Какая вера у персов: зороастризм или ислам?
Содержание:
- Ислам
- «Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила
- Античность
- Столица
- Юсеф Надерхани: гонимый христианин или агент спецслужб?
- Агрессия или самозащита?
- Средневековый период
- Внутри Ирана
- Мифы
- Среди иранской диаспоры
- Более 90% иранцев — это мусульмане-шииты
- Свобода вероисповедания
- Ночь в мечети (Страдания Имама Али, 28 мордад 1390)
- Средневековый период
- Фон
- Религиозные меньшинства и политические партии
Ислам
Ислам пришёл в Иран с арабскими завоевателями в VII веке, что привело к вытеснению из Персии зороастризма. Некоторое время, по свидетельству аль-Бируни, большинство персов исповедовало несторианство, а после притеснений многие из бывших христиан перешли в ислам суннитского толка, однако в 1501 году шах Исмаил I утвердил шиитский ислам государственной религией Империи Сефевидов. В первой половине XX века значение ислама в политике Ирана было минимальным, однако Белая революция, вестернизация и насильственная деисламизация, проводимые шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с участием министров — этнических азербайджанцев из общины бахаи, привели к радикализации иранского общества и Исламской революции 1979 года. Иран был преобразован в исламскую республику, и к власти в Совете Исламской Революции и в должности главы государства — рахбара — пришли представители духовенства шиитов-двунадесятников. В то же время меджлис и глава исполнительной власти — президент — избираются демократическим путём, и неоднократно и президент, и большинство меджлиса выбирались из числа людей, не одобрявшихся рахбаром.
98 % всех граждан Ирана исповедуют ислам, из них 90 % — шииты (персы, азербайджанцы, мазендеранцы, талыши, гилянцы, арабы), 8 % — сунниты (курды, белуджи, туркмены).
«Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила
Таможенные правила Ирана разрешают ввоз / вывоз национальной валюты до 500 000 риал, суммы превышающие лимит должны сопровождаться разрешением Центрального банка Ирана. Ввоз/вывоз иностранной валюты не ограничен, но при этом декларация обязательна.
Разрешено
Беспошлинно разрешено ввозить разумное количество сигарет и духов для личного использования, а также подарки и сувениры на сумму, не превышающую $80. При ввозе бытовой аудио-, фото- и видеотехники, вычислительной техники и музыкальных инструментов для личного пользования, делается отметка в паспорте, дающая право на последующий их вывоз из страны. Разрешается вывозить с собой личные вещи, персидские изделия ручной работы и товары, купленные в стране, в количестве не более одного большого ковра или двух маленьких ковриков ручной работы (общей площадью до 12 м² ). Разрешено ввозить лекарства, на которые не требуется специального разрешения в объеме для личного пользования, при условии наличия рецепта от лечащего врача.
Запрещено
Запрещен ввоз любых информационных носителей, содержащих материалы противоречащие интересам страны, печатной продукции эротического характера (сюда относятся изображения женщин в купальниках или без хиджаба). Не рекомендуется ввоз в страну вещей, прямо или косвенно связанных с Израилем.
Запрещен ввоз алкоголя, продуктов, семян и саженцев растений, всех видов редких животных и птиц или изделий из их меха, костей, перьев. Также запрещен ввоз иностранных машин на продажу или запчастей к ним.
Запрещен транзит оружия (в том числе холодного), наркотиков, продуктов из свинины, азартных игр, художественно-исторических ценностей, печатной продукции на иврите, плодов и ягод, клубней и рассады растений (даже в виде гербария или коллекции), семян и почвы, любых видов диких животных (в том числе изделий из них), старой печатной продукции. Ввоз/вывоз/хранение наркотических средств карается смертной казнью. Запрещен вывоз икры весом свыше 250 г, ковров ручной работы размером более 24 м². Разрешен вывоз персидских изделий ручной работы и товаров, приобретенных в Иране.
Животные
Для ввоза домашних животных требуется оформить документы международного образца и получить справки, заверенные карантинной службой аэропорта. При выезде из Ирана нужно оформить выездные документы для питомца в одной из местных ветеринарных клиник.
Античность
- протоиндоиранская религия: Различные верования и обычаи, из которых произошла более поздняя коренная религия иранских народов. Эта религия также повлияла на развитие Индийские религии.
- Скифская религия: Религия Скифы и предшественник современного Уацдин.
- древняя иранская религия: Древняя религия иранских народов.
- Зороастризм: Современный общий термин для обозначения коренных верований и обычаев иранских народов. В то время как современный зороастризм является монолитным, продолжением элитная форма из Сасанидская Империя, в древности он имел несколько вариантов или наименований, незначительно различающихся по местонахождению, этнической принадлежности и историческому периоду. Когда-то здесь было большое население и большое разнообразие.
- Зурванизм: К концу Империя Ахеменидов, Зороастризм был также очевиден как зурванизм (зурванитский зороастризм), монист дуализм у него были последователи еще до Сасанидской империи.
- Митраизм: Таинственная религия, основанная на протозороастрийском персидском боге Митре, которая практиковалась в Римской империи примерно с 1 по 4 век н.э.
- манихейство: 3 век дитеистический гностицизм, возможно, находящийся под влиянием мандеизма. Манихены верили в «Отца величия» (арамейский: Абба дри Раббуна, Персидский: pīd ī wuzurgīh) и считал Его высшим божеством (света).
- Маздакизм: Прототип конца V или начала VI века.социалист гностицизм, который стремился покончить с частная собственность.
- Язданство
Столица
Столица Ирана – крупнейший город Республики и один из крупнейших городов Азии — Тегеран (Tehran), расположенный на севере страны у подножья горного хребта Эльбурс, в 90 км к югу от побережья Каспийского моря. Тегеран – многомиллионный город, являющийся транспортным, экономическим, политическим, культурным и торгово-финансовым центром страны. Некоторые историки утверждают, что название иранской столицы происходит от парфянского города Тиран, раскинувшегося неподалеку от современного Тегерана. «Тиран» в данном случае означает Обитель Тира, бога дождя. Согласно другой теории, Тегеран – «теплое место» в противоположность Шемирану (северный район города) – «холодному месту».
Одна из особенностей Тегерана — обилие мечетей, которых насчитывается около 1000. В центре города стоит дворцовый комплекс Голестан с роскошно убранными залами и мраморным троном. Здесь находилась резиденция шахов династии Каджаров. В Национальном музее драгоценностей представлена богатая коллекция ювелирных изделий, принадлежавших каджарским шахам, а экспозиция Иранского национального музея содержит исторические памятники древности, начиная с эпохи палеолита.
Юсеф Надерхани: гонимый христианин или агент спецслужб?
В Иране человек может идти молиться в мечеть, в церковь или в синагогу. Но если он будет там вести политические игры, к нему и будут относиться, как к политическому деятелю.
У нас были такие случаи в последние 30 лет. Некоторые люди уверяли, что занимаются миссионерством, а потом оказывалось, что за их деятельностью стояли политические партии или иностранная разведка. Например, протестантский пастор господин Юсеф Надерхани, о котором вы меня спрашивали, собирает народ и рассказывает о свержении режима. Это не религия. Это политическая игра, а религия здесь – инструмент.
Западные спецслужбы стараются раздувать такие истории для пропаганды против нас на международной арене.
— Насколько я понимаю, Юсефу Надерхани был вынесен смертный приговор, а теперь предложили покаяться. Если он не вернётся к исламу, его казнят?
— Нет. Высший суд Ирана уже отменил приговор районного. Покаяние тут не причем. И вообще, открытое против этого человека дело никак не связано с его религиозными убеждениями. Сейчас ему 32 года, он принял христианство в 19. Если бы преступлением считался переход в другую религию, его надо было повесить еще 13 лет назад. Но проблема не в том, что он христианин, а в том, что он агент западных спецслужб.
Агрессия или самозащита?
— Иран обычно представляется в западных СМИ как фундаменталистское агрессивное антиамериканское государство…
— Что касается агрессивности – это явная ложь. Иранский народ, конечно же, сопротивляется, чтобы не потерять свою независимость. Но если к вам зашел вор, а вы выгнали его, он имеет право сказать, что вы агрессивный и злой человек?
США 50 лет доминировали над нами. До их прихода Иран являлся экспортёром пшеницы. Американцы разрушили сельское хозяйство, и мы стали импортёрами их пшеницы. Страна была бедная, существовала только на импортных продуктах. 70% общества было безграмотным.
Сегодня Иран экономически мощное государство в регионе. В год выпускается около миллиона автомобилей. Технологическая продукция экспортируется в Европу.
Правда, с учетом введенных против нас санкций, количество западных инвестиций в иранскую экономику не очень велико по сравнению с тем, что было три года назад. Мы стараемся поддерживать партнерские отношения, с помощью которых можно присутствовать на международном рынке, но если правительство даст другой стране концессию – народ, вспомнив свою историю, восстанет.
Иран — богатое государство, ему можно доверять. Сейчас у нас развитое сельское хозяйство и много полезных ископаемых. Иран занимает второе место после России по запасам газа, свинца и цинка. Мы начали разработку месторождений свинца и цинка с помощью российских специалистов.
На западе Ирана около 30 нефтяных месторождений. У нас 8 лет была война с Ираком, поэтому они остались нетронутыми.
А американцы вывозили нашу нефть и взамен поставляли оружие. Они превратили Иран в своего жандарма на Ближнем Востоке. Наши молодые люди погибали ради чужих целей.
Если американский солдат бил по лицу иранского генерала – ему ничего не было. Если американский солдат сбивал на машине десять иранцев – ему ничего не было. Они топтали нашу культуру, унижали нас и презирали нашу религию. А мы совершили революцию, выгнали американцев и занялись восстановлением страны.
Ядерный вопрос является национальным
Они опять начали плести против нас заговоры и интриги. Сначала развязали городские войны с МКО. Потом устраивали мятежи в приграничных районах Ирана. Безуспешно. Тогда они спровоцировали Саддама Хусейна на войну против нас. А когда и Саддам потерпел неудачу – начали психологическую войну против нас.
Они лгут всему миру, что в Иране нарушаются права религиозных меньшинств и женщин.
Они заявляют, что Иран создает атомную бомбу, хотя Иран является членом договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и регулярно принимает инспекторов МАГАТЭ. Их камеры постоянно ведут наблюдение за нашими ядерными объектами.
Мы неоднократно объясняли, что наша оборонительная стратегия не является ядерной. А они говорят, что у них «есть подозрения». А по отношению к имеющим атомную бомбу Пакистану, Индии и Израилю у вас подозрений нет? Мы же приняли и подписали все мировые документы!
Ядерный вопрос является национальным. Если правительство и хочет проявить какую-то гибкость, то народ категорически против. У иранцев вообще очень развито политическое мышление. Люди любых слоёв обсуждают международные позиции президента Ирана и отслеживают политические темы.
Причина антииранской пропаганды в том, что за 30 лет США не смогли к нам вернуться. Это вор, который уходит из вашего дома и жалуется в полицию, что вы его выгнали. Насколько они бесстыдны, что представляют Иран плохой и агрессивной страной!
Средневековый период
Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислама и местных верований и культов, таких как иранское язычество , зурванизм , манихейство и зороастризм .
- Ранний исламский период видел развитие персидского мистицизма , традиционного толкования существования, жизни и любви с персо-исламским суфийским монотеизмом как его практическим аспектом. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
- Хуррамиты , религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учении Сунпада 8-го века , проповедовавшего синкретизм шиитского ислама и зороастризма. При Бабаке Хоррамдине движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
- Бехафаридианцы , культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарида . Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
- Ярсан , религиозный орден язданизма , который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявленного как одного основного и пяти второстепенных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семерку.
Внутри Ирана
Существует исторический контекст противостояния организованной религии и неверия в ислам на протяжении веков в Иране. В 10 веке нашей эры знаменитый персидский ученый Разес в своих трактатах «Фи аль-Нубувват» («О пророчествах») и «Фи Чиял аль-Мутанаббин» («Об уловках лжепророков») выступил против религии и божественного откровения пророков.
Далее скепсис идей Бога можно увидеть в четверостиший из Хайяма , где сострадание Бога и идеи загробной жизни постоянно допрошены. Это произведение также было написано в 10 веке.
При династии Пехлеви с 1925 года до иранской революции 1979 года атеизм не принимался официально, но терпимо относился к нему. С приходом коммунизма в России (северный сосед Ирана) и огромной популярностью коммунистических партий в Иране, таких как партия Туде, особенно в конце 1940-х и 1960-х, популярность атеизма возросла. Например, Каро Дердериан, армяно-иранский поэт и брат известного певца Вигуэна , написал знаменитые стихи, отвергающие как Бога, так и религию.
Хотя сменявшие друг друга правительства терпели атеизм, в социальном плане подавляющее большинство людей в Иране были религиозными. Когда революция в Иране увенчалась успехом, учитывая, что исламской фракции революционеров удалось получить полный контроль над политическим ландшафтом страны, безбожие стало политической проблемой. Мехди Базарган отметил, что «рассматривать ислам как оппозицию иранскому национализму равносильно уничтожению самих себя. Отрицать иранскую идентичность и считать национализм нерелигиозным является неотъемлемой частью антииранского движения и работой антиреволюционеров».
По словам Али Резы Эшраги, религиозное давление и неадекватное управление со стороны иранского правительства сделали иранский народ менее религиозным. Некоторые иранские феминистки также были отмечены как нерелигиозные и атеистические .
Нерелигиозная иранская молодежь стремится смягчить политику иранского правительства, и иранская молодежь является одной из самых политически активных среди 57 стран исламского мира. Как наиболее беспокойный сегмент иранского общества, молодежь также представляет собой одну из самых серьезных долговременных угроз нынешней форме теократического правления. После президентских выборов 2009 года молодежь была крупнейшим блоком, участвовавшим в первом в регионе устойчивом движении «власть народа» за демократические перемены, создавая новую политическую динамику на Ближнем Востоке. Иран — одно из самых технически подкованных обществ в развивающемся мире, где, по оценкам, 28 миллионов пользователей Интернета, во главе с молодежью. Считается, что большинство молодых иранцев хотят быть частью международного сообщества и глобализации .
Преследование
Газета Washington Post сообщила, что Иран входит в число тринадцати стран, в которых атеизм может повлечь за собой смертную казнь . Последняя отмеченная судебная казнь за вероотступничество в Иране была в 2014 году, когда Мохсен Амир-Аслани был осужден и казнен за «нововведения в религии» и оскорбление пророка Ионы . Кроме того, многие люди, такие как Юсеф Надархани , Саид Абдини , недавно подверглись преследованиям, заключены в тюрьму и приговорены к смертной казни за вероотступничество.
Мифы
Поскольку все источники по персидской мифологии , как из текстов коренных народов, так и из классических авторов, возникли после появления зороастризма, трудно отличить мифы, являющиеся новаторством зороастризма, от мифов, которые унаследованы. Тот факт, что зороастризм в значительной степени вдохновлен уже существующими идеями и адаптирован из предыдущих иранских религий, делает это особенно трудным. Как и другие древние религии в целом, иранские религии не имели основной коллекции мифов. Иранские мифы — это скорее фрагменты из разнообразных мифов, которые демонстрируют вариации в общих темах.
В иранской религии существует вариант мифа о Ноевом ковчеге . Здесь Яма предстает пастухом и вождем человечества. Яма долгое время правит миром, за это время земля увеличивается втрое из-за перенаселенности. Ахура Мазда говорит Яме, что на горизонте великая зима. Он советует Яме построить большую трехэтажную конструкцию, похожую на амбар (вара), чтобы вместить семена растений и пары животных. Похоже, что вара на самом деле были своего рода раем или благословенным островом, хотя история сначала развивалась среди скотоводов как миф о культурном герое, построившем первую зимнюю станцию для скота.
Зороастр, похоже, был первым религиозным деятелем, развившим эсхатологический миф о будущем спасителе, который спасет мир от зла. Эта идея играет важную роль в зороастризме. Вероятно, это также повлияло на представление концепции мессии в иудаизме изгнания .
Среди иранской диаспоры
Иранские американцы
По словам профессора Гарвардского университета Роберта Д. Патнэма , средний американец иранского происхождения немного менее религиозен, чем средний американец. В книге « Социальные движения в Иране 20-го века: культура, идеология и рамки мобилизации» автор Стивен С. Поулсон добавляет, что Западные идеи делают иранцев нерелигиозными.
Почти столько же иранских американцев считают себя нерелигиозными, как и мусульмане , а целая пятая часть — христиане , евреи , бахаи или зороастрийцы . Кроме того, число американцев иранского происхождения-мусульман сократилось с 42% в 2008 году до 31% в 2012 году.
Европейские иранцы
ЦК для бывших мусульман был основан голландско-иранским Эхсан Джами с целью поддержки отступников и привлечь внимание к нарушениям прав женщин.
Организации
Британо-иранская организация «Иранская ассоциация атеистов» была создана в 2013 году, чтобы сформировать платформу для иранских атеистов, чтобы начать дебаты и подвергнуть сомнению отношение нынешней Исламской республики к атеистам, отступничеству и правам человека . Значительное число иранцев за границей , особенно американцев иранского происхождения, не религиозны, агностики или атеисты.
Более 90% иранцев — это мусульмане-шииты
Отвечая на вопрос: какая религия у персов, необходимо помнить, что подавляющее большинство жителей Ирана исповедуют ислам.
Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, 90-95 % населения составляют шииты, 5-10 % — сунниты, оставшиеся 0,6 % — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других.
0,6%
именно столько среди жителей Ирана составляют немусульмане
Таким образом, официальная религия Исламской Республики Иран — это ислам.
Этно-религиозные группы Ирана. Несмотря на то, что ислам — это официальная религия Ирана, религиозная жизнь в стране достаточно разнообразна. Фото: upload.wikimedia.org
Так как Иран — это исламская республика, то это положение закреплено в Конституции государства, при этом ислам в стране шиитский джафаритского толка.
Шииты признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Муххамеда, а джафаризм — это школа исламского права (фикха).
При этом уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям.
В Иране кроме ислама признаются только зороастризм, иудаизм и христианство, как религиозные меньшинства. Конституция Исламской республики говорит об этом так:
Конституция Исламской Республики Иран
Атеизм и исповедование других религий в Иране запрещены. Представители официально зарегистрированных религиозных меньшинств пользуются некоторыми привилегиями, так, например, для них зарезервировано по одному месту в Меджлисе (иранском парламенте).
Такой особый статус связан с тем, что на представителей религиозных меньшинств в стране распространен статус «люди Писания».
Иранские мусульмане почитают кроме Корана четыре небесных Книги: «Сахифа» (Книга) Ибрахима (сура 87, аят 19), «Псалмы» Давида (сура 4, аят 63; сура 17, аят 55), «Тора» Мусы (сура 2, аят 87; сура 3, аяты 3,4 и 91 — 154), «Евангелие» Исы (сура 5, аят 46). Христианство и его основатель Иисус под именем Иса, признаются в Коране.
Один из символов Веры Бахаи — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре. Бахаизм в Иране не признан, и его последователи подвергаются гонениям со стороны властей. Фото: upload.wikimedia.org
Положение даже представителей признаваемых немусульманских религий в Иране напоминает гетто. Вот несколько примеров:
- в Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии;
- если межконфессиональный брак заключен в другой стране, а иранское законодательство признает такие браки, то рожденный ребенок, если один из родителей принадлежит к исламу, считается иранским государством мусульманином;
- граждане Ирана, а также иностранцы — представители немусульманской религии в Иране должны придерживаться исламской формы одежды (в частности, женщины должны носить на публике платок, вид удлиненного пальто, под ним брюки).
Зафиксированы случаи гонений на христиан, в основном протестантов, и последователей бахаизма. Иранский посол в Москве Резе Саджади в 2011 году на вопрос, почему запрещена религия бахаев, ответил следующим образом:
Свобода вероисповедания
Иран является исламской республикой. Конституция Ирана устанавливает, что государственной религией является ислам джафаритского толка. Полное уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям. Другие религии или нерелигиозность запрещены законом, за исключением религиозных меньшинств, к которым Конституция относит зороастрийцев, иудеев и христиан.
Как правило, к религиозным притеснениям в Иране относят гонения на веру бахаи, неравноправие иных религий, а также запрет на переход из ислама в другую веру. В Иране бахаизм официально не признан и, по некоторым сведениям, подвергается преследованиям. Так, были сообщения о запугиваниях, дискриминации, тюремных заключениях и убийствах бахаи.
Ночь в мечети (Страдания Имама Али, 28 мордад 1390)
Поздно вечером, после хорошего сна, взяв с собой Коран с переводами на немецкий, русский и фарси, а также захватив кастрюли с едой, мы поехали в мечеть Сахе́б-о-Зама́н, недалеко от Кума (говорят также Мечеть Джамкаран).
// sanyok-belarus.narod.ru
Эта мечеть – знаменитое место паломничества мусульман-шиитов. По поверью, сам Махди сказал людям, чтобы они совершали паломничество сюда, так как посещение этого места с благочестивыми целями приравнивается к хаджу в Мекку. С тех пор тысячи пилигримов посещают эту мечеть так же, как могилу Непорочной Фатимы.
Справка. Махди́ (араб. «ведомый «) — провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Моха́ммеда. Целиком его имя произносится как Махди Сахиб аз-Заман.
Фактически, Махди́ является у шиитов Мессией, вера в его пришествие слилась с верой в возвращение «Сокрытого Имама» (Двенадцатого Имама), который не умирал, но пребывает в сокрытии до часа, назначенного Богом, и придёт во время второго пришествия Исы (Иисуса), чтобы руководить мусульманами и установить в мире царство справедливости и благоденствия.
Прилегающая территория мечети была заполнена людьми, многие пришли сюда семьями. Еще не доходя метров пятьсот до мечети сложно было продвигаться вперед с тем, чтобы не наступить на кого-нибудь. Нам удалось пройти ещё ближе и занять самое удобное место перед мечетью.
Из минаретов доносились молитвы, которые распевал приятный голос, на слух это воспринималось очень хорошо. Поскольку я ничего не понимал, то быстро соскучился, и стал писать друзьям смски. Как вдруг ощутил очень странную тишину, люди вокруг как будто на замерли, а плавное пение муэдзина превратилось в рыдания, причем плакал и горевал он так надрывно, что у меня по спине пробежали мурашки и стало не по себе.
«Ала-а-а-ах, хны-хны-хны, Ала-а-а-ах, хны-хны-хны», — на всей громкости доносилось с минаретов.
Я повернулся к Фатиме спросить, что случилось, и увидел, что она плачет, слезы ручьями стекали по её лицу. Мохаммед не хотел, чтобы мы смотрели на него, поэтому он запрокинул голову вверх, и слезы стекали у него по подбородку и капали, капали. Сзади разрыдалась какая-то женщина, муж накинул ей на лицо чадру, но она заплакала еще громче.
«Ала-а-а-ах, хны-хны-хны», навзрыд проговорил мулла.
Мы переглянулись с Лукой, нам обоим стало жутковато. Больше всего я хотел, чтобы это представление закончилось, и успокоилась та женщина сзади, но теперь не выдержал её муж, и его громкий плач заглушил страдания бедной женщины.
Мне, как непосвященному, казалось со стороны, что эти люди сделали что-то очень нехорошее и теперь, раскаявшись, замаливали свои грехи — их эмоции были похожи на неописуемые страдания. «Что же нужно такое совершить, чтобы потом так каяться», — подумал я. Впрочем, я заблуждался насчет грехов.
Когда служба закончилась, все облегченно вздохнули и вытерли слёзы, как будто ничего и не было, нам с Лукой стало легче. Фатима разрядила обстановку, достав из кастрюли салаты и бутерброды, и мы вместе приступили к ужину.
Справка. Али ибн Абу Талиб — двоюродный брат, зять и сподвижник пророка, четвёртый праведный халиф и первый имам в учении шиитов.
Мусульмане-шииты почитают Али как первого Имама и как святого, связанного особыми узами близости с Мохаммедом, как праведника, воина и вождя. Имам Али был убит отравленным мечом во время молитвы. Его тело было погребено в священной земле Наджафа(Ирак) и по сей день не прекращается людской поток к священной гробницы имама. День смерти Имама («Страдания Имама Али») отмечается в Иране как траурный день.
Средневековый период
Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислам и местные Зороастризм.
- Ранний исламский период видел развитие Персидский мистицизм, традиционное толкование существования, жизни и любви персидско-исламским Суфий монотеизм как его практический аспект. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
- Хуррамиты, религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учениях 8-го века Sunpadh, проповедовавший синкретизм шиитского ислама и зороастризма. Под Бабак Хоррамдин, движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
- Бехафариды, культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарид. Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
- Ярсан, религиозный орден Язданство, который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявляющегося в виде одного первичного и пяти вторичных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семь.
- Язданство
- Езидизм
Фон
Верования, действия и культурные события древних Иранцы в древний Иран сложные вопросы. Древние иранцы ссылались на сочетание нескольких Арийцы и неарийские племена
Арийцы или древние иранцы поклонялись природным элементам, таким как солнце, солнечный свет и гром, но в конечном итоге они переключили свое внимание в основном на одного бога, признавая при этом других. Иранский древний пророк, Зороастр, преобразовал иранские религиозные верования в форму Генотеизм
В Гаты, гимны Зороастра Авеста, принес монотеистические идеи Персия, а через Яшц и Ясна, упоминаются Политеизм и более ранние вероучения. В Веды и Авеста служили исследователям важными ресурсами в открытии ранних арийских верований и идей.
Религиозные меньшинства и политические партии
— Почему небольшая иудейская община признается, а община бахаитов, самая большая группа из религиозных меньшинств Ирана, нет?
— Потому что бахаизм — не религия, а колониальная политическая партия, созданная Великобританией.Регион Ближнего Востока является стратегическим. Чтобы распространить свое господство над ним, Запад вносит раздор между народами. Один из приемов — изобретение разного рода «религий». Во время правления династии Пехлеви бахаиты были инструментом в руках Англии. И до сих пор их лидеры находятся под влиянием британских спецслужб. Поэтому Иран не признает и не разрешает бахаизму действовать на своей территории.
— А каково положение иудейской общины в Иране?
— Как у христиан, зороастрийцев и мусульман. Так и живут.
— Почему у всех религиозных меньшинств есть представители в меджлисе, а у мусульман-суннитов нет?
— Конституция Ирана не различает шиитов и суннитов. Потому что, например, христиан в Иране меньше 250 тысяч, и может получиться, что во время регионального голосования их представитель не попадет в меджлис. В тех регионах, где проживают сунниты (например, Курдистан), депутаты также являются суннитами. Даже более того: есть регионы, где около 55% процентов населения составляют шииты, а 45% — сунниты. У шиитов три кандидата в парламент, а у суннитов один, но за него все проголосовали, и, в конечном счете, в парламент прошел именно он.
Различий между шиитами и суннитами значительно меньше, чем между христианскими конфессиями. В исламе есть пять школ: четыре суннитских и одна шиитская, причем одно из суннитских течений ближе к шиитам, чем к остальным суннитам.
На Западе это обычно преподносят таким образом, будто между суннитами и шиитами идет кровопролитная война. Но сунниты и шииты ближе, чем сунниты и ваххабиты. А все потому, что шиизм и суннизм — это течения в исламе, а ваххабизм, как и бахаизм, сотворен англичанами.
К религии нельзя принуждать
— Согласно нормам шариата, запрещён переход из ислама в другую религию, вплоть до того, что это карается смертной казнью…
— В Иране такого закона нет. Мне кажется, у конфликтов между религиозными течениями в прежние времена были две причины: либо политики использовали религию в своих целях и натравливали представителей разных религий друг на друга, либо религиозные лидеры любили власть и деньги.
В Коране есть аят о том, что к религии нельзя принуждать. Человек абсолютно свободен в выборе своего пути к Богу. Когда Мухаммед вернулся в Мекку, где за 13 лет его отсутствия убивали его друзей и последователей, он сказал, что никто не имеет права трогать хотя бы одно дерево.
Между прочим, в иудаизме и в христианстве выход из религии намного сложнее, чем в исламе.
Например, ветхозаветная история о золотом тельце: Моисей пошел на гору для общения с Богом, а вернувшись, увидел, что люди создали для себя другого бога. За это по приказу Моисея были убиты 3000 человек. В Ветхом завете говорится, что если человек будет поклоняться иному богу, чем Бог Израиля, то его нужно убить, и даже всех жителей города, отступившего от Бога, нужно убить.