Наскальная живопись в пещере альтамира

Пещера Альтамира в туризме

Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.

Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.

В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.

Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.

Не все рисунки хорошо сохранились

В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

Наскальные рисунки

В Каповой пещере обнаружено двести изображений. Большинство из них нарисовано красным цветом. Древние художники делали охру из пигмента, который содержался в глине. Таким же способом создавали желтый и коричневый. В пещере найдены осколки сосудов из камня и глины, в которых хранились древние краски. На некоторых изображениях также встречается черный цвет. Ученые предполагают, что эта краска была сделана из угля.

Картины располагаются невысоко над землей. Рисунки больших размеров – от 50 сантиметров и более. Изображены в основном животные, при этом все они двигаются в одном направлении. С кем встречаются гости пещеры? Тут живет нарисованный бизон, выставивший вперед рога. Он как будто отражает атаку какого-то неизвестного животного. Недалеко расположился носорог с выгнутой спиной, огромным брюхом и кривым рогом

Внимание сразу привлекает лошадь с растрепанной гривой и немного грустной мордой, которая как будто задумалась о чем-то важном

Самые популярные изображения в пещере – мамонты. Их тут очень много. Вместе со взрослыми мохнатыми животными, которые куда-то бредут, понуро опустив хоботы, идет трогательный малыш – мамонтенок. В пещере есть и другие изображения. В верхнем ярусе исследователи обнаружили нарисованные охрой хижины, треугольники и лестницы.

Ученые долго не могли найти ответ на один вопрос. На стенах пещеры практически нет копоти. Каким образом древние художники рисовали в темноте, если не использовали факелы? Пещера открыла свою тайну любопытным гостям – во время раскопок была найдена специальная жировая лампа.

Кроме рисунков и горшков, в которых художники древности разводили краску, в Каповой пещере исследователи обнаружили черепа, однако скелетов рядом с ними нет. Ученые предполагают, что это место захоронения шаманов. Есть несколько версий, откуда произошло название пещеры. По одной из них, это было святилище, как его еще называли – капище. Тут могли проводить разные обряды, например, посвящать юношей в охотники. По второй версии, свое название удивительное место получило из-за капели, звук которой отчетливо слышен внутри пещеры.

Пещера фигурирует во многих башкирских легендах и преданиях. Считалось, что тут живет дух Урала – огромный всадник на крылатом коне. Удача непременно улыбнется тому, кто его увидит. По другому поверью, в Каповой пещере обитал подземный народ, который хранил золото. У них даже были мельницы, которые работали с помощью подземных рек. Если встретишь хозяина этого народа и окажешь ему какую-то услугу, то тебе в жизни непременно улыбнется удача.

Предметы, темы и узоры в наскальной живописи

Доисторическая наскальная живопись животных в Альбаррасине, Теруэль, Испания ( наскальная живопись Пиренейского Средиземноморья )

Пещерные художники используют различные техники, такие как отслеживание пальцев, лепка из глины, гравюры, барельефы, ручные трафареты и картины, выполненные в двух или трех цветах. Ученые классифицируют наскальное искусство как «знаки» или абстрактные знаки. Чаще всего на наскальных рисунках изображаются крупные дикие животные, такие как бизоны , лошади , зубры и олени , а также начертания человеческих рук, а также абстрактные узоры, называемые трепетанием пальцев . Наиболее часто встречаемые виды подходили для охоты людьми, но не обязательно являлись реальной типичной добычей, обнаруживаемой в связанных с ними отложениях костей; например, художники Ласко оставили в основном кости оленей, но этот вид вообще не появляется на наскальных рисунках, где лошади наиболее распространены. Рисунки людей были редкостью и обычно схематичны, в отличие от более подробных и натуралистических изображений животных. Геолог Киран Д. О’Хара в своей книге « Наскальное искусство и изменение климата» предполагает, что изображенные темы контролировались климатом. Используемые пигменты включают красную и желтую охру , гематит , оксид марганца и древесный уголь . Иногда силуэт животного сначала вырезался в скале, а в некоторых пещерах все или многие изображения выгравированы только таким способом, что несколько выходит за рамки строгого определения «наскальной живописи».

Точно так же крупные животные также являются наиболее частыми объектами многих небольших резных и гравированных частей из кости или слоновой кости (реже камня), относящихся к тем же периодам. Но к ним относится группа статуэток Венеры , которые не имеют аналогов в наскальных рисунках.

Трафареты для рук, сформированные путем прижатия руки к стене и покрытия окружающей области пигментом, дают в результате характерное изображение примерно круглой области твердого пигмента с неокрашенной формой руки в центре, затем они могут быть украшены точками, тире и узоры. Часто они находятся в тех же пещерах, что и другие картины, или могут быть единственной формой живописи в определенном месте. На некоторых стенах много ручных трафаретов. Подобные руки тоже расписаны обычным способом. На нескольких руках показан полностью или частично отсутствующий палец, для чего был дан ряд объяснений. Изображения рук встречаются в аналогичных формах в Европе, Восточной Азии и Южной Америке.

Теории и интерпретации

Наскальные рисунки из Пещеры Зверей ( Гильф Кебир , Ливийская пустыня ) оценены в 7000 лет до н.э.

В начале 20 века, вслед за работами Уолтера Болдуина Спенсера и Фрэнсиса Джеймса Гиллена , такие ученые, как Саломон Рейнах , Анри Брей и граф Бегуэн   интерпретировали картины как «утилитарную» охотничью магию, чтобы увеличить изобилие добычи. Якоб Броновски заявляет: «Я думаю, что сила, которую мы видим здесь впервые, — это сила ожидания: дальновидное воображение. которого он еще не пришел «.

Другая теория, разработанная Дэвидом Льюисом-Уильямсом и в значительной степени основанная на этнографических исследованиях современных обществ охотников-собирателей , заключается в том, что картины были созданы шаманами палеолита . Шаман уходил в темноту пещер, входил в состояние транса, затем рисовал изображения своих видений, возможно, с некоторой идеей вытягивания силы из самих стен пещеры.

Р. Дейл Гатри, изучавший как высокохудожественное, так и низкокачественное искусство и фигурки, выделяет среди художников широкий диапазон навыков и возрастов. Он предполагает, что основные темы в картинах и других артефактах (могущественные звери, рискованные сцены охоты и изображение женщин на фигурках Венеры ) — это работа мужчин-подростков, которые в то время составляли значительную часть человеческого населения . Однако, анализируя отпечатки рук и трафареты во французских и испанских пещерах, декан Сноу из Университета штата Пенсильвания предположил, что часть из них, включая тех, что были вокруг пятнистых лошадей в Пеш-Мерле, принадлежали женщинам.

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»


Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)


Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)


Изображение бизона. (ethnomir.ru)

Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось

Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях

Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.

Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.

Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.

Комната черного бизона

«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Наскальные рисунки в пещере

Многие вызвались посетить пещеру и воочию увидеть творения человека ледникового периода. Рисунками древнего художника заинтересовался профессор Мадридского университета дон Хуан Виланова-и-Пиера, а также король Испании Альфонс ХII. Они первыми побывали в подземной галерее эпохи палеолита Альтамиры. Маститый профессор лично убедился в подлинном происхождении рисунков и посвятил им ряд лекций в университете.

Однако поддержка профессором открытия Саутуолы встретила яростное неприятие со стороны ведущих археологов того времени профессора Картальяка и его учителя Габриэля де Мортилье. Даже не пытаясь побывать в пещере и досконально исследовать обнаруженные артефакты, ученые мужи осыпали Саутуолу и поддержавшего его Виланову насмешками и ироническими замечаниями.

Со времени обнаружения этой пещеры и до начала ХХ века подлинность наскальных рисунков вызывала сомнение во многих ученых кругах. Поэтому история открытия древних рисунков в Альтамире связана с длительным неприятием нового, что выходит за рамки обыденных знаний, яростными спорами учёных, едкими насмешками авторитетных археологов и горькими разочарованиями. Печально, но Саутуоле так и не довелось дожить до момента признания своего замечательного открытия. Лишь через много лет у входа в пещеру Альтамира возвели памятник первооткрывателю наскальных рисунков в знак благодарности человечества за его неоценимый вклад в археологию.

Маститым археологам понадобилось целых двадцать лет после открытия рисунков ледникового периода в Альтамире, чтобы после подобных находок в пещерах Ла-Мут, Марсула и Шабо признать подлинность петроглифов. На протяжении длительного времени ученые археологи той эпохи не могли смириться с мыслью, что древний человек, не подчиняясь универсальным законам эволюции, был способен создавать настоящие шедевры на стенах пещер даже без доступа солнечного света.

Наскальные рисунки, вызвавшие массу споров среди ученых археологов, по сей день вызывают неподдельный интерес у специалистов и восхищение посетителей. Выполненные древним человеком во времена ледникового периода изображения диких и одомашненных животных поражают своей достоверностью и созданной с помощью природных красок и неровностей поверхности пещерных стен иллюзией движения.

Ощущение движения нарисованных охрой, углем и гематитом животных усиливается при мерцающем пламени. Остается загадкой не только мастерство древнего художника, сумевшего изобразить животных и даже запечатлеть образ древнего человека, но и его творчество в том отделе пещеры, куда совсем не могли проникнуть лучи солнца. Кроме нарисованных животных встречаются линии, начерченные пальцами, странные фигуры и непонятные символы, обозначенные точками и штрихами. Подобные изображения существуют во многих пещерах разных стран, и каждое из них тщательно изучается специалистами.

Исследование пещеры и ее петроглифов позволило сделать ученым вывод о ее несравненной ценности. А в 1985 году Альтамире присвоено звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Посещение пещер

Репродукция потолка Альтамира из Национального археологического музея Мадрида.

В течение 1960-х и 1970-х годов многие посетители, имевшие доступ в пещеру, изменили ее микроклимат и поставили под угрозу саму сохранность картин. Закрытие пещеры для публики было предметом споров и, наконец, состоялось в 1977 году. Она открылась вновь только в 1982 году, с ограничением количества посетителей до 8000 в год. В 2002 году он был полностью закрыт после обнаружения микроорганизмов, загрязняющих породу.

Большое количество желающих увидеть пещеру и длительное время ожидания (более года) вынудили изготовить копию. С 2001 года возле пещеры находится Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Он хранит самую точную репродукцию оригинала, каким он был 15 000 лет назад. Можно посетить и другие репродукции картин, в частности, в искусственной пещере, сделанной в Национальном археологическом музее Мадрида ( Museo Arqueológico Nacional de España ) в Мадриде, а также в Немецком музее ( Deutsches Museum ) в Мюнхене.

В 1985 году пещера Альтамира был внесен в список всемирного наследия человечества по ЮНЕСКО .

В 2011 году общественный фонд, ответственный за управление сайтом, поставил перед собой новую цель: создать условия максимальной доступности, гарантирующие долговечность пещеры. Министерство культуры игнорирует отчет Высшего совета по научным исследованиям, который рекомендует воздерживаться от посещений и поручает группе международных исследователей изучить возможность повторного открытия. Во главе с французом Гаэлем де Гишеном он должен был представить свои выводы относительно31 августа 2014 г..

В Февраль 2014 года, запускается эксперимент с частичным повторным открытием. Впервые зарезервированный для группы из пяти человек, выбранных случайным образом из посетителей музея, он позволяет им посетить пещеру под руководством гида в течение 37 минут, соблюдая очень строгий протокол безопасности. Инициатива будет повторяться раз в неделю до конца месяцаавгуст 2014 г.чтобы группа ученых могла оценить влияние посещений на ансамбль изображений и высказать свое мнение о возможном более полном открытии сайта. Эти посещения одной группой из пяти человек, выбираемых случайным образом каждую пятницу, по-прежнему актуальны в 2020 году.

Работы Альтамиры

Обзор одного из полихромных зубров Альтамиры, опубликованный Э. Картальяк и Х. Брей в 1906 году в « Пещере Альтамира в Сантильяне, недалеко от Сантандера (Испания)».

Пещера Альтамира длиной 270 метров относительно небольшая. Он имеет простую структуру, состоящую из галереи с редкими разветвлениями. Можно выделить три области:

  • первый, образованный обширным вестибюлем, освещенным дневным светом, был привилегированным местом обитания с начала верхнего палеолита;
  • вторая — большая комната, известная своими полихромными картинами  ;
  • наконец, в остальной части полости есть комнаты и коридоры, также отличающиеся менее зрелищными художественными проявлениями.

Внешний вид Большого Зала бизонов сильно изменился с тех пор, как Мария Саутуола впервые его увидела. Его длина по-прежнему составляет 18 метров, а ширина — 9 метров, но его первоначальная высота (от 1,10 до 1,90  м ) была увеличена за счет понижения уровня земли, чтобы облегчить изучение картин.

Наиболее представленное животное — степной зубр . Композиция насчитывает 16, различающихся по размеру, осанке и технике изготовления. Их сопровождают лошади, олени, два кабана (редкое животное в палеолитическом искусстве), а также различные знаки, в том числе тектиформы . Художники Альтамиры с самого начала находили решения различных технических проблем, связанных с пластическими изображениями, включая анатомический реализм, объем, движение и полихромию.

Буйвол в потолке пещеры.

Ощущение реализма достигается за счет использования естественных рельефов потолка пещеры, которые создают иллюзию объема, а также благодаря ярким цветам (красный, черный, желтый, коричневый), которые покрывают внутренние поверхности животных и благодаря технике рисунка и гравировки, разграничивающей контуры предметов.

«Свернувшийся калачиком бизон» — одна из самых выразительных и вызывающих восхищение картин во всей композиции. Он проводился на одной из проекций потолка. Художник умел разместить изображение зубра, свернув его калачиком, согнув ноги и заставив опустить голову вниз. Все это свидетельствует о натуралистической наблюдательности художника и огромной выразительной силе композиции.

«Большая лань», самая крупная из представленных предметов, достигает 2,25  м в длину. Это свидетельствует о большом техническом мастерстве. Стилизация конечностей конечностей, четкость гравированной линии и хроматическое моделирование придают ему большую реалистичность. Однако он демонстрирует некоторую деформацию из-за своего слегка тяжелого клюва. Это, несомненно, связано с слишком близкой близостью художника к стене. Под шеей лани небольшой зубр с черной полосой.

«Охристый конь», расположенный на одном конце потолка, был интерпретирован Х. Брейлем как один из древнейших сюжетов композиции. Этот тип лошади, должно быть, относительно часто появлялся на кантабрийском карнизе; он также представлен в пещере Тито Бустильо , обнаруженной в 1968 году в Рибадеселле . По своему стилю он напоминает то, что изображено в пещере Лос-Касарес.

Описание

Зубр на крыше ямы.

Пещера имеет длину около 1000 м (3300 футов) и состоит из ряда извилистых проходов и камер. Высота главного прохода колеблется от двух до шести метров. Пещера образовалась в результате обрушений в результате ранних карстовых явлений в известняковой скале горы Виспьер.

Археологические раскопки в поле пещер нашли богатые залежи артефактов из Верхних солютрейских (ок. 18500 лет назад) и Нижняя мадленскую (между с. 16590 и 14000 лет назад). Оба периода относятся к палеолиту или старокаменному веку. За два тысячелетия, прошедшие между этими двумя занятиями, пещера, очевидно, была заселена только дикими животными.

Люди, живущие на этом участке, были в выгодном положении, чтобы воспользоваться преимуществами богатой дикой природы, которая паслась в долинах окружающих гор, а также морской жизнью, доступной в близлежащих прибрежных районах. Около 13000 лет назад камнепад закрыл вход в пещеру, сохранив ее содержимое до его возможного открытия, которое произошло после того, как соседнее дерево упало и потревожило упавшие камни.

Человеческое присутствие ограничивалось входом в пещеру, хотя рисунки были созданы по всей длине пещеры. Художники использовали уголь и охру или гематит для создания изображений, часто разбавляя эти пигменты, чтобы добиться изменения интенсивности и создания впечатления светотени . Они также использовали естественные очертания стен пещеры, чтобы придать своим объектам трехмерный эффект. Полихромный потолок — самая впечатляющая особенность пещеры, изображающая стадо вымерших степных бизонов ( Bison priscus ) в разных позах, двух лошадей, большую самку и, возможно, кабана .

Большой зал полихромий Альтамиры, изданный М. Санс де Саутуола в 1880 году.

Эти картины, относящиеся к магдалине, помимо изображений животных, включают в себя абстрактные формы. Картины Solutrean включают изображения лошадей и коз, а также отпечатки ладоней, которые были созданы, когда художники клали руки на стену пещеры и обдували их краской, чтобы оставить негативное изображение. Во многих других пещерах на севере Испании хранятся предметы искусства эпохи палеолита, но ни одна из них не является такой сложной или густонаселенной, как Альтамира.

Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства

Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые. Художники увековечили движения зверей во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину — 2-ух-метровые бизоны.

Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей. Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».

Открытие пещеры Альтамира

Фанатичного любителя древних артефактов звали Дон Марселино де Саутуола. Он попал в пещеру Альтамира через несколько лет после того, как она была найдена в 1868 году одним из местных жителей. Среди находок Саутуола в пещере были обнаружены кости и зубы древних животных, грубо обработанный камень, служивший орудием нашим предкам. После этого исследование пещеры Альтамира доном Саутуола было прекращено на 11 лет. После возвращения он нашел в пещере еще много интересного: остатки древнего очага, каменные орудия, оленьи рога и кости.

Иногда исследователь брал на раскопки Марию, свою дочь. Именно она нашла различные рисунки, которые покрывали своды пещеры Альтамиры, в одном из боковых гротов. Потолок был расписан изображением огромных ярко раскрашенных быков. Эти рисунки натолкнули Марселино де Саутуоле на теорию, которая гласила, что найденные в пещере рисунки рассказывают о до сих пор неизвестной жизнедеятельности древних людей.

Долгие размышления об огласке своих открытий в пещере Альтамира привели к тому, что в 1880 году его исследования были опубликованы в популярном в то время журнале, передовом в XIX веке. Открытые всему миру находки Саутуола в Кантабрии были представлены им как настоящее искусство человека эры палеолита. Дон Марселино передал право окончательного решения по наскальным рисункам коллегам, имевшим больше опыта в подобных делах. Публикация археолога-любителя вызвала очень сильный резонанс в обществе. Выводы Соутуолы вызвали негодование самых крупных ученых того времени, его обвиняли в том, что найденные им в пещере Альтамира артефакты были фальсифицированы.

Культурное влияние

Современная интерпретация бизона с потолка пещеры Альтамира, одной из самых известных картин пещеры.

Некоторые из полихромных картин в пещере Альтамира хорошо известны в популярной испанской культуре. Логотип, используемый автономным правительством Кантабрии для продвижения туризма в регионе, основан на изображении одного из зубров в этой пещере. Bisonte (по-испански «бизон»), испанская марка сигарет 20-го века, также использовала фигурку бизона в стиле палеолита вместе со своим логотипом.

Испанская комическая серия Altamiro де ла Куэва , созданная в 1965 году, являются следствием известности пещеры Альтамира. Комикс рассказывает о приключениях группы доисторических пещерных людей, изображенных как современные люди, но одетых в кусочки меха, немного похожие на Флинтстоунов .

Песня «The Caves of Altamira» появляется на альбоме 1976 года The Royal Scam джаз-рок-группы Steely Dan , позже исполненная соул-группой Perri.

Линия современной посуды Primitive середины 20-го века, разработанная Виктором Шрекенгостом для американской гончарной компании Salem China , была основана на изображениях охотников на бизонов, оленей и фигурок, изображенных на наскальных рисунках Альтамиры.

Песня «Cuevas de Altamira» (Пещеры Альтамиры) появляется на альбоме 1978 года Cuevas de Altamira симфонической прогрессив-рок-фолк-группы Ibio из Кантабрии.

Знаменитое изображение бизона было использовано для обложки сборника стихов « Песни для дьявола и смерти » шотландского писателя Хэла Дункана .

Главный герой фильма Сатьяджита Рэя « Агантук» был вдохновлен картиной «Бизон», чтобы покинуть свой дом и изучить племенных людей.

В 2007 году пещеры были включены в конкурс « 12 сокровищ Испании» , проведенный телекомпаниями Antena 3 и COPE .

В 2016 году британский режиссер Хью Хадсон выпустил фильм « Альтамира» («В поисках Альтамиры за пределами Испании») об открытии пещер с Антонио Бандерасом в главной роли и на музыку Марка Нопфлера, выпущенный для альбома саундтреков « Альтамира» .

Наскальные рисунки в пещере Альтамира и их фото

В скором времени люди узнали, что таит в себе пещера Альтамира. Археологом была издана брошюра о достопримечательностях города Сантандера, которая позже попала в редакцию одного из журналов.

Наскальные рисунки древних людей из пещеры Альтамира

Альтамира заинтересовала профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пиера. Благодаря этому человеку люди посетили лекции про наскальные рисунки. Испанский король Альфонс XII тоже приехал увидеть Альтамиру.

Но учёные сначала не могли признать это великим открытием. Они даже не приехали, чтобы увидеть пещеру. На протяжении многих лет над профессором доном Хуаном Виланова-и-Пиера только смеялись другие учёные. Марселино умер, ему так и не удалось дождаться того часа, когда его открытие признают великим.

пещера Альтамира внутри

И лишь в 1902 году, когда уже было сделано много похожих открытий, профессор Картальяк подтвердит, что петроглифы в Альтамире и других пещерах являются подлинными.

Интересно, что рисунки делались с помощью естественных, природных красок — угля, охры. Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне — кажется, будто животные двигаются.

рисунки в пещере Альтамира при освещении

Но почему в то время было столь настороженное отношение к наскальным рисункам? Палеонтология является молодой наукой, для которой важны накопленные знания. В таком случае трудно принять что-то новое. Археологи не могли поверить в универсальный эволюционизм. Им казалось, что древние люди не могли быть столь развиты, талантливы для создания подобных шедевров в условиях полной темноты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector