Финская образовательная система 14 характеристики успеха

Быстро трансформирующееся общество

Информационные технологии формируют один из секторов, который хочет получить программа «Future Learning Finland», продвигая опыт финского образования. Фото: Рийтта Суппери/Team Finland

«Future Learning Finland» принимает участие в таких мероприятиях, как форумы, семинары и презентации. Эта деятельность важна, т.к. позволяет выделить некоторые области деятельности и и найти подход к работе в них. Примером такой области деятельности могут служить информационные технологии. Информацию о деятельности организации распространяют также местные СМИ. Движение идет в обоих направлениях: в Финляндию приезжают делегации из-за рубежа, и сами финны посещают другие страны, куда можно наладить экспорт финской методики образования.

Нуутинен приводит в пример Саудовскую Аравию как наиболее важный регион для «Future Learning Finland» в настоящий момент. Сейчас там проходят масштабные реформы, которые включают в себя значительные инвестиции в образование. Финляндия может поделиться как опытом в области образования, так и своими знаниями в области инфраструктуры. «Они хотят целые школы, например», – говорит Нуутинен. «У нас в Финляндии есть архитектурные бюро, которые проектируют школы, и строительные компании, которые их строят. «Future Learning Finland» также сотрудничает с компаниями, которые поставляют мебель и оборудование для школ».

Кроме стран Персидского залива, Россия, Китай и возможно Гонконг также интересуют финских профессионалов в сфере образования. В феврале 2013 года в Саудовской Аравии прошли ежегодная Международная выставка и Форум «Образование» (IEFA) . По мнению менеджера проекта в Финпро Нико Линдхолма, это имело большое значение для продвижения финского образования в международном масштабе. Был заключен ряд коммерческих сделок, и Финляндия играла заметную роль на мероприятии.

«Когда Саудовская Аравия начала изучать международный опыт в области образования с целью использовать достижения других стран в ходе собственных реформ, оказалось, что наиболее быстрым переход от «общества производства» к «обществу информации» был в Финляндии, Сингапуре и Южной Корее», говорит Линдхолм.

Одна из многочисленных компаний – членов «Future Learning Finland», принявшая участие в форуме «Образование», – 10monkeys.com, компания, работающая в интернете в области математики. Управляющий директор компании Катри Бьёрклунд говорит, что для компании выставка и форум прошли очень успешно, был подписан договор с местным агентом. Бьёрклунд говорит: «Мы небольшая компания, и для нас было большой удачей получить поддержку и доверие такой организации как «Future Learning Finland»».

«Future Learning Finland» рассчитана на три года, после чего на основании результатов оценки работы будет принято решение о продлении программы. «Мы пытаемся определить, каким будет образование в Финляндии в 2018 году», говорит Нуутинен. «Индустрия вряд ли завершит свое развитие и после этого, даже если программа будет закрыта». Не зря «Future Learning Finland» выбрала в качестве своего девиза «Мы видим блестящее будущее».

Структура системы высшего образования

Система образования Финляндии состоит из дошкольного образования, основного общего образования, среднего образования, в которое входят среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, а также из высшего образования, т.е. высших учебных заведений. Система высшего образования Финляндии формируется двумя параллельными секторами: университетами и профессиональными институтами. Обучение взрослых осуществляется на всех образовательных уровнях (образовательных цензах).

Сетью вузов охвачена вся Финляндия. В стране существует 20 университетов и 29 профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования. (admin – цифры 2002 года)

В числе университетов – десять многопрофильных, три технических, три экономических и четыре художественных. Помимо них, в подчинении Министерства обороны действует Академия национальной обороны, дающая высшее военное образование. Профессиональные институты являются, как правило, региональными и многоотраслевыми высшими учебными заведениями. Помимо профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования, в подчинении Министерства внутренних дел действует Полицейский институт, а на Аландских островах, в подчинении местного самоуправления – Профессиональный институт Аландских островов.

В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр обучения. Высшие учебные заведения предоставляют места приема на первый курс 65 процентам абитуриентов, хотя по многим специальностям число поступающих во много раз превышает имеющееся количество мест. В одном и том же учебном году учащийся может занять только одно учебное место, дающее право на получение диплома о высшем образовании.

В высшие учебные заведения можно поступить после получения среднего образования. Право поступления в высшие учебные заведения имеют лица, получившие аттестат о среднем (полном) образовании, диплом о среднем профессиональном образовании (при курсе обучения не менее трех лет), диплом о высшем профессиональном образовании и документ об окончании профессионального училища. Студентом может стать также лицо, получившее образование за границей, при условии, что такое образование дает в данной стране право на поступление в высшее учебное заведение. Право поступления в профессиональный институт имеет также лицо, прошедшее курс гимназии. Абитуриенты, получившие документ о начальном профессиональном образовании (при курсе обучения менее трех лет), профессиональную подготовку или аналогичное образование за границей, имеют право поступления в профессиональный институт по своей специальности. По своему усмотрению университеты и профессиональные институты могут также зачислять и других абитуриентов, имеющих необходимые для учебы в вузе объем знаний и подготовку.

Университеты проводят отбор студентов самостоятельно. Порядок набора студентов и его практическое осуществление могут варьироваться в зависимости от университета и факультета. Чаще всего набор студентов происходит на основании результатов предыдущего обучения и различных вступительных экзаменов.

Профессиональные институты сами определяют критерии отбора студентов. Набор студентов в профинституты осуществляется на основании системы единого заявления о приеме. При наборе студентов учитываются результаты предыдущего обучения, опыт работы, профессиональная пригодность и заинтересованность абитуриента в учебе по данному профилю. Для большинства специальностей проводятся также вступительные экзамены. Прием на программы обучения, где обучение ведется на иностранных языках, и на обучение взрослых осуществляется каждым профессиональным вузом отдельно.

Обучение, направленное на получение диплома о высшем образовании, является для студентов бесплатным. Во время учебы студентам выплачиваются государственные пособия.

Чем занимаются дети в Финляндии до школы

Отдать ребенка в детский сад финская семья может с 9 месяцев. Длится воспитательный процесс вплоть до 6 лет. Все сады можно разделить на три группы:

  • муниципальные;
  • частные;
  • семейного типа.

Выбор дошкольного учреждения остается за родителями. Данная ступень образования является платной. Сумма взносов определяется уровнем доходов в семье. Самая большая оплата – 250 евро, самая низкая – 23 евро.

Особенности дошкольного этапа:

  • иногда в детских садах не хватает мест для всех малышей. В этом случае власти выплачивают семье 500 евро ежемесячно, чтобы один из взрослых мог сидеть дома с ребенком;
  • группы в садах маленькие, при этом чем младше группа, тем больше воспитателей ею занимается. В среднем на одного педагога приходится 4 ребенка;
  • основная задача педагогов на данном этапе – уход за малышами и помощь родителям в их воспитании.

В 6 лет начинается подготовка детей к школе. Занятия проводятся при детских садах или школах. Посещение их является обязательным даже для тех детей, которые не ходили в детский сад. Оплата на данном этапе не предусмотрена.

Комментарий profiok.com

«Я бы хотел напомнить, что современные успехи Финляндии достигнуты за счёт вклада людей, которые учились по классической системе, в том числе, частично заимствованной у России, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – На что будут способны люди, которые в молодости, в основном, музицировали и рисовали, покажет время. В любом случае каждое государство вправе само решать, для чего ему система образования и какие цели она должна решать. Если стране нужны только законопослушные и ответственные исполнители – может быть, такая система и вправду хороша.

Высокими результатами в рейтингах PISA обольщаться не стоит: они проверяют элементарную функциональную грамотность, умение понять и осмыслить прочитанный текст. Но если копнуть глубже, то выясняется, что дети, подготовленные по системе вроде финской, могут найти информацию в интернете, но не в состоянии понять, стоит ли доверять источнику. Они могут прочитать и пересказать прочитанное, но не понимают, ерунда там написана или нет. Сторонникам финской системы стоит понимать, что критическое мышление, умение анализировать и обобщать, делать выводы, прогнозировать последствия, устанавливать причинно-следственные связи – всё это приходит только по мере изучения наук в их классическом виде. Но, повторюсь, возможно, Финляндия и не ставит перед собой задачу воспитать людей с критическим мышлением. Если Россия такую задачу ставит, то заимствовать у финнов нам особо нечего.

Сейчас часто раздаются призывы вернуться к советской системе образования. Конечно, просто взять и скопировать не получится: советская система великолепно решала свои задачи, но не сталкивалась с проблемами, которые появились сейчас. Но взять из этой системы лучшее и адаптировать под современные нужды вполне можно. Хорошего и полезного было много, но главное, на мой взгляд – это тесная взаимосвязь образования и воспитания. Западные школы не занимаются воспитанием, но вместо них это делает общество, в котором веками формировался определённый уклад. В нашей стране совместная работа учителя и ученика – это не просто передача знаний, это в том числе формирование личности. Об этом следует помнить всем желающим механически перенести в российские реалии западные модели. Даже если эти модели на первый взгляд успешны». 

Особенности финского образования

Тому, что финское образование лучшее в мире, способствуют выработанные финнами принципы.

Равенство, но не уравниловка

В Финляндии не делят школы на элитные, «продвинутые» и обычные. Практически все они государственные, финансируются по потребностям.

Каждый предмет считается важным, нет профильных классов с углубленным изучением какой-либо дисциплины. Единственным исключением являются группы для работы с детьми, одаренными в музыке, живописи, спорте.

Социальный статус родителей администрацию школы и педагогов не интересует. Даже вопросы об этом запрещены.

Учащихся не делят на хороших и плохих. «Особенными» считают как очень способных ребят, так и детей с недостатками развития. Учатся в обычных классах, других попросту нет. Дети-инвалиды с детства интегрируются в коллектив.

Учителя – наставники. Если педагог выделяет «любимчиков» и «изгоев», его увольняют. Преподаватели дорожат профессией, так как она хорошо оплачивается. А вот трудовые договоры с ними перезаключаются ежегодно.

Интересно соотношение прав учащегося и педагога. Дети в разговоре с социальным работником жалуются на взрослых, в том числе родителей и учителей, порой предвзято. Когда обсуждают плюсы и минусы финского образования, этот факт приводят в качестве последнего.

Бесплатность

Детей не только бесплатно учат, но и кормят, возят на экскурсии, проводят внеклассные мероприятия, при необходимости доставляют до школы и обратно. За учебники, канцелярию и даже планшеты платит школа. О сборах с родителей на какие бы то ни было цели здесь не может быть и речи.

Индивидуальный подход

Педагог учитывает особенности каждого ученика и подстраивает учебный процесс под него: выбирает учебники, дает упражнения, которые соответствуют умственным способностям школьника. Оцениваются работы тоже по разным критериям.

Кроме обычных уроков есть поддерживающее обучение неуспевающих (что-то вроде репетиторства), а также коррекционное — когда не устраивает поведение ребенка или надо «подтянуть» неродной язык. Со всем этим справляются те же учителя.

Подготовка к жизни

Экзамены как таковые в финских школах отсутствуют. Учителю разрешается на свое усмотрение проводить контрольные и проверочные работы. Есть единственный обязательный тест при окончании школы. К нему специально не готовятся.

Не преподают то, что в реальной жизни конкретному ребенку не пригодится, например, не учат вычислять на логарифмической линейке, не призывают досконально знать таблицу Менделеева. А пользоваться компьютером, банковской картой, создавать свой сайт в интернете, высчитывать кэшбэк на скидочный товар – с ранних лет.

Доверительные отношения

Доверяют учителям, исключив проверки, избавив от многочисленных отчетов. Образовательная программа в стране единая, есть общие рекомендации, в соответствии с которыми педагоги выстраивают свою личную.

Доверяют детям: нет тотального контроля, на уроках не заставляют заниматься чем-то одним всему классу. Ученик – это личность, которая сама знает, что для нее полезнее.

Добровольность

Ребенка не заставляют учиться, если он не хочет или не может. Усилия, конечно, педагоги предпринимают, но в «тяжелых» случаях просто ориентируют на рабочую профессию, тем более что в стране всякий труд почетен и достойно оплачивается. Задача школы – понять, на каком поприще человек принесет максимальную пользу себе и государству. Профориентация – забота «учителя будущего», имеющегося в штате каждой школы.

Разумеется, контроль за обучением присутствует. Пропуск уроков, например, наказывается дополнительными заданиями. Вызовы родителей к директору для разбора поведения ребенка не практикуются. Не успевает ученик – останется на второй год. Это не считается позором и сенсацией.

Самостоятельность

В детях воспитывают самостоятельность, т.к. считают, что это единственно возможное средство помочь им построить успешную жизнь. Отсюда отсутствие излишней опеки, поощрение тех, кто мыслит, а не заучивает, сам ищет нужную информацию, используя все имеющиеся ресурсы и гаджеты. По той же причине педагоги не вмешиваются в конфликты детей. Они сами должны найти взаимопонимание, если нужно, отстоять свои права.

Перечисленные принципы подвергаются и критике, но результаты их внедрения говорят сами за себя.

Плюсы и минусы учебы в Финляндии

Самый большой плюс, как только что было сказано – стоимость обучения. Ещё один плюс – обучение на трёх языках: английском и двух государственных языках – финском и шведском. Причём, напомним, что на государственных языках обучение бесплатное. Опять-таки дипломы, признанные в большинстве европейских государств. При этом обладателем финского диплома о высшем образовании может стать любой иностранец, было бы только желание.

Минусы учёбы в Финляндии относятся скорее к разряду сугубо технических, а именно: сам финский язык из категории самых трудных в мире для изучения, своевременное решение визовых вопросов, достаточно сложные тесты на вступительных экзаменах, некоторые финансовые вопросы, возникающие при поступлении и в процессе обучения и так далее.

Кроме того, как уже говорилось выше, сам факт наличия финского диплома отнюдь не гарантирует дальнейшего трудоустройства в этой стране, даже выпускникам магистратуры или, пуще того, аспирантуры с отменным знанием финского языка.

Высшее образование в Финляндии

В Финляндии существует два типа высших учебных заведений:

  • университеты;
  • университеты прикладных наук (по-другому: политехнические институты).

В период обучения студент проходит три ступени: бакалавр, магистр, доктор наук. Преподавание осуществляется на финском, шведском и английском языках. Для полноценного усваивания новых знаний и свободного общения необходимо владение двумя языками.

Высшее образование выстраивается по принципу болонской системы. Во всех учебных заведениях студенты накапливают кредиты. Каждый кредит включает двадцать пять часов, которые были использованы на прослушивание лекций, практику и экзамены. Это дает студентам большую свободу. Они могут сами выбирать предметы, которые им необходимы. Система образования в Финляндии дает возможность продолжить обучение в другом государстве.

Русские студенты, обучающиеся в российских вузах, имеют возможность перевестись в финляндский университет. Если обучающийся закончил несколько курсов, он может сразу поступить в магистратуру, сдав экзамены по необходимым дисциплинам экстерном.

Есть вопросы по получению высшего образования в Финляндии? Получите бесплатную консультацию!

  • Подбор учебных заведений с учетом ваших требований
  • Оформление документов и виз
  • Официальные цены на обучение без агентской комиссии
  • Полное сопровождение на всех этапах обучения
  • Наблюдение за вашим ребенком 24 часа (при необходимости)

Получить консультацию

Популярные университеты:

  • Университет города Хельсинки (Helsingin yliopisto);
  • Лапландский университет (Lapin yliopisto);
  • Университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu).

Обучение летом

Летние школы для студентов и тех, кто только собирается ими стать, это отличная возможность в реальных условиях узнать, что собой представляет финская система образования. Практически каждый вуз страны предлагает учащимся зарубежных университетов и школ пройти летние интенсивы по самым разным направлениям. Желающих могут заинтересовать следующие программы:

  • летняя школа при университете Ювяскюль – приглашает студентов из партнерских вузов (СПбГУ, Российский государственный педуниверситет, Ярославский госуниверситет и другие). Направления: культура, психология, здоровье и спорт;
  • школа при Университете Восточной Финляндии – для студентов философских, факультетов, отделений лесного хозяйства, здравоохранения, естественных наук;
  • летний лагерь Лахти – организовывается ежегодно для всех, кого волнуют проблемы экологии.

Лингвистические знания можно получить в языковых школах, которые также функционируют практически при всех вузах. Большой популярностью пользуются курсы при Хельсинском университете. Пятьдесят два урока обойдутся примерно в 180 евро. Длительность курса зависит от выбранной программы. Ускоренную можно пройти за 2 недели. Если есть время, можно задержаться здесь на 1 год.

Можно ли рассчитывать на стипендию или грант

Практически все финские вузы предоставляют стипендии тем, кто обучается на платной основе. Обычно ее хватает, чтобы полностью или частично покрыть взнос за учебу, а иногда еще и на оплату общежития и транспортных расходов.

К примеру, университет Лахти предлагает своим студентам стипендиальные выплаты в размере 50 % от стоимости обучения на первом курсе. Те, которые успешно прошли первый год учебы, получают возможность продлить выплаты на весь период обучения.

А в университете Тампере стипендии и гранты присуждаются только отличникам. Для них предусмотрено стопроцентное покрытие расходов на оплату учебы и сумма в 7000 евро в год для оплаты жилья.

Чтобы получать помощь от вуза, необходимо выполнить одно из следующих требований:

  • продемонстрировать отличную успеваемость;
  • иметь в разработке научный проект;
  • нуждаться в поддержке вуза в силу материальных или других причин.

Иногда академия или университет предоставляет выплаты отдельным студентам за особый вклад в жизнь вуза.

Школьные ступени

Финские детишки отправляются в школу, как и наши, в 7 лет и продолжают учиться до 16-17.

Первая ступенька – нижняя – 1-6 классы.

Вторая – верхняя – 7-9 классы.

Есть еще и необязательный 10 класс, в котором дети могут улучшить свои знания и повысить показатели по предметам, на которые не хватило времени или сил за 9 лет обучения.

А что потом? А потом юноши и девушки либо отправляются учиться в профессиональные колледжи, где приобретают определенную профессию, либо в лицей, где на протяжении двух лет готовятся к поступлению в высшие учебные заведения.

Нижняя ступень

До того, как поступить в школу, дошколята проходят предварительное начальное образование, типа нашей подготовки к школе.

С 1 по 6 класс все предметы детям преподает один учитель.

В 1 и 2 классах детки изучают финский язык, чтение, математику, природоведение, музыку, изобразительное искусство, религию (или жизнепонимание, если религия совсем не волнует). Также проводятся уроки труда и физкультуры. Причем, уроком физкультуры считается любая спортивная подвижная игра, которая проводится 1 – 3 раза в неделю.

Уроки труда не разделяются на девчоночьи и мальчишечьи. Если пилим лобзиком, то все вместе, соответственно, и супчики варить тоже будем всем классом.

На уроках музыки дети не просто сидят и слушают музыкальные произведения или переписывают под диктовку тексты песен в свои тетрадки, они реально музыкой занимаются. Поют и учатся играть на музыкальных инструментах.

На одном уроке дети могут изучать сразу несколько дисциплин, то есть если идет урок природоведения, то сюда могут быть добавлены, к примеру, и элементы математики. Применяется сквозное изучение предметов, что дает возможность быстрее понять мироустройство, охватить, так сказать, его более широким взглядом.

Первый иностранный язык появляется в школьной программе уже в 3 классе, а потом еще один и еще, об этом подробнее расскажу чуть ниже.

Плюс, в 4 классе добавляются еще некоторые интересные предметы на выбор: это может быть компьютерная грамотность, или уроки печатания на клавиатуре, а также предметы творческой направленности, как, например, резьба по дереву или хоровое пение. Как можно заметить, система в данном случае учитывает желания и способности учеников.

В 5 классе начинается изучение биологии, химии, географии, физики и истории. Напомню, все предметы преподает один и тот же учитель, который, судя по всему, должен быть очень разносторонне образованным человеком.

Верхняя ступень

В 7 классе ребят ожидает знакомство с учителями-предметниками. Изучают родной и иностранные языки, литературу (которая представлена банальным чтением книг), математику, биологию, географию, основы здорового образа жизни, религию. Такие предметы как труд, физкультура и музыка присутствуют в школьном расписании до самого конца.

Интересно, что в 9 классе 2 недели отводятся на знакомство с трудовой жизнью. Задача школьников – найти себе любое рабочее место и пару недель там хорошенечко поработать. Говорят, подросткам это очень нравится.

Углубленное изучение какого-либо предмета в ущерб другому не практикуется. Здесь не считают, что математика, к примеру, может быть важнее музыки или биологии. Все школьные дисциплины считаются одинаково важными.

В 10 класс отправляются только те школьники, которые считают, что им это нужно. По сути, это как у нас остаться на второй год. Только вот в Финляндии ничего позорного в данной ситуации не видят, ведь все обучение направлено на подготовку ко взрослой жизни, а это дело серьезное.

Иностранные языки

Иностранные языки школьники начинают изучать с 3 класса. Можно выбрать язык на свой вкус, самыми популярными, как и у нас, считаются английский, немецкий и французский. Но если школьник в 3 классе выбрал не английский, то в 4 классе он начинает его изучать в обязательном порядке.

Еще одним обязательным иностранным языком считается шведский, его начинают изучать в 6 классе. Хотя, не такой уж он и иностранный. Финляндия вообще считается двуязычной страной, финский и шведский признаны государственными языками, но на шведском говорят лишь 5% населения.

Ну а в 8 классе можно по желанию выбрать еще один иностранный язык и начать его изучать, здесь в лидерах китайский, испанский и русский. Причем, в последнее время популярность русского языка возросла.

Таким образом, на выходе из учебного заведения финский школьник владеет родным языком и четырьмя иностранными. Да, конечно, может он и не сможет на этих языках рассуждать на какие-то глубокие философские темы, но поддержать разговор на бытовом уровне вполне способен.

Интересно, как же учителям удается достичь таких высот в преподавании языков? Ведь наши российские школьники за 11 лет еле-еле с английским справляются, да и то далеко не все. А секрет здесь в подходе к обучению.

Применяется принцип познания родного языка младенцами. Ведь для того, чтобы наши русские детишки в два года могли понимать и изъясняться на русском, мы не учим их с пеленок грамматике и буквам. Малыш просто напросто погружен в конкретную языковую разговорную среду, благодаря чему примерно за два года и осваивает устную русскую речь.

Примерно также поступают и учителя в школах Финляндии, создают языковой контекст и постепенно дают необходимые навыки. Причем, каждый последующий язык учится намного легче предыдущего.

Получение высшего образования

Высшие учебные заведения страны делятся на два типа:

  • университеты;
  • политехнические институты.

Процесс получения специальности в высшей школе является качественным, современным, дающим студентам уверенность в востребованности своей будущей профессии.

В университетах можно получить диплом об образовании во всех отраслях экономики, социальной сферы и управления.

Следует отметить, что направленность каждого вуза максимально приближена к потребностям региона, в котором он расположен.

Одним из наиболее востребованных является морское образование, позволяющее найти престижную, хорошо оплачиваемую работу.

Политехнические институты дают знания во всех областях прикладных наук. Они отличаются от университетов большим количеством практических занятий, начиная с первого года обучения.

В вузах Финляндии можно получить такие научные степени:

  • бакалавр – присваивается после 3-4 лет обучения в любом вузе страны. На некоторых отделениях требуется написание дипломной работы, в большинстве случаев предстоит углубленное изучение сразу нескольких предметов;
  • магистр – требует еще 2 лет обучения. Выпускники «политехов» обязаны три года отработать по приобретенной специальности;
  • доктор наук – получение степени занимает 4 года учебы и предполагает написание научного труда и защиту диссертации.

В середине обучения студенты получают степень лиценциата, которая не имеет аналогов в других европейских странах.

Преподавание в вузах проводится на шведском и финском языках. Для иностранцев предлагаются отдельные программы на английском языке. В 2019 году получение высшего образования на бесплатной основе возможно как для резидентов, так и для студентов из других стран. Обучение на англоязычных программах с 2017 года является платным.

Прием абитуриентов в некоторые вузы осуществляется на основании вступительных экзаменов, в другие достаточно обычного интервью и среднего выпускного балла. Если процесс увенчается успехом, кандидат получит приглашение из учебного заведения. Этот документ понадобится для запроса студенческой визы в финском консульстве.

Школьный день и учебный процесс

Школа начинается в августе и заканчивается в конце мая или в начале июня. Июль и август – время каникул.

Продолжительность школьного дня в разных классах разная. В школе нижней ступени школьный день короче, чем в школе верхней ступени. Уроки обычно длятся 45 минут. Школьная неделя обычно состоит из 20 учебных часов.

Дети получают в школе бесплатно один раз горячую пищу. Если у вашего ребёнка специальная диета, сообщите об этом преподавателю.

Дети изучают в средней школе различные обязательные предметы. В выпускных классах школы нижней ступени и в школе верхней ступени они также могут выбирать для изучения предметы по выбору.

Каждый имеет право на получение в школе образования в соответствии со своей религией или на изучение предмета «Жизнепонимание». Преподавание той или иной религии организуется в том случае, если в коммуне имеется минимум три ребёнка, готовых изучать данную религию.

В некоторых школах имеются отдельные классы для учащихся, проявляющих особые таланты, например, в музыке или в рисовании. Обычно в эти классы проводится отдельный набор.

Очное и дистанционное обучение

Послы в сфере образования: менеджер проекта Нико Линдхолм (слева) и директор проекта Эева Нуутинен из Финпро занимаются экспортом финского опыта в области образования Фото: Сузанна Алатало

«Программа ”Future Learning Finland” была создана в 2010 году, когда сформировалась стратегия экспорта финского образования», говорит Ээва Нуутинен, директор проекта в Финпро. «Финляндия хорошо зарекомендовала себя в PISA, и задачей было выяснить, как коммерциализировать этот успех. Стало понятно, что финский опыт в области образования имеет большой рыночный потенциал».

«Три года назад экспорта образования как индустрии в Финляндии не существовало Мы работали над развитием этого направления параллельно с данной программой». Нуутинен отмечает, что экспорт образования в основном ассоциировался с продажей ученых степеней, но это не подходило для Финляндии, надо было найти другой подход к экспорту образования.

Так в чем же заключается опыт Финляндии, и как его можно экспортировать в другие страны? Чрезвычайно важно повышать квалификацию учителей и, конечно, развивать структуру профессионального образования. Не менее важно развивать информационные технологии и повышать качество образования и в государственных, и в частных учебных заведениях

«Мы не занимаемся экспортом ученых степеней, мы создаем целостную образовательную систему, принимая во внимание конкретные потребности», говорит Нуутинен. «Имеет место также образовательный консалтинг

В зависимости от потребности конкретной страны и региона определяется желаемый уровень образования и необходимость предоставления определенных услуг в этой области, учитываются также возможности для будущего развития. Схема включает и очное и дистанционное обучение.

Поступление в финские вузы

Вам также могут понравиться

Наборы абитуриентов проводятся осенью и весной. Поступающие весной обычно имеют возможность выбирать из большего количества вариантов учебных программ. На некоторые направления подавать документы можно уже в середине зимы.

После окончания 9 класса можно поступить только в финские школу или колледж. Это позволит лучше изучить язык и упростит дальнейшую учебу в университете или политехническом вузе. Фактически такой абитуриент будет приравнен к местному поступающему.

После окончания 11 классов в школе в России или странах СНГ можно претендовать на поступление в финские вузы. Для этой категории процедура подачи и поступления такая же, как для всех иностранных абитуриентов.

В зависимости от типа учебного заведения обучение по основным образовательным стандартам имеет следующие сроки:

Образовательная программа Срок обучения
Бакалавриат 3-4 года
Магистратура 1-2 года
Докторантура 2 года
Лиценциат 2 года

При наличии определенных программ и стандартов обучения в каждом учебном заведении в Финляндии студенты наделены определенной свободой выбора учебных предметов и дисциплин. В рамках программы каждый учащийся может определить комфортную для себя интенсивность занятий и корректировать свой рабочий план. Во главе угла стоит самомотивация и ответственность самих студентов за качество своего обучения. Преподаватели лишь помогают в этом. В финских университетах посещаемость строго не контролируется: вовлеченность в процесс – личное дело каждого.

Образовательная программа каждого уровня в определенном университете или институте содержит перечень обязательных для изучения дисциплин. Помимо этого, студент может добирать в индивидуальный учебный план предметы по своему усмотрению. Таким образом, осуществляется индивидуальное развитие без ущерба для образовательных стандартов.

Целью финской системы образования является право на индивидуальное развитие каждого в процессе обучения. Такой подход внедряется начиная еще с дошкольного уровня и привычен для финнов. Баллы – это всего лишь обратная связь, показатель индивидуальной области развития и роста.

При наличии системы контроля за уровнем знаний в виде отчетов, экзаменов и зачетов отношение к ним спокойное. Любую невысокую оценку можно улучшить в процессе работы. Поэтому такие хитрости и уловки как списывание и шпаргалки не в чести.

В учебных планах часть учебного времени официально отводится на самообразование и домашнюю работу

Большое внимание уделяется групповой и практической работе – вузы сотрудничают со многими компаниями. Такой подход отлично готовит студентов к будущей работе, позволяет развить коммуникативные навыки

Большое значение уделяется сфере практического приложения знаний: многие дисциплины читают практики – люди, работающие в финских и международных компаниях. Студенты часто проходят стажировку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector