Пергамский музей в берлине

Экспозиция

В Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного
собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. В
нём представленые различные экспонаты древней монументальной
архитектуры, самыми известными из которых являются:

  • Пергамский алтарь
  • Ворота Милетского рынка
  • Ворота Иштар и Дорога процессий
  • Фриз из Мшатты

Античное собрание

Шаблон:Main Античное
собрание возникло благодаря бранденбургским
курфюрстам-коллекционерам классической древности. Основание музея
Античного собрания ознаменовалось приобретением в 1698 г.
коллекции римского археолога. Часть коллекции античности стала
доступна для публики в 1830 г. с открытием в Берлине
Старого музея. Античное собрание значительно пополнилось
благодаря раскопкам, проводившимся в
Олимпии, Самосе, Пергаме, Милете,
Приене и Дидиме.

Pergamon Altar — Wugging Gavagai @ Flickr

С разделом Германии после Второй мировой войны разделённым
надвое оказалось и Античное собрание. Пергамский музей в ГДР
открылся вновь в 1959 г., а коллекция, оказавшаяся в Западном
Берлине, размещалась вплоть до 1995 г. в здании по проекту
архитектора Штюлера напротив замка Шарлоттенбург.

DSC00088 — joetric3 @ Flickr

В настоящее время ценности Античного собрания поделены между
двумя музеями — Пергамским и Старым. Экспозиция Пергамского
музея объединяет древнегреческие и древнеримские произведения
архитектуры, скульптуры, письменности, мозаики, украшений из
драгоценных металлов и изделий из бронзы. Визитной карточкой
Пергамского музея стал Пергамский алтарь, датируемый II в. до
н. э., на скульптурном фризе которого изображена драматическая
битва богов с гигантами, а также ворота Милетского рынка, которые
относят к эпохе Древнего Рима. Кроме этого всемирную известность
снискали «Берлинская богиня» из Кератеи периода расцвета
архаики и позднеархаическая «Богиня на троне» из
Тарента.

Переднеазиатский музей

В Переднеазиатском музее представлены экспонаты, обнаруженные на
археологических раскопках, проводившихся в ареале распространения
шумерской, вавилонской и ассирийской культур немецкими учёными, в
частности Немецким Восточным Обществом. Сюда относятся
монументальные памятники архитектуры, рельефы и предметы меньшего
размера, использовавшиеся в отправлении культа, быту и как
украшения.

Berlin — lbraverm @ Flickr

Особого внимания заслуживают вавилонские ворота Иштар, фрагмент
Дороги Процессий, которая к ним вела, и фасад тронного зала
Навуходоносора II.

DSC00087 — joetric3 @ Flickr

Нереализованные планы застройки

Быстрый рост количества экспонатов вызвал необходимость расширения выставочных площадей, что породило различные планы по сооружению новых зданий и благоустройству острова Музеев.

  • Проект известного архитектора Альфреда Месселя предлагал пристройку до Пергамского музея корпуса для размещения Египетской коллекции.
  • Властями нацистской Германии планировалось создать в пределах территории Музейного острова новые музеи: Германский, Мировой войны, Египетского и переднеазиатского искусства, XIX века. Военное поражение Германии не позволило осуществиться этим проектам. Более того после войны лишь треть существующих музейных зданий осталась неразрушенной.
  • Спустя 5 лет после войны приступили к реализации плана поэтапной реконструкции музеев, не затронувшего разрушенный больше всего Новый музей. Начатые в 1987 восстановительные работы, превратились в вялотекущий процесс из-за недостатка финансирования.
  • По последнему мастер-плану, утвержденному правительством запланировано строительство Археологического променада, чтобы объединить между собой все музеи.

Достопримечательности Пергамон-музея

Античное собрание

Коллекция, которую начали собирать еще прусские курфюрсты, объединяет бесценные шедевры древнегреческого, древнеримского, кипрского и этрусского искусства.

Самым знаменитым экспонатом является, несомненно, 113-метровый алтарь из города Пергам, давший название музею. На мраморном пьедестале алтаря, построенного в период с 180 по 159 гг. до н.э., изображена битва греческих богов с гигантами. Считается, что алтарь был широко известен в эпоху Античности и даже упоминается в «Откровениях Иоанна Богослова». В XIX в. он был обнаружен инженером Хуманом во время инженерной разведки при строительстве дорожного полотна в Малой Азии. Величественный алтарь был вывезен из Германии после войны и выставлялся в Государственном Эрмитаже до 1958 г., когда генсек Никита Хрущев жестом доброй воли вернул архитектурный памятник в Берлин.

Музей переднеазиатского искусства

Венцом коллекции, знакомым практически каждому по школьным учебникам истории, является реконструкция Вавилонских Ворот, посвященных богине Иштар. Гигантская кирпичная арка, покрытая синей, желтой и белой глазурью, стояла на выходе из города на Дорогу Процессий. Ворота богато украшены барельефами с изображением львов, быков и мифических животных сиррушей. В различных музеях мира хранятся фрагменты и скульптурные изображения с оригинальных ворот, датируемых 575 г. до н.э. До 2004 г. в Ираке существовала реплика ворот, однако она была разрушена во время военного конфликта.

Другими всемирно известными экспонатами коллекции являются остатки Вавилонской башни, храмов шумерского города-государства Урука и фрагменты тронного зала вавилонского царя Навуходоносора II.

Музей исламского искусства

В данном корпусе собраны художественные ценности исламских народов, проживавших на обширной территории от Индии до современной Испании, за период с VIII по XIX вв. Очень интересен отдел, знакомящий посетителей с миниатюрами эпохи Империи Великих Моголов, искусством персидского каллиграфического письма и изделиями мусульманских ткачей.

Особенной привлекательностью для туристов отличается орнаментальный рельефный фриз, подаренный османским султаном прусскому кайзеру Вильгельму II в 1903 году. Фриз украшал дворец Мшатты, построенный в VIII в. вблизи от современной столицы Иордании одним из халифов династии Омейядов. Одна из башен была разрушена в результате прямого попадания бомбы в здание Музея во время войны.

Выводы

Пергамону неоспоримо принадлежит ведущее место в ряду всемирно знаменитых музеев. Богатейшее собрание античных древностей на континенте делает Пергамон обязательным для посещения во время визита в Берлин. Многие экспонаты музея входят в золотой культурный фонд человечества

Обратите внимание, что знаменитый Пергамский алтарь будет закрыт для посещения в связи с реставрацией в период с 29 сентября 2014 г. до, предположительно, 2019 г

Музейный остров в Берлине. Пергамон

В Берлине мы прямиком отправились на Музейный остров, где намеревались посетить музей Пергамон. Давно я туда стремилась, ведь в этом музее собраны такие жемчужины древнего искусства, как ворота Иштар из Вавилона, ворота Милетского рынка и – самый знаменитый экспонат – Пергамский алтарь. Немецкие археологи много чего интересного привезли на родину из своих экспедиций.

Музей оказался потрясающим. Буквально на входе посетитель оказывался у подножия огромных ворот Иштар, отделанных глазурованной плиткой цвета кобальта. Рядом стоял черный длинный камень с высеченным на нем законом Хамурапи (копия). В следующем зале – огромные ворота из города Милет, отчасти напоминающие библиотеку Цельса в Эфесе. Еще в этом зале были мозаики, скульптуры и барельефы из Пергама.

Ворота Иштар

Прошлись Дорогой Процессий к воротам Иштар.

Ворота Милета

Пергамский алтарь нас сразил наповал. Немцы не пожалели музейного пространства и представили его во всей красе. Собственно, сам музей был построен именно для этой сенсационной находки.

Можно было взобраться по крутым ступеням на самый верх алтаря, туда, где когда-то древние греки приносили жертвы богам и где сохранились фрагменты мозаики – птицы на черном фоне. Фриз алтаря украшен скульптурами на тему битвы богов и титанов. Многие скульптуры сильно пострадали, но и сохранившиеся фрагменты впечатляют.

Пергамский алтарь

Барельеф Битва богов и титанов

После алтаря мы, честно говоря, уже готовы были покинуть музей, полагая, что лучше этого мы здесь ничего уже не увидим.

Но – остались, конечно, и нашли еще много всего интересного, сотворенного шумерами, ассирийцами, вавилонянами: диковинные животные в виде скульптур и барельефов, высеченные в камне письмена, фрагменты фигурной кирпичной кладки, изразцы.

На втором этаже представлено исламское искусство. В приглушенном свете мерцали великолепные михрабы, купола, покрытые изощренными узорами.

Михраб

И еще был один зал, который потряс нас, пожалуй, не меньше Пергамского алтаря. В просторном этом зале располагался фриз из Мшатты – лента из каменных блоков (высотой метров 8-10), сплошь покрытая вырезанными в камне узорами.

Обнаружили ее в иорданской пустыне немецкие археологи и тут же отписали кайзеру Вильгельму 2-му, дескать, тут такой шедевр, надо срочно выкупить. Кайзер послал султану письмо, а тот ответил, что с удовольствие подарит эту каменюку дорогому кайзеру, поскольку никаких священных текстов на ней нет и потому большой ценности она не представляет.

Мшатта

В общем, понравился нам этот музей чрезвычайно. Три чудесных музея мы посетили в эту поездку: Старую Пинакотеку в Мюнхене, Пергамон в Берлине и музей д’Орсе в Париже.

Вышли из Пергамона – солнце уже клонилось за крыши домов, но воздух еще был наполнен светом и бодрящей январской ясностью. Зашли в Новую вахту, в темной глубине которой стоит единственная скульптура – Пьета Кете Колвиц.

Скульптура Кете Колвиц «Пьета»

Сама Кете в войну потеряла сына, и тема оплакивания матерью погибшего сына все время присутствовала в ее творчестве.

Легенды связанные с Пергамом

В древнегреческой мифологии есть сведения о том что Пергам был основан сыном Неоптолема и Андромахи. (После смерти Гектора и взятия Трои, Андромаха стала рабыней и наложницей сына Ахилла — Неоптолема). Новорожденный был назван Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. С древним городом связана и другая легенда: Лисимах один из преемников Александра Великого, подарил несметное богатство Филетеру своему любимому евнуху. Затем уже Филетер передал своему племяннику Эвмену I, который считается основателем Пергамской династии накопленные богатства, а тот в свою очередь отдал их на реконструкцию Пергама.

Главная улица ведущая в Асклепион (вдали Акрополь)

Ворота Иштар

Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в самом Пергамском музее из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Время работы и цены на билеты

График работы Пергамского музея и Старой национальной галереи: ежедневно с 10.00 до 18.00, в четверг – до 20.00. Остальные музеи открыты каждый день, кроме понедельника: во вторник, среду и с пятницы по воскресенье – с 10.00 до 18.00, по четвергам до 20.00. Предоставлена возможность приобретать билеты на посещение как всех, так и отдельных музеев.

Цена стандартного билета на посещение 1 музея стоит:

  • в Пергамон и Новый музей – 12€
  • в остальные музеи — 10€
  • стоимость единого однодневного билета на посещение всех музеев по музейной карте – 18€
  • комбинированный билет, действительный 3 дня стоит 24€

Льготные билеты для детей стоят в 2 раза дешевле при предъявлении документа о рождении.

История музея

Предпосылкой к созданию музейного комплекса послужило следующее событие — в 1878 году Карл Хуман во время строительства дороги случайно нашел части античного 120-метрового фриза с барельефами героев и богов. Это и был тот самый Пергамский алтарь Зевса, который сегодня является жемчужиной музейной коллекции.

Когда находку привезли в Берлин, оказалось, что выставить ее для всеобщего обозрения фактически негде. И тогда было решено построить Пергамон — отдельное здание, которое вместило бы не только этот артефакт, но также собрание античной и древнеазиатской скульптуры. В 1901 году был открыт первый музей, однако вскоре стало понятно, что постройка имеет существенные дефекты фундамента и ее нужно сносить.

Строительство второго здания под руководством архитектора Альфреда Месселя было начато в 1907 году, но в 1909 году мастер умер, и его дело продолжил Людвиг Хофман. Работа продвигалась медленно, вначале помешала Первая мировая война, а после — экономический кризис, и лишь в 1930 году музейный комплекс наконец-то принял первых посетителей.

К сожалению, на этом несчастья в истории Пергамона не закончились — во время Второй мировой войны здание было полуразрушено вследствие воздушных бомбардировок, а в 1945 году многие экспонаты были вывезены в СССР. Часть из них после вернулась в Германию, но некоторые и сейчас еще хранятся в Москве и в Санкт-Петербурге.

Где находится и как добраться

Можно сказать, что все дороги в Берлине ведут на Музейный остров. Туда легко добираться из любого района столицы:

  • поездами метро. (Линией U2 до ост. Märkisches Museum или по линии U6 ехать до ост. Friedrichstraße)
  • городским электропоездом. (Линии: S5, 7, 75 – выход на ст. Hackescher Markt; линии: S1, 2, 5, 7, 25, 75 – выход на ст. Friedrichstraße)
  • на трамваях №№ М1, М12 ехать до ост. Kupfergraben или №№ M4 – M6 и выходить на ост. Hackescher Markt
  • автобусами (Bus TXL Staatsoper) № 100 и № 200 до ост. Lustgarten Staatsoper или на автобусе № 147 до ост. Friedrichstraße
  • находясь возле Бранденбургских ворот, пешим ходом доберетесь до музеев за 20 минут

История

Первое здание Пергамского музея

Первое здание Пергамского музея было построено в 1897—1898 годах и было торжественно открыто для доступа публики в 1901 году В световом дворе музея разместились произведения древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.

После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 году все пергамские художественные ценности до возведения нового здания размещались в восточном колонном зале Нового музея.

Второе здание Пергамского музея

Поскольку обнаруженные при раскопках в Вавилоне, Уруке, Ашшуре и Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскоре обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов, связанных с возведением нового здания на том же месте, в 1905 году назначен новый генеральный директор Королевских (а с 1918 года — Государственных) музеев, а в 1906 году к работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с изменениями в плане от 1927 года здесь же должна была обрести своё место и коллекция исламского искусства.

В 1907 году Альфред Мессель приступил к проектированию монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассическом стиле. После смерти Месселя в 1909 году работы продолжил его близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 году начались строительные работы, которые остановили Первая мировая война, революция 1918 года и инфляция 1922—1923 годов. Лишь к 1930 году строительство музейного здания было закончено, и четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.

Вторая мировая война и её последствия

Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 году большая часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в СССР. Лишь в 1958 году музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую республику, но не полностью. До настоящего времени значительная часть коллекции хранится в запасниках Пушкинского музея в Москве и Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Достопримечательности

Эллинистический Пергам был окружён мощной стеной с так называемыми Воротами Евмена. Над городом господствовал акрополь (возведён в основном Эвменом II), расположенный в динамически-живописной композиции на террасах; на верхних площадках находились дворцы пергамских царей, арсенал и Траянеум, несколько ниже — святилище Афины Никефоры. Рядом с последним во 2-й половине III века до н. э. были установлены замечательные по своей реалистической выразительности статуи, в том числе изображения галлов (скульптор Эпигон, известны в мраморных римских копиях (Умирающий галл и Галл Людовицов)). Одним из наиболее заметных сооружений был также комплекс алтаря Зевса (II век до н. э.).

Другие городские достопримечательности — библиотека, храм Деметры (3 в. до н. э.), театр (II в. до н. э.). Одним из наиболее выдающихся сооружений был славившийся на весь античный мир Асклепиум.

В Пергаме обнаружены одни из древнейших душевых кабин. Развалины целого комплекса душевых (начало II в. до н. э.) найдены при раскопках гимнасия. Здесь использовались семь уровней душевых установок. Вода лилась на людей сверху из магистральной системы, а затем текла в другое купальное помещение, доходя до последнего, откуда попадала в отводную систему.

Красная базилика (Кызыл Авлу)

У подножия Прегамского Акрополя – там, где протекает река Бергама (древний Селинус), высятся огромные руины Красной базилики. В начале это был храм, который был посвящён египетским богам Исиде и Серапису (II в. н.э.). Затем храм преобразовали в византийскую церковь. Эта раннехристианская базилика фигурирует в последней книги Нового Завета как одна из семи церквей Апокалипсиса. Здание прямоугольной формы, длина которого составляла 275 м., ширина – 110 м., а высота 19 м. носит название Кызыл Авлу (Красный зал) из-за применения при строительстве красного кирпича.

Красная базилика (Кызыл Авлу)

Также для гостей города Бергама несомненный интерес представляет Археологический музей  в центре города и район старой османской застройки Эски-Бергама с его деревянными домиками, антикварными и ковровыми лавками, который находится чуть ниже Акрополя в в окрестностях Красной Базилики.

Экспозиция

Античность

Коллекция представляет собой собрание экспонатов, представляющих искусство древних греков, римлян и этрусков

Прежде всего, стоит обратить внимание на великолепное алтарное сооружение из Пергама. Этот памятник архитектуры имеет площадь 113 метров и высоту 9 метров

Строительство велось с 180 по 159 год до н.э. Горельеф мраморного алтаря изображает сражение богов и титанов.

Обнаружили эту находку во время обследования территории для строительства дороги на территории Османской империи. Понадобилось организовать три археологические экспедиции, чтобы вывезти все фрагменты алтаря. Раскопки проводились в 60-70 и 80-е годы XIX в. После Второй мировой войны алтарь попал в Эрмитаж и находился там до 1958 года пока Н.С. Хрущёв не распорядился вернуть его в Германию.

Среди прочих экспонатов присутствуют статуи, деньги, керамические изделия, саркофаги, геммы, стеклянные и бронзовые украшения, декоративные изделия, фрагменты архитектурных сооружений.

Искусство Передней Азии

С искусством Древнего Востока позволяют ознакомиться, экспонаты выставленные в корпусе Передней Азии. Раскопки, проведённые Немецким восточным обществом в конце XIX в. на территории Ближнего Востока, дали возможность ознакомиться с историей Вавилонской, Ассирийской и Шумерской империй. Самым ценным экспонатом переднеазиатской экспозиции считается реконструкция ворот Вавилона.

Украшенные изображениями быков, львов и животных из мифов – сиррушей. Фрагменты оригинальных ворот 575 г. находятся в музеях разных стран. В одном из иракских музеев до 2004 г. хранилась реплика ворот, но она была уничтожена во время войны. Среди прочих экспонатов ближневосточного искусства можно отметить также и фрагменты Вавилонской башни, развалины храмов из Урука, части царского зала Навуходоносора II.

Исламское искусство

Часть музея, посвящённая искусству исламских народов, проживающих на территории от Индостана до Пиренейского полуострова, содержит экспонаты, датируемые VIII-XIX вв. Интерес вызывают миниатюры, относящиеся к Империи Великих Моголов.

Они знакомят посетителей с образцами персидской каллиграфии и текстильного искусства. Особого внимания заслуживает фрагмент антаблемента из дворца Машатты, предоставленный турецким султаном в качестве подарка кайзеру Пруссии Вильгельму II в 1903 г.

Пергамский музей – это одно из мест, позволяющих увидеть вживую предметы, являющиеся достоянием мировой культуры.

Немного истории

Огромный мраморный алтарь в городе Пергаме, столице древнего Пергамского царства, был построен в 3 веке до н. э. в честь победы над врагами. Впоследствии из-за землетрясений он разрушился и оказался под землей.

В 1878 году немецкий инженер Карл Хуман, строивший дороги по поручению турецкого правительства, обнаружил фрагменты пергамского алтаря. Они украшали основание колоннады алтаря, составляя 120-метровый фриз высотой 2 метра, изображавший борьбу богов и героев древнегреческой мифологии.

Римский писатель Луций Ампелий называл пергамский алтарь одним из чудес света.

Когда реликвия была доставлена в Германию, комиссия по ценностям не смогла найти здание, которое вместило бы столь внушительно произведение античных скульпторов. Поэтому в 1890-х годах было решено построить отдельное помещение для древнего алтаря.

Пергамон-музей открыли в 1901 году. Кроме фриза пергамского алтаря публика увидела архитектурные произведения из Малой Азии. Позже к ним добавились монументальные экспонаты с раскопок в Вавилоне и Египте, в том числе изумительные синие ворота Иштар, и музей был расширен.
Новое здание принимает посетителей с 1930 года.

2200-летний пергамский алтарь, жемчужина коллекции, 13 лет находился в России и демонстрировался в Эрмитаже.

Музейный остров в наши дни

Мост Монбижу с двух сторон города ведет к видному издалека музею Боде. Величественное строение, архитектурной формой похожее на треугольник, увенчано на вершине массивным куполом. Параллельно его южному фасаду располагается монументальное сооружение Пергамского музея, связанное с городом пешеходным мостом, переброшенным через канал

По соседству с Пергамоном привлекает внимание здание Старой национальной галереи, напоминающее главным фасадом архитектуру древнеримских храмов

Возле входа в хранилище шедевров мирового искусства высится памятник Фридриху Вильгельму IV, оседлавшего коня. Трехсторонняя колоннада ограждает лужайку перед галереей, украшенную декоративным кустарником, фонтаном и обустроенную скамейками. Летними вечерами здесь выступают музыканты, играют оркестры и демонстрируются кинофильмы. Западный участок возле парка Люстгартен украсила архитектура Старого музея. На противоположной ему стороне изумляет божественная красота Берлинского кафедрального собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector