Ханты

Численность

Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные (прииртышские) ханты смешались с русским и татарским населением.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что остяки (ханты)

угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии.

Разделяется на три группы: северных остяков — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т.

д.

По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет 28 678 человек, из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 3,0 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 0,3 % — в республике Коми.

По переписи населения 2010 года численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % — в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % — в Томской области.

Динамика численности хантыйского населения по переписям:

19261939195919701979198920022010

22 306 18 468 19 410 21 138 20 934 22 521 28 678 30 943

Тотемизм и шаманизм — традиционные верования народа ханты

Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека, то есть анимизм.

Кроме того, для традиционных верований хантов характерен тотемизм, промысловой культ, культ медведя, культ предков и семейных охранителей, а также шаманизм.

Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце — Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка и т.д.), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр.

Православная Церковь Воскресения в Ханты-Мансийске. Православие является сегодня доминирующей религией в Ханты-Мансийском автономном округе. Шаман у народа ханты.

Шаманизм, анимизм и тотемизм составляют основу религиозных верований народа ханты

Мир, по версии ханты, состоит из трех сфер: небо — Нуми-Торум, земля — Калтащ-эква, его жена, подземный мир — куль-отыр. Предками фратрий у северных хантов были медведь и зайчиха (фратрий Пор и Мось).

Праздники в их честь проводятся и в наши дни. Священные места у хантов раздельные для мужчин и женщин: на мужских (около кедра, лиственницы, ели) приносили кровавые жертвы (оленя, лошадь, теленка), на женских (в березовых рощах) — бескровные (пища, лоскутки ткани, фигурки из материи).

Ханты делятся на фратрии: медведя (Пор) и зайчихи (Мось).

Промысловый культ выражается в подставных именах зверей, особом отношении к их костям, к необычным животным (альбиносам, шестипалым зверям, «рогатым щукам»), в культе духов леса и воды, жертвоприношениях до и после промыслов.

В основе медвежьего культа лежат мифы о рождении женщины от медведицы. Обряды в честь медведя проводили во время «медвежьего праздника», который празднуется периодически (раз в 7 лет с последующим семилетним перерывом), а также по случаю удачной охоты на медведя

Подготовка в Медвежьему празднику, Югра. До сих пор у хантов сохраняются в быту элементы язычества. Они проявляются, например, при праздновании национальных праздников. Фото: national-travel.ru

Семейными духами-покровителями у хантов считаются предки генеалогических групп или умершие предки (их представляли изображения умерших). Под влиянием христианства и в результате борьбы с традиционными верованиями шаманизм у хантов практически не сохранился.

В наше время количество последователей традиционной религии ханты составляет не более 1% населения ХМАО. При этом в их среде сохраняются промысловые обряды, Мойпар як (Медвежий праздник) после охоты на медведя, семейные обряды (особенно похоронно-поминальные).

Местной интеллигенцией предпринимаются попытки возрождения традиционной религии народа ханты

Еда

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

 

Современное состояние

В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь. Количество клириков — 118.

Учебные заведения

православные гимназии:

  • Нефтеюганская г. Нефтеюганск, 4мкрн, 35; тел.: (3463) 3-17-57, 7-71-13 директор — Быкасов Александр Иванович
  • Ханты-Мансийская г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17; тел. (3467) 32-85-96; факс 32-85-97 директор — Семенова Светлана Владимировна
  • Нижневартовская г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 12, тел. (34661) 2-06-12 директор — иерей Константин Глухарев
  • Сургутская г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, Преображенский кафедральный собор; тел.: (3462) 26-93-40; 26-71-90 директор — иерей Димитрий Глухарев

Социальные учреждения

  • православный детский сад при приходе храма в честь свт. Николая Чудотворца г. Сургут, ул. Заводская, 31; тел. (3462) 23-60-76
  • центр помощи семье и детям «Моя радость» при приходе храма в честь Великомученика Георгия Победоносца г .Сургут, ул. Университетская,12; тел. (3462) 94-02-05, 60-20-24

Средства массовой информации

печатные СМИ

«Югра православная» (журнал Ханты-Мансийской митрополии, pdf версия на сайте www.ugraeparhia.ru)

телевидение

  • программа «Югра православная» (ОТРК «Югра»)
  • программа «Благовест» (телеканал «Россия Югория»)

интернет-ресурсы:

За всё время своей деятельности Ханты-Мансийская епархия активно сотрудничает с окружными органами власти, органами местного самоуправления в различных сферах общественно-значимой деятельности, прежде всего в образовании, культуре, благотворительных проектах, работе по профилактике экстремизма.

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел является членом Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по противодействию экстремистской деятельности, Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Югры.

Руководители профильных отделов Ханты-Мансийской епархии входят в состав Общественных советов, созданных при органах исполнительной власти.

Лидеры православных организаций в муниципальных образованиях постоянно принимают участие в общественных и межведомственных советах при органах местного самоуправления.

Подписано и действует соглашение о сотрудничестве между Правительством Югры и Ханты-Мансийской епархией.

Созданы и активно действуют отделы религиозного образования и катехизации, социального служения и благотворительности, епархиальный отдел по делам молодёжи, отдел по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами, миссионерский отдел, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, архитектурно -строительный отдел и отдел по тюремному служению.

(по состоянию на апрель 2018 года)

[править] Происхождение

Археологи связали происхождение ранних угорских народов, общих предков венгров, хантов и манси, с саргатской и кулайской археологическими культурами юга Западной Сибири в раннем железном веке. Упадок этих культур в середине I тысячелетия до н. э. вызвал миграцию части угров на запад и север. Северная ветвь в VI—IX вв. делится на хантов и манси. Предки хантов населяли территорию восточнее и севернее манси.

На рубеже I и II тысячелетий н. э. образовались северная, южная и восточная группы хантов. Сохранив ту же глиняную посуду, глиняные антропоморфные фигурки, обработку бронзы, они существенно различались погребальными обрядами. Археологи считают, что эти различия были основаны на факторах окружающей среды. Но генетические исследования в начале XXI века показали существенные различия в происхождении разных групп хантов. Таким образом, северо-западная территориальная группа, как и соседи манси, сформировалась в основном за счет переселенцев из северо-востока Европы и лишь частично из Азии, а более восточные — в основном за счет выходцев из Восточной Сибири и Алтая.

Обрядовые праздники ханты и манси

«Вороний день»

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
Я знаю, что каждый год в Сургуте проходит праздник «Вороний день», на котором учащиеся школ участвуют в спортивных соревнованиях. Я со своими одноклассниками принимала активное участие в обрядовом празднике. Мы подготовили рисунки к празднику, который проводил историко-культурный центр «Старый Сургут».

«Медвежий праздник»

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат её детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.
Шкуру медведя свёртывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома, в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвящённые главным богам. Особое значение имела середина ночи и её вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

Слёт рыболовов и охотников

Кроме этого, каждый год, весной, во всех национальных поселениях устраивают слёт рыболовов и охотников. Самый крупный проводится в поселке Русскинские.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение. Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте. Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения.

Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

Общая численность около 31 тысячи человек
. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах
, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областей.

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

 

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Ханты-Мансийская епархия

В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен

. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь.Количество клириков — 118.

Учебные заведения

православные гимназии:

  • Нефтеюганская г. Нефтеюганск, 4мкрн, 35; тел.: (3463) 3-17-57, 7-71-13 директор — Быкасов Александр Иванович
  • Ханты-Мансийская г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17; тел. (3467) 32-85-96; факс 32-85-97 директор — Семенова Светлана Владимировна
  • Нижневартовская г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 12, тел. (34661) 2-06-12 директор — иерей Константин Глухарев
  • Сургутская г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, Преображенский кафедральный собор; тел.; 26-71-90 директор — иерей Димитрий Глухарев

Социальные учреждения

  • православный детский сад при приходе храма в честь свт. Николая Чудотворца г. Сургут, ул. Заводская, 31; тел. (3462) 23-60-76
  • центр помощи семье и детям «Моя радость» при приходе храма в честь Великомученика Георгия Победоносца г .Сургут, ул. Университетская,12; тел., 60-20-24

Средства массовой информации

печатные СМИ

«Югра православная» (журнал Ханты-Мансийской митрополии, pdf версия на сайте www.ugraeparhia.ru)

телевидение

  • программа «Югра православная» (ОТРК «Югра»)
  • программа «Благовест» (телеканал «Россия Югория»)

интернет-ресурсы:

За всё время своей деятельности Ханты-Мансийская епархия активно сотрудничает с окружными органами власти, органами местного самоуправления в различных сферах общественно-значимой деятельности, прежде всего в образовании, культуре, благотворительных проектах, работе по профилактике экстремизма.

Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел является членом Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по противодействию экстремистской деятельности, Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Югры.

Руководители профильных отделов Ханты-Мансийской епархии входят в состав Общественных советов, созданных при органах исполнительной власти.

Лидеры православных организаций в муниципальных образованиях постоянно принимают участие в общественных и межведомственных советах при органах местного самоуправления.

Подписано и действует соглашение о сотрудничестве между Правительством Югры и Ханты-Мансийской епархией.

Созданы и активно действуют отделы религиозного образования и катехизации, социального служения и благотворительности, епархиальный отдел по делам молодёжи, отдел по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами, миссионерский отдел, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, архитектурно -строительный отдел и отдел по тюремному служению.

(по состоянию на апрель 2021 года)

Культура

Празднование «Дня оленевода» в Когалыме, 2010 год

1 ноября 1957 года в ХМАО вышла первая газета на хантыйском языке под названием «Ленин пант хуват» («По Ленинскому пути»), которая в 1991 году была разделена на хантыйскую «Ханты ясанг» и мансийскую «Луима сэрипос». На хантыйском также издаётся газета «Лух авт».

10 августа 1989 года была образована общественная организация «Спасение Югры», одной из основных задач которой является консолидация коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе сохранение этнической самобытности, уклада жизни, культуры как хантов, так манси и ненцев.

Этно-рок-группа H-Ural с 2009 года исполняет песни на шурышкарском, казымском и среднеобском диалектах[источник не указан 2891 день] хантыйского языка. Другая этно-рок группа «Тень эмигранта» исполняет песни на пимском диалекте хантыйского языка (восточные ханты).

В прошлом у хантов существовал обряд воздушного погребения.

Почитаемые божества

Мифологическое мировоззрение этих народов подразделяется на три яруса. Каждый из них представлен своим божеством.

Верхнего мира

Верховному богу — Нум-Торуму принадлежит небесный или верхний мир. Он создает дневной свет и хранит мораль и порядок в человеческих душах. Про него сочинены разные сказки. Его изображают стариком в расшитой золотом одежде, в доме полном сокровищ. Он следит за миром людей с помощью отверстия в своем роскошном жилище.

Среднего мира

Это мир людей. В нем живет много богов и духов. В основном, это родственники Нум-Торума.

Основные боги:

  • Най-ими — богиня, правящая огнем;
  • Тылащ-ими — месяц;
  • Мув-Анки — мать-земля;
  • Янь-щут-ики — повелитель воды.

Нижнего мира

Нижним или подземным миром правит Куль — брат Нум-Торума, он же злой дух.

Другое название этого мира — елы-ма. Это обитель мертвых. Здесь никогда не бывает солнца. Зато есть месяц, но он никогда не становится полной луной.

Каждую неделю Куль получает список от Нум-Торума, в котором указано, кто должен умереть. Бывает, что правитель подземного мира забирает душу по ошибке, но обязан ее вернуть. Так люди объясняют продолжительные обмороки.

Медвежий праздник

Для обских угров медведь – священное животное. Народы считают зверя сыном великих божеств и хозяином тайги. По легенде Бог спустил сына на Землю и запретил опустошать селения и есть оленей. Зверь все же нарушил наказ отца. Торум рассердился, сделал его смертным и за ослушание разрешил охотникам его убивать.

После каждой успешной охоты ханты и манси проводили обряды, в которых они старались загладить свою вину за то, что они его убили.

Со временем праздник стали отмечать реже – один раз в семь лет.

Во время торжества всех угощают, раздают сладости, поют песни о хозяине тайги, танцуют в масках и костюмах животных.

Гулянья начинаются с инсценировки охоты. Затем приступают к состязаниям. Охотники соперничают в стрельбе, готовят медвежье мясо с соблюдением правил и ритуалов. После застолья кости собирают, чтобы захоронить, ведь только так медведь сможет возродиться вновь.

На празднике предоставляется возможность не только насладиться представлением, но и приобрести сувениры с изображением медведя или украшения ручной работы. Здесь и меховые изделия, ножи, национальные костюмы, маски и даже игрушки в виде священного животного.

Традиции ханты и манси интересны и загадочны. У обских угров не существовало строгого различия между животным и человеком. Древний малочисленный народ продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры.

https://youtube.com/watch?v=vpgceywajx0

История и культура жителей Ханты-Мансийского АО

Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.

Считается, что у них общее:

  • происхождение;
  • внешность;
  • история;
  • смешанные браки.

Обские Угры живут на севере Западной Сибири.

В областях:

  • Томской;
  • Свердловской;
  • Тюменской.

Ханты

Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.

Они промышляют:

  • охотой;
  • рыболовством;
  • оленеводством.

Манси

Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2021 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.

Их занятия:

  • рыболовство;
  • оленеводство;
  • земледелие;
  • охота.

Внешность

Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты. Ханты небольшого роста, у мужчин он составляет 160 см, что ниже среднего. Телосложение худощавое. Лицо плосковатое, с несколько выступающими скулами. Нос короткий, расширенный книзу, что характерно для монголоидов. Распространено наличие эпикантуса (складки возле внутреннего уголка глаза). Другие черты, характерные для хантов:

  • прямые черные волосы;
  • толстые губы;
  • глаза карие;
  • широкое лицо.

У мужчин практически не растет борода (признак монголоидной расы). Волосы на голове носят распущенными, девушки заплетают их в косы.

Авторы Гайдпарка

  • Борис Ихлов

    Последствия бегства США и Афганистана

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

Народы ханты и манси

Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти. В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины. Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети. Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа. За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.

Также нельзя выходить из-за стола во время угощения. Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».
Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.

Провожают их все, кроме беременных женщин (для них это считается плохой приметой). После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!
МБУ «Управление по развитию туризма и внешних связей» /visithm.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector