«сикстинская мадонна»

Как Рафаэль получил свое имя?

Всемирно признанный гений эпохи Высокого Возрождения, прославленный автор «Сикстинской Мадонны» и множества других знаменитых полотен Рафаэль Санти появился на свет 6 апреля 1483 года. Это была Страстная Пятница, день распятия Иисуса Христа. Для его отца Джованни Санти, который и сам был даровитым художником, работавшим при дворе местного герцога (он расписывал алтарное пространство в храмах своего родного города Урбино), появление сына стало настоящим подарком. Узнав, что родился мальчик, он был вне себя от радости, и когда его спросили, как назвать новорожденного, будто бы воскликнул: «Конечно же, как ангела, — Рафаилом!» В итальянском варианте получилось — Рафаэль.

Автопортрет, Рафаэль Санти

Случай с Рафаэлем — один из редчайших, исключительных, когда в истории закрепилось только имя мастера. Микеланджело, Данте, Рафаэль — вот, кажется, и все. Это свидетельствует об особом, трепетном отношении итальянцев к этим великим сынам своего народа, когда достаточно одного только имени — и сразу понятно, о ком речь.

Ребенком Рафаэль рос в самом деле «ангельским»: у него были огромные задумчивые глаза, светлые волосы, по натуре он был мальчик тихий и кроткий, склонный к одиночеству и размышлению. Способствовало этому еще и то, что Рафаэль рано потерял родителей. Его мама умерла, когда мальчику было всего восемь лет, а в одиннадцать он лишился и отца.

Таким он, собственно говоря, и остался, даже когда повзрослел. Впоследствии о Рафаэле много чего насочиняли, будто бы он вел разгульную жизнь, не отказывал себе в самых разных удовольствиях… А в действительности вел он почти затворнический образ жизни и искренне веровал в Бога. Может, он не был таким уж оригинальным религиозным мыслителем, но был настоящим добрым католиком. Умрет Рафаэль, кстати сказать, тоже в один из дней Страстной недели, предварительно исповедавшись и причастившись.

использованная литература

Цитаты
Библиография

Деймлинг, Барбара (2000), , Кельн: , ISBN 3-8228-5992-3

  • Эрлз, Ирэн (1987), Искусство эпохи Возрождения: тематический словарь , Вестпорт: Greenwood Press, ISBN 0-313-24658-0
  • Экелунд, Роберт Б .; Эбер, Роберт Ф .; Толлисон, Роберт Д. (2006), Рынок христианства , Кембридж: MIT Press , ISBN 0-262-05082-X
  • Херси, Джордж (1993), , Чикаго: University of Chicago Press , ISBN 0-226-32782-5
  • Микеланджело (1999), Бык, Джордж (редактор), Микеланджело, Жизнь, Письма и Поэзия , Оксфорд, Оксфордшир: Oxford University Press , ISBN 0-19-283770-2
  • Пьетранджели, Карло, изд. (1986), Сикстинская капелла , Нью-Йорк: Книги Гармонии, ISBN 0-517-56274-X
  • Стингер, Чарльз (1998), Возрождение в Риме , Блумингтон: Индианаполис, ISBN 0-253-21208-1
  • Талваккия, Бетт (2007), Рафаэль , Оксфорд, Оксфордшир: Phaidon Press, ISBN 978-0-7148-4786-3
  • Вазари, Джорджио (1987), , Джордж Булл, Нью-Йорк: Penguin Books, ISBN 0-14-044500-5
  • Райт, Лоуренс (1983), перспектива в перспективе , Лондон: Рутледж и К. Пол, ISBN 0-7100-0791-4

История создания Сикстинской мадонны

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В1512 году так поступила и Пьяченца – городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.

Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста – покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик.

На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком – приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

Описание картины Сикстинская мадонна Рафаэля

МАДОННА. Некоторые исследователи полагают, что образ святой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути.

По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг.

МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

СИКСТ II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго – с 257 по 258 год – и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

РУКИ СИКСТА. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев – еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди – в знак преданности Деве Марии.

ПАПСКАЯ ТИАРА снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь – геральдический символ рода Ровере.

СВЯТАЯ ВАРВАРА была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

ОБЛАКА. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

АНГЕЛЫ. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие – символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Что первично – дух или материя?

Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального, идеально гармоничного, совершенного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным. В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит абсолютно архитектурно-конструктивная основа. Он является идеальным сценографом всех своих творений.

Фото и описание

Сикстинская капелла — огромная и всемирно известная часовня в Ватиканском дворце (он же — Апостольский дворец), официальной резиденции Папы Римского в Ватикане. Капелла была построена по проекту Баччио Понтелли в 1473-1481 годах и первоначально носила название Капелла Манья, а затем была переименована в честь Папы Римского Сикста IV, по приказу которого она была отреставрирована позднее. Сегодня именно здесь проходит конклав — собрание кардиналов, на котором избирается новый Папа. Помимо этого капелла знаменита своими фресками, особенно теми, что украшают ее своды, — шедевр Микеланджело. Большая часть фресок, изображающих жизнь Моисея и Христа, создавалась в конце 15-го века командой живописцев эпохи Ренессанса — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо, Козимо Розелли. А в 1483 году в Сикстинской капелле состоялась первая месса в честь Вознесения Девы Марии. В 1508-1512 годах под патронажем Папы Римского Юлия II над росписью сводов капеллы работал Микеланджело, которому было суждено создать шедевр, изменивший все западное искусство. Здесь же великий мастер в 1535-1541 годах написал картину «Судный День».

Сикстинская капелла представляет собой высокое прямоугольное строение, интерьер которого имеет размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету (40,9 м в длину и 13,4 м в ширину). Внешний облик капеллы не отличается какими-либо декорациями или особыми архитектурными элементами, что, в общем-то, характерно для итальянских церквей эпохи Средневековья и периода Возрождения. Нет у нее и фасада, поскольку вход в капеллу осуществляется из комнат Папского дворца. Само строение разделено на три уровня, нижний из которых представляет собой весьма высокий цокольный этаж с несколькими окнами и дверным проемом, ведущим во двор. Далее следует главное помещение, собственно, Сикстинская капелла, высота сводов которой достигает 20,7 м. Здесь можно увидеть шесть высоких арочных окон. А над сводом расположены караульные помещения для стражи.

Цилиндрический свод капеллы изначально был выкрашен в голубой цвет и украшен золотыми звездами по проекту Пьерматтео Лауро де Манфреди да Амелия. Пол декорирован в стиле косматеско с использованием мрамора и цветного камня. Резная ширма также сделана из мрамора (архитекторы Мино да Фьезоле, Андреа Бреньо и Джованни Далмата) и делит капеллу на две части. Ширма увенчана рядом канделябров, некогда позолоченных.

Что за занавес изображен на полотне?

Этот занавес из грубой зеленой ткани, как бы обрамляющий собой представляющееся нам небесное зрелище, традиционно вызывал много вопросов. Что это за полотно и для чего оно? На этот счет высказывалось много разных догадок. Самое правдоподобное, на мой взгляд, объяснение заставляет нас вспомнить об Иерусалимском храме и той завесе, которая отделяла его главную святыню — Святая святых — от основного храмового пространства. В тот момент, когда Христос испустил дух на Кресте, завеса, как сказано в Евангелии, раздралась надвое, сверху донизу (Мф 27:51), и доступ в Святая святых, куда прежде мог входить один только первосвященник, и то лишь однажды в году, оказался открыт всему человечеству. Этот зеленый занавес, драпирующий полотно Рафаэля, вероятно, и есть та самая завеса, раздравшаяся посредине в момент крестной смерти Иисуса Христа и открывшая всякому человеку вход в Царство Небесное.

История

Сикстинская капелла отстроили в 1475-1481 годах по указу понтифика Сикста IV (Sisto IV) в честь успения Марии на небесах. Место возведения церкви выбрали совсем не наобум. Перед этим на данном месте в Риме располагалась Великая капелла (Cappella Maggiore). Она была свидетелем высочайших конклавов католического духовенства. Глобальную реконструкцию устаревшей часовни доверили архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Управляющий строительными работами принял решение оставить фундамент и часть нижнего яруса предыдущей постройки. За время возведения храм вырос на три этажа, 2 из них — были выделены для нужд церкви, а верхний — галерея для стоящих на посту солдат.

Мощные стены и отсутствие излишеств были обусловлены тревожной обстановкой в раздробленной Италии периода Средневековья.

Украшение

Схема части вертикального фрескового убранства Сикстинской капеллы

История

Первым этапом декорирования Сикстинской капеллы была роспись потолка в голубой цвет, усыпанная позолоченными звездами, с декоративными бордюрами вокруг архитектурных деталей подвесов. Его полностью заменили, когда Микеланджело приступил к работе над потолком в 1508 году.

Самой ранней частью нынешней схемы фресок являются боковые стены. Они разделены на три основных уровня. На центральном ярусе стен расположены два цикла картин, дополняющих друг друга, «Жизнь Моисея» и «Жизнь Христа» . Они были заказаны в 1480 году Папой Сикстом IV и выполнены Доменико Гирландайо , Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и их мастерскими. Первоначально они проходили по всему периметру стены, но с тех пор были заменены на обеих торцевых стенах.

Возможно, над проектом руководил Перуджино, который прибыл в часовню раньше флорентийцев. Вероятно, что комиссия Гирландайо, Боттичелли и Роселли была частью проекта примирения между Лоренцо Медичи , фактическим правителем Флоренции , и папой Сикстом IV . Флорентийцы начали работу в Сикстинской капелле весной 1481 года.

Под циклами Жизни Моисея и Жизни Христа нижний уровень стен украшен фресками из серебра и золота. Над повествовательными фресками верхний ярус разделен на две зоны. На нижнем уровне окон находится Галерея Пап, написанная одновременно с Житиями . Вокруг арочных оконных проемов расположены зоны, известные как люнеты, в которых изображены предки Христа , нарисованные Микеланджело как часть схемы потолка.

Потолок был заказан Папой Юлием II и расписан Микеланджело между 1508 и 1512 годами. Первоначально заказ состоял в том, чтобы нарисовать двенадцать апостолов на треугольных подвесках, поддерживающих свод; однако Микеланджело потребовал полной свободы действий в графическом содержании схемы. Он написал серию из девяти картин , показывая Бог Сотворение мира , отношения Бога с человечеством , и падение человечества от Божией благодати . На больших парусах он нарисовал двенадцать библейских и классических мужчин и женщин, которые пророчествовали, что Бог пошлет Иисуса Христа для спасения человечества, а вокруг верхних частей окон — предков Христа .

В 1515 году Папа Лев X поручил Рафаэлю разработать серию из десяти гобеленов, которые повесили бы на нижний ярус стен. Гобелены изображают события из Жития Св. Петра и Жития Св. Павла , основателей христианской церкви в Риме, как описано в Евангелиях и Деяниях Апостолов . Работы начались в середине 1515 года. Из-за их большого размера изготовление драпировок осуществлялось в Брюсселе, и четыре года занимались ткачами в мастерской Питера ван Альста . Гобелены Рафаэля были разграблены во время разграбления Рима в 1527 году и либо сожжены из-за содержания в них драгоценных металлов, либо были разбросаны по Европе. В конце 20-го века набор был повторно собран из нескольких дополнительных наборов, которые были сделаны после первого набора, и снова выставлены в Сикстинской капелле в 1983 году

Гобелены продолжают использоваться на отдельных церемониях особой важности. Полноразмерные подготовительные мультфильмы для семи из десяти гобеленов известны как Карикатуры Рафаэля и находятся в Лондоне.

На этом этапе декоративная схема отображала последовательный иконографический узор. Ряд Пап, который в схеме, задуманной Папой Юлием, должен был появиться непосредственно под Двенадцатью Апостолами, подчеркивал бы апостольское преемство . Утверждалось, что данная схема показывает, что два Библейских Завета слились воедино, чтобы показать Ветхий, предсказывающий и формирующий Новую, синтезирующую логику христианской Библии.

Это было прервано дальнейшим поручением Микеланджело украсить стену над алтарем Страшным судом , 1537–1541 гг. Картина этой сцены потребовала стереть два эпизода из Житий , Рождества Иисуса и ; несколько Пап и две группы предков .

Фрески и украшения, фото росписей

Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!

Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?

Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далмата). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.

После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.

Мастерами было создано 16 величайших фресок, изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).

К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.

Цокольная часть здания украшена гобеленами, которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.

До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов, остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.

Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.

Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось, кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.

Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.

Фрески

До сооружения Сикстинской капеллы, здесь находилась капелла Великая, где собирались священники и элита Рима. Новое сооружение должно было стать небольшой крепостью и проект был создан известным зодчим Баччо Понтелли. Всеми строительными работами руководил Джордже де Дольчи. В 1483 г. капеллу освятили, а с 1492 г., здесь проводились конклавы, где собирались кардиналы и выбирали нового папу, отметим, что это сохранилось и по наши дни.


Фото: BriYYZ / Wikimedia Commons

В 1513 г. здание заметно обветшало и тогда был проведен масштабный капитальный ремонт. За следующие пятьсот лет Сикстинская капелла претерпела довольно много изменений. Трехэтажная церковь строилась как крепость, но была еще и домовым храмом для пап.

Здание своими размерами копирует Храм Соломона и его внешний вид строг и аскетичен. Нижний этаж укреплен мощными стенами. На среднем этаже – высокие стрельчатые окна, пропускающие в здание много света. Верхний ярус был предназначен для несения караульной службы, где вместо оконных проемов прорублены бойницы. Долгое время храм был без крыши, но позже было решено соорудить защиту, чтобы сохранить росписи.


Фото: Fabio Poggi / Wikimedia Commons

Ведь здесь находится бессмертное искусство трех гениев – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, которые преподнесли бесценный дар человечеству. Чудо этой капеллы заключается в именах живописцев и каждый из них внес неоценимый вклад в красоту этого храма.

Именно они сотворили чудо и благодаря им название “Сикстинская капелла” сегодня известно во всем мире. Но все это произошло после примирения папы и Лоренцо. Стоит напомнить, что все гении, увековечившие свое имя прошли знаменитую школу живописи Флоренции. Сандро Боттичелли быстро обрел популярность, как талантливый портретист.

Сикст IV ознакомившись с творчеством этого художника назначил его главным над мастерами росписи храма, который уже был построен и нуждался лишь во внутренней отделке. В 1481 г. три известных живописца: С.Боттичелли, Д.Гирландайо и К.Росселли со своими помощниками прибыли из Флоренции в Рим.


Фото: Slices of Light / flickr.com

Перуджино, прибывший из Умбрии немного ранее, уже приступил к работе и был, пожалуй, уже наиболее известным живописцем. Папа поставил перед мастерами задачу – расписать стены Сикстинской капеллы фресками, которые бы проводили параллель между жизнью Моисея и Иисуса, то есть показать связь Ветхого и Нового заветов.

Нужно сказать, что мастера работали не покладая рук в течении целого года и создали 16 фресок, но четыре из них не сохранились. Отметим, что все сохранившиеся росписи включены в список ЮНЕСКО. Некоторые туристы отмечают, что взгляд сразу невольно привлекает грандиозная роспись Микеланджело из сцены “Страшного суда”. Однако только все вместе уникальные творения и создают прекрасную целостную картину.

С северной стороны находится серия фресок из жизни Христа. Их шесть, в т. ч. работа Боттичелли «Искушение Христа…». По две фрески создали Перуджино и Росселли, одну Гирландайо. Была еще одна работа Гирландайо “Воскресение”, но в 1522 г. произошло обрушение балки, которая уничтожила это произведение.


Фото: Trimlack / pixabay.com

На южной стороне изображены сцены из жизни Моисея. Здесь тоже шесть фресок. Одну из них написал Перуджино, по две – Боттичелли и Росселли. Еще две сцены изобразил Лука Синьорелли, но одна из них была испорчена. Третий этаж имеет окна в виде арок, которые когда-то служили бойницами. Но и здесь есть, что осмотреть и чем полюбоваться.

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и  Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и  Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.

Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.

Сколько «Мадонн» написал Рафаэль?

Несколько лет Рафаэль работал в мастерской Пьетро Перуджино, еще одного знаменитого мастера итальянского Возрождения. Мастерская была обширная, и великий Перуджино нередко отдавал своим ученикам дописывать работы, которые ему заказывали. Доводилось заниматься этим, наверное, и молодому Рафаэлю. Именно здесь, под руководством — и, наверное, не без влияния — Перуджино, он начал писать своих «Мадонн». Всего он напишет их за свою жизнь более трех десятков!

Мадонна с щеглом – одна из лучших работа Рафаэля во Флорентийском периоде

В двадцатилетнем возрасте отправился во Флоренцию — город, где цвели, казалось, самые прекрасные плоды европейского искусства. Однако во Флоренции Рафаэль надолго не задержался. Довольно скоро он обнаружил, что слава Флоренции как культурной столицы мира уже не вполне соответствует действительному положению дел. Сохранившиеся в этом городе художественные школы и живописцы зачастую оказывались лишь копиями прославленных мастеров прошлого, и учиться у них было нечему — во всяком случае, Рафаэлю. Поэтому, когда уже получившему первую известность художнику довелось познакомиться с Папой Римским Юлием II и тот пригласил его в Рим, художник с радостью воспользовался этим приглашением. Со временем Рафаэль стал главным художником папского двора и всю жизнь пользовался расположением понтифика, в том числе и после того, как Юлия II сменил Лев X.

В Риме он и создает самую знаменитую из своих «Мадонн» — «Сикстинскую».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector