Парфенон — эталон античного зодчества
Содержание:
- Парфенон — великолепный образец дорического стиля
- Парфенонская декоративная скульптура
- Парфенон в Акрополе: значение для древних греков
- Архитектура афинского Акрополя
- Описание скульптуры Афины Парфенос
- Факт 6. Королевский гостевой дом для всех желающих
- Как выглядел Древнегреческий Парфенон
- Сердце Афин — Акрополь
- Скульптуры и фризы храма
- Рекомендуем для туристов:
- Остатки роскоши
- Парфенон
- Что такое афинский акрополь
- Билеты
- Факт 4. Родина демократии
- Парфенон – храм трех религий
- Факт 8. Греческие сандалии – подарок людям от богов Олимпа
- Что обязательно посмотреть
- Археологические останки
- Архитектурные элементы Парфенона
- Сколько стоит посещение
Парфенон — великолепный образец дорического стиля
Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.
Южный фасад храма
Парфенонская декоративная скульптура
Храм был беспрецедентным как по количеству, так и по качеству архитектурной скульптуры, украшавшей его. Ни один греческий храм не был так богато украшен.
Субъекты скульптуры отражали бурные времена, в которых Афины все еще участвовали в столкновениях. После побед над персами в марафоне в 490 г. до н.э., в Саламине в 480 г. до н.э., и в Платее в 479 г. до н.э., Парфенон стал символом превосходства греческой культуры против «варварских» иностранных сил.
Этот конфликт между порядком и хаосом был символизирован, в частности, скульптурами на метах, идущих по внешней стороне храма, 32 по длинным сторонам и 14 на каждом из коротких.
В них изображены олимпийские боги, сражающиеся с гигантами (восточные метрополии — самые важные, так как это была та сторона, где был главный вход в храм), греки, вероятно, включая Тесея, сражающиеся с амазонками (западные метеоры), Падение Трои (Северные метеоры), и греки, сражающиеся с кентаврами.
Фрезы проходили по всем четырем сторонам здания (иона). Начиная с юго-западного угла, повествования из фрез следует по обеим сторонам, встречаясь в дальнем конце. Храм представляет в общей сложности 160 м скульптуры с 380 фигурами и 220 животными, главным образом лошадьми.
Это было более обычным скорее для здания сокровищницы и, возможно, отражало двойную функцию Парфенона — как религиозного храма и как, одновременно, сокровищницы.
Фриз отличался от всех предыдущих храмов тем, что на всех сторонах изображен один предмет, в данном случае, панафинейская процессия, которая проходила в Афинах, и которая доставила новый, специально сплетенный халат к древней деревянной культовой статуе из Афины, расположенной в Эрехтейоне.
Сам предмет был уникальным выбором, поскольку, как правило, сцены из греческой мифологии были выбраны для украшения зданий. В процессии изображены сановники, музыканты, всадники, колесницы и олимпийские боги в центре Афин.
Чтобы смягчить трудности при просмотре фриза, под таким крутым углом, от узкого пространства между Кледой и внешними колоннами, фон был окрашен в синий цвет, а рельеф варьировался так, что резьба всегда была глубже наверху.
Кроме того, все скульптуры были ярко окрашены, в основном с использованием синего, красного и золотого. В бронзе были добавлены такие детали, как оружие и лошади, а для глаз использовалось цветное стекло.
Парфенон в Акрополе: значение для древних греков
Отличительной манерой творения зодчих Древней Греции был принцип так называемого «золотого сечения», который придавал гармонии сооружениям.
Правильным и удачным можно считать выбранное архитекторами соотношение размеров самого Парфенона и горы, обладающей одноименным названием всего храмового комплекса.
Вид на Парфенон
Предназначением Парфенона являлось проведение праздничных торжеств. Одновременно с этим, он выступал настоящим хранилищем, сберегая не только материальные ценности, но и произведения искусства.
Также как в Олимпии почиталась статуя Зевса, в Парфеноне это была Афина Парфенос.
Знаменитую Афину Парфенос, в переводе с древнегреческого звучащую как Афина Дева, смело можно назвать символом Древней Эллады.
В середине V столетия до нашей эры величайшим мастером скульптурного искусства Фидием был создан этот шедевр. В те далекие времена изображенная богиня Афина, покровительница древнегреческой столицы, располагалась в центре полиса в Парфеноне.
Архитектура афинского Акрополя
Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.
Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.
Пропилеи афинского Акрополя
Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.
Парфенон – первый храм
Главный храм афинского Акрополя — Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям.
Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.
Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.
Эрехтейон – второй храм
Второй храм Акрополя — старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.
Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.
В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.
В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.
Храм Афины Ники
Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде — Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.
С приходом турок храм разобрали на строительство укреплений. Восстановление храма было проведено в 1830х годах, после восстановления Греции в статусе независимого государства. Очередная реконструкция была проведена в 1935-1940 годах, и с этого времени храм предстает всей красой перед посетителями комплекса.
Акрополь — величественный комплекс красивейших сооружений с богатой и интересной историей. Это частичка Греции, без которой сложно сложить целостный образ ее былого величия.
Описание скульптуры Афины Парфенос
Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.
Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.
Статуя Афины в Парфеноне
Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.
Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.
Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.
Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.
По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.
Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.
https://youtube.com/watch?v=hI44u0FF8nA
Факт 6. Королевский гостевой дом для всех желающих
Хотите почувствовать себя королевской особой, главой правительства или мировой знаменитостью? Тогда остановитесь в отеле Hotel Grande Bretagne, если, конечно, вы готовы заплатить 450 евро за стандартный номер.
Этот отель считается самым старым в Афинах. Он расположен в центре города, напротив площади Конституции и здания парламента. Построенный почти два века назад, отель изначально выполнял функции королевского гостевого дома. В нем останавливались высокопоставленные гости и знаменитости. Во времена Второй мировой войны здесь располагалась штаб-квартира немецких войск.
В современном Hotel Grande Bretagne – 320 фешенебельных номеров, где любят останавливаться знаменитости. Никакой другой отель Греции не может похвастаться таким количеством знаменитых постояльцев. Здесь жили Уинстон Черчилль, Аристотель Онассис, Индира Ганди.
Как выглядел Древнегреческий Парфенон
Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.
Парфенон в разрезе
На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам — ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).
Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.
Один из уцелевших фризов Парфенона
Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами. Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.
Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.
Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.
Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века — их подвергли довольно варварской чистке.
Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше — по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.
На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной — Троянской войны, на севере — гигантомахия, а на юге — сцены из битвы греков и амазонок.
Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.
Сердце Афин — Акрополь
Первоначально афинский Акрополь, расположенный на холме с плоской вершиной, служил крепостью, но постепенно утратил значение главного укрепления города. В 479 г. до н. э. после отхода персидских войск Акрополь был разрушен. Правитель афинского полиса Перикл решил создать на территории афинского Акрополя удивительный архитектурный ансамбль. Можно сказать, что будущим сооружениям предстояла серьёзная миссия – они должны были стать не просто религиозным центром, а запечатлеть победу над персами, утвердить величие Афин и подчеркнуть их главенствующую роль в Древней Греции. На «золотой век Перикла» приходится расцвет афинской архитектуры. Главными сооружениями того времени, считающимися настоящими произведениями искусства, стали:
- Парфенон.
- Пропилеи.
- Эрехтейон.
- Храм Афины-Паллады.
Перикл не просто отдал распоряжение о строительстве Акрополя, а сам принимал активное участие – строил планы вместе с архитекторами, выбирал необходимые материалы, контролировал расходы и следил за непосредственным выполнением работ. С 450 г. до н. э. греческий скульптор Фидий был главным руководителем работ в афинском Акрополе. Своими руками он создал значительную часть украшений. Для возведения всех величественных зданий и скульптур не жалели средств и дорогих материалов: золота, черного дерева, слоновой кости. Если смотреть с прагматической точки зрения, то эта грандиозная стройка на многие годы обеспечила работой жителей Афин.
Парфенон в афинском Акрополе считается главным храмом. Он воздвигнут в честь прекрасной и мудрой богини Афины — любимой дочери Зевса. Греки считали её самой могущественной после Зевса, почитали как покровительницу справедливых войн, искусств, наук и ремёсел. Для всех девушек эта богиня была особенно почитаема, поскольку также была их покровительницей и соблюдала безбрачие. От имени Афина Парфенос, что значит Афина-Дева, и назван храм.
Скульптуры и фризы храма
Внутри храм над колоннадой опоясывает 160-метровый барельефный фриз, изображающий торжественное шествие в честь рождения богини Афины. Ежегодно в течение 5 дней с 24 по 29 июля народ славил Афину. В начале праздника читали поэтические произведения, проводили театральные представления и спортивные состязания.
Потом люди выстраивались в колонну, и процессия торжественно и неторопливо двигалась на Акрополь, чтобы поднести Афине пеплос – торжественный дар, шерстяную верхнюю женскую одежду без рукавов.
На мраморном фризе Парфенона изображены юноши с конями, они показали умение доблестно выступать на неоседланных лошадях. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения
Важно шествуют спокойные и благородные старцы. Музыканты, всадники, колесницы, женщины с пальмовыми ветвями идут поклониться богине
В шествии участвуют 378 афинян и богов и 200 животных. Все движутся в храм, где над входом рельеф – пир 12 главных богов, почитаемых в Древней Греции. Над фризом – рельефное изображение: битва богов с гигантами, сражение эллинов с амазонками, битва лапифонов с кентаврами, сюжеты о Троянской войне.
Обогнув Парфенон, процессия подходила к фронтону, где на троне торжественно восседал Зевс. Около громовержца – кузнец Гефест, который только что рассек череп Владыке Богов. Из него появилась богиня Афина в доспехах и шлеме с атрибутом мудрости – змеёй.
В углах фронтона – головы храпящих коней, которые влекут колесницы Гелиоса – бога Солнца и Селены – богини Луны. Лица богов спокойны и сдержанны. На западном фронтоне барельеф – «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой».
Рекомендуем для туристов:
✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.
✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.
✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.
✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.
✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.
✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.
Остатки роскоши
Храм богини Афины почитался во всей Греции. Пожертвования Афине приносил Александр Македонский. После победы над персами на фронтон храма полководец подарил 300 доспехов и 14 щитов побежденных им воинов.
Со временем античное сооружение пришло в упадок. Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. В 298 году до н. э. по приказу правителя Лахара сняли золотые части со статуи Афины.
Парфенон горел, но здание восстановили. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. В 1460 году завоевавшие Афины турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, повредили росписи внутри храма и украли скульптуры.
Во время осады Афин в 1687 году взрывом снесло крышу и повредило колоннаду. В XIX веке посол Англии лорд Эльджин увез много скульптур на родину. Местные жители растащили мраморные блоки. О здании забыли вплоть до обретения Грецией независимости. В 20-е годы XX века началась реставрация храма и создан Фонд сохранения Парфенона. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в список Всемирного наследия.
Парфенон – наиболее копируемое здание в мире. Полноразмерная копия здания находится в США в Наивилле, штат Теннессии. У подножия холма Акрополь расположен афинский музей, в котором демонстрируют скульптуры, найденные при раскопках Акрополя.
После открытия музея в 2003 году за первых два месяца Парфенон посетили полмиллиона человек. В дни местных праздников около Парфенона проводится фестиваль: Парад, праздничный салют и шествие в народных костюмах.
От Парфенона веет вековой мудростью, болью и надеждой множества поколений эллинов. Утрачено так много, что нет надежды увидеть храм в первозданном виде, хотя за 42 года реконструкции Парфенон становится красивее год от года.
Однако и нынешний Парфенон – свидетельство гениальности возводивших святилище зодчих и строителей. Античный храм волнует умы археологов и архитекторов. Вы не увидели Афин, если при поездке туда не побывали в Акрополе и не любовались древним Парфеноном.
Парфенон
Отдельного внимания заслуживает, конечно, Парфенон, об истории которого можно говорить столько же, сколько о судьбе всего Афинского акрополя. Сейчас мы можем наблюдать лишь развалины здания, построенного в 447 — 438 годах. Украшал его величайший скульптор своего времени, Фидий. Ему же принадлежали уничтоженные скульптуры Афина Парфенос и Афина Промахос (последняя была столь высока, что служила маяком). До нашего времени дошло лишь 30 статуй из множества созданных Фидием в акрополе. В Афинах можно увидеть только 11 из них.
Парфенон был значительно разрушен во время взятия Афин варварами в 267 году. После реконструкции не удалось восстановить всю прелесть древнего строения. Разрушенные колоннады, потрескавшийся мрамор — все это было заменено, но со значительным упрощением.
Афины Акрополь — Одеон Герода АттикаАфины Акрополь Парфенон
В IV — V веках н.э. Афины превратились в обычный провинциальный город Римской империи. К тому моменту храмы были ограблены, статуи вывезены или уничтожены, а Парфенон при Павле III перестроили в храм Святой Софии.
Во время завоевания страны Османской империей главный храм превратили в мечеть, а в Эрехтейоне разместили гарем. Самое страшное испытание Парфенону, ставшему в XVII веке для турков пороховым складом, пришлось пережить во время осады Афин венецианской армией. При обстреле акрополя один из снарядов вызвал детонацию хранившихся в нем боеприпасов, что моментально превратило в руины часть некогда величественного религиозного сооружения.
Даже после того, как Греция в XIX веке вновь обрела независимость, перестройка в акрополе не остановилась — в течение нескольких лет были уничтожены римские статуи, османский минарет, палаццо, франкская башня.
Что такое афинский акрополь
Ни один любознательный путешественник не обойдет стороной Афинский Акрополь – это главная достопримечательность гостеприимной Греции. Посещает памятник архитектуры древности каждый год несколько миллионов человек. Масштабность и высота сооружения позволяет любоваться им с любой точки города. Также этому способствует решение городских властей категорически не разрешать новые постройки вблизи музея под открытым греческим небом. Более того, Акрополь представляет собой точнейший ориентир для тех, кто плохо знаком с географией местности и боится заблудиться в мелких улочках.
Акрополь и его предназначение
В первую очередь при сооружении любого здания люди изначально определялись с его предназначением. Чем же тогда служила для населения знаменитая греческая достопримечательность и что это такое – Афинский Акрополь? Это главная резиденция древнего государства, так как в нем обитал правитель. Внутри расположены храмы, в которых жрецы молились богам и приносили жертвы. А во времена нашествия турок, новые хозяева превратили здание в мечеть. Укрепленная территория служила в качестве основного города, окруженного защитными стенами.
Вид на Акрополь в Афинах
Монументальность сооружения у некоторых любителей мифологии объясняется тем, что оно было возведено циклопами – героями греческого эпоса. Как бы странно это ни звучало, но судя по валунам, являющихся основанием стен и зданий, трудно предположить, что их перетаскивали обычные люди. Видимо по этой причин Акрополь нередко становился местом обитания и других, не менее сказочных персонажей, в том числе Тесея – победителя жесткого зверя Минотавра. В период с 7 века до нашей эры главной покровительницей Акрополя стала богиня Афина, культ которой на тот момент был на пике. В честь нее был построен красивейший храм.
Билеты
Чтобы увидеть Парфенон вблизи, потребуется приобрести билеты на Афинский Акрополь. Притом билеты дают возможность посетить не только Акрополь, но и обширную археологическую зону на его склонах.
Цена билетов: Полный — 20 Евро, льготный – 10 Евро. Билеты можно приобрести в кассе у подножия Акрополя.
Действие льготных тарифов для путешественников распространяется на студентов высших учебных заведений при предъявлении ими студенческого билета. Также льготный тариф действует для всех категорий посетителей, посещающих Акрополь с 1 ноября по 31 марта.
Во время дней с бесплатным посещением очереди особенно длинные
Помимо обычных билетов существует также специальный пакет стоимостью 30 Евро, действие которого распространяется не только на Акрополь, но и на другие значимые античные достопримечательности Афин.
Среди наиболее значимых мест специального пакета: Афинская Агора, Археологическая зона Керамикос, Библиотека Адриана, Римская Агора и другие.
Факт 4. Родина демократии
Демократия как форма правления возникла именно в Афинах. Произошло это около трех тысячелетий назад, когда стало развиваться ораторское искусство и появился институт выборов. За годы своего существования Афины испытали на себе все формы правления, от монархии до демократии.
В связи с этим существует интересный факт об Афинах. Слово «идиот» имеет греческое происхождение. Впервые его стали использовать политические деятели Афин для обозначения человека, который не интересуется политикой в силу своей глупости и недостатка ума.
В древней столице Греции активно развивались науки: философия и история, математика и астрономия. Здесь зарождались некоторые жанры литературы и театральное искусство. Афины стали родиной великих мыслителей и творцов – Сократа, Аристотеля, Софокла и других.
Парфенон – храм трех религий
Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.
Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com)
Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.
После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.
Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.
Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com)
В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.
В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.
Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.
Факт 8. Греческие сандалии – подарок людям от богов Олимпа
Известно, что жители Афин были законодателями моды на сандалии. И сегодня купить настоящие греческие сандалии можно только в столице Греции.
Мастера сохранили древние традиции и используют особые технологии обработки материалов. Обувь делают вручную из высококачественной кожи ягненка. Ремешки сандалий обычно красят в разные цвета и украшают узорами в национальном стиле.
Ремесленники в Афинах верят, что сандалии – это подарок древнегреческих богов людям. Именно в такой обуви изображены все греческие боги, а ее отличительной особенностью является наличие на заднике крылышек как свидетельство божественности.
Что обязательно посмотреть
Удивительное дело — при всей популярности у туристов афинский Акрополь неизменно сохраняет свою торжественную атмосферу: кажется, даже вечный людской шум здесь исчезает, когда вы смотрите на эти величественные колонны. Впрочем, не только на них: как мы уже упоминали, всего здесь было расположено 21 строение. Не все сохранились и не все требуют сверхпристального внимания — но must-see-объекты, разумеется, присутствуют. И не забудьте взять с собой головные уборы: все они находятся под открытым небом, а греческое солнце отличается знойным характером.
Парфенон
Образ этого сооружения не получится стереть из памяти даже при всем желании — постарались тут даже не столько туроператоры, сколько обложка учебника истории.
Парфенон — храм Афины, стоящий на впечатляющем возвышении, специально возведенном для сглаживания неровностей подъема холма: масштаба картине добавляет огромное количество строительных лесов и подъемных кранов. Трудно поверить, что древние греки смогли соорудить Парфенон всего за 10 лет — повторить рекорд их потомкам явно не удалось.
Впрочем, отнеситесь к этому с пониманием — и смотрите, смотрите, смотрите. Здесь вы не найдете изысканных архитектурных тонкостей (даже кладка была сухой, без цемента) — да они здесь и не нужны. Где еще вы увидите здание, которому 25 веков?
Эрехтейон
Не слишком большой, но весьма интересный по внешнему виду, ансамбль Эрехтейона гармонично дополнен целым комплексом кариатид — изваяний женских фигур, поддерживающих крышу храма. К сожалению, все они — копии, но общую атмосферу прочувствовать можно. Если заметите разницу в цвете каменных блоков и колонн, не удивляйтесь: более светлым отмечен «новодел». Изготовленные реставраторами элементы своим контрастом впечатление не портят — как говорят гиды, уж лучше так, чем бесформенные мраморные руины.
Одеон Герода и театр Диониса
Самая хорошо сохранившаяся постройка афинского Акрополя — Одеон Герода Аттического: одна из самых молодых построек комплекса (165 год н. э.). В водоворот веков канули только мраморная отделка и изваяния в стенных нишах — в остальном все так же, как и 19 веков назад. Более того, здесь до сих пор проводятся концерты оперных певцов — акустика потрясающая. Правда, есть одна маленькая деталь: так как Одеон — это действующая площадка, попасть внутрь можно, только купив билет на выступление. Впрочем, не расстраивайтесь — сверху, с холма, видно все как на ладони.
Театр Диониса мало чем отличается от Одеона по архитектуре, но пострадал от времени и завоеваний несравнимо больше. Отреставрировали его почти целиком еще в 2010 г. — можете пройти и на собственном опыте оценить, удобно ли было древним грекам смотреть на проходящие на сцене представления, посвященные богу вина Дионису. Кстати, этот театр посещали даже римские императоры Нерон и Адриан. Чем вы хуже?
Агора
Городская площадь Афин, которая была центром общественной жизни, сегодня — место раскопок. Посетить ее тем не менее нужно обязательно: ощутить себя на месте, где тысячи лет назад шумел рынок и бурлила жизнь древнейшей цивилизации, дорогого стоит. С артефактами, обнаруженными в результате раскопок, можно познакомиться в находящемся рядом музее Стои Аттала.
Храм Гефеста
Отличная сохранность — вот что привлекает к храму Гефеста толпы туристов, и, между прочим, многих — по чистому незнанию. Дело в том, что Гефестион очень похож на Парфенон, даже построен приблизительно в то же время. Словом, именно здесь можно наиболее объективно представить, как выглядел бы более «раскрученный» храм — и заодно сделать немалое число запоминающихся фотографий.
Археологические останки
Остатки театра Диониса по состоянию на 2007 год.
Вход в Акрополь представлял собой монументальные ворота, названные Пропилеями. К югу от входа находится крошечный Храм Афины Ники. В центре Акрополя находится Парфенон или Храм Афины Парфенос (Афина Богородица). К востоку от входа и к северу от Парфенона находится храм, известный как Эрехтейм. К югу от платформы, образующей вершину Акрополя, также находятся остатки древнего, хотя и часто перестраиваемого, Театра Диониса . В нескольких сотнях метров находится ныне частично реконструированный Одеон Герода Аттика .
Все ценные древние артефакты находятся в музее Акрополя , который находится на южном склоне той же скалы, в 280 метрах от Парфенона.
План сайта
План расположения Акрополя в Афинах с указанием основных археологических памятников
- Парфенон
- Старый храм Афины
- Эрехтейм
- Статуя Афины Промахос
- Пропилеи
- Храм Афины Ники
- Элевсинион
- Святилище Артемиды Браурония или Брауронеон
- Халкотека
- Pandroseion
- Аррефорион
- Алтарь Афины
- Святилище Зевса Поля
- Святилище Пандиона
- Одеон Герода Аттика
- Стоа Эвмена
- Святилище Асклепия или Асклепиона
- Театр Диониса Элевферия
- Одеон Перикла
- Теменос из Диониса Элевферия
- Аглареон
Архитектурные элементы Парфенона
Внешние колонны храма были дорическими, восемь из которых были видны спереди и сзади и 17 видны с боков. Это было не свойственно обычному дорическому стилю 6×13, и они были также более стройными и более тесно, чем обычно, стояли друг от друга.
Внутренняя часть была отделена шестью колоннами сзади и спереди. Она была видна через большие деревянные двери, украшенные украшениями из бронзы, слоновой кости и золота.
Кледа состояла из двух разделенных комнат. Меньшая комната содержала четыре колонны с ионной колонной для поддержки секции крыши и использовалась в качестве казначейства города.
В большей комнате разместилась культовая статуя, которая была окружена дорической колоннадой с трех сторон. Крыша была построена с использованием кедровых балок и мраморной плитки и была бы украшена акротерапией (из ладоней или фигур) по углам и центральным вершинам. В углах крыши также были выложены львиные пасти, чтобы сливать воду.
Сколько стоит посещение
Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона
Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00. Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.
Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет. Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.
Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.
Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.
Цена билета за вход на территорию Парфенона (12 евро) включает в себя посещение 6 достопримечательностей, в том числе храм Зевса Олимпийского, Древнюю и Римскую Агору, театр Диониса и древнейший район Афин – Керамик. Билет действует 4 дня.
Древний храм Парфенон в Афинах— не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.
Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.
Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!
Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение. Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.