Типы управления государством

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Новый период

В 17 веке в обществе начинают укрепляться гуманистические идеи. Изменение мировоззрения привело к эпохе Возрождения. Чтобы показать такие перемены, ученые решили назвать этот период Новым. Центром теперь был не Бог, а человек.

Одним из немаловажных факторов, которые повлияли на географию Европы, было создание сильных централизованных государств. Примером может послужить Испания. Удержание власти в руках единого монарха позволило добиться стране немалых результатов.

Характерной чертой данного периода являются Великие географические открытия. Они помогли не только развитию мореходства, картографии, но и зарождению нового строя – колониального. Толчком для начала новой эпохи Великих географических открытий стал захват турками Восточной Римской империи. После того как мусульмане перекрыли путь в Индию, европейцам пришлось искать новые способы попасть к богатствам Востока.

1492 год был очень значимым и привел к большим изменениям на политической карте мира. Открыт так называемый Новый Свет. Освоение Америки длилось несколько столетий – от самого открытия континента и вплоть до конца 18 века. За этой время было заполнено немало белых пятен, которые тогда красовались на картах.

Немаловажными были также процессы реформации и контрреформации. Большие религиозные массы выступали против морального разложения церкви. Протестантизм повлиял на многие моменты в жизни общества. Благодаря ему начала быстрее развиваться наука. Оказал он большое влияние и на политику.

Значащим событием для Англии и всей Европы была знаменитая Английская революция 17 века. Она изменила государственный строй этой страны. После ее завершения была установлена конституционная монархия, которая заменила абсолютную. Теперь права короля были более ограниченными. Их регулировал парламент. Это событие послужило основой для начала промышленного переворота и возникновения капиталистических отношений.

Разнообразие территориального устройства стран мира

Все государства мира можно разделить сложные и унитарные. Данные различия носят политико-территориальный характер и объясняются длительным формированием уникальных черт страны в ходе историко-культурного процесса. Государства унитарного типа отличается простой вертикальной структурой где управление принадлежит единому центру, а независимые или самоуправляемые административные единицы отсутствуют.

В таком государстве едиными являются и основные административные нормы, законы, конституции, органы контроля, надзора и управления. В большинстве случаев подобные страны населены представителями одной национальности. К сложным государствам относят следующие типы строя:

  • Уния – монархическое государство, состоящее из нескольких территориальных единиц (возможно ранее независимых) объединившихся под властью одного монарха.
  • Конфедерация – добровольное объединение независимых государств с целью экономического, военного или гражданского взаимодействия.
  • Федерация – многокомпонентное государство, имеющее в составе самоуправляемые административные единицы, наделенные определенными свободами. Компоненты подобного государства могут иметь собственную конституцию, государственный аппарат, язык и прочее. В ведении центрального элемента остаются основополагающие статьи, в том числе оборона, финансовые потоки, внешняя политика и т.д. Истинными федерациями можно считать Канаду и США.

Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Таблица 7. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
— единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество — более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств — создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. «Страны с федеративным административно- территориальным устройством» Швейцария СНГ

Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Союзная Республика Югославия Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Испания Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 году парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.

Источник

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Империи и теократии

Такой общественный и государственный строй, как империя, нынче редко встречается. Япония – фактически единственная страна с таким устройством. Император выступает символом единства нации, однако вся исполнительная и законодательная власть принадлежит кабинету министров и парламенту. До середины двадцатого века Япония была монархией абсолютной, законы наделяли императора огромной, ничем не ограниченной властью. Ему приписывалось божественное происхождение, и фактически в стране существовал культ правителя. В 1947 году была принята конституция, и абсолютная монархия была полностью упразднена.

Государственный строй теократия является разновидностью монархической формы правления, когда глава церкви считается и правителем. Ярким примером монархии теократической является такое государство, как Ватикан. Также можно найти некоторые примеры на Ближнем Востоке в исламских странах, где религиозная составляющая традиционно сильна в общественно-социальной и политической жизни.

Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

Осуществление управления обществом в доисторические времена

Для того чтобы общество было управляемым, возникла необходимость в создании государственного строя, то есть политической организации общества. Как известно, государство неразрывно связано с правом, поэтому при изучении теории государства и права начинают с его происхождения. До того как возникло первое государственно-политическое устройство, человечество жило в первобытно-общинном строе. Основой для производственных отношений в таком обществе служили средства производства, а также общественная собственность. Для того чтобы из одной формации произошел переход в другую, то есть из первобытно-общинного строя — к государственному, нужно было перейти от самоуправления, которое наблюдалось в первобытном обществе, к государственному управлению. Данный процесс происходил не сразу: для этого потребовались целые столетия, при этом в некоторых исторических регионах распад первобытно-общинного строя и возникновение государства происходили в зависимости от исторических условий по-разному. Это означает, что какой-либо четкой модели нет.

Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

Формы государственного правления

Определяющими факторами формы государственного правления являются правовой статус чиновников и главы рассматриваемого государства. В качестве основных форм правления отмечают: монархии, республики и союзы (содружества).

Республика – право участвовать в процессах управления имеет каждый дееспособный гражданин. То есть, имея определенные знания, навыки и желание, любой член общества может претендовать на статус главы. В современном мире такие образования являются преобладающими. Существует разделение республик на парламентские, президентские и смешанные. В последнем случае право выбора главы принадлежит группе людей, входящих в парламент.

Парламентом или конгрессом называют государственное образование выполняющее роль законодательного органа и косвенно влияющее на функционирование правительства в целом.

Монархия – своеобразная форма правления подразумевающая сосредоточение всей власти в руках лидера, который может иметь различные названия, например, император, царь, шах и т.д. Право власти является наследуемым и передается по прямой линии.

Данная форма правления, хоть и менее распространена, но до сих пор существует. Монархия может иметь ограниченную или полную форму. В целом монархии делятся на:

  • абсолютную – вся власть в руках лидера;
  • конституционную – у лидера отсутствуют законодательные и исполнительные функции;
  • теократию – в качестве монарха выступает религиозный лидер.

Содружествами считают государства со своеобразной монархической формой правления. В качестве примера можно привести можно привести взаимоотношения Великобритании и ее бывших колоний. Так называемое Британское Содружество наций находятся под формальным управлением королевы Англии, фактическим же руководителем является губернатор.

Монархия сохранилась в 34 государствах, среди которых 11 относятся к развитым, 23 к развивающимся экономикам. Что касается конституционной монархии, то власть суверена ограничена парламентским большинством или нормами Конституции.

В качестве уникальной формы правления можно упомянуть ту, что до недавнего времени была установлена в Ливии. Здесь не существовало традиционных органов власти, отсутствовали многие социальные институты, а решения принимались сообща всем народом.

11.1. Разновидности форм правления

Под
формой правления
понимается организация верховной государственной власти,
система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления
по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и
республи­ки. В монархии источником власти является одно лицо, и власть
передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются
на выборной основе.

До 1917 года
формой правления в России была абсолютная монархия. Эта форма правления
характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными
учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним.

Большинство
современных монархий — ограниченные, конституци­онные. В них полно­мочия
монарха строго ограничены законодательными сис­темами.

Наиболее
распространенная в современном мире форма правления -республики.
Источником власти в них явля­ется народ, высшие органы власти изби­раются
гражданами.

В
зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и
подконтрольно, республики под­разделяются на три разновидности: парламентская,
прези­дентская и смешанная (полупрезидентская).


В соответствии с Конституцией в России провозглашена
республика. Однако, в связи с тем, что среди политологов нет единой точки зрения
относительно формы правления в современной России, уместно подробнее
остановиться на характеристике республик.


Американский политолог Х.Линц
выделил основные черты для президентской и парламентской систем. Для
президентской
системы характерно:


1. Президент и парламент избираются прямым
голосо­ванием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая
легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий.


2. Президент обладает значительными полномочиями, на
основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента.


3. Президент формирует кабинет министров и
администрацию.


4. Отстранение президента от должности возможно только
путем импичмента.

В президентской республике глава государства одновре­менно выступает и в
качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом,
руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим.
Президент назначает членов кабинета министров, которые ответствен­ны только
перед ним. В президентской республике существует жесткое разде­ление властей и
их значительная самостоятельность.


Недостаток президентской системы — дуалистическая
легитимность президента и парламента. Кроме того, эта система не стимулирует
формирования сильных партий, так как Президент скорее заинтересован в сохранении
клиентелистских отношений.

Парламентская
система характеризуется следующими чертами:


1. Единственным демократически легитимным институ­том
является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента
народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере
власти.


2. Правительство зависит от доверия со стороны
парла­мента или, по крайней мере, от его лояльности.

Главная
особенность парламентской республики обра­зование правительства
победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства
(премьер-министр или кан­цлер) официально не является главой государства, но
реаль­но является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно
ограничивает­ся представительскими функциями.


Кроме того, существует полупрезидентская
система, для которой характерно следующее:


1. Президент и парламент — как в президентской системе
— избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).


2. Исполнительная власть включает в себя два
института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в
президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в
парламентской системе.


3. Президент, как в любой президентской системе с
исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на
формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки
президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет
таких устой­чивых типичных черт, как парламентская и президент­ская, и в
различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта —
двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Карликовые государства
Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает о государсвенном строе стран мира.

Данная презентация обобщает материал по теме «Государственный строй и устройство стран».

В данном конспекте даны цели и задачи урока, урок расписан по этапам. В конце урока даны опорные конспекты, которые раздаются детям в начале урока.

В данном конспекте даны цели и задачи урока, урок расписан по этапам. В конце урока даны опорные конспекты, которые раздаются детям в начале урока.

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира » .

Цель:1. Обобщить знания учащихся о социально-экономическом развитии стран богатых (экономически развитых) и стран бедных (экономически развивающихся, самых отсталых).2.

Данная презентация может быть использована в 10 классе в теме «Политическая карта мира» учебник В.П. Максаковского «Социальная и экономическая география мира».

Источник

Парламентские республики

Здесь главная роль в управлении страной отводится парламенту. Всей полнотой власти он наделяет главу правительства. Президент парламентской республики, как правило, очень сильно ограничен в полномочиях и каждое свое решение обязан согласовывать с парламентом. Разумеется, все определяет конкретная конституция. Однако в парламентских странах премьер всегда известнее президента, а за рубежом премьер-министра порой ошибочно принимают за президента.

Стоит сказать, что такая форма государственного устройства на сегодня наиболее приближена к идеалам демократии и ограничивает единоличную власть. Впрочем, частенько это мешает быстро принимать решения и законы. Парламентская республика — самая распространенная форма государственного устройства в Европе.

Типология по государственному строю Часть света Страны Глава страны
Президентские республики Азия Абхазия (частично признанная), Азад Кашмир (частично признанная), Азербайджан, Восточный Тимор, Грузия, Индия, Индонезия, Йемен, Казахстан, Кипр, Северный Кипр (частично признанное), Китайская Республика Тайвань, Республика Корея (Южная Корея), Лаос, Мальдивы, Союз Мьянма, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Южная Осетия (частично признанная) Президент
Африка Ботсвана, Ангола, Бенин, Габон, Буркина Фасо, Гвинея, Бурунди, Джибути, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Коморы, ДР Конго, Кот д’Ивуар, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Сейшельские острова, Сенегал, Судан, Объединенная Республика Танзания, Тунис, Того, Уганда, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Чад, ЮАР, Эритрея, Южный Судан
Америка Аргентина, Многонациональное государство Боливия, Бразилия, Боливарианская республика Венесуэла, Гаити, Кооперативная Республика Гайана, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста-Рика, Содружество Доминика, Колумбия, Мексика, Парагвай, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Перу, Соединенные Штаты Америки, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор
Европа Беларусь, Донецкая народная (непризнанная), Луганская народная республика, Арцах (Нагорный Карабах), Приднестровье (непризнанная), Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина, Франция
Океания Кирибати, Маршалловы Острова, Федеративные штаты Микронезии, Палау
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector