Машиностроение

Экологический фактор размещения производства

Экологический фактор практический не учитывают при выборе места под строительство завода. И это правильно, учитывая, насколько большой перечень проблем предстоит решить владельцу заводы перед его строительством. Единственная отрасль, в которой экологические условия играют важную роль — это сельское хозяйство. Экологическая обстановка в регионе должна соответствовать требованиям растений, которые собирается выращивать предприятие.

Экология включает в себя не только чистый воздух, пригодные и плодородные почвы и чистую воду, кроме всего этого, в экологию региона входят климатические условия. Они должны соответствовать требованиям растений, иначе урожая можно просто не дождаться.

При выборе места для размещения сельскохозяйственного производства, необходимо ознакомится с климатическими условиями. Большинство предприятий, нанимают метеорологов, для того, чтобы правильно выбрать место, особенно сильно это касается тех производителей, которые хотят выращивать иноземную культуру. Если денег нет, то можно воспользоваться опытом других предпринимателей.

Другие факторы

Транспортный фактор, как фокус, собирает в себе действие остальных факторов размещения. Здесь всё дело в стоимости перевозок. Если сырьё и топливо перевозить дешевле, чем готовую продукцию, предприятие ориентируется на топливно-сырьевые ресусы, а если наоборот — оно размещается в районах потребления продукции.

Размещение, например, металлургических заводов часто опирается на наличие сырья или топлива. Лишь в исключительных случаях сырьевые ресурсы соседствуют с топливными. Как правило, на завод что-то придётся завозить. Иногда металлургический комбинат рационально размещать между угольным и железорудным бассейнами. В этом случае к нему придётся подвозить и уголь и руду, но и то и другое будет перемещаться на существенно меньшие расстояния (см. рис. 47).

Современная индустрия, как мы видели (см. § 8), очень сильно изменяет природные комплексы, а их негативные изменения сказываются на здоровье населения. В этой связи нужно учитывать экологический фактор. В соответствии с этим фактором «грязные» производства нужно размещать таким образом, чтобы жилые кварталы не оказывались в зоне действия их вредных выбросов.

Известны случаи учёта данного фактора и в глубоком прошлом. В XVII в. в центре Москвы вблизи Мясницких ворот забивали скот, а отбросы сваливали в Поганый пруд. В начале XVIII в. скотобойню закрыли, пруд очистили (с тех пор его переименовали в Чистый). Пользуясь современными терминами, можно сказать, вынесли «грязное» производство из центра города.
В целом экологический фактор до сих пор слабо учитывался при размещении предприятий. Во-первых, потому, что «давление» хозяйства на природу было не столь значительно, как сегодня. Во-вторых, из-за неполного знания о вредных последствиях этого «давления». И наконец, в силу особого влияния данного фактора — он действует не столько на производство, сколько на людей. Предприятие, как правило, не страдает от своих вредных выбросов — страдает население, проживающее в его окрестностях. Борьба с выбросами — строительство очистных сооружений и т.п. — это для предприятия дополнительные затраты. Сравните: предприятию самому выгодно учитывать наличие сырья или трудовых ресурсов, но невыгодно учитывать экологический фактор. Общество в лице государственных и местных властей должно заставить предприятие сделать это.

Повторим главное

1. Размещение производств на какой-либо территории целесообразно при наличии необходимых условий. Эти условия называются факторами размещения.

2. Наиболее важными факторами размещения производства являются сырьевой, топливный, водный, энергетический, трудовой, потребительский. Они связаны с необходимостью обеспечить производство сырьём, энергией, трудовыми ресурсами, а также реализовать готовую продукцию.

3. Влияние транспортного фактора определяется стоимостью перевозок сырья, топлива и готовой продукции.

4

Очень важно учитывать экологический фактор и размещать «грязные» производства таким образом, чтобы их выбросы не наносили ущерб здоровью населения

Проверим знания

1. Что такое факторы размещения производства? 2. Перечислите наиболее важные факторы размещения производства. 3. Какой фактор определяет размещение молочного завода?

А теперь более сложные вопросы

1. Как вы думаете, можно ли объединить сырьевой и топливный факторы размещения производства в один и назвать его, например, топливносырьевым? 2. Можно ли расширить перечень факторов размещения производства, приведённый в параграфе? 3. Только ли металлургические заводы можно создавать, основываясь на принципе маятника?

Отрасли, факторы размещения в России

Отрасль машиностроения: энергетическое и приборостроение

Факторы размещения: фактор сбыта (крупные города с большим спросом на товар), трудовой (наличие квалифицированных кадров)

Центры размещения: крупнейшие города — Москва и область, Санкт-Петербург и область, Екатеринбург

Отрасли, состав: Автопром

Факторы размещения: сырьевой (металл с Урала), энергетический (ГЭС на Волге), рынок сбыта (густонаселенный регион)

Центры: Тольятти, Набережные Челны, Саранск, Арзамас, Ульяновск, Нижегородская область

Отрасли, состав: авиапром

Факторы размещения: сырьевой (близость производства металла), трудовой (квалифицированные кадры), рынок сбыта (крупные города с аэропортами или их близость)

Центры: Казань, Нижний Новгород, Воронеж, Новосибирск, Москва, город Жуковский Московской области

Отрасли, состав: ракето-космическая

Факторы размещения: трудовой (квалифицированные кадры)

Центры: Москва, город Королев Московской области, Самара, Миасс Челябинской области

Отрасли, состав: сельскохозяйственное машиностроение

Факторы размещения: сырьевой (поблизости выплавляют металл), энергетический (поблизости либо ГЭС либо крупные ТЭЦ), рынок сбыта (поблизости регионы развитого сельского хозяйства)

Центры: Челябинск, Ростов-на-Дону, Чебоксары, Воронеж

Отрасли, состав: железнодорожное машиностроение, локомотивное -, вагоностроение

Факторы размещения: сырьевой (близость выплавки металла), рынок сбыта (близость крупных узлов железной дороги), энергетический (мощные центры выработки электроэнергии)

Центры: Тверь, Нижний Тагил, Новоалтайск, Кемерово, город Коломна Московской области, Санкт-Петербург, Брянск, Новочеркасск Ростовской области

Отрасли, состав: судостроение

Факторы размещения: рынок сбыта (порты)

Центры: Санкт-Петербург, город Северодвинск Архангельской области, Нижний Новгород

Отрасли, состав: оборонная

Факторы размещения: близость металла (с Урала), трудовой (вековые традиции, квалифицированные кадры)

Центры: Ижевск, Пермь, Нижний Новгород

1 ответ

Любая отрасль промышленности состоит из подотраслей, которые в свою очередь включают большое количество предприятий. Так машиностроение делят:

  • на металлоёмкое (тяжёлое);
  • наукоёмкое (трудоёмкое).

Каждая из этих групп делится ещё на более узкие отрасли. Все они размещены по территории страны не просто так, а в зависимости от конкретных факторов. В машиностроении используются формы организации производства, такие как специализация и кооперирование. При этом очень большую роль в размещении отраслей играет транспортный фактор.

При размещении отраслей тяжёлого машиностроения учитывают наличие сырья (металла) в непосредственной близости, а так же потребителя. Перевозка громоздкой тяжёлой техники на большие расстояния невыгодна.

При размещении отраслей лёгкого машиностроения, которые ориентируются на высокую степень научности и подготовленные трудовые ресурсы, учитывают научный фактор и трудовых ресурсов.

При размещении предприятия любой отрасли машиностроения учитывают различные факторы, приоритет отдаётся 1-2.

Отрасль машиностроения:

  1. Автомобилестроение.
  2. Локомотивостроение.
  3. Судостроение.
  4. Станкостроение.
  5. С/х строение.
  6. Точное.
  7. Тяжелое.
  8. Энергетическое.

Факторы размещения:

  1. Транспортный, покупательский (потребительский).
  2. Исторический.
  3. Гидрофитный, транспортный.
  4. Трудовой.
  5. Потребительский, транспортный.
  6. Квалифицированный, научный, трудовые ресурсы.
  7. Сырьевой (материалы из природного источника).
  8. Научный, сырьевой.

Центры размещения:

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах. А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Производство в России

Россия обладает богатством промышленных предприятий в различных сферах. Некоторые из них представлены более широко. В России больше всего размещаются такие отрасли:

  • Тяжелое производство (Урал, Сибирь, Центральная Россия, Екатеринбург). Особенно развиты производство турбин, генераторов и горнодобывающее оборудование.
  • Производство легковых автомобилей, а также среднего тоннажа и грузовых (Набережные Челны, Ижевск, Москва, Тольятти).
  • Производство электрических троллейбусов и автобусов (Энгельс, Голицын, Краснодар).
  • Тракторная промышленность и электротехника (Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк).
  • Производство станков в основном мелкосерийное, сосредоточено в Иванове, Рязани.

Приборостроение развито в Москве и области, так как там есть высококвалифицированные научные кадры и научно-техническая материальная база. А большие пассажирские и грузовые самолеты с большим числом электронных компонентов собирают в Смоленске и Воронеже.

Факторы размещения производства играют главную роль в промышленности. С их помощью можно изучить особенности районов, их ресурсов и местности. От этого зависит построение заводов и конструкторских бюро, а также сырьевая и наукоемкая база. Специфические критерии подлежат внимательному изучению.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

География машиностроения

Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.

Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.

Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.

Особенности тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение можно охарактеризовать очень широкой номенклатурой и довольно тяжелой, порой уникальной по размерам продукцией, данные особенности определяют положение производства и технологического процесса.

Производство продукции тяжелого машиностроения зачастую носит единичный и мелкосерийный характер. Время на изготовление деталей уходит очень много, так как производство одной массивной детали составляет несколько сотен часов.

Большое количество деталей в одновременном производстве приводят к долгому залеживанию тех или иных составляющих, в ожидании конечного процесса.

Еще одной особенностью можно считать. Что технологический процесс строится на принципе концентраций операций. Этого требует особая специфика тяжелого машиностроения.

К тому же тяжелое машиностроение требует широкую универсальность оборудования.

На ряду с общими особенностями тяжелое машиностроение имеет ряд специфических особенностей:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

  1. Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
  2. Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
  3. Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
  4. Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
  5. Для достижения точности используют компенсаторы.
  6. Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
  7. Стремление к серийному производству.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Отрасли машиностроения

Машиностроение отличается большим отраслевым разнообразием. Для большего удобства принято выделять несколько основных его видов

:

  • Тяжелое машиностроение – занимается производством оборудования для металлургической и горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортных механизмов, энергетических блоков.
  • Общее машиностроение – включает в себя все виды транспортного машиностроения, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме пищевой и легкой).
  • Среднее машиностроение – занимается производством технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. К этой отрасли принадлежит инструментальная промышленность, станкостроение.
  • Точное машиностроение – выпускает самую разнообразную продукцию электронной, радиотехнической, электротехнической промышленности.
  • Производство металлических заготовок и изделий (фурнитура, столовые приборы, скобяные и замочные изделия, проволока, крепеж, гвозди).

Рис. 2. Сельскохозяйственная продукция.

Особенности развития

Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.

Наукоемкость

Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.

Трудоемкость

Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.

Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:

  • станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
  • авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
  • производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.

Металлоемкость

Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:

  • производство горно-шахтного оборудования;
  • металлургическая промышленность;
  • энергетическая сфера.

Наличие развитых транспортных узлов

Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.

Потребитель продукции

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.

Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.

Основные факторы

  1. Металлоемкое производство, которому требуются большие объемы металла.
  2. Наукоемкое и трудоемкое машиностроение, которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Примером решающей роли этих факторов в тяжелом машиностроении могут быть Рурский район в Германии, северо-восточные штаты США, Верхняя Силезия в Польше, Уральский район в России. Здесь большая концентрация предприятий, которые выпускают оборудование для потребностей металлургии, энергетики, химической промышленности.

Производство точных машин, радиоэлектроники, приборов традиционно расположено в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила. Особенностями наукоемкого и точного производства является отсутствие фактора сырья. Вернее, значимость его незначительна.

Производство бытовой техники ориентировано на наличие покупательского спроса.

Состояние современного машиностроения России

Вес машиностроительных отраслей в экономике России

Проблемы и перспективы развития машиностроения России определяют, что эта сфера промышленности относится к самым депрессивным. В 1999 году выпуск персональных компьютеров и легковых автомобилей сохранил свои прежние темпы или даже нарастил их. При этом изготовление других видов продукции машиностроения сократилось больше, чем в 2 раза. Например, производство комбайнов по уборке зерна снизилось в 25 раз.

В конце ХХ века увеличились темпы производства оборудования общественного потребления. В 1999 году стали наращиваться объемы выпуска телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. В данной отрасли присутствует дифференциация предприятий на основании их способности приспосабливаться к новым условиям. Например, в 1999 году производство телевизоров в Новосибирском регионе сократилось больше, чем в 7 раз. При этом выпуск той же продукции в целом по России вырос в 2,5 раза.

С 2000 года развитие машиностроения происходит более интенсивно. Оно имеет свои особенности:

  • большие темпы наращивания производственной мощности наблюдались на территории Европейской части России;
  • восточные регионы развивались не столь интенсивно;
  • увеличение производства Центрального региона на 41% за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей;
  • развитие предприятий Западной Сибири основано на внедрении государственной программы по выпуску нефтегазодобывающего оборудования;
  • предприятия Восточной Сибири не столь развиты. Скачок производства только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

Факторы размещения

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

  • наличие научных и исследовательских центров;
  • квалифицированная рабочая сила;
  • хорошо развитая инфраструктура;
  • потребительский рынок.

До недавнего времени практически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.

Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция. В этих государствах на высоком уровне развития находятся практически все отрасли машиностроения

Но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению

Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.

Рис. 3. Российская военная техника.

Что мы узнали?

При изучении темы «Машиностроение» по программе 9 класса географии мы узнали, что представляет собой машиностроение и какое место оно занимает в мировой промышленности. Мы выяснили характерные особенности данной отрасли, факторы ее размещения, основные направления.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Что влияет на развитие отечественного машиностроительного комплекса?

Для успешного развития машиностроения необходимо соблюдать некоторые правила

В частности, очень важно придерживаться условия – 1:2:4. Это означает, что при темпах развития хозяйства и экономики страны в 1, состояние машиностроительной сферы должно равняться 2, а электроника, приборостроение – 4

Данное соотношение идеально, поскольку обеспечивает лучший прогноз для промышленности страны.

В России эта пропорция имеет совсем другой вид – 1:0,98:1. Именно поэтому отечественный машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным производствам. Достижение указанных пропорций – основная задача, которая должна быть выполнена в ближайшее время.

Отечественный машиностроительный комплекс

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector