Аварский каганат: история происхождения, разгром

Религия

Верующие аварцы — премущественно -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских и . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Датуна (Шамильский район), возведённый в в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

Описание

Карта Северо-Кавказского региона

Аварцы — это северо-кавказский народ с северо-кавказским языком . Другим племенем с общим названием «Aβar» в соответствии с Британской энциклопедией , «одним из людей неопределенного происхождения и языка», был так называемый туранский кочевой народ, который представился как «псевдоавары» — по мнению правитель тюркского каганата (Gőktürks) — в Европе.

Аварцы населяют большую часть горной части Дагестана, а также части равнин (Буйнакск, Хасавюрт, Кизилюрт и другие районы). Они также проживают в Чечне , Калмыкии и других регионах Российского государства, а также в Азербайджане (в основном, в Балаканском и Закатальском районах с населением 50 900 человек в 1999 году и 49 800 человек в 2009 году) и Грузии (Кварели-аварцы с 1 996 человек в 2002).

В 2002 году аварцы, которые ассимилировались с этническими группами, говорящими на родственных языках, насчитывали около 1,04 миллиона человек, из которых 912 020 человек проживают в России (по данным переписи 2010 года). Из проживающих в России 850 011 человек проживают в Дагестане (перепись 2010 г.), 32% из них — в городах (2002 г.).

Символ Аварского ханства

В Турции данные переписи населения Северного Кавказа не приводятся, поскольку они считаются «этническими турками». По данным Атаева Б.М., согласно исследованию А.М. Магомеддадаева, в 2005 году аварцы должны были составлять около 53 000 человек. Аварцы называют себя «аварал» (также «маарулал»).

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось. Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.

Появление аварцев в Европе

Авары поселились в районе Карпат. Способствовало этому Великое переселение. На территории современной Венгрии племя обладало сильной политической властью. Сведения об аварах сохранились только в хрониках Византии и Франкского государства.

Известно, что в 568 году лангобарды двинулись на территорию Северной Италии, образовав там Ломбардию. На их прежнее место по обоим берегам реки Дунай пришли авары. Именно они помогли в свое время лангобардам вытеснить германское племя гепидов из желаемых земель.

Аварские посланцы впервые явились в Европу в 558 году. Они захотели вступить на территорию Византийской империи. Для этого посланцы попросили помощи у правителя алан. Чуть позже послы прибыли в Константинополь. Источники отмечают, что мужчины носили прически с вплетенными в волосы лентами разных тонов. Это был отличительный убор для кочевников. Посол авар предложил византийскому императору военную помощь в обмен на предоставление земель.

В то время основным соперником Византии было государство франков. Другой опасностью стало появление в Карпатском бассейне славян. Авары стали выгодным союзником для Константинополя.

Перед тем как узнать, когда был основан Аварский каганат, стоит разобраться c территорией проживания племени. Вначале аварам предложили земли на месте современной Сербии, но те от них отказались. Они попросили поселиться в Добрудже, которая лежала вдоль берегов Дуная. Равнина кочевому народу подходила больше. Но племя задержалось здесь ненадолго. Далее был известный уже союз с лангобардами и поселение в Паннонии. Началось формирование государства.

Семейные ценности

Огромное значение для аварцев во все времена имела семья. У них есть масса поговорок о том, что именно дом и близкие люди являются той защитой, “крепостью”, что поможет выдержать любые испытания судьбы.

До сих пор в аварских семьях существует чёткое половое разделение. В мальчиках с детства воспитывают понимание того, что они — защитники и кормильцы. Девочек учат быть “царицей дома”, создавать уют и выполнять основные дела по хозяйству.

В старину у аварцев было принято делить дом на две половины — женскую и мужскую. На женской также с матерью оставались её дети. Когда мальчику исполнялось пятнадцать лет, он переходил жить в комнату отца. Считалось, что с этого возраста юноша осознаёт себя как мужчина, защитник, воин — значит, он больше не ребёнок.

В наше время можно заметить, что некоторые традиции воспитания детей у аварцев сохранились с прежних времён. Они с любовью относятся к младшим членам семьи, однако стараются не баловать их, а растить в уважении к труду и старшим людям. На мой взгляд, это очень верные принципы, что помогают человеку в дальнейшем.

Национальный костюм аварок

Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда. В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

  1. По сговору родителей. Практиковали «люлечные браки», однако чаще сватались за двоюродных братьев и сестер, предпочитая жениться в пределах тухума.
  2. По выбору юноши. Для этого он приходил в дом избранницы и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Если девушка отвечала согласием, начиналось сватовство.
  3. Против воли родителей. Если молодые полюбили друг друга, но их родители не одобрили выбор, жених и невеста сбегали и венчались. Приходилось молить о родительском благословлении постфактум: хотя такая свадьба и считалась позором, прощение новая семья получала.
  4. По настоянию общества. Засидевшихся в девках и вдов выводили на центральную площадь и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. Выбранному приходилось жениться, если он не был в сговоре ни с кем другим.

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй — в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.

Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Почему аварцев назвали аварцами?

Если бы можно было вернуться в прошлое на несколько столетий назад, вы наверняка удивились бы, почему сами аварцы себя так не именуют. Более того, единого самоназвания у народа не было. Этнос разделялся на несколько племён, каждое из которых называло себя по-своему. Слово “аварцы” появляется в источниках иностранного происхождения.

Чаще всего так называли народ русские, причём даже здесь особенности этнонима понять крайне сложно. У учёных существует несколько версий относительно происхождения слова.

Аварцы

К примеру, востоковед В.Ф.Минорский полагал, что именование “аварцы” связано с названием древнего племени аваров. Он считал, что этот азиатский народ оказал значительное влияние на формирование культуры аварцев. И, конечно, явное созвучие в словах сложно не заметить.

Впрочем, есть и иная версия, которая, на мой взгляд, тоже имеет право на существование. Согласно ей, аварцами нард впервые назвали тюрки Позднее от них слово переняли русские. В переводе с тюркских наречий “авар” значит “воин”, “бродяга”. “беспокойный человек”.

Надо отметить, что все эти характеристики очень точно подходили к древним аварским племенам. Они кочевали (то есть были беспокойными “бродягами”), а также отличались прекрасным воинским искусством.

Что же касается самих аварцев, то Василий Потто пишет:

«Аварец» художник Г. Гагарин XIX век.

Аварский каганат: создание

После закрепления на новой территории племя создало собственное государственное объединение. Оно получило название «Аварский каганат». Первым известным правителем считается Баян. Под его контроль попали и соседние племена: гепиды, славяне. К концу 6-го века в каганат влились другие народности, например кутригуры, забендеры.

Поскольку Византия оказалась занята войной с персами, авары со славянами провели опустошительные набеги по землям низовья Дуная. Ими владел Константинополь. В 591 году авар удалось вытеснить с балканских земель. Военные стычки между каганом Баяном и византийцами носили попеременный характер.

В 7-м веке на западной пограничной стороне Аварского каганата было создано государство. Оно просуществовало тридцать пять лет, но принесло немало вреда аварам и франкам. Основали его славяне в союзе с франкским купцом Само. Распад воинственного государства был связан со смертью его главы.

В середине 7-го века в самом каганате происходит кризис из-за прекращения прежней династии. На трон метили кутригуро-болгары. Они подняли восстание внутри державы, которое аварам удалось подавить. В результате кутригуро-болгар вытеснили с земель каганата.

В семидесятых годах по Дунаю расселились протоболгары. Они создали отдельное государственное объединение под названием Великая Булгария. Аварский каганат поддерживал с ними дружеские отношения. Просуществовала страна до 9-го века. Есть сведения, что сын болгарского хана Куврата переселился со своим народом на земли авар. Связано это было с появлением в южнорусских степях хазар. Племена смешивались между собой, что не могло не повлиять на этнический тип авар. Хазарский и Аварский каганаты существовали в одно время. Только государство хазар продержалось до 11-го века.

Численность

В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек. 850 000 из них проживают на своей исторической родине — в Дагестане. Около 50 000 человек обитает в Азербайджане — это одна из крупнейших зарубежных диаспор. Диаспора аварцев в Турции насчитывает порядка 50 000 человек, однако подтвердить это документально сложно, поскольку законы страны не обязывают указывать национальную принадлежность.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Народы Дагестана

Список основных народностей выглядит так:

  1. Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
  2. Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
  3. Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.
  4. Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
  5. Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
  6. Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
  7. Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

Политическая история

На арене мировой истории авары появляются в 555 году как теснимый древними тюрками на запад кочевой народ. Тогда они еще кочевали в степях западного Казахстана. В их кочевья переносятся на западный берег Волги в степи Северного Кавказа, где они вступают в альянс с аланами против савиров и утигуров.

В послы авар прибывают в Константинополь ко двору Юстиниана, но потом их политический вектор неожиданно меняется, они объединяются с кутригурами, нападают на антов, покоряют их и посылают булгаро-славянскую армию Забергана к стенам византийской столицы.

В — авары обогнув с севера Карпаты совершают дальний грабительский рейд в Тюрингию и Галлию. Как сообщает Григорий Турский, при помощи волшебства они разбивают войско франков и пленяют их короля Сигиберта I.

В авары, в союзе с лангобардами побеждают гепидов, которым оказывала помощь Византия, и овладевают долиной Тисы. Год спустя, после ухода лангобардов в Италию, авары, во главе со своим каганом Баяном, становятся хозяевами всего Задунавья, которое превращается в основной очаг их нападений на византийские владения.

Аварский каганат

Основная статья: Аварский каганат

Поселившись на Среднем Дунае в Паннонии авары основали государство в котором сами заняли место военной аристократии. Опираясь на хринги (деревянные крепости) они держали в подчинении славянские племена, распространению которых в Далмацию, Иллирию и Фракию они немало способствовали. В 627 г. авары потерпели сильное поражение от византийцев, повлёкшее восстание кутургуров. В 631 г. авары разбили кутургуров. Серьезным противником авар оказались франки, которые нанесли им в ощутимый удар. В начале IX века территорию аварского каганата поделили между собой германцы и булгары. В 896 г. Паннонию заняли венгры, с которыми слились остатки авар .

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Аварское общество

Большая часть аварского общества состояла из воинов. В погребениях находится много оружия, так как, по представлению аваров, воины и в загробном мире продолжали ту же деятельность, что и на земле. Можно предположить, что захоронения с оружием принадлежали знати, поскольку оружие было дорогим. Часто богато украшенные мечи и кольчуги простых воинов в могилы не попадали, а переходили по наследству от отца к сыну. В погребениях нет и колчанов с полным набором стрел (известно лишь погребение в Боче, где захоронен вождь племени). Обычно количество стрел не достигает и десятка. Вероятно, каждая стрела была символом власти над десятью свободными воинами — ведь организация аварского войска строилась по принятой в Азии десятичной системе.

В году появление авар в византийской столице вызвало большой интерес, ибо в волосы мужчин были вплетены цветные ленты — характерный убор кочевников.

Известно множество богатых погребений ранне- и среднеаварского периодов, сконцентрированных в средней части Венгрии. Однако в позднеаварское время таких погребений нет. Зато увеличивается количество могил с бедным инвентарем, что свидетельствует как о расслоении общества, ведущем к возрастанию числа людей, лишенных собственности и попавших в зависимость, так и о влиянии Христианства, ибо Церковь запрещала языческие обряды захоронения с оружием и конем. Тем не менее, в могилы попадали украшения (серьги, браслеты, кольца, перстни), головные уборы, по которым можно судить об общественном положении погребенного.

Каждая большая патриархальная семья имела свое место в могильнике. Однако знатных людей хоронили отдельно от остальных членов семьи — в особой части могильника; в таких отсеках обычно много золотых вещей.

Знать хоронили иногда в гробах из скрепленных досок. Бедняков, по-видимому, заворачивали в циновки или какой-нибудь другой быстро истлевающий в земле материал.

Форма могил была различной. Известны, хотя и крайне редко, могилы с подбоем: от основной ямы отходило мешкообразное углубление для умершего. Иногда это углубление шло параллельно основной яме, где хоронили лошадь. Различные формы могил свидетельствуют о том, что авары смешивались с другими народами постепенно, сохраняя старые обычаи и подчеркивая тем самым, какие этнические элементы имеют перевес в тех или иных родах. Описанный обычай захоронения показывает преобладание монголоидных элементов. Захоронения в стоячем или сидячем положении свидетельствуют о том, что могильник принадлежит потомкам сарматов или же выходцам из Средней Азии.

Встречаются и парные погребения: либо мать с грудным младенцем, либо мужчина и женщина, что, вероятно, отражает обычай убийства вдовы после смерти мужа. Но не исключается и одновременная естественная смерть супругов.

Авары, как и другие кочевые народы, не знали развитого института рабства. Лишь в качестве домашних рабов они использовали попавших в плен иноплеменных воинов и разорившихся соплеменников.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

История народа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром

История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство — одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные «вольные сообщества». Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector