Американская колония

Несколько слов о работе в Израиле в целом

  1. Работы здесь валом (в смысле – много). И разной. Есть специальности, на которых работники в большом дефиците – специалистов редких или важных специальностей работодатели разыскивают днем с огнем и заманивают разными плюшками.
  2. Работающий человек всегда в почете. Вне зависимости от того, кем он работает. В Израиле стыдно не работать. Это не красивые слова, это факт.
  3. По сравнению со странами бывшего СНГ работа в Израиле достаточно хорошо оплачивается и условия труда достойные. Есть всякие темы с оплачиваемыми отпусками, питанием работников, оплатой проезда и тому подобное.
  4. Общеизвестный факт – в Израиле нет коррупции, однако немалую роль играют связи. Протекционизм проявляется и в вопросах трудоустройства. Что касается моего отношения, то даже не знаю, можно ли осуждать компанию, которая с большей готовностью принимает на работу новых людей, за которых поручился кто-то из сотрудников… Да, имея связи, устроиться на работу в Израиле гораздо проще, чем без них. При этом я лично знаю девушку (это моя подруга, репатриантка из СНГ), которая, освоив иврит, сама нашла хорошую работу по своей специальности (она дипломированный конструктор) без всяких связей. Ее путь рассылки резюме был длиною в несколько месяцев, но она смогла это сделать!

История[править | править код]

До создания государстваправить | править код

Молодёжь, прибывшая в Землю Израильскую со второй алиёй 1904—1914 годов, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенгеймер, Н. Сыркин и другие) казалось простым ещё и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов[источник не указан 3941 день], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда[источник не указан 1773 дня]. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.

Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.

Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара

С установлением британской власти в подмандатной Палестине () и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-‘авода. Наряду с небольшими, в начале 1920-х годов были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).

После создания государстваправить | править код

С 1948 года основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы (сельскохозяйственная община, действующая на кооперативных началах).

Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт молодёжной алии из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны. По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около 3 процентов (до основания государства — 7 процентов).

Как попасть в кибуц в Израиле русскому?

Начиная с 1990 года в Израиле действует программа адаптации для репатриантов. Благодаря государственной инициативе агентство «Сохнут» предлагает вновь прибывшим в Израиль воспользоваться предложением «Первый дом на родине». Суть его состоит в том, чтобы обеспечить переселенцам максимально комфортное вхождение в общество.

Для русских, украинцев и других репатриантов из бывших стран СНГ участие в программе оборачивается возможностью не заботиться о жилье и быте в первое время после переезда, а посвятить себя изучению иврита. Такие условия предоставляет возвращенцу кибуц. Жить на его территории и пользоваться всеми благами коммуны можно первые полгода жизни в Израиле. В это время кибуц берет на себя все заботы о новом члене общества. По желанию переселенца время проживания в коммуне можно продлить еще на 6 месяцев.

Планируя переезд из России в Израиль, будущие граждане страны могут сами выбрать подходящий для проживания кибуц из списка, который предоставляет агентство «Сохнут». Он может располагаться, как на юге, так и на севере Израиля. Регион своего проживания в стране репатриант имеет возможность определить самостоятельно.

Участники программы могут воспользоваться следующими благами:

  • Отдельная жилплощадь с мебелью и техникой;
  • Прохождение курса иврита в ульпане;
  • Детский сад, школа для детей;
  • Бесплатное медицинское обслуживание;
  • Магазины с дешевыми продуктами и столовые с недорогим питание;
  • Экскурсии, праздничные и культурные мероприятия;
  • Помощь в поиске работы.

Еще одним способом попасть в кибуц является туристическая поездка. Многие россияне интересуются жизнью на Ближнем Востоке, а кибуцы позволяют не только окунуться в атмосферу современного еврейского общества, но и предоставляют возможность заниматься популярным сегодня эко-туризмом или воспользоваться отдыхом на побережье Мертвого моря и спа-процедурами. Правда, такие визиты носят кратковременный характер, но дают возможность изучить внутреннее устройство коммуны.

Популярностью у россиян пользуются и обычные экскурсии, которые организуют многие кибуцы. Например, поселение Йотвата, расположенное на границе с Иорданией, на юге пустыни Арава. Эта коммуна сегодня представляет собой крупнейшую в стране молочную ферму, поставляющую на рынок 60% от общего объема продукции.

Во время экскурсии посетители могут:

  • ознакомиться с внутренним устройством и работой фермы;
  • Посетить местный зверинец с травоядными и хищными животными;
  • Погулять по заповеднику;
  • Увидеть развалины древнеримской крепости;
  • Поучаствовать в мастер-классе по изготовлению мороженого.

Попасть в кибуц: как это возможно

Если вы хотите попасть в кибуц, то вам придется пройти несколько этапов на этом пути, но все возможно: главное — захотеть. Всего в Израиле, в настоящее время, функционирует более двухсот пятидесяти кибуцев. Для начала, вам следует выбрать те кибуцы, которые интересуют вас более всего, взвесив все плюсы и минусы, за и против, а также собрав все необходимые преимущества, принципиальные для вас.

Вы подаете заявку в секретариат со всеми необходимыми документами, затем вы три года числитесь как кандидат в члены кибуца: это своего рода испытательный срок. Уже после этого, ваша кандидатура одобрится или не одобрится на собрании кибуца.

Идея кибуца

Идея кибуца заключалась в кооперативном поселении равных членов, в котором не было частной собственности, а повседневная жизнь должна была быть организована коллективно. Это тоже может быть связано с социализмом в первоначальном смысле. Следовательно, термин коммунизм часто применяется к кибуцам. Однако приравнивать это к коллективным поселениям в бывшем реальном социализме в Восточной Европе или в реальных социалистических государствах, таких как Северная Корея, которые все еще существуют сегодня , вводит в заблуждение. Б. Колхозы в Советском Союзе почти всегда основывались на государственном принуждении.

Можно провести общее различие между светскими кибуцами, которые больше не рассматривали еврейские религиозные традиции так строго, и религиозными кибуцами, которые поддерживают религиозные традиции в различных направлениях и считают их обязательными для своих членов. Тем не менее традиционные еврейские праздники отмечались во всех кибуцах.

Идеи основателей кибуца были социалистическими и сионистскими . Такая ориентация объяснялась двумя основными причинами:

  • опыт угнетения ( антисемитизм , погромы ) в бывших «принимающих странах» диаспоры , который новое иммигрировавшее поколение основателей привезло с собой в Израиль.
  • отказ от патриархального общества восточноевропейских штетлов

Эти две причины были решающими для основателей кибуца. Они хотели построить еврейское рабочее государство на своей земле. Бесклассовое общество должно быть создано с упором на равенство и общность согласно цитате Карла Маркса : « Каждый по способностям, каждый по своим потребностям! «

Развитие кибуцного движения

Для содействия массовой иммиграции и обеспечения еврейского большинства в государстве Палестины была привлечена израильская профсоюзная организация Гистадрут, которой кибуцы стали подчиняться. Постепенно движение росло, производства расширялись, их хозяйственная база становилась крупнее и мощнее.

В концу Первой мировой войны количество сельскохозяйственных коммун достигло в Палестине 8 с общим населением в 250-300 чел. В 1920 г. в стране установилась власть Британской империи, и начался следующий этап строительства кибуцев Израиля (фото ниже). Из Польши и России в большом количестве прибывали переселенцы, члены халуцианских движений. Они активно включались в организацию новых поселений и рабочих коммун с сельскохозяйственным направлением труда. Самое крупное из них — Гдуд ха-авода.

В начале 1920-х были основаны как крупные, так и небольшие кибуцы, общее количество их достигло 176 с населением около 47,5 тыс. чел.: Бет-Альфа и Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Эйн-Харод и Ягур, Хеци-Ба (1922) и др.

До 1937-го прошла волна прибывающих евреев, которые спасались от нацистских преследований, а затем иммиграция была запрещена до 1948 г. За эти годы количество населения кибуцев выросло до 84 тыс.

Источники

  • Керл, Джон (2009) Для всех людей: раскрывая скрытую историю сотрудничества, кооперативных движений и коммунизма в Америке , PM Press. ISBN  978-1-60486-072-6 .
  • Фитцджеральд, Джордж Р. (1971). Общается их цели, надежды, проблемы. Нью-Йорк: Paulist Press.
  • Холл, Джон Р. (1978). Пути выхода: утопические общинные группы в эпоху Вавилона. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Хоррокс, Джеймс. (2009). Живая революция: анархизм в движении кибуца . Окленд: AK Press.
  • Маргарет Холленбах. (2004) Потерянные и найденные: Моя жизнь в групповой брачной коммуне . University of New Mexico Press , ISBN  0-8263-3463-6 .
  • Робертс, Рон Э. (1971). . Прентис-Холл.
  • Розабет Мосс Кантер . (1972) Приверженность и сообщество: коммуны и утопии в социологической перспективе. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета . ISBN  0-674-14575-5
  • Кантер, Розабет Мосс. (1973) Коммуны: создание и управление коллективной жизнью. Нью-Йорк, Харпер и Роу. ISBN  0-06-043476-7
  • Лаубер, Джон. (1963, июнь). Рассказы Хоторна . Художественная литература девятнадцатого века, Vol. 18, 82–86.
  • Меткалф, Билл; Меткалф, Уильям Джеймс (1996). Общие видения, общие жизни: совместная жизнь по всему миру . Шотландия: Findhorn Press. ISBN 1-899171-01-0.
  • Миллер, Тимоти. (1997) «Нападение на Эдем: Воспоминания об общественной жизни в начале 70-х», Утопические исследования , Vol. 8, 1997.
  • Робертс, Рон Э. (1971). Новые коммуны собираются вместе в Америке. Нью-Джерси: Prentice Hall inc.
  • Вейси, Лоуренс Р. (1978) Общественный опыт: анархические и мистические сообщества в Америке двадцатого века
  • Восс, Элизабет (1996). «Was ist eine Kommune?». Das KommuneBuch (на немецком языке). Геттинген: Verlag Die Werkstatt. ISBN 3-89533-162-7.
  • Уайлд, Пол Х. (март 1966 г.). Обучающая утопия . Английский журнал, Vol. 55, № 3, 335–37, 339.
  • Заблоцкий, Вениамин. (1980, 1971) Радостное сообщество: отчет о Bruderhof: общественное движение теперь в своем третьем поколении (University of Chicago Press, 1971, переиздано в 1980 году), ISBN  0-226-97749-8 . (В издании « Каталога всей Земли» за 1980 год эта книга была названа «лучшей и самой полезной из написанных книг о коммунах».)
  • Заблоцкий, Вениамин. (1980) Отчуждение и харизма: исследование современных американских общин (The Free Press, 1980), ISBN  0-02-935780-2 .

Израильские кибуцы: что это такое

Изначально израильские кибуцы представляли собой сельскохозяйственные коммуны. Это — небольшие сообщества, где каждый из членов выполняет определенную, предписанную ему работу. Деньги члены кибуца не получают, но взамен могут пользоваться абсолютно всеми благами, которые предоставляет им кибуц. Отсутствие прямого денежного оборота — это именно то, что радикально отличает кибуцы от множества других подобных сообществ. Кибуцы могут быть общинными (это традиционная форма), обновленными, а также городскими. Помимо этого, кибуцы могут быть как религиозными, так и нерелигиозными. Впрочем, синагоги пристуствуют в каждом кибуце. Организация кибуцев представляет собой нечто вроде модели коммунизма, реализация которой оказалась возможна благодаря небольшому размеру сообществ, а также слаженной работе их членов. В некоторых случаях, члены кибуцев могут получать часть денег на руки — чтобы иметь возможность что-либо покупать вне территории кибуца. Само собой, в функционировании кибуцев не обходится и без проблем, например, довольно часто актуализируется квартирный вопрос. Тем не менее, желающих попасть в кибуц всегда хватает.

Как живут кибуцы сейчас

Жизнь в кибуцах Израиля сегодня с материальной точки зрения кардинально отличается от жизни первопроходцев. Современные кибуцы – это высокоразвитые предприятия в различных областях деятельности, в том числе и сельскохозяйственной. Трудом членов этих коммун бесплодные ранее земли превращены в цветущие сады.

Доходы кибуцев позволяют им обеспечить прекрасное здравоохранение и содержание в старости своим членам.

Впрочем, в разных кибуцах правила могут отличаться. В укладе таких поселений вообще произошли серьезные изменения.

Так, в некоторых кибуцах произошло неполное обобществление. Дома, а кое-где и земля находятся в частной собственности членов общин и могут переходить по наследству. Есть даже такие кибуцы, где зарплаты их членов не равны, а зависят от трудового участия.

Различаются поселения и по степени ортодоксальности: строгость соблюдения религиозных правил в различных кибуцах разная. Изменилась и специализация кибуцев, в частности, появились коммуны, занимающиеся приемом и обслуживанием отдыхающих.

Но, независимо от устройства кибуцев, уровень жизни в таких поселениях очень хороший и существенно превосходит средний уровень жизни в странах СНГ.

Дети членов кибуца, несмотря на то, что всю свою жизнь содержались на средства общины, после службы в армии имеют право сделать выбор: становиться ли им членами коммуны или уйти и строить жизнь самостоятельно. Никакого крепостничества там нет.

Стать членом кибуца может человек в возрасте до 35 лет. Нужно пройти своеобразный испытательный срок, год прожить и проработать в кибуце. После этого сам человек и старые члены коммуны принимают окончательное решение.

Кибуцы на карте Израиля

С начала прошлого века количество кибуцев на территории Израиля выросло многократно. В 1910 году выходцы из России организовали всего одну коммуну, члены которой стремились на практике реализовать идеи всеобщего равенства. Успешный опыт подстегнул дальнейшее развитие движения. Общины начали возникать по всей стране.

Уникальность сочетания религии, социалистических идей равенства и капиталистического способа зарабатывания на жизнь неустанно привлекают внимание к этим поселениям со стороны иммигрантов. Многие возвращенцы желают начать свою жизнь в стране именно с такой коммуны

Поэтому число поселений неустанно растет.

На карте хорошо видно, сколько кибуцев в Израиле существует на сегодняшний день. По официальным данным на 2019 год он насчитывает на своей территории 267 коммун. Эти общественные поселения можно встретить практически в каждой части страны.

Место расположения во многом влияет на вид деятельности объединения. Раньше основным направлением было сельское хозяйство, поэтому израильские кибуцы сравнивались с советскими колхозами. Но сегодня члены общин зарабатывают не только выращиванием фруктов и овощей, они активно развивают туризм и даже управляют серьезными промышленными предприятиями.

Работа в кибуце преимущества и недостатки

Важное преимущество работы в кибуце — это возможность получения совершенно нового, ни на что не похожего опыта. Кибуц — это совершенно уникальная форма организации общественной жизни, поэтому, если в ваших планах — жизнь в Израиле, то если вам это близко, то попробовать точно стоит. Внутри кибуцев проводится масса интересных мероприятий, а детские сады в кибуцах — это и вовсе уникальное явление, именно в такие стараются отдавать своих детей даже те родители, кто не состоит в кибуцах

Жизнь в кибуце — это вовсе не серая обязаловка и рутина, это — разнообразие, погружение в местную культуру, интересное времяпровождение

Внутри кибуцев проводится масса интересных мероприятий, а детские сады в кибуцах — это и вовсе уникальное явление, именно в такие стараются отдавать своих детей даже те родители, кто не состоит в кибуцах. Жизнь в кибуце — это вовсе не серая обязаловка и рутина, это — разнообразие, погружение в местную культуру, интересное времяпровождение.

Если вы планируете переезд в Израиль и, в частности, присоединение к одному из двух с половиной сотен израильских кибуцев, то в можете обратиться к I’MMIGRATION, получив не только все необходимые вам консультации по этому поводу, но и всю возможную помощь. Вместе с нами, ваш переезд пройдет максимально гладко, грамотно и быстро!

Организация образования

Организация образования была разделена на этапы:

  • Младенцы (до 1 года) и малыши (до 4 лет) содержались небольшими группами по 4-8 детей, в основном шестернями.
  • Детский сад (в возрасте от 4 до 7 лет) состоял из 3 шестерых, и эта группа из 14-22 детей оставалась вместе до тех пор, пока они не закончат 12-й класс.
  • Детское общество — с первого (в некоторых случаях только со второго) до шестого класса
  • Молодежное общество — седьмой по двенадцатый класс

Младенцы (до 1 года) и малыши

Малыши в кибуце Мером Голан 1968-72 гг.

Новорожденного доставили из роддома прямо в дом. Мать получит шестинедельный отпуск по уходу за ребенком , после чего она постепенно вернется к работе, но не раньше, чем ребенок будет полностью отлучен от груди. Каждый день родители забирали ребенка домой примерно на час. В первые годы существования кибуца родителям не разрешалось беспрепятственно входить в дом младенцев, так как считалось лучшим содержать его в чистоте и порядке и позволять няне выполнять свою работу. С годами отношение к этому вопросу стало более расслабленным, и родителям разрешили навещать своих отпрысков в течение дня, чтобы проводить время вместе и устанавливать эмоциональную связь. Помимо ухода за младенцем, няня должна была поддерживать матерей, особенно молодых и неопытных.

Считалось, что устройство дома для новорожденных, его оборудование и игровая площадка, а также правильный способ предложения игрушек на нужной стадии создают надлежащие стимулы и среду, которые могут лучше всего подходить младенцам, чтобы предотвратить скуку и удовлетворить потребности детей. эмоциональные потребности малышей.

Младенцы были переведены в дом малышей ко второму году жизни. На тот момент у каждого шестерёнка была своя няня, и её работа заключалась в том, чтобы обеспечить каждому из младенцев выдающееся личное воспитание.

Детский сад (от 4 до 7 лет)

Около трех воспитанников составляла группа детского сада с воспитателем дошкольного возраста и няней. Это считалось детским домом, обеспечивающим близость и близость со сверстниками. Здесь они достигли своего первого уровня социализации. Вместо соперничества, агрессивности и ненависти они должны были получить возможность сотрудничества, взаимной поддержки и сострадания.

Детское общество — с первого по шестой класс

Дети кибуца Эйнат , 1950 г.

Группа, образовавшаяся в детсадовские годы, вместе с няней переехала в детское общество, где им также будет назначена учительница. Детское общество составлено из возрастных групп детей от первого или второго до шестого класса. Учителя считались «педагогами», некоторые из них были женщинами, а некоторые — мужчинами. Няни всегда были женщинами.

Все, дети и взрослые, называли друг друга по имени , и отношения были намеренно семейными и неформальными. Дети выбирали название для своей группы голосованием; впоследствии к ним часто обращались по имени плюс название группы, опуская фамилию . Чаще всего учитель и няня оставались с одной и той же группой детей до конца шестого класса. Дети росли, учились, спали и работали вместе в этой широкомасштабной образовательной среде, в основном в своей интимной группе, а иногда и в более широком детском обществе.

Молодежное общество — с 7 по 12 классы

Дети в кибуце Гиват Хаим Меухад , 1967 год.

Когда они достигли седьмого класса , группа перешла в молодежное общество, где они оставались до конца двенадцатого класса . К этому моменту учитель и няня отделились от этой группы, и подростки получили бы новую команду воспитателей. Многие кибуцы отправляли своих детей в региональную школу вдали от дома. После этого подростки жили в общежитиях и ездили в свои кибуцы, чтобы встречаться с родителями только два раза в неделю. У детей в этих школах будут свои столовые. Другие кибуцы содержали местную среднюю школу, и их дети оставались дома, ели в столовой кибуца и работали с членами кибуца.

Отцы-основатели коллективного образования твердо верили, что к этому возрасту группа имеет большое значение для своих членов. Это было место, где они могли прояснить свои личные и социальные проблемы, и таким образом группа считалась лучшей площадкой для обучения молодежи и формирования их характеров. Молодежное общество действовало в манере направленной независимости, а студенческое самоуправление руководствовалось командой педагогов. На общем собрании студентов обсуждались и решались все вопросы, касающиеся жизни студенческого городка, кроме школьной программы, вопросов безопасности и здоровья.

Предполагалось, что все учащиеся будут работать, поскольку полупрофессиональная учебная программа была неотъемлемой частью школьной жизни.

Современные кибуцы юга Израиля

Для большинства обывателей понятие кибуц в Израиле отождествляется с понятием колхоза в СССР. На самом деле сходство лишь частичное.

Само слово «кибуц» происходит от слова «квуца» — группа.

Все имущество коммуны принадлежит ее членам, а не государству. И хотя для большинства кибуцев основная сфера деятельности связана с сельским хозяйством, современный кибуц это группа энтузиастов, членов которой объединяет желание жить по своим, особым правилам, отличным от устоявшихся канонов городской жизни. Выбор направления производства товаров или услуг тоже определяется самостоятельно.

Помимо кибуцников в общине могут проживать и работать волонтеры и наемные рабочие из разных стран. Им есть чему поучится у израильтян. По прошествии какого то времени волонтеры увозят с собой на родину
israel experience, израильский опыт. 

Часто население кибуца составляет всего 50 – 100 человек. В Элифазе проживают всего 20 семей. Но возможность самим определять свой жизненный уклад в быту и направление в работе, многократно умножают потенциал коммуны. А общность, близких каждому из кибуцников целей и интересов, самореализация позволяют добиться впечатляющих успехов. Примеров тому множество.

Новым репатриантам, приезжающим в Израиль по программе «Первый дом на Родине», кибуцы помогают адаптироваться в новой, незнакомой стране. Для них открыты курсы по начальному изученю иврита — ульпаны.

Многие известные в Израиле люди провели детство и юность в кибуце. Среди них много высокопоставленных военных.

Актриса Сигурни Уивер (х/ф «Чужие») , легендарный гитарист Боб Дилан (Аллен Цимерман), вокалист Duran Duran, Саймон Ле Бон в различные периоды своей жизни тоже жили в кибуцах.

На современном рынке товаров и услуг трудно найти свою нишу, а тем более составить достойную конкуренцию всемирно известным производителям. Однако многие кибуцы, даже пережив не раз трудные времена, сегодня лидируют в своей сфере. Так, овощи и фрукты, выращенные в жарком и засушливом климате пустыни Израиля без применения вредных химических удобрений, можно найти в супермаркетах многих стран мира.

В начале кибуцного движения члены коммун страдали от болезней и тяжелого труда. При этом они находились в тяжелом материальном положении. Не хватало даже еды и одежды. Для поездки в город на складе хранились всего несколько комплектов приличной одежды и обуви.

Но трудности были не только в быту. Кибуц
Хацерим 50 лет назад, оказавшись в тяжелом экономическом положении из-за неплодородной почвы, не сдался. Положение было настолько серьезным, что поднимался вопрос о перенесении всего поселения в другое место. Благодаря упорству кибуцников Хацерим сегодня имеет птицеферму, плантации, разводит скот и производит оборудование для полива. Населяют коммуну около 1000 человек. Именно Хацерим стал полигоном для испытаний первых разработок капельного орошения компании «Нетафим».

По оценкам журнала Forbesего его сегодняшний капитал составляет 1,25 млрд шекелей!

И это далеко не единственный  преуспевающий кибуц в Израиле.

Состояние кибуца Сдот-Ям, занимающегося производством мраморных плит, — 3,4 млрд шеек.

Мааган-Михаэль – 835 млн. шекелей. Владеет заводом Пальсан, работает в сфере водных технологий.

Йотвата – 700 млн шекелей. Выпускает молочные продукты.

Изреэль – 480 млн шек.

Рамат – Йоханан – 250 млн шек.

Мааварот – 240 млн шек.

Ревивим – 230 млн шек.

Шамир – 227 млн шек.

Саса – 220 млн шек.

Объединение кибуцев Израиля владеет частью активов компании «Тнува», монополиста на рынке молочных продуктов Израиля.

Всего за несколько десятилетий упорного труда энтузиастов и применения передовых технологий пустынные земли превратились в процветающие хозяйства с миллионным оборотом.

Известно, что около 60% территории страны Израиль занимают каменистые безжизненные земли пустыни Негев. Раскаленный воздух в течении 5 — 6 месяцев в году, нехватка воды, низкая влажность воздуха вот примерное описание климата юга Израиля. Не редки случаи вторжения полчищ саранчи с Синайского полуострова.

Тем не менее, на карте Вы легко найдете кибуцы в долине Арава, у самой границы с Иорданией, вдоль шоссе № 90, связывающего центр страны с курортным городом Эйлат.

Основная стратегия кибуцев юга Израиля — повышение урожайности при снижении затрат на электроэнергию, орошение и расход воды, производство электроэнергии альтернативными методами, сокращение ее расходования.

Эйлот, Элифаз, Йотвата, Грофит, Кетура, Яель, Лотан, Самар, Неот Смадар представляют собой зеленые оазисы посреди безжизненной горной пустыни.

Как возникали и развивались кибуцы

Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.

В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.

Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.

Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.

В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.

Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.

Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.

В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.

Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.

С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.

Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.

Как живут кибуцы сейчас

Жизнь в кибуцах Израиля сегодня с материальной точки зрения кардинально отличается от жизни первопроходцев. Современные кибуцы – это высокоразвитые предприятия в различных областях деятельности, в том числе и сельскохозяйственной. Трудом членов этих коммун бесплодные ранее земли превращены в цветущие сады.

Доходы кибуцев позволяют им обеспечить прекрасное здравоохранение и содержание в старости своим членам.

Дети членов кибуцев обучаются за счет коммуны до степени бакалавра, то есть среднее и высшее образование является для них бесплатным. При необходимости кибуцы оплачивают лечение и образование за границей.

Впрочем, в разных кибуцах правила могут отличаться. В укладе таких поселений вообще произошли серьезные изменения.

Так, в некоторых кибуцах произошло неполное обобществление. Дома, а кое-где и земля находятся в частной собственности членов общин и могут переходить по наследству. Есть даже такие кибуцы, где зарплаты их членов не равны, а зависят от трудового участия.

Различаются поселения и по степени ортодоксальности: строгость соблюдения религиозных правил в различных кибуцах разная. Изменилась и специализация кибуцев, в частности, появились коммуны, занимающиеся приемом и обслуживанием отдыхающих.

Но, независимо от устройства кибуцев, уровень жизни в таких поселениях очень хороший и существенно превосходит средний уровень жизни в странах СНГ.

Дети членов кибуца, несмотря на то, что всю свою жизнь содержались на средства общины, после службы в армии имеют право сделать выбор: становиться ли им членами коммуны или уйти и строить жизнь самостоятельно. Никакого крепостничества там нет.

Стать членом кибуца может человек в возрасте до 35 лет. Нужно пройти своеобразный испытательный срок, год прожить и проработать в кибуце. После этого сам человек и старые члены коммуны принимают окончательное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector