Православие в греции

Начало христианизации Эллады

Из Нового Завета известно, что свет христианской веры в I веке принёс на Греческую землю первоверховный апостол Павел. До его появления в этих краях государственной религией Греции было язычество, и жители страны, имевшей богатейшее культурное наследие, оскверняли себя идолопоклонством. Многие годы святой благовестник провёл среди них, проповедуя учение Христово.

Греки весьма живо воспринимали новое для них учение, и во многих районах, где проповедовал апостол Павел, после его ухода оставались созданные им христианские общины. Именно они впоследствии дали толчок к распространению Христова учения по всему европейскому языческому миру.

Обзор

Греческие православные церкви происходят от церквей, которые апостолы основали на Балканах и Ближнем Востоке в первом веке нашей эры, а также поддерживают многие древние церковные традиции. Православные церкви, в отличие от католической , не имеют единого верховного понтифика, епископа или Pontifex maximus , придерживающихся веры в то, что Христос является главой церкви. Однако каждый из них управляется комитетом епископов, называемым Священным Синодом, с одним центральным епископом, имеющим почетное звание «первый среди равных».

Греческие православные церкви объединены в общении друг с другом, а также с другими восточными православными церквями . Православные придерживаются общей доктрины и общей формы поклонения, и они видят себя не как отдельные церкви, а как административные единицы одной единой церкви. Они примечательны своей обширной традицией иконографии ( см. Также: Византийское искусство ), почитанием Богородицы и Святых , а также использованием Божественной литургии по воскресеньям, которая представляет собой стандартное богослужение, восходящее к четвертый век нашей эры в его нынешнем виде. Чаще всего Божественная литургия Православной церкви была написана святым Иоанном Златоустом (347–407 гг. Н.э.). Другие приписываются св. Василию Великому , св. Иакову, брату божьему и св. Григорию Диалогу .

Нынешняя территория греческих православных церквей более или менее охватывает территории на Балканах , в Анатолии и Восточном Средиземноморье, которые когда-то были частью Византийской империи . Большинство греческих православных христиан живут в Греции и других регионах южных Балкан, включая Албанию , а также в Иордании, палестинских территориях , Ираке, Сирии , Ливане , Кипре , Анатолии , европейской Турции и Южном Кавказе . Кроме того, из-за большой греческой диаспоры есть много греческих православных христиан, которые живут в Северной Америке и Австралии . Православные христиане в Финляндии , составляющие около 1% населения, также находятся под юрисдикцией Греческой Православной Церкви ( Вселенского Патриархата ).

Есть также много греческих православных христиан, происхождение которых восходит к византийскому и османскому периодам, которые имеют арабоязычное или смешанное греческое и арабоязычное происхождение и живут на юге Турции , в Израиле , Палестине , Ираке , Сирии , Ливане , Иордании. , и Египет . Они посещают церкви, которые проводят свои службы на арабском языке , общем языке большинства греческих православных верующих в Леванте , сохраняя при этом элементы византийской греческой культурной традиции.

Этнические греки в России и Украине , а также понтийские греки и кавказские греки из бывшего российского Закавказья часто считают себя одновременно греко-православными и русскими православными , что соответствует православной вере (поскольку православие одинаково вне этнических границ). Таким образом, они могут посещать службы, проводимые на древнерусском и старославянском языках , никоим образом не подрывая их православную веру или отличительную греческую этническую идентичность. На протяжении столетий эти понтийские грекоязычные греко-православные общины смешивались в разной степени посредством смешанных браков с этническими русскими и другими православными христианами, главным образом из Южной России , где большинство из них поселились в период между Средневековьем и началом XIX века.

История

Распределение религиозных групп в Ливане: ярко-желтым цветом показаны районы с греческой ортодоксальной множественностью.

Греческая Православная Церковь Антиохии придерживается Восточной Православной Церкви, которая состоит из нескольких автокефальных юрисдикций, объединенных общей доктриной и использованием византийского обряда . Это вторая по величине христианская конфессия в христианстве Ливана. Исторически эти церкви выросли из четырех Восточных Патриархатов ( Иерусалим , Антиохия , Александрия и Константинополь ) первоначальных пяти главных епископских кафедр ( Пентархии ) Римской империи, в которую входил Рим. Окончательный раскол между Римом и восточными церквями, которые пришли противостоять взглядам и притязаниям римских пап, произошел в 1054 году. С того времени, за исключением короткого периода воссоединения в пятнадцатом веке, восточные церкви продолжали отвергать претензии Римского Патриархата (Католической церкви) на универсальное превосходство и отвергали концепцию непогрешимости папы. С доктринальной точки зрения, главный спор между Восточной и Западной Церквами — это процессия Святого Духа, а также существуют расхождения в ритуалах и дисциплинах.

Оценка распределения основных религиозных групп Ливана по территории

Греческие православные включают в себя множество наемников, и в общине меньше доминируют крупные землевладельцы, чем в других христианских конфессиях. В современном Ливане восточно-православные христиане становятся все более урбанизированными и составляют основную часть коммерческого и профессионального класса Бейрута и других городов. Многие из них находятся на юго-востоке ( Набатия / Бекаа ) и севере , недалеко от Триполи . Они высокообразованы и хорошо разбираются в финансах. Греческая православная церковь стала известна в арабском мире, возможно, потому, что она существует в различных частях региона. Греческая православная церковь часто служила мостом между ливанскими христианами и арабскими странами.

Ливанские греческие православные христиане имеют давние и постоянные связи с восточными православными церквями в европейских странах, таких как Греция , Кипр , Россия , Украина , Болгария , Сербия и Румыния . Церковь существует во многих частях арабского мира, и греческие православные христиане часто упоминаются; исторически она имела меньше контактов с западными странами, чем Маронитская церковь , но имела прочные связи с Россией и Грецией. Считается, что ливанские греческие православные христиане составляют около 8% всего населения Ливана, включая палестинскую греческую православную общину, многие из которых получили ливанское гражданство .

Греческие православные христиане поддерживают различные политические партии и фракции, в том числе несектантские партии, такие как Сирийская социал-националистическая партия , Коммунистическая партия Ливана и Демократическое левое движение ; и в основном христианские партии, такие как Свободное патриотическое движение , Движение Марада , Ливанские силы и Катаеб .

История церкви Антиохия

Небольшой храм в месте слияния Куры и Арагви был построен на закате прославленной истории Мцхеты как столицы первого грузинского государства Иберия. Из этого города правили иберийские цари, здесь, в соборе Светицховели хоронили усопших венценосных особ, и именно тут в 334 году нашей эры Грузия приняла христианство.

Произошло это при царе Мириане, а полтора века спустя его правнук Арчил, занявший трон, приказал возвести храм во имя святого Стефана. Проект церкви создал греческий архитектор. Табличка у входа в здание до сих пор хранит его имя — Аверлиос Аколиос, но иных сведений о нем до нашего времени не дошло.

Антиохию создали такой, какой была чуть ли не каждая церковь, строившаяся в Грузии в первые века после принятия новой религии. Это протяженное, прямоугольное невысокое здание из камня, к которому с восточной стороны примыкает алтарный выступ — апсида. Пространство внутри структурировано одним простым нефом. Так возводили храмы еще в Древнем Риме и Византии.

Исключением из традиции стало расположение входа. В православных и католических церквях его до сих пор делают напротив апсиды, с западной стороны. Здесь же двухарочный портал обустроили сбоку. Внутри Антиохию украсили фресками, но полуторатысячелетний срок не смогла пережить ни одна из них.

Новый храм успел послужить верующим только пару веков. Вскоре после его постройки статус столицы передали Тбилиси и, в отличие от нового центра государства, Мцхета оказалась без достаточной охраны и укреплений для сопротивления захватчикам. 736 год стал для нее роковым: во время нашествия арабов город разграбили и сожгли, выгорела полностью и Антиохия.

Храм на месте руин восстановили лишь спустя тысячелетие — в XV–XVII веках, поскольку до 1403 территории Грузии постоянно захватывались арабами, византийцами, турками-сельджуками. Ближе к XV веку страна пережила восемь нашествий войск Тамерлана. В конце концов был подписан мирный договор. Сражения перешли в плоскость дипломатии и в дальнейшем государство пытались поделить Персия и Османская империя, а позднее к борьбе подключилась и Россия.

Мцхета в этот период представляла собой маленькое селение, храм святого Стефана снова действовал для верующих. Внутри его заново покрыли фресками. Однако когда в 1801 году Грузия присоединилась к Российской Империи, свое влияние на новых подданных пожелала упрочить и российская церковь. Было отдано распоряжение закрашивать аутентичные фрески и росписи в храмах обычной побелкой. Состав ее был таков, что разъедал краски прежних образов. Восстановить утраченные шедевры было невозможно, сегодня от них остались лишь скромные фрагменты.

Во времена СССР церковь не функционировала, здание не использовалось. И строение, и территория вокруг приходили в упадок. Только после развала Советского Союза в реконструкцию нескольких святынь, в том числе и Антиохийской церкви, пожелал вложиться Объединенный грузинский банк. В порядок привели не только храм, но и территорию вокруг него. Здания обнесли оградой. Была оплачена работа художника — Иракли Цинцинадзе нанес фрески, которые можно увидеть и сегодня.

Одна из фресок Антиохии, 

Греция Православная

В настоящее время на исторической территории Византии нет единой православной Церкви. Греческое православие объединяет в себе несколько поместных Церквей: Константинопольскую, Элладскую и Кипрскую.

Константинопольская Православная Церковь

Канонической территорией Константинопольской Православной Церкви являются Турция, остров Крит, Эгейские острова, северная часть Греции, Афон. Также Константинопольский патриарх претендует на главенство над всеми православными верующими  за пределами канонических территорий других поместных Церквей. Этнический состав прихожан Константинопольской Церкви преимущественно греческий. Верующих в приходах насчитывается до 7 миллионов человек. Богослужения ведутся на византийском греческом языке. Константинопольская патриархия придерживается новоюлианского летоисчисления (модификации юлианского календаря, при котором сохраняется исчисление Пасхалии по юлианскому календарю).

Стремление Константинопольской Церкви к главенству среди православных Церквей вызывает споры, приводящие даже к разрыву молитвенного общения между Церквями.Так, в 1996 году на полгода было прервано церковное общение между Константинопольской и Московской патриархиями. Причиной послужили споры о юрисдикции эстонских православных приходов. В 2004 году произошел спор между Константинопольской и Элладской Церквями по вопросу подчиненности приходов на севере Греции. Сейчас церковное общение восстановлено.

В октябре 2018 года произошел разрыв церковного общения между Русской Православной Церковью и Константинопольской патриархией. Это стало следствием решения Вселенским патриархом даровать автокефалию (административную независимость от других поместных Церквей) Украинской Православной Церкви, находящейся на канонической территории Московского патриархата.

Кипрская Православная Церковь

Кипрская Православная Церковь считается одной из древнейших в христианском мире. Ее основателем считают апостола Павла, который рукоположил апостола Варнаву Кипрянина во епископа. Существует Предание, что в 45-63 годах епископом Кипрским был праведный Лазарь Четверодневный. Именно его Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Евангелие от Иоанна, 11:1-44). С 4 века территория Кипра входила в состав Византийской империи. В 431 году на Третьем Вселенском Соборе (Ефес, Малая Азия) Кипрская Церковь получила автокефалию.

В результате Крестовых походов в 12 веке на кипрских землях стала господствовать Римско-Католическая Церковь. Кипрская Церковь утратила свою автокефалию. Во второй половине 16 века остров был захвачен турками. К этому времени относится возвращение жителей в лоно Православия. С 1947 года Кипрская Церковь снова обрела самостоятельность. Предстоятель Церкви имеет титул архиепископа. Сейчас этнический состав верующих представлен преимущественно греками-киприотами. Богослужения в храмах ведутся на византийском греческом языке, календарь — новоюлианский. Между Кипрской и Русской Церквями сложились многовековые братские отношения.

Элладская (Греческая) Православная Церковь

До 19 века территория современной Греции находилась в пределах юрисдикции Константинопольской Церкви. Однако после образования в 1832 году Греческого королевства была провозглашена автокефалия. Мотивом этого послужило логичное стремление нового государства, чтобы предстоятель Церкви был независим от Османской империи. В 1850 году Элладская Церковь признана Константинопольским патриархатом. Именно она имеет основания именоваться «Греческая Православная Церковь».

В настоящее время число верующих Греческой Церкви достигает 10 миллионов человек. Предстоятелем Церкви является архиепископ. Богослужения ведутся на византийском греческом и современном греческом языках. В богослужебной жизни используется новоюлианский стиль календаря.

С конца 2019 года Московская Патриархия прервала церковное общение с некоторыми епархиями Элладской Церкви. Это связано с принятым решением Архиерейского собора Элладской Церкви о признании права Константинопольского патриарха даровать автокефалию Православной церкви Украины. Однако митрополит Иларион Алфеев, председатель отдела внешних церковных связей РПЦ, заверил:

История

Апостол Павел произносит проповедь из Ареопага в Афинах . Рафаэль , 1515 г.

Дионисий Ареопагит , первый епископ Афин

Столичный собор Афин

Андреевский собор, Патры

Греция была . После образования Патриархата Церковь ранее входила в состав Константинопольского Патриархата . Под властью Османской империи мусульмане не контролировали церковь. Однако с установлением Греческого королевства правительство решило взять под свой контроль церковь, отколовшись от патриарха в Константинополе. Правительство объявило церковь автокефальной в 1833 году по политическому решению баварских регентов, исполнявших обязанности несовершеннолетнего короля Отто . Решение взбудоражило греческую политику на десятилетия, так как королевские власти взяли все под свой контроль. Новый статус был окончательно признан Патриархатом в 1850 году на компромиссных условиях с изданием специального указа « Томос », который вернул его к нормальному статусу. В результате она сохраняет определенные особые связи с « материнской церковью ». Было всего четыре епископа, и у них были политические роли.

В 1833 году парламент распустил 400 небольших монастырей, в которых было менее пяти монахов или монахинь. Эти монастыри сыграли важную роль в сохранении греческого языка наряду с искусством и традициями на протяжении поколений монахов. Священники не получали зарплату; в сельской местности они сами были крестьянами, и их средства к существованию зависели от работы на ферме, а также от платы и пожертвований прихожан. Их церковные обязанности ограничивались прислуживанием таинств, надзором за похоронами, благословением урожая и изгнанием нечистой силы. Мало кто посещал семинарии. К 1840-м годам началось общенациональное возрождение, которым руководили странствующие проповедники. Правительство арестовало нескольких и попыталось остановить возрождение, но оно оказалось слишком мощным, когда возрожденцы осудили трех епископов за покупку их офиса. К 1880-м годам движение «Анапласис» («Возрождение») привело к обновлению духовной энергии и просветлению. Он боролся против рационалистических и материалистических идей, просочившихся из светской Западной Европы. Он содействовал развитию школ катехизиса и кружков по изучению Библии.

Зои движение

Религиозное возрождение 20-го века возглавило движение Zoë, которое было основано в 1911 году. Основанное в Афинах, но действующее децентрализованно, оно охватило ряды мирян, а также некоторых священников. Основная деятельность включает публикации и общенациональное движение воскресных школ в 7800 церквях, охватывающее 150 000 студентов. Зои спонсировала многочисленные вспомогательные организации и аффилированные группы, в том числе организации для профессиональных мужчин, молодежи, родителей и молодых медсестер. Были приложены серьезные усилия для распространения Библии, иллюстрированных романов, брошюр и других религиозных материалов. Литургическое движение поощряло мирян к большему осознанию Евхаристии и более частому причащению. Семинарии были построены в 20 веке, но большинство выпускников занялись преподавательской деятельностью, а не приходской работой. В 1920 году только 800 из 4500 священников Греции имели образование, выходящее за рамки начального уровня. К 1959 году из 7000 священников не более пяти процентов закончили университет и семинарию. Монашеская жизнь резко пошла на убыль, хотя и продолжалась на далекой горе Афон . Обычная церковная жизнь была сильно нарушена Второй мировой войной и последующей гражданской войной, когда многие церкви были сожжены, а сотни священников и монахов были убиты немцами с одной стороны или коммунистами с другой.

дальнейшее чтение

  • Константелос, Деметриос Дж. Понимание греческой православной церкви: ее вера, история и практика (Сибери Пресс, 19820
  • Фортеск, Адриан. Православная Восточная Церковь (1929)
  • Кефала, Евфросиния. Церковь греческого народа прошлого и настоящего (1930)
  • Латурет, Кеннет Скотт. Христианство в революционную эпоху, II: Девятнадцатый век в Европе: протестантские и восточные церкви. (1959) 2: 479-484; Христианство в эпоху революции, IV: ХХ век в Европе: Римско-католическая, протестантская и восточная церкви (1958)
  • Макгукин, Джон Энтони (ред.). Энциклопедия восточного православия. 2 тт. (Wiley-Blackwell, 2011).

Особенности религии древней Греции

Что касается собственно религии древней Греции, то (если не брать во внимание удивительно яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей

Жрецы не составили здесь могущественной корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например, в Египте.

Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями ритуалов, произносителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому многие религиозные представления были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами — прежде всего Гомером и Гесиодом.

Гомер был первым, кто изложил в своей книге основу веры древней Греции

Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности. Можно таким образом говорить о своеобразном феномене – «гомеровской религии», для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги.

Олимпийские боги в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера

Действительно, в «Илиаде» и «Одиссее» содержится очень много сцен, рисующих жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями — владыкой моря Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли жена-сестра Зевса Гера, его дети:

  • Аполлон
  • Гермес
  • Гефест
  • Арес
  • Афродита
  • Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия Деметра)

Рисуя богов, Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе большую опасность — угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него все многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей.

По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами, так как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм.

Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов.

Единственное, чем отличались боги Олимпа от людей, так это своим бессмертием

С первобытной древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и насмешки у самих греков.

У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире — оно было мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в «Одиссее». Поэт наделяет сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это — обиталище полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в которые окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и казнятся преступные титаны.

Интересные факты о греках: характер, общение

«Греческий» характер охарактеризовать одним словом невозможно. В голове у греков всегда много мыслей и идей, поэтому главная особенность их темперамента – это эмоциональность. А за ней следуют другие:

  • Непунктуальность. Если вы назначите греку встречу, не думайте, что он придет вовремя. Ориентироваться здесь можно только на расписание самолетов и сиесту. Во всем остальном полная неразбериха. Даже общественный транспорт частенько подводит. Так что, путешествуя по Греции, запаситесь терпением.
  • Жизнерадостность. Греки прирожденные оптимисты, любят шутки и не выносят тоски. Они искренне надеются на положительный исход любого дела. А как греки танцуют! Как поют! Вообщем, если у вас депрессия, отправляйтесь в Грецию. Общение с греками вас исцелит.
  • Свободолюбие. Греки не выносят рамок и ограничений. Каждый грек имеет свой собственный взгляд на жизнь и не терпит, когда его обобщают с кем-либо.
  • Коммуникабельность. Греки не просто любят общаться. Они делают это с особой страстью, вкладывая в свою речь всю палитру эмоций. Если два грека общаются друг с другом, со стороны может показаться, что они ругаются. Настолько жива и громка их речь и богата жестикуляция. Говорить тихо и рассудительно греки просто не умеют, а размахивание руками для них необходимость, без которой разговор будет пресным и не до конца понятным. Даже разговаривая по телефону, греки активно используют мимику и жесты. Видимо, им так проще найти нужные слова.

Последователи первоверховного апостола

Свой вклад в христианизацию Эллады внёс и святой евангелист Иоанн Богослов, трудившийся там вместе со своим учеником Прокопием, также впоследствии канонизированном православной церковью. Основными местами их проповеднической деятельности стали город Эфес и остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря, где было написано знаменитое «Откровение Иоанна Богослова», известное также под названием «Апокалипсис». Кроме того, достойными продолжателями дела, начатого апостолом Павлом, явились святые Варнава и Марк.

Однако, несмотря на все апостольские труды, Греция ещё в течение трёх столетий оставалась языческой, и христиане подвергались жестоким гонениям, лишь изредка сменявшимся периодами относительного затишья. Православие восторжествовало в ней лишь в IV веке, после возникновения Византийской империи.

Греческие православные поселения

В Ливане, греческие православные христиане находятся в Бейруте , Юго — Восток ( Набатии / Бекаа ) и Северный , возле Триполи , Коура , а также в Аккаре , Batroun , Matn , Алей , Zahlé , Эль-Минние-Danniyeh , Хасбайя , Baabda , Marjeyoun , Триполи , Рашая , Библ и Згарта .

Карта распределения греческих православных христиан по районам Ливана.

Города и поселки в Ливане с преобладающим греческим православным населением

Abou Mizan, Chrine, Achrafieh , Амион , Rahbeh , Kousba , Anfeh , Deddeh , Kfaraakka , AABA , Afsdik , Bdebba , Batroumine , Bishmizzine , Btourram , Bkeftine , Bsarma , Btaaboura , Charbila , Darchmezzine , ФИХ , Kaftoun , Kelhat , Kfarhata , Kfarhazir , Kfarsaroun , Расы Маська , Miniara , Шейх Мохаммад , Zawarib , Хамат , Douma , Dhour Эль Choueir , Bteghrine , Mansourieh , Броуман , Kafarakab , Bhamdoun , Сук Эль — Гарб , Марджаю , Дейр Мимас , Rachaya Аль Фухар , Айта аль-Фухар , Jeddayel , Гебраэль и другие.

Города и поселки с важным греческим православным меньшинством

Рас — Бейрут , Триполи , Эль — Мина , Chekka , Бурдж Хаммуд , Zahleh , Halba , Batroun , Бикфайя , Baskinta , Antelias , Рас — эль — Matn , Алей , Bechamoun , Machgara , Хасбайя , Kfeir , Ниха Бекаа , Riit и другие.

Ахрафией когда-то правили семь выдающихся греческих православных христианских семей, которые веками формировали Высшее общество Бейрута : Трад, Гедай, Фернейн , Араман , Бустрос , Сурсок , Файяд и Туини .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector