История красного костела
Содержание:
- Архитектура и интерьеры Будславского костёла
- Храм Всех Святых
- Как добраться до Костела Святой Троицы в Гервятах
- Семейная трагедия и чудесное творение
- Реликвии и святыни Будславского костёла
- Мосар. Костел Святой Анны
- История
- Лучай. Костел Святого Тадеуша
- «Красный» костел в Минске
- Краткое описание
- История местности
- Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя
- Гервяты. Троицкий костел
- Архитектура костёла
- 7. Могилев. Костел Святого Станислава
- Росица. Костел Святой Троицы
Архитектура и интерьеры Будславского костёла
Будславский костёл, выстроенный в стиле позднего барокко, к настоящему времени практически не изменил свой облик. Центральный неф, в глубине которого установлен алтарь, сильно растянут по сравнению с боковыми. Чтобы разместить как можно больше верующих вблизи алтаря, к храму пристроили трансепт. Место пересечения трансепта с продольными нефами увенчано куполом, скрытым внутри крыши.
Вид на храм с севера
Фасад костёла обильно декорирован пилястрами, резными капителями и полуколоннами. Богато украшенная центральная часть здания завершена фронтоном, похожим на фигурный гребень. В убранстве костёла пластика форм достигла совершенства. Интерьеры расписаны так искусно, что лишь вплотную подойдя к колоннам, можно обнаружить, что на самом деле их нет — это не скульптура, а объёмная живопись.
Храм Всех Святых
В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых, но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.
Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный — во время богослужения может принять до 1200 человек.
Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.
Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.
Церковь Александра Невского
Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.
Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ—XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.
Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны. Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.
Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.
Как добраться до Костела Святой Троицы в Гервятах
Гервяты — это небольшой поселок, который располагается в 160 километрах от Минска. Напрямую из столицы до костела Святой Троицы можно доехать только на автомобиле: в пути предстоит провести около 2-х часов. Самый оптимальный маршрут: проехать по трассе М6 и Е28, и в районе населенного пункта Краковка свернуть на дорогу Р52. Она, собственно, и ведет к искомому месту.
Прямого автобусного сообщения между Минском и Гервятами нет. До этого места можно добраться и на общественном транспорте, но придется делать пересадки. Сначала с минского центрального автовокзала нужно сесть на автобус, который следует до городка Островец. Автобусы туда ходят каждый день, с 7:30 до 21:00. Прибыв в районный центр, вам необходимо сесть на один из автобусов, который следует до Гервят (подойдут маршруты, следующие до населенных пунктов Чехи, Гири и Рымдюны). Уточнить расписание автобусов можно уточнить по ссылке:
Расписание автобусов в Беларуси на сайте ОДО «БЕЛТРАНСКОМ»
Можно подключить и железнодорожный транспорт: нужно сесть на поезд, который следует до станции «Гудогай». Этот населенный пункт расположен в 15 километрах от Гервят. Можно добраться до Островца, и уже там сесть на любой из автобусов, упомянутых выше.
Панорама костела Святой Троицы в Гервятах:
Видео: Костел Святой Троицы в Гервятах
Семейная трагедия и чудесное творение
Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.
Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.
Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.
Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.
Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.
Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.
Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.
Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.
Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.
Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.
После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.
В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.
В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.
И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.
Реликвии и святыни Будславского костёла
В алтаре костёла хранится икона Будславской Божьей Матери, признанная главной католической святыней Белоруссии. В 1598 году минский воевода Ян Пац получил эту икону в подарок от папы римского Климентия VIII в связи с принятием католичества.
После смерти Паца икона досталась его придворному священнику Исаку Солокаю. В 1613 году Солокай, совершив паломничество в Будслав, под впечатлением от мессы и по просьбе монахов пожертвовал святыню костёлу.
Вид на храм с севера-востока
В XVII веке глава бернардинцев Флориан Колецкий подарил иконе серебряный оклад с арабесковым орнаментом, который и сегодня сохраняет святыню. На самой иконе изображена Божья Матерь с младенцем на руках. Правой рукой Иисус благословляет, а в левой — держит плод граната, символизирующий бессмертие и воскрешение. Впервые чудо исцеления икона явила в 1617 году — к 5-летнему мальчику Иосафату Тышкевичу вернулось зрение, как только он переступил костёльный порог.
В благодарность Иосафат стал монахом. По милости божьей Регинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, мучающей его 7 лет. Пани Полония Ягальская исцелилась от паралича ног. Эти чудеса исцеления и ещё 40 случаев оздоровления, прославивших икону, были описаны настоятелем Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» в 1650 году. В годы Великой Отечественной войны икона Богоматери уберегла Будслав от разрушения. Хотя через Будслав трижды проходила линия фронта, ни один снаряд не упал на посёлок и костёл.
Вид на заднюю сторону храма
В 1994 году Папа Римский Иоанн Павел II присвоил костёлу почётный титул малой базилики, что подчёркивает особую связь белорусского храма со Святым Престолом в Ватикане. Стоит отметить, что великих базилик в мире всего пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме, а статуса малой базилики удостоена 1601 церковь. В 1998 году в знак благодарности за чудеса на земле состоялась коронация иконы Будславской Божьей Матери. Кардинал Римско-католической церкви Казимир Свёнтек возложил папские короны на икону, объявив её покровительницей всей Белоруссии. 2 июня 2007 года во время ежегодных торжеств, посвящённых восхвалению Будславской Божьей Матери, возле костёла установили необычный крест. Он изготовлен из древесины, вырубленной 500 лет назад монахами-бернардинцами в здешних лесах.
Старый алтарь
Эти исторические брёвна изъяли из стен Виленского монастыря и доставили из Вильнюса тем же путём, что и 5 веков назад — по реке на лодках. Сегодня каждый паломник может прикоснуться к историческому кресту и попросить заступничества у Будславской Божьей Матери.
Мосар. Костел Святой Анны
Классицистический храм в Мосаре появился в конце XVIII века по распоряжению владельцев местечка — Роберта и Анны Бжестовских. В 1838 году в костел из мядельской кармелитской церкви перевезли мощи Святого Юстина, некогда подаренные папой римским Антонию Кощицу, владельцу Старого Мяделя.
Мосарский костел работал по назначению и в советское время, не помешало даже отсутствие священника: с 1961 по 1981 год сельчане проводили службы своими силами.
Новую жизнь в храм вдохнул ксендз Юозас Булька. Он до неузнаваемости преобразил прикостельную территорию, разбив дендропарк с живописными аллеями, живыми изгородями, прудами, скульптурами: Мосар может похвастаться копией знаменитой «Пьеты» Микеланджело и первым в стране памятником Иоанну Павлу II. Все 22 года своей службы в деревне — с 1988 по 2010 год — ксендз яро боролся с пьянством: открыл антиалкогольный музей, проводил профилактические беседы с местными жителями, добился запрета на продажу спиртного в сельпо. Алкоголь в магазине не продают до сих пор.
Рассказываем, где искать храмы с изображением глаза в треугольнике и что он символизирует.
История
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».
В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.
В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.
В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.
В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.
Лучай. Костел Святого Тадеуша
«Описывать бесцельно, смотреть!». В свое время немецкий археолог Людвиг Борхардт так написал о найденном бюсте царицы Нефертити. Костел в Лучае вызывает точно такую же словесную реакцию: едва ли эпитеты вроде «великолепный», «превосходный», «впечатляющий» в полной мере могут передать красоту и масштаб сооружения.
История костела связана с монахами-иезуитами: некогда род Огинских предоставил ордену землю и средства для строительства храма. Костел был освящен в 1776 году в честь Святого Тадеуша — небесного покровителя Тадеуша Огинского.
Изначально храм строился в стиле барокко, со всеми обязательными элементами вроде пышных интерьеров. Позже костел приобрел черты классицизма. Такое сочетание стилей придает ему особый шарм и делает уникальным с точки зрения архитектуры.
Лепнину во внутреннем убранстве храма заменяют фрески в технике гризайль. Этот вид живописи позволяет сымитировать барельефы, скульптуры и другие объемные элементы.
Хватает у костела и других фишек: установленная здесь скульптура папы Бенедикта XVI считается первым памятником этому понтифику в мире.
«Красный» костел в Минске
Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.
История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске
Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей
Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена
К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.
Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).
«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси
Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.
Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.
Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.
Краткое описание
Тихую и уютную деревню Будслав, что в 200 км от Витебска, ежегодно посещают паломники из России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. Здесь находится один из самых почитаемых белорусских костёлов, в стенах которого хранится чудотворная икона Матери Божьей Будславской.
Вид на храм с юго-запада
Храм объявлен папой римским национальным санктуарием, что в переводе с латыни означает «святое место», «святилище». Место это действительно святое — в 1588 году в Будславе было явление Богородицы. История Будслава началась в 1504 году, когда Великий князь польский и литовский Александр основал в дремучем лесу на реке Сервечь поселение монахов-бернардинцев. Монахи, направленные сюда из тогдашней столицы Великого княжества Литовского Вильно, должны были вырубать лес и сплавлять его вниз по реке Вилии.
Первым делом братья-бернардинцы построили для себя деревянные жилища-шалаши (по-белорусски — «буды»), откуда и пошло название посёлка — Буда. К концу XVI века монахи воздвигли деревянную часовню-костёл, и вскоре это место так прославилось своими святынями, что его стали величать не иначе как Буда Славная, а позднее — Будслав. Однажды десятки прихожан стали свидетелями чуда, после чего Будслав признали источником божьей благодати.
Фасад храма
«После утренней литургии люди увидели в небе облако, излучавшее свет на часовню и кельи. В облаке появилась Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, окружённая ангелами», — так описывал явление Богородицы бернардинский летописец Томаш Дыгонев. В 1643 году архитектор из Полоцка Андрей Кромер перестроил костёл в камне. К 1767 году число прихожан и паломников настолько возросло, что для них построили новый костёл, в 8 раз превосходящий старый по площади. Старое здание не полностью исчезло, с использованием его фрагментов рядом с костёлом воздвигли часовню святой Варвары, где и сегодня можно увидеть древний алтарь.
История местности
Существует три версии происхождения названия местности. Первая выводит его от литовского слова Игаки, которое означает перекрёсток дорог, который на самом деле в этом месте существует. Другая указывает на легенду про князя, который потерял тут деталь седла, которая называется «троки». Третья утверждает, что жители Трокелей переселились из города Троки, который находится рядом с Вильнюсом, и назвали свою новую деревню Малыми Троками, или Трокелями.
На протяжении истории поселение находилось сперва в составе Великого Княжества Литовского, потом Речи Посполитой, а теперь входит в состав Беларуси. Некогда оно относилось в Виленскому воеводству и было сначала в Лидском, затем, с 1791 года, в Ошмянском, а в конце XIX века, снова в Лидском уезде. Теперь территориально Трокели входят в состав Вороновского района Гродненской области.
Сначала Трокели были собственностью литовского шляхетского рода Гаштольдов, что подтверждается письмом Зигмунда Кястутавича от 1433 года. После смерти последнего наследника рода Гаштольдов – Станислава, виленского воеводы – оно перешло в собственность короля. Следующими собственниками Трокелей стали отцы-иезуиты из Вильны, которые поменяли на это поселение Ширвинты, более отдалённые от Вильны и поэтому менее удобные для них.
Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя
Построенный еще в 1606 году, готико-ренессансный костел в Камаях никогда не прекращал свою работу, даже во время ВОВ и послевоенную эпоху — большая редкость в нашей стране. Внутри сохранились оригинальные фрески Альфреда Ромера, белорусского художника XIX века, прославившегося росписями на религиозную тематику. Еще одно звучное имя в истории камайского костела — Казимир Свояк. Известный белорусский поэт и общественный деятель несколько месяцев служил здесь настоятелем во время Первой мировой войны.
При посещении костела обратите внимание на бойницы и внушительную толщину стен — в костеле присутствуют элементы оборонительного сооружения. Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове
Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране
Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове. Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране.
Гервяты. Троицкий костел
Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.
Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!
Архитектура костёла
Костёл Святого Станислава. Обмеры начала XX века
Костёл построен из кирпича, типичного для тогдашнего монументального зодчества ― размера 27×12×5 см. Объём костёл имел 40 тыс. м³, высота ― 28 м, наибольшая ширина фасада ― 25 м. В главной части фасада костёла имелись боковые крылья, завершаемые полукружиями стен с арочными проёмами. На фасаде также имелись две 11-метровые трёхъярусные башни. Кресты находились на высоте 28 м.
Как в большинстве иезуитских костёлов, внутренние деревянные стены костёла Святого Станислава были украшены художественной резьбой, свод ― фреской «Иисус, воскрешающий Лазаря». Внутри костёла стояли попарные колонны. Над боковыми нефами на втором и третьем этажах размещались пространства для хоров.
Историк белорусской архитектуры Т. Габрусь предполагает, что «интерьеры костёла и коллегиума, наверно, украшали художники-иезуиты Якуб Бретзер (1690—1733) и Игнатий Доретти (1703—1763). Стены костёла были расписаны фресками на темы жития св. Станислава».
В 1749—1753 годах архитектор Ян Тупальт (1707—1769) затеял крупную перестройку костёла. Искусствовед С. Адамович пишет: «Именно тогда были возведены каменные башни вместо деревянных, фасады украшены гипсовыми скульптурами, а с обеих сторон фасада возведены оригинальные крылья, которые служили также колокольнями. По свидетельству современников, костёл впечатлял не только своими размерами, но и особой работой лучших европейских мастеров, создавших галерею великолепных фресок, украсили интерьер храма резьбой по дереву, скульптурными композициями, изделиями из бронзы».
После упразднения ордена иезуитов в 1773 году костёл обновлялся после пожара и обвала перекрытий ― то есть, он, видимо, был целиком перестроен в третьей четверти XVIII века в стиле позднего барокко.
В Белоруссии существовал ещё один костёл Святого Станислава (1454—1842) ― в Мяделе.
7. Могилев. Костел Святого Станислава
Костел Святого Станислава строился в середине XVIII века как храм монастыря кармелитов и назывался костелом Успения Девы Марии. После вхождения этих земель в состав России был переосвящен, обзавелся статусом кафедрального и по сути стал главным католическим храмом империи: в подчинении Могилевской архиепархии находились церкви латинского обряда по всей стране. Тогда же к барочному костелу добавились черты классицизма — к фасаду пристроили характерный портик с колоннами. В советское время здесь находился архив: сперва центральный архив БССР, после — областной. Это оставило печальный след во внутреннем убранстве костела: часть оригинальной фресковой росписи была сурово замазана зеленой краской. Сегодня храм возвращен верующим, ежегодно здесь проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа».
Драматический театр, костел Святого Станислава и еще 15 точек must see в когда-то «белорусской Праге».
Росица. Костел Святой Троицы
Строгий и величественный костел в Росице — яркий представитель неороманского стиля в Беларуси. Строился он в начале XX века на средства местной шляхты и прихожан. Первоначально храм венчали шатровые башни, однако они были снесены в межвоенный период: советские власти посчитали их удобной мишенью для «вражеской Польши».
Во Вторую мировую войну костел стал свидетелем масштабной трагедии: в 1943 году, во время карательной операции «Зимнее волшебство», фашисты устроили здесь сортировочный пункт. Кого-то отправили в концлагеря, кого-то сожгли в хатах и конюшне. Всего за время «Освейской трагедии» в Росице погибло 1528 человек. В том числе ксендзы Юрий Кашира и Антоний Лещевич, которые были сожжены вместе со своими прихожанами (по другим данным, Антоний был застрелян). Католическая церковь причислила росицких ксендзов к лику блаженных. Сегодня в Росице в память о тех страшных событиях установлен мемориал.