Корабль «васа» (vasa)

Содержание:

Использование музея

Военный корабль XVII века Vasa на выставке в музее Vasa

Обычно посетитель входит по сходням , бродит по палубе, затем спускается вниз, обычно используя оригинальные лестницы, что дает представление о том, как перемещалась команда. Интерьер включает восстановленное, но неактивное оборудование, дополненное памятными вещами, включая старые фотографии, пояснительные дисплеи, страницы из судовых журналов, меню и тому подобное. Некоторые добавляют записанные звуковые эффекты, аудиотуры или видеодисплеи для улучшения впечатлений.

В некоторых случаях судовая радиорубка была возвращена в эксплуатацию, и добровольцы использовали радиолюбительское оборудование. Часто присвоенный позывной является вариацией оригинального опознавателя судна. Например, подводная лодка USS  Cobia , носившая название NBQV, сейчас находится в эфире как NB9QV. Подводная лодка времен Второй мировой войны USS  Pampanito , пришвартованная в Морском национальном историческом парке Сан-Франциско , во время войны называлась NJVT и сейчас находится в эфире под позывным NJ6VT. В других случаях, таких как USS  Missouri , используется отличительный вызов (в данном случае KH6BB). Эта радиоработа не только помогает восстановить часть судна, но и обеспечивает всемирную известность кораблю-музею.

Ряд более крупных кораблей-музеев начали предлагать услуги для проведения свадеб, встреч, других мероприятий и ночевок, а на некоторых кораблях, все еще пригодных для плавания, — круизы. В Соединенных Штатах это включает в себя ежегодный «оборот» военного корабля США »  Конституция » , когда старый корабль буксируют в гавань и возвращают в обратном направлении, чтобы выдержать равномерные погодные условия. Место в колоде предоставляется только по приглашению или лотерее и высоко ценится.

Многие считают, что интересное старое судно на набережной города привлекает туристов , и в любом портовом городе можно увидеть одно или несколько кораблей-музеев. Это может даже включать постройку копии корабля за большие деньги.

Строительство корабля

В начале 1620-х годов, работы на Стокгольмской верфи возглавили пара голландцев: Антоний Монье и мастер-кораблестроитель Генрих Хайбертсон, которого обычно называют «Мастер Генрих». Зимой 1624 — 1625 годов был подписан контракт на работу, но Монье уходит и партнёром Генриха становится молодой купец из Амстердама Арендт де Гроот. 16 января 1625 года Генрих и Арендт подписывают контракт на строительство четырёх кораблей, два больших с длинной киля 38 метров и два размером поменьше.

Хенрик и Арендт де Гроот начинают скупать сырье, необходимое для постройки первых кораблей в 1625 году, закупают древесину в Швеции, Риге, Кенигсберге (нынешний Калининград), и Амстердаме. Начало строительства было запланировано на осень 1625 года и Генрих, через вице-адмирала Флеминга спрашивает у короля, какой из кораблей строить первым. После потери 10 судов в Рижском заливе король решает строить два средних корабля длинной 120 футов (35,6 м.), но мастер Генрих отказывается, так как древесина для двух кораблей (большого и маленького) уже была подготовлена. В конце февраля — начале марта 1626 года был заложен киль «Васа». Сам Генрих Хайбертсон ни разу не видел «Васа» завершенным, так как в конце 1625 года он заболел и летом 1626 года умер. Достраивать корабль взялся другой голландский кораблестроитель Хенрик «Хайн» Якобссон, который умер весной 1627 года, когда «Васа» был спущен на воду.

После спуска «Васа», продолжились работы по отделке верхней палубы, установке рангоута, такелажа и парусов. В то время Швеция не имела собственного производства парусины и ткань приходилось заказывать за рубежом. Парусная ткань для Васа, скорее всего, была поставлена из Голландии и была в основном из пеньки и частично льняной. Такелаж был выполнен полностью из конопли, привезенной из Латвии через Ригу. Король посетил завод в январе 1628 и по всей видимости это был единственный его визит на борт корабля.

Летом 1628 года, капитан Ханссон, осуществлявший надзор и ответственный за строительство корабля, проводит демонстрацию остойчивости вице-адмиралу Флемингу, прибывшему в Стокгольм из Пруссии. Тридцать человек начали бегать от борта к борту, что бы раскачать корабль, но во избежании опрокидывания, адмирал остановил тест после нескольких попыток. Густав Адольф постоянно настаивал в письмах, что бы «Васа» как можно скорее вышел в море.

Существуют версии что «Васа» был удлинен во время строительства или была добавлена дополнительная пушечная палуба, но существенных доказательств такой переделки после того как был заложен киль нет. Король приказал установить 72 24-фунтовый пушки 5 августа 1626 года, что было слишком много для двух пушечных палуб. Поскольку после указа короля прошло уже более 5 месяцев после начала строительства, добавить ещё одну палубу для пушек было не возможно. Французский «Galion du Guise», который послужил прототипом для «Васа» так же имел только две пушечные палубы. Лазерные измерения, проведенные в 2007-2011 годах подтвердили, что важных изменений во время строительства произведено не было. Однако центр тяжести и так был достаточно высоко для такого корабля.

«Васа» был одним из немногих примеров кораблей с двумя орудийными палубами и был построен во время, когда теоретические принципы кораблестроения были ещё достаточно плохо изучены. Так же нет никаких свидетельств, что Генрих Хайбертсон строил такие корабли когда либо ранее. Требования безопасности в то время так же сильно отличались в худшую сторону от современных. В совокупности с тем, что военные корабли 17 века строились с заведомо завышенной верхней палубой (для использования во время стрельбы) делала строительство королевского корабля довольно рискованным предприятием.

Музей АВТОВАЗа: 45 лет истории

24 февраля 2021 г.

• Корпоративный музей АВТОВАЗа отмечает 45-летие со дня открытия • В начале работы музея экспозиция состояла из 3 автомобилей и трудовых наград коллектива • Экспозиция музея сегодня насчитывает более 60 автомобилей и несколько тысяч других экспонатов Коллекция исторических автомобилей LADA открывается вишневым ВАЗ-2101 – это первая проданная машина. Прежде чем стать экспонатом заводского музея, автомобиль прослужил владельцу 19 лет – и хорошо сохранился. Рядом с ВАЗ-2101 стоит один из первых экспонатов музея, темно-вишневый ВАЗ-2103, который был отреставрирован в прошлом году и находится в состоянии, близком к идеальному. Автомобиль выпущен в 1973 году и примечателен тем, что стал первым миллионником. Среди автомобилей классической компоновки в музее также есть модели 2102, 2106, 2107 и несколько уникальных автомобилей: ВАЗ-2105 с роторно-поршневым двигателем, ВАЗ-2101, на котором было совершено кругосветное путешествие.Отдельной группой представлена LADA Niva – здесь есть и отреставрированный внедорожник первого поколения, и автомобиль, более 10 лет отработавший в Антарктиде, и пятидверная LADA Niva, которая во время экспедиции в Гималаях взяла своим ходом высоту в 5726 метров. Особенная часть экспозиции – концепты и прототипы. Здесь есть дизайнерские проекты, в частности, двухместный кабриолет LADA Roadster, футуристичный концепт в био-стиле «Питер-Турбо» и электрокар «Рапан». Представлены и образцы серийные внешне, но концептуальные технологически, например, автомобили на топливных элементах ANTEL. Демонстрируется серия автомобилей «Проекта С» — седаны, кроссовер, хэтчбек. Опыт работы над этой универсальной платформой был использован в проекте LADA Vesta – и прототип этого бестселлера также представлен в музее. Именно в таком виде автомобиль дебютировал на Московском автосалоне, и всего через год началось его производство. В 2021 году исполняется 50 лет с момента выхода LADA на международные автомобильные соревнования. Российская марка принимала участие в различных дисциплинах – кольцевых гонках, ралли. Специально подготовленные гоночные Niva, Samara, Vesta, Granta занимают достойное место в экспозиции музея. Демонстрируется здесь и родстер LADA Revolution, ставший основой для одноименного монокласса.Примечательна коллекция юбилейных и памятных машин – первые серийные Granta и Largus, несколько автомобилей-миллионников, от LADA Samara до LADA Priora. Уникальная ВАЗ-21099, выпущенная в 1991 году к 25-летию АВТОВАЗа, является одним из самых популярных экспонатов: на кузов автомобиля нанесены фамилии всех сотрудников автозавода, которые работали в то время. На двух автомобилях стоят автографы Президента России Владимира Путина – на LADA Largus, производство которого стартовало с его участием, и на желтой LADA Kalina Sport, за рулем которой Владимир Путин в должности Премьер-министра страны инспектировал новую трассу «Амур». Интересен и предсерийный седан LADA 110, который был показан Борису Ельцину – в 1994 году Президент РФ провел краткий тест-драйв новой LADA. За все годы работы музей принял более миллиона посетителей со всего мира. Особенно часто зарубежные гости посещали экспозицию в 2018 году, во время проведения Чемпионата мира по футболу. Сейчас музей работает в условиях противопандемийных ограничений: посещение возможно по предварительному согласованию с администрацией. Для всех, кто интересуется историей марки LADA, музей публикует материалы на своей странице в Инстаграм (@museum_lada). На этой же странице будет опубликовано объявление о возобновлении работы музея – когда он будет готов открыть двери для всех желающих.
вернуться

История Vasa

Музей Васа в Стокгольме появился не сразу. Дело в том, что судно долгое время пролежало на дне. Рассказ, связанный с кораблекрушением, входит в экскурсионную программу. Эта история, действительно, поражает.

Зачем был построен Васа?

Судно, превратившееся, спустя столетия в Vasa Museum, построили по указу Густава II (правителя Швеции). Дело происходило в 1626 году. Махину смастерили за 2 года и уже в 1628 году спустили на воду. Размеры боевого судна впечатляют:

  • длина – 69 м;
  • высота – 52 м.

Судно оборудовали тремя мачтами, оснастили 64 пушками, снабдили 3 парусами.

Делали его для командующего флотом (короля), который должен был вести за собой остальные суда и отдавать указания по поводу военных действий.

Что было сделано не так?

К сожалению, в те времена опыта в кораблестроении было немного. Расчеты произвели неправильно, и центр тяжести оказался смещенным.

Новшество, которое применили при строительстве (возвели две пушечных палубы), послужило причиной кораблекрушения. Из-за порыва ветра судно накренилось, а выпрямиться не смогло.

Гибель

10 августа 1628 года Васа отчалил в свое первое боевое плаванье. В честь торжественного события палили пушки, давали салюты. Но гордый красавец не выдержал порывов ветра и сильно накренился. На палубу хлынула вода. Вернуться в устойчивое положение флагман не смог и пошел ко дну.

При катастрофе спаслись не все, более 30 человек разделили участь Васы.

После поднятия

333 года пролежало судно на морском дне. Его судьбу изменил Андерш Франзен. Мужчина, еще ребенком, мечтал отыскать затонувший флагман. Став взрослым, он воплотил задуманное в реальность. Изучив все сохранившиеся документы, Франзен стал исследовать морские глубины в поисках судна.

Два года труды не приносили успеха, но в августе 1956-го Андерш и его единомышленник наткнулись на остатки бревен возле острова Бекхольмен. Это был корпус затонувшего боевого корабля.

Только через год начались работы по подъему. Это был адский труд. Части гиганта доставали и складировали для просушки. Работа напоминала сбор конструктора. Каждую недостающую часть долго искали, в конце концов, паззл был собран.

Каково сегодняшнее состояние?

Теперь корабль открыт для туристов в качестве музейного экспоната. Для этого выстроили специальное музейное помещение, в котором и установлен этот гигант. Внешне здание также схоже с кораблем. Узнать объект просто, не перепутаете.

На 98 % судно собрано из оригинальных деталей, удалось поднять практически все части.

Более того, внутри судна размещены экспозиции, позволяющие познакомиться с историей 17 века.

По-прежнему ведутся работы по сохранности достопримечательности. Власти страны хотят сохранить уникальную находку для потомков.

Королевские разборки

И вот самый великолепный корабль шведского флота отправляется в свой первый рейс. Дальше известно, что произошло. Гнев короля был ужасен. Пошли разборки. Адмирал сказал, что все парусные суда до некоторой степени нестабильны, но это дело капитана соответствующим количеством балласта отрегулировать этот момент. Капитан в свою очередь заявил, что балласт был полностью загружен, и что здесь скорее всего какая-то недоработка судостроителя. Ну а тот заявил, что в точности следовал королевским указаниям. И что удивительно, не стали искать стрелочника в этом деле. Все тихо сошло на нет.

Но символ мощи королевского флота, несостоявшаяся морская гордость короля Густава II Адольфа, опрокинутый ветром словно игрушка и проделавший огромную дыру в бюджете, лежал на дне в прозрачной воде гавани.

Прошло время, и люди забыли и место, где находился затопленный Васа, да и саму эту катастрофу, и корабль остался на дне океана на 333 года.

Несколько цифр:

  • Корпус вес: 1200 т;
  • Балласт вес: 120 т;
  • Длина полная: 69 м;
  • Ширина максимальная: 11,7 м;
  • Расстояние от верхушки грот-мачты до киля: 52,5 м;
  • Осадка: около 5 м;
  • Количество парусов: 10 шт;
  • Количество пушек :64 шт.

Как добраться?

Попасть сюда просто, с транспортом проблем не будет.

Пешком или на велосипеде

Достопримечательность расположена недалеко от центра, поэтому оттуда дойдете даже пешком или проедете на велосипеде. Понадобится не более 20 минут. Подышите свежим воздухом и осмотрите окрестности. Виды тут потрясающие.

На общественном транспорте

Сюда ходят:

  • автобус;
  • трамвай;
  • речной трамвай.

Выбирайте предпочтительный вариант и отправляйтесь знакомиться с местной легендой.

Сюда едет автобус №76, он отправляется от Stockholm Karl XII:s torg. Трамвай №7 также довезет до нужного места.

Если хотите прокатиться на речном трамвайчике, смело идите к пристани. Юргорден оборудован причалами.

На автомобиле

Доедете и на автомобиле, но туристы отмечают проблемы с парковкой. Поэтому рекомендовано оставить машину еще до въезда на мост, а далее двигаться пешком. Возле самого сооружения оборудованы парковочные места для инвалидов.

Судя по отзывам туристов, в здании нет камер хранения, поэтому отправляйтесь налегке, не берите больших сумок.

Кроме того, в музее Васа поддерживается температура в районе +18 градусов. Это нужно для сохранности коллекций. Довольно прохладно, прихватите кофту или джемпер.

Фотографировать внутри разрешено, но использовать снимки можно только в личных целях.

При путешествии в Стокгольм не упускайте шанс посетить Юргорден и осмотреть все достопримечательные места. Это настоящий музейный остров, впечатления о поездке останутся надолго.

Дополнительная информация

Основная информация:
Стоимость тура: €110-135
Продолжительность тура: 3-4 часа
Человек в группе: 1-6 человек
Языки: Русский, шведский, норвежский, испанский, английский
Стоимость тура включает:
Трансфер : НЕТ
Встреча в отеле: ДА
Доставка в отель : ДА
Транспорт : НЕТ
Еда и напитки : НЕТ
Дополнительные платные услуги:
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк…) : ДА
Услуги переводчика : ДА
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов : ДА
Визовая поддержка : НЕТ
Дополнительная информация:
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура : НЕТ
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов : НЕТ
Стоимость тура может быть изменена : ДА
Тур подходит для детей ДА

Популярные музеи Самарской области:

Дом-музей В.И. Ленина в Алакаевке

Дом-музей В.И. Ленина предлагает посетителям познакомиться с бытом конца XIX века. Здесь разработаны интерактивные тематические программы для туристических групп. Жемчужина музея – прекрасный яблоневый сад, заложенный в начале XIX века, один из старейших в Самарской области.

Подробнее

Музей уфологии и аномальных явлений Самарского края

В экспозиции музея представлены материалы об аномальных явлениях происходящих в Тольятти и Самарской области. Здесь расположены информационные стенды, макеты снежного человека, инопланетянина и летающей тарелки, литература и тематические фильмы, созданные специально для экспозиции.

Подробнее

Музей летучей мыши

Экспозиция музея знакомит посетителей с этими замечательными и удивительными животными — их внешним видом, образом жизни, ролью в природе.

Подробнее

Юрта Мурагер

В Самарской области есть место, где бережно хранят традиции и культуру казахского народа. Этнографический музей – юрта «Мурагер», что переводится как «священное наследие», находится в ауле Казахском поселения Богдановка Кинельского района.

Подробнее

Музейно-выставочный центр «Самара Космическая»

Фасад здания музея украшает подлинная ракета «Союз» — это единственная в Европе вертикально-установленная ракета — носитель в собранном виде!

Подробнее

Музей Эльдара Рязанова

В музее создана мемориальная экспозиция, отражающая тему пребывания Рязанова в Самаре, его детства и тему истории Куйбышева как запасной столицы страны.

Подробнее

Музей занимательных наук «Эйнштейн»

На площади в 500 квадратных метров собрано более 60 экспонатов, которые просто и интересно расскажут о самых сложных и невероятных явлениях.

Подробнее

Музей ПАО «Автоваз»

Музей находится на первом этаже корпоративного университета группы «АвтоВАЗ». Основная и самая интересная часть экспозиции – автомобили. Это десятки серийных моделей и прототипов, уникальных спортивных и коммерческих автомобилей. Некоторые из них — в единственном экземпляре.

Подробнее

Поволжский музей железнодорожной техники

На площади в 1,68 га расположились паровозы, тепловозы, электровозы, грузовые и пассажирские вагоны. Возле каждого экспоната установлена табличка с исчерпывающей информацией о нем. Экспозицию открывает макет знаменитого паровоза Черепанова.

Подробнее

Зоологический музей им. Д.Н. Флорова, Самара

Каждый зал музея рассказывает об одной или нескольких крупных группах животных. В самом большом зале собрано более 100 видов млекопитающих– от крошечной бурозубки до четырехметрового великана – жирафа.

Подробнее

дальнейшее чтение

  • Аймар, Б. (1967). Живописная сокровищница морских музеев мира; Путеводитель по морским коллекциям, реставрациям, репликам и морским музеям в двадцати трех странах. Нью-Йорк: Корона.
  • Эванс, М. Х. и Уэст, Дж. (1998). Морские музеи: Путеводитель по коллекциям и музейным кораблям в Великобритании и Ирландии. Лондон: Chatham Pub.
  • Стаммерс, М. (1978). Знакомство с морскими музеями и историческими кораблями. Открывая серию, нет. 228. Эйлсбери : Shire Publications
  • Салливан, Д. (1978). Старые корабли, лодки и морские музеи. Лондон: Книги Коракла.
  • Хайдбринк, И. (1994). Schrott oder Kulturgut. Zur Bewertung Historischer Wasserfahrzeuge aus der Perspektive des Historikers. Bestandserfassung — Bewertung — quellengerechte Erhaltung. Лаге / Липпе: Фриц Хайдбринк.

Катастрофы на море

Поразив своим ужасом современников, только некоторые из их сохраняются в памяти потомков. Вот, например, гибель британского парохода “Титаник”. Эту трагедию помнят, но, возможно, и это благодаря фильму Камерона. А само название корабля стало нарицательным, даже синонимом катастроф, происходящих на водных просторах. Но о других, не менее масштабных несчастьях на морях и океанах, порой с гораздо большими человеческими жертвами, люди не помнят. Они быстро забывают беды, таково уж свойство человеческой памяти, и о них помнят только историки.

А между тем список катастроф огромен. Были они и в прошлом веке, и в девятнадцатом, а уж во времена парусных судов это было закономерное явление. И вот одна из таких катастроф, Титаник 17 века, дала нам возможность своими глазами видеть судно далекого прошлого, галеон, единственный в мире сохранившийся деревянный парусник. Это музей Васа в Стокгольме,  музей единственного корабля.

Отели рядом

Забронировать номер рядом с достопримечательностями удастся на нашем сайте. Это поможет сэкономить время и не тратить его на поиски нужных объектов.

Так, к примеру, Lydmar Hotel расположен всего в 700 метрах от экспозиции, а 4-звездочный Pop House Hotel, BW Premier Collection – в 400 метрах.

Если ищете бюджетный вариант, обратите внимание на STF af Chapman & Skeppsholmen. Достопримечательности находятся в экологически чистом месте, вдали от шумных, городских улиц, поэтому проживание рядом будет комфортным

Менеджеры подберут подходящий вариант, в зависимости от предпочтений и желаний туриста

Достопримечательности находятся в экологически чистом месте, вдали от шумных, городских улиц, поэтому проживание рядом будет комфортным. Менеджеры подберут подходящий вариант, в зависимости от предпочтений и желаний туриста.

Бронировать гостиницу рекомендуется онлайн, до поездки. Это избавит от трудностей, связанных с наличием свободных мест.

Как добраться

Лично я отправлялась в музей «Васа» от Королевского дворца. В качестве ориентира и опорного пункта, дабы не заблудиться в Стокгольме, можно выбрать именно его: он виден издалека. Я шла пешком минут 30, как и написано на карте снизу. Конечно, можно дойти и быстрее. Однако встречающиеся на пути невероятной красоты архитектурные постройки в стиле модерн, набережные, гавани, да и просто открывающиеся взору великолепные виды не смогут оставить вас равнодушными… так что вряд ли получится остановиться или не замедлить шаг :).

Впрочем, для тех, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом, есть альтернатива — автобус. Чтобы доехать до музея «Васа», необходимо перейти мост и пройти к остановке Stockholm Karl XII:s torg. Оттуда каждые 15–17 минут (в зависимости от времени суток) отправляется автобус № 76. О том, как приобрести билеты и проездные на общественный транспорт, читайте здесь. Вам нужно будет проехать четыре остановки и выйти на Stockholm Djurgårdsbron. Затем, держась правой стороны, пройти прямо (3–4 минуты). Опля, и вы на месте.

Если вы решите добираться до музея «Васа» из других частей города, то в качестве ориентиров могут выступать близлежащие музеи: Музей северных народов (Nordiska museet), располагающийся в красивейшем здании в стиле неоренессанс, а также известный музей под открытым небом «Скансен» (Skansen). Вы их можете видеть на фото ниже.

Вообще, остров Юргорден, на котором находятся перечисленные выше музеи, по праву можно считать музейным островом. Здесь также находится музей, посвященный группе ABBA, и водный музей «Аквария» (Aquaria Vattenmuseum).

Так вот. Если вы будете добираться не от Старого города, ближайшая к музею станция метро — Karlaplan (Площадь Карла). Но «ближайшая» — это мягко сказано. От метро нужно будет сесть на автобус № 67, проехать 3 остановки и выйти на Stockholm Nordiska museet/Vasa. А потом пешком минут 5.

Ну а теперь поговорим непосредственно о нашем музее.

Внешний облик здания отдаленно напоминает корабль. Зайдя вовнутрь, первым делом, конечно же, нужно будет купить входной билет.

Культурно-Исторический тур по Стокгольму

Стоимость тура : €110-135 Продолжительность тура : 3-4 часа Языки: Русский, шведский, норвежский, испанский, английский

      Годом основания Скансена, первого в мире этнографического музея под открытым небом, является 1891, когда шведский филолог и этнограф, а также основатель музея Северных стран Артур Хазелиус решил приобрести земельный участок на Зверином острове (бывшем ранее местом королевской охоты) для сильно разросшейся коллекции музея. Экскурсия в Стокгольме. Постепенно сюда начали свозить образцы жилых и хозяйственных построек со всех уголков Швеции, и Скансен превратился в «Швецию в миниатюре«, как его теперь и называют.

       Скансен — идеальное место для прогулки, особенно если вы приехали с детьми, ведь большую часть территории музея занимает зоопарк, в котором нет ни одной клетки, а павлины ходят прямо у вас под ногами!

       А буквально через дорогу находится еще одно удивительное место — уникальный музей, главный экспонат которого — флагман шведского флота, суперкорабль «Васа«, затонувший в 1628 году, пролежавший 333 года под водой и восстановленный современными шведскими мастерами. Тур с русским гидом в Стокгольме. Это единственный в мире почти полностью сохранившийся деревянный корабль той эпохи!

Это интересно: Погода в Антананариве по месяцам: рассказываем по порядку

О музее

В Стокгольме, на острове Юргорден в 1990 году открылся музей Васа, специально построенный, чтобы рассказать современникам удивительную историю одноименного корабля-галеона, который является ценным художественным экспонатом и одной из самых важных достопримечательностей Швеции. Все девять выставок музея Васа имеют к кораблю самое непосредственное отношение, кроме этого в музее на 16 языках демонстрируется фильм, посвященный кораблю. Музей Васа по количеству посещений стоит на первом месте среди музеев в Скандинавии.

Из экспозиции музея можно узнать все нюансы строительства и историю недолгого плавания этого величественного галеона. 10 августа 1628 года Васа был впервые спущен на воду, ряд королевских кораблей готовились к отплытию из Стокгольмской гавани. Только что построенный Васа являлся самым крупным из них и был назван в честь правящей в это время королевской фамилии. Произведя салют из пушек по окончании торжественной церемонии, могучий гигант медленно двинулся к выходу из гавани. Внезапно налетевший порыв ветра сильно накренил корабль, но тот устоял и снова выпрямился. Второй порыв ветра оказался для Васы роковым – он повалился на бок, и через открытые люки для пушек в корабль хлынула вода. Слишком тяжелый Васа камнем пошел на дно, унося с собой жизни как минимум тридцати, а возможно и пятидесяти членов команды.

Музей Васа в Стокгольме

Постройка и испытания

В течении трёх лет корабль Vasa сооружался на Стокгольмской верфи под личным присмотром короля. Строился будущий флагман силами 400 рабочих, было срублено свыше тысячи деревьев. Густав II Адольф решил потрясти своих противников не только мощностью своего корабля, но и роскошью. Поэтому над отделкой корабля трудились лучшие мастера европейских верфей и самые искусные резчики по дереву. И всё бы ничего, если бы не был упущен один очень важный момент: корпус корабля сделали слишком узким, что и сыграло роковую роль в его недолгой судьбе.

Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца. На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания.

Кораблестроитель Хибертссон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда тот делал распоряжения по постройке корабля. Король заботился только о боевых качествах Vasa, о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем его мореходном качестве — об остойчивости.

Король Густав II Адольф, утверждая проект Vasa пренебрег всеми правилами обеспечения остойчивости и потребовал, чтобы на галеоне было установлено вдвое больше пушек, чем на любом другом шведском корабле. Хюбертссон подчинился и предусмотрел на корабле Vasa 64 пушки. Пушки вместе с боезапасом весили 72 т., и значительная часть этого груза располагалась в верхней части корабля.

Также король распорядился установить на корабле множество скульптур и прочих украшений. Особенно богато была отделана резьбой и украшениями кормовая надстройка, возвышавшаяся на 20 м. над палубой. На выдвинутом далеко в нос форштевне грозно пригнулся, готовый к прыжку, огромный лев. Всего на «Васе» было около 700 скульптур и резных украшении.

Король пожелал, чтобы скорость Vasa была выше скорости других шведских кораблей. Были установлены огромные мачты, самая высокая из которых возвышалась на 49 м. над килем.

И в то же время, заботясь о скорости Vasa, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате и без того явно недостаточная остойчивость корабля ‘Vasa стала угрожающей и главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см.

Перед отплытием корабля испытывалась его остойчивость. Тридцать матросов перебегали с одного борта на другой. После третьего раза перебежки прекратили, увидев, что судно может перевернуться. При этом присутствовал один из самых влиятельных флотских начальников адмирал Флеминг. Единственное, что он сказал после увиденного: «Если бы его величество был дома!».

Состав экспозиции

Музей включает несколько уровней для наружного осмотра корабля, а также экспозиционные залы. Экспонаты и художественные произведения рассказывают о корабельном распорядке и жизни членов экипажа, о приемах войны на море и воинских приспособлениях для захвата вражеских кораблей. Отдельная выставка повествует о подготовке подъема судна и самой подъемной операции. Имеется отдельный зал для просмотра специально снятого фильма по истории корабля.


Отличительной особенностью королевского флагманского корабля была деревянная резьба, в изобилии украшающая корпус корабля и детали его отделки. Выполняли затейливые украшения лучшие резчики европейских стран, привлеченные к этим работам по казенным контрактам. Сюжетами украшений были герои античности и варяги Скандинавии, дикие животные и другие персонажи. Особое место занимали изображения львов – любимых животных короля, его личный символ.


Кроме реального корабля Васа, восстановленного усилиями реставраторов, в музее представлены наглядные разрезы судовых палуб и помещений. Видно размещение балласта из каменных глыб в нижних отсеках, склады вооружений и боеприпасов, каюты для членов экипажа. Схематические макеты выполнены очень реалистично; изображаемое на них понятно без комментариев экскурсоводов и пояснительных табличек.

Корабли более поздней постройки, нежели галеон Васа, могут принимать посетителей до сих пор. Российский Крузенштерн и американская Конституция до сих пор под парусами совершают дальние походы; принимает посетителей и способна к передвижению Аврора, участвовавшая в военных действиях и революционных событиях. Доступны для туристов суда полярных исследователей и знаменитых путешественников; однако самый древний сохранившийся парусник популярнее большинства прочих судов – музеев.

История службы

Начало службы и гибель

Гибель корабля Vasa.

Летом 1628 года корабль Vasa стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.

10 августа 1628 года, в воскресение, корабль был готов к отплытию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания Vasa была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.

В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов Vasa отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и Vasa начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с Vasa погибло от 30 до 50 человек.

Подъём гигантского судна

В то время подъем такой махины был технически невозможен: с судна срезали мачты, и корабль оставался на дне еще больше 3 веков. История с самым большим парусным судном 17 века была забыта на долгое время, но в 1956 году дотошный исследователь подводных глубин, археолог Андерс Франсен обнаружил останки корабля. После 5-летнего обследования судна он организовал активную кампанию по подъему; решение было принято на государственном уровне, и при поддержке королевской власти в 1961 году многочисленные детали и корпус корабля были освобождены от ила и подняты наверх.

Это событие стало сенсацией не только для Швеции, но и для других стран: подъем останков огромного парусника привлек внимание специалистов и простых обывателей. В апреле 1961 года началась новая жизнь печально известного корабля

Почти 30 лет шла реставрация, над которой трудились десятки инженеров и квалифицированных рабочих, восстанавливая образец судна, ставшего жертвой королевского тщеславия. Несколько лет все дерево пропитывалось полиэтилен-гликолем, не позволяющему ему растрескиваться при высыхании. Затем отреставрированные 700 скульптур и сотни других деревянных украшений были закреплены на прежние места.

После завершения было решено сделать музей-корабль, над судном возвели трехэтажное здание, площадь которого позволяла свободно обходить Васу со всех сторон. В 1990 году на острове Юргорден официально открыли «Музей Васа», который стал местом активного посещения туристами и местными жителями.

Экспонаты

ВАЗ 2101 и Фиат 124

Первой моделью, как известно, стал ВАЗ-2101, который пошел в производство в 1970 году. Это была доработанная под наши условия версия 124-й модели Fiat, которая была запущена в 1966 году.

Примечательно, что на ВАЗ чтят традиции и прародителя, с которого все началось, поэтому рядом с первенцем ВАЗ-2101 гордо стоит его итальянский предшественник – 124-я модель Fiat.

Внешне модели практически не отличишь, но технически они действительно разные. Обычный Фиат не выдержал бы тогдашних реалий и развалился бы. ВАЗовская «Единичка», наоборот – жила и не чихала. На нее были установлены алюминиевые барабанные тормоза, поднята подвеска, установлены дополнительные усиления в кузове. Под капотом стоял также новый, российского производства, 1,2-литровый двигатель.

Машина стала хитом в СССР, и вскоре начала экспортироваться на другие рынки. «Копейка» поступила в продажу даже в Великобритании в 1974 году в том числе с экзотическими для Советского союза вариантами двигателя, включая GM-built 1.7. Ценник в Британии начинался с £979. В другие страны модель также отправлялась, география была масштабной.

ВАЗ-2101 выпускался с минимальными переделками до 1982 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector