§ 42. восточно-сибирский район

Бурятия

Республика Бурятия – довольно большой регион (15-е место по площади среди всех регионов страны), но население республики не достигает даже одного миллиона чел. При этом городское население составляет около 60 % от общего числа. В том числе в столице республики находится примерно треть от общего числа жителей.

Весьма бурное прошлое Бурятии сохранило заметный отпечаток в судьбе ее народов. Это видно по формированию специфической структуры социальных отношений, в которой толерантность и почтение к национальным особенностям, истории, религии и культуре обитающих вместе различных народов обладают особой значимостью.

Бурятия сформировалась как многонациональный регион, в котором спокойно существуют всякие религии и конфессии. Самыми популярными и традиционными из них стали буддизм и православие. Кроме того, возрождается древняя система знаний и обычаев – шаманизм.

В ХХ веке здесь было развито достаточно сильно сельское хозяйство. В промышленности появились заводы и фабрики.

Природно-географические особенности имеют большое значение не только для экономики, но и для остальных сфер. Республика Бурятия лежит практически посередине всей Азии, на перекрестке дорог, соединяющих западные и азиатские части России.

Природа региона уникальна и известна на весь мир. В Бурятии лежит значительная часть (около 60 % береговой линии) озера Байкал, в котором находится 20 % всей пресной воды в мире. В этом водоеме обитает 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых являются эндемиками.

Восточно-Сибирская железная дорога — начало строительства

Строительство началось в 1891 году и велось одновременно от Владивостока и Челябинска. Через три года комитет вынес решение о приостановке строительства между Иркутском и Забайкальем, а путь Иркутск — Красноярск начал строиться ускоренными темпами. Перед строителями стояла трудная задача — проложить путь в короткий срок, поэтому работы шли в атмосфере ответственности и риска. На реке Иркут возвели деревянный мост. Строительством руководил инженер В. Попов. В 1898 году через мост пустили пробный локомотив. По рассказам очевидцев, В. Попов сел в локомотив с револьвером в руке. Когда инженера спросили, зачем он брал револьвер, Попов сказал: «Если бы мост не выдержал, я бы застрелился». Деревянный мост выдержал испытание и простоял еще 10 лет.

Уже в 1897 году сибирский железнодорожный путь пришел в Иркутск: в городе и губернии строились станции, депо, вокзалы. 16 (28) августа 1898 года для Иркутска стало настоящим праздником: жители города встречали первый поезд. Паровоз украсили цветами и флагами, а на вокзале присутствовал сам губернатор.

Встреча первого поезда в Иркутске

Восточно-Сибирская железная дорога в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Восточно-Сибирская железная дорога превратилась в стратегически важный путь: здесь готовился подвижной состав, производился ремонт военной техники. Формировались добровольческие отряды — двадцать железнодорожников были удостоены звания героев Советского союза. После войны довольно быстро был восстановлен довоенный уровень перевозок. Проводились геологические разработки в Сибири, а значит — дорога продолжала расти. В 1956 году при строительстве Иркутской ГЭС на реке Ангара был затоплен котлован. В результате этого скрылась под водой Иркутск-Байкальская железнодорожная ветка — часть знаменитой «Кругобайкалки». Ей взамен по горам от Иркутстка до Слюдянки была построена новая электрифицированная дорога. После этого жизнь Кругобайкальской трассы фактически закончилась, она стала тупиковой. Люди уезжали, и дорога постепенно приходила в негодность.

Экология

В холдинге «РЖД» 2021 год объявлен Годом экологии, а в Иркутской области нынешний год официально объявлен Годом Байкала. Восточно-Сибирская железная дорога ежегодно реализует ряд мер, направленных на экологическую безопасность и благополучие окружающей среды при осуществлении своей деятельности.

С 21 декабря 2020 года на объектах строительства и реконструкции Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, расположенных в границах Байкальской природной территории,  запущена система экологического мониторинга.  Лабораторный контроль осуществляется по всем ключевым показателям, включая уровень шума от строительных работ, состояние атмосферного воздуха, источников воды, почвы.

Со 2 полугодия 2021 года контроль состояния атмосферного воздуха и качества сточных вод будет осуществляться с применением автоматизированной системы мониторинга. Ее запуск является частью плана дополнительных мер, направленных на охрану окружающей среды в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Соглашения о реализации плана заключены ОАО «РЖД» с правительствами Иркутской области, Республики Бурятия, а также Минприроды России.

Всего в период с 2020 г. по 2024 год в рамках соглашений планируется реализовать 70 совместных мероприятий,  27 из которых  будут осуществляться на регулярной основе.

Восточно-Сибирская железная дорога – одно из крупнейших транспортных предприятий всей Восточной Сибири

Ее появление сыграло большую роль в развитии регионов. Первый поезд в Иркутск прибыл 120 лет назад – в 1898 года, а самостоятельной единицей Восточно-Сибирская железная дорога стала в 1934 году, когда ее выделили из Томской и Забайкальской. В границах дороги проходят Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали.

Восточно-Сибирская железная дорога проходит по территории 4 субъектов страны – Иркутской области, Республики Бурятии, Забайкальского края и Республики Саха (Якутия). Эксплуатационная длина превышает 3 800 км (это 4,4 % от всей сети). Развернутая длина главных путей – более 6 300 км. Часть из них пролегает вдоль озера Байкал – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. ВСЖД стабильно обеспечивает потребности экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, обслуживает порядка 3 000 предприятий и организаций. Коллектив дороги насчитывает более 40 тысяч человек.

Факты и цифры:

↑ Население

Восточносибирский район — малозаселенный в РФ, 9 млн. человек, с плотностью, в среднем, 1-2 человека на 1 кв. км. Основное население сосредоточено на юге района, плотность 40 %. Среди населения 85 % русских. Коренное население состоит из бурятов, тувинцев, хакасов, ненцев, долганов, нганасанов, кетов, эвенков, селькупов, тофаларов.

Так же различны и вероисповедания: русскими и хакасами исповедуются православная религия, бурятами и тувинцами – буддийская вера, северные народы привыкли к традиционным верованиям. На территории района встречаются украинцы, татары, белорусы, приехавшие осваивать природные богатства.

Городское население составляет 72 %, что соответствует средним показателям в РФ. Крупнейшие города Красноярск, Иркутск, Норильск (больше 150 тысяч человек), Чита, Улан-Удэ и Братск.

Неметаллические полезные ископаемые

Наша страна является крупнейшим в мире поставщиком природного газа, здесь добывается много нефти. И первый поставщик этих полезных ископаемых – месторождения Восточной Сибири. Кроме того, геологические процессы привели к появлению богатых залежей осадочных горных пород.

  • Восточная Сибирь поставляет значительную часть российской нефти. Она добывается в основном в Красноярском крае. Недавно было открыто также новое месторождение в верховьях реки Лены. Исследуется возможность добычи нефти в Вилюйской котловине, а также на востоке Тунгусской низменности.
  • Недра региона богаты залежами природного газа. Уже давно экплуатируется Таас-Тимусское месторождение около устья реки Вилюй.
  • Благодаря наличию в древности здась неглубоких морей, распространенные полезные ископаемые Восточной Сибири -это каменная соль. Особенно много ее в бассейнах рек Лены и Вилюй, в верховьях Ангары. Но самые мощные месторождения расположены в Нордике.
  • В районе Ногинска расположено крупнейшие в стране залежи графита. Большое месторождение его – Курейское.
  • Недра в районе рек Алдана и Мамы богаты слюдой.
  • Разрабатываются также месторождения таких полезных ископаемых Восточной Сибири, как тальк, магнезит, асбест, гипс, каолин и многих других.

2.1. Сибирь — суровый край

Ярко выраженный континентальный климат Сибири характеризуется суровой продолжительной зимой, коротким, жарким, часто засушливым, летом. Температура зимой на поверхности земли (снега) опускается до — 49 — — 59 оС, а летом на почве, не покрытой растительностью, достигает + 45 — + 50 оС. Экстремальные и близкие к ним значения максимальной и минимальной температур отмечались несколько раз за столетний период наблюдений.

Часто встречающиеся максимальные температуры длятся от нескольких дней до двух-трех недель и обеспечивают перепад от 80 до 90 оС между летом и зимой. Такие колебания температуры в течение года предъявляет особые требования к строительным материалам, конструкциям и системам жизнеобеспечения зданий.

В сибирском климате необходимы соответствующие инженерные и технические решения, чтобы обеспечить их долговечность, экономию энергии, комфортные условия и доступность по ценам для населения.

Изменение температуры воздуха в течение года определяет время и характер теплопотерь в доме. В таблице 2.1 дано распределение среднемесячной температуры в Барнауле, Томске и Новосибирске.

Среднегодовая температура для Новосибирска и Барнаула имеет небольшие положительные величины, а для Томска — отрицательные. Такое состояние температуры не типично. За столетие в Новосибирске многократно отмечено отрицательное значение среднегодовой температуры. Зимний период, длящийся 5 месяцев, имеет большие отрицательные значения среднемесячной температуры. Это характерно для большинства населенных пунктов вдоль транссибирской железнодорожной магистрали, а к северу от нее среднегодовая температура постоянно отрицательная. В весенний период, в начале лета и ранней осенью имеют место регулярные ночные заморозки.

В этих условиях население Сибири прилагает значительно больше усилий, чем жители центральной России, на создание себе приемлемого жилья, его эксплуатацию, обеспечение себя продуктами питания. В таблице 2.2 приведено количество безморозных дней.

Несмотря на холодный климат, Сибирь характеризуется обилием солнечных дней. Продолжительность солнечного сияния составляет четверть года. Этот фактор является благоприятным для создания экодомов и использования солнца в качестве альтернативного источника тепла и электроэнергии. В таблице 2.3 приведены данные по распределению солнечного сияния по месяцам.

Согласно многолетним наблюдениям, в зоне расселения солнце полностью закрыто облаками от 66 до 83 дней в году. Важным параметром является количество солнечной энергии падающей на 1 м. кв. Эти данные приведены в таблице 2.4.

Основное поступление солнечной энергии приходится на летние месяцы. С ноября по февраль наблюдается существенный дефицит солнечной энергии.

Несмотря на это, общего количества солнечной энергии достаточно для ощутимой экономии других видов топлива (таблица 2.4).

Для Сибири характерен преимущественно сухой климат (таблица 2.5). Основные осадки выпадают в конце весны и летом в виде дождя. Наибольшее количество осадков (60 — 80 мм) выпадает в июле, часто в виде сильных ливневых дождей.

На зимний период приходится 17 — 20 % годовой нормы осадков. Снежный покров обычно формируется в конце октября — начале ноября и полностью сходит в апреле. Толщина его в Новосибирской области варьируется от 35 — 55 см до 100 — 130 см и держится 165 — 175 дней.

Так как сибиряки живут в самом холодном климате, то здесь надо очень сильно утеплять дома, чтобы их можно было отапливаться круглый год только за счет солнца. А так как от солнца много энергии поступает летом, а холодно зимой, — нужно научиться аккумулировать тепло летом, а расходовать зимой. В конце зимы и весной в дневное время много солнечной энергии, так что ее может хватить на обогрев днем и на ночь, а значит надо научиться накапливать ее днем для использования ночью.

Летом влаги мало, меньше, чем необходимо для полива сада и огорода, поэтому весеннюю талую и летнюю дождевую воду надо тщательно собирать и рационально использовать.

Наш Сибирский климат существенно суровее по сравнению с Европой, Канадой и США. Поэтому мы можем использовать накопленный там и адаптированный для нас опыт в строительстве энергоэффективного, экологического жилья, но мы должны найти свои решения, которые приводят к тем же результатам, но в наших сибирских климатических условиях.

Так какое же жилье мы должны строить, чтобы жить как в Европе или в другом, более мягком, чем у нас, климате?

У нас нет выбора. Мы не можем больше себе позволить строить привычные дома или просто копировать дома, разработанные для более мягкого климата. Мы должны строить только разработанные здесь экодома, а другие, «чужие» проекты обязательно адаптировать к условиям Сибири.

Отрасли хозяйственной специализации

В Восточной Сибири, как и в любом другом районе, существуют основные отрасли, которые определяют экономическую жизнь субъектов:

  • электроэнергетика. Район специализируется на производстве дешевой электроэнергии;
  • цветная металлургия;
  • черная металлургия. Эта отрасль представлена заводами в Петровске-Забайкальском и Красноярске;
  • машиностроение: тяжелое, энергетическое;
  • химическая промышленность: производство минеральных удобрений, химических волокон, синтетического каучука, шин;
  • лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. По размерам заготовок леса Восточная Сибирь уступает только Северному экономическому району;

Рис. 3. Деревообрабатывающая промышленность в Восточной Сибири.

  • сельское хозяйство;
  • выращивание яровой пшеницы;
  • топливно-энергетическая промышленность;
  • горнодобывающая промышленность.

В Восточной Сибири существует немало проблем. Одной из главных особенностей является то, что суровые природные условия затрудняют хозяйственную деятельность. Также существует нехватка трудовых ресурсов, так как район находится на перефирии, а все высококвалифицированные кадры стремятся уехать в столицу.

Что мы узнали?

Восточно-Сибирский район состоит из 6 субъектов. Главным экономическим городом является Красноярск. Основными отраслями являются электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Особенности в ЭГП района, такие как удаленность от центральных городов и суровый климат, создают проблему с кадрами и затрудняют хозяйственную деятельность.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • 
  • Артём Чеюшев

    10/10

  • Антон Камолов

    10/10

  • Егор Андреев

    10/10

  • Никита Петров

    9/10

  • Тимофей Абрашев

    10/10

  • Дима Кириллов

    9/10

  • Илья Александров

    10/10

  • Таня Иванова

    9/10

  • Дарья Скурыдина

    8/10

  • Наталья Холкина

    10/10

Структура хозяйства Восточной Сибири

Регион примечателен превалированием предприятий промышленности над сельскохозяйственным производством. Характеристикой района является разнообразие отраслей промышленности, но только часть из них развита в значительной мере. История освоения и природные условия Восточно-Сибирского региона направили его в сторону развития областей добывающей промышленности и первичной обработки местного сырья:

  1. Топливно-энергетический комплекс основан на запасах нефти с большим потенциалом разработки новых богатых месторождений, природном газе, добыче угля из огромных запасов, использовании ресурсов ГЭС. На Канско-Ачинский бассейн приходится важная часть запасов и добычи угля, а именно 40,3 млн из 90 млн т общей добычи по региону. Из-за проблем с транспортировкой его используют на местных ГРЭС.
  2. Электроэнергетика базируется на крупнейших в России гидроэлектростанциях — Саяно-Шушенской с 6,4 млн кВт, Красноярской с 6 млн кВт, Братской с 4,5 млн кВт, Усть-Илимской с 4,3 млн кВт и Богучанской с 4 млн кВт.
  3. Металлургия района представлена металлами: золотом — Забайкалье, Красноярский край и Иркутская область; вольфрамом и молибденом — Бурятия, Красноярский край и Забайкалье; олово — Забайкалье; медью, никелем и кобальтом — Норильский ГОК; полиметаллическими рудами — Забайкалье, Красноярский край; алюминий — Красноярск, Саяногорск, Братск, Шелехов на глинозёме из Ачинска; чёрная металлургия — передельные заводы в Красноярске и Петровск-Забайкальском.
  4. Машиностроение и металлообработка представлены по всему району, кроме слаборазвитых Забайкалья и Тывы. В Красноярске имеется сельскохозяйственное и тяжёлое машиностроение, в Иркутске есть электротехническое предприятие и тяжёлое машиностроение, авиационный и станкостроительный заводы, в Абакане производят грузовые вагоны, в Улан-Удэ эти вагоны ремонтируют. Проблема машиностроения в регионе — отсутствие самообеспечения в транспортировочном, металлургическом, горнодобывающем и энергетическом оборудовании.
  5. Химическая промышленность присутствует в виде переработки древесины в Красноярске, производятся синтезированные волокна и каучук (частично из древесины), в Ачинске существует крупный НПЗ. В Иркутской области присутствуют группы предприятий: Ангарская, производящая химические волокна, азотную кислоту, аммиак, пластмассы, азотные удобрения, и Усолье-Сибирская, выпускающая продукцию из поваренной соли.
  6. Лесопромышленный комплекс аккумулирует в себе четверть промышленных рабочих и шестую часть промышленной продукции региона. За Транссибом вьются места активных лесоразработок, в северных районах леса недоиспользованы. Лесопильная отрасль района — наиболее развитая во всей России. В Усть-Илимске, Братске, Красноярске, Байкальске и Бурятии имеются производства целлюлозы и картона.
  7. В агропромышленном комплексе резко континентальный климат обусловливает преобладание яровой пшеницы, а также ячменя, овса и ржи. В северных частях развито оленеводство, имеющее вместе с другими отраслями внутрирайонное значение. Межрайонно значимыми являются овцеводство, пушное звероводство и добыча пушнины.

↑ Цифры

  • Восточносибирский экономический район входит в 12 российских экономических регионов.
  • В районе 3 республики, 2 края (Красноярский край расположен на 56 % территории района), 1 область – Иркутская, с 19% жителей, и 4 АО.
  • Площадь территории — 4 млн. кв. км, что составляет 24,3 % площади РФ, 2-е место.
  • Населяет район 8,4 млн. человек – 5,6 % жителей страны. В Красноярском крае живёт 35 % людей, в Иркутской области – 30 %. Каждый год 1 тысяча жителей уменьшается на 2,5 % по причине отъезда.
  • Леса занимают 65 % площади района, луга и пастбища 4 %, пашни 2 % и 29 % – прочие земли.
  • На долю цветной промышленности приходится 39 %, на топливно – электроэнергетическое производство – 25 %.

Транспорт Восточно-Сибирского района

Транспортная освоенность Восточной Сибири крайне мала. На большей части экономического района дороги просто отсутствуют. На юге территории главную роль в перевозке грузов играет железнодорожный транспорт (Транссибирская, Южно-Сибирская и Байкало-Амурская магистрали). На севере района действует только одна небольшая железная дорога Дудинка — Норильск. Это самая северная в стране железная дорога. Зато в районе очень велико значение речного транспорта (рис. 125). В условиях крайне неразвитой транспортной сети большое значение приобретает воздушный транспорт. До многих населённых пунктов можно добраться только самолётом или вертолётом.

За пределы района поставляется преимущественно природное сырьё: лес и лесоматериалы, уголь, электроэнергия, цветные металлы, железная руда, пушнина. Из других районов страны в Восточную Сибирь поступают нефть, машины и оборудование, продукция лёгкой промышленности и сельскохозяйственные товары.

Повторим главное

1. Состав района: Красноярский и Забайкальский края, Иркутская область, республики Бурятия, Тыва и Хакасия.

2. Это второй по площади район страны, однако по числу жителей уступает многим районам. Плотность населения крайне мала — около 2 человек на 1 км2. Крупнейший город — Красноярск. Этнический состав населения: русские, хакасы, тувинцы, буряты, эвенки, ненцы, нганасаны и др.

3. Главными богатствами района являются минеральные ресурсы: уголь, медь, никель, полиметаллы, олово, соли. Огромные водные ресурсы связаны с Байкалом и крупными реками. Район располагает богатейшими гидроэнергетическими ресурсами. На Енисее и Ангаре построен самый мощный в стране каскад ГЭС.

4. Восточная Сибирь — это индустриальный район, сельское хозяйство здесь имеет подчинённую роль. Отраслями специализации являются цветная металлургия, производство электроэнергии, а также отрасли добывающей промышленности. На севере района находится крупный центр цветной металлургии и крупнейший город на севере Сибири — Норильск.

Проверим знания

1. Какие субъекты Федерации входят в состав Восточно-Сибирского района? 2. Какова средняя плотность населения Восточной Сибири? 3. Назовите крупнейший город района. 4. Какие города связывает самая северная в стране железная дорога?

А теперь более сложные вопросы

1. В чём сходство и различие в размещении населения Западной и Восточной Сибири? 2. С какими отраслями может быть связано дальнейшее хозяйственное развитие района? 3. Как вы думаете, для каких целей построена железная дорога Дудинка — Норильск?

Население и трудовые ресурсы района

Большая часть жителей сконцентрирована в промышленных и транспортных центрах на юге района. В регионе продолжается миграция села в город, обеспечивающая города низкоквалифицированными трудовыми ресурсами. Мощная промышленность региона требует большого количества квалифицированных специалистов, часто работающих вахтовым методом. Интересы малочисленных коренных народов вносят коррективы в хозяйственное освоение ресурсов:

  1. Разброс по плотности населения региона: средняя плотность — 2,2 человек/км², изменяется от 25—40 человек/км² в Иркутске и Красноярске до 0,2 человек/км² в Эвенкии. Уровень урбанизации также неравномерен — при среднем значении 71,8% он меняется от 50% в Тыве до 75% в Иркутской области.
  2. Некоторый прирост населения и миграция сельчан в города не в полной мере решают проблему поиска рабочих рук для промышленности района. Ранее это решалось двумя способами: люди оставались жить и работать в Восточной Сибири после покидания местных пенитенциарных учреждений или государство привлекало молодых специалистов хорошим социальным пакетом. При исчезновении государственной инициативы частные структуры не подхватили в полной мере дело обеспечения своих же предприятий рабочей силой.
  3. Заметное влияние на ход развития экономики Восточной Сибири оказывает национальный фактор. Многие местные малочисленные народы живут в гармонии с малоустойчивыми экологическими системами, где промышленная добыча ресурсов легко нарушает природный баланс, тем самым ухудшая среду обитания коренных народностей, угрожая их исконным промыслам — рыболовству, охоте и оленеводству.

Природные ресурсы

Сложный рельеф региона, огромные неосвоенные территории, покрытые таежными лесами, обеспечивают богатство природных ресурсов. Благодаря тому, что здесь протекают самые полноводные реки России, регион обеспечен дешевой и экологически чистой гидроэлектроэнергией. Реки богаты рыбой, окрестные леса – пушными зверями, из которых особенно ценится соболь. Но из-за того, что человек все активнее стал вмешиваться в природу, многие виды растений и животных вымирают. Поэтому в регионе создано в последнее время много заповедников и национальных парков для сохранения природного богатства.

↑ Крупные предприятия

Красноярскую и Саяно – Шушенскую ГЭС, на реке Енисей, признают мощнейшими по стране (6, 3 млн. кВт.), так же как Братскую, Усть-Илимскую, Богучанскую и Иркутскую электростанции на реке Ангара.

Город — порт Игарка, за полярным кругом, построил лесопильный завод. На Селенге, реке, впадающей в Байкал, построен целлюлозно — картонный комбинат.

Машиностроение развито на красноярских заводах. На «Сибтяжмаше» выпускают комбайны с тяжёлыми экскаваторами. На Читинском предприятии ведётся автосборка.

Предприятие «Норильскникель» занимается переработкой цветной металлургии. Саянск и Братск располагают крупнейшими заводами в мире по выплавке алюминия.

Температурный режим (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Экстремально холодными на территории Восточной Сибири являются зимние месяцы. Амплитуда температур резко меняется в зависимости от перехода континентального климата на западе в резко-континентальный климат Сибири на востоке. Если на юге Красноярского края усредненная температура второго месяца зимы составляет около -18°C, то севернее она снижается до -28°C, а неподалеку от города Тура достигает и вовсе -36°C.

Северо-запад Восточной Сибири имеет среднюю температуру января около -30°C, а на пути к Норильску и далее на восток она снижается до -38°C. Северная Якутия, средняя температура в которой экстремально низкая, -50°C, стала рекордсменом в 1916 году, когда термометр показал -82°C.

На юге и юго-западе морозы заметно ослабевают. В самом Якутске это практически незаметно, а вот в Забайкальском крае и Бурятии средняя температура января поднимается до -24…-28°C.

Средняя температура самого теплого месяца в году меняется от +1…+7°C на севере Красноярского края и республики Якутии до +8…+14°C в центральной части и до +15…+18°C в южной. Зона горных хребтов и возвышенностей, характерная для таких регионов, как Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край, становится причиной неравномерного распределения тепла. Таким образом появляются существенные различия в среднемесячных температурах периода весна-лето. В среднем в июле термометр останавливается на отметке от +13 до +17°C. Но в некоторых местах диапазон температур может быть гораздо больше.

Сибирь (Россия) в своей восточной части характеризуется холодным климатом. Зима длится от 5-6 месяцев (район Байкала) до 7-8 месяцев (центр Якутии и Красноярского края). На крайнем севере лета почти невозможно дождаться, поскольку зима царит там около 11 месяцев. В центральной и южной части Восточной Сибири теплое время года (включая весну и осень) длится от 1,5-2 до 4 месяцев.

Обеспеченность ресурсами

Восточно-Сибирский экономический район обладает огромными ресурсами. Это богатейший по многообразию и ресурсообеспеченности регион нашей страны.

Тектоническую плиту площади представляют старые Сибирская платформа и горы Южной Сибири. Сложная тектоническая структура региона обуславливает серьезную номенклатуру и объем сырья. В Восточной Сибири собраны примерно треть общероссийских резервов угля. На большой площади Восточной Сибири располагаются самые огромные в мире Таймырский бассейн и южнее – Тунгусский угольный бассейн. Но они до сих пор не обладают большим хозяйственным значением. Зато уголь Иркутского бассейна уже получил серьезное экономическое влияние на развитие всей страны.

Кроме того, в наличии имеется свыше 30 % резервов древесины. Цветные и драгоценные металлы, другие ископаемые – таковы богатства этой части Сибири. В состав Восточно-Сибирского экономического района входят и запасы природного газа (се­вер Красноярского края). Из остальных ископаемых нужно выделить месторождения, полезные не только для промышленности, но и для людей.

Восточно-Сибирский экономический район занимает лидирующее значение в стране по богатствам пушных, лесных, водных и гидроэнергетических ресурсов. Используются, правда, эти ресурсы пока не совсем рационально.

Восточно-Сибирская железная дорога — усовершенствование

Усовершенствование Восточно-Сибирской железной дороги производилось с учетом последних научно-технических достижений, так, линия Абакан — Тайшет, введенная в строй в 1965 году, стала примером магистрали высшего класса (дистанционное диспетчерское управление, электрическая централизация стрелок, совершенная связь). С ее сооружением появился выход из Сибири в Казахстан и Среднюю Азию. В 1958 году построили линию Тайшет — Лена, связавшая Сибирь и Якутию.

19 июля 1974 г. приняли постановление правительства «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали«. Она должна была пройти от Усть-Кута (станция Лена) до Комсомольска-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал. Также планировалось построить линии Тайшет — Лена и Бам — Тында — Беркакит. Байкало-Амурская магистраль прокладывалась в сложных инженерно-геологических условиях. Осыпи, камнепады, снежные лавины, солевые потоки и другие неблагоприятные природные явления мешали строителям.

Достопримечательности Восточной Сибири

Уникальная природа, сохранившаяся в первозданном виде, – главное богатство и достопримечательность Восточной части Сибири. Чтобы сохранить флору и фауну и этих мест, организованы заповедные и охраняемые зоны.

Озеро Байкал привлекает туристов со всего мира. Неисчерпаемые запасы воды в самом глубоком пресноводном водоёме отличаются чистотой и прозрачностью. Его обитатели уникальны и не встречаются в других местах. Озеро находится в окружении гор и холмов. В его окрестностях расположены культурные, исторические и археологические объекты. Стоит побывать в:

  • Чивыркуйском заливе;
  • бухте Песчаной;
  • Бургизинском заливе.

А также увидеть скалу Шаманку и посетить остров Ольхон.

Юго-западная часть Красноярска знаменита заповедником «Столбы». В этом природном уголке можно увидеть скалы причудливой формы, носящие название сиенитовых останцев. За ними закрепилось народное название «столбы». На трети территории разрешены прогулки, протяжённость троп 67 км. Эти места популярны среди экстремалов и альпинистов.

Посещение Бурятии запоминается буддистскими храмами. Недалеко от столицы республики Улан-Удэ выстроен Иволгинский дацан. В монастырском комплексе хранится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова. У туристов есть возможность посмотреть, как устроена жизнь дацана.

Боградский район Хакасии демонстрирует древние петроглифы. Боярская писаница представляет собой древнюю выбивку изображений из жизни людей, населявших эти земли. Выделяют большую и малую группы. Исследования здесь проводили в начале XX столетия, а сами работы датируют 7-3 веками до н.э. Контуры картинок особенно чётко проступают в часы рассвета.

Буддийская ступа на острове Огой возведена в 2005 году. Это место, объединяющее четыре стихии и самая высокая точка острова. Строение выполнено из бетона с куполом и шпилем. Высота достигает 8 м.

Братская ГЭС располагается в Иркутской области. Её строительство потребовало усилий огромного числа людей, были затоплены острова и деревни. Третья по мощности электростанция в стране стала местной достопримечательностью и напоминанием о самоотверженном труде тысяч рабочих. Со смотровой площадки на Ангаре открываются вид на дамбу и окрестности.

Красивейшие бухты и грохочущие водопады влекут любителей природных красот. Многие сибирские достопримечательности труднодоступны. Чтобы добраться до некоторых из них, нужно приложить немало усилий. На путешествие по таёжным лесам, горам и плоскогорьям отваживаются не многие. Это помогает сохранить нетронутую природу и сберечь её для будущих поколений.

Отрасли хозяйственной специализации

В Восточной Сибири, как и в любом другом районе, существуют основные отрасли, которые определяют экономическую жизнь субъектов:

  • электроэнергетика. Район специализируется на производстве дешевой электроэнергии;
  • цветная металлургия;
  • черная металлургия. Эта отрасль представлена заводами в Петровске-Забайкальском и Красноярске;
  • машиностроение: тяжелое, энергетическое;
  • химическая промышленность: производство минеральных удобрений, химических волокон, синтетического каучука, шин;
  • лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. По размерам заготовок леса Восточная Сибирь уступает только Северному экономическому району;

Рис. 3. Деревообрабатывающая промышленность в Восточной Сибири.

  • сельское хозяйство;
  • выращивание яровой пшеницы;
  • топливно-энергетическая промышленность;
  • горнодобывающая промышленность.

В Восточной Сибири существует немало проблем. Одной из главных особенностей является то, что суровые природные условия затрудняют хозяйственную деятельность. Также существует нехватка трудовых ресурсов, так как район находится на перефирии, а все высококвалифицированные кадры стремятся уехать в столицу.

Что мы узнали?

Восточно-Сибирский район состоит из 6 субъектов. Главным экономическим городом является Красноярск. Основными отраслями являются электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Особенности в ЭГП района, такие как удаленность от центральных городов и суровый климат, создают проблему с кадрами и затрудняют хозяйственную деятельность.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector