Гиюр для мужчин и женщин

Истинный гиюр

Истинный гиюр полностью инициирован неевреем. По законам Торы строго запрещено зазывать неофитов, или даже намекать им на путь гиюра, как предпочтительный. Тора описывает человечество, разделенным на нации, по замыслу Всевышнего. У каждого народа — свой праотец основатель. Иногда, жизни «отцов наций» посвящены в Торе многие страницы

Это подчеркивает их важность, как «глобальных» людей, отчего и их жизненные события приобретают общий характер. У каждого народа свой ангел

У каждого народа своя миссия на земле. Если евреи избраны Б-гом, чтобы служить Ему исполнением 613-и заповедей, то от неевреев Всевышний ожидает служение, в виде 7 заповедей сыновей Ноаха. Национальные рамки святы и незыблемы, в особенности граница между евреями и другими народами. Тот, кто пытается стушевать эти разграничения, борется с самим Творцом. В свете этого ясно, почему еврею ни в коем случае не разрешается приглашать неофитов.

Истинный гиюр состоит из двух фундаментальных частей: искренность намерений неофита и принятие обязанности исполнения всех заповедей Торы.

Искренность неофита означает, что единственной целью принятия гиюра для него является приближение к еврейскому Б-гу и служение ему по «еврейским требованиям». Если вместо (или даже вместе) этого мотива выступает любое другое соображение — такой человек уже попадает под определение «навязавшегося гера», которое будет описано ниже. Чуждыми мотивами могут служить как самые меркантильные помыслы (матримониальные, финансовые, социальные), так и самые возвышенные (увлечение еврейской историей и философией, национальным характером, любовь к государству Израиль, духовные переживания, связанные с евреями и т.д.). Также, как в постулате единства Б-га, еврею запрещено примешивать любые другие понятия, даже духовные и возвышенные, так и желающий стать неофитом не должен прибавлять к единству еврейского Б-га, как к мотиву гиюра, ничего чуждого.

Обязанность выяснения искренности мотивов неофита лежит на раввинском суде. Еще до диалога с самим кандидатом, судьи обязаны любым методом удостовериться, что претендентом не движут побочные намерения. Если подобные мотивы обнаружены — кандидату должно быть отказано в гиюре (до слушания его претензии).

Второй часть истинного гиюра является принятие обязанности исполнения заповедей. Еврейский религиозный образ жизни предполагает великое множество запретов и указаний, относящихся как к духовным сферам человеческой деятельности, так и к самым обыденным. Неофит обязан принять на себя исполнение всех еврейских законов, имеющих к нему отношение. Если даже один пункт еврейского законодательства показался ему неприемлемым, или необязательным, гиюр не засчитывается

Важно отметить, что еврей по происхождению никогда не проходит подобную процедуру принятия исполнения заповедей, и его еврейство от нее не зависит. Поэтому и нерелигиозный еврей, и еврей-атеист, никоим образом не становятся «меньше» евреями по факту неисполнения заповедей

Еще важным моментов в истинном гиюре является готовность претендента полностью порвать со своим прошлым. Речь идет не только об образе жизни, но и буквально о родственных связях. «Новообщенный гер похож на новорожденного ребенка», гласит Талмуд. По букве закона, если брат и сестра прошли гиюр — они родственниками больше не являются, и теоретически могли бы пожениться. Однако мудрецы запретили это, «чтобы не говорили, будто гер деградировал в уровне своей святости по прошествии гиюра».

Реформистский иудаизм в Израиле

В Израиле первые попытки осуществить на практике принципы либерального иудаизма предприняли репатрианты из Германии еще в 30-е годы XX века. Однако широкое распространение прогрессивный иудаизм в Израиле начал обретать только в 60-е годы. В 1963 г. в Иерусалиме по инициативе профессора Н. Глюка был открыт филиал Хибру Юнион Колледжа (Hebrew Union College) – американского высшего учебного заведения, готовящего реформистских раввинов. В 1965 г. на съезде всех неортодоксальных общин Израиля было решено создать единое движение, вошедшее затем в состав Всемирного Союза прогрессивного иудаизма.

Сегодня оно насчитывает свыше 40 общин по всей стране, два реформистских кибуца Яхель и Лотан вблизи Эйлата и поселение в Галилее Хар-Халуц. В рамках движения действуют также центр юридической помощи, гостиничный и культурный центр Бейт-Шмуэль в Иерусалиме, образовательный центр имени Лео Бека в Хайфе, десятки детских садов и начальных школ, молодежное движение, отделение подготовки к армейской службе, летние детские лагеря и многие другие проекты.В реформистских общинах можно встретить субботу, отметить традиционные еврейские праздники Рош ха-Шана, Йом-Кипур, Суккот, Ханука, Пурим, Шавуот и другие, а также церемонии жизненного цикла – рождение ребенка, бар-мицву, свадьбу.

(4). Понимание понятия «благо еврейского народа»

(Понимание понятия «благо еврейского народа», когда имеется множество смешанных браков, и проблематичность «сифрей йохсин»).

Общий вопрос, нужно ли идти на устрожение или облегчение в общественных вопросах, и связанное с ним понятие «благо еврейского народа», имеет разные подходы. (В некотором смысле это похоже на спор Гилеля или . Наверное, сторонникам казалось, что допускает ужасающие облегчения, и, тем не менее, в конце концов, оказалась по Гилелю). Главная проблема здесь в том, что всякая хумра в общественных вопросах оборачивается нежелательной кула с другой стороны. (Классический пример: если сделать очень хумра в вопросе соблюдения субботы, то иногда можно пойти на очень нежелательное кула в смысле опасности для жизни). И также здесь, с точки зрения тех, кто выступает за облегчение в вопросе гиюра, они это делают потому, что понимают, что эти кандидаты на гиюр уже находятся в еврейском обществе, что бы о них ни говорили, и поэтому они все равно будут потом вступать в браки с евреями в Израиле, и предотвратить это невозможно. И поэтому хумра в их гиюре обернется потом очень нежелательной кулой в вопросах брака в Израиле. Попытка же введения «сифрей йохсин» невозможна, потому что они будут отвергнуты абсолютным большинством еврейского народа, принятие же их небольшой частью народа приведет только к национальному расколу.

Отметим, что с точки зрения , вопрос о том, придерживаться кула или хумра в вопросах гиюра, целиком отдан на усмотрение самого бейт-дина. И это именно потому, что необходим учет не только кошерности данного гиюра, а учет того, как это влияет на еврейский народ. А поскольку это предусмотреть заранее законодательно нельзя, то это и отдано на то, чтобы бейт-дин в каждую эпоху и в каждой ситуации решал это самостоятельно.

Бейт-дины, работавшие под руководством рава Друкмана требовали кабалат мицвот в смысле «принятия в отношении всех заповедей» и в целом проверяли (не только разговаривая с кандидатами, но а получая рекомендации из синагоги и от религиозной «опекающей семьи») общее соблюдение кандидатами еврейской традиции в целом и смотрели на кандидата насколько он будет придерживаться еврейской традиции. По наблюдениям тех, кто сталкивается с людьми, прошедшими гиюр, в дальнейшем, абсолютное большинство из них продолжает соблюдать в целом еврейскую традицию, т.е. празднование праздников, зажигание субботних свечей, в целом придерживаться кашрута и т.д., и их национально-религиозная самоидентификация становится полностью еврейской. В этом плане их «принятие заповедей» является не только заявлением на бейт-дине, но и реальным положением дел.

На сегодня максимально облегчительной линии придерживается рав Хаим Амсалем, глава ешивы, и член Кнессета от ШАС, который (не побоявшись пойти против собственной партии, за что был подвергнут ею остракизму) однозначно предложил делать гиюр тем, кто находится на стадии «масорати», т.е. частичного соблюдения заповедей. Он выпустил двухтомный галахический труд, доказывающий этот подход. Никаких галахических опровержени этого сборника выпущено не было.

Основные аспекты конфликта

Один из активных галахических конфликтов в наше время – это конфликт на тему гиюра.

Суть конфликта состоит в 4 центральных аспектах:

1. Отношение к претенденту на гиюр, когда он потомок евреев или состоит в браке с евреем\еврейкой, и с социальной точки зрения является частью еврейского народа («нееврей живущий среди евреев»), при том что он не является евреем галахически.

2. Понятие «кабалат hа-мицвот» и его практическое применение.

3. Принятие гиюра по семейным обстоятельствам (для заключения брака) или для получения той или иной «выгоды».

4. Понимание понятия «благо еврейского народа», когда происходит Понимание понятия «благо еврейского народа», когда имеется множество смешанных браков, и проблематичность «сифрей йохсин».

Дополнение: Динамика изменения отношения к гиюру в исторической перспективе и общественно-политический конфликт вокруг проблемы гиюра в Израиле в последнее десятилетие.

Разногласия по этим пунктам обсуждаются ниже

Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче­скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу­жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо­минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе­циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль­ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен­щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь­шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими­стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

Подача прошения о гиюре

Перед тем как женщине принять гиюр в России, так и мужчине, необходимо предстать перед раввинским судом и выразить искреннее желание принять обязательства соблюдения божьих заповедей и разделить судьбу еврейского народа. При подаче прошения кандидат проходит собеседование с уполномоченным раввином и – при необходимости – экзамен на знание Торы. Если его прошение принимают, он начинает готовиться к гиюру. Например, в Москве действует «» – нечто вроде обучающих курсов для допущенных к гиюру лиц.

При необходимости проводится вторая встреча, на которой кандидат демонстрирует приобретенные знания и допускается к раввинскому суду. Суд из трех праведных раввинов выясняет обстоятельства его жизни и проводит строгий экзамен, по результатам которого определяется, можно ли провести гиюр. Решение оглашается сразу после проведения суда.

Как пройти гиюр мужчине

Ритуалы церемонии гиюра для мужчин заключаются в обрезании (если оно не было сделано заранее) и окунания в микву

Второй ритуал абсолютно аналогичен женскому, поэтому особое внимание нужно уделить обрезанию – „брит мила“. Хирургическое вмешательство отпугивает многих кандидатов мужского пола, но обойти его нельзя

Брит мила является центральной Божьей заповедью, и, соответственно, обязательным условием принятия иудейства. Операцию проводит высококвалифицированный хирург – моэль, специализирующийся на ритуальном обрезании. Если кандидат прошёл операцию ещё до момента принятия решения стать иудеем, то это большой плюс – моэль только проколет иглой место среза крайней плоти и все. При этом практических не возникнет никаких болевых ощущений. Мужчина сразу получает направление на ритуал окунания в микву.

После успешной сдачи экзамена необрезанному мужчине в суде выдадут направление. Он самостоятельно идёт в указанную больницу, записывается на приём и узнает дату проведения операции. В больнице есть специальные дни, согласованные с Раввинатом, по которым проводят обряд брит мила для всех прошедших экзамен. Всю операцию оплачивает Раввинат – никаких денежных затрат со стороны мужчины.

Еврейских мальчиков обрезают ещё в младенческом возрасте – на 8 день после рождения, процедуру организовывает отец. Разумеется, ребёнок вырастает и в принципе не помнит всех болезненным ощущений от обрезания. Взрослому мужчине тяжелее, решиться на подобную операцию может далеко не каждый. К обряд брит мила необходимо подготовиться: сдать анализы крови, в день процедуры принять душ и за 6 ч воздержаться от еды и питья. Процедура проходит под местной анастезией (в некоторых случаях – под наркозом), после неё в больнице придётся отдыхать ещё несколько дней. После всех мучений мужчина получает направление на ритуал окунания в микву.

Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб­лейских заповедей (Исх. 19:10–25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове­ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко­торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон­ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ­ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями. 

Для чего нужно совершать гиюр

Итак, гиюр – это обращение нееврея в иудаизм. Как правило, это достаточно долгий процесс, занимающий от 2 до 5 лет. После прохождения гиюра человек получает статус гера. Именно данный обряд дает возможность человеку стать частью религиозной общины. К тому же, гера, в отличие от нееврея, хоронят на еврейском кладбище.

Также без прохождения ортодоксального гиюра могут возникнуть сложности со вступлением в брак в Израиле. Особенно это актуально для смешанных семей, где жених и невеста принадлежат к разным религиям, ведь в Израиле такие браки запрещены. Отсюда огромное значение принятия гиюра для русских в Израиле. Если женщина другой религии собирается выйти замуж за иудея, то гиюр – это единственное решение.

Кто такие геры

Гер и гиерет – официальные названия мужчин и женщин, прошедших процесс обращения из неевреев в иудеев. Причём это касается только тех, кто прошли гиюр по всем правилам Галахи (еврейского закона)

Не все гиюры одинаково признаются действительными в стране – это важно учесть перед выбором той или иной его разновидности

Например, существует реформистский (прогрессивный) и консервативный гиюр, имеющие в своей основе совсем другие представления, отличающиеся от подлинного. Представители этих течений считают, что заветы Торы – простая формальность и могут изменяться с течением времени. Поэтому в Израиле признается только ортодоксальный гиюр, проходящий по всем правилам. Главный Раввинат признает только его, несмотря на то, что реформисты и консерваторы проводят те же ритуалы.

Также считается недействительным фиктивный гиюр, который проводится по причинам, отличающимся от главной – желания проникнуться верой иудаизма. Фиктивный гиюры распространены среди неевреев, желающих создать семью с евреем и совершить иммиграцию в Израиль. Без соответствующего обучения и сдачи экзамена это невозможно. Такого понятия, как „ускоренный гиюр,  не существует. Конечно, можно попытаться сдать экзамен без обучения, но навряд ли эта попытка увенчается успехом – чтобы выучить молитвы на иврите, проштудировать всю необходимую литературу, понять её, нужно проникнуться верой иудеев и иметь о ней ясное представление. Кроме того, судьи на экзамене смогут легко определить, будет ли в будущей семье соблюдаться религиозный образ жизни: по поведению, манере одеваться и ряду других факторов. Поэтому особого смысла просить о гиюр без соответствующей подготовки – нет.

Таким образом, чтобы стать гером, нужно пройти обращение в иудаизм в соответствии с правильным, ортодоксальным гиюром.

Спектр иудаизма

Иудаизм состоит из нескольких “ветвей”, также называемых деноминациями или течениями, которые занимают целый спектр — от традиционного религиозного до либерального. Тем не менее, евреи — это народ, а не религия; еврейство и иудаизм — это не всегда одно и то же. В то время, как иудаизм “должен быть” религией, которую практикуют евреи, есть евреи, которые “выбирают” какие-то элементы иудаизма, подходящие им лично, в то время как другие вообще не практикуют иудаизм. Некоторые из них приняли другие религии, такие как буддизм. Ветви иудаизма, в том виде, в котором они известны сегодня, покрывают довольно большой процент веры еврейского народа.

Полвека назад иудаизм можно было описать как состоящий из трёх основных направлений, и большинство евреев причисляли себя к одному из них: ортодоксальный (традиционный), реформистский (либеральный, в Европе известный также как прогрессивный) и консервативный (нечто среднее между двумя предыдущими ветвями, также известен за пределами Северной Америки как масортим). Есть также некоторые небольшие ответвления, такие, как реконструктивистский иудаизм, но по большому счёту американские евреи попадают в одну из ветвей “большой тройки”.

Хотя большая тройка всё ещё в значительной степени сохраняется, спектр иудаизма сегодня шире. Например, некоторые могут назвать себя “консервадоксами” (объединяющими консервативный и ортодоксальный иудаизм). И хотя я никогда не слышал этот термин, тот реформистский Темпль, в который я ходил с детства в Бруклине, поразил меня тем, что он был более “реформативным” (соединяя реформизм и консерватизм), чем исходно реформистский.

Верования и практика

Стоит также отметить, что хотя каждая ветвь иудаизма имеет своё более-менее “официальное” понимание еврейской веры, простое посещение определённой синагоги не обязательно означает, что человек верит в официальные её доктрины (или хотя бы понимает их).

Ортодоксальный иудаизм, например, “официально” учит, что Бог реален, но вы можете найти некоторых агностиков и даже атеистов, посещающих ортодоксальные синагоги. Многие не считают это противоречием, потому что иудаизм делает акцент на том, как жить, а не на том, во что верить. Потому, хотя религиозные верования, с которыми выросли евреи, и могут изменяться или уходить на задний план, многие предпочитают сохранять ценности и образ жизни. Есть ортодоксальные способы ежедневного поведения и образа жизни, такие как кашрут или соблюдения Шаббата согласно ортодоксальной галахе (еврейскому закону), но нет никаких доктринальных требований, кроме признания того, что Бог Един (о чём говорит молитва “Шма”, Втор. 6:4). Хотя и правда то, что большинство ортодоксальных евреев, например, верят в будущего Мессию, а большинство реформистов нет, нельзя сказать, что это верно для каждого отдельно взятого человека.

В отличие от предыдущих поколений, многие евреи сегодня не связаны с синагогой в принципе. Многие формулируют свою собственную версию иудаизма и не вписываются ни в одну из “официальных” версий этих направлений.

Вместе с тем, следующий обзор трёх основных ветвей всё ещё является актуальным кратким руководством по иудаизму.

Возвращение в иудаизм

Важно отметить, что процедура «гиюра» предназначена только для неевреев. Еврей по происхождению не может проходить «гиюр»

Поэтому зачастую возникает тупиковая ситуация, при которой раввинат считает человека евреем, который, разумеется, не может проходить «гиюр»; а МВД не признает его евреем (если есть подозрения о смене вероисповедания). Раввинат выдает справку о том, что данное лицо является евреем по всем нормам Галахи, а МВД Израиля игнорирует это, не желая предоставлять гражданство.

Следует отметить, что по канонам иудаизма еврей по происхождению, перешедший в другую веру, может в любой момент вернуться обратно в иудаизм. МВД не разделяет эту позицию. Поэтому раввинские суды, как в Израиле, так и в других странах, стали практиковать ритуал возвращения в иудаизм. Он также связан с окунанием в «микве» и собеседованием с раввинским судом. Но даже при наличии такой справки изменить позицию МВД Израиля бывает очень трудно. И для этого вам понадобится квалифицированная помощь израильских адвокатов, специализирующихся на иммиграционном праве.

Адвокатский офис «Коваленко-Зернопольский» является ведущим в Израиле в сфере иммиграционного законодательства. 15 лет безупречной репутации в делах по признанию прав на репатриацию, включая «гиюры», четвертое поколение и возвращение в иудаизм. Мы беремся даже за самые тяжелые, запутанные дела.

Насилие на СТУПРО

Как израильское МВД проверяет искренность отношений супругов — собеседование для СТУПРО (легализации…

Гуманитарная виза (статус) в Израиле

Туристы Израиля могут стать нелегалами

Преимущества израильского гражданства

Закон о Возвращении. Репатриация в Израиль и кто может на нее претендовать?

Как принять иудаизм женщине

Чтобы принять иудаизм, находясь в Израиле, необходимо найти учителя, который будет подсказывать, что делать, и учить основам иудаизма. Его можно найти через местную синагогу, просто попросив о номер телефона или адрес. Можно зайти на сайты гиюра в Израиле и оставить там заявку. Ниже представлены несколько выриантов таких курсов для русских, проживающих на территории Израиля:

  • http://gonativ.org;
  • https://ru.ami4u.org;
  • http://www.machanaim.org и другие.

Как только учитель будет найден, начнется усиленная подготовка к гиюру. В зависимости от продолжительности учёбы (до 1 года), количество занятий в неделю может быть разным. Одно занятие составляет 3 ч. Учёба бесплатная, все необходимые материалы и книги выдаются также бесплатно

Учитель обучает основам иудаизма, акцентируя особое внимание на пункты, которые особенно важны для сдачи экзамена:

  • религийные праздники, шабаты;
  • молитвы;
  • заповеди;
  • основные иудейские книги, Тора.

Кроме того, женщины должны уметь правильно одеваться: одежда должна быть скромной, никакие вульгарные стили неприемлимы для гиюра. Волосы замужних дам должны быть всегда спрятаны (по этой причине иудейки носят парики или бреют голову).

Особое внимание слабый пол уделяет изучению кашрута – ряда религийных правил, связанных с пищей. Параллельно с учёбой и посещением синагоги необходимо внедриться в еврейскую религиозную семью

Найти семью, желающую помочь, довольно тяжело, поэтому к решению этого вопроса следует подходить заблаговременно. Семью нужно искать в интернете, через знакомых или попросить помощи на курсах. Семью посещают в каждый шабат

Параллельно с учёбой и посещением синагоги необходимо внедриться в еврейскую религиозную семью. Найти семью, желающую помочь, довольно тяжело, поэтому к решению этого вопроса следует подходить заблаговременно. Семью нужно искать в интернете, через знакомых или попросить помощи на курсах. Семью посещают в каждый шабат.

После долгой и интенсивной подготовки наступает время экзамена. Он проходит в суде. Комиссия задаёт самые разные вопросы в религиозной тематике. Также спрашивают о новом выбранном имени. Имя нужно выбирать из Торы или Танаха, но не по принципу „красиво звучит“, а по совсем другому принципу. Изучив книги, необходимо выбрать женского персонажа, наиболее близкого по внутреннему настрою, идеала и устремлениям к собственным. И, соответственно, взять его имя.

После успешного прохождения экзамена женщина проходит обряд окунания в микву и официально считается принятой в еврейскую веру.

Ветвь реформистского иудаизма

Реформистский иудаизм — это продукт современности. Просвещение 18-го века в Европе принесло, среди прочего, переворот традиционных религиозных убеждений. Путём к истине стал считаться разум, а не откровение. В этом новом климате реформистский иудаизм родился в 19-м веке в Германии. Многие “современные” евреи отбросили авторитет и галахи, и Библии, хотя последняя почитается из-за этики пророков и рассматривается как имеющая историческую ценность.

Евреи-реформисты склонны рассматривать многие традиционные еврейские верования и соблюдения обрядов как устаревшие или просто суеверия, хотя некоторые из верований были адаптированы к более современному мышлению. Например, идея Мессии как отдельной личности, лидера, избранного Богом, была заменена понятием мессианской эры, достижимой человеческими усилиями. Будущее воскресение мёртвых было также отвергнуто и заменено идеей о том, что человек продолжает жить в своих достижениях и/или потомках. Синагогальное служение было пересмотрено, и молитвы, посчитавшиеся неуместными в современную эпоху, были отменены. Талмуд и раввинистические традиции всё ещё обладают историческим интересом и могут содержать некоторую мудрость, но больше не рассматриваются как источник обязательных правил и постановлений, согласно которым необходимо жить.

Немецкие евреи, а также прочие западноевропейские евреи пытались ассимилироваться в обществе, полагая, что это обеспечит им доступ к равным правам. Их национальностью было «англичанин», «француз» или «немец», а иудаизм был их религией. Потому служение в синагоге проводилось уже не на иврите, а на местном языке, различные обычаи были заимствованы из христианских церковных служений, включая даже собрание в воскресенье вместо еврейского Шаббата.

Реформистский иудаизм распространился по Западной Европе и в Северной Америке (в Восточной Европе, где Просвещение не имело аналогичных масштабов, евреи остались либо традиционными, либо полностью заменили иудаизм другой идеологией, например, социализмом). Мораль была гораздо важнее церемонии, и это означает, что для реформистских евреев библейский акцент делается на книгах Пророков с их постоянным призывом к правосудию и справедливости, а не на Торе, которая больше фокусируется на обрядах и религиозных обязанностях, и в том числе на морали. Этот акцент на морали также привёл реформистский иудаизм к большему взаимодействию с нееврейским обществом и участию в социальной сфере.

Первоначально реформистский иудаизм отвергал идею сионизма, веря в то, что евреи должны чувствовать себя дома, будучи гражданами любой страны, в какой бы они не оказались. Этот взгляд претерпел радикальные изменения, особенно в 20-м веке, вследствие погромов в Российской Империи и Холокоста. Американский реформистский иудаизм после этого стал горячо сионистским.

С развитием реформистского иудаизма он становился все менее радикальным. В последнее время наблюдается восстановление многих аспектов традиций, но скорее как следствие национальной идентичности или личного выбора, чем религиозных требований. Реформистские евреи, как правило, принимают все аспекты иудаизма, которые они находят удобными для себя; человек имеет право жить согласно своим собственным убеждениям. В результате, повседневный образ жизни реформистских евреев может практически не отличаться от образа жизни неевреев.

В Европе реформистский иудаизм часто проходит под названием “либеральный иудаизм” или “прогрессивный иудаизм”, а в Венгрии его называют “неологическим иудаизмом”. Но сердцем реформистского иудаизма остаётся Северная Америка.

В 2013-ом году 35% американских евреев идентифицировали себя как реформистские . Хотя подобной статистики по Европе нет, в 2010-ом году в Европе было 150 реформистских (либеральных, прогрессивных) общин, из них 80 — в Великобритании .

[править] Общие сведения

Возникло в 1820-е годы в Германии, откуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы, в меньшей степени Восточной Европы. Уже во второй половине XIX века главным центром движения становятся США.

Таким образом, возникновение реформизма в иудаизме совпало с эмансипацией евреев, исчезновением гетто и кагалов, ослаблением влияния раввинов, с началом просвещения среди евреев, и грандиозными изменениями в Европе в эпоху Наполеона. Явным предшественником этого направления был Мозес Мендельсон. (Это всё также совпало с началом тесного общения евреев с христианами, так как существовавшие ранее преграды между общинами рухнули; в XIX веке во всех американских и в большинстве европейских государств был введён институт гражданского брака, благодаря чему евреи приобрели возможность вступать в смешанный брак с неевреями; собрание раввинов в Брауншвейге в 1844 году, на котором сторонники реформы еврейства оказались в большинстве, призвали разрешить брак евреев с христианами; с конца XIX века — начала XX века уже многие евреи и еврейки стали вступать в смешанные браки, эта тенденция стала доминирующей в диаспоре среди светских евреев).

Первая формулировка идей реформизма содержится в книге германского писателя и мыслителя Шаула Ашера (1767—1822) «Левиафан, или О религии в отношении к еврейству» (1792), написанного на немецком языке. Ашер в этой книге приходит к мысли о необходимости религиозных реформ, обусловленных социальными изменениями в жизни евреев.

Реформистский иудаизм возник на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение реформистского иудаизма является либеральным течением в иудаизме. Реформистский (современный) иудаизм считает, что иудейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и иногда новое содержание, не затрагивающее, однако, основ. Реформистский иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов и индивидуальному осмыслению их.

Ныне наибольшее число приверженцев реформистского иудаизма проживают в США. В Израиле их число и влияние существенно слабее. Сильно влияние реформистов в Англии, Венгрии, Голландии, Аргентине, Бразилии и т. д.

В 1990-х годах к реформистскому движению принадлежало 13% еврейских семей в США. Около 750 реформистских общин, входящих в Союз американских еврейских конгрегаций, насчитывали 1,1 миллиона членов. В начале 2000-х годов реформистское движение в иудаизме стало самым популярным течением среди евреев США.

Так как реформистский иудаизм в основном распространён среди американских евреев, значительная часть из которых вступают в смешанные браки (в 2002 году 53% приверженцев реформизма в США состояли в смешанных браках), реформисты выступают за облегчение гиюра, в то время как ортодоксы, напротив, всячески усложняют и затягивают гиюр. В этом заключается главная причина современного конфликта реформистов и ортодоксов.

По инициативе президента Союза американских еврейских конгрегаций А. Шиндлера была разработана специальная программа еврейского просвещения для вступающих в смешанный брак.

В 1983 году Центральная конференция американских раввинов (основная реформистская организация в США) приняла резолюцию, по которой дети от смешанных браков признаются евреями независимо от того, кто из родителей еврей.

На многих конференциях реформистов говорится о значении, которое придаёт движение созданию прочных еврейских общин, «двери в которые открыты для людей всех политических взглядов и любой сексуальной ориентации, для геров, для тех, кто хочет принять иудаизм, для отдельных личностей и смешанных семей, которые хотят создать еврейский дом».

По некоторым данным, число приверженцев реформизма — более 1,7 миллиона человек.

Заключение

Обряд обращения нееврея в иудеи – это длительный процесс, по результатам которого человек принимает на себя обязательства соблюдать 613 заповедей Торы и разделять судьбу еврейского народа. Гиюр проводится уполномоченным раввинским судом и может проводиться только в отношении кандидата, чьи искренние намерения подтверждены. С этой точки зрения ритуал обращения имеет исключительно духовные корни.

Но в современных условиях, особенно с точки зрения возможности репатриации, обряд принятия иудаизма стал процедурой общественной и национальной адаптации. Отсюда и рождение нескольких течений иудаизма.  Ортодоксальными евреями и государственным раввинатом Израиля признается только ортодоксальный обряд, хотя и другие его варианты дают возможность на репатриацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector