Легенды, секреты и подземелья собора святой софии (мечети ayasofya-i kebîr câmi-i)

Как Софию превратили в мечеть

В марте 2019 года власти Турции заговорили о возможности изменения статуса собора Святой Софии, якобы для того, чтобы его смогли посещать бесплатно. Президент Реджеп Тайип Эрдоган тогда заявлял в интервью каналу TGRT: «Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично».

Летом 2020 года, когда рейтинг пропрезидентской Партии справедливости и развития значительно снизился, отношения с Грецией ухудшились, а экономика страны вошла в крутое пике после эпидемии коронавируса, Эрдоган решил повернуть время вспять и предпринять историческое решение. Вернуть симпатии большой части электората внутри страны и показать зубы Афинам могло лишь символическое и политическое решение. Так, 5 июня 2020 года Эрдоган поручил помощникам провести исследование с целью подготовить собор к преобразованию в мечеть.

Уже 2 июля Верховный суд Турции решил, что статус собора может быть изменен указом президента страны. А 10 июля года Госсовет Турции отменил решение правительства 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей и постановил, что храм может использоваться в качестве мечети. В тот же день Эрдоган подписал указ о превращении Софии в мечеть. С 24 июля года в соборе начались намазы и богослужения.

На первом пятничном намазе присутствовал сам президент. На улицах вокруг храма собралось, по данным властей, 350 тыс. человек. Христианские фрески на время мусульманской молитвы завесили.

Теперь туристы смогут посещать мечеть Айя-София бесплатно, соблюдая все правила для мусульманских храмов. Запрещено заходить в обуви, а также в одежде, оголяющей руки, ноги и плечи. Запрещено входить во время намазов. До последнего времени вход в музей стоил 100 лир.

Решение об изменении статуса собора Софии вызвало официальные критические заявления со стороны ЮНЕСКО, Евросоюза, Всемирного совета церквей, Греции, Кипра, Германии, США и ряда других стран. Также его раскритиковали Константинопольская, Иерусалимская, Русская, Элладская православные церкви и Святой престол.

Святая София — символ мощи христианского мира, покоренного исламом

В Турции ждут решения президента Реджепа Эрдогана по поводу «возвращения» собору Святой Софии статуса мечети. Сейчас это музей.

Как сказал в прямом эфире программы «Точка зрения» директор Центра религиоведческих и этнокультурных исследований РАНХиГС Вильям Шмидт, этим шагом Эрдоган решает свои политические задачи, в том числе в рамках проведения политики пантюркизма.

Эксперт рассказал, что Собор — это святыня христианского мира, канонический храм православной культуры, и все православные страны, получая автономию от Константинополя, «пытались поставить у себя его копию».

В основе Собора лежит куб, накрытый сферой, он символизирует собой Вселенную. Человек демонстрирует этим Богу, что он способен к богопознанию и организации миропорядка под Божественным началом. Собор — это символ мощи христианского мира, сказал религиовед.

Когда османы завоевали Византию, Софийский храм оказался в инославной среде. Но Сулейман Великолепный не превратил Собор в казарму, а сделал главным культовым сооружением исламского мира. В исламе главное культовое сооружение — кааба, — тоже квадратной формы. Многие каабы архитектурно копируют Софию, отметил Вильям Шмидт, например все мечети в Чечне построены по типу Софийского собора.

Стоимость билетов и способ их покупки

Обычный полный билет стоит около 12 евро или 14 долларов США (40 TL).

Студентам льгот нет.

Бесплатно могут пройти:

  • турецкие дети до 18 лет;
  • дети иностранных граждан до 12 лет;
  • граждане Турецкой Республики старше 65 лет;
  • инвалиды и один сопровождающий;
  • солдаты и сержанты;
  • владельцы карт COMOS, UNESCO, ICOM;
  • студенты, обучающиеся в Турции по программам обмена (например, Erasmus) при предъявлении контракта.

Купить билет можно:

  • в кассе, отстояв «живую» очередь;
  • в автоматах, расположенных на входе, напротив касс (автомат не принимает наличные, а карта должна быть с чипом — с магнитной полосой не подходит);
  • на сайте музея (ссылка здесь).

Вход на территорию захоронений султанов свободный.

Как добраться до собора на машине

Наиболее быстрый и прямой путь от аэропорта Ататюрк до площади Султанахмет пролегает по улице Кеннеди, которая тянется вдоль побережья Мраморного моря. Время в пути составит приблизительно 40 мин.

GPS-навигатор предложит более короткий путь по следующему маршруту: E-5 Karayolu, D-100, Turgut Özal Millet Caddesi, Ordu Avenue, Yeniçeriler Caddesi, Peykhane Caddessi, Torun Sokak, Akbiyik Caddesi, Ishak Paşa Caddesi.

Общая длина пути составит чуть более 17,5 км. Однако стоит учесть, что автомобильные пробки в историческом и туристическом центре Стамбула увеличат время, проведенное в дороге.

Организация экскурсий в собор

Англоговорящие туристы всегда могут заказать экскурсию для себя, своей семьи или тургруппы с местным гидом прямо в кассе собора. Опытный англоговорящий гид сделает краткую презентацию собора, после чего проведёт путешественников по особенно примечательным местам в музее и расскажет подробно обо всех исторических фактах, когда-либо происходивших и связанных с собором.

Однако большинству россиян более комфортно слышать рассказ об интересующем их сооружении на родном языке, и в связи с этим в Стамбуле действуют многие русскоязычные экскурсионные бюро, обратившись в которые путники получат основную программу предлагаемых экскурсий, включая те, что захватывают посещение собора Айя София:

  • Самая популярная из них — это обзорный тур по всей исторической части Султанахмет, включающая в себя всё великолепие архитектурных памятников, расположенных в этой части города, и, конечно, подробная экскурсия по собору.
  • Более широкая программа — пешая прогулка по всему старому городу, с посещением Гран Базара, Султанахмет и собора с подробным рассказом о постепенном превращении старинного торгового порта в гигантский мегаполис.
  • Последняя из основных программ включает в себя поездку по всей азиатской части города для знакомства с жизнью и бытом различных правителей Османской империи, а также их наследием в виде многочисленных архитектурных и культурных памятников, разбросанных по всему бывшему Константинополю.

Экскурсии по Стамбулу

Важно! Эти и другие экскурсии к услугам путешественников рады предложить многие туристические компании в городе, представленные здесь . Кроме того, если поездка была через туроператора, то отельный гид всегда предложит увлекательную поездку по исторической части города

Прогулка у стен Большой Айя Софии

С западной стороны от дворца Софии в Стамбуле расположен баптистерий. Он очень древний. Некоторые элементы его раннехристианской архитектуры говорят о том, что он появился раньше Айя Софии. Там находилась самая большая в городе купель. Её ширина превышала 3 метра, а высота равнялась 2 с половиной метрам. Купель было выполнена из цельного куска мрамора.

Позже постройку использовали для хранения свечного масла. Потом помещение срочно переоборудовали, и оно стало мавзолеем двух султанов: Мустафы и Ибрагима. Первый был свергнут и 15 лет провёл в темнице. Второй был задушен. Такая вот она, судьба некоторых султанов.

Возле музея стоят и другие массивные купольные гробницы. В них похоронены султаны Османской империи и их ближайшие родственники.

Тут же рядом расположено здание турецкой бани: . Эту баню построил ещё Сулейман Великолепный для своей любимой жены. Об этих удивительных отношениях между великим императором и бывшей рабыней в его гареме, ставшие уже легендой, читайте здесь: «Сулейман и Роксолана: реальная сказка о любви Хюррем и Султана».

Остатки древних церквей, построенных при Константине Первом и Феодосии были случайно найдены во время археологических раскопок на территории знаменитого музея Агиа София или Ayasofya Müzesi (турецкое название) в первой половине 20 века. По этим находкам учёные смогли определить, что церковь Айс София имела довольно большие размеры. Богато украшенная мрамором, она состояла из 5 нефов — помещений, разделённых друг с другом рядами колонн…

Эти удивительные находки: основания и части колонн, ступеньки, саркофаги — до сих пор находятся там, на территории перед великой Айя-Софии. Сейчас эти свидетели давних событий гармонично вписываются в окружающую природную красоту.

Так вот, сидишь за столиком местного летнего кафе, а рядом открытый древний саркофаг, такой каменный ящичек в человеческий рост с прорезью для головы. Соседство, прямо скажем, впечатляет! Но если мыслить глобально, то… жизнь и смерть, прошлое и настоящее – они ведь рядом. Ндааа.

Переплетение культур

В следствии того, что в разное время здание являлось и православным собором и главной придворной мечетью, в нем одновременно уживается несколько культур. Христианские фрески освящаются витражными окнами с арабской вязью, из императорской ложи открывается вид на мусульманский михраб.

  • На стенах главного зала висят огромные круглые таблички 7 метров в диаметре, на них написаны изречения из Корана, имена первых халифов. Это самые крупные образцы арабской каллиграфии в мире.
  • На стенах, колонах и других поверхностях Софии оставлены более 70 славянских надписей, более половины относится к домонгольской эпохе. Почти все они отображают имя писавшего, своего рода автографы.
  • Встречаются скандинавские руны на парапетах и кресты, вероятно нанесенные в период крестового похода.

Экскурсии в собор Святой Софии

Существует множество экскурсий в Айя-София в сопровождении профессиональных гидов, обладающих искусствоведческими и историческими познаниями. Это может быть обзорная прогулка, экскурсия, посвященная христианскому и османскому наследию, и пр.

Экскурсии проводятся на русском, английской, турецком языке. При желании можно самостоятельно осмотреть этот храм, без помощи гида, предварительно почитав о его истории и культурном значении.

Билет на экскурсию можно купить оффлайн в кассе при музее или онлайн на его сайте. Стоимость осмотра Айя-София в Стамбуле составляет 30 турецких лир, что по сегодняшнему курсу равно 7,62 USD.

Важные советы

— Аудиогид на русском языке доступен бесплатно в качестве приложения для iOS и Android. Но для его использования понадобится мобильный интернет. Как его заполучить за разумные деньги, читайте в нашей статье «Интернет в Турции дёшево»;

— Проносить внутрь еду и напитки категорически запрещено, разрешено проносить только обычную воду. Эту меру понять легко, администрация не хочет провоцировать появление насекомых и грызунов;

— В некоторых местах здания запрещено фотографировать. Но охрана не следит, особенно учитывая огромное количество посетителей. Так что считайте, что фотографировать можно везде, но только без вспышки и штатива;

— Рядом находятся Дворец Топкапы, Голубая Мечеть, Цистерна Базилика. Конечно можно попасть во все эти места в один день, но тогда придётся их смотреть в очень быстром темпе. Лучше планируйте на них два дня, чтобы никуда не торопиться;

— Вокруг Айи Софии есть рестораны, кафе, пункты обмена валюты, сувенирные магазины. Это неудивительно, ведь Султанахмет — это главный туристический район Стамбула. Менять здесь деньги можно, курсы приемлемые, хотя и не самые лучшие в городе. Подробности в нашей статье «Обмен денег в Турции». О том, что купить в сувенирных магазинах, читайте в статье «Что привезти из Турции». О том, что интересно попробовать на обед, читайте в статье «Лучшие блюда Турции».

Хороших впечатлений от Собора Святой Софии, и читайте наши интересные статьи о Стамбуле и Турции (список статей ниже).

История собора

  • Основанный в 324 г. императором Константином I, собор Святой Софии был сожжен спустя почти 100 лет. Храм отстроили вновь по указу Феодосия II.
  • В 532 г. судьба базилики повторилась: в результате восстания он снова был разрушен до основания.
  • Правивший в то время император Юстиниан, возродил собор на прежнем месте. За 5 лет была проделана грандиозная, непревзойденная работа, результат которой по сей день украшает побережье Мраморного моря.
  • В 1453 г. османские захватчики основали в здании храма мечеть, перестроив его и изменив внутреннее убранство в соответствии с культурой и религией. Тот факт, что мечеть в захваченном Константинополе стала одной из крупнейших, подчеркивает величественность строения, его роскошь и архитектурную сложность.

В 1935 г. мечеть была преобразована в музей. Реставраторы постарались максимально сохранить богатейшую историю здания. На стенах посетители могут увидеть православные фрески и иконы, соседствующие с сурами из Корана.

Первые постройки

Первые деревянные постройки были заложены в самом центре Константинополя, на торговой площади, и до наших дней не сохранились. Церкви сжигались в результате восстаний, но каждый раз отстраивались заново в том же месте. Не менялось и имя храмов. Найденные в 1936 г. руины строений свидетельствуют о богатом мраморном убранстве базилик и их внушительных размерах.

Юстинианова базилика

Храм Святой Софии в Константинополе отличается роскошью. Юстиниан не скупился при возведении базилики. В Константинополь свозился лучший мрамор из Греции. Со всей империи привозились архитектурные элементы, которые раннее являлись частями иных античных сооружений. Для украшения использовались драгоценные камни, жемчуг, слоновая кость.

Работой руководили выдающиеся мастера — Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Фрески создавались и после завершения строительства. Собор олицетворял собой величие византийской империи. Масштабы, высокая архитектурная сложность и роскошь собора убеждали иностранных послов в «божественной помощи» при строительстве, преумножая количество последователей христианства.

Парящий купол

Купол диаметром 31,5 м. опирается на 4 колонны. Его основание опоясывают 40 арочных проемов, благодаря которым создается иллюзия парения, а огромное здание освещается изнутри солнечным светом.


Расположенный на холме, собор Святой Софии был виден с любой точки Константинополя.

Интерьер Айя Софии — фото

Собор считается самым большим храмом, построенным за последние несколько тысяч лет (если не считать несколько греческих храмов, от которых сегодня остались лишь руины). Но привлекает туристов Айя София не этими масштабами, а уникальным оформлением и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

Отправляясь в Турцию, узнайте в нашей статье, какой аэропорт будет ближе к месту вашего отдыха.

Наружное оформление

Параметры собора можно описать следующим образом:

  • длина – 100 метров;
  • ширина – 69,5 метров;
  • высота купола – 55,6 метров от уровня земли;
  • радиус купола – 31 метр.

Помимо мрамора, который был основным строительным материалом, строители собора также использовали специальные кирпичи, изготовленные из глины и песка, привезенные из Греции с острова Родос. При своей легкости эти кирпичи отличаются высокой прочностью, поэтому за семнадцать столетий церковь не дала усадку. С архитектурной точки зрения собор представляет собой прямоугольную базилику классического типа.

Под основной, наземной частью сооружения, имеется подземная часть, которая по большей части затоплена грунтовыми водами. Несмотря на это во время реставрации удалось провести частичное исследование подземных помещений. В некоторых из них были найдены драгоценности и человеческие останки, которые предположительно принадлежат уже мусульманским знатным жителям Стамбула.

Также был обнаружен подземный ход, который ведет до подземной части другой местной достопримечательности – дворца Топкапы.

Но остались еще обширные неисследованные участки – работы можно продолжить только после откачки воды.

Частные спонсоры еще в 2010 году дали свое согласие профинансировать работу по откачке воды, но несмотря на официальное согласие на это властей, пока этот проект не реализован.

Внутренне убранство

В интерьере собора нет ни одной стены, которую не украшала бы мозаика из стекла, терракота, серебро или золото. Также здесь можно увидеть множество фресок, некоторые из которых сохранились лишь частично, но большинство уцелело благодаря османской штукатурке, которой они были в свое время покрыты.

По правой стороне от входа есть участок пола, покрытый разноцветным каменным орнаментом. Именно здесь когда-то проводился ритуал коронации императоров Рима. Внутри собора по периметру нижней галереи стоят 104 колонны, в верхней галерее их 64 – эти колонны изготавливались из мрамора в Риме и транспортировались в Стамбул по морю.

Михрабы (специальные возвышения, выполняющие в мечетях те же функции, что и алтари в церквях) были установлены здесь в XVI веке, но при этом органично вписываются в общую картину и выглядят такими же древними, как и другие элементы. Это касается и сорока светильников, которые находятся в специальных нишах купола – они появились здесь в первой половине XVI века. До того момента помещение освещалось обычными свечами.

В Турции большое разнообразие возможностей для отдыха, потому что страну омывает не один водоем. Читайте здесь, какие моря омывают государство.

Мозаики

Мозаики являются ценнейшими объектами в соборе.

  1. Особую историческую ценность представляет мозаичное изображение Божьей Матери.

Другой примечательной мозаикой является мозаика входного помещения, которая изображает сидящего на престоле Христа с Евангелием в руках. Это украшение появилось в IX веке, в период правления императора Льва VI.

Один из столбов северо-западной галереи украшен мозаикой с изображением другого императора – Александра. Эту мозаику обнаружили случайно и относительно недавно, когда проводили реставрационные работы (это событие произошло в 1958 году).

Над дверью, которая ведет в нарфик (входная пристройка храма), находится мозаичное изображение Богородицы на престоле. Она держит в руках младенца, а по левую и правую руку от нее стоят императоры Константин и Юстиниан.

Ценные достопримечательности храма

В одной из колонн нижней галереи имеется ниша, в которой по легенде скрывался от османов один из священников, проводивший в 1453 последнюю христианскую литургию.

В этой нише есть отверстие, и согласно поверьям если вставить в него большой палец руки и, не вынимая его, провернуть ладонь на 360 градусов, исполнится любое желание (очевидно, выполнить это действие невозможно).

В одной из апсид (алтарное углубление) находится михраб, который был помещен сюда еще в XVI веке. Здесь же стоит минбар (трибуна, кафедра в мечетях), который появился в Айя Софии в то же время.

Выйдя во двор храма, можно увидеть экспозицию артефактов, элементов старинного декора и других предметов, которые обнаруживали исследователи во время реставраций и обследования подземной части собора.

Легенды

О Софийском соборе ходят легенды и предания. Одно из сказаний связано со строительством церкви. Юстиниан желал выстроить лучшее здание. Для этого материал свозили со всех окрестностей. Так, при строительстве использовали:

  • колонны и мрамор из Аспендуса, Баалбека и Тарсы;
  • белый мрамор везли с Мраморного острова;
  • розовый мрамор из Афона;
  • нефы возвели из колонн, взятых из храма Артемиды в Эфисе;
  • гранитные столпы из Египта.

Также считается, что именно тут произошел раскол христианства.

Здесь хранится гробница Дондоло. Однако самих останков обнаружить не удалось. Хотя, согласно преданию, основатель Латинской империи покоится в этих стенах.

Золотые купола

Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.

В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.

Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.

Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.

В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.

Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век

Alamy/Legion Media

Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Часть мозаики разрушена.

Цена билета

Бесплатно. И это приятное изменение для туристов. Ведь раньше билет стоил 100 турецких лир. Актуальный курс смотрите в нашей статье «Деньги в Турции».

На момент обновления этой статьи (июнь 2021 года) посетителей не так много, так как туристов в Стамбуле мало из-за коронавируса. Однако вспомним, что в 2019 году в летний сезон выстраивались огромные очереди в кассу и на вход. Даже продавали «Fast Track» за 105 лир.

Вероятно, в будущем турпоток будет уже гораздо больше. И мы прогнозируем гигантские очереди на вход, так как время работы Святой Софии для туристов сократилось. Скорее всего практика продажи «Fast Track» возобновится.

Можно купить экскурсию в любом туристическом агентстве Стамбула. Цена экскурсии — 20-25 долларов. Тогда обо всём интересном внутри расскажет гид.

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Другие храмы турецкой столицы

В Стамбуле есть еще два храма, которые уступают Айя Софии по роскоши интерьера и масштабности постройки, но туристам стоит посетить и эти достопримечательности, так как они имеют не меньшее культурное значение.

Православный храм Св. Ирины

Эта церковь составляет часть архитектурного ансамбля дворца Топкапы. Храм святой Ирины изначально был лишь небольшой базиликой, которую построили в IV веке немного раньше возведения Софийского собора.

Отдыхающие с детьми предпочитают выбирать отели с аквапарком или водными горками, чтобы малышам не было скучно. Читайте в этой статье о турецких гостиницах, предоставляющих такую возможность.

Храм Святой Ирины печально знаменит тем, что в 346 году здесь столкнулись в схватке представители разных религиозных конфессий, в результате чего было убито около 3000 религиозных служителей и простых людей.

В настоящее время храм работает в качестве музея, а время от времени в его стенах устраиваются выставки и концерты.

Церковь Святого Георгия

Церковь названа в честь Георгия Победоносца и была возведена в 1601 году. В то время район Фенер, где и возведена церковь, являлся единственным православным районом павшего в 1453 году Константинополя.

В 1614 году храм был частично реконструирован и расширен. В первой половине восемнадцатого века сильный пожар значительно повредил здание, но под покровительством Патриарха Иеремии III в 1720 году были проведены реконструкционные работы.

В 1738 году случился новый пожар, после которого церковь простояла заброшенной до 1797 года, до очередной реставрации.

Эти восстановительные работы стали последними, и с тех пор архитектура церкви осталась в неизменном виде.

Смотрите увлекательное видео о соборе Святой Софии:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Вконтакте
Facebook
Twitter
Google+
Одноклассники
Мой мир

Сколько стоит отдохнуть в Турции? Какие экскурсии посетить в Турции? Отдых в Турции Содовое озеро Ван в Турции

Что посмотреть рядом

Голубая мечеть

Напротив музея Айя-София расположена Голубая мечеть, построенная при правлении султана Ахмета I в 1609-1916 гг. с целью восстановления авторитета Турции. Интересной особенностью является тот факт, что на постройку этой (действующей) мечети тратились бюджетные деньги государства, в то время как обычай диктовал использовать средства завоеванных государств.

Свое название мечеть получила из-за цвета использованных изникских изразцов в отделке интерьера. Для изникских фабрик изготовление голубой керамической плитки по указу Ахмета I стало последней работой — султан запретил выпускать продукцию для других целей. Но большие объемы работы сказались на качестве: со временем камень потерял первоначальные цвета.

Особого внимания заслуживает внутреннее убранство мечети: вырезанный из цельного куска, мраморный михраб, растительные мотивы, украшающие стены. Архитектурный стиль представляет собой смесь османского и византийского зодчества.

А 6 минаретов практически уравняли Голубую мечеть с исламской святыней, мечетью Масджид аль Харам, которой вскоре пристроили еще один минарет для восстановления первенства. Вне зависимости от вероисповедания Голубая мечеть рекомендуется для экскурсионного посещения туристами.

Площадь Ипподром

Голубая мечеть отделена от музея Айя-София площадью Ипподром. Конные бега — одно из основных развлечений древнего мира — требовали наличия соответствующей площадки. В Константинополе ипподром был внушительных размеров и мог вместить более 40 тыс. зрителей.

После падения Константинополя комплекс разграбили, сама площадь уменьшилась в размерах и стала служить местом для конных прогулок и многодневных церемониальных мероприятий. До сегодняшних дней ипподром так и не застроен, однако до современников дошли только редкие руины.

Стоит обратить внимание на обелиск Феодосия, выполненный из розового гранита. Легенды гласят, что обелиск был значительно выше, но укорочен при транспортировке из Луксора в Константинополь в 390 г.Змеиная колонна представляла собой бронзовую кадильницу

Но чаша давно утрачена, а из трех змеиных голов археологи обнаружили лишь одну, которая теперь хранится в археологическом музее Стамбула. 5-метровые остатки колонны часто называют «витой колонной».

Колонна Константина, 21-метровое сооружение из тщательно подогнанных каменных блоков, единственная из сохранившихся украшений спины ипподрома, созданная в византийскую эпоху. В 944 г. колонна была отреставрирована и украшена позолоченными пластинами с гравюрами. Во время крестового похода все украшения были переплавлены и вывезены.

Немецкий источник украшает вход на площадь Ипподром и имеет интересную историю. Созданная в Германии, конструкция была привезена в Стамбул и установлена в качестве благодарности Вильгельма II за возможность строительства железнодорожного пути через город.


Постройка диссонирует с древними историческими памятниками в стилевом отношении, хоть и обладает неповторимой красотой. На восьмиугольном высоком основании расположена беседка. Ее купол выложен золотой мозаикой и вензелями Вильгельма II и Абдул-Гамида II. Семь сторон мраморного основания оборудованы кранами и чашами.

Цистерна базилика

Еще одной интересной достопримечательностью Стамбула вблизи собора Святой Софии является Цистерна базилика. Более 40 цистерн было обнаружено под бывшем Константинополем. Очевидно, что водохранилища создавались на случай длительной осады города.

Резервуар объемом 80 тыс. м3 строился не одно столетие. Его стены выложены из огнеупорного кирпича и заизолированы водостойким раствором. 336 разномастных колон, происхождение которых точно не установлено, поддерживают свод на высоте 8 м.

В Цистерне сняты кадры таких известных кинокартин, как «Одиссея», «Из России с любовью». Д. Браун выбрал Цистерну главным местом действия своего романа «Инферно». Масштабность, уникальность этой достопримечательности заслуживают внимания туристов Стамбула.

Даже оказавшись проездом в Турции, стоит найти возможность посетить храм Святой Софии в бывшем Константинополе, проникнуться духом византийской эпохи, почувствовать влияние, которое оказывают масштабы и красота собора.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Что посмотреть в соборе Святой Софии

В экстерьере

  • Гробницы султана,
  • Начальная школа,
  • Фонтан,
  • Комната времени,
  • Общественные фонтаны,
  • Минареты,
  • Контрфорсы,
  • Здание казначейства (Скевофилакион),

В интерьере

Это все равно что войти в священный мир христианства и ислама, слитый на апсиде, напоминающей раковину, и под впечатляющим куполом, в таинственной и мистической атмосфере с широким спектром архитектурных и художественных произведений тысячелетней давности.

Например, золотая христианская мозаика и красочные фрески византийской эпохи. Мозаики Святой Софии изображают христианские сцены.

Золотые христианские мозаики, о которых мы упоминали выше, вероятно, относятся к 10 веку, а другая известная мозаика изображает Иисуса и Деву Марию.

Вы увидите и полюбуетесь;

  • Впечатляющий купол,
  • Мозаика,
  • Каллиграфические панели,
  • Плитка,
  • Алтарь,
  • Минбар,
  • Ложа султана, Ложа Муэдзина,
  • Омфалион,
  • Библиотека султана Махмуда I,
  • Частные секции («Максуре»),
  • Мраморные кубики,
  • Колонна желаний,
  • Надгробие коменданта Энрико Дандоло,
  • Руны викингов,
  • Врата Святой Софии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector