Реколлекции на адвент в костелах минска

Росица. Костел Святой Троицы

Строгий и величественный костел в Росице — яркий представитель неороманского стиля в Беларуси. Строился он в начале XX века на средства местной шляхты и прихожан. Первоначально храм венчали шатровые башни, однако они были снесены в межвоенный период: советские власти посчитали их удобной мишенью для «вражеской Польши». 

Во Вторую мировую войну костел стал свидетелем масштабной трагедии: в 1943 году, во время карательной операции «Зимнее волшебство», фашисты устроили здесь сортировочный пункт. Кого-то отправили в концлагеря, кого-то сожгли в хатах и конюшне. Всего за время «Освейской трагедии» в Росице погибло 1528 человек. В том числе ксендзы Юрий Кашира и Антоний Лещевич, которые были сожжены вместе со своими прихожанами (по другим данным, Антоний был застрелян). Католическая церковь причислила росицких ксендзов к лику блаженных. Сегодня в Росице в память о тех страшных событиях установлен мемориал. 

Главный алтарь гродненской Базилики

Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.

В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.

В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.

Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:

Как добраться до Костела Святой Троицы в Гервятах

Гервяты — это небольшой поселок, который располагается в 160 километрах от Минска. Напрямую из столицы до костела Святой Троицы можно доехать только на автомобиле: в пути предстоит провести около 2-х часов. Самый оптимальный маршрут: проехать по трассе М6 и Е28, и в районе населенного пункта Краковка свернуть на дорогу Р52. Она, собственно, и ведет к искомому месту.

Прямого автобусного сообщения между Минском и Гервятами нет. До этого места можно добраться и на общественном транспорте, но придется делать пересадки. Сначала с минского центрального автовокзала нужно сесть на автобус, который следует до городка Островец. Автобусы туда ходят каждый день, с 7:30 до 21:00. Прибыв в районный центр, вам необходимо сесть на один из автобусов, который следует до Гервят (подойдут маршруты, следующие до населенных пунктов Чехи, Гири и Рымдюны). Уточнить расписание автобусов можно уточнить по ссылке:

Расписание автобусов в Беларуси на сайте ОДО «БЕЛТРАНСКОМ»

Можно подключить и железнодорожный транспорт: нужно сесть на поезд, который следует до станции «Гудогай». Этот населенный пункт расположен в 15 километрах от Гервят. Можно добраться до Островца, и уже там сесть на любой из автобусов, упомянутых выше.

Панорама костела Святой Троицы в Гервятах:

Видео: Костел Святой Троицы в Гервятах

Засвирь. Троицкий костел

Костел в Засвири — один из немногих сохранившихся памятников сарматского барокко в Беларуси. Стиль отличается упрощенными лаконичными чертами, внешней неприступностью, которая часто контрастирует с богатыми интерьерами. 

Здание храма пристраивалось в XVIII веке к уже существовавшему здесь ранее монастырю босых кармелитов. Во время восстания Кастуся Калиновского в подвале костела держали пленных повстанцев. Монахи сжалились и отпустили заключенных. За такое неповиновение царские власти передали храм православной церкви. 

В межвоенный период в Засвирь приезжал художник, скульптор и поэт Язеп Дроздович, которого за многопрофильность талантов прозвали белорусским Леонардо да Винчи. В то время ксендзом храма служил друг Дроздовича — поэт и общественный деятель Казимир Свояк, который принципиально вел службы на белорусском языке.

Сегодня костел является действующим, а вот от монастыря остались только руины. Возможно, когда-нибудь сюда доберутся руки реставраторов.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

«Красный» костел в Минске

Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.

История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске

Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей

Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена

К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).

«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси

Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.

Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.

Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.

Топ-3 костелов Минска

Костел Святых Симеона и Елены

Адрес: Минск, улица Советская, 15

Наш топ открывает визитная карточка столицы, одна из самых ярких доминант центра города — храм Святых Симеона и Елены, более известный как «Красный» костел. История его появления драматична, судьба сложна, да и само существование памятника архитектуры не раз было под угрозой.

Вот несколько интересных фактов о «Красном» костеле:

  1. Храм построен в 1909 году в память о рано ушедших из жизни детей Эдварда Войниловича. Симону было всего 12 лет, Алене — 19.

  2. Его украшают три колокола. У каждого из которых — свое имя (Эдвард в честь инициатора строительства, Симон в честь его сына и Михаил в честь архангела);

  3. Здание уцелело благодаря киноискусству. Костел передали киностудии «Советская Белоруссия», а затем, в 1975 году, его переоборудовали под Дом кино. В советские времена многие культовые сооружения использовались в качестве складов и хранилищ и до их сохранности никому не было дела, а за состоянием «Красного» костела как раз следили.

Кстати, Минск и кинематограф тесно связаны: многие достопримечательности столицы Беларуси не раз становились декорациями популярных фильмов и сериалов.

Собор Пресвятой Девы Марии

Адрес: Минск, площадь Свободы, 9

Архикафедральный собор Минска был заложен еще в 1700 году и является одним из старейших зданий столицы. Инициаторами его строительства выступили иезуиты, которые, впрочем, владели приходом недолго: в 1773 году Папа Римский запретил деятельность этого христианского ордена. Костел неоднократно перестраивался, в советские времена две его башни снесли, роскошные фрески замазали краской, а в самом помещении разместилась тренировочная площадка спортивного общества «Спартак». Однако сейчас об этом практически ничто не напоминает: фрески восстановлены, из самой Австрии доставлен орган и регулярно проводятся службы.

Фото костелов Беларуси не передают всю красоту этих шедевров архитектуры. Поэтому наша подборка экскурсий по Минску придется как нельзя кстати, если вы хотите воочию убедиться в величии этого белоснежного храма.

Интересный факт от VETLIVA: строители, которым было приказано перекроить храм под сталинский ампир, догадывались, что, возможно, однажды храм вернет былое величие. Они тщательно зафиксировали все, что смогли: чертежи костела, архитектурные особенности и многое другое. Во многом благодаря им этот католический храм Беларуси так хорошо выглядит.

Костел Святого Роха

Адрес: проспект Независимости, 44А

Завершает топ-3 костелов в Минске небольшой, но очень красивый храм. Костел Святого Роха (он же Троицкий) находится в старинном квартале Минска — Золотой Горке. Если у вас есть в запасе несколько дней на знакомство со столицей — обязательно сюда загляните!

VETLIVA рассказывает: Святой Рох считается покровителем хирургов и защитником от чумы. Средства на строительство храма в его честь собирали не только католики, но и представители других конфессий, потому что покровительству этого святого приписывают также спасение Минска от эпидемии холеры.

Германовичи. Костел Преображения Господня

Строительство костела в 1770 году начал Юзеф Гильзен, владелец Германович. Но завершить не успел.

Храм достраивал Игнатий Ширин – его роду Германовичи отошли по наследству от Гильзенов. В 1787 году перед верующими предстал костел в стиле позднего барокко с элементами классицизма: прямоугольный неф с полукруглой апсидой, широкими боковыми ризницами и двумя четырехъярусными башнями.

Святыня пережила восстания и две войны, но не устояла перед советской властью – в 1948 году здесь сделали склад. Верующим ее вернули в 1988 году, крест освятили в 1992-м. Массивные барочные алтари полностью сохранить не удалось, но можно увидеть на стенах остатки полихромной росписи и декоративную композицию над входом.

Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых, но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный — во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ—XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны. Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

История

Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».

В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.

В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.

В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.

В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.

Свирь. Костел Святого Николая

Монументальный костел в живописном поселке Свирь — памятник эклектичной архитектуры с элементами необарокко. Его возводили в начале XX века, используя элементы более древнего барочного храма: на охранительной табличке через звездочку можно увидеть две даты постройки — 1653 и 1909 год.

Службы здесь проводились и при Советах — вплоть до 1961 года. Потом костел, все же, был закрыт и не избежал судьбы многих храмов Беларуси: его переоборудовали под хозяйственные нужды. Причем складом дело не обошлось — здесь размещался цех по производству автомобильных номеров. В наше время после масштабной реставрации здание вернули верующим.

История местности

Существует три версии происхождения названия местности. Первая выводит его от литовского слова Игаки, которое означает перекрёсток дорог, который на самом деле в этом месте существует. Другая указывает на легенду про князя, который потерял тут деталь седла, которая называется «троки». Третья утверждает, что жители Трокелей переселились из города Троки, который находится рядом с Вильнюсом, и назвали свою новую деревню Малыми Троками, или Трокелями.

На протяжении истории поселение находилось сперва в составе Великого Княжества Литовского, потом Речи Посполитой, а теперь входит в состав Беларуси. Некогда оно относилось в Виленскому воеводству и было сначала в Лидском, затем, с 1791 года, в Ошмянском, а в конце XIX века, снова в Лидском уезде. Теперь территориально Трокели входят в состав Вороновского района Гродненской области.

Сначала Трокели были собственностью литовского шляхетского рода Гаштольдов, что подтверждается письмом Зигмунда Кястутавича от 1433 года. После смерти последнего наследника рода Гаштольдов – Станислава, виленского воеводы – оно перешло в собственность короля. Следующими собственниками Трокелей стали отцы-иезуиты из Вильны, которые поменяли на это поселение Ширвинты, более отдалённые от Вильны и поэтому менее удобные для них.

Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя

Построенный еще в 1606 году, готико-ренессансный костел в Камаях никогда не прекращал свою работу, даже во время ВОВ и послевоенную эпоху — большая редкость в нашей стране. Внутри сохранились оригинальные фрески Альфреда Ромера, белорусского художника XIX века, прославившегося росписями на религиозную тематику. Еще одно звучное имя в истории камайского костела — Казимир Свояк. Известный белорусский поэт и общественный деятель несколько месяцев служил здесь настоятелем во время Первой мировой войны. 

При посещении костела обратите внимание на бойницы и внушительную толщину стен — в костеле присутствуют элементы оборонительного сооружения. Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове

Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране

Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове. Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране.

История строительства

Начал строиться в 1905 г. на средства дворянина-минчанина Эдварда Войниловича. Его двое детей умерли совсем рано (Елена прожила 19 лет, Симон – 12 лет). Для любящего отца это была большая трагедия. В их честь он решил построить костел на средства, которые должны были достаться детям в наследство. Внутри костела Святого Симеона и Святой Елены в Минске установлен бюст его создателя, и захоронены его останки. Строительство было закончено в 1908 г., а начал свою работу храм в 1910 г., с момента его освящения.

Эдвард Войнилович

Цвет кирпича был выбран не случайно – Елена, дочь Войниловича, перед своей смертью рассказывала о красной церкви, которую видела в своих снах, зарисовывала ее, и просила, чтобы такая церковь была построена на самом деле. Этот образ Красного костела минский меценат и воплотил в жизнь.

Храм является памятником архитектуры. Располагается в самом центре Минска, неподалеку от Дома правительства, на главной площади Независимости. Архитектурный стиль костела можно назвать неороманским, либо неоготикой с элементами модерна.

Красный костел в Минске в годы войны

Храм функционировал до 1923 г., когда революционные идеи государственного строя прекратили его работу, конфисковав все культовые ценности. Было время, когда в этих стенах действовал польский театр, киностудия, Дом кино и Музей кино.

Во время Великой Отечественной войны, когда Минск оккупировали немецкие войска, костел Святых Елены и Симеона ненадолго возобновлял свои функции. Когда война закончилась, шел разговор об уничтожении архитектурного памятника, но, к счастью, эти планы не претворились в жизнь.

Советская эпоха несколько видоизменила его стены – кое-что пристраивалось, исправлялись изображения на стенах, витражах, предметы интерьера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector