Школа в германии

Содержание:

Похожа ли американская система оценок на российскую?

Не очень. Одно из основных отличий — соблюдение конфиденциальности при оценивании. Оценки за работу в классе и домашнее задание — личное дело студента в США. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку. И все. Только еще раз в полгода домой приходит табель успеваемости.

Если у нас с 1 по 12 класс обучаются вместе, в одном здании, то в Штатах начальная, средняя, старшая школы находятся в разных зданиях, с автономным управлением.

В США считают, что гораздо безопаснее содержать детей разных возрастных групп раздельно друг от друга. И это имеет определённый смысл в заботе о личности, безопасности и развитии учащегося. Согласны?

Также у американских школьников есть одноклассники только в начальной школе. В средней и старшей же школах на различных уроках формируются уже другие коллективы. Индивидуальный подход к образовательным запросам ребенка, видите ли.

Например, ваш ребенок хорош в математике, и ему жутко скучно на биологии. Логично, что не стоит нагружать его ей — гораздо эффективнее для него углубиться в алгебру и геометрию. Productive strategy!

Для детей с особенностями учебных навыков существует специальная программа, где их обучают элементарной грамоте, учат считать деньги. Обычное дело, если учитель возьмет в магазин такого студента, покажет, как выбирать продукты, а потом, вернувшись в школу, научит приготовить обед из купленного.

В противоположность таким ребятам существуют дети, которые опережают в развитии сверстников. Таких студентов включают в специальные программы для талантливых и одаренных. Часто с ними работают приглашенные из вузов и колледжей преподаватели.

Особенности образования в школах Германии

  • Срок обучения — может достигать 12-13 лет
  • Обязательно и бесплатно для всех граждан 6-16 лет (9 классов)
  • Необходимость принимать решение, связанное с будущей профессиональной деятельностью, фактически уже на этапе окончания начальной школы в 10-12 лет
  • Трехступенчатая система

Система школьного образования в Германии включает три ступени. Первая – начальная школа (Grundschule), где дети учатся с 6 до 10-12 лет при условии достаточного владения родным языком (не менее уровня В1). По окончании первого этапа обучения проводится специальный тест, определяющий успеваемость учеников. Фактически уже на этом этапе во многом решается будущая профессиональная судьба немецкого ребенка – по результатам экзаменов учащиеся распределяются в одну из средних школ Германии:

  • Hauptschule (основная) – сюда попадают студенты, продемонстрировавшие низкий уровень знаний. Обучение на этой ступени длится 5-6 лет, после которого выпускники могут либо приступить к работе (на, как правило, не очень высокооплачиваемых должностях), либо продолжить учебу в профессиональных училищах.
  • Realschule (реальная) – 6-летний курс для способных учеников. На этом этапе перспективы расширяются: по окончании школьник может либо претендовать на более высокооплачиваемую должность при поиске работы, либо продолжить учебу в одном из техникумов страны.
  • Gymnasium (гимназия) — 8-9-летний курс, который включает в себя изучение иностранных языков, искусств, общественных и естественных наук, математики и техники. Именно на этом этапе происходит подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. По завершении тринадцатого класса все ученики получают аттестат зрелости (так называемый Abitur), чей средний балл позволяет претендовать на зачисление в один из вузов Германии без экзаменов.

Важно понимать, что после выбора типа средней школы поменять его нельзя. Именно поэтому немецким ученикам иногда предлагается промежуточная ориентировочная ступень (Orientierungsstufe), в течение которой они могут взять тайм-аут для принятия окончательного решения, исходя из собственных планов, наклонностей и способностей

На этапе среднего образования немецкий ребенок также имеет возможность поступить либо в комплексную школу (Gesamtschule), сочетающую в себе черты общей и гимназии, либо в специальную – Sonderschule. Первая готовит к поступлению в технические вузы, а вторая – в технические профессиональные училища.

Большинство школ в Германии – государственные и дневные, то есть ученики посещают учебное заведение днем, а вечером отправляются домой. Но сектор школьного образования также представлен и частными школами-пансионами со своей территорией, где учащиеся учатся и живут на постоянной основе. В таких учебных заведениях досуг учеников, как правило, достаточно разнообразен и включает дополнительные занятия спортом, искусством, посещение музеев.

Обучение в Германии для русских учеников: как поступить в школу?

В Германии разработана собственная система международных средних школ, которая пользуется наибольшей популярностью у иностранцев, в том числе, у студентов из России. Однако для обучения в ней изначально требуется высокий уровень владения языками (английского и немецкого), примерно на уровне В2. Поэтому на базе таких заведений действуют подготовительные языковые курсы.

Ещё один вариант – это поступление в одну из частных немецких школ. Это возможно напрямую, либо через подготовительную программу академического года в Германии. Предъявляемые требования к знаниям языка еще более высоки, а стоимость может колебаться от 1100 до 40 000 евро в год. При этом сама учеба оплачивается государством, а ученик несет расходы только на проживание, питание и дополнительные услуги.

Вступительные требования

  • Знание немецкого на уровне В1-В2
  • Знание английского (на уровне, требуемого школой)
  • Выписка из сертификата о среднем образовании в России за последние 2 года с переводом
  • Рекомендательные письма от преподавателей в России с переводом

Наша компания поможет вам подобрать учебное учреждение, исходя из будущих целей ребенка: продолжить учебу в Германии, поступить в один из вузов Европы или Северной Америки, либо вернуться в Россию. Сориентируем по ценам, окажем визовую и документальную поддержку, поможем адаптироваться на месте.

Как выбирать школу, гимназию в Германии?

Можно ли обойти и избежать все потенциальные сложности? Можно, если учитывая факторы риска:

  1. Точка входа, или возраст. То есть ребенок 8 лет скорее всего прекрасно отучится в обычных классах начальной школы, выучит язык при общении с одноклассниками и у него не будет проблем. Чем старше ребенок, тем сложнее.
  2. Район. Это ключевой момент. Что бы ни говорили, что в Германии все районы неплохие, это не так. Это не очевидно, но районы очень различаются по социальному уровню. Поэтому однозначно стоит перераспределить бюджет так, чтобы снять квартиру в хорошем районе. Для маленького ребенка достаточно просто хороший район – там скорее всего, будет просто неплохая нач. школа. Для гимназии – советую идти от противного – селиться около хорошей гимназии, где есть ИК. Тогда более вероятно, что ваш ребенок попадет туда. Контингент там будет совсем другой, нежели чем контингент ИК в плохом районе.

Как понять, какой район или какая школа хорошая? Во-первых, можно порасспрашивать в русскоязычных группах в соц. сетях. Во–вторых, есть документы, которые показывают рейтинг гимназий в зависимости от средней оценки абитура (конечная оценка, на основании которой поступают в вуз), и есть также документы, которые показывают социальный индекс учеников той или иной школы.

Далее, очень полезно, несмотря на советы в информационном центре, посетить желаемую гимназию, встретиться с директором, показать хороший аттестат ребенка. Очень часто директор соглашается взять ребенка в свою гимназию, хотя чиновники от образования посылают его в обычную школу.

Проверять все, что говорится в управлении образования. К сожалению, система школьного образования в Германии чаще всего направлена на то, чтобы как можно меньше детей пошло в гимназию

Не важно, иностранцы это или нет. И чиновники не только не помогают информацией, но и часто умалчивают о возможностях, не сообщая всех вариантов и т.д

Более того, культивируется миф, что в гимназии очень сложно учиться. Это ерунда. Ну представьте 5 или 6 класс хорошей российской школы – ну то же самое, даже легче. Да, поначалу будет тормозить из–за плохого немецкого, но так же он будет тормозить и в обычной школе, а качество знаний будет другое, и потом он не сможет нагнать хороший уровень.

  1. Ну, и если есть возможность — ребенку до переезда начинать срочно учить язык. В гимназию можно идти, минуя ИК, при наличии уровня немецкого В1.

Удачи, легкой адаптации, и интересной учебы вашим детям.

Особенности приёма в вузы Германии граждан России и стран СНГ

Немецкий аттестат зрелости предполагает получение более обширных знаний, чем российский. Поэтому наши соотечественники должны предварительно пройти двухгодичное обучение в вузах своей родины. Абитуриенты, выполнившие это условие, принимаются в университеты и институты ФРГ без дополнительных испытаний. В некоторые вузы страны могут поступить и выпускники школ, получившие золотую медаль.

Срок подачи документов в университеты:

  • к зимнему семестру — до 15 июля;
  • к летнему семестру — до 15 января. 

Документы можно отправить в приёмную комиссию института по почте или при помощи сайта организации УНИ-АССИСТ (https://www.uni-assist.de/).

Одновременно можно обращаться в несколько вузов. Стоимость обработки одной заявки на сайте УНИ-АСИСТ составляет 75 евро, а каждой последующей — 15 евро.

Для рассмотрения просьбы о зачислении в вуз вместе с ней необходимо отправить следующие документы:

  • краткую биографию и мотивационное письмо на немецком или английском языках;
  • копию аттестата о полном среднем образовании;
  • справку из института, подтверждающую окончание первых двух курсов;
  • копии сертификатов, подтверждающих успешное прохождение тестов на знание немецкого (DSH, TestDAF) или английского (TOEFL) языков;
  • копию заграничного паспорта.

Документы должны быть переведены на немецкий язык и заверены нотариусом. В случае положительного решения приёмной комиссии абитуриент в течение нескольких недель получает приглашение на учёбу.

Видео: как поступить в немецкий университет и уехать в Германию?

https://youtube.com/watch?v=JYqeuZgyRww

Абитуриенты с недостаточным уровнем образования должны пройти обучающие курсы в колледжах довузовской подготовки — штудиенколледж (Studienkolleg) продолжительностью в один год. На них будущие студенты получают базовые знания, необходимые для обучения в немецких вузах. После окончания курсов сдаются экзамены (Feststellungspruefung), результаты которых принимают практически все институты и университеты страны.

Для въезда на территорию ФРГ студентам из России и стран СНГ необходима учебная виза. Для её оформления потребуется представить в немецкое посольство стандартный пакет документов, включающий в себя:

  • загранпаспорт;
  • общегражданский паспорт и его копию;
  • оригинал приглашения на учёбу;
  • мотивационное письмо и автобиографию в виде хронологической таблицы с указанием уже полученного образования;
  • 2 экземпляра анкеты, заполненных на немецком языке;
  • письменное подтверждение наличия денежных средств (минимум 7090 евро на год);
  • медицинскую страховку;
  • 3 цветные фотографии размером 3,5 на 4,5 см.

Кроме того, перед собеседованием нужно оплатить визовый сбор. В настоящее время его размер равен 60 евро.

Школа

Начиная с 6-летнего возраста, каждый ребенок должен получить образование в 10 классов школы. Обучение проходит абсолютно бесплатно, и оно обязательно. Сейчас в Германии открыто 50 тысяч школ, в которых квалифицированные преподаватели обучают 12 миллионов учеников.

Школа в Германии делиться на:

  • начальную,
  • среднюю 1 ступени,
  • среднюю 2 ступени.

Начальные классы

В течение 4 лет каждый ребенок получает нагрузку начальных классов в размере 20-30 часов занятий в неделю. Его обучают обычным нормам: читать, считать, писать, логически думать, понимать сверстников и взрослых. В общем, их начальное образование почти не отличается от нашего.

Средняя ступень 1 степени

Обучение на этом этапе длиться вплоть до 10 класса. После того, как ребенок закончил начальные классы, он может выбрать, в какую дальнейшую группу обучения по способностям он отправиться.

Слабые детишки, которым трудно давалось обучение, отправляются в Hauptschule — » главную школу». Там они учатся еще 5 лет. Во время занятий педагоги этой школы готовят малоквалифицированных специалистов различной сферы деятельности. На это дается 30-35 часов в неделю. После получения нужного образования, это дети могут уже отправиться на работу или пойти учиться дальше.

Детишки, которые после окончания начальных классов оказались более развитыми, отправляются в Realschule —там они учатся 6 лет. Обучение идет на более высоком уровне. По истечению 6 лет, они также могут пойти на работу. А могут поступить в гимназию и в течение 2 лет получить еще знаний.

Школьный класс в Германии

Средняя ступень 2 степени

Это получение образования в гимназии (считается как 11-12 классы школы). Уровень обучения здесь очень высокий, требования знаний и сдачи экзаменов под силу не каждому ученику обычной школы.

Также к среднему образованию в Германии относятся и профессиональные училища, колледжи, высшие специализированные заведения. В любом из них можно получить грамотные знания, а после найти достойную работу. Но чем выше статус учебного учреждения, тем сложнее в нем учиться. За этим процессом строго следит государство, ему нужны только квалифицированные специалисты.

Дошкольное образование

В Германии принято отдавать детей в детские сады (Kindergarten) с трех лет. До этого времени мамы ухаживают за малышами сами либо нанимают няню. Так как услуги няни достаточно дороги, то работающие мамы стараются найти садики с ясельными группами (Kindertagesstätte).

Детский сад в Германии

Учебная программа и оснащение дошкольных учреждений сильно отличаются. Это может быть Вальдорфская школа, Лесной детсад, садики религиозной и других направленностей. Примерно за полгода до того как отдать ребенка в садик немецким родителям рекомендуется узнать особенности ближайших к дому учреждений, уточнить наличие свободных мест.

Посещение садиков не является обязательным. Однако оно рекомендовано для семей где немецкий не является языком общения. В садиках дети получают хорошую языковую практику. В 4-5 лет детей тестируют на знание немецкого языка. Если выявляется недостаточный уровень, родителям рекомендуется водить ребенка на интенсивные курсы немецкого. В некоторых городах есть билингвальные или двуязычные детские сады, где обучение ведется не только на немецком.

Оценки по образованию

Начальное и неполное среднее образование

В начальной и неполной средней школе (с 1-го по 10-й классы) немецкие школьники получают оценки по 6-балльной шкале от 1 (отлично, sehr gut ) до 6 (недостаточно, ungenügend ). Варианты традиционной шестибалльной системы позволяют выставлять оценки с суффиксами «+» и «-».

Чтобы вычислить средние значения суффиксных оценок, им присваиваются дробные значения, где 1 — 1,0, 1 — 1,3, 2+ — 1,7, 2 — 2,0, 2 — 2,3 и т. Д. Поскольку школы управляются штатом, а не федеральным правительством, есть небольшие различия. Часто используется более детальная шкала «1-» (равная 1,25), «1-2» (= 1,5), «2+» (= 1,75) и т. Д.; иногда применяется даже десятичная оценка (1,0, 1,1, 1,2 и т. д.).

В отчетах на конец года могут использоваться только неизмененные целочисленные оценки; в некоторых регионах они записываются в текстовой форме.

Многие штаты в настоящее время также предписывают использование заметок на основе поведения ( Kopfnoten ), которые оценивают такие вещи, как упорядоченность или общее поведение .

Педагогическая аттестация

Учителям, которые преподают в Grundschule (начальная школа) или Sonderschule (школа специального образования), разрешается использовать «pädagogische Noten» («педагогические оценки»). Таким образом, если ученик очень старается, но все еще очень плохо по сравнению с остальным классом, учителям разрешается ставить им хорошие оценки, потому что они так старались.

Полное среднее образование

В выпускных классах гимназий (с 11 по 12/13 класс) оценки переводятся в числа («баллы»), где «1+» равняется 15 баллам, а «6» — 0 баллам. Поскольку в этой системе существует 1+, теоретически возможна итоговая оценка Abitur менее 0,6, и такие оценки используются в неформальной обстановке, хотя официально любой студент с менее 1,0 будет награжден Abitur 1,0. При использовании балльной системы оценка 4 (5 баллов) является самым низким проходным баллом, а 4– (4 балла) — наивысшим баллом с отрицательным результатом.

15-балльная система оценок в старших классах среднего образования
Оценка + 1 + 2 + 3 + 4 + 5 6
Точка 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Высшее образование

(кроме юридических школ) ставят оценку от 1 до 5:

  • 1.0–1.5 sehr gut (очень хорошо: выдающееся достижение)
  • 1,6–2,5 кишки (хорошо: достижение, значительно превышающее средние требования)
  • 2.6–3.5 befriedigend (удовлетворительно: достижение, соответствующее средним требованиям)
  • 3.6–4.0 ausreichend (достаточно: достижение, едва отвечающее требованиям)
  • 5.0 nicht ausreichend / nicht bestanden (недостаточно / не удалось: достижение , не соответствующее требованиям)

Большинство университетов используют «mit Auszeichnung bestanden» ( сдано с отличием / отлично), если наивысшая оценка составляет 1,0.

Юридические школы

Для студентов-юристов в немецких университетах используется система, аналогичная шкале от 1 до 5, которая включает еще одну оценку, которая вставляется между 2 ( кишечник ) и 3 ( befriedigend ), и называется vollbefriedigend . Это связано с тем, что степени 2 ( кишечник ) и 1 ( кишечник ) чрезвычайно редки, поэтому для увеличения дифференциации была создана дополнительная оценка ниже кишечника . Каждая оценка конвертируется в баллы аналогично системе гимназии , описанной выше, начиная с 18 баллов (отлично) до 0 баллов (плохо). 4 балла — это самый низкий проходной балл.

Обзор

Немецкая система оценок
Процент Оценки по образованию Дескриптор Конвертация в систему США *
(зависит от школы / предмета) начальная и неполная средняя школа (1-10 классы) вторая ступень средней школы ( гимназия , 11-12 / 13 классы)
высшее ( Fachhochschule & Universität )
91–100% 1+ 15 баллов 1.0 «sehr gut» (очень хорошо / отлично: выдающееся достижение) 4.0
1 14 баллов 1.0 4.0
1- 13 баллов 1.3 3,7
81–90% 2+ 12 баллов 1,7 «кишка» (хорошо: достижение, значительно превышающее средние требования) 3.3
2 11 баллов 2.0 3.0
2- 10 баллов 2.3 2,7
66–80% 3+ 9 баллов 2,7 «befriedigend» (удовлетворительно: достижение, соответствующее средним требованиям) 2.3
3 8 баллов 3.0 2.0
3- 7 баллов 3.3 1,7
50–65% 4+ 6 баллов 3,7 «ausreichend» (достаточно: достижение, которое соответствует требованиям, несмотря на недостатки) 1.3
4 5 баллов 4.0 1.0
0–49% 4- 4 балла 5.0 «mangelhaft» / «ungenügend» / «nicht bestanden» (недостаточный / неудачный: достижение, которое не соответствует требованиям из-за серьезных недостатков) 0,0
5+ 3 балла
5 2 балла
5- 1 балл
6 0 баллов

* Эта схема преобразования предназначена для ознакомления, так как точные преобразования могут отличаться.

Особенности образования в Германии

Система обучения состоит из нескольких ступеней: дошкольное, начальное, среднее, высшее образование. Как и в других западных странах, обучение в школе проходит в несколько этапов и в среднем составляет около 13 лет – это один из наиболее длительных сроков в Европе. В школу дети идут с 6 лет, а заканчивают полный курс среднего обучения в 19.

Специалисты отмечают такие особенности образовательной системы в Германии:

  • рынок образования в ФРГ имеет свои особенности: каждое учебное заведение, которое находится на территории отдельной земли (административной единицы ФРГ), устанавливает свои программы, включая в нее необходимые компоненты, сроки каникул и периодов учебы, свои правила приема и обучения;
  • дошкольное и высшее образование учащиеся получают по желанию, учеба в школе обязательна;
  • дети учатся не только в государственных, но и в частных, религиозных, коммунальных заведениях.

Иностранцы могут обучаться в любом учебном заведении, но условия приема в частные, католические детсады, школы, вузы более сложные, чем для государственных учреждений.

Система оценивания первоклассников в разных странах: Норвегия

В Норвегии отметки дети не получают до восьмого класса. В школу идут в 6 лет. Длительность обучения – 13 лет. Система оценивания направлена на мотивацию детей к взаимодействию друг с другом: работа в команде и принятие решений. Это немаловажный фактор для общего развития первоклассника.

Такой подход к обучению обеспечивает получение конкретного объёма знаний, а не оценки. Для того чтобы определить уровень знаний детей начальной школы, собирается специальная комиссия.

В ее склад входят специалисты с различных областей школьной науки. Именно они и подтверждают надлежащий уровень или неуспеваемость, о котором сообщается родителям на собрании.

Система немецкого школьного образования

Обучение в школах здесь длится 13 лет в отличие от российского 11-летнего образца. Школьная система делится на 3 ступени.

Младшая школа

Как правило, процесс обучения в начальной школе длится 4 года, но в Берлине и Бранденбурге увеличен до 6 лет. Школьниками становятся все без исключения дети 6-летнего возраста (в некоторых случаях в начальную школу могут поступать 5-летние малыши). Отказ родителей отправить в стены учебного заведения ребенка, достигшего возраста 6 лет, может караться штрафом и даже лишением свободы на срок до полугода. Такая же ответственность ожидает за пропуски и прогулы ученика без уважительной причины. Только по состоянию здоровья детей в некоторых случаях разрешается отсрочка начала обучения на 1 год.

Как правило, в классах собираются одногодки. Но иногда, если в школах не набралось достаточное количество первоклашек, могут собирать разновозрастные группы, «флекс-классы». В Германии программа начальных классов включает 3 основных урока: немецкий язык, математика, объединенный познавательный. Обучение в детской начальной школе комплексное. Все общие базовые науки преподаются детям в рамках одного предмета. Сюда входят история, география, естествознание, техническое и социально-культурное направления. Начиная с 4-го класса в программу вводится такой предмет как Основы сексуального воспитания.

В Германии начальная школа представлена в двух форматах: полудневки — обучение происходит в первой половине дня, с 8 утра до часу дня, и начальная школа с продленкой. Время после окончания учебного процесса заполняется прогулками, кружками. При этом уроки ведут профессиональные преподаватели, как правило, это один учитель, классный руководитель, а во время продленного дня за детьми присматривают специальные работники. Их время работы оплачивается дешевле, что позволяет сделать продленку бесплатной.

Уже после окончания начальной школы родителям юных немцев предстоит принять судьбоносное решение — будет ли их ребенок в будущем поступать в высшее учебное заведение или предпочтет получить профильное образование. Ведь далее малыши распределяются на одно из средних ответвлений учебной лестницы. А таковых в Германии несколько.

Основная, главная, школа

Сюда направляются дети, показавшие на начальном этапе минимум успехов. Здесь получают базовое образование — готовят для получения малоквалифицированных профессий. Нагрузка в таких школах земель Германии минимальна — обычно учеба занимает чуть более 30 часов в неделю. После окончания этой ступени, после 9-го класса, ребенок может начать работать или отправиться продолжать обучение в профессиональное училище, что обеспечивает ему возможность получить профессиональное образование.

Реальная

В Германии в школе такого типа учатся школьники в течение шести лет, с 5 по 10 класс. Программа направлена на получение определенной профессии — все предметы в школах имеют четкий профильный уклон. После окончания такой школы ученики Германии получают аттестат, с которым могут в поступать в профтехучилище или техникум. Второй вариант — они могут получить законченное среднее образование в 11-13 классах гимназии и впоследствии поступить в ВУЗ.

Гимназия

Самая элитная средняя школа системы Германии. Чтобы сюда поступить требуется показать высокую успеваемость в начальных классах, а также получить рекомендации первого учителя.

Обучение ребенка в Германии в гимназии длится 9 лет, с 5 по 13 классы. После 12 класса ребенок получает диплом, с которым может поступать в технические ВУЗы. Окончание 13 выпускного класса знаменуется сдачей итогового экзамена и вручением аттестата о полном среднем образовании. Этот документ дает возможность поступить в лучшие университеты Германии и мира (Франции, Италии, Великобритании, США и т.д.). 

В некоторых землях Германии также есть возможность после завершения начального этапа учиться в Объединенной школе. Это учебное заведение объединяет в себе черты всех трех вышеописанных средних школ в Германии. Обычно дети здесь учатся 6 лет, но в некоторых объединенных школах есть и старшие классы — с 11-го по 13-й. Сюда, в отличие от гимназии, подростки могут поступить без наличия обязательной рекомендации учителя, который преподавал в младшей школе. Получаемый здесь после старших классов аттестат зрелости также позволяет поступать в ВУЗ.

Прогнозирующая способность

Часто немецкие оценки обрабатываются как интервальная шкала для вычисления средних значений и отклонений для сравнений. Несмотря на отсутствие какой-либо психометрической стандартизации, систему оценок часто сравнивают с нормально распределенными оценками, основанными на нормах. При использовании ожидаемого значения 3 и стандартного отклонения 1 возможны преобразования в другие статистические показатели, такие как процентили, T, Stanine и т. Д. Или (как в исследованиях PISA ) шкала IQ .

Это преобразование проблематично как для средней школы, так и для университетских оценок:

На уровне старшей школы обучение в большей части Германии является выборочным — например, ученик гимназии, который не успевает по сравнению со своими одноклассниками, вероятно, все еще будет близок к среднему или выше среднего по сравнению со всей его возрастной группой.

На университетском уровне это распределение весьма ненормально и идиосинкразично по отношению к предмету. Существенно больше немецких студентов не сдают экзамены в университетах, чем в других странах (обычно около 20-40%, часто даже больше). Присваиваемые оценки сильно различаются по специальностям и университетам. (Например, по юридическим специальностям только 10-15% кандидатов получают оценку лучше, чем «befriedigend».)

Это может быть одной из причин низких показателей выпускников университетов в международных сравнениях, а также небольшого числа людей, получающих аттестат зрелости. Однако несколько эмпирических психологических исследований показывают, что оценки, выставленные в Германии в школе и университете, имеют высокую надежность при поступлении в высшие учебные заведения и исследовательской работе. Университеты обычно требуют высоких оценок за дипломную или магистерскую работу. Оценки за дипломные работы являются наиболее важным фактором при приеме на работу или получение высшего образования, например, докторантуры. Одно исследование 1995 года показало, что средний балл школы является умеренным (слабым) предиктором успеха в университете и, в несколько большей степени, успехом в профессиональном обучении, и что средний балл школы или университета почти не имеет прогностической ценности для выполнения работы . Тем не менее, из-за редкости психометрических тестов (таких как тест на академические способности (SAT) или вступительный тест в медицинский колледж (MCAT) и т.п. в США) средний балл обычно используется как наиболее прогностический критерий, доступный в процессе подачи заявления. При приеме на работу оценки в школе / университете имеют большое влияние на возможности карьерного роста, поскольку независимый научно обоснованный набор и оценка используются менее чем 8% немецких работодателей (50-70% в других европейских странах).

Что такое Test DaF и Goethe-Zertifikat?

TestDaF (Test Deutsch als Fremdsprache) – экзамен по немецкому языку для подтверждения уровня B2-C1. Предназначен для абитуриентов, планирующих учиться в немецких вузах.

Goethe-Zertifikat – международный экзамен, который проводит Гёте-Институт. Данный сертификат позволяет подтвердить знания немецкого от А1 до С2. При сдаче экзамена студент выбирает конкретный уровень, который он хочет подтвердить

Обратите внимание, что большинством университетов данный сертификат не признаётся, потому для желающих поступить в вузы Германии из России и стран СНГ единственным подходящим вариантом остаётся экзамен TestDaF. Telc C1 и DSH на данных территориях не проводятся

Давайте сравним эти экзамены по нескольким показателям.

Немецкая система школьного образования

Кроме порядка, который должен передаваться детям с молоком матери, они должны со школьной скамьи учиться вырабатывать терпение. На то, чтобы ребенок в Германии получил среднее образование, ему нужно потратить не менее 12 лет. А то и все 13. Ровно столько занимает весь процесс от начальной школы до окончания старших классов, где детей готовят к поступлению в университету.

Среднее образование в Германии носит обязательный характер. В государственных школах с родителей не берут ни евро за обучение непосредственно. По мере необходимости оплачиваются лишь экскурсии, закупки канцтоваров на особые случаи, копирование дополнительных учебных материалов и прочие подобные услуги.

Если говорить о всей структуре школьного обучения, то она включает в себя только две глобальных ступени: начальную школу и старшую школу. Существуют различные виды школ в Германии, на которые подразделяется старшее звено, и о которых мы скажем подробнее чуть ниже.

Обычно обучение в первом звене занимает 4 года. Исключения составляют Берлин и Бранденбург, где классов на стартовом этапе обучения на 2 больше. Таким образом, порог начальной школы в Германии ребенок переступает в 6 лет, а заканчивает ее в 10-12 лет. Заметим, что при поступлении в первый класс школы ребенок должен владеть немецким языком на европейском уровне B1 (так называемый «пороговый» уровень самостоятельного владения языком). В противном случае вопрос о приеме ребенка в начальную школу отложится как минимум на год.

После прохождения курса предметов в «началке» всех детей распределяют по разным типам школ в зависимости от способностей. Если выходное тестирование фиксирует низкие показатели, ребенок чаще всего отправляется в «основные школы» (Hauptschule). Это аналог среднего звена общеобразовательной российской школы. Ученики после ее окончания могут продолжить получать образование, но уже профессиональное, или сразу начать трудовую деятельность на низкооплачиваемой должности.

У выпускников начальной школы, чей уровень усвоения знаний определен как «средний», есть вариант пойти в «реальные школы» (Realschule). Обучение здесь ведется с прицелом на ту или иную профессиональную деятельность, интересную учащимся. После окончания они получают полновесный аттестат зрелости, но вот дальнейшее образование могут получить разве что в техникумах.

Среднее образование первой и второй ступени (старшая школа) в Германии могут получить те, кто особо преуспел в начальных классах. Государственные гимназии — наиболее престижная форма учебных заведений. Но попасть туда можно, лишь получив рекомендательное письмо от первого учителя — это условие непреложно. В такие школы идут только те дети, чьи родители видят своих чад в высших учебных заведениях. К поступлению в вузы гимназистов готовят в 11-12 классах (вторая ступень), после чего учащиеся сдают выпускной экзамен (Abitur) и получают право по его результатам быть зачисленными в понравившийся университет без вступительных испытаний.

В ряде федеральных земель есть практика создавать «единые школы». Это подразумевает, что в одном и том же здании располагаются школы разных уровней. Делают это для минимизации психологического дискомфорта у детей с более низким статусом школы. Также это упрощает переход из одного типа школы к другой в случае потребности.

Кол – высший бал и другие особенности школ в Германии

В системе среднего образования в Германии действует 6-балльная система оценок и… высшим баллом считается единица. Здесь, в отличие от украинской 12-ки, дети стремятся получить кол. И, учтите, получить наивысший балл здесь действительно сложно. Его, уверены немецкие учителя, еще нужно, ох, как заслужить! Ученик должен проявить смекалку, задействовать интеллект и, конечно же, полученные на уроках знания на практике – только это гарантирует 5-ку по-немецки. 

В немецкой школе не принято обсуждать оценки ученика привселюдно, такие вопросы – только наедине с родителями. Кстати, рандеву с учителем назначаются и оговариваются заранее – 2 раза в год и не более чем 15-20 минут. В течение всего семестра немецкие учителя педантично записывают все успехи-поражения каждого школьника, его слабые и сильные места, особенности характера и поведения, даже некоторые его цитаты – все для того, чтобы предоставить родителям развернутую характеристику их чада, а также дать какие-либо рекомендации касательно его воспитания.  

Дети не сидят друг с другом за одной партой по 5 лет, в немецких школах это не принято – ребятишек постоянно пересаживают, не позволяя зацикливаться на дружбе с одним и тем же камрадом по парте. Это, считают педагоги, делает детей более открытыми, воспитывает в них сдержанность, инициативность и толерантность. 

Чем хорош немецкий учитель? В отличие от нашего педагога, он никогда не станет при всех ругать ребенка или, не дай бог унижать его, сравнивая с более успешными «коллегами», озвучивая его плохие оценки или ошибки в диктанте, «ведь это так травмирует психику ребенка»! Обсуждение достижений и неудач детей мешает теплой и доверительной атмосфере в классе, которую учителя скрупулезно создают и поддерживают на протяжении всего периода обучения. Школа – это не каторга. Школа – это второй Дом. Вот как мыслят немецкие дети. Вот как работают их учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector