Перечень храмов и монастырей абхазской православной церкви

Действующие храмы Абхазской Епархии

Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа.

Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий.

Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел. +7 (840) 226-33-33.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.

Настоятель — иеромонах Павел (Харченко).

Адрес: г. Гагра

Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.

Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар).

Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.

Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин).

Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.

Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.

Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов).

Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут).

Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел. +7 (840) 223-25-11.

Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.

Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар).

Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.

Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар).

Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Преображения Господня в с.Яштуха.

Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин).

Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.

Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.

Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов).

Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел. +7 (840) 226-31-64.

Храм Пророка Илии в п.Агудзера.

Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел. +7 (840) 227-44-70.

Драндский Успенский собор.

Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).

Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.

Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.

Моквский Успенский собор.

Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев.

Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. +7 (840) 227-23-48.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.

Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа).

Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.

Служащий священник – иерей Никита Адлейба.

Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.

Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику

Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.

В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.

Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org

В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.

На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.

2012
в этом году в Абхазии действовала всего одна синагога и насчитывалось около 200 иудаистов

Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.

👁 На что обратить внимание при осмотре

Здание храма отлично сохранилось до наших дней. Построен он был так добросовестно, что 10 веков не смогли его разрушить. Своды устояли, купол не рухнул. Но сегодня местные власти заботятся о дальнейшем его сохранении для потомков. От дождя он закрыт деревянными щитами, а стены зашиты в леса.

Фото: Светлана Винокурова

Впечатляюет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы.

Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом.

В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова). На западной стене – фрагмент композиции Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. Снаружи храма, над дверным проемом южного придела, изображена сидящая на троне Богоматерь, а за ней два ангела.


Гостепрееимство Авраама

Одна из настенных надписей храма исполненная алфавитом «асомтаврули» гласит: «Христос, благославен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию». Таким образом кто-то в 1066 году сообщил о появлении в небе Абхазии кометы.

Фреска Святого Причастия

Сегодня Лыхненский храм действует, принимает прихожан, для посетителей предусмотрена парковка, кафе, лавки с сувенирами. Полюбоваться фрагментами фресок можно, войдя внутрь, но фотографировать запрещается.

Интересно то, что в храме есть два важных захоронения: упомянутый уже Сафар-Бей Шервашидзе, не очень уважаемый абхазами, и его внук Георгий.

У стен храма находится одно из семи святилищ Абхазии – Лых-ныха. По сути, это место для языческих жертвоприношений. Так сегодня здесь успешно соседствуют две такие разные, но уникальные, достопримечательности Абхазии.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Признанный шедевр архитектуры, воплотивший в себе христианскую религию. Единственный в стране сохранил свой аутентичный вид. Уникальное сооружение 10 века находится в пос. Лыхны, на поляне Лыхнашты. Прошедшее тысячелетие практически не отразилось на церкви, но во избежание повреждений религиозный памятник сейчас защитили от дождя навесом.

Он ценен как образец северокавказской церкви, которые строили абхазские архитекторы по указу епископов. В эпоху насаждения в стране язычества оставался православным, находясь под защитой князей Шервашидзе. Один из сыновей князя похоронен в церкви. После 10 лет забвения (1820-30 гг.), когда российская армия вошла в село, церковь опять стала функционировать.

Интересна архитектура церковного строения. По виду это крестово-купольный собор, но в отличие от других сооружений подобного типа, у него маленький диаметр купола, узкие нефт и трансепт. Так же необычны 2 пристройки, с запада и с юга, некий синтез притвора и портика. Сегодня этот объект активно посещается туристами и жителями республики.

Нельзя не изумляться тысячелетними стенами, выстоявшими 1000 лет. Они выложены из обтёсанного известняка и кирпича. Богатая роспись (14 в) покрывающая внутренние стены, поражает воображение. Выразителен облик Богоматери с младенцем на руках в окружении 2-х ангелов (в центре аспиды). Талантливо изображены ангелы и святители, Иисус Христос, Авраам, Иоанн Предтеча и т. д.

Цандрипшский храм

Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.

Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.

Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.

Большинство абхазских христиан — православные

Зачем нужна религия

Православная церковь в Абхазии доминирует среди христианских деноминаций. В Абхазии сейчас работает несколько десятков православных храмов. При этом необходимо отметить, что действующая ныне Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена Грузинской православной церкви.

После того, как в Грузии началась гражданская война между грузинами и абхазами, епархия фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Автокефалия другими православными Церквями не признается. Главной православной святыней в Абхазии считается монастырский комплекс, расположенный на Новом Афоне.

Патриарший Собор в Пицунде. Большинство абхазов-христиан считают себя православными. Фото: upload.wikimedia.org

Абхазские православные объединены в рамках Православной церкви в Абхазии (Пицундинский католикосат). Это православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии.

Её территория иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви.

Де-факто же православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ. С мая 2011 года внутри Православной церкви в Абхазии имеет место раскол. Он был учинен при участии иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара), за что они и были запрещены в священнослужении.

Современная Православная церковь в Абхазии находиться в состоянии раскола.

Католическая церковь в Абхазии по своему влиянию значительно уступает православной. Так католическая община республики насчитывает всего лишь 150 человек. Большинство её членов прожимает в Сухуме.

Небольшие группы католиков находятся также в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.

Костёл святого апостола Симона в Сухуме. Количество католиков в Абхазии не превышает 120 человек. Фото: upload.wikimedia.org

С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход святого Иоанна, состоящий в основном из лиц немецкого происхождения. Он также немногочисленен. Кроме того, в республике действуют также иные представители протестантизма.

Абаата

Популярный туристический объект расположен в Гагре, на территории приморского парка. Это древняя крепость Абаата (4-5 в), построенная абхазами как оборонительное сооружение. Неоднократно оно подвергалось значительным разрушениям и вновь восстанавливалось. Два века (14-15 в) крепостью владели генуэзцы, основавшие факторию Какара (Гагра).

В настоящее время памятник средневековья продолжает ветшать. Стена, обращённая к морю, практически полностью разрушена штормами. Территория сегодня используется бизнесменами для привлечения туристов. Здесь выстроены отель, магазины, ресторан.

Центром внимания туристов и местных жителей является хорошо сохранившаяся христианская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Абаата). Она входит в число древнейших памятников страны и находится под патронажем неканонического православия. Здесь проходят все богослужения и обряды.

Внешне строение выглядит скромно и просто, его архитектура лишена всяких излишеств. На сложенном из известняковых плит западном фасаде вырезан Болнисский крест – символ грузинского стиля 5 века. Внутри нет богатых росписей и украшений, но это не умаляет достоинства аутентичного памятника.

Благовещенский собор

Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря

Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.

Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.

Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.

Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.

Бедийский собор

Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).

Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.

Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.

Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.

🕘 История постройки

Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.

Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.

В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.

После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.

«Абхазская религия»

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

См. также: Народное христианство

Собрание паствы Священной Митрополии Абхазии

5 июня 2019 г. в соборном храме монастыря св. апостола Симона Кананита в Новом Афоне состоялось собрание прихожан монастыря и паствы Священной Митрополии Абхазии. На собрании также приняли участие жители Нового Афона, общественные деятели Абхазии, депутаты Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия, православные христиане из других регионов Абхазии.

Кроме того, на собрании присутствовали клирики Сухумо-Пицундской епархии АПЦ: иеромонахи Игнатий (Киут), Василиск (Лейба), Давид (Гвазава) и иерей Далмат (Гопия).

Архимандрит Дорофей (Дбар), открывая собрание, кратко ознакомил пришедших со сложившейся в последние дни ситуации вокруг абхазской церковной проблемы и с итогами переговорного процесса, модераторами которого выступили глава Администрации Нового Афона Фелик Даутия, председатель городского Собрания Нового Афона Рамаз Смыр, депутат Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия Натали Смыр и общественный деятель Мирон Чалмаз. 4 июня 2019 г. было составлено обращение на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором излагалась просьба Президента Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба и Председателя Церковного Совета Абхазской Православной Церкви иерея Виссариона Аплиаа о приостановлении прещений в священнослужении, наложенных на архимандрита Дорофея (Дбар) и иеромонаха Андрея (Ампар) в 2011 г., и триджы продлеваемого впоследствии вплоть по настоящее время.

Далее выступила депутат Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия Натали Смыр, поблагодарившая всех участников переговорного процесса за усилия в составлении Обращения, также выразила благодарность духовенству Сухумо-Пицундской епархии АПЦ в лице иерея Виссариона Аплиаа и Президенту Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба.

М. М. Чалмаз от лица членов Совета и сотрудников Священной Митрополии Абхазии также поблагодарил всех участников переговорного процесса за достигнутые результаты.

Завершая собрание, председатель Совета Священной Митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар) выразил признательность всем собравшимся за активное участие в деле решения абхазской церковной проблемы.

По завершении все участники собрания были приглашены на фуршет в трапезную монастыря св. апостола Симона Кананита.

Согласно достигнутым договоренностям, Священная Митрополия Абхазии предоставляет возможность 5 и 6 июня 2019 г. в дни празднования Вознесения Господня — двунадесятого праздника Православной Церкви, провести соответствующие богослужения в Ново-Афонском монастыре в следующем порядке:

• 5 июня, в 17:00 в центральной части соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита будет совершена Великая вечерня с литией духовенством Священной Митрополии Абхазии во главе с архимандритом Дорофеем (Дбар), в 18:30 в приделе св. Александра Невского соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита будет совершено Всенощное бдение духовенством Сухумо-Пицундской епархии АПЦ.

• 6 июня, в 7:00 в центральной части соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита духовенством Священной Митрополии Абхазии будет совершена Утреня и в 9:00 Божественная литургия. В 10:30 в приделе св. Александра Невского соборного храма монастыря св. апостола Симона Кананита духовенством Сухумо-Пицундской епархии АПЦ будет совершена Божественная литургия.

По завершении праздничных богослужений Вознесения Господня 5 и 6 июня 2019 г. и вплоть до получения соответствующего ответа на Обращение Президента Республики Абхазия Р. Д. Хаджимба и Председателя Церковного Совета Абхазской Православной Церкви иерея Виссариона Аплиаа, все клирики Священной Митрополии Абхазии и Сухумо-Пицундской епархии АПЦ продолжают деятельность в своих приходах и монастырях.

Все участники собрания надеются и будут молиться о том, чтобы изложенная в Обращении просьба была услышана священноначалием Русской Православной Церкви и церковная проблема абхазского народа, милостью Божьей, нашла свое разрешение.

 

Храм Симона Кананита

Большой интерес отдыхающих в Новом Афоне (в древности Анакопия) вызывает памятник церковного зодчества 10 в – церковь Симона Кананита. Именно здесь обосновался проповедник христианства после странствий в середине 1-го века, здесь был казнён римлянами. На месте его захоронения, сохранённого в памяти верующими, позже вырос храм в его честь.

После официального признания православия церковь Симона Кананита стала религиозным центром Анакопийской епархии. Сооружение греческого типа, выложенное из дикого камня, не один раз разрушалось и перестраивалось. В 1875-82 гг. церковь подверглась основательной реставрации силами монахов.

Последняя реконструкция объекта после периода забвения прошла в 1956 г. Были частично восстановлены настенные фрески. В настоящее время открыт для посетителей. Проходят богослужения, венчания, крещения. Симон Кананит слывёт покровителем семейного счастья и брака. Сотни паломников стремятся под его своды 23 мая (день рождения святого).

Они принимают участие в крестном ходе, просят о благополучии и любви в семье. На стенах святыни сохранилось 2 надписи на греческом языке – одна над южным портиком, вторая – на восточном фасаде. Они котируются как этнографические памятники. Изящные опоры, арки, своды, выразительная пластика стен придают церкви великолепный вид.

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь

Всемирно известная достопримечательность, религиозный комплекс и объект паломничества – мужской монастырь расположился на горе Афон. Он создан греческими иноками в 1875 г. и назван в честь апостола Симона Кананита. Его как проповедника христианства убили в 1 в. н. э. римские легионеры. Место, где обитал Симон в маленькой пещере, почитается святым.

Полностью строительство монастыря завершилось в начале 20 века. За эти годы был создан целый комплекс религиозных построек с обустроенной территорией. Появились вымощенные мостовые, пристань, парковые аллеи, оформлены подходы и подъезды к объекту.

Всего здесь выстроено 6 храмов, среди которых главенствует Пантелеймоновский собор. Это истинная архитектурная жемчужина среди других святилищ. Возведённый в 1900 г. в честь святого Пантелеймона он выполнен в неовизантийском стиле. Гордо высятся его 5 куполов, самый высокий из них (40 м) центральный.

К собору ведёт Тропа грешников, пройдя которую, освобождаешься от грехов. Внутреннее оформление необыкновенно красиво: фрески, иконы – настоящие произведения искусства. По периметру 4-угольника расположены другие 5 храмов: Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иеронима, преподобных отцов Афонских и Божьей Матери Избавительницы.

Анакопийский храм

Прикоснуться к древней истории, ощутить дыхание далёкого прошлого в настоящем могут все, кто хоть однажды посетит Иверскую гору. Она расположена в окрестностях Нового Афона. Но не сама гора столь интересна путешественникам, а старая Анакопийская крепость – первый центр христианства в стране.

Возвели цитадель на вершине горы в 4 веке на высоте 345 м над уровнем моря и назвали Анакопией. За мощными каменными стенами располагались 2 башни, осадный колодец и Анакопийский храм. Он был посвящён великомученику Феодору Тирону. В своё время он был знаменит нерукотворным образом Пресвятой Богородицы. Об иконе сложена легенда, повествующая о её чудесном появлении в крепости.

Религиозный объект зиждится на возвышении в центре территории. Он сложен из известняковых блоков и крупной гальки, с вкраплениями кирпича. Последним отделаны оконные ниши. Церковь почти полностью утратила свой первоначальный облик в результате неоднократных перестроек. Хорошо сохранилась алтарная ниша в форме широкой апсиды.

Здесь хранятся известняковые плиты с греческими надписями и изображениями кипарисов, рыб, крестов, символизирующих раннее христианство. Эти фрагменты были сняты со стен здания. Факты, запечатленные в средневековых рукописях, свидетельствуют о чудесах исцеления, даруемых образом Пресвятой Богородицы. Сегодня сюда приходит множество посетителей, чтобы осмотреть благородные руины.

Абхазский раскол

27 июня 2012 года священнослужители из Совета самопровозглашенной «Священной митрополии Абхазии» отец Дорофей (Дбар) и отец Андрей (Ампар) заявили о полном разрыве своих отношений с Русской Православной Церковью, порвав указы епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на них запрещения в священнослужении сроком на три года за раскольническую деятельность на территории Абхазии. Это событие мы попросили прокомментировать Секретаря Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям Московского Патриархата Русской Православной Церкви протоиерея Игоря Якимчука.

О своей независимости отцы Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) провозгласили еще год назад, за что были запрещены в священнослужении епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном, поскольку являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Православной Церкви. Так что чего-то принципиально нового не произошло.

Согласно каноническим нормам Церкви, клирик той или иной епархии не может так просто объявить о том, что он выходит из под подчинения своего епископа – это означает раскол. Поэтому и епископское прещение было вполне обоснованным. Однако абхазские отцы в течение года демонстративно игнорировали это прещение, кощунственно совершая богослужения. Поэтому в мае этого года владыкой Тихоном наложенное на них запрещение в служении было продлено еще на три года. Когда о. Дорофею принесли указ о продлении запрещения, он его порвал и объявил о том, что и он, и о. Андрей (Ампар) никому не подчиняются

Конечно же, подобное поведение является основанием для предания этих иеромонахов церковному суду, который, принимая во внимание тяжесть содеянного, вполне может закончиться решением о лишении их священного сана. Однако по крайней икономии и снисхождению этого сделано не было, принимая во внимание сложность церковного положения в Абхазии после тяжелых межнациональных конфликтов, неустроенность церковной жизни, дефицит кадров, нужду абхазского народа в духовном просвщениии

Владыка Тихон по-прежнему призывает данных священников к исправлению, и двери покаяния для них еще не закрыты.

Справка:

В результате грузино-абхазской войны 1992-1993 годов священнослужители Грузинской Православной Церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть данную территорию, а духовное окормление паствы с тех пор осуществляла Русская Православная Церковь. В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской Церкви протоиерей Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской Поместной Церкви и обратился к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на данное обращение заметил, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской Церкви. В мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана еще одна «митрополия» с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена «независимая Абхазская церковь». Собрание было созвано абхазскими священнослужителями отцом Дорофеем (Дбаром) и отцом Андреем (Ампаром). В свою очередь в 2011 году епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея (Дбара) и отца Андрея (Ампара), которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Православной Церкви.

Фото: Анна Ольшанская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector