Дом-музей марка шагала в витебске

Фрагменты биографии художника

Будущий художник, Мовша Хацкелевич был старшим из семерых детей приказчика Х.М. Шагала и его супруги Ф.М. Черниной, которые венчались в 1886 г. и являлись друг другу кузеном и кузиной. М. Шагал учился на дому, хорошо знал древнееврейский язык (библейский иврит), Тору и талмуд. Затем окончил Витебское четырехклассное училище. Проучившись один год в школе Ю. Пэна, отличного педагога и деятеля еврейского ренессанса, переезжает в Петербург.

Свое художественное образование Шагал продолжил в рисовальной школе, возглавляемой Н.К. Рерихом, куда его приняли сразу на третий курс. С 1909 по 1911 годы учился в частной школе у Льва Самойловича Бакста, который был дружен с С. Дягилевым.

В 1909 г. М. Шагал встретил Берту (Беллу) Розенфельд, учившуюся на Высших женских курсах в Москве, и влюбился. Это не было мимолетным увлечением, Белла стала его музой, она дарила ему вдохновение. Все женские образы на картинах М. Шагала смотрят на зрителей глазами его любимой женщины, память о которой он хранил на протяжении всей своей долгой жизни. М. Шагал жил в сложное время. Вокруг бушевали войны, революции. Он часто переезжал, менял работу. В 1916 году в семье Марка и Берты появилась дочь Ида.

В 1920 г. Марк Шагал переезжает в Москву и начинает работать в Еврейском камерном театре, которым руководил Алексей Грановский. Он принимал активное участие в становлении театра — оформлял росписями стены, выполнял эскизы для декораций и костюмов. В 1921 г. состоялось открытие театра, ознаменовавшееся премьерой спектакля «Вечер Шолом Алейхема», над которым также трудился художник.

По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. Но в 1941 г., в связи с происходящими в Европе событиями, Марк Шагал был вынужден уехать в США. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. После завершения Второй мировой войны, в 1947 г. художник с новой женой, дочерью бывшего британского консула Вирджинией Макнилл-Хаггард, и маленьким сыном Дэвидом возвращается во Францию. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.

Отношения с Валентиной Бродской, владелицей лондонского салона моды, дочерью крупного сахаропромышленника и мецената, в 1952 г. завершились браком.

С 1960 года в творчестве М. Шагала наступили изменения. Он увлекся монументальными видами современного искусства:

  • с увлечением изготавливал различные мозаики, красочные витражи, даже создавал гобелены, занимался скульптурой;
  • выполнил ряд заказов для здания парламента в Иерусалиме, после этого ему предложили много заказов по украшению синагог и христианских храмов в Европе.

Согласно заказу французского президента Шарля де Голля, в 1964 г. Шагал работает над росписью плафона парижской Гранд Оперы и выполняет ряд серьезных работ в США. В 1973 г. художник посетил СССР. Его работы были выставлены в Третьяковской галлерее.

Работы Марка Шагала были известны во всем мире, его работы заслужили большое внимание многих творческих людей и критиков. За долгую творческую деятельность он был удостоен высшей правительственной награды французского государства — Большого креста Почетного легиона

К 90-летию художника в Лувре была создана выставка его работ. Умер М. Шагал в 1985 г. в Сен-Поль-де-Ванс.

Арт-центр Марка Шагала

Арт-центр Марка Шагала открылся в 1992 году в здании ХIХ века, которое изображено на всемирно известном полотне «Над городом». Первыми экспонатами в коллекции стали работы, подаренные друзьями – «Кругом содействия Дому-музею Шагала в Витебске» (Нинбур, Германия).

В музее собрана богатейшая коллекция графических работ художника, в которую вошли литографии, ксилографии, а также 3 цветные акватинты, подаренные в 1994 году дочерью художника Идой Шагал, и 96 офортов, представляющих цикл книжных иллюстраций, переданных внучками художника Мерет и Беллой.

Жемчужина коллекции – великолепные иллюстрации Марка Шагала к литературным произведениям, среди которых серия зарисовок к поэме-роману Николая Гоголя «Мертвые души» (1923-25), серии цветных литографий под названиями «Библия» (1956 и 1960 годы) и «12 колен Израиля» (1960)…

Здесь также хранится весомое собрание печатной графики выдающихся представителей европейского авангарда – Хуана Миро, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже…

Традиционно в Арт-центре проводятся выставки работ Марка Шагала из собственного собрания музея и коллекции его потомков, а также картин современных белорусских и зарубежных художников.

В рамках Шагаловских чтений проходят научные конференции, вернисажи, лекции, концерты, выступления театральных и цирковых коллективов, пленэры, а также выставки графических работ начинающих художников города.

Дом на Покровской

Автобиография Шагала начинается с истории о том, как в день рождения будущего художника в Витебске случился сильный пожар. Мать и младенца прямо на кровати переносили в другую часть города, чтобы их не затронул огонь.

Постройка, в которой художник жил первые годы жизни, не сохранилась. Но когда Шагалу исполнилось 13 лет, семья переехала в новый дом на улице Покровской. Это здание пережило войны и сохранилось до нашего времени. Сегодня здесь расположен Дом-музей Марка Шагала, интерьеры в нем воссозданы по картинам и записям художника.

Мама Шагала была деловой и энергичной хозяйкой и позаботилась о том, чтобы замостить территорию возле дома. Во время раскопок вскрылась часть старой брусчатки, так что теперь в саду у дома-музея можно в прямом смысле походить по камням, по которым ступал Шагал.

Во дворике музея расположен памятник Шагалу «Витебская мелодия на французской скрипке». Художник играет смычком из кисточки, на самой скрипке изображен Витебск, а дека музыкального инструмента сделана в виде Эйфелевой башни.

Чуть дальше по улице Покровской — еще один памятник художнику. Здесь усталый Марк присел в кресло, а над ним парит его муза Белла.

7 июля этого года, в день рождения художника, жительница Витебска сделала музею подарок, высадила у дома на Покровской три куста роз. Их особенность в том, что это новый сорт, назанный в честь Шагала. Работники музея заверили, что во время «Славянского базара» «Марк Шагал» будет еще вовсю цвести.

В доме на Покровской Шагал много писал. Есть несколько картин, где изображено то, что он видел из окна именно этого дома.

Интересно, что сегодня появилось такое понятие как миф Витебска на картинах Шагала. Дело в том, что художник всегда изображал свой собственный Витебск. Жил он на окраине, поэтому на его полотнах — маленькие деревянные домики, немощеные улицы, огромные лужи. Таким и стали воспринимать Витебск начала XX века, а ведь на самом деле в то время это уже был достаточно крупный развивающийся город.

История появления музея

Музей знаменитого художника является самым посещаемым местом. Путешественники со всего мира приезжают сюда, чтобы полюбоваться известными картинами и проникнуться духом местечка. Его можно считать достопримечательностью Франции наравне с музеями Пикассо и Фернана Леже.

Супруги Шагал подарили правительству страны 2 цикла картин:

  1. 17 полотен, на которых изображены сюжеты из Ветхого Завета. Написаны они были в период с 1962 по 1967 год. Сюда же можно отнести картины, написанные гуашью. Сюжет также взят из Библии.
  2. Этот цикл Шагал написал намного раньше, в период с 1930 по 1932 год. Позже были добавлены картины, написанные на библейскую тематику. Но год их создания — 1987.

Открыт музей был в 1973 году. Мастер тогда присутствовал на церемонии открытия. Идея выставить работы знаменитого художника в музее пришла в голову французскому писателю Андре Мальро. Он стал инициатором проекта и предложил архитектору А. Эрману построить красивое, но простое здание, которое и станет музеем.

Полезная информация для посещения

Адрес 36 Avenue Dr Menard, Nice.

Время работы: музей открыт для посетителей 6 дней в неделю. Выходной: вторник. Рождественские и новогодние праздники, также 1 мая считаются выходными днями. С осени по весну музей открыт с 10:00 до 17:00, летом закрывается на час позже.

Стоимость билета: зависит от возраста. Зато, купив билет, можно гулять по музею целый день до его закрытия.

Итак, молодые люди до 26 лет могут посетить музей совершенно бесплатно. Если купить билет по полному тарифу, он обойдется в 8 евро. Студенты и пенсионеры могут прогуляться по музею по льготному тарифу, за 6 евро. Групповые билеты — от 6,5 евро за человека.

Незабываемого путешествия!

Экспозиция

Ключевым экспонатом музея является каменный дом, в котором прошли детские и юношеские годы Марка Шагала. В экспозиции представлены предметы быта рубежа XIX—XX веков, копии архивных фотографий и документов, работ художника Марка Шагала, рассказывающие о жизни творца и его семьи. Экспонируется несколько предметов, принадлежавших семье Шагалов.
Экспозиция состоит из следующих разделов (залов): «Бакалейная лавка», «Комната мальчиков», «Гостиная», «Красная комната», «Кухня». Автором художественного решения экспозиции является Юрий Черняк. Интерьер дома был реконструирован по архивным документам и работам Марка Шагала, выполненным в витебский период его жизни.

Научная библиотека

В здании Арт-центра находится научная библиотека, где можно найти книги о жизни и творчестве Марка Шагала. Открытие состоялось в 2002 году в честь 115-летия со дня рождения художника и оказалось возможным благодаря щедрому дару доктора Генриха Манделя (г. Иррель, Германия).

Собрание библиотеки насчитывает более 3 500 книг на разных языках мира – английском, немецком, французском, русском… В фондах хранятся издания с начала ХХ века до нашего времени, в том числе редкие, по истории изобразительного искусства, русского и европейского авангарда, монографии о творчестве Марка Шагала, издания автобиографии «Моя жизнь», воспоминания о художнике, книги с его иллюстрациями…

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

Художник Марк Шагал

С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.

Музей Марка Шагала в Витебске

Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.

Марк Шагал в молодости

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.

Марк Шагал за работой

Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.

Марк Шагал в старости

Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Экспозиция музея

Марк Шагал — один из самых известных белорусских живописцев, знаменитых на весь мир, а в Витебске, где прошло его детство, он является популярной личностью, почитаемой по сей день. Его дом-музей посещает множество туристов: это обязательная часть любого обзорного тура по городу.

Дом, где родился и вырос Марк Шагал, был построен его отцом в конце XIX — начале XX века, в 1900 году семья переехала сюда. Изначально на участке было четыре дома — один каменный и три деревянных, где размещались подсобные помещения. В настоящее время в каменном одноэтажном строении разместился музей, а в единственном деревянном доме, сохранившемся до наших дней, — хранилище садового инвентаря и комнатка сторожа.

В музее можно увидеть вещи того времени, архивные документы, которые рассказывают о Шагале и его семье. Авторы проекта пытались воссоздать быт еврейской семьи.

Свои первые, еще детские рисунки Марк Шагал начал рисовать именно в доме на ул. Покровская. Он воображал, что это его мастерская. Любимыми творческими локациями в доме были место у окна и печь на кухне, где юный художник проводил большую часть своего времени, уносясь в мотивы творчества.

Официальная группа на Facebook

На многих картинах Шагала запечатлен его дом и его обстановка внутри. Например, на полотне «День рождения» изображена его комната и настенный ковер. Художник встречает важную гостью — Беллу Розенфельд — первую жену и музу, которая дарит ему букет, и он взлетает от счастья. В музее в комнате Шагала до сих пор висит ковер, похожий на изображенный на картине.

Переходя из комнаты в комнату, в музее можно увидеть множество предметов интерьера, мебели, семейные фотографии, которые также можно заметить на полотнах Шагала. Старинная лампа, дореволюционные часы-ходики, кухонная утварь. Интерьеры дома восстанавливали по рисункам Марка Шагала к его автобиографической книге «Моя жизнь». Очень активно помогали восстанавливать дом и обустраивать музей немецкие коллеги — почитатели творчества художника и музейные работники.

В 1999 году во дворе дома-музея на улице Покровской был установлен памятник юному Марку Шагалу. Скульптура изображает молодого человека, который держит в руках скрипку в форме Эйфелевой башни (по аналогии с Парижем, который так любил художник), а на ней высятся купола и крыши родного Витебска — города, изображаемого то и дело на картинах и лелеемого в сердце. То есть скрипка напоминает палитру, плавно переходящую от Парижа в Витебск и обратно. Эти два города неразрывно связаны с жизнью художника и одинаково им любимы. Шагал писал: «Париж, ты — мой второй Витебск». В руке художник держит смычок-кисть. Тем самым скульптор Валерий Могучий — автор статуи — подчеркивает талант Шагала создавать кистью шедевры, как будто играя на скрипке. Рядом с художником стоит аллегорический и собирательный образ животного, которого он в разных видах изображал на своих картинах. А во рту у животного — любимый цветок живописца — василек. Его также можно интерпретировать как отражение любви к родному краю и тоску по Родине.

Помимо предметов быта и интерьеров, фото-документов и писем художника-сюрреалиста, в коллекции музея Марка Шагала хранится более 300 оригинальных произведений искусства, в числе которых — литографии, гравюры, иллюстрации к литературным произведениям и просто наброски будущих произведений искусства. В музее также выставлены репродукции некоторых самых знаменитых работ Шагала.

Официальная группа ВКонтакте

Перспективы развития

Уже после создания музея Шагала, весной 1993 г., был объявлен открытый конкурс проектов регенерации Покровской улицы с возможным расширением территории музея. Однако проект-победитель не был реализован. В 2008 году был разработан инвестиционный проект «Модернизация Музея Марка Шагала в Витебске», который предусматривает полное восстановление усадьбы семьи Шагалов, а также воссоздание исторической среды конца XIX — начала XX веков рядом с мемориальным Домом-музеем Марка Шагала на Покровской улице путем восстановления деревянной одно- и двухэтажной каменной застройки в прилегающем квартале. В соседних с усадьбой Шагалов домах могут быть устроены небольшие гостиницы, рестораны, сувенирные магазины.

Шагала, бежала, летала улица Марка Шагала

До недавних времен в Витебске был лишь небольшой проезд, названный именем Шагала. Но в июне этого года улица Газеты «Правда» в центре города была переименована и стала носить имя художника. На ней также открыта мемориальная доска, на которой скульптор Сергей Сотников изобразил Шагала в годы, когда тот жил и творил в Витебске.

Но самая главная достопримечательность этой улицы еще ожидает своего часа — это здание народного художественного училища, организованного Шагалом в 1918 году. Постройка еще находится на реставрации, музей в ней, предположительно, откроется через полгода.

Шагаловский период в народном училище продлился недолго, буквально пару лет. Он успел собрать учеников, пригласить других именитых учителей. Это, например, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Мстислав Добужинский. Казимир Малевич трудился здесь над созданием теории нового искусства. Сейчас его картинами украсили несколько зданий на улице Шагала. Все же примеры супрематизма повторить на стене проще, чем авангардные картины Шагала.

Что посмотреть

При открытии музей был разделен на несколько зон: гостиную, кухню, комнату мальчиков, бакалейную лавку и красную комнату. Все экспонаты распределены в соответствии с этим разграничением территории.

Дом строго разделен на территории, поэтому здесь можно увидеть и его работы, и его личные вещи, сохраненные создателями музея

Большая часть выставочной площади дома занята предметами быта, которые использовали члены известного семейства. Здесь можно познакомиться и с архивными документами, принадлежащими художнику, и с копиями его первых работ.

Большая часть дома занята предметами быта, благодаря которым можно окунуться в обычную жизнь великого художника

Если дом больше рассказывает о жизненном пути мастера, то галерея предлагает познакомиться с творческой составляющей. Сотрудники учреждения долго собирали уникальную коллекцию картин, иллюстраций, эскизов, рисунков и даже литографий. На сегодняшний день экспозиция центра представляет собой 200 оригинальных работ. Но помимо них в запасниках хранится коллекция современного искусства, в том числе графика и витражи, созданные на рубеже 21-го века.

Особенности экспозиции

Первые картины и наброски были сделаны Шагалом именно в доме детства. Любимое место у окна открывало чудный обзор. В картинах мастера часто мелькал образ оконной рамы, как символа выхода в иную реальность. Элементы домашней обстановки проникали во многие полотна, такие как «День рождения». Примечательно, что изображенный на ней ковер до сих пор висит на стене в комнате музея.

Кроме него в доме хранится еще немало вещей, который перекочевали на полотна: настольная лампа, кухонная утварь, настенные часы. Основная цель музея — показать художника как человека, рассказать о становлении его мастерства и особенностях стиля. Именно поэтому наряду с копиями картин почетное место занимают архивные документы, личные вещи, фрагментарно воссоздана обстановка в комнатах. Всего их 5, художественный замысел — Юрия Черняка.

Настроение создается задолго до того, как посетители попадают в сам музей. В начале Покровской улицы установлен памятник художнику. При входе в помещение работает бакалейная лавка. Сейчас она стала сувенирной, а когда-то в ней мать художника торговала более практичными товарами.

«Комната мальчиков» посвящена биографии живописца до его отъезда в Париж. Кроме предметов обстановки и семейных фотографий здесь размещены первые пробы пера, наброски, стихотворные строки, посвященные родителям.

В гостиной также сохранена часть обстановки, показывающая, что жили небогато, но в уважении и согласии, что на всю жизнь оставило след в душе художника. В «Красной комнате» интерес представляет расписная посуда, которую подарили племянницы художника, и старинные настенные часы. Копии семейных фотографий детально показывают путь Марка Шагала от момента, когда он покинул родной город и до его последних лет жизни в Париже. В кухне юный художник часто сидел у печи, пробуя свои силы в рисовании.

Вокруг дома разбит небольшой ухоженный сад, в нем установлен аллегоричный памятник художнику. Он играет на скрипке воспоминаний, часть которой выполнена в виде Эйфелевой башни. Опирается мастер на мифическую фигуру странного животного, одновременно напоминающего осла и козла. Этот образ встречается в нескольких картинах, его и взял за основу скульптор Валерий Могучий.

Музей Марка Шагала в Витебске ведет активную просветительскую деятельность, проводятся:

  • Международные Шагаловские чтения;
  • передвижные выставки, посвященные искусство XX-XXI века;
  • в летние месяцы работает школа для юных дарований.

Личная жизнь знаменитого живописца

Марк и Белла Розенфельд познакомились в 1909 году, когда ей было всего 14 лет. Она была слишком молода для серьезных отношений, а у юного художника не было денег. Влюбленные были помолвлены, но ждали свадьбы до 1915 года. В следующем году у них родилась дочь Ида. Белла вдохновила художника на создание шедевра — «День рождения» (1915).

Белла Розенфельд была не единственной женщиной, которую Шагал любил и рисовал. Будучи студентом, он был очарован Теей Брахманн, которая позировала для картины «Сидящая красная обнаженная» (1909). Портрет Теи, залитый темными линиями, тяжелыми слоями красного и розового, смел и чувственен. Напротив, картины Шагала с изображением Беллы беззаботны, образны и романтичны.

Более тридцати лет Белла появлялась снова и снова как символ переполняющих эмоций, неистовой любви и женской чистоты. Помимо «Дня рождения», к самым популярным картинам Шагала изображением Беллы относятся «Над городом» (1913), «Набережная» (1917), «Три свечи» (1938), и «Обрученные и Эйфелева башня» (1939).

Марк и Белла Шагал хотели поселиться в Париже после свадьбы, но череда войн сделала поездку невозможной. Первая мировая война принесла бедность, хлебные бунты и нехватку топлива. Россия кипела от жестоких революций, кульминацией которых стала Октябрьская революция 1917 года, гражданская война между повстанческими армиями и большевистским правительством. Хотя он написал несколько картин в России, Шагал чувствовал, что революция прервала его карьеру. Белле было всего за сорок, когда она умерла от инфекции в 1944 году.

Двадцать лет спустя творец начал работу над фильмом «Революция» (1937-1968), в котором восстание в России изображено как цирковое событие. Ленин комично пожимает руку на столе, а хаотичная толпа бродит по периферии. Слева толпа размахивает оружием и красными флагами. Справа музыканты играют в ореоле желтого света. В нижнем углу плывет свадебная пара. Кажется, Шагал говорит, что любовь и музыка сохраняются даже в жестокости войны.

Сюжеты «Революции» отражены в триптихе Шагала «Сопротивление, воскресение, освобождение» (1943).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector