Парфенон

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Тегея и царь Алей

Тегея – историческая область Эллады, которая и сейчас является греческой территорией. Она всегда представляла большой интерес для завоевателей, поэтому часто становилась местом сражений. В VI в. до н.э. Тегея покорилась спартанцам и более двух столетий входила с состав Пелопонесского союза.

В IV в. до н.э. царь Алей в результате сложной военной стратегии сумел освободить Тегею. Греки были уверены, что именно Афина наделила Алея непревзойденной мудростью. В благодарность за свободу и покровительство Алей обещал возвести в честь богини самый прекрасный храм, и он сдержал свое слово.

Храм Тессейон

Храм Гефеста (Гефестейон), или Тессейон породил множество легенд, связанных с его названием. По одной из версий храм был посвящён сыну Зевса и богу огня Гефесту — покровителю кузнечного дела. По другой версии, храм носил имя Тессейон — в честь Тесея, знаменитого героя древнегреческой мифологии.

Храм был сооружен за четыреста лет до нашей эры, и представляет собой отличный образец здания дорического ордера. Имя архитектора стёрлось на страницах истории, но по мнению большинства исследователей, этот же человек создавал храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.

Удивительно, но с начала шестнадцатого века храм использовался как православная церковь. Впоследствии храм был превращён в музей, коим и является по сей день.

Культ Афины

Одной из самых почитаемых богинь Древней Греции была Афина – дева-воительница, отвечавшая за справедливое ведение войны, покровительница искусств и ремесел.

Афина имела нехарактерный для древнегреческих богинь облик, ее отличали мужская атрибутика одеяния и наличие оружия. Тем не менее, она слыла одной из прекраснейших представительниц Олимпа.

Одна из дочерей верховного бога Зевса, Афина была более почитаема, чем ее отец. Во славу богини древние греки строили многочисленные храмы и отправляли культы.

Одно из самых величественных и красивых сооружений, возведенных в честь справедливой воительницы, считается храм Афины Алеи в Тегеи.

6.

3. Парфенон расположен на священном месте
Парфенон построен на месте разрушенного ранее храма богини Афины (Афины, Греция). | Фото: getyourguide.ru.

История Акрополя восходит гораздо дальше, чем самого Парфенона. На самом деле, храм расположен на месте гораздо более древнего храма, посвященного Афине, который сейчас называют Префефеноном или Старым Парфеноном. Этот старый храм был разрушен во время персидской войны в 480 г. до нашей эры, причем его уничтожили еще на стадии строительства, поэтому в готовом виде даже древние греки не смогли увидеть святыню. Спустя лишь 30 лет, после опустошительной войны греки решили снова возродить это место и все-таки построить величественное сооружение, руины которого мы можем видеть даже спустя не одно тысячелетие.

История постройки

Храмовый ансамбль Акрополя возводился по единому плану, однако храм Ники Аптерос выпадает из общей схемы. Более того, он вообще находится за пределами крепости. Это заставило учёных предположить, что здание было возведено на месте более раннего святилища. Раскопки, при которых обнаружили остатки древних культовых сооружений, позволили восстановить историю храма.

В микенскую эпоху на юго-западном выступе скалы Акрополя было построено укрепление, позднее перестроенное в настоящий бастион – Пиргос. Отсюда можно было обстреливать единственный вход в цитадель. На территории укрепления установили алтарь Ники, вокруг которого позднее возвели святилище. Здесь афиняне развешивали свои военные трофеи и приносили благодарственные жертвы богам.

В VI в. до н. э., в эпоху династии Писистратидов, на месте древнего святилища был выстроен новый храм в честь Афины. Однако в 480 году до н. э. здание было полностью разрушено персами царя Ксеркса, которые заняли оставленные жителями Афины и сожгли все деревянные постройки Акрополя.

После изгнания захватчиков из Эллады и переноса военных действий на территорию Персии Афины вступают в период своего наивысшего расцвета. Это было время правления Перикла, которого многие историки считают величайшим политическим деятелем Древней Греции. Стоявшая во главе общеэллинского антиперсидского союза Афинская морская держава распоряжалась средствами членов союза. Большую часть этих денег Перикл тратил на укрепление афинского флота, однако огромные средства расходовались на возвеличивание Афин, прежде всего путём масштабного строительства.

Строительством храма Ники Аптерос велось под руководством Калликрата – одного из двух, наряду с Иктином, «архитектурных отцов» Парфенона. Проект здания был утверждён народным собранием Аттики в 449 г. до н. э., однако само строительство началось значительно позже. Достоверно известно лишь, что в 421 году до н. э. работы уже были закончены.

Архитектурное описание храма

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.

Храм Тессейон

Рекомендовать место

8

4

Храм Гефеста (Гефестейон), или Тессейон породил множество легенд, связанных с его названием. По одной из версий храм был посвящён сыну Зевса и богу огня Гефесту — покровителю кузнечного дела. По другой версии, храм носил имя Тессейон — в честь Тесея, знаменитого героя древнегреческой мифологии.

Храм был сооружен за четыреста лет до нашей эры, и представляет собой отличный образец здания дорического ордера. Имя архитектора стёрлось на страницах истории, но по мнению большинства исследователей, этот же человек создавал храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.

Удивительно, но с начала шестнадцатого века храм использовался как православная церковь. Впоследствии храм был превращён в музей, коим и является по сей день.

Схема вершины

На вершину Акрополя можно подняться по единственной дороге, которая сохранилась с древних времен. На большую площадку выходят ворота, окруженные двумя сооружениями в виде башен, дальше дорога пошла вверх, в сторону к Пропилеям. Кроме того, на вершине можно осмотреть:

  • театр Диониса;
  • античную Агору;
  • римский Форум;
  • Керамейкос;
  • храм Зевса.

Величественные Пропилеи

Парадный проход из портиков и колонн построил Мнесикл в 437—432 гг. до н. э. Это сооружение прекрасно сочеталось с построенным чуть раньше Парфеноном. В центре Пропилеи возведены боковые крылья, выполненные из пентелийского мрамора, как и основная конструкция.

Пропилеи Афинского Акрополя считаются непревзойденным и почитаемым памятником древнегреческой архитектуры. Во время строительства Мнесикл впервые объединил в одной конструкции дорические и ионические колонны.

Такой ход придал строению более изящный вид. Северная часть сооружения включает в себя наружный портик, а за ним — широкий зал. В древние времена там была расположена первая в мире галерея — Пинакотека. В ней хранились произведения известных греческих художников.

С южной стороны размеры сооружения несколько меньше, так как древнегреческому зодчему пришлось учитывать, что рядом находится храм Ники Аптерос, поэтому ему нельзя было нарушить архитектурный ансамбль. За центральными воротами проходит участок Священной дороги, по которой раз в четыре года проходило шествие участников Панафинеи.

Храм Афины Победительницы

Довольно интересное сооружение было воздвигнуто в честь победы над Персией в V веке до н. э. Храм установлен на постаменте из трех ступеней. Его монолитные колонны сходны с ионийскими. Совсем недавно строение полностью обновили. Его разбирали, детали отвозили на чистку и реставрацию.

Так как в XVII веке н. э. храм уже разбирали турки, было много не совпадающих частей, а сейчас был воссоздан его первоначальный вид. С площадки башни отлично просматриваются Афины и залив Сароникос в Эгейском море. На сам храм лучше смотреть, пройдя через Пропилеи и остановившись от него с правой стороны.

Античный Парфенон

На возвышенной территории Акрополя в Афинах стоит храм Парфенон, построенный в честь богини Афины-Девственницы. Это сооружение представляет собой дорический периптер, стоящий на трех мраморных ступенях. Внутреннее пространство было поделено на два помещения, в одном из которых стояла статуя Афины из золота и слоновой кости.

В глазницах памятника сверкали драгоценные камни, а на груди из слоновой кости просматривалась голова Медузы Горгоны. Сейчас этой статуи не существует, но сохранились его неплохие копии. Храм является образцом классической древнегреческой архитектуры. Этот факт доказывает количество колонн на фасадной и продольной стороне (8 и 17).

На главном фронтоне с восточной стороны было мифическое изображение рождения Афины. Основная часть фронтона, главные колонны и целла разрушены в XVII веке, а лучшие скульптуры находятся в музее Англии. Часть подлинных памятников и скульптур представлены в музее Акрополя.

Древний Эрехтейон

Если во время экскурсии следовать от Парфенона на север, то можно увидеть главный храм Афинского Акрополя Эрехтейон. Между двумя древнегреческими памятниками архитектуры стоит статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы). В описании скульптуры кратко говорится, что богиня была изображена в шлеме, с копьем и щитом.

Согласно мифическому рассказу, в месте ударения копьем о землю выросло оливковое дерево, и ключом забила морская вода. После этого боги Олимпа объявили Афину победительницей. Шлем и острие копья у скульптуры были золотыми. Подплывающие к берегу на пентеконторах, издалека видели эти детали, так как они блестели на солнце. Возведение Эрехтейона было намечено заранее по плану, который зодчие разработали при Перикле.

До сих пор доподлинно неизвестен зодчий, построивший этот храм. Но специалисты, сравнивая его планировку с Пропилеями, предполагают, что автором мог быть Мнесикл. Планировка сооружения выполнена асимметрично, так как в этом месте сильный перепад высоты грунта. В XVII веке венецианцы практически разрушили храм. С северной стороны остался только портик Пандросы.

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

Южный фасад храма

Часы работы Афинского Акрополя

Памятник доброжелательно встречает путешественников в летний сезон с 8:00 до 18:30 — в будни, и с 8:30 до 14:30 — по праздникам и выходным.

Экскурсия может осуществляться в составе экскурсионной группы с русскоязычным гидом или самостоятельно. Стоит заранее загрузить в гаджет специальную программку — мобильный гид, она в красках расскажет о создании и истории Акрополя.

На территории памятника и у входа можно встретить таблички, они знакомят посетителей почти на всех языках мира с правилами поведения.

В городе существует даже специальная профессия — разбрасыватель камней, вечером работники ходят по цитадели, разбрасывая кусочки мрамора, их с удовольствием прикарманивают туристы, не подозревая о маленьком обмане.

Стоимость входного билета составляет 12 евро, он действует четыре дня. Билет действителен при посещении ещё шести различных достопримечательностей.

Полезные советы

  • Не стоит покупать сувениры в самом Акрополе, такие же и прочие памятные мелочи можно купить у подножья холма — на улице Плака, это обойдётся в несколько раз дешевле.
  • Проголодавшись, посетите популярный ресторан на холме, любуясь видами на город. Не заказывайте много блюд, греки щедрый народ, поданные порции довольно внушительных размеров, поэтому голодным вы не останетесь, в конце трапезы вам непременно сделают маленький комплимент, в виде бокала вина или другого напитка, детям подадут сладкий десерт.
  • При планировании прогулки к Афинскому Акрополю обуйте удобную обувь, ведь вам придётся много ходить, и подниматься в гору.
  • Не забудьте головной убор, он защитит от палящего солнца и бутылочку воды.
  • Чтобы не упустить ничего, прихватите с собой схему, её можно взять при покупке билета, буклеты также лежат в аэропорту и отелях.
  • Многие скульптуры и барельефы над открытым небом всего лишь искусно выполненные копии, оригиналы хранятся во многих музеях мира, а самая большая коллекция находится в Акропольском музее.

Храм Гефеста

История

Один из соборов, построенных в период правления Перикла, часто упоминается в летописях. Начало строительства было обозначено 450 годом до н.э., однако параллельно велось возведение Парфенона, поэтому рабочих перенаправляли на строительные работы основного религиозного памятника города. По этой причине возведение святилища Гефеста растянулось на 35 лет.

В документах, описывающих здание, неоднократно упоминается, что вокруг архитектурного сооружения был раскинут прекрасный сад, где над своими книгами нередко трудились величайшие ученые и философы.

Разрушение началось в VII веке, когда на смену грекам пришли христианские священники и освятили здание церковью святого Георгия. Но господство православных священнослужителей было недолгим, и вскоре к постройке вернулось историческое название.

Поскольку здание не являлось наиболее значимым для коренных жителей, оно не представляло особого интереса для захватчиков. Это единственная причина, по которой собор сумел выстоять сквозь тысячелетия в столь великолепном виде. Хотя за святыней никто не ухаживал, она не подвергалась вандализму.

Описание

Если верить описаниям, когда-то убранство святилища составляли скульптуры Афины Паллады и Гефеста, отлитые из бронзы, а на стенах красовались разнообразные фрески и искусная мозаика – но ничего из этого не сохранилось.

Интересна альтернативная теория. Некоторые ученые склоняются к мнению, что сооружение было выстроено в честь Тесея, победившего Минотавра, поэтому на многочисленных фресках был представлены моменты из его жизни. Существует предположение, что святыня расположилась на гробнице самого древнего героя. И хотя доказательств этой теории нет, из летописей известно, что раньше на том же самом месте располагалось место, часто посещаемое людьми, но кому оно было посвящено, остается загадкой.

Фото и описание

На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики — богини Афины.

Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.

Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель, знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён — Фидием. Для постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным.

Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями (средний с изображением сфинкса, боковые — с грифонами). На постаменте статуи было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным копиям.

За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и временем.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена.

Какие еще достопримечательности можно посмотреть

В самом Триполи посетите Панаркадийский археологический музей. График работы вторник – воскресенье с 8:30 до 15:00. Входной билет стоит 2 €, для детей бесплатно. Найти его можно по указателям на Василеос Йеорьиу.

В окрестностях можно посмотреть Древнюю Мантинею (вторник-воскресенье, 8:30-15:00, вход бесплатный). До Мантинеи можно добраться на автобусах, которые отходят от платии Колокотрони из Триполиса каждый час.

Археологическая площадка возле Алеи представляет интерес для любителей истории. В деревне Палея находится церковь, которая соединяется с частью святилищ в Тегее, её украшают мозаики византийской эпохи. Эта церковь – святыня и привлекает много паломников.

Район Анафиотика


Район Анафиотика. | Фото: taver / Flickr.

Крошечный район Анафиотика, примыкающий к северному склону Акрополя, является частью Плаки, но архитектурно отличается от последней. Основан этот район был в середине 1800-х годов выходцами с острова Анафи, прибывшими в Афины для строительства нового дворца для короля Отто.

Здесь, строя жилые дома для себя, они подражали архитектуре своего родного острова. В результате появились эти побеленные кубики, увитые бугенвиллеей и геранью. В настоящее время этот район насчитывает около 40 домов, соединенных пешеходными дорожками, достаточно широкими лишь для передвижения людей и ослов.

Адрес: Anafiotika, Athens, Греция.

Архитектура Эрехтейона

По своей архитектуре Эрехтейон совсем не похож на классические афинские храмы. Его необычная форма связана прежде всего с особенностями рельефа и наличием нескольких святилищ, которые требовалось объединить под одной крышей. Вероятнее всего, древние конструкции святилищ не позволили устроить искусственную насыпь для строительства нового храма, поэтому сооружение как бы спускается со скалы и расположено на нескольких уровнях. Малые размеры и сложность конструкции сделали храм Эрехтейона больше похожим на жилой дом с балконом, чем на религиозное сооружение.

Эрехтейон располагается на нескольких уровнях

Восточная часть храма была посвящена Афине Деве. Здесь хранился деревянный идол богини, к которому ежегодно во время празднования Панафиней преподносили новую одежду (пеплос), вытканную молодыми жрицами, которые служили в храме.

Жители города верили, что статуя была высечена богами и считали древний идол одной из самых почитаемых святынь города. Перед статуей располагалась другая не менее ценная реликвия – золотая лампа, огонь в которой никогда не гас.

Храм царя Эрехтея

Восточная галерея была украшена шестью ионическими колоннами и фризом из белого элевсинского мрамора. К сожалению, до наших дней фриз не сохранился, а те немногочисленные детали, которые удалось восстановить, не позволяют воспроизвести общую картину внешнего вида этой части храма.

Внешние украшения Эрехтейона почти не сохранились

Западная часть Эрехтейона была посвящена Посейдону и афинскому царю Эрехтею, здесь же располагался алтарь Гефеста и древнего афинского героя Бута. Если верить легенде, именно в западной галерее начинался секретный подземный ход, который вел вниз к месту обитания священной акропольской змеи. Здесь же, в дальнем углу помещения, располагался колодец с соленой водой, который создал Посейдон во время спора с Афиной.

Эрехтейон

Северную часть Эрейхтейона украшал портик с шестью колоннами (четыре на фасаде и две торцевых). Перекрытие северной части имело отверстие, которое никогда не заделывалось. Афиняне верили, что эту «дыру» пробил сам Зевс своей молнией и боги запретили накрывать это место.

Отверстие в крыше, где согласно мифу Зевс ударил своей молнией

С южной стороны храм украшает «портик кариатид» или, как его еще называют, «крыльцо дев». Официальное же название — портик Пандросы, который словно надгробный камень возвышается над могилой первого афинского царя Керкопа.

Портик Пандросы

Что взять с собой

Когда бы Вы ни собрались посетить Акрополь и Парфенон, постарайтесь одеть удобную обувь. На сам холм ведет довольно высокая лестница, а на его вершине почва каменистая и не располагает к прогулкам на каблуках.

В жаркую погоду обязательно возьмите с собой воду и головной убор. На территории археологического комплекса нет кафе, а греческое солнце в летние месяцы беспощадно.

Даже посещая холм осенью или весной (не говоря уже о летних месяцах), имеет смысл смазать лицо, шею, плечи и руки кремом от загара.

Без гида на Акрополе можно упустить больше половины достопримечательностей

Наконец, посещать Акрополь всегда лучше с гидом, потому что здесь каждый камень дышит историей, и Вы просто пропустите большинство мест без экскурсовода.

В аудио гиде Вы найдете не только интересные факты об Акрополе и Парфеноне, но также карту Афин, работающую без интернета, и еще порядка 60 точек, чтобы совершить полноценную аудио экскурсию по городу.

Аудиогид значительно дешевле услуг живого экскурсовода и имеет пробную версию, чтобы Вы могли прослушать часть экскурсии и принять решение о покупке. Скачать аудиогид на свой смартфон можно по ссылкам ниже:

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос, или бескрылой победы, был самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, который возвышается над греческой столицей. Строительство храма относится к 427 г. до н.э. (в это время шла Пелопоннесская война). Стены храма сложены из мраморных блоков, внутри стояла живописная статуя Афины, в одной руке держащей шлем, а во второй гранат, символ победы и плодородия.

За свою историю храм неоднократно подвергался разрушению. Наиболее крупные перестройки происходили два раза: после того, как в 1686 году его разобрали турки, а также в 1936 году, когда разрушилась платформа. Миниатюрный храм Ники Аптерос — это один из немногих дошедших до нас памятников ионийского ордера.

Руины храма Зевса Немейского

Рекомендовать место

6

3

Юго-западнее Коринфа, в нескольких километрах от дороги к Микенам расположен древний город — знаменитая Немея. Здесь разворачивалось место действия мифов о героическом подвиге Геракла, одолевшего Немейского льва. В античные времена Немея была знаменита еще и тем, что с VI века до н. э., как и в Олимпии, здесь проводились спортивные состязания, которые в 270 году до н. э. были перенесены в Аргос. Центром игр был храмовый комплекс, который детально исследован археологами. Главная постройка комплекса — храм Зевса Немейского. До наших дней сравнительно неплохо сохранились только три стройные дорические колонны, возвышающиеся над руинами. Помимо храма Зевса в городе сохранилось еще несколько атичных построек, а также прекрасный музей археологии и один из древнейших в Греции стадионов вместимостью 40 тысяч зрителей, на стенах которого нанесены имена знаменитых атлетов античности.

Район Плака


Район Плака.

Одной из самых популярных туристических достопримечательностей Афин является район Плака, расположенный у подножия Акрополя и простирающийся до Синтагмы. Плака напоминает деревню, этакий остров посреди города, и посещение этого района является идеальным способом познакомиться с подлинной греческой культурой.

Район довольно уединенный и может похвастаться поистине уникальными пейзажами со старыми деревьями, зелеными навесами и каменными дорожками. А еще Плака славится своими бутиками, ресторанами и кафе.

На улице Кидатинеон вы найдете Еврейский музей, Музей народного искусства, а также ресторан Saita, где подают бакалайро и великолепное мясо на гриле.

Адрес: Plaka, Athens, Греция.

Возведение храма

Возможно, это все выдумки, но Алей все же возвел в честь богини великое строение. А недалеко от храма он построил и собственный особняк, дабы всегда находиться под присмотром Афины. Следует заметить, что именно этот царь привел Тегеи к их величию. За время его правления был построен не только храм Афины Алеи, но и воздвигнуто множество других прекрасных строений.

Но, увы, дивному святилищу не суждено было прожить долго. В 395 году до н. э. в Тегее произошел большой пожар. Огонь унес с собой множество жизней, а третья часть всех построек в городе была сожжена дотла. В их число вошел и древний храм Афины, на месте которого остались лишь обгоревшие камни.

Кладбище Керамейкос в Афинах

Традиционно в античные времена все кладбища располагались за пределами города, обычно они располагались вдоль дорог. Кладбище Керамик пересекали две важных дороги: Священная дорога или дорога Процессий (от Святых ворот к храму Элефсиса) и дорога Академии (от Дипилонских ворот до философской школы Платона), которая также известна как Дромос или Панафинейский путь.

Кладбище Керамик

Стоит отметить, что кладбище в этом районе появилось задолго до строительства афинских укреплений и ворот. Археологи нашли подтверждение, что первые захоронения делались в этой части города еще в Бронзовом веке. Территория некрополя продолжила разрастаться и в XII-X веках до нашей эры, и позднее в Архаичный период. Захоронения на территории Керамика делались вплоть до IV века нашей эры.

Кладбище Керамикос

Несмотря на то, что официальное название кладбища — «Общественное кладбище Афин», хоронили здесь в основном известных афинских государственных деятелей, военных героев, философов, причем все погребальные процедуры делались за счет бюджета города. Например, именно здесь был похоронен Перикл.

Могильные плиты на кладбище Керамик

В зависимости от времени захоронений различают несколько основных видов надгробных памятников на кладбище Керамик. Первые могилы представляли собой курганы, позднее в качестве памятников стали устанавливаться вазы, которые позднее получили название «Дипилонские вазы» (по названию расположенных рядом ворот).

Вазы имели разные размеры, самые большие достигали высоты полтора метра. Самую знаменитую Дипилонскую амфору можно увидеть в Национальном археологическом музее Афин, а копия этой вазы находится в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Дипилонская амфора в археологическом музее Афин

Позднее вазы заменили на статуи. И, стоит сказать, что это самые настоящие произведения искусства. Найденные при раскопках оригинальные надгробия были отправлены в музеи: Археологический и музей Керамик, а в самом некрополе можно увидеть лишь копии.

Гипсовые копии надгробий в Керамике

Надгробие — как произведение искусства

Мраморный бык на могиле Дионисия из Коллита

Самых богатых и известных афинян хоронили на «Могильной улице» (еще одно название «Улица гробниц»), стоит отметить, что такое название ей дали исследователи, то, как улица называлась у античных греков, до наших дней не сохранилось. Зато именно в этой части кладбища лучше всего сохранились надгробия, созданные в V-IV веках до нашей эры.

Могильная улица

Чуть позже пафосные мемориалы в честь усопших сменились более скромными в размерах и украшениях, а в 317 году до нашей эры их и вовсе заменила мраморные столбы. Дело в том, что Деметрий Фалерский, который в то время безгранично правил Афинами, запретил любую показную роскошь.

Мраморные столбы, которые устанавливались на могилах

Скромные надгробные плиты

Нескромные памятники в музее Керамик

Как мы уже сказали, это та часть Керамика, которая находилась за воротами, теперь пришла очередь немного подробнее рассказать о внутренней части района и самых интересных сооружениях.

Вид в сторону Афинской стены от кладбища Керамик

Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Парфенон в разрезе

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам — ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами. Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века — их подвергли довольно варварской чистке.

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше — по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной — Троянской войны, на севере — гигантомахия, а на юге — сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Довольно странным можно считать тот факт, что древнегреческие архитекторы, всегда соблюдавшие пропорции и равновесие, при создании храмового комплекса решили отойти от своих традиционных принципов.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector