Пещера альтамира — «картинная галерея» доисторического человека
Содержание:
- Пещера Шове
- Пещера Альтамира
- Знакомства
- Первобытная «Сикстинская капелла»
- Ссылки [ править ]
- Живопись Палеолита
- Краткое описание
- Общие сведения о пещере
- Как добраться до пещеры
- Виды изображенных животных
- Пещера Альтамира в туризме
- Наскальные рисунки
- Достопримечательности Кантабрии
- Датировка и периодизация [ править ]
- Устами младенца
- Знаменитые наскальные рисунки
Пещера Шове
Самые древние наскальные рисунки в мире обнаружены в пещере на юге Франции в 1994 году – их возраст около тридцати тысяч лет. Эта находка стала сенсацией в научном мире. Раньше ученые полагали, что искусство развивалось от примитивных форм к сложным. Однако более 300 изображений, найденных в пещере Шове, опровергли эту теорию.
По мнению исследователей, древний человек, который жил в тот период, был способен нарисовать простейшие вещи – например, линии или точки. Однако вопреки этому древние художники талантливо рисовали животных ледникового периода. Найденную тут живопись по праву считают одной из самых совершенных в эпоху палеолита.
Пещера Альтамира
Сантандер, Испания
Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.
Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.
Открытие
По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ), где-то мелькает 1868 год.
Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества Марселино Санс де Саутуола в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось 4 года назад, т.е. в 1876 году.
Мария де Саутуола
Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.
Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.
Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.
В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.
В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.
Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.
Что есть
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.
Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.
Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.
Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.
В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.
Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.
Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.
А посмотреть?
В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.
Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.
Ещё у Альтамиры есть сайт.
Галерея
Знакомства
Одна из самых старых известных фигурных картин , изображающая неизвестного крупного рогатого скота , была обнаружена в пещере Лубанг Джериджи Сале и датирована более чем 40 000 (возможно, 52 000) годами.
Во Франции и Испании обнаружено около 350 пещер, в которых хранятся предметы искусства с доисторических времен. Первоначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку такие методы, как радиоуглеродное датирование, могут привести к неверным результатам, если они загрязнены другими образцами, а пещеры и скалистые выступы (где находится париетальное искусство ), как правило, усеяны обломками из многих периодов времени. Но последующие технологии позволили датировать картины путем отбора проб самого пигмента, следов от факелов на стенах или образования карбонатных отложений на поверхности картин. Предмет также может указывать на хронологию: например, олень, изображенный в испанской пещере Куэва-де-лас-Монедас, помещает рисунки в последний ледниковый период.
Самая старая известная наскальная живопись — это красный ручной трафарет в пещере Мальтравьезо , Касерес , Испания. Он был датирован с помощью уран-ториевого метода более чем 64 000 лет назад и был сделан неандертальцем . Самой древней датой наскальной живописи с животными в настоящее время является изображение нескольких человеческих фигур, охотящихся на свиней в пещерах карста Марош-Пангкеп в Южном Сулавеси , Индонезия , возраст которых составляет более 43 900 лет. До этого самыми древними из известных фигуративных наскальных рисунков были изображения быка, датируемые 40 000 лет назад, в пещере Лубанг Джериджи Сале , Восточный Калимантан , Борнео , и изображение свиньи минимальным возрастом 35 400 лет в пещере Тимпусенг в Сулавеси.
Самыми ранними известными европейскими фигуративными наскальными рисунками являются рисунки пещеры Шове во Франции, датируемые более ранним 30 000 лет до нашей эры в верхнем палеолите, согласно радиоуглеродному датированию. Некоторые исследователи считают, что рисунки слишком сложны для этой эпохи, и ставят под сомнение эту эпоху. Тем не менее, к 2011 году было получено более 80 радиоуглеродных дат с образцами следов от факелов и самих картин, а также с костей животных и древесного угля, найденных на полу пещеры. Радиоуглеродные датировки этих образцов показывают, что в Шове было два периода творения: 35 000 лет назад и 30 000 лет назад. Одним из сюрпризов было то, что многие картины неоднократно изменялись на протяжении тысяч лет, что, возможно, объясняет путаницу с более тонкими картинами, которые, казалось, датировались более ранними, чем более грубые.
Художественное изображение группы носорогов было завершено в пещере Шове 30 000–32 000 лет назад.
В 2009 году спелеологи обнаружили рисунки в пещере Колибайя в Румынии, стилистически сопоставимые с рисунками в Шове. Первоначальная датировка ставит возраст изображения в тот же диапазон, что и у Шове: около 32000 лет.
В Австралии на плато Арнем-Ленд были найдены наскальные рисунки, на которых изображена мегафауна, которая, как считается, вымерла более 40 000 лет, что делает это место еще одним кандидатом на звание старейшей из известных картин; однако предполагаемый возраст зависит от оценки вымирания, казалось бы, изображенного вида. На другом австралийском участке, Наварла Габарнманг , есть рисунки углем, датированные с помощью радиоуглерода 28000 лет, что делает его самым старым участком в Австралии и одним из старейших в мире, для которого были получены надежные свидетельства дат.
Другие примеры могут быть датированы ранним бронзовым веком, но хорошо известный магдаленский стиль, замеченный в Ласко во Франции (ок. 15 000 до н.э.) и Альтамире в Испании, вымер около 10 000 лет до нашей эры, что совпало с наступлением периода неолита . Некоторые пещеры, вероятно, продолжали раскрашивать в течение нескольких тысяч лет.
Следующая фаза сохранившейся европейской доисторической живописи, наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна , была совсем другой, сосредоточенной на больших собраниях меньших и гораздо менее подробных фигур, по крайней мере, с таким же количеством людей, как и животных. Он был создан примерно между 10 000 и 5 500 лет назад и нарисован в каменных убежищах под утесами или в неглубоких пещерах, в отличие от углублений в глубоких пещерах, использовавшихся в более ранний (и намного более холодный) период. Хотя отдельные фигуры менее натуралистичны, они в гораздо большей степени сгруппированы в связные сгруппированные композиции.
Первобытная «Сикстинская капелла»
Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.
А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»
Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)
Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)
Изображение бизона. (ethnomir.ru)
Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).
Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось
Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях
Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.
Ссылки [ править ]
- ^ a b A. WG Pike et al., «Датировка палеолитического искусства в 11 пещерах в Испании серии U», Science 336, 1409 (2012), DOI : 10.1126 / science.1219957. «Мы представляем даты нарушения равновесия урановых рядов отложений кальцита, лежащих поверх или подстилающих предметы искусства, найденных в 11 пещерах, включая объекты Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Альтамире, Эль-Кастильо и Тито Бустильо, Испания. Результаты показывают, что традиция украшения пещер восходит, по крайней мере, к периоду раннего ориньяка, с минимальным возрастом 40,8 тысячи лет для красного диска, 37,3 тысячи лет для ручного трафарета и 35,6 тысячи лет для символа в форме ключицы. минимальный возраст показывает, что либо пещерное искусство было частью культурного репертуара первых анатомически современных людей в Европе, либо, возможно, неандертальцы также занимались росписью пещер ». Таблица 1: Возраст скорректирован на наличие детрита с использованием предполагаемого 232 Th /238 U активность1,250 ± 0,625 и 230 Th / 238 U и 234 U / 238 U в равновесии.
- ^ «Открытие Альтамиры» . Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Проверено 25 сентября 2018 года .
- ↑ Буш, Саймон (28 февраля 2014 г.). «Доисторические рисунки в пещере Альтамира в Испании открыты для немногих счастливчиков» . Кабельная сеть новостей . Проверено 19 декабря 2016 года .
- ^ «Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании» . ЮНЕСКО . Проверено 30 декабря 2016 года .
- ^ Ян Чилверс, изд. (2004). «Альтамира». Краткий Оксфордский словарь искусств (3-е изд.). : Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 0-19-860476-9.
- ^ Verkaar, ELC (19 марта 2004). «Материнская и отцовская линии в скрещивающихся видах крупного рогатого скота. Имеет ли Wisent гибридное происхождение?» . Молекулярная биология и эволюция . 21 (7): 1165–1170. DOI10.1093 / molbev / msh064 . PMID 14739241 . Проверено 31 декабря 2012 года .
- ^ a b Консультации по путешествиям; Современная копия древних мастеров , The New York Times , 4 ноября 2001 г.
- ↑ Грей, Ричард (5 октября 2008 г.). «На создание доисторических наскальных рисунков ушло до 20 000 лет» . Дейли телеграф . Архивировано из оригинального 18 октября 2014 года . Проверено 1 сентября 2017 года .
- ^
- ^ «Испания вновь откроет доступ к доисторическим наскальным рисункам <Новости Испании | Expatica Spain» . Архивировано из оригинала на 2011-09-17 . Проверено 9 июня 2010 .
- ^ Visita ла Куэва де Альтамира
- ^ Песни для дьявола и смерти | Circle Six Архивировано 2 августа 2012 года в Archive.today.
- ↑ Гомес, Хавьер (1 января 2008 г.). «Los 12 Tesoros de España, resultados Definitivos y ganadores» . Sobre Turismo (на испанском языке) . Проверено 24 сентября 2018 года .
- ^ «Альтамира» . Фильм Музыкальный сайт . Проверено 25 мая 2019 .
Живопись Палеолита
Пещера Альтамира. Испания.
Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры.
Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания.
Поздний палеолит.
Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство.
Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.
Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.
Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.
Краткое описание
«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества.
Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.
До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.
Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты.
Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.
Общие сведения о пещере
Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.
Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.
Сразу на входе расположился «вестибюль».
Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.
Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».
«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.
Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».
После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.
Комната черного бизона
«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.
Как добраться до пещеры
Пещера располагается рядом с городом Сантандера, который относится к провинции Кантабрия. Для того чтобы добраться до города, лучше воспользоваться услугами авиаперевозчиков. Центральный аэропорт находится всего в нескольких километрах от пещеры. Далее можно воспользоваться услугами такси или рейсовым автобусом.
Обратите внимание! Оптимальным вариантом будет использование арендованного автомобиля. Двигаться нужно по магистрали 67, повернуть на Сантильяна-дель-Мар, а затем повернуть на шоссе № 6316
Адрес пещеры — Santillana del Mar (Cantabria).
После того, как пещера была открыта, сюда потянулись толпы туристов. Так как людей по пещерам проходило много, микроклимат начал меняться, что грозило изменением влажности воздуха, из-за чего все надписи могли исчезнуть. Именно поэтому в 1977 году пещера была закрыта и учеными была проведена работа по восстановлению микроклимата. Спустя 5 лет, ее вновь открыли, но с условием посещения пещеры не более 20 человек в день. Но, так как туристов, желающих посмотреть на природную достопримечательность, было гораздо больше, власти решили создать рядом копию оригинала. И уже с 2001 года пещера стала работать как музей.
Время работы музея с 9:30 до 20:00 в будние дни с мая по октябрь, в остальные месяцы музей работает с 9:30 до 18:00.
Пещеру можно посетить самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных экскурсоводов. Для этого можно на официальном сайте забронировать дату и время посещения.
Стоимость входного билета в 2018 году составляет 3 евро. Кроме того предоставляется возможность приобрести годовой билет для посещения, цена которого составляет 25 евро.
Посещение пещеры может быть и полностью бесплатным. Это возможно в субботу с 14:00 и в течение всего воскресенья. Кроме того, бесплатный вход предоставляется детям до 18 лет.
Обратите внимание! Для того чтобы приобрести билет, нужно подойти к кассе не позднее, чем за 30 минут до ее закрытия
Рисунки в пещере
Пещера Альтамира — восхитительная природная достопримечательность. Благодаря удивительной полихромной каменной живописи, относящейся к эпохе палеолита, ученые прозвали ее «Сикстинской капеллой» первобытной культуры, поэтому Альтамиру обязательно стоит посетить, отправляясь на отдых в Испанию.
Виды изображенных животных
Художники древности рисовали и тех животных, на которых умели охотиться, и тех, кто был приручен человеком. Благодаря наскальной живописи можно познакомиться и с давно вымершими видами – например, мамонтами и пещерными медведями.
Наши предки искусно изображали зверей в правдоподобных позах, уделяя серьезное внимание деталям. Например, размашистыми штрихами наносили шерсть, использовали разные оттенки для передачи пятен на шкурах
Некоторые рисунки выполнены так тщательно и подробно, что по ним ученые могут определить не только вид, но и подвид животных. Самые популярные у художников древности животные – бизоны и лошади. А вот изображения рыб, змей, птиц и насекомых встречаются значительно реже.
Живопись неолита стала для ученых бесценным источником информации о жизни человека каменного века, его интересах, переживаниях и заботах. Изучение наскальных рисунков продолжается и сегодня. Ученые уверены, что не все скопления изображений найдены, а значит впереди еще немало открытий, некоторые из которых могут перевернуть наше представление о мире древности.
Как вам статья?
Мне нравитсяНе нравится
Пещера Альтамира в туризме
Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.
Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.
В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.
Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.
Не все рисунки хорошо сохранились
В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.
Наскальные рисунки
В Каповой пещере обнаружено двести изображений. Большинство из них нарисовано красным цветом. Древние художники делали охру из пигмента, который содержался в глине. Таким же способом создавали желтый и коричневый. В пещере найдены осколки сосудов из камня и глины, в которых хранились древние краски. На некоторых изображениях также встречается черный цвет. Ученые предполагают, что эта краска была сделана из угля.
Картины располагаются невысоко над землей. Рисунки больших размеров – от 50 сантиметров и более. Изображены в основном животные, при этом все они двигаются в одном направлении. С кем встречаются гости пещеры? Тут живет нарисованный бизон, выставивший вперед рога. Он как будто отражает атаку какого-то неизвестного животного. Недалеко расположился носорог с выгнутой спиной, огромным брюхом и кривым рогом
Внимание сразу привлекает лошадь с растрепанной гривой и немного грустной мордой, которая как будто задумалась о чем-то важном
Самые популярные изображения в пещере – мамонты. Их тут очень много. Вместе со взрослыми мохнатыми животными, которые куда-то бредут, понуро опустив хоботы, идет трогательный малыш – мамонтенок. В пещере есть и другие изображения. В верхнем ярусе исследователи обнаружили нарисованные охрой хижины, треугольники и лестницы.
Ученые долго не могли найти ответ на один вопрос. На стенах пещеры практически нет копоти. Каким образом древние художники рисовали в темноте, если не использовали факелы? Пещера открыла свою тайну любопытным гостям – во время раскопок была найдена специальная жировая лампа.
Кроме рисунков и горшков, в которых художники древности разводили краску, в Каповой пещере исследователи обнаружили черепа, однако скелетов рядом с ними нет. Ученые предполагают, что это место захоронения шаманов. Есть несколько версий, откуда произошло название пещеры. По одной из них, это было святилище, как его еще называли – капище. Тут могли проводить разные обряды, например, посвящать юношей в охотники. По второй версии, свое название удивительное место получило из-за капели, звук которой отчетливо слышен внутри пещеры.
Пещера фигурирует во многих башкирских легендах и преданиях. Считалось, что тут живет дух Урала – огромный всадник на крылатом коне. Удача непременно улыбнется тому, кто его увидит. По другому поверью, в Каповой пещере обитал подземный народ, который хранил золото. У них даже были мельницы, которые работали с помощью подземных рек. Если встретишь хозяина этого народа и окажешь ему какую-то услугу, то тебе в жизни непременно улыбнется удача.
Достопримечательности Кантабрии
Приехав в аэропорт Кантабрии, туристы начинают выбирать, куда им отправиться, для того, чтобы увидеть большее количество достопримечательностей. Конечно, исторические здания интересны, но большим интересом пользуются пещеры. Кроме того, на территории Испании удивительные золотые пляжи, расположенные на Атлантическом побережье. При посещении испанского райского уголка, стоит составить для себя план посещений мест, которые останутся надолго в памяти не только благодаря природным составляющим, но еще и наскальным надписям.
Рейтинг мест для посещения распределился на официальном сайте страны следующим образом:
- Пещера Эль Соплао была обнаружена в начале XX века при проведении разработок, связанных с обработкой свинцово-цинковых руд. Так как она не была известна человечеству, то с момента возникновения развивалась как закрытая капсула. Внутри нее образовался даже определенный микроклимат. Пещера достаточно длинная, ее протяженность составляет 3 километра. В ней можно увидеть много чего интересного: подземную реку, зал с приведениями, зал, где есть хрустальный потолок. В пещере есть даже пальмы, водопады и другие загадки природы, которые до сих пор не нашли научного объяснения;
- Насимьенто-дель-рио-Асон (водопад). Особенно интересно его посетить в зимне-осенний период. С этого водопада начинается река Асон. Скала за водопадом известняковая, чисто белого цвета. А с самого верха срывается вода. Если спуститься чуть вниз на смотровую площадку, то взору откроется океан. По своей величине этот водопад является третьим на территории страны;
- замок Сан-Висенте-де-ла-Баркера считается самым старинным на территории страны. Изначально он был построен испанским королем в качестве оборонительного сооружения для защиты земель, завоеванных у мусульман. Поднявшись на смотровую площадку замка, можно увидеть красивейший заповедник, расположенный вокруг;
- Ла Арния – пляж. Считается самым живописным местом на территории страны. На пляже есть даже скалы, которые вырастают прямо из океана;
- Кроме природных достопримечательностей, есть и исторические здания, построенные с любовью и желанием удивить окружающих. Это собор Успения Девы Марии, а также крепость Санта Анна. Обе постройки готические и они считаются одними из первых, которые были возведены на территории страны. Время строительства относится к XIII веку. Именно в это время в Европе стала зарождаться архитектура готического стиля. Крепость строилась в X веке, но, несмотря на это, она прекрасно сочетается с собором, как будто строительство производилось одним мастером в одно время. Поднявшись на крепость, взору открывается бесконечность океана;
- Дворец Ла Магдалена был построен в 1912 году для пребывания испанского короля. Тут была, так называемая, летняя резиденция короля. Место интересно тем, что с трех сторон омывается океаном. На территории дворца есть сосновые рощи, прекрасный парк и даже мини зоопарк.
Это лишь несколько достопримечательностей, которые есть на территории Испании. Но если говорить о древней природной достопримечательности, то стоит отметить пещеру Альтамира (Испания).
Пещера Эль Соплао
Датировка и периодизация [ править ]
Ассоциация животных в пещере Альтамира, автор Леруа-Гурхан.
Нет никакого научного согласия относительно датировки археологических артефактов, найденных в пещере, а также рисунков и картин, и ученые продолжают оценивать возраст наскального искусства в Альтамире.
В 2008 году исследователи, использующие уран-ториевое датирование, обнаружили, что картины были созданы в течение периода до 20000 лет, а не в течение сравнительно короткого периода.
Более позднее исследование, опубликованное в 2012 году, основанное на данных, полученных в результате дальнейших исследований уран-ториевого датирования, датировало некоторые рисунки в нескольких пещерах в Северной Испании, в том числе некоторые из булавовидных знаков в «Гран сала» Альтамиры. Самый старый найденный знак, «большой красный ключообразный символ Техо де лос Поликромос », был датирован 36,16 ± 0,61 тыс. Лет назад (исправлено), т.е. все еще в пределах ориньякского яруса . Лошадь с красными точками, также находящаяся в палате Техо-де-лос-Поликромос , была датирована
22,11 ± 0,13 тыс. Лет назад (начало Solutrean ), что свидетельствует о том , что росписи охватывают период более 10 000 лет.
Устами младенца
Зная такой настрой землевладельца, местные жители тут же сообщали ему, если случалось наткнуться на что-то любопытное. Вот и охотник Модесто Кубильяс Перес поспешил доложить Саутуоле об открытии неизвестной пещеры. Его пес неожиданно провалился в расселину, которая оказалась заваленным входом. Саутуола заинтересовался и отправился посмотреть. В первый раз он заметил немногое. Но по виду стен с какими-то черными линиями и пятнами понял, что тут некогда жили люди.
Разбирая завалы, Саутуола понял, что нависающий «козырек» из земли и камня обвалился много тысячелетий назад. С тех пор пещеру не использовали и в нее не ступала нога человека. В последующие годы он несколько раз пробовал проводить в Альтамире раскопки. Наконец ему повезло: он обнаружил и следы костра, и кости, и каменные топоры. Ему удалось даже собрать почти полный скелет пещерного медведя!
В 1878 году испанец побывал в Париже на Всемирной выставке. И там он увидел находки из других пещер. Больше всего его заинтересовали примитивные резные изделия из кости. Саутуола подумал: если в других пещерах имеются подобные находки, то кто знает, чтоможет найтись в Альтамире? Осенью 1879 года он снова отправился туда. На этот раз главное открытие сделал не он, а его восьмилетняя дочка Мария. В то время как ее отец больше интересовался тем, что таится под ногами, девочка глазела по сторонам. И вдруг увидела в пятнах на потолке очертания знакомых ей животных. «Папа, — закричала Мария, — посмотри, там волы!» Саутуола присмотрелся и остолбенел…
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
Быки пещеры Альтамира
В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
Капова пещера
С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.