Основные методы географических исследований

Понятие и содержание сравнительно-географического метода исследований

Что вы помните из предыдущих курсов географии о сравнительном методе исследования?

Почему этот метод является одним из самых основных и древних методов исследований в географии?

   Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод* – дрeвний метод познaния гeогрaфической реaльности, является сквозным и используeтся при рeшeнии тeорeтических и приклaдных зaдaч гeогрaфии.   Этот метод является традиционным для географии. Он лежит в основе многих методов географических исследований: полевых, статистических, аэрокосмических методов классификации. Суть метода заключается в сравнении разнообразных территорий и географических явлений между собой, выделении сходства и различия.   В далеком прошлом сравнительный метод заключался в зрительном сопоставлении различных территорий. Сейчас сравнение является более достоверным, т.к. опирается на большое количество разнообразных данных, методов и технических средств.   ​Основоположниками сравнительного метода в науке считают Карла Риттера и Александра Гумбольдта.   Метод сравнения стал одним из универсальных методов географии. Он помогает осуществлять индивидуализацию*, 

типизацию*, дифференциацию, обобщение изучаемых объектов и явлений.   ​Во всех отраслях географии метод находит широкое применение. В физической географии сравнение применяется при характеристике рельефа, геологических и тектонических структур, климата, рек, природных комплексов и зон, тепловых поясов, физико-географического положения и т. д. В социально-экономической географии при характеристике стран и регионов, районов и городов, территориально-производственных комплексов (ТПК), энерго-производственных циклов (ЭПЦ), экономико-географического положения (ЭГП), отраслей хозяйства, промышленных центров и др. Большое применение этот метод находит в страноведении.   В сравнительном методе различают две важных операции: операции отождествления и различения. Сравнение может быть полным и неполным (рис. 5). При пeрвом из них осущeствляются обe эти опeрaции, при нeполном однa из них. 

  • Историко-геогрaфичeский метод
  • Финансово-геогрaфичeский метод
  • Экономико-геогрaфичeский метод
  • Биолого-геогрaфичeский метод
  • Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод

Введение

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны) 

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Луна — спутник Земли 

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Международная космическая станция 

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Планета Марс 

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.

Вид на гору Фудзияма, Япония 

Северное сияние, Финляндия

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Торнадо, США 

Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия 

Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.

Южная часть России (вид из космоса) 

Метод моделирования

Построение моделей может считаться общенаучным методом исследований. В качества примера простейшей модели Земли можно привести глобус. Однако существуют и значительно более сложные имитационные модели. В 1972 году была создана имитационная модель «World 3», которая включала в себе около 150 уравнений и описывала взаимосвязь численности населения планеты, запасов природных невозобновимых и возобновимых ресурсов, уровня индустриализации человечества и другие величины. Данная модель показала, что экстенсивный рост экономики и населения может привести к исчерпанию ресурсов и голоду. Современные модели могут включать десятки тысяч переменных.

Исследование «белых пятен»

Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.

Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:

  • тропические джунгли Амазонки;
  • ледовый щит Гренландии;
  • северные горы в Колумбии;
  • остров Папуа – Новая Гвинея.

Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.

Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.

Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.

Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.

Дно Мирового океана

Многие ученые утверждают, что человечество изучило поверхность Луны лучше, чем глубины Мирового океана. Составленная на сегодня карта его дна имеет разрешение в 5 км. Считается, что не исследовано порядка 95% Мирового океана.

Относительно недавно географы нашли такой феномен, как ложное дно океана. В некоторых районах дно то опускается, то поднимается, причем иногда есть несколько таких колеблющихся слоев. Выяснилось, что на самом деле это не дно, а огромные стаи кальмаров, которые в дневное время прячутся от солнечного света. Также в океане есть такие явления, как подводные реки и подводные водопады, «молочные моря».

Проблемы

Наиболее продолжительны дискуссии между сторонниками определения географии как естественной науки с одной стороны и социальной или историко-философской с другой. Ныне в России география объединена в одно отделение Академии наук вместе с физикой атмосферы и океанологией. С этим не хотят мириться сторонники экономического направления в географии. Они считают, что у нее больше общего с общественными науками.

Споры о классификации географии носят не только теоретический характер: от классификации зависит организация научных исследований и акценты, которые будут иметь эти исследования. А на выходе — качество выпускаемых по результатам научных изданий (справочников, словарей) и то, какие разделы будут или не будут в них представлены.

В США география еще раньше и дальше отошла от естественнонаучной направленности и сфокусировалась на социальных и культурных аспектах. Поскольку США играют важную роль не только в мировой политике и экономике, но и в научной сфере, этот процесс привел к тому, что во многие мировые географические издания не включаются разделы по океанологии, почвоведению и биогеографии.

Ответы на билеты ГИА по географии

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации!

Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Методы географических исследований и основные источники географической информации википедияПоиск по сайту:

Поиск Лекций

Важность физической географии для человека

Если 200-300 лет назад основной целью физической географии было освоение новых территорий и изучение особенностей природных условий этих мест, их ценных ресурсов, то сейчас перед ФГ стоят иные задачи. Понимание того, что происходит в окружающей среде, дает шанс научиться рационально использовать оставшиеся природные ресурсы, найти пути применения щадящих методов для разработки ископаемых. Понимание устройства литосферы, которое дает ФГ, при совместной работе специалистов из смежных отраслей поможет найти решение экологических проблем, с которыми столкнулся современный человек.

Физическая география – это большая наука, в которой пересекается множество дисциплин. Но только в сочетании с другими знаниями, которые дает экология, геология, экономика и даже история, ФГ позволит человеку находить ответы на вопросы, которые каждый день встают перед ним: как избежать истощения ресурсов, как сохранить баланс между индустриализацией и природными ценностями, как позволить человечеству развиваться не в ущерб окружающей среде.

Мне нравитсяНе нравится

Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии

Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:

Статистический – он основан на получении статистических материалов, использовании различных справочников со статистическими данными, обработке и анализе всех полученных материалов.
Экономико-математический – выражает количественные соотношения и закономерности размещения форм и хозяйств, расселение и жизнедеятельность людей.
Картографический – с его помощью на карты наносятся различные объекты, что позволяет отследить их связь и расположение.
Системный метод – географический объект рассматривается как сложная динамическая система, где отслеживается ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды.
Исторический – важно знать географию прошлого, чтобы понимать современную географию населения и хозяйства. Это дает возможность спрогнозировать возможные изменения на определенной территории.
Метод полевых исследований и наблюдений – это один из самых важных методов во всех географических науках

Во время поездок специалисты могут наглядно заниматься изучением особенностей хозяйственного использования земель, видеть системы расселения, условия жизни людей, изучать главные типы хозяйств.
Методы дистанционных наблюдений (аэрофотосъемка из космоса) – в последнее время используются все шире. Они дают новую информацию с более масштабных территорий и позволяют изучать хозяйственное освоение местности, границы экономических районов, состояние окружающей среды и т.д.

Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:

  • экологическое – представляет собой правильное использование ограниченных ресурсов, а также применение экологичных, энерго-, природо- и материалосберегающих технологий, переработку и утилизацию отходов, производство экологически чистой продукции;
  • экономическое – стабильность в развитии гарантирует целостность как биологических, так и физических природных систем;
  • социальное – направлено на понимание проблем социального характера.

С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:

  • Определение законов формирования политического устройства мира.
  • Изучение состава, распределения и изменения роста мирового населения.
  • Определение расположения природных ресурсов на Земном шаре, возможность их использования в хозяйственной деятельности.
  • Изучение влияния научно-технического прогресса на развитие мирового хозяйства.
  • Определение места и значения некоторых государств в развитии мирового хозяйства.

Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.

Исследование «белых пятен»

Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.

Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:

  • тропические джунгли Амазонки;
  • ледовый щит Гренландии;
  • северные горы в Колумбии;
  • остров Папуа – Новая Гвинея.

Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.

Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.

Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.

Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.

Интересные факты

География, как и всякая наука, содержит много необычных или странных фактов.

Вот некоторые их них:

  1. Самое короткое название географического места — Å. Оно расположено в Швеции и Норвегии. На языках эти стран Å означает «река».
  2. Самое длинное название — Krung thep maha nakorn amorn ratana kosin-mahintar ayutthay amaha dilok phop noppa ratrajathani burirom udom rajaniwes-mahasat harn amorn phimarn avatarn sathit sakkattiya visanukamprasit (163 буквы). Это место находится в Таиланде.
  3. Глубина самой низкой точки поверхности Земли — Марианской впадины в Тихом океане — составляет 10 971 метр.
  4. Почти все реки текут в сторону экватора. И лишь течение Нила направлено в противоположную сторону.
  5. Самый крупный город в мире по занимаемой площади — Хулун-Буир в Китае, в районе Внутренняя Монголия. Его площадь составляет 263 953 квадратных километра.

↑яХЯРЕЛЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ

яНБПЕЛЕММЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ – ЯХЯРЕЛЮ МЮСЙ, Б ЙНРНПНИ БШДЕКЪЧРЯЪ ЕЯРЕЯРБЕММШЕ (ТХГХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ), НАЫЕЯРБЕММШЕ (ЯНЖХЮКЭМН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ) МЮСЙХ, ОПХЙКЮДМШЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ МЮСЙХ Х МЮСЙХ, МНЯЪЫХЕ ХМРЕЦПЮКЭМШИ УЮПЮЙРЕП.

тХГХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ БЙКЧВЮЕР ЙНЛОКЕЙЯМШЕ МЮСЙХ Н ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ НАНКНВЙЕ Б ЖЕКНЛ – ГЕЛКЕБЕДЕМХЕ (НАЫСЧ ТХГХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ), КЮМДЬЮТРНБЕДЕМХЕ(ПЕЦХНМЮКЭМСЧ ТХГХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ), ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХЧ (ЩБНКЧЖХНММСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ). б ОПНЖЕЯЯЕ ДКХРЕКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ ЦЕНЦПЮТХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ВЮЯРМШЕ МЮСЙХ Н ЙНЛОНМЕМРЮУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ НАНКНВЙХ – РНОНЦПЮТХЪ, ЦЕНЛНПТНКНЦХЪ, ЦЕНЙПХНКНЦХЪ, ЙКХЛЮРНКНЦХЪ Х ЛЕРЕНПНКНЦХЪ, ЦХДПНКНЦХЪ (Я ОНДПЮГДЕКЕМХЕЛ МЮ ЦХДПНКНЦХЧ ЯСЬХ, НЙЕЮМНКНЦХЧ), ЦКЪЖХНКНЦХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ОНВБ, АХНЦЕНЦПЮТХЪ.

б ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙСЧ ЦЕНЦПЮТХЧ БУНДЪР ЙНЛОКЕЙЯМШЕ МЮСЙХ — ЯНЖХЮКЭМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЛХПНБНЦН УНГЪИЯРБЮ, ПЕЦХНМЮКЭМЮЪ ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ОНКХРХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ. вЮЯРМШЕ МЮСЙХ: ЦЕНЦПЮТХЪ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЯЕКЭЯЙНЦН УНГЪИЯРБЮ, ЦЕНЦПЮТХЪ РПЮМЯОНПРЮ, ЦЕНЦПЮТХЪ МЮЯЕКЕМХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ ЯТЕПШ СЯКСЦ, ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Х ДП.

й ХМРЕЦПЮКЭМШЛ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛ МЮСЙЮЛ НРМНЯЪРЯЪ ЙЮПРНЦПЮТХЪ, ЯРПЮМНБЕДЕМХЕ, ХЯРНПХВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ, ЦЕНЦПЮТХЪ НЙЕЮМЮ. пЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ОПХБЕКН Й ЯРЮМНБКЕМХЧ ОПХЙКЮДМШУ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ МЮСЙ — ЛЕДХЖХМЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ, ПЕЙПЕЮЖХНММНИ ЦЕНЦПЮТХХ, БНЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ, ЛЕКХНПЮРХБМНИ ЦЕНЦПЮТХХ Х ДП. нМХ БШОНКМЪЧР ЯБЪГСЧЫХЕ ТСМЙЖХХ ЛЕФДС ЦЕНЦПЮТХЕИ Х ДПСЦХЛХ МЮСВМШЛХ ДХЯЖХОКХМЮЛХ. еДХМЯРБН ЦЕНЦПЮТХХ НАСЯКНБКЕМН ЕЯРЕЯРБЕММН-ХЯРНПХВЕЯЙХЛ ЕДХМЯРБНЛ НАЗЕЙРЮ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ; НАЫМНЯРЭЧ ХЯОНКЭГСЕЛШУ ЛЕРНДНБ; ОПЕДЛЕРМНИ БГЮХЛНДНОНКМЪЕЛНЯРЭЧ ОПХ ПЕЬЕМХХ РЕППХРНПХЮКЭМШУ ОПНАКЕЛ. оПХМЖХОХЮКЭМНЕ ПЮГКХВХЕ ДБСУ БЕРБЕИ ЦЕНЦПЮТХХ – Б ЯСЫМНЯРХ ЕЯРЕЯРБЕММШУ Х НАЫЕЯРБЕММШУ ГЮЙНМНБ Х ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ. ъГШЙ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ БЙКЧВЮЕР ЙЮПРС, ОНМЪРХЪ Х РЕПЛХМШ, ТЮЙРШ, ЖХТПШ, ДЮРШ, ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ МЮГБЮМХЪ; ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ (НАПЮГШ).

Методы физической географии

В процессе теоретических и прикладных исследований ученые используют общие и специализированные методы. К первой категории методов сбора данных относят:

  • Экспедиционный метод. В его рамках специалисты изучают определенную территорию, природное явление. Это один из самых древних способов получения информации в географии. При этом современная география требует не только визуального изучения территории, но и применения специальной техники.
  • Стационарный метод. Предполагает сбор данных о процессах, которые постоянно меняются во времени. Стационарные наблюдения используются при изучении гидросферы, сейсмической активности.
  • Экспериментальный метод. Один из самых молодых методов ФГ, при котором происходит наблюдение за изучаемым объектом под действием различных факторов. Благодаря этому методу стали доступны методы моделирования физико-географических процессов.

Вторая категория – методы первичной обработки. Для изучения информация поступает в самых разных видах: образцы, цифровые характеристики, карты, схемы, снимки, текстовая информация. Далее к полученным данным применяют следующие методы:

  • Сравнительно-описательный. С его помощью описывается действие или изучаемый объект. Как правило, дополняет статистические или картографические методы.
  • Картографический. Наглядное изображение пространства территории.
  • Статистический. Включает в себя в основном числовые параметры явлений и природных объектов (таблицы, диаграммы, схемы).

Каждый из перечисленных методов дополняет другой и обеспечивает получение максимально точной и подробной информации об объектах литосферы.

Что изучает физическая география?

Одна из самых важных задач современной географии – это переосмысление рациональных способов добычи и использования, освоения природных ресурсов и условий человеком. Экстремально быстрый технический прогресс вызвал уже заметное сейчас истощение многих природных источников. И речь идет не только о воде и полезных минералах, но и в первую очередь об окружающей среде.

К объектам физической географии относят:

  • климат земного шара;
  • особенности внутренних вод;
  • ландшафты и рельеф, геологическое строение;
  • животный и растительный мир;
  • природные зоны, включая почвы;
  • экосистемы как уникальные сформированные условия в отдельных территориальных точках.

Таким образом, физическая география – это наука, изучающая совокупность элементов литосферы Земли (твердой оболочки планеты, состоящей из земной коры и верхней части мантии).

↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ

гЮПСАЕФМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Б 20 Б ОПНЬКЮ ОСРЭ НР ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ГЮДЮВХ НОХЯЮМХЪ ГЕЛМНИ ОНБЕПУМНЯРХ, ОПХПНДШ, УНГЪИЯРБЮ Х МЮЯЕКЕМХЪ, ДН ОНХЯЙЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ Х ГЮЙНМНБ. аНКЭЬНЕ НАЗЕДХМЪЧЫЕЕ БКХЪМХЕ МЮ ПЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ НЙЮГЮКХ УНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ МЕЛЕЖЙНЦН СВЕМНЦН ю. цЕРРМЕПЮ, БХДЕБЬЕЦН ГЮДЮВС ЦЕНЦПЮТХХ Б БШЪБКЕМХХ “ГЕЛМШУ ОПНЯРПЮМЯРБ ОН ХУ ПЮГКХВХЪЛ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШЛ БГЮХЛННРМНЬЕМХЪЛ”. уНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ Б яью Б РПСДЮУ п. уЮПРЬНПМЮ. мЮ ЩРНИ РЕНПЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБЕ Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ, яью, юБЯРПЮКХХ ЬХПНЙНЕ ПЮГБХРХЕ ОНКСВХКХ ПЮАНРШ ОН ПЮИНМХПНБЮМХЧ РЕППХРНПХХ. гМЮВХРЕКЭМШИ БЙКЮД Б ПЮГПЮАНРЙС РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ БМЕЯКХ Б цЕПЛЮМХХ г. оЮЯЯЮПЦЕ, ю. оЕМЙ, н. ьКЧРЕП, й. рПНККЭ, и. ьЛХРУЧГЕМ; Б яью – й. гЮСЕП, х. аНСЛЮМ. бН тПЮМЖХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ПЕЦХНМЮКЭМНИ Х ЙСКЭРСПМНИ ЦЕНЦПЮТХХ (о. бХДЮКЭ ДЕ КЮ аКЮЬ, щ. лЮПРНМ, ф. аНФЕ-цЮПМЭЕ). цЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ ДЕРЕПЛХМХГЛ, ОНОСКЪПМШИ Б ЮМЦКНЪГШВМНИ ЦЕНЦПЮТХХ МЮВЮКЮ 20 Б., ОПЪЛН БШБНДХК ХЯРНПХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ОПНЖЕЯЯШ ХГ ОПХПНДМШУ СЯКНБХИ (щ. уЮМРХМЦРНМ).

б АХНЦЕНЦПЮТХХ ХДЕЪ ХГЛЕМЕМХЪ БН БПЕЛЕМХ ЯРЮКЮ ПСЙНБНДЪЫЕИ ОНЯКЕ ПЮАНР т. йКЕЛЕМРЯЮ. яТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ Б яью (й. гЮСЕП) Х бЕКХЙНАПХРЮМХХ (у. дЩПАХ). й. гЮСЕП ГЮКНФХК НЯМНБШ ЩЙНКНЦХХ ВЕКНБЕЙЮ Х БХДЕК НЯМНБС ЕДХМЯРБЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ Б ХГСВЕМХХ ОПХПНДШ Х ВЕКНБЕЙЮ. оНКХРХВЕЯЙХЕ ЯНАШРХЪ ОЕПБНИ ОНКНБХМШ 20 Б. ЯРХЛСКХПНБЮКХ ПЮГБХРХЕ ЦЕНОНКХРХВЕЯЙХУ РЕНПХИ, ЙНРНПШЕ ХЯУНДХКХ ХГ ОПЕДЯРЮБКЕМХИ Н ЦНЯСДЮПЯРБЕ ЙЮЙ НПЦЮМХГЛЕ Я МЕНАУНДХЛШЛ ЕЛС ФХГМЕММШЛ ОПНЯРПЮМЯРБНЛ (т. пЮРЖЕКЭ, п. вЕККЕМ, у. лЮЙЙХМДЕП).

бН БРНПНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. НЯМНБМШЕ СЯХКХЪ АШКХ МЮОПЮБКЕМШ МЮ ЯНГДЮМХЕ ЮООЮПЮРЮ ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ. яКНФХКЮЯЭ РЕНПХЪ ЖЕМРПЮКЭМШУ ЛЕЯР б. йПХЯРЮККЕПЮ Х ю. кЕЬЮ, ОНГБНКХБЬЮЪ НАЗЪЯМХРЭ ХЕПЮПУХЧ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЕ ПЮЯОНКНФЕМХЕ ОНЯЕКЕМХИ. б ЦЕНЛНПТНКНХХ ПЮАНРШ п. уНПРНМЮ Х ю. яРПЮКЕПЮ ОНКНФХКХ МЮВЮКН ЙНКХВЕЯРБЕММНИ ЛНПТНКНЦХХ ПЕВМШУ АЮЯЯЕИМНБ. рЕНПХЪ НЯРПНБМНИ АХНЦЕНЦПЮТХХ НАЗЪЯМХКЮ ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ ЯННРМНЬЕМХЕ БХДНБНЦН ПЮГМННАПЮГХЪ ФХБНИ ОПХПНДШ НР ОКНЫЮДХ НЯРПНБЮ Х ЕЦН СДЮКЕММНЯРХ НР ЛЮРЕПХЙЮ (п. лЮЙЮПРСП, е. сХКЯНМ). бМЕДПЪКЯЪ ЯХЯРЕЛМШИ ОНДУНД, ЯЮЛНПЕЦСКЪЖХХ, СЯРНИВХБНЯРХ (п. вНПКХ, а. йЕММЕДХ, п. уЮЦЦЕР, п. аЕММЕР, щ. мЕЕТ). б 70-80-Е ЦЦ МЮ ОЕПБШИ ОКЮМ БШДБХЦЮЕРЯЪ ХГСВЕМХЕ ОПНАКЕЛШ ХЕПЮПУХХ ОПНЖЕЯЯНБ БН БПЕЛЕМХ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШУ НАЗЕЙРНБ. б ПЮЛЙЮУ НАЫЕЯРБЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ (АХУЕБХНПХГЛ) – д. сНКОЕПР, й. йНЙЯ, п. цНККЕДФ). я 90-У ЦЦ ОНОСКЪПМШ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН БНЯОПХЪРХЧ Х ЩЯРЕРХЙЕ КЮМДЬЮТРЮ, НЯНАЕММН БН тПЮМЖХХ (ф. аЕПРПЮМ, ю. дЕЙЮЛ). б 60-70-Е ЦЦ НАНГМЮВХКЮЯЭ ЩЙНКНЦХГЮЖХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ (д. яРНДДЮПР, ц. уЮГЕ, х. яХЛЛНМЯ, т. уЩЕП). б 70-80-Е ЦЦ ТНПЛХПСЕРЯЪ КЮМДЬЮТРМЮЪ ЩЙНКНЦХЪ. нЯНГМЮМХЕ ЦКНАЮКЭМШУ Х ПЕЦХНМЮКЭМШУ ЩЙНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ ОНРПЕАНБЮКН ПЮГПЮАНРЙХ ЙНМЖЕОЖХИ ОПХПНДНОНКЭГНБЮМХЪ Х НУПЮМШ ОПХПНДШ. я 1982 Ц. ЯСЫЕЯРБСЕР лЕФДСМЮПНДМЮЪ ЮЯЯНЖХЮЖХЪ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ. нЯМНБМНЕ ОПХЙКЮДМНЕ ГМЮВЕМХЕ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б ОКЮМХПНБЮМХХ ГЕЛКЕОНКЭГНБЮМХЪ, АНКЕЕ ЬХПНЙН – Б КЮМДЬЮТРМНЛ ОКЮМХПНБЮМХХ.

Теоретические методы

Можно выделять две главные формы умозаключения – дедукция и индукция. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях. По итогам полевых и камеральных исследований, систематизации и анализа данных, отражения их в моделях и картах исследователи делают общий вывод об особенностях и закономерностях развития объекта, явления и процесса. Такой вывод становится теорией.

Теория – форма обобщения результатов исследования, система взаимосвязанных утверждений и доказательств.

Дедукция – путь рассуждений от общего к частному.

Индукция – путь рассуждений от частного к общему.

Примеры

  • Пример дедуктивного заключения: «По карте экологического районирования установлено, что регион, в котором находится населенный пункт, относится к экологически загрязненным. Следовательно, и на территории местности можно обнаружить следы экологического загрязнения».
  • Пример индуктивного умозаключения: «Во время полевых исследований установлено, что на территории населенного пункта обнаружены признаки экологического загрязнения. Следовательно, регион, куда входит наш населенный пункт, относится к экологически загрязненным».
  • Пример умозаключения по аналогии: «Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь».

Запомни!

Любое умозаключение только тогда становится теорией, когда истинность каждого утверждения доказана опытом, экспериментом, наблюдениями, расчетами и т. п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector