Сегодня в музее

Музейные объекты набережной Исторического флота (платные)

— плавучий маяк «Ирбенский» — одно из средств навигации, — судно, специальной постройки на которое установлен маяк, оснащенное мощным источником света, использующееся вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции.

В настоящее время на борту плавучего маяка «Ирбенский» представлена экспозиция из истории мореплавания и маячного дела. Подробнее о плавучем маяке «Ирбенский»…

— рыболовное судно «СРТ-129» (средний рыболовецкий траулер) — одно из отечественных рыболовных судов послевоенного периода.

На борту судна-музея создана экспозиция «Пионеры океанического лова», посвященная истории рыбопромыслового флота Калининградской области и России в целом, в том числе рассказывающая о работе средних рыболовных траулеров в океане, жизни и труде рыбаков. Подробнее о рыболовном судне «СРТ-129»…

— научно-исследовательское судно «Витязь» (НИС «Витязь») — легендарное судно в истории океанологии, внёсшее выдающийся вклад в изучение Мирового океана.

— научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» — единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. У набережной Исторического флота корабль был ошвартован в 2001 году.

Корабль и сейчас выполняет свои прежние задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией. Посещение судна возможно только в составе экскурсии;

— подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО), относящаяся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит том, что она сохранена в первозданном виде.

Подлодка «Б-413» была спущена на воду и вошла в состав ВМФ СССР в 1968 году. До 1990 года лодка находилась в составе Северного флота, в дальнейшем в составе Балтийского флота. В 2000 году была передана музею Мирового океана. Подробнее о подводной лодке-музее Б-413…

— противолодочный гидросамолет (самолет-амфибия) БЕ-12. Такие самолеты состояли на вооружении противолодочных полков и эскадрилий на Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах.

Представленный самолет выпущен 27 октября 1970 года — последний самолет 49-й отдельной противолодочной авиаэскадрильи Балтийского флота, базировавшийся на аэродроме «Коса» (Балтийская коса). Находился в эксплуатации 33 года и 8 месяцев. Посещение самолета возможно только в составе экскурсии;

— экспозиция «Глубина», знакомящая посетителей с коллекциями барометров, измерителей течений, гидрофизических зондов, приборов и оборудования для подводных съемок, изучения глубин и оптических свойств, глубоководной техникой и многим другим. В коллекции выставки представлены как сменные экспонаты, которые время от времени чередуются, так и постоянные. Подробнее об экспозиции «Глубина»…

— экспозиция аквариум «Мир океана. Прикосновение…», где в аквариумах представлены коллекции живых рыб, в том числе экзотических, ядовитых и хищных (мурены, акулы), а также земноводные, коллекции раковин морских моллюсков и кораллов;

— соляной ботискаф (соляная пещера), в которой можно не только вдохнуть прохладный соляной воздух, но также увидеть экспозицию, посвященную соли, совершив «погружение» на 290 миллионов лет в глубину и оказавшись на дне Пермского моря.

Небольшая экспозиция соляной пещеры, носящая название «Пермское море. 290 миллионов лет в Глубину», рассказывает, что это за водоем такой, когда он существовал и почему исчез, а также о том, кто в нем обитал;

— отреставрированные бывшие портовые склады, в которых ныне разместились выставочные корпуса музея: «Морской Кёнигсберг-Калининград» и «Пакгауз». В «Пакгаузе» экспонируются крупные российские и зарубежные выставки. В корпусе «Морской Кёнигсберг-Калининград» разместились одноименная экспозиция и отреставрированный корабль 19 века, найденный в карьере Янтарного комбината;

— выставочный павильон военно-морского центра «Куб воды», внутри которого находятся: выставочный зал и кафе.

Билеты во все вышеперечисленные объекты можно приобрести в кассах музея, расположенных непосредственно на набережной Исторического флота.

Взрывной сигнал

Подробности
Опубликовано 28.06.2021 11:45

Звук – удивительное явление природы. Изучая распространение звука, человек открывал для себя множество природных «замыслов», которые миллионы лет использовались живыми существами, морскими обитателями. Например, в 1946 году в Японском море во время испытаний по сверхдальнему распространению звука обнаружили, что звук не рассеивается в толще океанической воды, не поглощается дном, а распространяется на далекие расстояния в слое воды толщиной в несколько десятков или сотен метров. Этот слой получил название «Подводный звуковой канал».

Сегодня мы знаем, что киты и дельфины используют этот пласт морской воды для общения. Человек также может применить свойства этого канала для передачи сообщений. Как устроен подводный звуковой канал? Почему звук в нем может распространяться на тысячи миль? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете на выставке «Взрывной сигнал». Более 20 экспонатов – научные приборы, макеты, природные образцы, фотографии – расскажут о принципах распространения звука под водой и исследованиях этого явления в Мировом океане.

Выставка открыта для вас с 1 июля и до конца августа на втором этаже экспозиции «Глубина». Также напомним, что услышать голоса кита, дельфина, а также звуки, которыми наполняет океан деятельность человека, можно в павильоне «Голоса моря» на открытой территории музея.

Приходите в музей, открывайте мир и себя!

Кормовой торпедный и жилой отсек

Это последнее помещение, в которое вы можете войти как турист. Здесь расположены 4 торпедных аппарата, электромотор экономичного хода. Тут же приютились несколько коек для матросов:

Поскольку экипаж подлодки состоит из 80 человек, возникает вопрос, как разместить эту массу народа. Возможности выделить каюту каждому матросу нет. Даже у офицеров каюты настолько компактны, что невозможно вытянуться в полный рост, лежа на кровати. Приходится размещать личный состав по отсекам. 

Представьте себе: вы лежите на койке, а рядом находятся 533-миллиметровые торпеды, которых всего на лодке 22 штуки! А еще рядом работает электродвигатель экономичного хода. Шум. Магнитные поля. И нет возможности хоть как-то уединиться. Уж не говорим о погружениях аж до 400 метров — предельно допустимой глубины. И так — недели или даже месяцы!

У кормовых торпедных аппаратов произошел курьезный случай. Я остался там в полном одиночестве и заглянул в аппарат, который был открыт и подсвечен:

И вдруг сзади послышались чьи-то шаги. Обернулся — стоит тетенька. Озирается. Я отошел в сторонку, чтобы не мешать. Подумал — вот сейчас она уйдет и я сделаю нужные снимки. Это был последний отсек. Из него можно было или вернуться обратно к предыдущим, или выйти через люк на верхнюю палубу, а потом на причал.

Но посетительница явно не видела выхода, который был у нее прямо за спиной. Вместо того, чтобы оглянуться, она решила спросить у меня, куда ей деваться дальше. Именно так и сказала «деваться». Вопрос прозвучал в духе «Как жить?». И было столько надежды в ее взгляде, что я решил «сжалиться». Показав на открытый люк торпедного аппарата, сказал, что, мол, «вам туда». 

Она недоверчиво заглянула в жерло и задала гениальный вопрос: «И куда я там попаду?». Ну, каков вопрос, таков и ответ: «Во внешнюю среду» — безапелляционно ответил ваш покорный слуга.

Посетительница снова заглянула в трубу, а я загадал: если она сейчас полезет туда, я быстро выйду на палубу и доложу вахтенному матросу, что там в кормовом отсеке какая-то посетительница полезла в торпедный аппарат.

Но все закончилось благополучно. После того, как я показал ей на выход, мы оба некоторое время не могли успокоиться от смеха.

Мне всегда нравились люди, которые способны оценить комичность ситуации и посмеяться над самими собой. Это был именно тот случай. Потом подошли ее подруги и после рассказа о том, что здесь чуть не произошло, тоже принялись смеяться. Одним словом, экскурсия закончилась на более чем положительной ноте. А ведь могли бы и побить 🙂

Заведующий отделом туризма и экскурсий.

Требования к кандидату: Высшее профильное (гуманитарное, естественно-научное) образование. Стаж работы по профилю не менее 3 лет. ОПЫТ РАБОТЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА ОБЯЗАТЕЛЕН!!!

Обязанности:Обеспечивает прием и обработку заказов на экскурсионное обслуживание. Формирует сетку проведения экскурсий и групповых посещений.Разрабатывает и предлагает комплексные туристические продукты, подготовленные совместно со сторонними партнерами и организациями.Заключает договоры с туристическими компаниями и ведет базу данных по ним.Осуществляет мониторинг оказания качества туристических услуг на объектах музея.Налаживает и поддерживает информационные связи с региональным информационным центром туризма Калининградской области, коммерческими структурами, туристическими, культурно- просветительными, научными и другими организациями, для обеспечения деятельности музея по направлению.Обеспечивает своевременное планирование деятельности отдела и подготовку необходимых отчётов:

  • в соответствии с ГЗ (ежеквартально, годовая)
  • 1-культура (ежемесячно посещаемость и кол-во экскурсий)
  • 8-НК – ежемесячно (культурно-образовательные мероприятия, кол-во посетителей и мероприятий)
  • отчет по ценам (ежемесячно)
  • кол-во посетителей, экскурсий, общее, по объектам (еженедельно)

Своевременно информирует руководство музея о соответствии норм плану, принимает меры по выполнению показателей.Готовит проекты приказов, договоров, контролирует их исполнение в сфере ведения.Организует и проводит деловые переговоры и рекламные кампании, обеспечивает организацию информационно-рекламных туров для потенциальных партнеров.Проводит экскурсии, лекции в соответствии с экскурсионной и лекционной нагрузкой.Принимает участие в массовых мероприятиях, проводимых музеем и за его пределами.В празднично-выходные дни привлекается к исполнению обязанностей в качестве дежурного администратора согласно графику дежурств.Заработная плата: средняя заработная плата 36000 рублей в месяцРежим работы: 40-часовая пятидневная рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Чередование рабочих и нерабочих дней устанавливается графиком работ, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

История подводной лодки «Б-413»

Подводная лодка «Б-413» была создана на основе советской дизель-электрической подводной лодки проекта 641. Была спущена в 1968 году и в 1969—1990 годах подлодка несла боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота.

В 1990 году переведена в состав Балтийского флота.

В 1997 году министр культуры России Н. Л. Дементьева обратилась к премьер-министру B. C. Черномырдину с предложением передать подводную лодку Б-413 в Музей Мирового океана.

В сентябре 1999 года подводную лодку перевели в Балтийск и вывели из боевого состава ВМФ.

В 1999-2000-х годах происходило переоборудование подлодки Б-413 под музейный экспонат. В процессе переоборудования было сохранено внутреннее оборудование и компоновка лодки. Для входа посетителей в подводную лодку был переоборудован люк для погрузки торпед, а на палубе и надстройке было сделано ограждение.

А в в 2000 году лодка была открыта для посетителей в качестве экспоната Мирового океана.

Акция «Вечер перед войной»

Подробности
Обновлено 19.06.2021 09:14

22 июня  — День памяти и скорби. Ровно 80 лет назад, 22 июня 1941 года, началась самая страшная в истории нашей страны война.
 
В этом году музей проведет для посетителей акцию «Вечер перед войной». Во все времена в школах страны конец июня был временем школьных выпускных вечеров.  21 июня 1941 года во многих школах также прошли выпускные. Играли оркестры, сияли лица, были танцы допоздна… Миллионы юношей и девушек строили планы на будущее, готовились к новому этапу жизни… Но на следующий день вчерашним школьникам пришлось идти на фронт, чтобы отстаивать свою страну, жизнь следующих поколений. Уйти и воплотить свои мечты удалось очень и очень немногим…  
 

21 июня c 14.00 до 18.00 на экранах территории музея и на открытой палубе НИС «Витязь» будут транслироваться фильмы, стихи и песни, посвященные военному поколению.
 
Приглашаем всех гостей принять участие в акции «Вечер перед войной» и еще раз вспомнить тех юных выпускников 1941-го, которые мечтали о счастье и так хотели жить. 

Калининград – город Петра I

Подробности
Обновлено 30.07.2021 18:48

Выставочно-просветительское мероприятие «Царь и море», посвященное празднованию 350-летия со дня рождения Петра I, состоялось в Музее Мирового океана 30 июля 2021 г. Мероприятие организовано Министерством культуры Российской Федерации при поддержке Министерства по культуре и туризму Калининградской области, Музея Мирового океана, Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Напомним, юбилей царя-реформатора будут отмечать в 2022 году. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.10.2018 № 609 в стране реализуется План основных мероприятий по подготовке к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I, и событие в единственном комплексном морском музее страны – часть праздничной программы.

В холле Главного корпуса музея состоялось торжественное открытие выставки «Царь и море» Государственного музея-заповедника «Петергоф». В нем приняли участие Директор департамента музеев и внешних связей Минкультуры России Александр Воронко, Генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова и Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Главная тема выставки — долгий путь Петра к воплощению мечты о первом русском регулярном военном флоте. В основу проекта легли цитаты из литературных источников разного времени. Например, художественное осмысление морских деяний Петра I А.С. Пушкиным и П.А. Вяземским, фрагменты переписки императора с соратниками и свидетельства современников. На выставке представлены архивные материалы, изображения мемориальных предметов и раритетных экспонатов из фондов ГМЗ «Петергоф». Все посетители Главного корпуса музея смогут увидеть выставку до середины августа.

«Музей выполняет наказы Петра беречь корабли. Сегодня Калининград имеет уникальную Набережную исторического флота, где представлены практически все виды флота: рыболовный, научный, космический, военно-морской. В Санкт-Петербурге ошвартован ледокол «Красин», филиал музея. Во Фридрихсбургских воротах находится Лодейный двор с историческими лодками, которые, к тому же, спускаются на воду. Мы – в первую очередь морской регион, и это наш бренд и гордость», — сказала на открытии выставки генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.

Дискуссии о значении петровских реформ для реализации целей национального развития современной России, популяризации петровских городов, содействии сохранению и распространению культурного, научного, военно-исторического наследия Петра I, его влиянии на развитие всей Европы в рамках пленарного заседания принял конгресс-холл музея. Свои доклады представили доктор исторических наук, профессор БФУ им. Канта Геннадий Кретинин, руководитель Института Петра Великого Ирина Свидерская, директор музея «Смоленская крепость» Сергей Пиляк, кандидат географических наук, старший научный сотрудник отдела истории Музея Мирового океана Лариса Емельянова и другие. Партнеры музея, представители ОСК, а также делегаты медиагруппы «Россия сегодня» поделились опытом реализации совместного информационного проекта «Морская держава», призванного рассказать об истории российского флота и судостроения, морской науке, а также об актуальных вопросах современной морской отрасли страны.

Также в рамках мероприятия были подписаны соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией развития Культурного маршрута «Путь Петра Великого» и Министерством по культуре и туризму Калининградской области, ФГБУК «Государственный музей «Смоленская крепость»» и МАУК «Музей «Фридландские ворота»».

Напомним, рассказ о становлении российского флота, эпохе Петра, Великом посольстве, визитах молодого царя-реформатора в Пруссию и другие страны Европы Музей Мирового океана представляет в ИКЦ «Корабельное воскресение» во Фридрихсбургских воротах. Здесь вы можете посетить Кабинет Петра, увидеть модели кораблей и узнать о том, как Россия завоевывала статус морской державы. В рамках Плана мероприятий по подготовке к 350-летию Петра I экспозицию дополнила выставка «Петровские знаки на земле калининградской». Выставка повествует об объектах культурного наследия нашего региона, ставших свидетелями пребывания Петра I на этой земле.

Афиша и билеты — Музей Мирового океана

К сожалению, мы не нашли ни одного события, удовлетворяющего вашему запросу.

Музей Мирового океана организован решением Правительства РСФСР 12 апреля 1990 года. Согласно уставу, Музей Мирового океана является республиканским центром научных исследований и научно-методической работы в области изучения истории исследования и природы океана.

В Музее Мирового океана создана единственная в стране Набережная исторического флота, у причала которой ошвартованы самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь», единственная в стране подводная лодка-музей на плаву «Б-413», единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», имеющее музейную экспозицию, единственное в стране рыболовное судно-музей «СРТ-129». Набережная исторического флота протянулась до Санкт-Петербурга, где ошвартован старейший в мире ледокол «Красин», являющийся филиалом музея. На музейных судах представлена история исследования и освоения Мирового океана.

В состав музейного берегового комплекса в Калининграде входят: главный корпус, где находится экспозиция «Мир океана. Прикосновение…» с удивительными морскими аквариумами, коллекциями раковин морских моллюсков и кораллов, геологических и палеонтологических образцов, крупнейшим в стране скелетом кашалота; экспозиционно-выставочные корпусы «Морской Кенигсберг–Калининград», «Пакгауз» и другие объекты. Музею Мирового океана принадлежат возрожденные памятники архитектуры XIX века «Королевские ворота», в которых разместился историко-культурный центр «Великое посольство», а также «Фридрихсбургские ворота» (историко-культурный центр «Корабельное воскресение»).

Музеи

посмотреть все

Музей «Фридландские ворота»

Калининград, улица Дзержинского, 30

Музей-квартира «Altes Haus»

Калининград, Красная улица, 11

Областной музей янтаря

Калининград, площадь Маршала Василевского, 1

Музей «Бункер»

Калининград, Университетская улица, 2

Областной историко-художественный музей

Калининград, Клиническая улица, 21

Кафедральный собор

Калининград, улица Канта, 1

Музей Мирового океана

Калининград, набережная Петра Великого, 1

Калининградская художественная галерея

Калинингрд, Московский проспект, 60-62

Altes Haus Amalienau

Калининград, улица Пугачева, 12

Музей занимательных наук Эйнштейна

Калининград, Уральская улица, 18

Музей стекла

Калининград, Октябрьская улица, 2

Королевский замок

Калининград, Центральная площадь

Достопримечательности

посмотреть все

Центральный парк культуры и отдыха

Калининград, проспект Победы, 1

Областной музей янтаря

Калининград, площадь Маршала Василевского, 1

Областной историко-художественный музей

Калининград, Клиническая улица, 21

Музей «Бункер»

Калининград, Университетская улица, 2

Музей «Фридландские ворота»

Калининград, улица Дзержинского, 30

Стадион «Калининград»

Калининград, остров Октябрьский

Музей Мирового океана

Калининград, набережная Петра Великого, 1

Музей-квартира «Altes Haus»

Калининград, Красная улица, 11

Аэродром Девау

Калининград, улица Молодой Гвардии, 4

Кафедральный собор

Калининград, улица Канта, 1

Калининградская областная филармония

Калининград, улица Богдана Хмельницкого, 61

Королевский замок

Калининград, Центральная площадь

Интересные места

посмотреть все

Областной историко-художественный музей

Калининград, Клиническая улица, 21

Калининградская областная филармония

Калининград, улица Богдана Хмельницкого, 61

Драматический театр

Калининград, проспект Мира, 4

Музей занимательных наук Эйнштейна

Калининград, Уральская улица, 18

Клуб «Вагонка»

Калининград, Станочная улица, 12

Музей Мирового океана

Калининград, набережная Петра Великого, 1

Музей «Бункер»

Калининград, Университетская улица, 2

Королевский замок

Калининград, Центральная площадь

Дельфинарий

Калининград, улица Александра Невского, 10

Областной музыкальный театр

Калининград, проспект Мира, 87

Областной музей янтаря

Калининград, площадь Маршала Василевского, 1

Музей «Фридландские ворота»

Калининград, улица Дзержинского, 30

Информация о Музее Мирового океана

Адрес: Калининград, набережная Петра Великого, д. 1Телефоны: +7 (4012) 53-17-44, 34-02-44

Музей Мирового океана в Калининграде представляет собой огромный выставочный комплекс, включающий несколько тематических павильонов и экспозиции военно-морской техники под открытым небом, где центральное место занимает набережная исторического флота. Датой основания музея считается 12 апреля 1990 года.

Туристам, кто серьёзно озадачится посетить все экспозиции Музея Мирового океана, стоит запастись временем, ибо одного дня для этого явно не достаточно. Среди многочисленных объектов музея расположенных в составе берегового комплекса:

Главный корпус

В главном корпусе основной интерес представляют аквариум и обширная экспозиция морских раковин и кораллов. Над крышей здания возвышается башенка, которая одновременно является маяком с линзой Френеля и смотровой площадкой. Поднявшись туда, можно окинуть взором все ближайшие достопримечательности, включая Кафедральный собор на острове Канта.

Здание фондохранилища

В здании фондохранилища расположилась экспозиция «Глубина», рассказывающая об изучении морских глубин. На выставке представлен широкий спектр приборов и оборудования, используемых для разгадывания подводных тайн: от барометров до глубоководных аппаратов. А наиболее ошеломляющее впечатление оставляет огромный скелет кашалота, подвешенный к потолку.

Павильон военно-морского центра «Куб воды»

В стенах павильона «Куб воды» можно познакомиться с выставочными экспозициями, рассказывающими о военном флоте и морских сражениях. А рядом с павильоном находится выставка военно-морской техники на открытой территории.

Выставочные корпуса «Морской Кёнигсберг-Калининград» и «Пакгауз»

Данные павильоны располагаются на месте старого порта Кёнигсберга. Оба павильона представляют собой воссозданные портовые склады XIX века. Также поблизости от павильонов были воссозданы причальная стенка и булыжная мостовая, которые призваны создать атмосферу старого города. Среди наиболее интересных экспонатов, расположенных в павильоне «Морской Кёнигсберг-Калининград», стоит упомянуть отреставрированный корабль XIX века.

Набережная исторического флота

Вдоль набережной исторического флота у причала стоит на приколе целая небольшая флотилия, которая включает: научно-исследовательское судно «Витязь», подводную лодку 641-го проекта «Б-413», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовное судно «СРТ-129». Все суда на территории Музея Мирового океана в Калининграде доступны для посещения в составе экскурсионных групп.

Другие объекты Музея Мирового океана в Калининграде и Светлогорске

Кроме того в Калининграде к Музею Мирового океана приписаны ещё Королевские ворота, где для туристов работает историко-культурный центр «Великое посольство», и Фридрихсбургские ворота, превращённые в историко-культурный центр «Корабельное воскресение». А в концертном зале «Янтарь-Холл» в Светлогорске с 2015 года находится Морской выставочный центр, являющийся филиалом Музея Мирового океана, где можно познакомиться с интересной этнографической коллекцией «Люди моря», рассказывающей о культуре и быте народов Юго-Восточной Азии и Новой Гвинеи.

Режим работы

Работает Музей Мирового океана ежедневно с 10:00 до 18:00. А продажа билетов в кассе осуществляется до 17:00. При этом некоторые экспозиции в качестве выходного дня имеют понедельник, а другие – вторник. Поэтому, если цель посещения не имеет определённой конкретики, то знакомство с музеем можно планировать в любой день. Предварительно только стоит подготовиться морально и финансово к тому, что вход в каждый павильон и на каждый корабль на Набережной исторического флота оплачивается отдельно.

Расположение и проезд

Находится Музей Мирового океана в историческом центре Калининграда недалеко от острова Канта. Территория его с экспозициями и павильонами растянулась вдоль набережной Петра Великого почти на километр. Ближайшие остановки общественного транспорта можно найти на Московском проспекте, откуда, правда, чтобы добраться до музея, придётся пройти пешком ещё около 10 минут.

Это наша с тобою земля

Подробности
Опубликовано 20.08.2021 08:12

Мне не думать об этом нельзя,

И не помнить об этом не вправе я, -Это наша с тобою земля,Это наша с тобой биография.

О. Писаржевская, А. Монастырев

23 августа в Музее Мирового океана пройдет акция «Единый выставочный день», организованная региональным Министерством по культуре и туризму, Калининградским областным историко-художественным музеем. Сразу на нескольких площадках, в том числе и в Музее Мирового океана, откроется выставка «Это наша с тобою земля». Юбилейный выставочный комплекс, посвящённый 75-летию образования Калининградской области, повествует об истории самого западного региона России. По итогам Второй мировой войны, на основании решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года одна третья часть территории Восточной Пруссии с городом Кёнигсбергом вошла в состав Советского Союза. 7 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Кёнигсбергская область, а 4 июля ее переименовали в Калининградскую.

На выставке, подготовленной сотрудниками Калининградского историко-художественного музея, представлены уникальные исторические документы и фотографии. Экспозиция включает 11 планшетов с информацией о самых разных сторонах жизни Янтарного края: истории образования области, первых переселенцах, развитии промышленности и сельского хозяйства, здравоохранении, спорте и культурных традициях. Сильно пострадавшая в ходе боев территория возрождалась переселенцами из 27 областей РСФСР, четырех союзных и двух автономных республик. И эта выставка – дань уважения тем, кто своим трудом восстанавливал край из руин.

Выставку «Это наша с тобою земля» можно будет увидеть с 23 августа до 30 сентября в экспозиции «Морской Кенигсберг-Калининград» (выставочный центр «Пакгауз», наб. Петра Великого, 5).

Кормовой аккумуляторный и жилой отсек

Здесь расположены третья и четвертая группы аккумуляторных батарей, рубка радистов, секретная часть, камбуз, кают-компания старшин.

Переход в отсек такой же «веселый», как и прошлый. Не каждый посетитель выйдет из подлодки с чистыми руками и непорванными штанами. Многим эта экскурсия запомнится надолго! 

Рубки и каюты здесь такие же тесные, как и в предыдущем отсеке. Что и говорить, служба на подводной лодке — это не развлекательная прогулка на круизном судне. 

У многих непосвященных может сложиться впечатление о том, что во время дальнего похода члены экипажа, свободные от вахты, живут размеренной вольготной жизнью. И правда, отстоял свою смену 4 часа и в кубрик. Там можно отдохнуть, почитать книжку, газету, послушать музыку в наушниках… Несколько раз в сутки пригласят подкрепиться. Ну, чем не санаторий? Ну и что, если за сутки надо отстоять две вахты. Это же всего 8 часов, как у офисных служащих. Зато оставшиеся шестнадцать — знай себе гуляй да отдыхай.

И такая жизнь может затянуться на месяцы. Ведь скорость лодки в подводном положении не так уж высока — порядка 16 узлов (что равно примерно 30 километрам в час). К примеру, если лодка вышла из Балтийска (Калининградской области) и должна прибыть в Мурманск (расстояние примерно 3600 километров), то потребуется 5 суток, если все время «шпарить» на максимальной скорости. Такое, увы, невозможно по причинам, которые мы разберем чуть позже. Более реальный срок похода — две-три недели. 

На самом деле экипаж, свободный от вахты, постоянно занят какими-нибудь работами. То приборка, то проверка систем, то политзанятия, то самоподготовка. А тут еще всевозможные тревоги: пожарная, химическая, боевая… Одним словом, матросам не дают скучать. 

Добавьте к этому постоянное отсутствие солнечного света и свежего воздуха. Попробуйте сами просидеть пару недель, запечатанными в комнате без окон с одним только электрическим освещением! Поесть макароны по-флотски и попить воду, которая проходит двойную стерилизацию и в организме почти не остается.

Добавьте к этому «комфорту» постоянный шум от механизмов, вибрацию, всплытия-погружения, скачки давления… Хотите стать моряком-подводником?

Носовой аккумуляторный и жилой отсек

Следующий отсек имеет узкий центральный проход с дверьми налево и направо. Здесь находится каюта командира ПЛ (подводной лодки):

Довольно тесное помещение. По размеру его можно сравнить с купе железнодорожного вагона. Увы, размеры дизельной подлодки даже командиру не позволяю иметь такую же обширную каюту, как показывают в фильма про современные атомные субмарины. Конечно, это лучше, чем иметь матросскую койку в общем отсеке, примыкающую непосредственно к торпедному аппарату. Но размахнуться здесь явно негде.

Рубка гидроакустиков. Здесь находятся приборы, которые позволяют не только засечь подводные цели на дальних подступах, но и определить тип судна, его марку и принадлежность. Еще Леонардо да Винчи говорил: «Если ты, будучи в море, опустишь в воду отверстие трубы, а другой конец приложишь к уху, то услышишь идущие вдали корабли».

Звук распространяется в толще воды гораздо быстрее и дальше, чем в воздушной среде. Это явление в разные времена использовали по-разному. Например, с помощью гидроакустики научились предотвращать столкновение кораблей. Для того, чтобы суда не садились на мель на опасных участках использовали так называемый подводный колокол. Его звук можно было услышать даже невооруженным ухом через корпус корабля. 

Затем придумали способ связи за счет звуковых сигналов азбуки Морзе, посылаемых во внешнюю среду специальным мембранным устройством.  Шумопеленгаторые станции позволяли определить направление на подводный или надводный корабль и расстояние до него.

Одним словом, в рубке гидроакустиков находятся «живые уши» подводной лодки. Масса всевозможных приборов плюс специалисты:

Обратите внимание: некоторые приборы закреплены прямо на корпусе подлодки, который служит огромной мембраной как в микрофоне. Здесь же во втором отсеке находится офицерская кают-компания

Зачем она нужна, наверняка знают многие. Но у нее есть еще одно неявное предназначение. Во время боевых действий она может легко превратиться в операционную. Именно по этой причине в кают-компании установлено специальное бестеневое освещение, а стол может без труда трансформироваться в большой операционный. 

Здесь же во втором отсеке находится офицерская кают-компания. Зачем она нужна, наверняка знают многие. Но у нее есть еще одно неявное предназначение. Во время боевых действий она может легко превратиться в операционную. Именно по этой причине в кают-компании установлено специальное бестеневое освещение, а стол может без труда трансформироваться в большой операционный. 

На каждой подводной лодке обязательно есть врач. Представьте себе, какая квалификация должна быть у этого человека! Мало ли что может случиться в походе. Мало ли кто чем заболеет и какую операцию придется делать. На подлодке нет места для целой поликлиники. Врач только один и он должен уметь все! Безусловно, операции на мозге в условиях дальнего похода сделать нереально. Здесь очень трудно соблюсти должную стерильность и послеоперационный уход. Но вырезать аппендицит вполне можно. Примечательно, что перед операцией все помещение обрабатывают спиртом.

А вот и инструменты врача:

Во втором отсеке расположены каюты офицеров и две группы аккумуляторных батарей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector