбежных при транспортировке.
Специфика хороших продаж: «продается то, что рекламируется» и «хорошо продаются новинки». Хорошо налаженные транспортные потоки Москва-Екатеринбург. Москва-Башкирия. Последний стоит несколько обособленно от всего региона, поэтому, возможно, выгоднее и просто целесообразнее возить товар непосредственно из Москвы.
Специфика Уфы – способность на местном рынке организовать разделение сфер влияния, достаточно часто слышал, что если один занимается брендом «Х», то другие возят этот товар не очень охотно. Поэтому здесь наиболее четко просматривается схема: «один клиент – один город».

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Из истории[править]

Петровская реформа административно-территориального деленияправить

Первые губернии были созданы в 1709 году. Первоначально их было восемь, затем стало девять. С 1719 года губернии в основном делились на провинции, последние главные образом на дистрикты, но были исключения (Малороссийская губерния с центром в Глухове делилась на полки, Новгородская провинция Новгородской губернии на пятины, Уфимская губерния на дороги, и т. д.). Провинции формально входили в состав губерний, но в то же время имели право непосредственного сношения с Сенатом, то есть фактически управлялись независимо от губернских властей.

Екатерининская реформа административно-территориального деленияправить

Гербы губерний Российской империи

В ходе этой реформы число губерний резко увеличилось, в их основу были положены провинции, однако в некоторых случаях губернии составлялись из нескольких провинций или территория одной провинции делилась между несколькими вновь образованными губерниями. Система губернского деления России приобрела устойчивый характер в царствование Александра I и Николая I, став самой продолжительной по времени сущестования системой административно-территориального деления за всю историю существования России. Губернии делились на уезды, которые после отмены крепостного права в 1861 году были в свою очередь разделены на волости.

С 80-х годов XIX века часть губерний получила т. н. «земскую» систему управления, то есть большая часть должностей в них замещалась по выбору лицами из числа жителей, принадлежавших к неподатным сословиям, главным образом дворянству. В прочих губерниях все должности замещались чиновниками, назначавшимися губернатором.

Названия административных округовправить

Термин «Малая Россия» (Малороссия) имеет церковное происхождение. Первоначально под ним подразумевалась территория, подчиненная киевскому митрополиту. Неслучайно после присоединения Украины царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великия и Малыя Росии» — это было сделано явно с подсказки богословов из Киева. Но когда спустя полтора года в царскую титулатуру добавили «и Белыя Росии», для украинцев это стало неприятным сюрпризом. В их понимании Белая Русь (Белоруссия) была составной частью Малой России — как единого пространства, подчиненного киевскому митрополиту.

Губернии после 1917 годаправить

После Февральской и Октябрьской революций система губернского деления сохранилась, хотя некоторые губернии были разделены на части. Так, из состава Новгородской губернии выделилась Череповецкая губерния, из состав Вологодской губернии — Великоустюгская губерния. Границы губерний стали меняться, а сами они исчезать после начала образования автономных советских социалистических республик (АССР). Так, с создание Татаро-Башкирской АССР исчезла Казанская губерния, с образованием Карельской трудовой коммуны (Карельской АССР) — Олонецкая губерния. Губернии полностью прекратили своё существование во второй половине 20-х гг. XX в., когда из них были образованы громадные по площади области и края.
На территории Финляндии губернии, созданные в начале XIX века, просуществовали до конца 90-х годов XX века.

Значение экономико-географического положения и промышленного потенциала при выборе центра

Город — административный центр по
определению должен обладать преимуществами ЭГП,
делающего его естественным фокусом связей, узлом
территориальных взаимодействий. И у многих
городов-центров ЭГП действительно выдающееся.
Именно ЭГП обусловило феноменально быстрый рост
Новосибирска, в считанные годы обогнавшего все
сибирские города и ставшего столицей Сибири и, по
совместительству, центром Новосибирской
области. Выдающееся положение Нижнего Новгорода
характеризуется наложением на гидрографический
узел — вилку крупнейших рек Волги и Оки —
железнодорожного и автотранспортного узлов.
Екатеринбург давно заслужил славу «живого узла
Урала». Казань, Самара, Волгоград заняли места у
самых крутых излучин Волги и вблизи пересечений
ее важными транспортными магистралями.

Важным фактором выдвижения города в
административные центры послужило его
промышленное развитие. Именно выдающийся
промышленный потенциал Иваново-Вознесенска
позволил ему возглавить крупный промышленный
район. И хотя «Русский Манчестер» имел
существенные недостатки ЭГП (в стороне от Волги,
отсутствие прямого железнодорожного выхода на
Москву, положение на малой реке), он благодаря
концентрации текстильного производства и
сопутствующих ему отраслей выделился сперва как
отраслевая текстильная столица, а затем и как
административный центр. Примечательный факт:
после ликвидации старого губернского деления
была среди прочих крупных областей образована
Ивановская промышленная область, и в ее состав
вошли четыре губернии, то есть
Иваново-Вознесенск стал над Ярославлем,
Костромой и Владимиром.

По качеству
транспортно-географического положения Елец —
узел пяти железнодорожных лучей — превосходит
Липецк. Но благодаря взлету промышленности,
прежде всего развитию Липецкой Магнитки,
способствовавшей не только отраслевому, но и
комплексному развитию города, Липецк стал
центром образованной в 1954 г. области.

Кемерово не имеет очевидных
преимуществ ЭГП перед Новокузнецком. Но здесь,
видимо, сыграл роль более ранний старт
промышленного развития, а возможно, и то, что
Кемерово расположено ближе к Новосибирску и
Транссибу.

Однако чаще всего преимущества ЭГП и
превосходство промышленного потенциала,
выделяющие административный центр среди других
городов той или иной единицы АТД, счастливо
сочетаются. Это очень характерно, например, для
Брянска, у которого выгоды ЭГП (крупный
железнодорожный узел и положение на главной реке
региона) сочетаются с крупной, прежде всего
тяжелой (с высокой долей производств ВПК)
промышленностью. Оба эти фактора выдвинули
Брянск на роль регионального лидера и послужили
причиной образования Брянской области. Подобное
сочетание свойственно почти всем
административным центрам вновь образованных
областей — Волгограда, Челябинска, Барнаула,
Новосибирска и др.

Принципы административно-территориального устройства

В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.

Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.

Социально-экономический

На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.

Географический

Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.

Демографический

С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.

Национально-исторический

Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.

Политический

Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Федеральные округа

Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.

Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.

Название округа Административный центр Кол-во субъектов РФ Площадь (тыс. км2)
Центральный федеральный округ Москва 18 652, 8
Южный федеральный округ Ростов-на-Дону 6 416, 84
Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург 11 1 677, 9
Дальневосточный федеральный округ Хабаровск 9 6 215, 9
Сибирский федеральный округ Новосибирск 12 5 114, 8
Уральский федеральный округ Екатеринбург 6 1 788, 9
Приволжский федеральный округ Нижний Новгород 14 1 038
Северо-Кавказский федеральный округ Пятигорск 7 172, 36

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме


«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости

Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:

  • Конституция РФ;
  • Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
  • федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
  • устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);
  • закон об административно-территориальном устройстве субъекта РФ (например, закон Краснодарского края «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» от 02.07.2009 № 1765-КЗ);
  • закон об административно-территориальных единицах с особым статусом (например, закон Красноярского края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» от 24.12.2015 № 9-4110) и др.

***

Итак, сегодня мы изучили зависимость форм правления и административно-территориального устройства государств в современном мире. Выделяют следующие виды административно-территориального устройства: унитарное государство и федерация.

Россия относится к государствам с федеративным типом административно-территориального устройства.

***

Еще ответы на вопросы по конституционному праву:

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.

В состав России входят 88 равноправных субъектов:

  • 21 республика;
  • 7 краев;
  • 48 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономная область.

Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.

Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.

Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.

Рис. 2. Пермский край.

Сибирь

Городское население около 60%.

В силу протяженности региона и отсутствии постоянных товаро-потоков, у региона нет единого центра.
Постоянные товаро-потоки: Москва — Тюмень — Омск, Ханты-Мансийск — Салехард, Москва — Новосибирск-Кемерово, Томск, Горно-Алтайск. Пожалуй, не стоит ожидать большого валового товарооборота в регионе. Государственные инвестиции в регион не значительны. Большинство бюджето-образующих отраслей прямо, или косвенно, ориентированы на добычу и транспортировку газа и нефти. Отсюда, реинвестирование прибыли на добычу, и отнюдь не на социальную сферу

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в , названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районы


Экономические районы России

  1. Восточно-Сибирский
  2. Волго-Вятский
  3. Дальневосточный
  4. Западно-Сибирский
  5. Калининградский
  6. Поволжский
  7. Северный
  8. Северо-Западный
  9. Северо-Кавказский
  10. Уральский
  11. Центрально-Чернозёмный
  12. Центральный

Военные округа


Военные округа России

  •  Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
  •  Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
  •  Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
  •  Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
  •  Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.

Федеральные округа


Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

  • Центральный федеральный округ
  • Южный федеральный округ
  • Северо-Западный федеральный округ
  • Дальневосточный федеральный округ
  • Сибирский федеральный округ
  • Уральский федеральный округ
  • Приволжский федеральный округ
  • Северо-Кавказский федеральный округ

Часовые зоны


Часовые зоны России

 USZ1 МСК−1 (калининградское время) UTC+2
 MSK МСК (московское время) UTC+3
 SAMT МСК+1 (самарское время) UTC+4
 YEKT МСК+2 (екатеринбургское время) UTC+5
 OMST МСК+3 (омское время) UTC+6
 KRAT МСК+4 (красноярское время) UTC+7
 IRKT МСК+5 (иркутское время) UTC+8
 YAKT МСК+6 (якутское время) UTC+9
 VLAT МСК+7 (владивостокское время) UTC+10
 MAGT МСК+8 (магаданское время) UTC+11
 PETT МСК+9 (камчатское время) UTC+12
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector