Бастилия — крепость ставшая тюрьмой и символом свободы франции

Власть Директории (1794—1799)

После разгона якобинского клуба террор пошёл на убыль. Жирондисты вышли из подполья и вернулись в Конвент, обновлённое правительство объявило всеобщую амнистию. 

В августе 1795 года депутаты приняли новую Конституцию. Теперь законодательная власть переходила к Законодательному корпусу, верхняя палата которого называлась Советом старейшин, а нижняя — Советом пятисот. Исполнительную власть осуществляла Директория из пяти человек, которых избирал Совет старейшин по предложению Совета пятисот.  

Власть перестала вмешиваться в экономику и отменила максимум цен. Это привело к инфляции. Продукты дорожали, простое население стремительно нищало, а спекулянты снимали сливки. В провинциях орудовали бандиты. 

В отдалённых областях страны якобинцы пытались устраивать мятежи против нового правительства, но в общее восстание они не перерастали — народ устал от революций. Само слово «революционер» оказалось под запретом. 

Тем временем на фронте дела шли всё лучше: армия под командованием талантливого молодого генерала Наполеона Бонапарта вторглась в итальянские владения Габсбургов и вынудила австрийского императора подписать мир. Война была окончена, и Наполеон стал национальным героем.

Причины Великой Французской революции

К концу XVIII века Франция представляла собой одну из самых богатых и могущественных стран Европы. Тем не менее, люди, принадлежащие к беднейшим слоям общества (более 90% от численности всего населения), продолжали накапливать недовольство из-за того, что они никаким образом не получали доступ к богатствам страны и были вынуждены жить за чертой бедности.

Однако такая ситуация не могла сохраняться долгое время, и всего за несколько лет революционных потрясений Франция изменилась до неузнаваемости. В конечном итоге Великая французская революция привела к казни короля, его жены и других приближённых к королевскому двору лиц.

Говоря о факторах, повлиявших на возникновение революционных настроений в обществе можно выделить следующие 5 особенностей. Причинами французской революции были:

  1. система разделения общества на сословия (социальная причина);

  2. кризис абсолютной монархии и феодализма (политическая причина);

  3. развитие идей эпохи Просвещения (духовно-филосовская причина);

  4. нехватка продовольствия и товаров первой необходимости (экономическая причина);

  5. пример Американской революции 1765 — 1783 гг. (мотивирующий фактор).

Гравюра, показывающая как духовенство и дворянство паразитирует на «третьем сословии»

Система сословий во Франции 18 века была, по сути, кастовой системой, разделяющей людей на социальные группы на основе их уровня жизни, достатка и доступной им власти. В наиболее привилегированном положении были те, кто находился на самом высоком уровне этой системы — дворянство и духовенство. Простые же люди — крестьяне, рабочие, ремесленники — находились на низшей ступени («третье сословие»), имели наименьшее количество прав и обязаны были выплачивать половину своего дохода в виде налогов.

Ещё большее недовольство третьего сословия, представители которого составляли более 90% от общей численности населения, провоцировал сам король Франции Людовик XVI, обладающий безусловной и безграничной властью над своими подданными. Форма подобного государственного строя известна как абсолютизм. Людовик XVI был убежден, что его королевский статус исходит от самого Бога, что, по его мнению, давало ему право держать наивысший уровень государственной власти в своих руках.

Третье сословие было предоставлено само себе и облагалось налогами. Простые люди испытывали постоянную нехватку продовольствия, например, хлеба, особенно в предреволюционные годы, когда был плохой урожай. По мере роста спроса на хлеб в условиях его нехватки цены на главный продукт потребления выросли в несколько раз, что лишь усилило напряженность и гнев среди представителей третьего сословия.

Примерно в это же время начали активно развиваться философские идеи Просвещения, рассказывающие какими эффективными могут быть общество и государство, в основе которых лежат принципы политической свободы и гражданского равенства

Эти идеи пришли из того периода времени, когда мыслители-философы, «просветители Европы» пропагандировали важность научного развития и рассуждали о необходимости пренебрежения традициями. Тогда же активно развивались идеи гражданской свободы, равенства и демократии

Кроме того, народ Франции имел вдохновляющий пример успешной Американской революции 1765 — 1783 гг., в результате которой Америка получила независимость от Великобритании. Это послужило мотивирующим фактором и своего рода руководством о том, какими методами необходимо бороться с угнетателем, чтобы добиться успеха.

Великая французская революция (1789 — 1794 гг.)

Созыв Генеральных Штатов (1789)

Король Людовик XVI не отличался решимостью и силой, которые требуются от правителя в такой тяжёлый период. Но даже он понимал: чтобы спасти экономику, платить налоги должны все. 

22 февраля 1787 года министр финансов Калонн убедил короля созвать собрание нотаблей — высшего духовенства и аристократии, и предложил им ввести всеобщий земельный налог. Узнав о состоянии казны, нотабли пришли в ужас, обвинили Калонна в растрате и потребовали его отставки. Таких полномочий у них не было, но Людовик уступил. 

А поскольку платить налоги элита отказалась, 24 января 1789 король объявил созыв Генеральных Штатов — представителей всех сословий от всех провинций. Они должны были помочь ему найти решение, которое устроило бы всех. 

Неожиданно для правительства этоизвестие очень взволновало Францию. Генеральные Штаты не созывались уже 175 лет, и все ждали глобальных перемен. Обедневшие дворяне хотели увеличить своё влияние, крестьяне надеялись получить землю в собственность, а буржуа — равные права с дворянами и доступ к общественным должностям. 

Каждый регион готовил свой «список жалоб» для рассмотрения на собрании. Издавались сотни брошюр и публичных обращений к депутатам. На улицах говорили о равноправии и гражданских свободах. 

Первое заседание Генеральных штатов прошло 5 мая 1789 года в зале «Малых забав» в Версале. На открытии король предостерёг депутатов от «опасных нововведений». На обсуждение выносились только финансовые вопросы — все остальные требования власти оставили без внимания. 

Несмотря на то что депутатов от третьего сословия было вдвое больше, чем от первого и второго вместе взятых, у каждого сословия был только один голос. Представители третьего сословия требовали индивидуального голосования, но правительство отказало им. 

Это возмутило либерально настроенных депутатов. 17 июня большинством голосов (490 против 90) они создали Национальное собрание, которое решит судьбу страны.

20 июня депутаты пришли на очередное заседание, но зал «Малых забав» оказался заперт: король приказал никого не впускать под предлогом ремонта. Тогда депутаты заняли королевский зал для игры в мяч и поклялись не расходиться, пока не примут Конституцию. 

Король привёл гвардейцев и приказал всем разойтись, но председатель собрания Жан Байи ответил: «Собравшейся нации не приказывают». Против гвардии обнажили оружие либеральные дворяне во главе с маркизом де Лафайетом. Опасаясь кровопролития, Людовик XVI был вынужден признать Национальное собрание легитимным. 

9 июля 1789 года его переименовали в Учредительное собрание — оно должно было разработать Конституцию и выбрать новую . 

Июльская колонна

Монументальная июльская колонна (Colonne de Juillet) введена в эксплуатацию Луи-Филиппом в 1830 году и торжественно открыта в 1840 году. Высота колонны в коринфском стиле составляет 50,52 метра. Ее разработали архитекторы Жан-Антуан Алавойн и Жозеф-Луи Дюк. Лестница со 140 ступенями ведет на смотровую площадку. Ее название относится к трем славным дням 27-29 июля 1830 года (Июльская революция), когда король Чарльз Х был отвергнут «июльской монархией» Луи-Филиппа. На памятной доске сделаны надписи во славу французских граждан, которые вооружились и боролись за защиту общественных свобод.

В верхней части колонны расположен золоченый ангел Огюста Дюмона который называется «Дух свободы». Статуя держит факел цивилизации и остатки его сломанных оков.

Июльская колонна видна со многих смотровых площадок в Париже: с Сакре-Кер на Монмартре, кладбища Пер-Лашез, башен Нотр-Дам и Монпарнас, Института арабского мира.

Крепость – тюрьма

Она была построена в XIV веке, чтобы защищать Париж от англичан, а как тюрьма стала использоваться во времена правления Карла VI. В эпоху Людовика XVI эта ее функция еще оставалась самой известной, и за все эти годы Бастилия видела много заключенных. Большинство людей попадали в тюрьму по приказу короля без всякого суда и следствия. Это были либо дворяне, действовавшие против интересов двора, либо католические диссиденты, либо писатели, которые считались крамольными и развратными. Также было заметное число людей, которых заперли там по просьбе их семей для их (этих семей) пользы.

Ко времени Людовика XVI условия в Бастилии были лучше, чем обычно изображают. Подвальные камеры, влажность которых ускоряла развитие болезней, больше не использовались, и большинство заключенных размещалось на средних уровнях строения, в камерах шириною 16 футов с элементарной мебелью, часто с окном.

— Реклама —

Большинству заключенных было разрешено взять свое собственное имущество, и самым известным примером является маркиз де Сад, который имел при себе огромное количество приспособлений и деталей, а также всю библиотеку. Собаки и кошки также были разрешены, чтобы уничтожать крыс.

Коменданту Бастилии выдавалась определенная ежедневная сумма для каждого ранга заключенных: самая низкая в три ливра день для бедных слоев населения (сумма все же больше, чем та, на которую жили некоторые французы), а для высокопоставленных заключенных более чем в пять раз большая. Алкоголь и курение также были разрешены, как и карты, если вы в камере не один.

Учитывая, что люди могли попасть в Бастилию без всякого суда, легко увидеть, как крепость заработала свою репутацию символа деспотизма, угнетения свободы и королевской тирании. Это, безусловно, тон, принятый авторами до и во время Революции, которые использовали Бастилию как физическое воплощение того, что они считали неправильным в государственном управлении.

Писатели, многие из которых в свое время содержались Бастилии, описывали ее как место пыток, захоронения заживо, место истощения тела, сводящего с ума ада.

дальнейшее чтение

  • Портал Франции
  • Исторический портал
  • Альпа, Мика. «Политика эскалации французского революционного протеста: политические демонстрации, ненасилие и насилие в крупных журналах 1789 года», Французская история (осень 2009 года).
  • Альпа, Мика. «Самоопределившаяся буржуазия в начале французской революции: буржуазия Милиса, дни взятия Бастилии 1789 года и их последствия», Journal of Social History 47, no. 3 (весна 2014 г.), 696–720.
  • Сьюэлл, Уильям Х. «Исторические события как преобразования структур: изобретение революции в Бастилии», Теория и общество 25, вып. 6 (декабрь 1996 г.), 841–81.

Текст и перевод песни Bastille — The Draw

In my left hand there is the familiar,
В левой руке у меня то, что мне знакомо,

In my right hand there’s the great unknown,
В правой – великое неизведанное,

I can see the madly different gross there,
Я вижу две чудовищно разных материи

But I’m drawn to wilder nights at home.
Но замыслено так, что я обманываю ночи дома.

Don’t listen to your friends,
Не слушай своих друзей,

See the despair behind their eyes.
Увидь отчаяние в их глазах.

Don’t listen to your friends,
Не слушай своих друзей,

They only care and want to know why.
Им это не безразлично, и они хотят знать почему.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

Are you drifting way beyond what’s normal?
Ты же вращаешься далеко за гранью обыденного?

‘Cause ‘round your mind rings the words that they would say.
Потому что в твоём мозгу слова, что будут произнесены.

When you go home everything looks different,
Когда ты возвращаешься домой, всё выглядит по-другому,

And you’re scared of being left behind.
И ты боишься, что остался в прошлом.

Just listen to your friends,
Просто послушай своих друзей,

Trusted that fair look in their eyes.
Ты верил их честным взглядам.

Just listen to your friends,
Просто послушай своих друзей,

They only care and hope you’re alright.
Им это не безразлично, они надеются, что ты в порядке.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

I can feel it pulling me back,
И как оно тянет меня назад,

It’s pulling me back,
Оно тянет меня назад,

It’s pulling me.
Тянет меня.

I can feel the draw,
Я чувствую то, что предопределено,

The draw,
Предопределено,

The draw,
Предопределено,

The draw,
Предопределено,

The draw.
Предопределено.

Создание площади

Площадь Бастилии появилась в 1803 году. Она была построена на месте крепости и укреплений Карла V, который обозначил границу между Парижем и «фобурами» (пригородами).

Она включала фонтан в форме слона высотой 24 метра, на который ссылается Виктор Гюго в своем романе «Отверженные». Он был демонтирован в 1847 году.

14 июля 1790 года предприниматель Пьер Франсуа Паллой организовал первый популярный бал для танцев по случаю празднования Дня независимости. Среди руин бывшей тюрьмы он установил палатку с надписью: Ici on danse (здесь танцуют люди). Эта традиция сохранилась до наших дней.

С 9 по 14 июня 1794 года на площади размещалась печально известная гильотина. 75 человек были обезглавлены здесь до того, как это орудие казни перенесли на нынешнюю площадь Нации.

Опера Бастилии

Раньше на месте Оперы была железнодорожная станция, открытая между 1859 и 1969 годами. Она была снесена в 1984 году, чтобы уступить место амбициозному проекту — современной Опере Бастилии. Бывшие железные дороги были преобразованы в набережную.

Опера Бастилии является частью гранд-проектов Франсуа Миттерана, грандиозного плана, который включал в себя строительство Большой арки обороны, Национальной библиотеки и стеклянной пирамиды Лувра.

Здание было построено между 1984 и 1989 годами. Его открытие совпало с двухсотлетием Французской революции. Опера была разработана уругвайским архитектором Карлосом Оттом и рассчитана на 3309 мест.

История

В XIV веке во время Столетней войны Париж остро нуждался в защите. Карл V принял решение построить неприступную крепость для охраны города. Её первоначальным названием стало “Chastel Saint-Antoine”, но спустя какое-то время парижане окрестили крепость звучным “la Bastille”, что логично, ведь с фрацузского “Бастилия” означает “башня” или “крепость”. Прослужив войскам, к концу Столетней войны в Бастилии находилась королевская казна. Однако, с разрешения короля Людовика XIII кардинал Ришелье изменил это. С его легкой руки Бастилия стала тюрьмой.

В первую очередь попадали туда предатели короны, а также авторы излишне откровенных опусов. Впрочем, заключение их вряд ли можно назвать ужасным, и современным преступникам впору позавидовать тогдашним нарушителям закона. В Бастилию им разрешалось брать еду, одежду, мебель, книги и даже слуг. Со временем, правда, всё больше обычных малообеспеченных людей попадали в тюрьму, что повлекло за собой распространение инфекционных заболеваний. Во время Французской революции Бастилию взяли штурмом, дабы освободить заключенных в ней на тот момент мятежников.

К концу XVIII века Бастилия была полностью разрушена, и все что мы имеем сегодня – лишь обрывки прошлого великолепия. В 1792 году на месте неприступной крепости появилась просторная площадь, в центре которой планировали возвести колонну – символ свободы. Первый камень был заложен Пьером-Франсуа Палуа, но строительство так и не завершили, а в 1793 году и вовсе возвели на этом месте фонтан.

В 1808 Наполеон всерьез озаботился благоустройством некоторых районов Парижа. Для площади Бастилии он задумал нечто оригинальное – установить памятник в форме слона. По замыслу он должен был быть высотой в двадцать четыре метра, отлитым из бронзы от испанских пушек. Однако была построена только полномасштабная гипсовая модель, которую снесли в 1846 году. В 1833 Луи-Филипп приказал построить июльскую колонну, которая была открыта в 1840 году.

География

Крепость расположена на последнем мысе горы Раше, узкой горы, которая является самой южной частью хребта Шартрез .

Плато основных укреплений крепости расположено на высоте 264 метра над необычно плоским дном долины, имеющей ледниковое происхождение. Таяние ледника Изера примерно 25 000 лет назад привело к образованию огромного озера, простирающегося от Вуарона до Альбервиля и просуществовавшего примерно 10 000 лет. Заполнение этого озера аллювиальными отложениями создало идеально ровное дно долины, которое наблюдается сегодня.

Расположение форта было выбрано потому, что оно облегчало наблюдение и контроль над городом Гренобль, начиная с 19-го века, а также долинами Изера и Драка , которые при этом было трудно атаковать и свергнуть из-за скалы и крутые склоны, которыми он окружен.

Достопримечательности парижской площади

На площади Бастилии всегда много туристов, которых интересуют достопримечательности.

Июльская колонна

С 1840 года в центре площади Бастилии возвышается 80-метровая бронзовая колонна. Сооружение появилось, чтобы увековечить 3 дня триумфа июльской революции 1830 года как времени гражданских свобод.

После свержения короля Карла X, бежавшего из страны, власть перешла к новому монарху, «королю-гражданину» герцогу Орлеанскому Луи-Филиппу.

На вершине монумента, сооруженного по проекту Жан-Антуана Алавуана, – золотой Ангел «Дух Свободы». В одной руке Ангел держит разорванную цепь – символ борьбы с деспотизмом свергнутого Карла X, в другой – факел, во лбу – пылающая звезда.

Высота колонны в коринфском стиле – 50,52 метра, лестница со 140 ступенями ведет на смотровую площадку колонны.

У подножия памятника – барельеф и мемориальная доска, где увековечены имена жителей Парижа, погибших на баррикадах в дни Июльской революции 1830 и 1848 годов.

Здание Оперы

В 1984 году старый вокзал на площади Бастилии, оказавшийся невостребованным, демонтировали и построили современное здание Оперы, претворяя в жизнь проекты Франсуа Меттерана по застройке Парижа.

Постройка круглой формы из стекла смотрится непривычно на фоне обыденных зданий, поэтому у многих парижан вызывает критику.

Построенный по проекту канадско-уругвайского архитектора Карлоса Отта, музыкальный театр открыли в 1989 году, к празднованию 200-летия взятия Бастилии.

Большой зал Оперы рассчитан на 2703 места, 500 зрителей помещается в амфитеатре. Акустика зала и техническое оборудование сцены – на высочайшем уровне.

Порт «Арсенал»

С юга от площади Бастилии – небольшая гавань для катеров и яхт длиной 544 м, шириной – 70 и глубиной – 1,9 м. Название гавань получила из-за склада оружия, бывшего здесь в XVI-XVIII веках.

Окрестности гавани – тихое место, куда не доходит шум города, а над водой летают чайки. Путешественники, отправляющиеся по Сене из порта «Арсенал», видят Париж в другом, непривычном и изящном ракурсе.

Недалеко от площади – прекрасный сад, посаженный вдоль старого железнодорожного виадука. Здесь гуляют парижане и туристы, наслаждаясь чистым воздухом и тишиной.

Станция метро

Здесь проходит первая линия парижского метрополитена, которой насчитывается 100 лет. Под землей – красивые фрески, которые рассказывают о взятии Бастилии. На выходе из метро – входная группа с железной оградой и украшениями.

Взятие Бастилии

14 июля 1789 года, во дни Французской революции, многочисленная толпа парижан только что добыла в Доме Инвалидов оружие и пушки. Восставшие полагали, что лояльные короне силы скоро атакуют и Париж и революционное Национальное собрание, и искали оружие, чтобы защитить себя. Однако, оружие нуждалось в порохе, а большая его часть для безопасности была помещена в Бастилию. Таким образом, толпа собралась вокруг крепости, подкрепленная как насущной потребностью в порохе, так и ненавистью почти ко всему они считали во Франции несправедливым.

Бастилия была неспособна создать долгосрочную оборону: хотя количество пушек было достаточным, гарнизон был слишком мал, и припасов было только на два дня. Толпа направила в Бастилию своих представителей потребовать оружие и порох, и хотя комендант – маркиз де Лонэ – отказался, он удалил вооружение с крепостных валов. Но когда возвращавшиеся представители были уже недалеко от толпы, инцидент с подъемным мостом и испуганные действия восставших и солдат привели к перестрелке. Когда подоспели несколько мятежных солдат с пушками, де Лонэ решил, что лучше попытаться найти какой-то компромисс, чтобы спасти свою честь и честь своих людей.

Хотя он и хотел взорвать порох и разрушить крепость, а вместе с нею и большую часть окрестностей. Оборона была ослаблена и толпа ворвалась во внутрь. Внутри толпа нашла только семерых заключенных: 4 фальшивомонетчика, 2 сумасшедших и один сексуальный извращенец, граф де Солаж (le comte Hubert de Solage)(маркиз де Сад был переведен из Бастилии в другое место десятью днями ранее).

— Реклама —

Этот факт не разрушил символизма акта захвата главного символа некогда всемогущей монархии. И все же, так как большое количество нападавших в ходе сражения были убиты – как выяснилось впоследствии восемьдесят три в бою и пятнадцать позже умерли от ран – по сравнению со всего лишь одним из гарнизона, гнев толпы требовал жертвы, и был выбран де Лонэ. Его протащили по улицам Парижа и затем убили, а голову насадили на пику.

Падение Бастилии дало населению Парижа порох для недавно захваченного оружия и средства для защиты революционного города. Так же, как до своего падения Бастилия была символом королевской тирании, точно так же позже она стремительно превратилась в символ свободы

Действительно Бастилия “была намного более важной в ее “загробной жизни”, чем когда-либо в качестве работающего института власти. Это дало форму и изображение всем тем порокам, против которых революция и определяла себя”

Двух безумных заключенных вскоре отправили в психиатрическую больницу, и к ноябрю лихорадочными усилиями была снесена большая часть Бастилии. Король, хотя и был призываем своими приближенными уехать за границу и надеяться на более преданные войска, уступил и вывел свои войска из Парижа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector