Государственное устройство

Государственное устройство

Многие черты государственного устройства Франции имели внешнее сходство с другими европейскими странами. Во главе государства стоял король, которому подчинялись министры; в провинциях существовали губернаторы и парламенты, в городах — местные муниципальные органы. Однако были и важные отличия, делавшие Францию непохожей на её соседей.

Важнейшее из них состояло в системе продажи государственных должностей (paulette), охватывавшей весь государственный аппарат как в Париже, так и в провинциях. Практика продажи государственных должностей появилась во Франции ещё в начале XVI века при Людовике XII, но в окончательном виде сложилась в начале XVII века при Генрихе IV, когда эта система стала всеохватывающей, пожизненной и наследственной, и просуществовала до 1789 года. Стоимость высших государственных должностей в последние десятилетия перед Великой французской революцией достигала 200—300 тысяч ливров (фунтов) и более, что было эквивалентно стоимости роскошного особняка с полной обстановкой. Вместе с покупкой должности чиновник получал право на пожизненную «ренту», которая, как правило, позволяла многократно окупить произведённые затраты. По словам А. Токвиля, система продажи должностей постепенно стала чем-то столь странным, чего никогда ранее не было видано в мире.

Указанная практика являлась одной из важных причин неэффективности и крайнего бюрократизма французской государственной машины, которые сохранялись до самой революции 1789 года. Как пишет Р. Мандру, введение системы продажи должностей во Франции в начале XVII века привело к бесконтрольности чиновников и чиновничьему произволу: чиновники полагали, что приобретая должность, да ещё пожизненную и с правом наследования, они получают полную независимость в своих действиях от центральной власти. А. Токвиль указывал, что в результате существования данной системы во Франции появилось «невероятное количество совершенно бесполезных, а то и вредных, должностей… Таким образом соорудили себе столь огромную, замысловатую, громоздкую и непроизводительную административную машину, что пришлось оставить её некоторым образом работать вхолостую, а за её пределами изготовить для себя простой и удобный в обращении инструмент управления, с помощью которого и сделать по-настоящему то, что все эти чиновники делали для виду».

Примером существования таких параллельных структур с одинаковыми функциями может служить институт королевских интендантов в провинциях, который был введён Ришельё и укрепился в последующий период. Интенданты обладали широкими полномочиями, которые превосходили полномочия провинциальных губернаторов (глав провинций) и парламентов, и их функции во многом дублировали функции последних (налоги и финансы, внутренняя политика, судопроизводство и т. д.). Известный финансист англичанин Лоу был изумлён этой особенностью французской системы управления: «Никогда бы не поверил в то, что видел сам, будучи контролёром финансов. Знайте же, что французское королевство управляется тридцатью интендантами. У вас нет ни парламента, ни штатов, ни наместников; есть только тридцать стряпчих, разосланных по провинциям, от которых и зависит счастье или несчастье этих провинций, их изобилие или бесплодие».

Система покупки и пожизненного владения государственными должностями была постоянным источником коррупции. Приобретя должность, каждый чиновник стремился окупить произведённые затраты, используя при этом своё служебное положение. Историками приводятся примеры крупных состояний, накопленных чиновниками за годы своей службы, в то время как в момент начала своей карьеры некоторые из них были бедны.

В 1771 году Людовик XV попытался отменить куплю-продажу и наследование ряда должностей, но этот план встретил сильное противодействие со стороны аристократии, и после смерти короля о нём забыли.

Силайн — туры во Францию

Начало -> Общая информация -> Государственное устройство

Государственное устройство

Официальное название Франции – Французская Республика.

Столица – Париж.

Административное устройство.

Административно Франция делится на 22 области (Эльзас, Аквитани я, Овернь, Бургундия, Бретань, Центр, Шампань-Арден, Корсика, Франш-Конте, Иль-де-Франс, Лангедок-Руссильон, Лимузэн, Луара, Лотарингия, Южные Пиренеи, Север, Нижняя Нормандия, Верхняя Нормандия, Пикардия, Пуату-Шарант, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Рона-Альпы), которые подразделяются на 96 департаментов.

Отедельным департаментом является Париж. В состав Франции также входят 4 заморских департамента: Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон. Заморские территории: Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские австралийские и антарктические земли, о-ва Майотта, Уоллис и Футуна и специальная территориальная единица – о-ва Сен-Пьер и Микелон.

Глава государства.

Главой государства является президент, избираемый на 7 лет путем всеобщего и прямого голосования на основе мажоритарной системы в 2 тура. Он следит за соблюдением Конституции и обеспечивает нормальное функционирование государственных органов.В его обязанности входит назначать премьер-министра и членов правительства, председательствовать в Совете министров, руководить вооруженными силами, назначать на высшие государственные гражданские и военные должности.  Он наделен также правом роспуска Национального собрания.

Парламент.

Законодательный орган – двухпалатный Парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Правительство осуществляет политику страны. Оно ответственно перед Парламентом, ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания.

Законодательная деятельность Парламента сводится к таким вопросам, как бюджет и налоги, основы гражданского и уголовного судопроизводства, трудовое и избирательное право, общие принципы обороны, образование, местное самоуправление, разрешение ратификации международных договоров и соглашений.

Национальное собрание – нижняя палата Парламента (577 депутатов, из них 555 от метрополии, 22 – от заморских департаментов и территорий) – избирается на 5 лет путем прямого всеобщего и тайного голосования по униноминальной мажоритарной системе в два тура. В голосовании участвуют граждане, достигшие 18 лет.

Сенат избирается на основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников).

В соответствии с Конституцией председатель Сената, в случае вакансии поста президента, выполняет его обязанности до новых выборов. Сенат обсуждает законопроекты, направленные ему Национальным собранием или непосредственно вносимые Правительством.

Состав Сената (321 чел.) обновляется на треть каждые три г. Срок полномочий каждого сенатора составляет 9 лет.

Конституционный совет.

Конституционный совет следит за соблюдением положений Конституции во всех сферах государственной деятельности. Он контролирует соблюдение законности при проведении референдумов, объявляет их результаты, определяет соответствие принимаемых законов положениям конституции. Состоит из 9 членов, срок полномочий которых – 9 лет.

Франция (без учета заморских владений) делится на коммуны (свыше 36 тыс.), департаменты (96) и регионы (22), где прямым всеобщим голосованием избираются соответственно муниципальные, генеральные и региональные советы, имеющие в своем распоряжении бюджет и исполнительную власть на местах. Функцию представителя государства в департаментах и регионах исполняют префекты, назначаемые президентом страны.

Символы госудства.

Национальный флаг – трехцветный, с вертикальным расположением трех полос – синей, белой и красной.

Национальный гимн – «Марсельеза». Девиз – «Свобода, Равенство, Братство».

Национальный праздник – День взятия Бастилии – 14 июля (1789 г.).

Политические партии.

Наиболее влиятельными партиями являются Объединение в поддержку республики, Союз за французскую демократию (блок партий), Социалистическая, Коммунистическая и Республиканская партии, Центр социальных демократов, Движение левых радикалов, Республиканская партия радикалов и радикал социалистов, Национальный фронт.

Самой массовой профсоюзной организацией является Всеобщая конфедерация труда.

Июльская монархия: хартия 1830 г.

В 1830 г. король Луи Филипп издал Хартию, в основном воспроизводившую Хартию Людовика XVIII (1814 г.), с учетом новых капиталистических реалий. Несколько уменьшились полномочия короля, например право законодательной инициативы получили также палата пэров и палата депутатов. Были понижены и возрастной, и имущественный цензы для избирателей и кандидатов в депутаты. Вместе с тем Луи Филипп фактически не реформировал доставшуюся ему в наследство судебно-административную и правовую систему Франции.

Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения королевское правительство не стеснялось использовать самые разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Вместо ликвидированной в ходе революции 1830 г. жандармерии была учреждена Национальная гвардия.

Специфической была политическая и экономическая ориентация, которой придерживалось правительство июльской монархии. Слова, произнесенные при коронации Луи Филиппа, «отныне править будем мы – банкиры», оправдались. Наступил тот период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов (олигархов).

Был понижен, но оставался чрезвычайно высоким имущественный ценз (200 франков) для пассивного избирательного права и возрастной ценз – для избирателей до 25 лет, а для депутатов до 30 лет. Общее число голосующих выросло незначительно составив всего 240 тыс. человек на всю страну (вместо 6 млн, как было бы при всеобщем мужском избирательном праве). Оправдывая высокий имущественный ценз, председатель Совета министров в правительстве Луи Филиппа Гизо заявил: «Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями». Это был своеобразный лозунг Июльской монархии.

В 40-х гг. XIX в. оппозиция режиму Июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, отстраненной от участия в выборах и политической власти Кризис 1847–1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.

О стране

  • Общая информация

    • Аренда автомобиля

    • Валюта и банки

    • География

    • Государственное устройство

    • Государственные символы

    • Евротоннель

    • Климат

    • Международные аэропорты Парижа

    • Население

    • Национальные черты французов

    • Поезда во Франции

    • Религия

    • Французская кухня

    • Шоппинг

    • Языки

  • Советы путешествующим

    Возврат TAX FREE

Государственное устройство

По государственному устройству Франция представляет собой республику, в которой смешиваются черты президентской и парламентской форм. Главой правительства является президент, во Франции его выбирают на семь лет с помощью всеобщего голосования, состоящего из двух туров. Если первый тур не показывает абсолютное большинство голосов за одного из кандидатов, назначается второй тур. 

Функции французского президента обширны: он может назначать премьер-министра и министров без разрешения Парламента, руководить вооруженными силами, назначать выборы, распускать Национальное собрание.

Национальное собрание – одна из двух палат французского парламента. Известная также как Национальная ассамблея, это нижняя палата, располагающаяся в Бурбонском дворце в столице. Собрание включает в себя 577 депутатов, избирающихся с помощью выборов на пять лет. Их функции – принимать новые законы и контролировать действия правительства. Президент имеет право распустить нижнюю палату по результатам консультации с премьер-министром и представителями парламента. 

Верхняя палата парламента Франции – Сенат. Это также законодательный орган, который состоит из 348 сенаторов. В отличие от Национального Собрания, Сенат преимущественно консервативный, так как закрепилась традиция предпочитать представителей аграрных департаментов страны. Кроме того, президент не может распустить Сенат, что гарантирует стабильность работы этого органа. Смена состава в нем происходит каждые 3 года, при этом около половины депутатов заменяются. Сенат может использовать право «вето» на внесение поправок в Конституцию, но в остальных случаях последнее слово всегда остается за Национальным собранием.

Законодательная власть Парламента значительно ограничена конституцией, которая предписывает определенный круг задач для этого органа. Остальные вопросы должно решать правительство. 

Исполнительная власть во Франции принадлежит президенту и Правительству, которое носит название Совет Министров. Нельзя быть одновременно членом Правительства и Парламента, то есть иметь в руках законодательную и исполнительную власть. Национальное собрание может объявить вотум недоверия правительству большинством голосов. 

Во Франции действует специальный орган контроля Конституции – Конституционный совет. Он был создан в 1958 году, когда была принята действующая сегодня Конституция Пятой республики. В его составе всего 9 человек, среди которых обязательно должны быть бывшие президенты Франции. Конституция во Франции имеет длительную историю, впервые ее приняли в 1791 году, в результате Великой французской революции. Современная конституция была создана по инициативе Шарля де Голля, она учредила пост Президента и Премьер-министра, превратив Францию в смешанное государство из парламентского. Премьер-министр Франции обязан следить за выполнением законов, назначать некоторые должности, нести ответственность за национальную оборону. 

При правительстве также работает консультативный орган – Экономический и социальный совет, который выносит заключения по законопроектам экономической и социальной направленности. Никаких решений он принимать не может, и его консультации не носят обязательный характер.

Несмотря на долгий опыт страны в качестве империи, сегодня Франция – чисто унитарное государство с децентрализованной властью. Территория разделена на 96 департаментов, каждый из которых также поделен на коммуны. Также в стране есть 22 области. В этих административных единицах действуют свои органы самоуправления – так называемые генеральные или муниципальные советы. Особой единицей является Корсика, в которой есть свои законодательный и исполнительный органы. Самые влиятельные партии во Франции – Объединение в поддержку республики, Центр социальных демократов, Республиканская партия, Национальный фронт, Союз за французскую демократию и другие.

Самые влиятельные партии во Франции – Объединение в поддержку республики, Центр социальных демократов, Республиканская партия, Национальный фронт, Союз за французскую демократию и другие.

Далее: Государственные символы ›

Аренда лучших шале для роскошного горнолыжного отдыха и встречи Нового Года в Альпах ФранцииМы подобрали для вас самые эксклюзивные варианты шале и апартаментов в Куршевеле, Мерибеле, Межеве и Валь-д-Изере.

Влияние буржуазной революции XVIII в. на развитие французского права

Общая характеристика. Революционное право было формальным и светским, стремилось к избавлению от феодальной сословности общества. Однако на практике принцип равенства граждан (например, в избирательном праве) проводился крайне непоследовательно: о равенстве мужчины и женщины и говорить не приходилось, во французских колониях даже не было отменено рабство (попытку такой отмены произвели якобинцы), сохранялись многие пережитки элитаризма, сословности.

Источники революционного права:

1. Революционное законодательство, в том числе конституционное и кодифицированное. В 1791 г. комиссией во главе с Ле Шапелье был подготовлен Уголовный кодекс Франции (первый кодекс).

2. Дореволюционные источники, включая неотмененные правовые обычаи.

5 августа 1789 г. решениями Национального учредительного собрания во Франции по сути был отменен феодальный строй: отменялись феодальные привилегии, феодальная иерархия, все лично зависимые крестьяне без выкупа получили свободу. По предложению Талейрана были отменены все церковные привилегии, священники фактически стали государственными служащими.

Со временем революционное законодательство радикализовалось. В частности, национализации подверглось имущество дворян-эмигрантов, их земельные участки были пущены в свободную продажу мелкими кусками, т. е. землевладельцами могли стать (и стали) многие рядовые французы.

Летом 1793 г. якобинцы отменили все оставшиеся феодальные повинности и феодальные связи.

Франция стала мелкобуржуазной страной. Восторжествовал буржуазный принцип свободы договора, были ликвидированы феодальные монополии и откупа, цеховое устройство промышленности.

Буржуазные преобразования в семейном праве носили ограниченный характер. Брак воспринимается как гражданско-правовая сделка, однако с неравным положением сторон (муж выше жены). Революционное семейное право, в отличие от консервативного феодального, допускает развод просто по взаимному согласию сторон.

Не была установлена свобода завещаний, преобладает родственное наследование по закону, по завещанию можно было распоряжаться лишь небольшой долей наследственной массы.

Французское уголовное право стало первой кодифицированной отраслью. Уголовный кодекс Франции 1791 г. был предельно гуманизирован, отменена квалифицированная (с мучениями) смертная казнь и введена гильотина (считавшаяся безболезненной), которую широко потом использовали якобинцы Впервые появился раздел, посвященный преступлениям против конституционного строя.

В уголовно-процессуальном праве была важна рецепция английского института суда присяжных.

Право Великой французской буржуазной революции заложило основу для буржуазно-либерального развития европейского права.

↑ Понятие государства

Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

1) в узком значении государство — институт господства, носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;

2) в широком значение государство —  государственно оформленная всеобщность, союз граждан, община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

Существует множество различных определений понятия «государство». 

Так, по мнению великого русского философа И.А. Ильин, 

«…Государство — это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками».
«Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой им территории. Таким образом, это обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в новое время применение насилия считается легитимным только пока дозволено государством и предписано им… Претензия государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывной организации».
В современных учебниках можно встретить такое определение государства:
«…Государство — основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классово антагонистических обществах находится в руках экономическигосподствующего класса (классов) и используется им, прежде всего для подавления своих социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов».
Таким образом, понятие «государство» трактуется весьма многозначно: 

  • это организация крупной общественной группы (отождествляется с таким понятиями, как «страна», «народ», «отечество», «родина»); 
  • это организация политической власти (в данном контексте оно сводится к власти, закону, правосудию, управлению); 
  • это властная администрация (здесь рассматриваются те или иные государственные органы власти — президент, парламент, правительство и т.п.).

Франция — France

Франция — государство в Западной Европе, в состав которого также входит несколько заморских территорий. Это одна из ведущих и крупнейших стран европейского континента, граничащая на северо-востоке с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке — со Швейцарией, на юго-востоке — с княжеством Монако и Италией, на юго-западе — с Испанией и миниатюрной Андоррой. Территория Франции омывается на северо-западе Атлантическим океаном, на северо-востоке — Северным море, а на юге — тёплым Средиземным морем. Пролив Ла-Манш отделяет её от острова Великобритания. Франция является демократической республикой и светским государством.

Франция — одна из самых красивых и интересных стран Европы с богатейшей историей и великолепным культурным наследием. Она славится живописной природой и уютными старинными городками, современными мегаполисами и фешенебельными курортами, музеями с мировым именем и изысканной кухней. Франция предлагает удивительное разнообразие ландшафтов: от сурового океанического побережья Нормандии до субтропиков Средиземноморья, от горных вершин Альп до сельскохозяйственных угодий Эльзаса, от лавандовых полей Прованса до виноградников и пастбищ Бургундии. Это невероятная, романтичная и самобытная страна, которая является самым популярным туристическим направлением в мире.

Флаг Франции

География и природа

Франция является крупнейшей страной Западной Европы. Большая часть страны лежит на европейском континенте (в состав государства входит 20 заморских территорий). Протяжённость страны с юга на север составляет почти 1000 км. Территория Франции омывается Атлантическим океаном, проливов Ла-Манш, Северным и Средиземным морями. 

Франция чрезвычайно разнообразна в плане рельефа. Самая низкая точка страны — дельта Роны. Самая высокая — гора Монблан (4810 м), крупнейшая вершина Альп. На юге, вдоль границы с Испанией, протянулись Пиренеи. На юго-востоке расположены Альпы и горы Юра, которые отделяют Францию от Италии и Швейцарии. Между долинами Роны, Луары и Гаронны расположен Центральный Французский массив, который представляет собой результат разрушения древних гор. Горный массив Вогезы отделяют Рейн от равнин Эльзаса. Север Центральной Франции занят Парижским бассейном, на юго-западе у подножия Пиренейских гор расположена Гароннская низменности, на юго-востоке — низменности Роны. 

Средневековый городок в Бургундии

По территории страны протекает несколько крупных рек, которые впадают в Атлантический океан или Средиземное море

Самая крупная река Франции — Луара, которая в прошлом была важной торговой артерией. Другие крупные реки: Рона, Сена, Гаррона

Рона является самой полноводной рекой Франции. Она впадает в Средиземное море и образует обширную болотистую дельту, в которой расположен заповедник Камарг. 

Территория Франции значительно изменена деятельностью человека. Огромные площади заняты сельскохозяйственными угодьями, виноградниками и пастбищами. Леса занимают около 30 % территории. В северных и западных районах преобладают широколиственные леса (дуб, бук, берёза), на средиземноморском побережье — субтропическая растительность. В лесах живут олени, косули, лисы, кабаны. На побережье можно встретить много птиц. Камарг является ареалом обитания фламинго. На юге Франции (в Провансе) живут гекконы. 

Виноградники Бургундии

Государственное устройство

В настоящий момент формой правления Франции является президентско-парламентская республика. Во главе государства стоит президент, который избирается сроком на 5 лет. С 2017 года президентом является Эммануэль Макрон.

Рис. 1. Президент Франции – Эмманюэль Макрон.

Начиная с 1958 года в стране действует Пятая Республика, именно в этом году была принята новая конституция. Однако Франция не всегда была президентской республикой. Абсолютная монархия во Франции существовала в период с XVI по XVIII века. В это время всея власть принадлежала монарху. Абсолютизм был свергнут Великой французской революцией.

Во Франции, как и в любой демократической стране существуют три ветви власти: судебная, исполнительная и законодательная. В судебной системе высшей судебной инстанцией является кассационный суд. Исполнительную власть осуществляет президент, который назначает премьер-министра. Премьер-министр в свою очередь отвечает за политическую составляющую правительства. Законодательная власть принадлежит парламенту, который принимает законы и контролирует действия правительства.

Административное деление

Франция делится на 18 регионов: 12 расположены на европейском континенте, 5 — заморских и остров Корсика. Регионы делятся на департаменты, округа и кантоны. 

Административное деление 

Культурные регионы Франции:

  • Иль-де-Франс — регион, окружающий Париж. Включает пригороды французской столицы, несколько городов, множество культурных памятников и парков. 
  • Северная и Западная Франция (Нормандия, Бретань) — красивое побережье, сельскохозяйственные угодья и особая атмосфера. 
  • Северо-Восточная Франция (Эльзас, Лотарингия) — регион на границе с Германией с красивыми городами и уникальной культурой. 
  • Центральная Франция (Бургундии, долина Луары) — поразительный культурный ландшафт с историческими городками и деревнями, замками и речными долинами.
  • Юго-Западная Франция (Аквитания, Окситания) — прекрасные пляжи Атлантики, Пиренеи и виноградники. 
  • Юго-Восточная Франция (Прованс, Лазурный берег) — основной туристический регион страны с лавандовыми полями, теплым климатом и лазурным морем, а также величественными Альпами. 

Краткий конспект лекций по курсу


ЛЕКЦИЯ 14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ФРАНЦИИ

Конституция Франция.

Правовое регулирование общественных объединений.

Высшие органы государственной власти Франции.

1. Конституция Франция

Французская республика является высокоразвитым европейским государством. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственного устройства — сложное унитарное государство.

Конституция Франции состоит из Основного закона 1958 г., Декларации прав человека 1789 г., преамбулы конституции 1946 г.

Конституция Франции не велика по объему.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности.

Право предлагать поправки к Конституции принадлежат Президенту, который должен делать это по предложению правительства.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение происходит в две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими парламентами. Затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат).

Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет. Основная часть данного органа назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената, председателем Национального собрания.

2. Правовое регулирование общественных объединений.

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии. Во Франции действует несколько десятков политических партий. Они постоянно изменяются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия.
Наиболее крупными из них являются: Французская социалистическая партия, Французская коммунистическая партия, Объединение в поддержку республики, Республиканская партия, Национальный фронт.

Во Франции действуют предпринимательские союзы, которые имеют различные формы: национальные, отраслевые, торгово-промышленные, союзы работодателей и др.

Профсоюзы во Франции организованы в основном по производственному принципу.

Во Франции действует избирательный кодекс, кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г.
Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие 18 лет.

3. Высшие органы государственной власти Франции.

Законодательная власть в стране осуществляется парламентом. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополий и 22 — от заморских территорий) и Сената (321 чел.). Французский парламент имеет свободный мандат. Каждая палата имеет бюро, постоянные и специальные комиссии.

Исполнительная власть Франции бицефальная (двойственная), т.е. состоит из двух элементов: Президента республики и правительства. Президент избирается на 5 лет гражданами страны (с 2000 года). Президент обладает большими полномочиями,

которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрасигнатуры Премьер-министра.

Во Франции пять различных ветвей осуществления правосудия:

  1. Общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями — медиаторами.
  2. Иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела, дело рассматривает либо один судья, либо несколько профессиональных судей.
  3. Различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.).
  4. Иерархическая система административных судов.
  5. Особое звено судов присяжных.

4. Местное самоуправление и управление.

Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена (кроме округов) считаются территориальными коллективами, т.е. в них имеются выборные органы управления.

В регионах, объединяющих 3-8 департаментов (всего26 региона) избирается региональный совет. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель.

В департаментах (их 96) избирается генеральный совет на шесть лет по мажоритарной системе. Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета.
Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это региональный префект. В департаменте — префект департамента. В округе — супрефект.

>

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО.

Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. Конституция получила одобрение 82,5% принимавших участие в голосовании. Голосование одновременно явилось формой осуждения парламентского режима Четвертой республики (1946–1958).

По конституции президент республики является центральной политической фигурой. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962, была одобрена конституционная поправка, предусматривающая выборы президента прямым всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков.

децентрализация

До прихода к власти Франсуа Миттерана в 1981 году Франция была сильно централизованным государством: каждый департамент возглавлял префект, назначенный непосредственно правительством .

В 1982 году правительство передало далеко идущие фискальные и административные права местным избранным представителям. Децентрализация Франции утвердилась. С 28 марта 2003 г. добавлением к статье 1 Конституции оговаривается, что французская государственная организация децентрализована. Экономическое распределение сил показывает сильную централизацию в направлении Парижского бассейна ( Иль-де-Франс ).

Государственная организация
  • 35 416 муниципалитетов (183 из них в заморских департаментах). Председатель: Муниципальный совет (законодательный) и мэр ( Мэр ; исполнительный)
  • 101 департамент , 96 из которых находятся в столичной Франции и пять департаментов и территорий внешнего мира (DOM-TOM). Префект представляет правительство. Исполнительную власть, однако, принимает председатель генерального совета (законодательная власть ).
  • и 18 регионов , 13 из которых находятся во Франции и пять за рубежом. Законодательный орган: областной совет. Председатель областного совета принимает на себя исполнительную власть.

На практике централистическая традиция Франции часто означает, что член парламента, член правительства или председатель партии в течение многих лет, помимо своего мандата или должности в центральном государстве, является мэром своего избирательного округа или места своего рождения. или десятилетия. Фактически, мэрия тогда исполняет один из его доверенных лиц, его заместитель.

Знаменитые на весь мир места Франции

Замок Консьержери

“Самые яркие замки Франции”

В самом центре Парижа находится прекрасный замок Консьержери, который за годы существования несколько раз менял статус. Когда-то он был королевской резиденцией, в этот период замок приобрел свое роскошное оформление, которое отлично сохранилось и до наших дней. Часть замка со временем переоборудовали в тюрьму, а сейчас Консьержери является одним из корпусов Дворца правосудия. Его роскошные залы используют для проведения различных муниципальных мероприятий, судебных заседаний и других официальных встреч. Самый первый замок на месте нынешнего был построен еще в начале 6 века, уже тогда он выполнял роль королевской резиденции. Сейчас от архитектурны самого первого замка не осталось и следа, каждый новый правитель вносил свой вклад в его перестройку и расширение. За сотни лет существования замок пережил …
Читать полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector