Марийцы
Содержание:
- Поминки по умершему у мари
- Традиции
- Занятия
- Известные марийцы
- Жилище, кухня марийцев
- Известные марийцы
- История и расселение марийцев
- Мужской, женский, свадебный костюм
- Праздники Мордовского народа
- Свадебный наряд
- Традиции и обычаи Мордвы
- Черемисы народ с другой планеты
- Религия
- Вера луговых марийцев
- Марийская культура
- Жизненный уклад народов Марий Эл
- Традиции в одежде
- Ветлужский край (Поветлужье, марийская история, археология, топонимика)
- Ветлужские (нижегородские) марийцы
- Местные и их верования
- Длинная «верёвочка»
Поминки по умершему у мари
После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего. Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая. Поминки нужны, чтобы “накормить душу умершего”. В народе верят, что благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты.
Почему именно эти дни являются у марийцев поминальными? В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз.
В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики. На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу.
Сороковой день отмечается более торжественно. Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище. Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него. Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами».
С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой. Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей. Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. «Его называют именем умершего, одевают в любимую одежду покойного и делают для него круглую свечку — коло-сорта (в форме спирали). Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение». (И.М.Лукоянова, 1932 г.р).
Рядом с блюдом ставят череповой горшок для вина. Сначала подают человеку, который играет роль покойного, потом всем остальным. Угощать начинают родные, затем это делает каждый. Из рюмки вино раньше лишь немного отпивали и чуть-чуть наливали в горшок. Представляющий покойного сидит за крайним столом.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Занятия
Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).
Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.
У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.
Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.
Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.
Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.
Известные марийцы
- Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
- Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
- Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
- Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
- Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
- Васин Ким Кириллович — писатель.
- Вишневский Семён Алексеевич — поэт, переводчик, журналист.
- Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
- Григорьев Александр Владимирович — художник.
- Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
- Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
- Ефруш Георгий Захарович — писатель.
- Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
- Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
- Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
- Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
- Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
- Казаков Николай Иванович — поэт.
- Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
- Колумб Валентин Христофорович — поэт.
- Конаков Александр Фёдорович — драматург.
- Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
- Лашманов Пётр Ильич — поэт, прозаик, переводчик, этнограф, краевед, педагог.
- Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
- Луппов Анатолий Борисович — композитор.
- Макс Майн — поэт, переводчик, журналист, редактор.
- Матюковский Геннадий Иванович — поэт, прозаик, переводчик, журналист.
- Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
- Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
- Николаев Сергей Николаевич — драматург.
- Олык Ипай — поэт.
- Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
- Осмин Йыван — поэт, прозаик, журналист, редактор, педагог.
- Петров Иван Петрович — государственный и общественный деятель, первый председатель Марийского ОБИК.
- Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
- Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
- Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
- Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
- Сави Владимир Алексеевич — писатель.
- Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
- Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
- Сапаев Эрик Никитич — композитор.
- Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
- Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
- Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
- Чалай Васлий — поэт, прозаик.
- Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
- Шабдар Осып — писатель.
- Шадт Булат — поэт.
- Шкетан Яков Павлович — писатель.
- Элексейн Яков — прозаик, журналист, педагог.
- Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
- Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
- Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
- Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
- Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
- Юксерн Василий Степанович — писатель.
- Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
- Ямбердов Иван Михайлович — художник.
- Князь Мамич-Бердей
- Чоткар патыр
- Полтыш князь Малмыжский, погиб в битве с русскими войсками
- Чумбылат, легендарный марийский князь XII века
Жилище, кухня марийцев
Во второй половине XIX в. поселения марийцев были уличного типа, жилищем служила срубная изба с двускатной крышей, построенная по великорусской схеме: изба-сени, изба-сени-изба или изба-сени-клеть. В доме была русская печь, кухня отделенная перегородкой.
Вдоль передней и боковых стен дома размещались лавки, в переднем углу стоят стол и стул специально для хозяина дома, полки для икон и посуды, сбоку от двери стояла кровать или нары. В летнее время марийцы могли жить в летнем доме, представлявшем собой срубную постройку без потолка с двускатной или односкатной крышей и с земляным полом. В крыше было отверстие для выхода дыма. Здесь устраивалась летняя кухня. Посередине постройки помещали очаг с подвесным котлом. К надворным постройкам обычной марийской усадьбы были клеть, погреб, хлев, сарай, курятник, баня. Зажиточные марийцы строили двухэтажные кладовые с галереей-балконом. На первом этаже хранили продукты, на втором – утварь.
Традиционной блюдами марийцев были суп с клецками, вареники с мясом или творогом, вареная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоеные блины, сырники, отварные лепешки, печеные лепешки, пельмени, пироги с начинками из рыбы, яиц, картофеля, конопляного семени. Хлеб марийцы готовили пресным. Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушеной рыбы, конопляного семени. Из напитков марийцы предпочитали пиво, пахту (эран), медовуху, из картофел и зерна умели гнать водку.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
История и расселение марийцев
Марийский этнос сформировался на базе финно-угорских племен, обитавших в Волго-Вятском междуречье в 1 тысячелетии н. э. в результате контактов с булгарами и другими тюркоязычными народами, предками современных чувашей, татар, башкир.
Русские раньше называли марийцев черемисами. Марийцы подразделяются на три основных субэтнических группы: горных, луговых и восточных марийцев. С XV в. горные марийцы подпали под русское влияние. Луговые марийцы, входившие в состав Казанского ханства, долгое время оказывали ожесточенное сопротивление русским, во время Казанского похода 1551-1552 гг. они выступали на стороне татар. Часть марийцев переселилась в Башкирию, не желая креститься (восточные), остальные были крещены в XVI-XVIII вв.
В 1920 г. Была создана Марийская автономная область, в 1936 г. – Марийская АССР, в 1992 г. – Республика Марий Эл. В настоящее время горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые проживают в Ветлужско-Вятском междуречье, восточные – к востоку от р. Вятка, главным образом, на территории Башкирии. Большинство марийцев проживают в Республике Марий Эл, примерно четверть – в Башкирии, остальные – в Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях. По данным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживало более 604 тысяч марийцев.
Мужской, женский, свадебный костюм
Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.
Нарядные образы
Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.
Костюмы для свадьбы
Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты
Праздники Мордовского народа
Обычно все торжества у мордовского народа начинаются зимой.
Роштовань кудо
По мнению старожилов, ещё задолго до праздника Крещения у мордовцев появился «роштовань кудо» – зимний обрядовый праздник. Как же отмечает его веселый мордовский народ? Молодёжь снимает отдельный дом, в котором организуются забавные игры, любовные пляски, гадания и магические обряды.
Новый год
Также необычно празднуется и наступление Нового года. Когда-то давно предки современного народа мордвы приносили жертвы языческим богам, выкладывая перед ними в новогоднюю ночь ритуальные продукты. Они просили милости, изобилия, хороших урожаев и здоровья в наступающем году.
Калядань-чи
С той поры, как начало зарождаться христианство, обряды сильно поменялись. Но веселье, характерное для народа мордвы, в обрядах осталось. «Калядань-чи» – это рождественский сочельник, который популярен и до сих пор. Для мокши и эрзя этот день традиционно был связан с солнечным восходом и нес с собой надежду на тепло и богатый урожай. Празднуя «калядань-чи», ребятишки с задорным пением заходили в каждый двор, где их баловали вкусными пирогами.
Масленица
Интересна в Мордовии масленица. Юноши выбирали себе красивых девиц и катали их на санках. Все это было весело и забавно, молодежь смеялась, бросалась снежками. А потом они угощали друг друга горячими блинами из пшеничной, пшенной или ячменной муки.
Пасха
В весенних праздниках мордовского народа присутствуют как языческие, так и христианские мотивы. Народ мордвы празднует Великую Пасху, поминает своих усопших родственников, обращается к ним за помощью.
Праздник в честь урожая
Осень в Мордовии всегда была отличным поводом для праздника в честь завершения всех работ в поле, сбора урожая зерна. С древних времен в пору сбора урожая мордовский народ много молился, обращаясь к ангелам и богам плодородия. Особые молитвы в это время отводятся Нороваве. Ее любимое место располагается на меже. Поэтому считалось, что межу на поле нужно оставить несжатой. Сюда люди до сих пор приносят свои хлеб и соль для Норовавы.
Покров
Немного позднее, с наступлением октября, празднуется Покров. День, который в Мордовии считается праздником для девушек. В этот день совершается красивый женский обряд, который называется «Покров баба».
Незамужние мордовки, обряженные в огромные балахоны, ходят по дворам, поют запевки, танцуют с метлами, прогоняя из домов злых духов. За это в знак благодарности они получают от хозяев пирожки и сладости.
Свадебный наряд
Самым красивым у марийцев среди всех видов одеяний был свадебный костюм. Основной цвет одеяний, конечно, белый.
Жених надевал свой праздничный наряд, опоясывал себя специальным поясом, украшенным монетами, и надевал особую шапку с загнутыми краями.
У невесты свадебный наряд состоял из нескольких частей. На нательную рубаху надевалось белое платье, подол которого исшит монетами, сверху надевался кафтан белого цвета, затем зеленый кафтан, по всем краям которого вшивались монетки, а поверх всего этого – вышитый свадебным орнаментом фартук, который завязывался специальным поясным полотенцем.
Все элементы наряда украшались монетами, лентами, бусами, подбивались мехом, украшались яркой вышивкой и пестрой тесьмой. В украшениях не было никаких границ, кроме соблюдения традиций и фантазии мастериц. На невесте обязательно должен присутствовать красный платок – летом он повязывается поверх такии, зимой – поверх меховой шапки.
Некоторые элементы свадебного наряда у марийцев разной группы отличаются друг от друга, но все костюмы одинаковы красивы и богато украшены.
Традиции и обычаи Мордвы
Легенда о Хозяине погоста
Время идёт, но и по сей день мокшане и эрзяне являются почитателями языческих ритуалов. Взять, к примеру, моление у штатола. Так в Мордовии называют священную деревянную свечу. Сохранилась также традиция, когда первого умершего закапывали в могилу, стоящим на ногах, вручив в его руки деревянный посох. Считалось, что такой обряд делал покойника «хозяином» на погосте.
Жена – в семье голова
По некоторым данным известно, что в традициях древнего мордовского народа царили матриархальные устои. Женщины имели огромный авторитет и беспрекословное влияние на мужей. У мордовского народа сохранились в речи такие выражения: «Муж скажет, а жена еще подумает», или «Не доверяй мужчине, спроси у женщины».
Ножницы от злых духов
У мордовских женщин есть необычный способ определять, кого должна родить беременная женщина. Если на ее теле вдруг появлялись пигментные пятна – будет мальчик.
Новорожденного и его маму непременно омывали тремя водами. Воду из-под купания младенца не выливали, в нее опускали купюры. Издревле считалось, что так можно призвать к новорожденному духов богатства и изобилия.
Чтобы грудного ребенка не украли злобные духи, ему под подушку обязательно клали острый металлический предмет. Чаще всего это были ножницы. Еще один способ отвести от ребенка дурной глаз – продать малютку незнакомцу. Обряд этот условный. Мать сразу же перекупала дитя за пару монет.
Черемисы народ с другой планеты
Несмотря на то, что к нынешнему времени марийцы уже много веков прожили в составе России, приняв некоторые элементы русской культуры, они сохранили свои верования. Православными является лишь небольшая часть народа, а подавляющее большинство и сегодня исповедует старинную этническую веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит познакомиться с их поверьями, что я и предлагаю сделать.
Если археологи ведут споры о точном времени появления предков марийцев и особенностях их культуры, то марийские мифы подробно рассказывают о том, как на земле появились люди и, в частности, это племя. Согласно им, в далёкой древности из созвездия Гнезда на землю прилетела утка, которая снесла пару яиц и улетела обратно. Из яиц родились два брата, один из которых воплощал всё доброе, что будет в мире, а другой – злое. От них и пошёл человеческий род.
Хочу заметить, что и современные марийцы не используют общепринятые названия для указания созвездий. Они любят звёздное небо и тайны, связанные с ним, используя ту терминологию, что передали им предки. Например, Большая Медведица – то Лось, а Плеяды – то самое Гнездо, откуда на Землю была принесена жизнь.
Марийский праздник «Пеледыш пайрем»
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Вера луговых марийцев
Несмотря на то, что марийцы были вынуждены под давлением принять православную веру, они не отреклись от своих традиционных обычаев. С древних времен они посещают священные рощи, которые на марийском языке называются кусото. В рощах проводятся моления и совершаются обряды. Самое большое и красивое дерево играет важнейшую роль, ведь оно считается главным. Луговые марийцы верят в верховного Бога Юмо, а также поклоняются его помощникам. В священной роще нельзя шуметь и петь
Это место очень важно для каждого представителя марийского народа. Во время посещения священной рощи мужчины разжигают костры, устанавливают котлы и варят еду
Главному Богу приносят дары: хлеб, мед, блины.
Марийская культура
В культуре марийцев сохранились многие обряды, например свадебные и погребальные ритуалы. Один из обрядов — сурем ужо — изгнание из целой деревни злого духа. По мнению марийцев, он избавляет деревню от злых сил в пастбищный период.
Сурем ужо проходит в ночь на 6 мая. На окраине деревни собираются марийцы, разводят костер и прыгают через него — это обряд самоочищения. Затем его участники отправляются в деревню и обходят все дома с шумом, криками, звоном колоколов. Жители домов встречают их и угощают яйцами, хлебом и картошкой. Потом процессия идет на другую окраину деревни, снова разжигает костер, ставит котелки и варит угощения. Часть еды марийцы закапывают — так они подносят дары земле; остальное съедают. Длится обряд до самого утра.
Сохранился в культуре марийцев и традиционный танец — кандыра, или «Веревочка». Обычно в нем участвуют два парня и одна девушка. Так как одновременно могут танцевать сразу несколько пар, часто получается целая цепочка танцоров, которая может достигать километра. Один из элементов танца — дробушка, или тывырдык (быстрое движение ногами на одном месте). Четкий ритм кандыра поддерживают ритуальные марийские народные инструменты — барабан и шувыр (разновидность волынки). Марийцы верят, что во время этого танца-молитвы из тела выходит вся плохая энергия.
Самобытен и марийский костюм. Ткань для него изготавливается из конопляного холста или из шерстяных нитей домашнего прядения. Называется такая ткань пестрядью, потому что создается из разноцветных нитей. Затем марийские женщины расшивают костюмы с изнанки, а узор получается на лицевой стороне. В вышивке используется древний орнамент: птицы, кони, солярные знаки, бараньи рога, растения — всё это символы плодородия и обновления жизни. Женские и девичьи костюмы умелицы дополняют нагрудными украшениями яга, которые изготавливают из бисера и монет. Марийцы верят: звон серебра отпугивает нечистую силу, оберегая свою хозяйку.
Жизненный уклад народов Марий Эл
Культуре и религии марийцев уже семь тысяч лет. Это очень верующий народ, сохранивший свою самобытность, несмотря на вековые гонения, до наших дней. Духовные лидеры – карты, весьма почитаемы, именно на них держится забота о сохранении старинных традиций. В республике множество небольших этнических групп, исконные обряды, символика и обычаи которых заметно отличаются. Но сходства намного больше, нежели различий. Большинство старинных обычаев соблюдаются и по сей день, приобретя игровую форму.
Так какие же обычаи были приняты у марийцев? Период старинного свадебного ритуала можно было условно разделить на три основных этапа: перед свадьбой, свадьба и время после свадьбы.
Традиции в одежде
Различают их и по традиционным костюмам. Для мокшанок характерно ношение широких, мешковатых брюк, сверху которых надевается ковбойка с кушаком. А вот эрзянки, наоборот, кутаются с головой до пят в рубаху, а сверху еще и накидывают на себя так называемый кафтан – «шушпан». На голову они надевают круглый кокошник.
Мокшанки тоже часто предпочитают необычные платки и шали, они накручивают их к голове, наподобие черемисской чалмы. В последнее время народные мотивы в современной одежде мордовок стали входить в моду. Достаточно часто на торжества и праздники женщины обряжаются в яркие народные костюмы.
Ветлужский край (Поветлужье, марийская история, археология, топонимика)
Posted СБ, 07/11/2020 — 12:30 by Кэп
Народы, в глубокой древности обитавшие в Поветлужье
На этой территории обнаружены памятники глубокой старины: каменные сверленые, костяные, бронзовые и ранней эпохи железа орудия труда, военное оружие, предметы быта и домашнего обихода, включая круглодонную и плоскодонную керамику — глиняную посуду.
Здесь сохранились следы древних городищ, расположенных на крутых берегах рек и впадающих в них оврагов: на Вятке, при впадении в нее реки Пижмы — Пижемское, на Ветлуге — Чортово, Спасское, Паново, Одоевское и др. Все перечисленные городища были укреплены высокими земляными валами, глубокими рвами, сооружаемыми в целях зашиты от нападения врагов, что свидетельствует о войнах, происходивших между племенами и народами.
Кто же первым заселил междуречье Вятки и Ветлуги? Обратимся к одному из письменных документов — русской летописи под названием «Повесть временных лет», относящемуся к концу XI века н.э. Этот документ (автором его считают монаха Киево-Печерского монастыря — Нестора) рассказывает, какие народы в историческую эпоху были соседями древней Руси:
«На Белоозере седят Весь, на Ростовском озере Меря, на Клещинс озере Меря же, на Oцe реце, где потече в Волгу, Мурома язык свой. Черемиси язык свой, Мордва язык свой. А вси инии языцы, иже дань дают Руси, Чюдь, Меря, Весь, Мурума, Черемиси, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва. Зимгола, Корсь, Норова, Либь (Ливь), си суть свой язык имуще».
Ветлужские (нижегородские) марийцы
Posted ВС, 20/12/2020 — 08:12 by Кэп
Ветлужские (нижегородские) марийцы (мари, черемисы) — северо-западные марийцы, проживающие на северо-востоке Нижегородской области в Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском районах (часть ветлужских мари проживает в Кировской области – в приграничных районах). В настоящее время носят название ветлужские или нижегородские марийцы, устаревшее наименование — костромские марийцы. Коренное марийское население юго-восточной части бывшей Костромской губернии. При изменении административных границ в советское время оказались в составе Нижегородской области.
Самоназвание марийцев на местном диалекте марийского — «мӓрӹ» (а: — так называемый а умляут, читается примерно между звуками е и э, я) – получается мерэ (почти — меря), в отличие от литературного варианта «мари».
На вопрос «ты чей?» нижегородские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в русской транскрипции записывается как «мерян». Это является одним из доводов сторонников тождественности мерян и ветлужских мари (М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков).
Местные и их верования
Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.
К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.
Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.
Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.
При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами. Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны. Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.
В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.
Длинная «верёвочка»
– У любого народа есть свои песни и танцы. О чём поют марийцы?
– Да, песен у нас много: есть и весёлые, и грустные, но больше, я бы сказала, философских. Марийцы поют о труде, любви, верности. Наши предки всегда работали на земле, а это тяжёлая работа, что, конечно, отражалось и в песнях. Музыкальные традиции мы храним, появляются и новые песни. Например, в Прикамье, в д. Иванково Суксунского района живёт композитор Юрий Евдокимов. Он автор гимна «Славься, Марий Эл».
Коми, роч и дым предков. Почему коми-пермяцкий язык находится в опасности?
На всех творческих встречах и мероприятиях, которые мы проводим в нашем центре, выступает марийский ансамбль «Памаш». Его участники исполняют старинные песни, частушки и современные композиции. В конце любой встречи участники танцуют «верёвочку» и «круговую» – именно так в былые времена танцевали на праздниках. Кстати, «верёвочка» (на марийском «кандыра») может быть очень длинной – например, в Башкортостане исполнители выстроились в линию два километра.
Любая наша встреча всегда затягивается – люди просто не хотят уходить. Есть потребность у нашего народа: слушать марийские песни, знать историю и самому потанцевать в кругу друзей, как в прежние времена. Мы с удовольствием знакомим с марийской культурой жителей нашего города и края
Для нас это важно, т. к
марийцы – народ добродушный, всегда жил в мире со своими соседями и старался решать все проблемы мирным путём.