Здание мариинского театра
Содержание:
- Труппы
- Репертуар театра
- Как в Петербурге появились частные театры и что показывали рабочим и студентам
- Как добраться до Мариинского театра
- Мариинский театр в Санкт-Петербурге
- Что будет дальше?
- [править] Причины возникновения
- История Театральной площади в Санкт-Петербурге
- Мариинский-2
- Императрица Мария Александровна
- «Раймонда»: два лика
- Площадки
- Фестивали
- История создания
- Архитектура
- Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Труппы
Опера
Оперная труппа знаменита такими именами, как Мария Максакова, Леонид Собинов, Софья Преображенская, Ирина Богачёва, Николай Охотников, Лариса Шевченко, Юрий Марусин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Ольга Кондина и Анна Нетребко.
Реконструкции и первый спектакль
В конце ноября 1836 года опера Глинки «Жизнь за царя» стала первым спектаклем, который увидела сцена перестроенного театра.
С течением времени оперные спектакли русской труппы постепенно стали переноситься на сцену Александринского театра и так называемого Театра-цирка. Театр-цирк находился напротив Большого театра, в котором главном образом демонстрировались выступления балетной труппы и итальянской оперной труппы.
В 1859 Театр-цирк сгорел и н его месте Альберто Кавос возводит новый театр, получивший имя Мариинского в честь супруги императора Александра Второго — императрицы Марии Александровны, царствовавшей в то время. Первой постановкой театра года стала опера Глинки «Жизнь за царя». Мариинский театр также реконструировался неоднократно.
Незадолго до закрытия Большого театра большая часть спектаклей была перенесена на сцену Мариинского театра в 1885 году.
В этом же году Виктор Шретер – главный архитектор императорских театров, дополняет левое крыло здания трехэтажным корпусом, в котором стали располагаться залы для репетиций, театральные мастерские, котельные и электростанции. В конце 19 века В. Шретер реконструирует некоторые внутренние помещения, а также и главный фасад театра, придав ему монументальность форм.
Репертуар театра
В репертуаре театра было несколько опер Моцарта
(«Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита»), Россини
(«Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник»), Вебера
(«Вольный стрелок»). Были в репертуаре театра и произведения русских композиторов: водевили Алябьева
и Верстовского
, а также опера Кавоса «Иван Сусанин». Ш. Дидло
ставит в театре русский балет. Именно этот период творческой жизни театра запечатлён в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Как в Петербурге появились частные театры и что показывали рабочим и студентам
После 1860-х годов начинается некоторое освобождение. Появляется больше людей, которые ходят в театр иногда: студенты, курсистки, независимые женщины, купеческое сословие, новая буржуазия.
Конечно, это связано с политическими изменениями, с реформами Александра. Перестали разделять пространство партера и места за креслами — так, в общем, театр отозвался на то, что происходило в обществе.
В 1882 году разрешаются частные театры
Это было очень важное событие: до этого существовали крепостные театры, но они были семейными, а публичные частные театры, в которые можно купить билеты, возникли только после 1882 года. Этого все ждали и очень хотели, Островский много писал о том, что это должно быть.
Появляется театр, который сперва называется Театром литературно-артистического кружка, потом — литературно-художественного общества, потом — театром Суворина. Это здание, где сейчас находится БДТ.
В частных театрах оказывается полегче с цензурой. Суворинский, или Малый, театр был очень даже серьезным в плане репертуара. Там, например, впервые ставится «Царь Федор Иоаннович» Толстого, которая 30 лет была под запретом. Или «Власть тьмы» Толстого — страшная пьеса, в которой на сцене убивают новорожденного младенца и которая была под запретом 10 лет. Там же впервые показывают «Преступление и наказание» — это вообще роман, и чтобы его поставить, надо было сперва переделать в пьесу. А для XIX века это нехарактерная ситуация.
В частных театрах полегче и в плане этикета. Императорский театр отличался тем, что туда является император, и все должны были быть к этому готовы — поэтому правила строже. В этих же театрах, конечно, гораздо более свободная форма посещения: и в поведении, и в том, как человек одет.
Кроме того, в конце XIX века появляются совсем демократичные театры — для рабочих. Например, Василеостровский театр и Народный дом, который был в ведении Общества попечительства о народной трезвости. Просвещением хотели максимально объять люд достаточно дикий, который обычно пошел бы в кабак. Эта демократичная аудитория приходила совсем в зипунах, хотя они, конечно, старались одеться торжественнее.
Эти театры устраивали летом открытые сцены в садах и парках, которые были еще дешевле. Даже там могли ставить и Шиллера, и Шекспира, и Чехова.
Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия», режиссер Александр Таиров, 1933 год
Как добраться до Мариинского театра
Самостоятельно добраться до театра достаточно просто. Он располагается в исторической части города и отмечен во всех путеводителях.
Точный адрес: Театральная площадь, 1, Санкт-Петербург, Россия.
Как добраться из аэропорта Пулково:
-
Вариант 1
Автобус:от выхода из Пулково каждые 5 минут ходит автобус №39. Примерно за полчаса он доедет до Авиационной улицы.
Автобус:по маршруту К-350 за 25 минут можно добраться до остановки Театральная площадь.
Пешком:идти около 200 метров до главной сцены Мариинского театра. Еще столько же до обновленного Мариинский-2. Если повернуть на улицу Писарева, а это еще около 200 метров, можно попасть в концертный зал Мариинского театра.
-
Вариант 2
Автомобиль:расстояние 20 километров. Добраться до Мариинки можно через Пулковское шоссе, Московский проспект и центр города.
-
Вариант 3
Автобус:маршрутное такси под номером К-39 за 20 минут доедет до станции метро Московская.
Метро:ехать от Московской до Сенной площадь по 2 линии (синей ветке), время в пути — 17 минут.
Метро:перейти на 5 линию (фиолетовую ветку) по подземному переходу и выйти через станцию Садовая.
Пешком:через улицу Садовую и пр. Римского-Корсакова или по живописной набережной канала Грибоедова пройтись до Мариинского театра.
Как добраться от Московского вокзала:
-
Вариант 1
Пешком:через Невский проспект идти 5 км.
-
Вариант 2
Пешком:400 метров до площади Восстания на Невском проспекте.
Автобус:15 минут в пути и 9 остановок по маршруту №181 до Никольской площади.
Пешком:около километра до пункта назначения.
Мариинский театр в Санкт-Петербурге
Фасад Мириинского театра, в основном, создан архитектором В. А. Шретером. Внутренний интерьер практически не изменился: роскошный занавес, великолепная царская ложа, хрустальная люстра. Сохранена и цветовая гамма — голубой цвет с золотом. Оформление театра отличается богатством архитектуры. Витые колонны, разорванные фронтоны, лепные украшения в виде женских головок, масок. Мы можем видеть разнообразные орнаменты, фигуры атлантов, кариатиды, украшающие ложи. Особенно привлекателен плафон с изображением танцующих девушек и амуров (выполнен Э. Франчиоли по эскизам Х. Дузи). Окружают плафон портреты русских драматургов. В оформлении театра приняли участи такие замечательные русские художники как А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.
С театром связаны такие мировые имена как Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Ф.И. Стравинский, Э.Ф. Направник, М.И. Петипа, А.П. Павлова, Г.С. Уланова, Р. Нуриев, М.Н. Барышников.
Что будет дальше?
В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.
Новая Мариинка. 2013 год.
Обложка: https://commons.wikimedia.org
[править] Причины возникновения
В ночь на 26 января 1859 г. здание Театра-Цирка в Петербурге сгорело; остался лишь остов здания. Петербург лишился одной из своих сцен. Большой Каменный театр, к этому времени неоднократно перестраивавшийся (в 1811 году произошел крупный пожар и здание было восстановлено, а в 1836 году архитектор А. К. Кавос провел новую реконструкцию; были и последующие реконструкции), уже не справлялся со всеми требованиями времени. Правда, с 1832 года Александринский театр, а с 1833 года Михайловский театр, да и другие сценические площадки Петербурга, — давали и оперы, и балеты, и драмы. Но и этого столице не хватало.
После утраты в пожаре Театра-Цирка тут же было принято решение строить на этом месте новое театральное здание императорской труппы.
Новое здание должно было отвечать всем необходимым современным условиям — сцена, гримерные и декораторские мастерские, зрительный зал, ложи — в том числе императорская… Всё требовало новаторских решений.
Строил новый театр архитектор Альберто Кавос.
14(27) сентября 1859 года вышло высочайшее постановление — император Александр II «высочайше повелел перестраиваемый театр-цирк именовать Мариинским», по имени жены Александра II императрицы Марии Александровны.
История Театральной площади в Санкт-Петербурге
Таатральная площадь в Санкт-Петербурге — одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных недалеко.
Летом 1766 года во времена правления Екатерины II на Дворцовой площади устраивали гуляния, маскарады для знати. Там были сооружены «карусели» (амфитеатры для конных игр). После завершения праздника гуляния было решено перенести в район Коломны, на территорию, примыкающую к Крюкову каналу. Теперь здесь горожане могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть на выступления комедиантов, прогуляться. Площадь называли Карусельной.
В 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр, который здесь строился с 1775 по 1783 гг. по проекту А. Ринальди. Это было первое в России монументальное здание — Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе. А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед каменным театром.
В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется ее нынешнее название — Театральная.
Сильный пожар 1811 год практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — все один партер». Здание Каменного театра полностью перестраивается для Петербургской консерватории (архитектор В. В. Николя). Инициатива основания ее в 1862 году принадлежит Рубинштейну. Это самое старое высшее музыкальное учебное заведение в стране.
На противоположной пустующей стороне во время правления Николая I строится деревянный Театр-цирк (архитектор А. К. Кавос). Но спустя 10 лет в 1859 году, здание сгорело. Под руководством того же архитектора цирк перестроен в Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.
Царская ложа и ложа министра императорского двора имели самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. Оформление и убранство театра были впечатляющими. Новый театр открылся 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».
Мариинский-2
Возле главного здания Мариинского театра, через Крюков канал, расположено новое здание театра, носящее название «Мариинский-2» (Новая сцена), где создают и показывают самые современные произведения и новаторские постановки.
Адрес Мариинского-2: улица Декабристов, дом 34.
Репертуар Мариинского-2 с его оснащенной по последнему слову сценой и камерными площадками призван связать историю Мариинского театра с современными сочинениями самых разных жанров — оперой, балетом, симфонической музыкой, а также возможностью ведения образовательных и просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.
Здание Мариинского-2 имеет общую площадь 79 114 м2.
Зрительный зал может вместить до 1830 зрителей.
В здании театра семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, который является из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», кафе, вспомогательные помещения и служебная подземная парковка.
Камерные зала в Мариинском-2
В театре находятся четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, чье творчество связано с театром: Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина.
Вместимость каждого зала составляет около 120 мест.
Зал Прокофьева находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов.
Фойе Стравинского — это камерная площадка в зрительской части театра, расположенная на четвертом этаже.
Особой приметой этого концертного пространства являются высокие, ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для публики. В Фойе проходят концерты, интерактивные просветительские программы для детей и юношества, воскресные лекции к спектаклям для всех возрастных категорий зрителей.
Зал Щедрина находится на четвертом этаже в зрительской части театра. В зале проводятся концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия, как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.
Зал похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и большими окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины стены.
Зал Мусоргского располагается на пятом этаже.
В зале показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, также проходит цикл «Потрет солиста», в рамках которого с сольными программами выступают ведущие певцы оперной труппы.
Смотровая терраса в Мариинском-2
Мариинский-2 имеет открытую террасу на крыше, которую, в летний период, можно посетить за час до начала спектакля. С террасы открывается вид на исторический центр Петербурга.
Билеты на экскурсию на террасу можно приобрести в кассах Мариинского-2 или у дежурного администратора, за час до начала текущего представления при наличии билета на спектакль.
Внешний облик Мариинского-2
Внешний фасад здания Мариинского-2, по сравнению со «старым» зданием напротив, выглядит легко и современно.
Здание выполнено из бежевого юрского мрамора, прорезано высокими панорамными окнами различного размера и увенчано металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри — на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол улиц Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.
Возле внешней стены Мариинского-2, со стороны набережной Крюкова канала, находится воссозданный при строительстве здания театра фрагмент стены Литовского рынка.
В 1787-1789 годах на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и набережной Крюкова канала был построен рынок по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Рынок получил название «Литовский», из-за расположенного по соседству Литовского замка, где квартировал Литовский мушкетерский полк.
В 1920 году торговые ряды были уничтожены пожаром, а на их месте в 1929-1930 годах архитекторами Николаем Митуричем и Василием Макашовым был возведен Дворец культуры имени Первой пятилетки.
В 2013 году дворец уступил место новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), возведенной по проекту архитектора Джек Даймонда.
Через Крюков канал старая сцена Мариинского театра с Мариинским-2 соединены подвесным крытым стеклянным переходом.
Императрица Мария Александровна
Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны»
Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская.
По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища. Она основала бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов, положила начало новому периоду женского образования в России, учредила открытые всесословные женские учебные заведения (гимназии), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Она организовала Красный Крест в России, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны отдала много сил, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.
Императрица Мария Александровна при поддержке супруга Александра II
основала крупнейший в Петербурге и всей России театр (Мариинский) и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской фамилии, лично государыни, и, по настоянию императора Александра II, носили ее имя. Театр носит её имя и теперь. В фойе театра установлен бюст императрицы Марии Александровны.
«Раймонда»: два лика
«Раймонда» – балет непростой. В нем много слоев. Буквальный пересказ сюжета не дает ничего, лишь вскроет несообразности балетного «средневекового» колорита. Зато метафорический подход срабатывает.
Это, как и «Спящая красавица», символ пробуждения души в ожидании любви. А все прочее – венгерские рыцари и буйные сарацины, графиня из Прованса и трубадуры – надлежащая театральная рамка и повод для разнообразия танцев.
Стилизация средневековья в музыке и хореографии минимальна, большей частью ее вообще нет. Но есть, начиная с увертюры, неоромантическое томление в теме выбора.
Мария Хорева и Мария Ильюшкина – открытие последних лет, балерины высокого класса и почти ровесницы, их негласное творческое соперничество многим навевает воспоминания о временах, не столь уж и давних, когда любители балета не знали, куда в Мариинке бежать, на Ульяну Лопаткину или на Диану Вишневу. Впрочем, эстетическая разница между примами была столь велика, что балетоманы выбирали то, что им ближе.
Самые мудрые не входили ни в какие партии, но стремились понять, как преображается балетная партия в трактовке интроверта или экстраверта.
В нынешнем случае речь скорее может идти о двух подходах к образу Раймонды – она или решительная и сильная духом, делающая выбор сразу, или нежный цветок, колеблющийся и распускающийся сообразно обстоятельствам. Хоревой ближе первый подход, Ильюшкиной – второй. При этом техника первой Марии уверенней и отчетливее, но она уже давно танцует Раймонду. Вторая Мария только что вошла в балет, и некоторая «размазанность» отдельных па – видимо, признак волнения в дебюте. Хотя…
Мария Хорева. Фото – Александр Нефф
Хорева вносит в партию нестандартную смесь подростковой решительности и лирической шаловливости: ее четко очерченный танец основан на определенности психологических и пластических мотивов, и рельефный отталкивающий жест рукой у лица, отвергающий любовные атаки шейха, недвусмысленно означает «нет». Что и вызывает дальнейшие события (похищение и прочее). Ильюшкина же словно «гасит» графику академической выучки в поэтической «дымке»: ее жесты исподволь наполнены трепетом и маревом, поэтому непонимание женского отказа шейхом в ее случае более мотивировано. Ведь она завлекает неведомо для себя.
В общем, Хорева – как бы Раймонда-Одиллия, а Ильюшкина – Раймонда-Одетта. При этом туры в обе стороны, плавная легкость и умение взмахнуть ногой так, что мало не покажется, у обеих прекрасны. Как и сочетание венгерского танца с классическим в последней картине.
Мария Ильюшкина. Фото – Наташа Разина
И тут мы возвращаемся к идее «Раймонды». К ее средневековому посылу.
Я бы так сказала: сравнение выступлений Хоревой и Ильюшкиной в таком, казалось бы, насквозь условном жанре псевдоисторического балета, претерпевшего к тому же множество редакций (в Мариинке идет версия Константина Сергеева, тоже ставшая классической) позволяет подумать о феномене куртуазности не меньше, чем ее «аутентичная» стилизация в каких-нибудь реконструкциях средневековых церемоний. Такова уж природа классического балетного спектакля, построенного на культе женского образа и преклонении перед балериной.
Кстати, о преклонении. Партнеры обеих Раймонд (маститый Владимир Шкляров и дебютант Никита Корнеев) весьма в этом преуспели. Учитывая, что собственно танца этим рыцарям без страха и упрека в «Раймонде» дано мало.
На этом, поскольку в мою задачу не входит анализ исполнения «Раймонды» труппой Мариинского театра, я закончу. Скажу только, что артисты хорошо выдерживают и ярко подают заложенный в хореографии баланс между танцем и жестом, между танцами на каблуках и на пуантах, между строгостью классики и относительной свободой характерного танца.
В памяти останутся «пророческие» танцы сна Раймонды, Сарацинский танец и Панадерос, Мазурка и Венгерский, и некоторые вариации финального Гран па.
Площадки
Основное здание (слева) и вторая сцена Мариинского театра
- Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
- Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2), (ул. Декабристов, д. 34). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
- Концертный зал Мариинского театра (третья сцена и камерная сцена), (ул. Декабристов, д. 37 и ул. Декабристов, д. 39)
- Приморская сцена Мариинского театра (Владивосток, ул. Фастовская, д. 20)
- Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ, улица Тхапсаева, 18)
- Северо-Осетинская государственная филармония (Владикавказ, улица Миллера, 34)
В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов. Работает Высшая школа музыкального и театрального искусства Мариинского театра.
Фестивали
Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.
Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.
Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:
- балетный «Мариинский»
- оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
- современной музыки «Новые горизонты»
Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»
Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:
- фестиваль детских музыкальных театров-студий
- школы искусств в гостях у театра
- детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»
История создания
В 1900 году в конце улицы Писарева по проекту знаменитого архитектора Виктора Александровича Шретера было сооружено здание из красного кирпича, в котором разместился Декорационный магазин и зал Дирекций Императорских театров (здесь магазин — не место торговли, а склад декораций). На первых трех этажах строения хранились декорации, а выше находился зал для их росписи и мастерские.
Осенью 2003 года пожар уничтожил большую часть постройки. Сгорели крыша и металлические перекрытия, декорации и костюмы к спектаклям, в том числе к идущим в настоящее время. Чудом выстояли только старинные стены, созданные Виктором Шретером и простоявшие более 100 лет.
Руководство Мариинского театра решило возвести на месте руин концертный зал, позже получивший неофициальное название «Мариинка-3».
Сооружение концертного зала можно определить двумя словами — он был возведен «быстро и качественно». Менее года ушло на разработку проекта и год потребовался, чтобы построить здание.
К работам были привлечены авторитетные зарубежные компании. Автор проекта — французский архитектор Ксавье Фабра, Под его руководством работы выполнило архитектурные бюро FABRE & SPELLER и PUMAIN, Париж. Генеральным подрядчиком выступило петербургское строительное предприятие «НЕВИСС-Комплекс». В строительстве Мариинки-3 участвовали компании Франции, Японии и Германии, а также Санкт-Петербурга и Москвы.
Для создания хорошей акустики был приглашен специалист мирового уровня Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), ранее выполнявший аналогичные работы в Копенгагене, Лос-Анжелесе и Токио. Оформлением интерьера занималась группа художников, возглавляемая Михаилом Шемякиным.
В 2006 году новый концертный зал распахнул свои двери для любителей музыки. Через три года здесь был установлен орган, созданный знаменитой французской фирмой «Даниэль Керн».
Архитектура
Проект Штакеншнейдера предполагал сохранение основного объема дворца Чернышева, но с усовершенствованием конструктивных элементов, изменением внутреннего пространства, использованием при строительстве новейших технологий и материалов. В итоге, прежние стены усилили дополнительной каменной кладкой, деревянные балки заменили металлическими, залы оборудовали системой централизованного отопления и вентиляцией, а ванные комнаты — водопроводом и канализацией. Электричество появилось позже — в 1893 г.
Мариинский дворец на google.maps
Трехэтажное здание в плане имеет явную асимметрию. Его архитектурный облик выполнен в эклектичном стиле, основанном на классицизме в общем объеме и барокко в скульптурных элементах. Фасад украшен пилястрами с капителями и балюстрадами. Он подчеркнут двумя крайними ризалитами с треугольными фронтонами и центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Первый уровень дворца отделан рустовкой, а входная группа выделена портиком с арочными проходами. Его завершает открытая террасная площадка, огражденная балюстрадой с вазонами. Оконные проемы каждого этажа имеют собственные размеры.
Изначальная планировка предусматривала виды из жилых комнат на внутренние дворы, а из служебных помещений — на внешние улицы.
Архитекторы
Автором проекта Мариинского дворца является русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Этот комплекс считается его лучшей работой. Он привлекал к сотрудничеству профессоров и бывших студентов Академии художеств, которые занимались второстепенными корпусами и помещениями.
В 1890-х гг. здание капитально ремонтировалось и частично реконструировалось под руководством академика Императорской Академии художеств, архитектора Людвига Петерсона. В 1906-м по проекту русского зодчего Леонтия Бенуа Зимний сад был перестроен под Большой зал заседаний.
Зал заседаний, assembly.spb.ru
Во время ВОВ Мариинский дворец серьезно пострадал от бомбежек. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора М. Шепелевского.
Ордена на фасаде
В 2005–06 гг., в ходе масштабной 9-месячной реставрации экстерьера Мариинского дворца, на аттике были воссозданы лепнина и городской герб, удаленный с фасада в 1960-х гг. Гипсовые слепки наград Ленинграда на центральном ризалите заменили укрупненными металлическими копиями:
- медали Золотая Звезда;
- 2 орденов Ленина;
- ордена Октябрьской Революции;
- ордена Красного Знамени.
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.
В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.
Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».
На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.
Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.
Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.
Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.