Мариинский театр в санкт-петербурге

Как добраться до театра

Добраться до Мариинского театра в СПб можно на общественном транспорте, используя карту города:

  • от станций метро «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская» автобусами № 3, № 22, № 27;
  • от «Садовой», «Сенной площади», «Спасской» автобусами № 70, № 71, маршрутными такси №К-1, №К-124, №К-169, №К-186, №К-350;
  • от «Технологического института» автобусами № 70, № 71, маршрутными такси № К-124, №К-350;
  • от «Балтийской» автобусами № 70, № 71, маршрутными такси №К-62, №К-186;
  • от «Нарвской» автобусами № 2, № 6, маршрутными такси №К-1, №К-2, №К-6к, №К-154, №К-169, №К-306, №К-306а.

Обратите внимание! Зрители, приезжающие на спектакль на своих автомобилях, должны быть готовы к тому, что парковка рядом с театром отсутствует. Личный автотранспорт придётся оставить прямо на Театральной площади

В декабре 2019 года в непосредственной близости от театра введут в эксплуатацию новую станцию метро «Театральная». С её появлением добраться до Мариинского станет проще.

Зрительный зал Мариинки-1 (вид со сцены)

Информация для посетителей Мариинского театра

Театральные киоски сувениров предлагают посетителям тематические подарки: диски, печатную продукцию, уникальные предметы из театральных мастерских (костюмы, веера, сумочки), авторские изделия из стекла, дерева, фарфора. В продаже имеются живописные работы известных художников Санкт-Петербурга.

График работы киосков:

  • в Мариинском-1 с 11.00 до последнего антракта (перерыв с 14.00 до 15.00, вход из кассового фойе);
  • в Мариинском-2 и Концертном зале за час до начала спектакля/концерта и до последнего антракта.

Дополнительная информация! Буфет в Историческом здании один, но на каждом ярусе есть дополнительные буфетные стойки. В Мариинке-2 и Концертном зале по два буфета. Наценка здесь по традиции выше, чем в уличных кафе.

Мариинский театр постоянно работает над тем, чтобы всем посетителям было удобно и комфортно в нём находиться. Маленьким детям на время спектакля предоставляются «подушки». Так юные театралы не ограничены в обзоре из-за низкого роста.

Самым удобным на сегодняшний день стало помещение Новой сцены. Здесь предусмотрены эскалаторы, лифты, камеры хранения, комнаты для переодевания. Широкие лестницы и несколько дверей для выхода позволяют избежать скученности публики в антрактах и по окончании спектакля. Концертный зал также имеет вход без подъёма и оборудован лифтами.

Совет! В силу архитектурных особенностей сложнее обстоят дела с удобствами для публики в Историческом здании Мариинки. Поэтому зрителям с ограниченными возможностями здоровья желательно заранее связаться с администратором по телефону. Персонал приложит все усилия для максимального удобства посещения театра.

Контактные телефоны:

  • справочная служба театра 7 (812) 3264141;
  • администратор 7 (812) 3264152.

Мариинка-2 на Крюковом канале (Новая сцена).

Гости города часто задаются вопросом: проводятся ли экскурсии по внутренним помещениям театра? Ведь само здание Мариинки с его богатейшей историей представляет для театралов не меньший интерес, чем музыкальное действо! Ответ на него положительный. Предоставляет такую услугу Экскурсионное бюро СПб. Жителям и гостям города выпадает уникальная возможность побывать за легендарными кулисами. Оформить заказ на посещение экскурсии можно на сайте. После оформления заявки сотрудники перезвонят и расскажут организационные подробности.

Санкт-Петербург — город удивительной красоты, строгий, аристократичный и благородный. В нём всё прекрасно: дворцы, церкви, парки, театры, музеи. Мариинка — одно из лучших его украшений. Так пусть знакомство с Санкт-Петербургом и Мариинским театром станет незабываемым для каждого!

*указанные цены актуальны на сентябрь 2018 года

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина – 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота – 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь – 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость – 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота – 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Где находится и как добраться

Театр занимает в Санкт-Петербурге 3 здания, расположенные по разным адресам:

  • основная сцена (Мариинка-1)- Театральная площадь, 1
  • 2-ая сцена (Мариинка-2) – ул. Декабристов, 34
  • 3-ая сцена (концертный зал или Мариинка- 3) – ул. Декабристов, 37

В театр можно удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:

  • метро – ст. «Садовая» (Фрунзенско-Приморская линия), ст. «Сенная площадь» и «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия), ст. «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия), ст. «Спасская» (Правобережная линия)
  • автобусом –No 2, 3, 6, 22, 27, 70
  • маршрутным такси – No 1, 2, 62, 124, 154,169, 180, 186, 350

[править] Постсоветский период

16 января 1992 года театру было торжественно возвращено прежнее имя и имперская символика, Мариинский театр вновь стал Мариинским, правда, не императорским, а Государственным академическим.

Открытие второй сцены Мариинского театра. Концерт

Театральная сцена продолжила радовать новыми представлениями опер и балетов, театр по-прежнему работает исключительно в этих жанрах.

Когда постперестроечная разруха сошла (а новая ожидаемая — от всеобщего разграбления — еще не наступила), Мариинский театр приобрел филиалы: 29 ноября 2006 года состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра; 2 мая 2013 года была открыта Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2).

Новая сцена оказалась трагической для исторического здания Мариинского театра, в стенах которого появились деформации и трещины. Правда, многие специалисты считают, что просчеты идут еще с советского периода, когда непрофессионально проводились ремонтные работы. Как бы то ни было, историческому зданию нанесен серьезный ущерб.

Поскольку период не завершен — раздел тоже не завершен. Раздел будет завершен новыми поколениями авторов.

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».

Мариинский театр — один из старейших музыкальных театров России. Началом его сезонов считается 1783 год, когда по приказу императрицы Елизаветы Петровны был основан Каменный театр, в котором выступала оперно-балетная труппа Петербурга. До середины 19 века в Каменном театре проводились концерты, балы и выступления придворной труппы. В 1836 году в театре состоялась премьера оперы М. Глинки «Жизнь за царя», положившая начало классическому периоду русского оперного искусства. Позднее на месте Каменного театра была выстроена консерватория.

С Мариинским театром связаны имена таких деятелей культуры, как М. Петипа, М. Кшесинская, А. Истомина, Е. Семенова, В. Нижинский, Г. Уланова, А. Павлова, Р. Нуреев, М. Барышников, Ф. Шаляпин и многих других. Театр был свидетелем триумфов не одного поколения звезд оперы и балета. На сцене театра проходили спектакли, в которых звучала музыка выдающихся русских композиторов: А. Бородина, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.

После Октябрьской революции 1917 года Мариинский театр получил статус академического, а в 1935 году ему было присвоено имя С. М. Кирова. В годы Второй мировой войны театр находился в Перми, где продолжал давать представления. Некоторые артисты остались в блокадном Ленинграде: они выступали в концертах на радио и участвовали в оперных спектаклях. После окончания войны здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге было отреставрировано, и на его сцене возобновились оперные и балетные представления. В 1992 году театру было возвращено его исконное название. До сих пор Мариинский театр находится в центре внимания всех любителей оперно-балетного искусства, являя собой образец совершенства, мастерства и вдохновения.

В репертуар Мариинского театра входят всемирно известные балетные и оперные постановки — «Щелкунчик», «Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Князь Игорь», «Аида». В театр часто приезжают с гастролями театральные труппы из других стран, привозя уникальные по красоте и зрелищности спектакли.

Доехать до станции метро «Садовая», пройти по Сенной площади к Сенному мосту и выйти на Канал грибоедова. Затем нужно идти по каналу в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с Театральной площадью. Можно также доехать до станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор», дойти до ближайшей автобусной остановки на четной стороне Невского проспекта и сесть на автобус №№ 3, 22 и 27 или маршрутное такси №№ К-3, К-22 и К-312.

Сохранилась легенда, согласно которой в тот день, когда родился великий артист Вацлав Нижинский, в Мариинском театре проходили празднования с участием балетной труппы и самого императора. На торжественном вечере присутствовал польский танцовщик Томаш Нижинский, отец будущей звезды балета Вацлава Нижинского. Император объявил конкурс: кто из танцовщиков сможет выше всех прыгнуть, тому достанется серебряная чаша из рук монарха. В конкурсе победил Томаш Нижинский. Выиграв приз, он воскликнул: «Эта вещь станет талисманом моего новорожденного сына!» Действительно, Вацлав Нижинский хранил серебряную чашу всю жизнь, брал с собой на гастроли и утверждал, что именно царский подарок помог ему добиться успеха.

Предшественник Мариинки

В Петербурге тоже когда-то был свой Большой театр. Он открылся 5 октября 1783 года на Карусельной площади, впоследствии переименованной в Театральную.

Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием. Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло. Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп.

В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки. С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.

Вид на Большой каменный театр в Санкт-Петербурге

После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения. У крыльца здания находилось подобие пандуса, пологий скат к мостовой, так что конные экипажи могли заезжать прямо под фронтон и посетителю было достаточно сделать всего пару шагов, чтобы из кареты попасть сразу в театральный вестибюль. Это позволяло защитить нарядную одежду от грязи и пыли. Кстати, гардероба в театре не было, и в зал зрители входили в верхней одежде или оставляли ее лакеям до окончания представления.

Именно в эти годы частым посетителем здесь был А.С. Пушкин, черпавший вдохновение для поэмы «Евгений Онегин». Герой вечного произведения, как известно, тоже являлся завсегдатаем Большого театра. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!

В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч. После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила». Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини. Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого.

Мариинский театр

Классическое наследие в репертуаре

Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 – нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:

  • балетов – «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
  • опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»

В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты. Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т.д.

Концертный зал Мариинского театра

Концертный зал Мариин6ского театра был открыт 29 ноября 2006. В зале имеется возможность трансформации сцены. Зал используется для показа оперных произведений, и для балетных постановок. Зал способен вместить до 1110 человек. Общий объем зала составляет приблизительно 1300 кубических метров. Ширина зала – 24 метра, длина – 52 метра, высота в среднем — 14 метров. В 2009 году в концертном зале был установлен орган, изготовленный французской фирмой “Даниэль Керн” (город Страсбург). Концертный зал Мариинского театра также иногда называют “Мариинский театр 3” (третья сцена Мариинского театра).

Концертный зал Мариинского театра расположен на расстоянии около 350 метров от основного здания театра, по адресу: улица Декабристов, д. 37

Мариинский-2

Возле главного здания Мариинского театра, через Крюков канал, расположено новое здание театра, носящее название «Мариинский-2» (Новая сцена), где создают и показывают самые современные произведения и новаторские постановки.

Адрес Мариинского-2: улица Декабристов, дом 34.

Репертуар Мариинского-2 с его оснащенной по последнему слову сценой и камерными площадками призван связать историю Мариинского театра с современными сочинениями самых разных жанров — оперой, балетом, симфонической музыкой, а также возможностью ведения образовательных и просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.

Здание Мариинского-2 имеет общую площадь 79 114 м2.

Зрительный зал может вместить до 1830 зрителей.

В здании театра семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, который является из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», кафе, вспомогательные помещения и служебная подземная парковка.

Камерные зала в Мариинском-2

В театре находятся четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, чье творчество связано с театром: Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина.

Вместимость каждого зала составляет около 120 мест.

Зал Прокофьева находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов.

Фойе Стравинского — это камерная площадка в зрительской части театра, расположенная на четвертом этаже.

Особой приметой этого концертного пространства являются высокие, ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для публики. В Фойе проходят концерты, интерактивные просветительские программы для детей и юношества, воскресные лекции к спектаклям для всех возрастных категорий зрителей.

Зал Щедрина находится на четвертом этаже в зрительской части театра. В зале проводятся концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия, как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.

Зал похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и большими окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины стены.

Зал Мусоргского располагается на пятом этаже.

В зале показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, также проходит цикл «Потрет солиста», в рамках которого с сольными программами выступают ведущие певцы оперной труппы.

Смотровая терраса в Мариинском-2

Мариинский-2 имеет открытую террасу на крыше, которую, в летний период, можно посетить за час до начала спектакля. С террасы открывается вид на исторический центр Петербурга.

Билеты на экскурсию на террасу можно приобрести в кассах Мариинского-2 или у дежурного администратора, за час до начала текущего представления при наличии билета на спектакль.

Внешний облик Мариинского-2

Внешний фасад здания Мариинского-2, по сравнению со «старым» зданием напротив, выглядит легко и современно.

Здание выполнено из бежевого юрского мрамора, прорезано высокими панорамными окнами различного размера и увенчано металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри — на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол улиц Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.

Возле внешней стены Мариинского-2, со стороны набережной Крюкова канала, находится воссозданный при строительстве здания театра фрагмент стены Литовского рынка.

В 1787-1789 годах на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и набережной Крюкова канала был построен рынок по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Рынок получил название «Литовский», из-за расположенного по соседству Литовского замка, где квартировал Литовский мушкетерский полк.

В 1920 году торговые ряды были уничтожены пожаром, а на их месте в 1929-1930 годах архитекторами Николаем Митуричем и Василием Макашовым был возведен Дворец культуры имени Первой пятилетки.

В 2013 году дворец уступил место новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), возведенной по проекту архитектора Джек Даймонда.

Через Крюков канал старая сцена Мариинского театра с Мариинским-2 соединены подвесным крытым стеклянным переходом.

Интересные факты

  • За сценой находится настоящий колокол, который звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией он был сброшен с одной из церквей Санкт-Петербурга и утоплен в Крюковом канале. Позже его подняли со дна и подарили Мариинскому театру
  • Из царской ложи есть потайная дверь, ведущая к женским гримеркам. Этим потайным ходом могли пользоваться высокие особы, чтобы поприветствовать понравившихся им балерин. По преданию, таким же образом цесаревич Николай навещал свою фаворитку балерину Матильду Кшесинскую
  • Во время реконструкции здания в 1970-х годах строители вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней слой битого хрусталя. Не разобравшись, для чего он нужен, они выбросили осколки. Позже выяснилось, что благодаря битому хрусталю улучшалась акустика зала
  • Считается, что оперу лучше всего слушать с третьего яруса, где самая лучшая акустика, а балет лучше смотреть с первого яруса, отсюда хорошо просматривается рисунок
  • В наше время любой желающий может купить билет в царскую ложу, если только эти билеты не забронированы и не выкуплены. Правда, стоят они значительно дороже остальных.

На сцене Мариинки состоялись премьеры таких шедевров русской классики как “Руслан и Людмила”, “Борис Годунов” и “Хованщина”, были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского.

В настоящее время Мариинский театр требует ремонта. Вместе с тем, художественный руководитель Валерий Гергиев подчеркнул, что он сделает все возможное, чтобы театр не превратился в новодел и не лишился своего исторического неповторимого обаяния.

Перемены двадцатого столетия

Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения. Оперная и балетная труппы переживали не лучшие времена: многие звезды предшествующего века покинули родину и стали эмигрантами. Справиться с кризисом театру помогли новые молодые таланты, а также артисты, оставшиеся в Советской России.

Декорационная мастерская Мариинского театра. 1902 год

После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает. Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.

Мариинский театр в 1922 году

Последней предвоенной оперной премьерой театра по злой иронии судьбы был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь (тогда город носил название Молотов в честь действующего наркома иностранных дел), тогда как многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях. Молотовский областной театр по размерам, конечно, уступал Кировскому, поэтому многие спектакли пришлось адаптировать под имеющиеся условия, а декорации – создавать заново. Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять. По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин».

В 50-70-е годы в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Спартак» Арама Хачатуряна, «Двенадцать» Бориса Тищенко, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, а также «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась классика. Двадцатое столетие подарило зрителю плеяду выдающихся артистов: Галину Уланову, Наталью Макарову, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. Их имена известны сейчас не только в Петербурге и даже не только в России, но и во всем мире. Российский (и советский) балет на протяжении всей истории своего существования остается эталоном.

Театр после попадания бомбы. Сентябрь 1941 года

Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер. Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился. Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!

В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.

Мастерская по пошиву женских костюмов Мариинского театра

Мариинский театр

Датой создания Мариинского театра считается 12 июля 1783 года, когда был издан императорский указ об утверждении театрального комитета. Однако свое название театр получил лишь в XIX веке, в честь Марии Александровны, супруги императора Александра II. На месте сгоревшего тогда театра-цирка было отстроено новое здание, которое и получило название – Мариинский театр. И уже 2 октября 1860 года на сцене нового учреждения состоялось торжественное открытие первого театрального сезона.

Пожалуй, мало какой театр может похвастаться тем количеством именитых артистов, которые выступали на сцене Маринки – Федор Шаляпин, Софья Преображенская, Матильда Кшесинская, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Анна Павлова, Галина Уланова и многие другие.

На протяжении двух веков Мариинский театр входил в состав Императорских театров России, театров, которые существовали за казенный счет и находились в ведении царского двора. Сегодня один из крупнейших театров оперы и балета в стране имеет несколько филиалов в Санкт-Петербурге и один в г. Владивостоке. С 1988 года бессменным художественным руководителем является Валерий Гергиев.

Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год.

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Мариинский театр сегодня

Хотя эта ложа официально не называлась «Царской ложей», именно в ней император и его семья всегда сидели, посещая спектакли в театре.

Под руководством Юрия Темирканова , главного дирижера с 1976 по 1988 год, Оперная труппа продолжала ставить новаторские постановки как современных, так и классических русских опер. Работая отдельно от балетной труппы театра, с 1988 года обе труппы находятся под художественным руководством Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя всего театра.

Оперная труппа вступила в новую эру художественного совершенства и творчества. С 1993 года влияние Гергиева на оперу было огромным. Во-первых, он реорганизовал деятельность компании и установил связи со многими крупнейшими оперными театрами мира, включая Королевский оперный театр, Ковент-Гарден , Метрополитен-опера , Оперу Бастилии , Ла Скала , Ла Фениче , Израильскую оперу , Вашингтонскую национальную оперу. и Опера Сан-Франциско . Сегодня оперная труппа регулярно гастролирует по большинству этих городов.

Гергиев проявил новаторство и в русской опере: в 1989 году прошел Всероссийский фестиваль Мусоргского, на котором были представлены все оперные произведения композитора. Точно так же многие оперы Прокофьева были представлены с конца 1990-х годов. Оперы нерусских композиторов стали исполняться на их родных языках, что помогло оперной труппе приобщиться к мировым тенденциям. Ежегодный международный фестиваль « Звезды белых ночей » в Санкт-Петербурге, начатый Гергиевым в 1993 году, также сделал Мариинский район культурной картой мира. В том же году, отдавая дань уважения имперским истокам Мариинского театра, была поставлена
пьеса Верди « Форза дель судьбы» , премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге в 1862 году, с оригинальными декорациями, костюмами и декорациями. С тех пор для «Фестиваля белых ночей» стало характерно представлять премьеры предстоящего сезона компании в этот волшебный период, когда с приближением летнего солнцестояния темнота практически исчезает.

В настоящее время компания вносит в свой список 22 сопрано (из которых, возможно, наиболее известна Анна Нетребко ); 13 меццо-сопрано (с Ольгой Бородиной, знакомой американской и европейской публике); 23 тенора; восемь баритонов; и 14 басов. Во главе с Гергиевым есть руководитель администрации сцены, режиссер, постановщики и ассистенты, а также 14 концертмейстеров.

Концертный зал Мариинского театра

Соседний Концертный зал Мариинского театра, спроектированный французским архитектором Ксавье Фабром, открылся весной 2007 года. Он рассчитан на 1100 зрителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector