Общая характеристика зарубежной европы
Содержание:
- ГЛАВА 10. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА.
- Политическая карта
- Прага
- Страны Зарубежной Европы
- Что мы узнали?
- Карта Европы со странами и столицами
- Морской вид транспорта
- Что мы узнали?
- Морской вид транспорта
- Что мы узнали?
- Природные условия и ресурсы
- Экономика и хозяйство
- Железнодорожный транспорт Зарубежной Европы
- Горнодобывающая промышленность
- Ватикан
- Что мы узнали?
- Факторы развития
- Европейская политическая карта
- Характеристика сухопутного сообщения
- Классификация морских портов
ГЛАВА 10. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА.
10.1. Транспорт — третичный сектор экономики.
Транспорт — особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта — это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта .
Основные виды современного транспорта — железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.
Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей — длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).
Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта.
Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.
Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта; система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.
В остальных регионах мира — в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).
В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большего диаметра. Другое проявление повышения качества транспортной сети — дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мостов*, представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами — контейнеровозами (Транссибирский, Япония — Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа — Ближний и Средний Восток); создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, в России — два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, Хельсинки -Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).
10.2. Сухопутный транспорт.
Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.
Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.
Политическая карта
Большинство стран региона невелико по размеру, и это играет важную роль для международной интеграции. Самые значительные промышленные районы и крупные города находятся в пределах центральной оси развития Зарубежной Европы. Стержнем этой оси считается линия Рейн — Рона. Там сосредоточена почти половина экономического потенциала региона.
Политическая карта менялась в прошлом веке трижды. Перекраивание границ происходило после двух мировых войн и в результате распада СССР в девяностые годы.
Радикальные преобразования в Западной Европе произошли в 80—90 годах. Они были связаны с образованием Европейского экономического пространства на основе 18 стран Европейского союза (ЕС) с населением около 370 млн человек. На формирование единого политического пространства большое влияние оказали Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совет Европы (СЕ), созданный в 1949 году в качестве консультативного органа по правам человека, парламентской демократии и основным свободам. Секретариат СЕ находится в Страсбурге.
Наряду с этим, на рубеже XXI века в Европе произошли процессы, которые негативно повлияли на сложившуюся систему коллективной безопасности. Причина заключается в том, что НАТО стремится привлекать в свою организацию страны Восточной Европы. Приближение блока к границам России было воспринято в стране негативно и вызвало обострение в отношениях с НАТО.
Прага
Чешская столица предлагает гостям широкий выбор средств передвижения по городу. Здесь есть подземные и наземные железнодорожные средства, автобусы и даже фуникулеры. В силу того, что Прага относится к компактным населенным пунктам, то под землей проложено всего три ветки метро, обозначенные разными цветами. Именно этот вид транспорта является наиболее популярным не только у гостей столицы, но и среди местного населения. Ведь добраться из одного конца Праги в другой можно всего за несколько минут! Соответственно, можно успеть посмотреть больше достопримечательностей.
Соответствует этому и удобный график работы чешской подземки, вагончики которой готовы катать туристов по длинным тоннелям вплоть до полуночи. Купить билет можно на любой станции. Не менее востребованными являются и автобусные маршруты. Купить проездной на этот вид транспорта можно в любом киоске и даже гостинице. Автобусы, как и трамваи, курсируют по графику через каждые 30 минут, что гарантирует вашу мобильность. А вот фуникулер курсирует каждый 15 минут только в одном направлении – в сторону возвышенности Петршин.
Страны Зарубежной Европы
Образована Зарубежная Европа четырьмя десятками стран. На европейском материке есть и другие страны, но они не относятся к Зарубежной Европе, а входят в состав СНГ.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Среди стран есть республики, княжества, королевства. Каждая из них обладает своими природными ресурсами.
Практически все страны имеют морские границы или находятся на небольшом удалении от моря. Это открывает дополнительные торговые и экономические пути. Страны Зарубежной Европы на карте в большинстве своем имеют маленькие размеры. Особенно это заметно в сравнении с Россией, Китаем, США и Канадой. Однако это не мешает им быть одними из самых высокоразвитых в мире.
Рис. 2. Страны Зарубежной Европы
Практически все население относится к группе индоевропейцев, за исключением эмигрантов из других стран. Большая часть населения проповедует христианство. Европа является одним из самых урбанизированных регионов – это означает, что в городах здесь проживает около 78% всего населения.
В таблице ниже представлены европейские страны и столицы, с указанием количества жителей и площади территории.
Таблица. Состав Зарубежной Европы.
Страна |
Столица |
Население, млн чел |
Площадь, тыс. кв. км. |
Австрия |
Вена |
8,5 |
84 |
Албания |
Тирана |
2,8 |
29 |
Андорра |
Андорра-ла-Велья |
0,7 |
0,4 |
Бельгия |
Брюссель |
11 |
32,5 |
Болгария |
София |
7 |
110 |
Босния и Герцеговина |
Сараево |
3,8 |
51 |
Ватикан |
Ватикан |
0,000821 |
0,0044 |
Венгрия |
Будапешт |
10 |
93 |
Великобритания |
Лондон |
64 |
245 |
Германия |
Берлин |
81 |
357 |
Греция |
Афины |
11 |
132 |
Дания |
Копенгаген |
5,6 |
43 |
Ирландия |
Дублин |
4,6 |
70 |
Исландия |
Рейкьявик |
0,3 |
103 |
Испания |
Мадрид |
46,5 |
504 |
Италия |
Рим |
61 |
301 |
Латвия |
Рига |
2 |
64 |
Литва |
Вильнюс |
3 |
65 |
Лихтенштейн |
Вадуц |
0,037 |
0,16 |
Люксембург |
Люксембург |
0,5 |
2,5 |
Македония |
Скопье |
2 |
25,7 |
Мальта |
Валлетта |
0,4 |
0,3 |
Монако |
Монако |
0,038 |
0,002 |
Нидерланды |
Амстердам |
17 |
41 |
Норвегия |
Осло |
5 |
385 |
Польша |
Варшава |
38 |
312 |
Португалия |
Лиссабон |
10,4 |
92 |
Румыния |
Бухарест |
20 |
237 |
Сан-Марино |
Сан-Марино |
31 |
61 |
Сербия |
Белград |
9,4 |
88 |
Словакия |
Братислава |
5,5 |
49 |
Словения |
Любляна |
2 |
20 |
Финляндия |
Хельсинки |
5,4 |
338 |
Франция |
Париж |
64 |
547 |
Черногория |
Подгорица |
0,6 |
13,8 |
Чехия |
Прага |
10,5 |
79 |
Хорватия |
Загреб |
4 |
56 |
Швейцария |
Берн |
8 |
41 |
Швеция |
Стокгольм |
9,6 |
450 |
Эстония |
Таллин |
1,3 |
46 |
Зарубежная Европа может похвастаться «городом-государством» – это Ватикан. Здесь проживает всего 44 тысячи человек, но это полностью самостоятельная теократическая монархия.
Как видно, географическая картина Зарубежной Европы очень разнообразна. Страны, входящие в ее состав, можно разделить на несколько групп по их расположению.
- Внутриконтинентальные, то есть не имеющие границ с морем. Сюда входит 12 стран. Примеры — Словакия, Венгрия.
- Островными, или полностью расположенными на островах, являются 4 страны. Пример — Великобритания.
- Полуостровные полностью или частично расположены на полуострове. Например, Италия.
Рис. 3. Исландия является одним из островных государств Европы
Наиболее высокоразвитыми в экономическом и техническом плане являются четыре европейские страны — Италия, Великобритания, Германия, Франция. Они входят в состав Большой семерки наряду с Канадой, Японией и США.
Что мы узнали?
Зарубежная Европа — относительно небольшой участок территории европейского материка, включающий 40 стран. Большинство из них имеют морские границы, часть расположена на островах. Географическое расположение европейских стран в большинстве случаев благоприятное. Зарубежная Европа имеет связь со всем миром.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Карта Европы со странами и столицами
Европа является частью континента Евразии. На этой части света проживает 10% населения Земли. Своим названием Европа обязана героини древнегреческой мифологии. Европа омывается морями Атлантического и Северного Ледовитого океанами. Внутренние моря — Черное, Средиземное, Мраморное. Восточная и юго-восточная граница Европы проходит по Уральскому хребту, реки Эмба и Каспийскому морю.
В Древней Греции считали, что Европа — это отдельный материк, который отделяет от Азии Черное и Эгейское моря, а от Африки — Средиземное море. Позже было установлено, что Европа только часть огромного материка. Площадь островов, входящих в состав континента составляют 730 тысяч квадратных километров. 1/4 территории Европы приходится на полуострова — Апеннинский, Балканский, Кольский, Скандинавский и другие.
Самая высокая точка Европы — вершина горы Эльбрус, которая составляет 5642 метра над уровнем моря. На карте Европы со странами на русском языке видно, что самыми крупными озерами региона являются Женевское, Чудское, Онежское, Ладожское и Балатон.
Все страны Европы разделены на 4 региона — Северные, Южные, Западные и Восточные. В состав Европы входят 65 стран. 50 стран — это независимые государства, 9 — зависимые и 6 -непризнанные республики. Четырнадцать государств являются островными, 19 — внутриконтинентальными, а 32 страны имеют выход в океаны и моря. На карте Европы со странами и столицами обозначены границы всех государств Европы. Три государства имеют свои территории, как в Европе, так и в Азии. Это — Россия, Казахстан и Турция. Испания, Португалия и Франция имеют часть своей территории в Африке. Дания и Франция имеет свои территории в Америке.
В состав европейского союза входят 27 стран, а членами блока НАТО — 25. В совете Европы числятся 47 государств. Самое маленькое государство Европы — Ватикан, а самое большое — Россия.
Крах Римской империи положил начало разделению Европы на Восточную и Западную. Восточная Европа крупнейший регион континента. В славянских странах преобладает православная религия, в остальных — католицизм. Используется кириллическая письменность и латиница. Западная Европа объединяет латиноязычные государства, Эта часть континента является самой экономически развитой частью в мире. Скандинавские и прибалтийские государства объединяются в Северную Европу. Южнославянские, греко- и романоязычные страны образуют Южную Европу.
Морской вид транспорта
Большое значение для развития международной торговли имеет морской транспорт. Крупнейшими торговыми флотами обладают Нидерланды, Великобритания и Франция. Основная цель большинства морских портов – осуществлять грузовые перевозки в больших объемах.
Крупнейшим европейским морским портом является Роттердам, который выделяется в мире своими внушающими грузооборотами. Его еще часто называют «воротами Европы», поскольку с его помощью происходит сообщение между основными экономическими и промышленными центрами.
Рис. 4. Морской порт Роттердам.
Немаловажное значение в морской транспортной системе играет и Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря. Благодаря своим размерам и годовому грузообороту он занимает третье место в мире после Суэцкого и Панамского каналов
Что мы узнали?
Транспортная система на территории Европы отличается высокой степенью развития. Несмотря на то, что дальность перевозок не слишком велика, сухопутная транспортная сеть имеет очень сложное строение и значение мирового уровня. В настоящее время в приоритете – автомобильный транспорт, с помощью которого происходят пассажирские и грузоперевозки. В Европе расположен один из самых крупных морских портов в мире – Роттердам.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Морской вид транспорта
Большое значение для развития международной торговли имеет морской транспорт. Крупнейшими торговыми флотами обладают Нидерланды, Великобритания и Франция. Основная цель большинства морских портов – осуществлять грузовые перевозки в больших объемах.
Крупнейшим европейским морским портом является Роттердам, который выделяется в мире своими внушающими грузооборотами. Его еще часто называют «воротами Европы», поскольку с его помощью происходит сообщение между основными экономическими и промышленными центрами.
Рис. 4. Морской порт Роттердам.
Немаловажное значение в морской транспортной системе играет и Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря. Благодаря своим размерам и годовому грузообороту он занимает третье место в мире после Суэцкого и Панамского каналов
Что мы узнали?
Транспортная система на территории Европы отличается высокой степенью развития. Несмотря на то, что дальность перевозок не слишком велика, сухопутная транспортная сеть имеет очень сложное строение и значение мирового уровня. В настоящее время в приоритете – автомобильный транспорт, с помощью которого происходят пассажирские и грузоперевозки. В Европе расположен один из самых крупных морских портов в мире – Роттердам.
Природные условия и ресурсы
Недра Европы содержат различные виды полезных ископаемых: уголь, нефть, руды чёрных и цветных металлов, калийные соли. Но запасы их часто недостаточны для обеспечения развитой промышленности региона. Поэтому европейская экономика зависит от импорта важнейших энергоносителей и рудных ископаемых. Умеренный климат региона способствует развитию многих отраслей сельского хозяйства.
В регионе имеются значительные водные ресурсы. Одна из крупнейших водных артерий — река Рейн. Каналами она соединяется с другими речными магистралями — Дунаем, Марной, Эльбой. Горные реки Альп и Скандинавии обладают большим гидроэнергетическим потенциалом.
В европейском регионе очень высокая плотность населения, большое количество транспорта, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Это вызывает повышенную нагрузку на окружающую среду. Европейские страны очень внимательно относятся к экологическим проблемам. Планируются профилактические природоохранные мероприятия, пропагандируется пользование велосипедным и электрическим транспортом, увеличиваются рекреационные и парковые зоны, внедряются современные энергосберегающие технологии.
Экономика и хозяйство
Зарубежная Европа – один из важнейших центров мирового хозяйства. На её долю приходится более 1/5 ВВП мира и более 15% мирового экспорта.
Из 10 самых богатых стран мира (по ВВП на душу населения) 4 находятся в Европе.
-
Ирландия
-
Люксембург
-
Норвегия
-
Швейцария
Машиностроение
Ведущей отраслью промышленности зарубежной Европы является машиностроение. Больше всего развита автомобильная промышленность, здесь производится 2/5 автомобилей мира (больше всего развита отрасль в Германии).
Факторы размещения предприятий машиностроения:
-
Наличие квалифицированных кадров
-
Развитая инфраструктура (наличие потребителя)
Химическая промышленность
Химическая промышленность занимает второе место по значимости.
Лидером по объёму производства продукции химической промышленности является Германия.
Факторы размещения промышленности:
-
Наличие нефтеперерабатывающих заводов
-
Наличие потребителя
Европейские страны являются крупнейшими мировыми экспортерами фармацевтической продукции, пластмасс и искусственных волокон
Металлургия и ТЭК
В Западной Европе энергетическая промышленность переориентировалась на нефть и газ. В Восточной Европе ведущая роль все еще принадлежит углю. Особенно привязаны к данному сырью Чехия и Польша.
Большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС, только в Норвегии, Швеции и Швейцарии велика доля ГЭС, а во Франции и Литве – АЭС.
-
Металлургия — древнейшая отрасль Европы. Впервые она возникла в Германии, благодаря запасам каменного угля в Рурском бассейне.
-
Сейчас в структуре этой отрасли промышленности произошли кардинальные изменения. Большинство предприятий черной металлургии теперь находится вокруг морских портов и ориентированы на импорт.
В настоящее время все больше развивается передельная черная металлургия и вторичная цветная металлургия (из использованного сырья)
Причины:
-
Развитое машиностроение обуславливает наличие большого количества металолома.
-
Отсутствуют затраты на доставку сырья
-
Такое производство производит меньшее количество выбросов в атмосферу.
Рурский бассейн в Германии - самая промышленная область в мире. В настоящее время в Рурской области ряд металлургических концернов производит оборудование и машины с электронным управлением. Развитию наукоёмких производств (экологические технологии, микроэлектроника) способствует создание университетских центров. Важным фактором структурной перестройки промышленности Рурской области стал экологический. Помимо природоохранных мероприятий, проводимых на территории района, ряд машиностроительных заводов освоил производство природоохранного оборудования.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Лесная промышленность развивается в Финляндии и Швеции благодаря значительным сырьевым запасам.
ЦБК (целлюлозно — бумажные комбинаты) распространены в Финляндии благодаря наличию
-
Большого количества водных ресурсов
-
Большого количества лесных ресурсов
Легкая промышленность
Легкая промышленность постепенно утрачивает свое значение для Западной Европы и смещается в южную часть, располагающую дешевой рабочей силой.
Сегодня производство обуви налажено в Италии, а специализацией Португалии является изготовление одежды.
Современные проблемы развития Европы
1) Экономические и социальные
-
В странах Восточной и Южной Европы высокий уровень безработицы
-
Включение в состав Евросоюза новых членов – стран Восточной Европы, развитие которых требует значительных финансовых вливаний (это невыгодно богатым странам Западной Европы)
-
Рост числа мигрантов и беженцев;
-
Углубляющееся неравенство между бедными и богатыми
2) Экологические
-
Выхлопные газы и выбросы от промышленных предприятий загрязняют окружающую среду.
-
Обильное использование упаковки и прочего мусора. Переполнение свалок
-
Вырубка лесов
В Швеции закончился мусор? В один момент в Швеции сортировка мусора достигла всеобщего масштаба. Благодаря этому свалок в стране почти не осталось, а отходы стали либо топливом, либо использовались заново. Большинство жителей государства знают, что из выброшенного пластика можно сделать новый еще семь раз. И только тогда он пойдет на электростанцию для сожжения. Дефицит отходов может стать большой проблемой для населения, ведь шведы с помощью переработки отапливают жилье и получают электричество.45% электроэнергии в Стокгольме образуется благодаря сжиганию мусора.
Железнодорожный транспорт Зарубежной Европы
Транспортная система в странах Европы очень развита и относится к западно-европейскому типу. Территория окутана невероятно густой и сложной сетью железных дорог, протяженность которых составляет более 11 тыс. км.
Благодаря новейшим технологиям скорость передвижения на поездах возросла в несколько раз. Так, Франция стала первой страной в мире, где успешно ввели в эксплуатацию поезд со скоростью 400 км/ч на популярной линии следования Париж-Лион.
Рис. 1. Высокоскоростные поезда в Европе.
Значимость железнодорожного транспорта западно-европейских странах заметно снижается, в то время как в Восточной Европе он по-прежнему остается лидирующим видом транспорта, на счету которого значительный объем всех перевозок.
Горнодобывающая промышленность
Значение данной отрасли из года в год снижается в виду сокращения объемов добычи полезных ископаемых. Снижение добычи обусловлено истощением ресурсной базы и, как следствие, переходом на более дешевое привозное сырье. Это относится к углю и металлам.
По стоимости добываемых полезных ископаемых наибольшее значение имеет нефтегазодобывающая промышленность. В настоящее время в Европе сложилось два основных центра нефтегазодобычи — североморский и юго-восточноевропейский. Несмотря на то что североморская провинция открыта сравнительно недавно — в конце 1960-х гг., она является главным центром по добыче нефти и газа в Европе, 87 и 82 % соответственно. Основная добыча (2017 г.) здесь приходится на Норвегию (88,8 млн т и 123,2 млрд м3) и Великобританию (46,6 млн т и 41,9 млрд м3). В юго-восточноевропейской провинции, к примеру, нефть добывают уже более 150 лет. На территории Румынии нефть начали извлекать еще в 1857 г. из выкопанных вручную колодцев. До сих пор в этой части Европы Румыния добывает больше всех нефти и газа, но объемы добычи несоизмеримы с добычей в Северном море. В той или иной степени добыча нефти и газа ведется в 25 государствах Европы. Однако добываемых углеводородов для нужд собственного производства не хватает, и их в больших объемах импортируют.
Импортное сырье поступает из России, стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Латинской Америки. Крупнейшим поставщиком энергоресурсов является Российская Федерация. Россия покрывает потребности стран Европы по нефти более чем на 20 %, природному газу — 30 %. В странах Восточной Европы это соотношение еще выше — от 50 до 80 % и более. В целом текущий спрос европейских государств обеспечивается за счет импорта по нефти на 76 %, природному газу — 30 %. Зависимость Европы от привозных нефти и газа будет только возрастать. К 2020 г. доля импортной составляющей в совокупном объеме потребления составит по нефти 90 %, по природному газу — 60—70 %.
Расширить собственное производство не представляется возможным, так как нет ресурсов, а имеющиеся неуклонно истощаются. Только за 2008—2017 гг. производство нефти в регионе сократилось в 1,4 раза (на 62 млн т), природного газа — в 1,2 раза (почти на 60 млрд м3).
Больше всех сырой нефти потребляют Германия (112,5 млн т, 2017 г.), Франция (79 млн т) и Великобритания (69 млн т). Страны Европы не только одни из крупнейших в мире потребителей нефтяного и газового сырья, но и крупнейшие его переработчики.
Суммарная мощность всех НПЗ превышает 720 млн т. Важнейшие центры нефтепереработки сложились в Германии (Карлсруэ, Гельзенкирхен, Шпергау), во Франции (НПЗ Donges в Землях Луары, НПЗ Grandpuits — в районе Парижа, НПЗ Feyzin — близ Лиона), в Великобритании (Фаулей, Ферт-оф-Форт, Саутгемптон, Глазго), Италии (Priolo и Sarroch — о. Сицилия и о. Сардиния соответственно), Испании (Сан-Роке, Бильбао). Для приема сжиженного попутного газа (СПГ) построены терминалы по его приему. Крупнейшие из них: в Великобритании — в Милфорд-Хэйвен (Уэльс), в Испании — в Барселоне, Сагунто, Картахене, во Франции — в районах Марселя и Нанта, в Бельгии — в Зебрюгге, Италии — в Специи.
Утрачивает свое значение угольная промышленность, хотя уголь в свое время был одним из тех энергетических ресурсов, использование которого позволило осуществить в Европе промышленную революцию. В наши дни угольная промышленность продолжает оставаться опорой в экономике таких стран, как Германия (175,5 млн т), Польша (126,8) и Чехия (44,7 млн т, 2016 г.)2. Вместе с тем угледобыча сокращается в целом в Европе и во всех странах. Так, с 2008 по 2017 г. добыча угля сократилась в 1,4 раза, или на 235 млн т.
Сокращается не только добыча углеводородов, но и некоторых других минеральных ресурсов, например, железных и марганцевых руд. В то же время увеличивается добыча бокситов и медных руд. Такая избирательность прослеживается и на страновом уровне. Так, в Великобритании и Франции добыча железных руд полностью прекращена, хотя еще в 1970—1980-е гг. железные руды были одной из главных составляющей горнодобычи. В наши дни добыча железных руд в промышленных масштабах сохранились лишь в Швеции (31,8 млн т) и на Украине (66,9 млн т). Украина также является крупнейшим в Европе производителем марганцевых руд (1,5 млн т); хромиты добывают только в трех странах — Болгарии (98,8 тыс. т), Албании (712,7 тыс. т) и Финляндии (1 млн т). Из руд цветных металлов ведется добыча бокситов (более 3 млн т), медных руд (около 1 млн т) и некоторых других.
Ватикан
Самой маленькой страной не только Европы, но и всего мира является Ватикан с площадью 0,44 кв. км. Само государство находится в пределах столицы Италии – Рим, с формой государственного правления – абсолютная теократическая монархия. Иными словами – вся власть принадлежит одному человеку – Папе Римскому. Основным источником пополнения «казны» является производство почтовых марок и монет. Но это формально. На самом деле католической церкви принадлежат земли и недвижимость по всей Европе, акции многих предприятий.
Рис. 3 Ватикан
Что мы узнали?
На данный момент в Зарубежной Европе насчитывается шесть стран с уникальным статусом – микрогосударства. В этот небольшой список входят следующие суверенные государства: Лихтенштейн, Андорра, Сан-Марино, Монако, Мальта и Ватикан. Их экономика, в основном, связана с туризмом и во многом зависит от «отношения» к ним их ближайших «влиятельных» соседей.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Факторы развития
Машиностроение Зарубежной Европы развивается благодаря совокупности таких факторов:
- Большое количество квалифицированной рабочей силы.
- Научные центры, которые изучают и внедряют передовые технологии.
- Высокоразвитая инфраструктура, быстрые способы доставки ресурсов.
- Выгодное географическое расположение. Так многие страны находятся на границах наиболее выгодных морских путей.
- Европейский союз помог объединиться странам, поэтому многие из них создают совместные индустриальные центры, обмениваясь ресурсами.
Рис.1. Индустриальная карта Европы
Наиболее мощные производственные предприятия расположены на территории таких стран: Германии, Великобритании, Франции и Италии.
Существенный экономический вклад в развитие Евросоюза вносят: Испания, Голландия, Бельгия, Швейцария, Швеция.
Европейская политическая карта
Карта зарубежной Европы со странами и столицами представлена 43 странами, однако семь из них являются бывшими республиками единого государства (Советского Союза) и рассматривать их с позиции «заграничной Европы» несколько некорректно. Это Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Литва, Эстония, Латвия и Республика Молдова.
Оставшиеся 36 государств признаны подавляющим большинством членов Организации Объединенных Наций. Численность населения зарубежной Европы превышает 730 млн человек, проживающих на территории площадью порядка 10 миллионов км2.
В зависимости от принятой формы государственного правления европейские государства подразделяют на:
- Конституционные монархии. К ним относятся: Великобритания, Бельгия, Испания, Андорра, Дания, Норвегия, Люксембург, Нидерланды, Швеция и Монако.
- Теократическая монархия. Эта форма правления существует лишь в одном государстве, известном как самое маленькое в мире, — Ватикане.
- Республиканское правление. Такой способ организации государственных органов власти выбрали большинство европейских стран. Причем Кипр является президентской республикой, а Франция, Румыния и Португалия применяют смешанную форму республиканского правления.
Существенно отличаются и размеры территорий, занимаемые той или иной страной региона. На континенте нет стран-гигантов вроде Российской Федерации или Канады, однако много «карликов», обозначенных на политической карте Европы цифрами ввиду отсутствия места для написания названия: Сан-Марино, Монако, Андорра, Лихтенштейн и Ватикан. Достаточно большие (по европейским меркам) территории занимают Франция, Испания, Германия и Польша.
Характеристика сухопутного сообщения
Транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По объему дальних перевозок государства, расположенные на этой территории, существенно уступают Америке и России. Однако уровень развития и густота внутренних магистралей выводит Европу на лидирующие позиции.
Конфигурация сухопутных сетей очень сложна. Ее основу составляют широтные и меридиональные направления, которые имеют международное значение:
- Брест-Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва;
- Лондон-Париж-Вена-Будапешт-Белград-София-Стамбул.
Например, во Франции введен в эксплуатацию первый в мире состав, способный развивать скорость до 400 км/ч. Он является главным связующим звеном на пути Париж-Лион.
Тем не менее, значимость железнодорожных узлов в западноевропейских государствах снижается, а в восточных регионах остается на прежнем высоком уровне. Поезда считаются наиболее удобным транспортом для перемещения местного населения. Услугами ж/д активно пользуются в Чехии и Словакии, Румынии и Польше. С 1994 года начал функционирование центральный Евротоннель для скоростных составов, по которому из Лондона в Париж можно добраться за 2 часа.
В отличие от Северной Европы, специфика транспорта Южных регионов определяется относительно небольшими расстояниями между узлами. Этот факт оказал основное воздействие на развитие автомобильных дорог. Региональный парк впечатляет масштабами и разнообразием. Трассы удивляют комфортом, освещенностью, качеством покрытия.
Наибольшей густотой транспортной сети выделяются Германия и Великобритания. Кроме того, к характерным чертам развития транспорта в Европе относится внедряемая повсеместно концепция под названием «работа точно в срок».
Классификация морских портов
Основным показателем работы любого морского порта является его грузооборот. В Европе существует немало портов, у которых грузооборот составляет 1 млн. тонн в год и более. Но наибольшее значение имеют те, чьи данные превышают 50-60 млн. тонн в год. Их называют мировыми портами Зарубежной Европы, поскольку они играют большую роль в мировом хозяйстве.
Все морские порты можно условно разделить на два типа:
- Универсальные – те, что принимают и обрабатывают самые разные грузы. Таких портов больше всего в экономически развитых странах, и в приморских странах Европы практически все порты – универсальные.
- Специализированные – те, что созданы специально для погрузки какого-то конкретного товара в больших количествах. Как правило, такие порты строят в развивающихся странах, чтобы экспортировать на мировые рынки различное сырье и топливо. Специализированные порты есть и в Европе: из Швеции и Финляндии поставляется качественный лес и лесоматериалы в больших объемах.
Рис. 1. Самый крупный порт в Европе – Роттердам.
Страны Европы имеют многовековую историю, и их часто посещают туристы, желающие приобщиться к уникальной культуре. Для этих целей организовывают морские круизы, позволяющие не только посетить крупные города, но и насладиться живописными морскими пейзажами. Благодаря крупнейшим круизным портам Европы такие путешествия становятся очень удобными и приятными.