Сакре-кёр

История строительства

Решение построить базилику Сакре-Кёр зародилось 4 сентября 1870 года, в день провозглашения третьей Республики. В тот день епископ Фурнье разразился патетической речью о том, что французские войска потерпели поражение во франко-прусской войне в качестве божественного наказания за “нравственный упадок” после Французской Революции.

Общество, расколотое на набожных католиков и легитимных роялистов с одной стороны, и демократов, социалистов и радикалов с другой, было наказано. Несмотря на то, что в некоторых источниках заявляется, что базилика была возведена в честь пятидесяти тысяч павших во время войны, согласно распоряжению Национального собрания 1873 года (в ответ на пожелание архиепископа), базилика была построена, дабы искупить грехи Парижской Коммуны.

Именно на Монмартре состоялось первое восстание Парижской Коммуны, и там же был казнен архиепископ Даруа, ставший своего рода мучеником для возрождающейся Католической церкви. Его преемник утверждал, что в октябре 1872 года ему было видение, и в рассеявшихся над Монмартром облаках он узрел истину: “Именно здесь, здесь, где находятся души мучеников, здесь Священное сердце обязано воцариться, став маяком для страждущих”.

С отставкой правительства Адольфа Тьера в мае 1873 г., епископ Франсуа Пье выразил национальное стремление к духовному обновлению: “Пришел час Божий”, чему церковь Сакре-Кёр является главным, материальным памятником. Финансированием будущей базилики занялись все французские приходы, а само строительство заняло несколько десятков лет (1875—1914 гг.).

Архитектором проекта выступил талантливый творец Поль Абади, который обошел более семидесяти семи соперников. В 1880 году произошла попытка остановить строительство, когда базилика была названа “несмолкаемой провокацией к гражданской войне”. Дело даже дошло до обсуждения в палате парламента, где проект защитил архиепископ, несмотря на утверждения Жоржа Клемансо (будущего премьер-министра), что базилика – материальная стигматизация революции. Ещё одна попытка прекратить работы была предотвращена в 1897 году, хотя к тому времени практически весь интерьер был доделан, и Сакре-Кёр работала, без малого, шесть лет.

Абади отошел в мир иной в 1884 году, застав только возведение фундамента, и строительство продолжалось под руководством пяти архитекторов: Оноре Дьюме (1884-1886 гг.), Жан-Шарля Лиане (1886-1891 гг.), Анри-Пьера-Мари Рауле (1891-1904 гг.), Люсьена Манье (1904-1916 гг.) и Жана-Луиса Уло (1916-1924 гг.). Все основные работы были завершены к 1914 году, но вмешалась война, и освящен храм был только в 1919 г.

Деньги на базилику, оцениваемые в семь миллионов французских франков и целиком пришедшие из пожертвований, закончились ещё до того, как показалась видимая наземная часть. Временную часовню освятили в марте 1876 года, и пожертвования паломников стали основой бюджета будущей базилики. Каждый, кто оставил пожертвование, мог заложить, к примеру, памятный кирпич.

Английский географ и историк Дэвид Харви отмечал, что эхо “мучеников” все ещё слышно в стенах базилики. Эта идея подтверждается тем, что в 1971 году демонстранты, преследуемые полицией, нашли убежище в Сакре-Кёр, в церкви, “построенной на трупах коммунаров”. Это провокационное заявление было весьма красноречиво проиллюстрировано в распространяемых ими листовках.

Достопримечательности Парижа

Базилика Сакре-Кёр – храм «святого сердца»

Рубрика: Париж

Вы уже бывали в Париже? Если да, то наверняка видели, хотя бы издалека, базилику Сакре-Кёр – белоснежный католический храм, буквально завораживающий своей красотой и величием. Он относится к архитектурным символам французской столицы и хорошо просматривается, можно сказать, с любой точки города. Свое название этот памятник истории получил в честь религиозного праздника Святого Сердца Христова (Sacre Coeur), что так и переводится – «святое сердце», а возведен он был в память о жертвах военного конфликта между империей Наполеона III и германскими государствами под эгидой Пруссии, известного как Франко-прусская война 1870-1871 годов.

Задумка базилики Сакре-Кёр

Началась история Сакре-Кер 4 сентября 1870 года.

Эта дата знакома каждому французу, так как в тот день парижане узнали про разгром армии и пленение Наполеона IIIв битве при Седане в рамках Франко-прусской войны.

Горожане начали массовые протесты, которые привели к провозглашению Третьей Республики и отставке императора. А германцы тем временем шли к Парижу, чтобы спустя две недели взять столицу в осаду.

4 сентября, вместе с провозглашением Республики, епископ Нанта, который является также главой католической епархии Франции, выпустил свой текст, в котором клеймил несколько последних десятилетий жизни государства и утверждал, что поражение в войне – божье наказание за «эпоху распутства».

По прошествии войн и революций многие в конце XIX столетия оказались за чертой бедности, продолжая и дальше опускаться на самое дно. По мнению истинно верующих из столь безвыходной ситуации может быть лишь один путь – вымолить прощение у высших сил.

Александр и Юбер обратились к людям с речью, в которой призывали собрать деньги на новый храм, а ключевым постулатом было: «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!».

Надо сказать, люди не нашли в идее ничего грандиозного, и не понимали, чем они провинились перед Всевышним, желая лишь освободиться от ига монаршей власти.

К тому же, задумка проекта нового сооружения, как всегда, не понравился привередливым столичным жителям внешне, привыкшим к окружающему их пышному барокко.

Такое смешение показалось горожанам слишком вульгарным, и они с ехидцей называли будущую базилику «национальным тортом».

Однако не только облик стал причиной негативного отношения.

Выбор места на вершине холма Монмартр сторонниками республики воспринялось как личное оскорбление. Поскольку именно тут зарождалась Парижская коммуна и тут она погибла, церковь восприняли антинародным памятником, посвященным разгромным действиям, направленным против революционного движения.

Проект подвергся резкой критике со стороны политиков, в частности Жора Клемансо, и людей искусства, от лица которых Эмиль Золя не уставал негодовать по поводу «всеподавляющей каменной массы, доминирующей над городом, где началась наша Революция».

Но далеко не все придерживались подобного мнения, и сторонники проекта присоединили свои голоса к обету Александра и Юбера, обращаясь к парижскому архиепископу Гиберу с ходатайством о возведении базилики.

Роль в католицизме

Интерьер северного купола, Сакре-Кёр, Париж

По просьбе французских епископов Папа Пий IX объявил праздник Святого Сердца в 1856 году. Сама базилика была освящена 16 октября 1919 года.

С 1885 года (до завершения строительства) Благословенное Причастие (тело Христа, освященное во время Мессы) постоянно выставляется в дарохранительнице над главным алтарем . Непрекращающееся поклонение Святому Причастию продолжается в базилике с 1885 года. Туристов и других людей просят одеваться соответствующим образом при посещении базилики и как можно больше соблюдать тишину, чтобы не беспокоить людей, приехавших сюда со всего мира. молитесь в этом месте паломничества, тем более что отображается Святое Причастие. Фотографировать в Базилике нельзя.

Он посвящен Святому Сердцу Иисуса , который стал набирать популярность после видений Святой Маргариты Марии Алакок (1647-1690) в Параи-ле-Моньяль .

Район и бульвар Монмартр

Центром района считается площадь Аббес с окрестностями. Вход на одноименную станцию метро оформил в стиле ар нуво знаменитый Гимар. К востоку от площади, в часовне Мучеников, в 1534 году Игнатием Лойолой был основан орден иезуитов.

В начале двадцатого века это было место бомонда Парижа и интеллигенции со всего мира. Особенностью бульвара является старомодная карусель. Романтическую и спокойную атмосферу создают цветочные магазины. Чтобы проникнуться атмосферой Монмартра, нужно попробовать изысканную французскую кухню. В районе работает много ресторанчиков, кафе, пабов и бистро:

  • Au Grain de Folie на 24 rue La Vieuville — ресторан для вегетарианцев;
  • Le Relais Gascon на 13 Rue Joseph de Maistre предлагает гасконскую кухню, комплексное меню — 17,5 €*;
  • В L’Entracte на 44 rue d’Orsel рядом с метро Abbesses угощают домашней едой, закуски стоят около 10 €*, а горячее 18-30 €*;
  • кафе «Две мельницы» на 15 Rue Lepic популярность получило после выхода фильма «Амели» (перекусить тут можно за 20-30 €* с персоны);
  • кафе L`Ete Pente Douce, расположенное у подножия лестницы к базилике Сакре-Кер, большую порцию салата с инжиром и козьим сыром предлагает всего за 15 €*.

Кафе Амели — «Les Deux Moulins»

Посетить бульвар в будни следует с раннего утра, когда жители окрестностей привозят разную продукцию и можно полакомиться настоящей французской едой домашнего приготовления. Местные правила квартала разрешают и воскресную торговлю.

Прогулка по достопримечательностям Монмартра в Париже, карта

Холм — самое колоритное место Парижа со своей энергетикой и неповторимой атмосферой. Живописные улочки, маленькие булочные, семейные магазинчики — здесь есть что посмотреть. На площади Эмиль Гудо Пикассо написал первую кубистскую картину «Авиньонские девушки». На площади Марсель Эме можно полюбоваться скульптурой Жана Марэ «Человек, проходивший сквозь стены». Еще одна легенда Монмартра — «Розовый дом» по улице Абрёвуар, 2.

Знаменитая стена любви, где на 311 языках написано признание в любви, разбавленное алыми каплями — элементами сердца.

Схема маршрута

  • Дом Пикассо (Бато-Лавуар) — это общежитие, в котором жили бедные поэты и художники в конце 18 века на фабрике фортепиано. Сейчас в доме — витрина с фотографиями знаменитых художников и мастерские.
  • Музей-магазин Дали. В коллекции музея — скульптуры и гравюры Дали в стиле сюрреализма и рисунки к его любимым книгам (около 330 произведений).

Обратите внимание! Для самостоятельного знакомства музей предоставляет аудиогида

  • Площадь дю Тертр. Это место считается сердцем Монмартра. Другое ее название — «площадь художников». Местные мастера на площади могут нарисовать портрет с натуры за 15 — 20€.*

  • Церковь Сен-Пьер считается одним из самых древних строений в Париже. Интерьер поражает обилием больших фресок. В окнах — яркие витражи. Сейчас в здании церкви расположен музей.
  • Музей старого Монмартра открыл свои двери в 1960 году в старинном особняке 17 века. Посещение с аудиогидом стоит 9,5 €* для взрослого, студентам от 18 до 25 лет — 7,5 €*, подросткам от 10 до 17 лет — 5,5 €*, детям до 10 лет — бесплатно.
  • Мулен де ла Галетт — ветряная мельница, символ Монмартра, который изображали многие художники, особенно П.О. Ренуар. Ветряная мельница является памятником архитектуры с 1939 г. и охраняется государством.
  • Главная усыпальница — Монмартр (с 18 века). Здесь покоятся известные живописцы, композиторы и политические деятели, такие как Стендаль, Дега, Дюма-сын, Берлиоз, Далида, Франсуа Трюффо и др.
  • Мулен Руж в переводе звучит как: «Красная мельница». «Гвоздем» программы всегда был танец канкан. Здесь в 1893 году было положено начало стриптизу. Свое название оно получило от находящейся здесь мельницы с красными крыльями, которые стали одним из немногих символом столицы.

Мулен Руж

  • Популярность бульвар Клиши получил благодаря знаменитостям, которые здесь жили: Пикассо, Ван Гог, Тулуз-Лотрек. Художник Ван Гог был родом из этих мест, часто рисовал бульвар и нередко посещал соседнее кафе «Тамбурин».
  • Площадь Пигаль названа в честь французского скульптора Ж. Б. Пигаля. В этом районе когда-то находилась студия мастера рекламного плаката и графики Тулуза-Лотрека. Сейчас в районе площади располагается целая сеть элитных кафе, ресторанов, кабаре, казино.

К сведению! Поздно вечером здесь небезопасно и не стоит отклоняться в темные переулки квартала.

Архитектура

Архитектурный стиль Сакре-Кер – византийско-романский. Базилику венчают 4 небольших купола и один крупный – 83 метра, установленный на барабане. Именно они формируют силуэт храма. С задней стороны собора расположена 90-метровая колокольня. В ней самый масштабный колокол Парижа. По данным Википедии, его масса – 19 тонн.

К базилике поднимается лестница, которая ведет к портику с тремя арочными проемами. На портике установлены конные статуи короля Людовика Святого и французской героини Жанны д’Арк. Фасад украшают барельефы на евангельскую тематику.

Это пригодится. Если лестница покажется слишком высокой, то подняться к Сакре-Кер можно на фуникулере. Стоимость поездки 2 евро.

Основание купола оборудовано небольшой террасой. Эта обзорная площадка пользуется большой популярностью у туристов, с нее открывается удивительный вид на Париж.

Внутреннее оформление

Всех, кто заходит в базилику, привлекает мозаичное полотно «Торжество Св. Сердца Христова». Мозаика расположена на алтарном своде. На ней изображен Иисус с раскинутыми руками. Создается впечатление, что божий сын обнимает каждого, кто входит в храм. Мозаика выполнена в лазурном и золотом цвете.

Окна застеклены цветными витражами, они были установлены в 1946 г. Оригинальные витражные окна были уничтожены в 1944 г. при бомбардировке.

Многие приходят в храм, чтобы услышать самый большой в стране орган. Дата его создания – 1898 г. В храме инструмент установлен в 1919 г.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Соревнование было ознаменовано в Souvenir du Concours de l’Église du Sacré-Cœur (Париж: J. Le Clere) 1874 г.
  2. . Базилика Сакре-Кёр . Проверено 2 июля 2017 года .
  3. . www.assemblee-nationale.fr . Проверено 20 мая 2017 .
  4. Луис Баунард, Histoire его кардинальное Pie 1886, т. II: 498, цитируется в Раймонда А. Джонас, «Памятниккак экс-Voto, Памятник в историософии: Базилика Сакре-Кер» французские исторические исследования 18 .2 (. Осень 1993, стр 482-502) р. 483.
  5. Джонас 1993: 485
  6. «Реакцией на коммуны Парижа и Лиона были триумфальные памятники, Сакре-Кёр на Монмартре и базилика Фурвьер , доминирующие в обоих городах. Эти здания были возведены на частные средства, как гигантские бывшие голоса, благодарившие Бога за победу над социалистами и во искупление грехов современной Франции ». (Бертран Тайте, Гражданство и войны: Франция в смятении, 1870–1871 , глава «Религиозные идентичности и гражданство» 2001: 100).
  7. Согласно его протоколу; 23 июля по дарственной надписи в базилике.
  8. В 1877 году, в первый полный год его работы, приезжие паломники сбросили в ящики для сбора более 240 000 франков; в следующем году эта цифра увеличилась вдвое. (Йонас 1993: 495).
  9. Этот метод сбора средств, зародившийся в Сакре-Кер, стал стандартной практикой для финансирования строительных проектов культурных учреждений в Европе и Америке после Первой мировой войны.
  10. . www.sacre-coeur-montmartre.com .
  11. . Université du Québec . Архивировано из 2 -го февраля 2009 года.
  12. Раймонд Энтони Джонас, Франция и культ Святого Сердца: эпическая история современности , (Калифорнийский университет) 2000, гл. «Строительство церкви национального обета».
  13. . Базилика Сакре-Кёр . Проверено 2 июля 2017 года .
  14. . Необычный Карибский бассейн . Мартиника.

История

Церковь на Монмартре была заложена 1875 году, а окончательно работы завершились только в 1923, прервавшись из-за Первой мировой войны. Но закладке предшествовали несколько лет горячих споров и судебных разбирательств.

Предыстория, причины и спонсоры строительства

Началась история Сакре-Кер 4 сентября 1870 года. Эта дата знакома каждому французу, так как в тот день парижане узнали про разгром армии и пленение Наполеона IIIв битве при Седане в рамках Франко-прусской войны. Горожане начали массовые протесты, которые привели к провозглашению Третьей Республики и отставке императора. А германцы тем временем шли к Парижу, чтобы спустя две недели взять столицу в осаду.

Фото от 1882 года, на котором видна стройка будущей базилики Сакре-Кер

4 сентября, вместе с провозглашением Республики, епископ Нанта, который является также главой католической епархии Франции, выпустил свой текст, в котором клеймил несколько последних десятилетий жизни государства и утверждал, что поражение в войне – божье наказание за «эпоху распутства». Этим вдохновился Александр Лежентиль, богатый французский торговец и филантроп, который в январе 1871 года поклялся построить католический храм, чтобы «получить бесконечную милость святого сердца господа Иисуса Христа».

Лежентиль заручился поддержкой своего духовника, священника Гюстава Аргана, и родственника – известного художника Хьюберта Рохо де Флери. Де Флери и Лежентиль, пользуясь своим высоким положением в парижском обществе, привлекли других видных горожан к проекту и занялись его реализацией.

Место для строительства – холм Монмартр – был выбран не случайно. Различные храмы находились на вершине еще со времен Античного Рима, и даже топоним предположительно появился как производное от «храм Марса». Затем тут располагались и христианские святыни. Но на момент возникновения идеи строительства нового собора вершина холма была занята различными развлекательными заведениями: лавками, тавернами, садами и т.д.

Сакре-Кер в 1889 году, здание приобрело узнаваемый облик

Это привело к необходимости начать слушания и судебные тяжбы, чтобы признать проект Сакре-Кер общественно значимым. В свою очередь, такое признание позволило бы экспроприировать земли в случае отказа владельцев продать их. Конечно, такой подход к делу породил противодействие в обществе, но в итоге 24 июля 1873 года закон все же был принят. Кроме заверения значимости постройки он также предполагал, что базилика будет строиться исключительно на пожертвования, после чего навсегда передается для католических богослужений.

Ход работ

Архитектора Сакре-Кер выбирали на основе открытого конкурса, на который было отправлено 76 проектов. Выиграл конкурс Поль Абади, который представил необычный для католической Франции дизайн в византийском стиле, а не господствовавшем тогда необарокко. Но из-за растянутых сроков строительства над Сакер-Кер поработало 5 главных архитекторов:

  • Поль Абади (1884-1886);
  • Чарльз Лесне (1886-1891);
  • Анри-Пьер Ролин (1891-1904);
  • Люсьен Магне (1904-1916);
  • Жан-Луи Юло (1916-1924).

Официальная церемония старта строительства парижской базилики прошла 16 июня 1875 года, но работы скоро были остановлены. Обнаружилась проблема с почвой – холм был изрыт шахтами для добычи камня и потребовались работы по укреплению. Для этого вырыли 83 скважины глубиной более 30 метров, которые залили бетоном, по аналогии с современными сваями.

Но работы все равно затянулись – неф возвели к 1891 году, колокольню закончили в 1912, а работы с фасадом растянулись до 1914 года. На 17 октября 1914 уже была запланирована процедура освящения, которой помешала Первая мировая война. В итоге церемония прошла только 16 октября 1919, но сразу же церковь получила титул базилики. А внутренние отделочные работы продолжались до 1923 года, затем еще вплоть до 30-х годов XX века возле Сакре-Кер строились административные и жилые здания, так что общий срок строительства комплекса составил более 50 лет.

Процессия освящения Сакре-Кер, прошла 16 октября 1919

Долгая история Монмартра

До приезда художников холм Монмартр уже имел долгую историю и пережил решающие события для судьбы Парижа. Это основные вехи его истории:

Римские храмы. Римляне построили на этом холме два языческих храма: один посвящен Марсу (богу войны), а другой Меркурию (богу торговли), и назвали его «Монте-де-Марте».

250 год – мученичество Сен-Дени. Около 250 года на горе был замучен вместе с двумя сподвижниками, Сен-Дени, первый епископ города. По этой причине в средние века холм стали называть «горой мучеников».

V век – Часовня мученичества. Вероятно, это была Геновева, покровительница и защитница Парижа, которая построила часовню в V веке на месте мученической смерти Сен-Дени.

Средневековье – Женский монастырь. В раннем средневековье на вершине холма была построена церковь. В 1133 году король Франции Людовик VI Толстый купил эту старую церковь и прилегающие земли, построил новую церковь и основал женский монастырь вместе со своей женой Аделаидой Савойской.

1534 г. – «Рождение» Общества Иисуса. Игнатий де Лойола и шесть товарищей дают свои первые обеты в часовне мученичества Сен-Дени.

1611 г. – Открытие часовни. В начале XVII века во время некоторых реконструкционных работ в монастыре, была обнаружена примитивная часовня мученичества (построенная Геновевой), которая была скрыта последующими постройками. Это событие возобновило массовые паломничества.

1789 г. – Французская революция. Монмартр простоял 7 веков, до Французской революции, которая принесла полное его разрушение. В настоящее время от него осталась только небольшая церковь Сен-Пьер-де-Монмартр, построенная Людовиком VI. 

1860 г. – присоединение к Парижу. Во время Второй империи Наполеона III город Париж разширялся. Он поглотил все соседние муниципалитеты. Поэтому Монмартр был включен в состав Парижа в пределах 18-го округа.

1871 г. – Колыбель Коммуны. В марте 1871 года именно на Монмартре загорелась искра, которая зажгла Парижскую Коммуну, когда люди отказались передать правительству 227 орудий, хранившихся там, после капитуляции города пруссаками.

1874-1914 гг. – Сердце Богемии. Художники начинают стекаться на Монмартр.

1875 г. — Строительство базилики Сакре-Кёр. Строительство огромного храма, видимого из любой точки города, длилось более 40 лет. Открытие состоялось в 1923 году.

Святая гора

Религиозный характер холма отмечен мученической смертью Сен-Дени и двух его товарищей (Рустико и Элевтерио) в 3 веке.

Первый епископ Парижа, Сен-Дени, является одним из покровителей города. Его обычно изображают с головой в руках, как это видно на фасаде Нотр-Дама и в многочисленных церквях города. Согласно средневековой легенде, сразу после обезглавливания святой взял свою голову и прошел 6 км до места, где он хотел быть похоронен, в нынешней базилике Сен-Дени. Статуя в небольшом парке на Монмартре увековечивает память этого святого, в честь которого холм получил свое название.

Часовня Мучеников

Часовня Мучеников, построенная в 5-м веке, была весьма почитаемым местом, но исчезла с разрушением средневекового монастыр. В 19 веке были проведены исследования и раскопки, чтобы узнать ее местонахождение, и на том же месте была построена новая часовня. Адрес: 11 Rue Yvonne le Tac (открыта по пятницам с 15 до 18).

Храмы Монмартра

От примитивных римских храмов, посвященных Марсу и Меркурию, осталось всего несколько колонн. Они размещены внутри церкви Сен-Пьер-де-Монмартр, в апсиде, рядом с входной дверью.

Посещение этой средневековой церкви с покатыми стенами – одно из самых приятных впечатлений на Монмартре. В то время как туристы любуются базиликой Сакре-Кёр, немногие проходят в тихую гавань Сен-Пьер-де-Монмартр. В ней до сих пор хранятся надгробия некоторых аббатис и королевы-основательницы, которые были похоронены в апсиде церкви.

Рядом со средневековой церковью стоит Сакре-Кёр, искупительный храм, возникший в результате всенародного голосования. Тесно связанный с обстоятельствами французской истории в конце XIX века.

Сакре-Кёр, известный в то время своей эклектичной эстетикой и высокими куполами, завоевал популярность среди туристов и парижан. Этому очень способствовали художники, раз за разом изображавшие его на своих полотнах. Его белый фасад, словно светящийся маяк, привлекает внимание из любой точки города

Улицы Монмартра

Местные улочки милы и очаровательны. Бегущие неспешной змейкой, огибающие парижские кварталы и крутые лестницы, укорачивающие путь в несколько раз.

Площадь Тертр

Когда-то это место было окрашено кровью преступников, здесь работали палачи и гильотины. Сейчас это милый уголок Парижа, где ничто не напоминает о страшном прошлом. В первой половине 20 века тут жили известные художники, и площадь считалась центром современного искусства. Любой желающий за 15-30 EUR может заказать свой портрет, шарж или приобрести картину с видами Монмартра.

Площадь Пигаль

Площадь Пигаль была центром квартала «ночных бабочек», и сейчас тут можно найти десятки официально работающих секс-шопов и неофициальных точек сбора женщин с «низкой социальной ответственностью». Интересные места поблизости — Музей эротики и Музей Сальвадора Дали. Красочнее всего здесь в темное время суток, но не стоит идти сюда с детьми.

Бульвар Клиши

Именно тут в 1814 г. русские войска поставили точку в войне с Наполеоном. Последние 200 лет бульвар Клиши был «веселым» парижским пригородом и частью кварталов Красных фонарей. Сейчас здесь можно недорого снять жилье, если, конечно, не смущают яркие огни, криминальные элементы и круглосуточный шум за окнами.

Подъем на холм

Каждый волен выбирать сам — идти пешком или воспользоваться фуникулером. И у того, и у другого способа свои преимущества. Первый — неспешное созерцание громады базилики и окрестностей, но придется преодолеть 237 ступеней. Второй — быстрый и легкий, но не бесплатный (цена аналогична одной поездке на метро, можно использовать городские проездные билеты). Часы работы: с 6:00 до 0:45 ежедневно.

8 достопримечательностей Парижа, которые можно посетить бесплатно:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector