Историко-культурный комплекс «линия сталина» в минске

«Линия Сталина» — как доехать из Минска

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» находится в 6 километрах от города Заславль (в котором, кстати, тоже есть много чего посмотреть), на северо-западе Минской области, в районе 28 километра трассы «Минск-Молодечно» (Р28). Если на автомобиле сюда добраться весьма просто, то с помощью общественного транспорта — мягко говоря, не очень.

Без автомобиля доехать до «Линии Сталина» можно тремя способами. Первый и самый надежный — маршрутка «Минск-Молодечно» №700-Т, отправляющаяся с ул. Дружная (обратная сторона железнодорожного вокзала «Минск-Пассажирский»), ходит по расписанию. Вам нужно доехать до остановки «Линия Сталина», что в деревне Лошаны.

Второй вариант — маршрутка №482 до деревни Красное Молодченского района. Ее остановка находится также недалеко от ЖД вокзала, на пересечении улиц Бобруйская и Кирова, рядом с магазином «Axis». Ходит без расписания, отправляется «по заполнению», зимой вообще возможны перебои.

Ну и третий вариант — электричка, все с того же ЖД вокзала. Вам нужна электричка, останавливающаяся на станции «Беларусь» (время в пути от 25 до 45 минут). Далее либо пешком, либо на такси, либо автобусами местного сообщения.

Есть еще рейсовый автобус, отправляющийся с центрального автовокзала до станции «Сосновый Бор» и проезжающий по пути нужную остановку, но он ходит всего 2 раза в сутки.

Уехать обратно в Минск еще более проблематично — придется «ловить» на остановке проезжающие мимо маршрутки и автобусы, так что гораздо комфортнее все же ехать на «Линию Сталина» на автомобиле.

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Почитайте: Мемориал «Яма» в центре Минска — более 5000 убитых во времена ВОВ

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В Минске с ребенком? Сходите в центральный парк Горького!

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот можно почитать интересную статью по этому поводу.

Историческая справка

Ряд оборонительных сооружений, в память о котором была создана «Линия Сталина», возводился до начала Второй мировой войны — с 1928 по 1939 года. Это был самый мощный укрепительный район на территории Беларуси, призванный защитить Минск, который являлся важным транспортным и экономическим узлом СССР. Линия обороны протянулась от Черноморского побережья до Карельского перешейка и в общей сложности составила 1 200 км, а конкретно минская часть заняла 120 км. Несмотря на то, что столь протяженный укрепрайон сложно было обеспечить плотной защитой, и он был прорван немецко-фашистскими частями уже в 1941 году, его роль в обороне Минска сложно переоценить.

Что интересно, название «Линия Сталина» появилось вовсе не в СССР, а в западной прессе. Впервые так данный ряд оборонительных сооружений назвала одна из газет Латвии, после эстафету подхватил лондонский «Дейли Экспресс», и звучное имя быстро стало общепринятым всюду, кроме республик Советского Союза.

В 2000х годах с инициативой создания военно-исторического комплекса в Беларуси выступил фонд «Память Афгана». Эта задумка получила активную поддержку общественных организаций, нескольких предприятий и даже президента Александра Лукашенко. Это было в полном смысле слова «народное строительство», хотя основные работы по проектировке музея под открытым небом выполнили инженерные войска белорусской армии. Открытие состоялось 30 июня 2005 года, с тех пор музей круглогодично привлекает тысячи туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

Что есть на территории Линии Сталина под Минском

На въезде большая парковка. Возле парковки касса на посещение самого комплекса, в этой же кассе можно купить сувениры. Причём есть как магнитики и открытки, так и более дорогие сувениры. Тут же рядом с парковкой был бесплатный туалет. Честно говоря, лучше бы он был платным, но более чистым и отапливаемым, очень уж в нём холодно было. Хотя посетители в летний период не обратили бы на это внимания.

Ещё возле парковки есть несколько ларьков, где должны продаваться всякие вкусности, но мы застали их закрытыми, работала только палатка с полевой кухней. В этой палатке посетителям предлагали гречневую кашу и горячий чай. На тот момент палатку немного отапливали, но я думаю, зимой этого отопления будет недостаточно. Возможно, сейчас уже что-то изменилось и вместо палатки там более серьёзное сооружение.

Территория комплекса Линия Сталина в Беларуси очень большая. Мы за три часа, наверное, только половину обошли, но мужчины были в восторге. С удовольствием залазили в доты и различные огневые точки, смотрели через прицелы. Особенно впечатляет собранная на трех площадках техника: самолеты, вертолёты, машины ПВО, танки и т.д.

Есть ещё понтонная переправа через озеро и мост. И даже есть крестьянское подворье. Правда, мы туда так и не попали. Было уже довольно холодно, да ещё и ветер поднялся, и мы долго не выдержали. Пришлось идти греться в палатку с полевой кухней. Сильно согреться не удалось, но хоть что-то.

В общем, впечатления только положительные, жаль, что мы не попали ни на какие-то события, которые тут проводятся время от времени. Но я думаю, зрелище впечатляющее, и если будет возможность, то обязательно приедем на Линию Сталина в Минск ещё раз.

Для желающих посетить Линию Сталина

Заехать на Линию Сталина проездом – не самый лучший вариант. Не факт что вы застанете работающими все аттракционы и ларьки. Поэтому лучше заранее посмотреть, когда всё это работает. Ещё лучше если попасть на какое-нибудь событие.

22 октября 2016 на Линии Сталина будет проходить «Танковый Биатлон» — это настоящие военные игры с гонками и стрельбой. На мероприятия цены дороже, чем обычно, но зато вы сможете увидеть технику в действии, а не только стоящей на площадках для осмотра.

Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, захватите тёплую одежду и про деньги не забудьте :). При желании можно даже заказать полёт на вертолёте над местом событий, а это уже совсем другие впечатления, но и стоимость такой прогулки по небу приличная.

Ярких вам впечатлений от посещения этого великолепного места!

О других мероприятиях этого года можно узнать в соответствующем разделе.

(Visited 721 times, 1 visits today)

Экспозиция

Сооружение можно назвать музеем военной истории. На его территории расположены долговременные огневые точки укрепрайона Минска. Специалисты до мельчайших деталей воссоздали один из ротных участков.

Схема комплекса, Линия Сталина

Экспозиция минского комплекса «Линия Сталина» включает несколько участков. Вот основные из них:

  • Артиллерийский полукапонир. Здесь представлен полукапонир № 134, предназначенный для ведения флангового огня, артиллерийский дворик и два боевых каземата с подсобными помещениями.
  • Позиции полевого заполнения. Эта часть экспозиции знакомит посетителей с различными типами противотанковых заграждений, окопами и стрелковыми позициями. Здесь можно увидеть пушку ЗИС-3 и зенитную пушку 61-К.
  • Бронеколпаки. На территории находятся польский и несколько немецких бронеколпаков, а также противотанковая огневая точка ПТОТ № 69.
  • Площадка боевой техники. Советские реактивные системы залпового огня, противотанковые орудия и самоходные установки, тяжелые и основные танки, бронетранспортеры — все это и многое другое представлено на обозрение на специальной площадке музея.

Экспозиция под открытым небом:

  • На площадке авиации собрана проверенная в боях техника — штурмовик Су-25, бомбардировщики Су-17 М и МиГ-25РБ, вертолеты Ми-8Т и Ми-24П.
  • Площадка ПВО предлагает ознакомиться с различными орудиями: зенитно-ракетными комплексами, баллистическими ракетами, автомобильной техникой времен СССР и пр.
  • Площадка инженерной техники включает экспонаты, которые использовались для прокладки дорог, сооружения мостов и другой инфраструктуры. Это гусеничные путепрокладчики, котлованные машины, мостоукладчики, траншейные машины.

Подробное описание экспозиции и полный перечень экспонатов можно найти на официальном сайте комплекса «Линия Сталина».

1 из 4 Фото: albygan

«Линия Сталина» — как доехать из Минска

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» находится в 6 километрах от города Заславль (в котором, кстати, тоже есть много чего посмотреть), на северо-западе Минской области, в районе 28 километра трассы «Минск-Молодечно» (Р28). Если на автомобиле сюда добраться весьма просто, то с помощью общественного транспорта — мягко говоря, не очень.

Без автомобиля доехать до «Линии Сталина» можно тремя способами. Первый и самый надежный — маршрутка «Минск-Молодечно» №700-Т, отправляющаяся с ул. Дружная (обратная сторона железнодорожного вокзала «Минск-Пассажирский»), ходит по расписанию. Вам нужно доехать до остановки «Линия Сталина», что в деревне Лошаны.

Второй вариант — маршрутка №482 до деревни Красное Молодченского района. Ее остановка находится также недалеко от ЖД вокзала, на пересечении улиц Бобруйская и Кирова, рядом с магазином «Axis». Ходит без расписания, отправляется «по заполнению», зимой вообще возможны перебои.

Ну и третий вариант — электричка, все с того же ЖД вокзала. Вам нужна электричка, останавливающаяся на станции «Беларусь» (время в пути от 25 до 45 минут). Далее либо пешком, либо на такси, либо автобусами местного сообщения.

Есть еще рейсовый автобус, отправляющийся с центрального автовокзала до станции «Сосновый Бор» и проезжающий по пути нужную остановку, но он ходит всего 2 раза в сутки.

Уехать обратно в Минск еще более проблематично — придется «ловить» на остановке проезжающие мимо маршрутки и автобусы, так что гораздо комфортнее все же ехать на «Линию Сталина» на автомобиле.

Западный опыт

Для Франции Первая мировая значила гораздо больше, чем Вторая. Это не удивительно: большинство сражений на Западном фронте протекало на территории Республики. Не зря монументов в память о жертвах Первой мировой войны там огромное множество.

Но во Франции помнили слова маршала Фоша, который уверял, что окончание войны в 1918 году – это лишь передышка меж двумя войнами.


Маршал Фердинанд Фош

Поэтому, по инициативе министра обороны Мажино, на границе с Германией начали возводить сплошную стену с многочисленными бункерами и огневыми позициями. Общая стоимость всего проекта составила 3 миллиарда франков. Это создало огромную дыру в бюджете страны и не позволило вести разработку новых средств вооружений.

Когда в 1940 году германская армия начала вторжение во Францию, то немцы не стали штурмовать линию Мажино. Они поступили значительно проще и последовали методу Чингисхана, когда монголы, вторгаясь в Китай, банально обошли Великую стену.


Линия Мажино

Стоит отметить, что линию выстроили только по границе с Германией, а вот граница с Бельгией была не прикрыта. Это стало решающим фактором в захвате Республики.

Немцы двинули армию через Арденны и напали на французов со стороны оккупированной по пути Бельгии. Нацисты, кстати, прорвали и саму линию укреплений. В этом очень сильно помогала пикирующая бомбардировочная авиация, которая способна наносить точечные удары с воздуха.

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

Историческая справка

Ряд оборонительных сооружений, в память о котором была создана «Линия Сталина», возводился до начала Второй мировой войны — с 1928 по 1939 года. Это был самый мощный укрепительный район на территории Беларуси, призванный защитить Минск, который являлся важным транспортным и экономическим узлом СССР. Линия обороны протянулась от Черноморского побережья до Карельского перешейка и в общей сложности составила 1 200 км, а конкретно минская часть заняла 120 км. Несмотря на то, что столь протяженный укрепрайон сложно было обеспечить плотной защитой, и он был прорван немецко-фашистскими частями уже в 1941 году, его роль в обороне Минска сложно переоценить.

Что интересно, название «Линия Сталина» появилось вовсе не в СССР, а в западной прессе. Впервые так данный ряд оборонительных сооружений назвала одна из газет Латвии, после эстафету подхватил лондонский «Дейли Экспресс», и звучное имя быстро стало общепринятым всюду, кроме республик Советского Союза.

В 2000х годах с инициативой создания военно-исторического комплекса в Беларуси выступил фонд «Память Афгана». Эта задумка получила активную поддержку общественных организаций, нескольких предприятий и даже президента Александра Лукашенко. Это было в полном смысле слова «народное строительство», хотя основные работы по проектировке музея под открытым небом выполнили инженерные войска белорусской армии. Открытие состоялось 30 июня 2005 года, с тех пор музей круглогодично привлекает тысячи туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

Линия Сталина

Линия Мажино растянулась на 400 километров и полностью перекрывала всю границу с Третьим Рейхом. Однако западная граница СССР в 1928 году растянулась аж на 2 000 км и сплошную зону укреплений строить было бы чересчур накладно.

Поэтому советское правительство создало проект, по которому границу прикрывали укрепленные районы или сокращенно – УР. Общее количество УР составляло 13 штук.

Их размещали на стратегически важных направления и собой они прикрывали примерно 100 – 150 км в ширину и до 20 км в глубину. Предполагалось, что защита важных транспортных и промышленных центров позволит сковать действия вторгшейся армии. Весь проект носил неофициальное название – Линия Сталина.

Все укрепрайоны состояли из сети блиндажей, окопов, бункеров и огневых точек. Там имелись места для установки подвижной и стационарной артиллерии. В каждом бункере предусматривался свой арсенал и склады с провизией и медикаментами.


Строение подземных сооружений Линии Мажино

Однако оснащение линии Сталина продвигалось неважно. Советская промышленность и так работала на пределе возможностей

Поэтому зачастую использовалось устаревшее вооружение. Как пример, большая часть башен с танком МС-1 была отправлена на линию Сталина в качестве средств огневой поддержки. Ситуацию не облегчал и принятый в 1938 году акт о постройке дополнительных УР.

Цены на Линии Сталина

Цены обновлены: 19 сентября 2021г.

  • Посещение комплекса (весь день):
    — взрослый – 15 руб.
    — детский – 7 руб.
    — дети до 6 лет (включительно) — бесплатно
    — в дни проведения массовых мероприятий стоимость может поменяться.
  • Стоянка легкового автомобиля, микроавтобуса (весь день): 3 руб.
  • Стоянка автобуса (весь день): 4 руб.
  • Стоимость услуг экскурсовода:
    — для взрослых (до 20 человек) – 28 руб.
    — для детей (до 20 человек) – 25 руб.
    * Экскурсия длится 1 час
    * Уважаемые посетители «Линии Сталина», экскурсии заказываются заранее по телефонам: +375 (17) 512-12-33, +375 (44) 716-34-59, +375 (44) 716-34-69
  • Стрельба из пушки с поражением танка противника:
    — цена 1 выстрела – 25 руб.
  • Стрельба из 37-мм зенитного орудия:
    — цена 10 выстрелов – 30 руб.
  • Стрельба из немецкой 20-мм зенитки Solothurn ST5:
    — цена 5 выстрелов – 15 руб.
  • Стрельба из пулемета Максим:
    — цена 3 очереди по 5 выстрелов – 10 руб.
  • Стрельба из охолощенного оружия:
    — цена 1 выстрела – 5 руб.: автомат АК-47, автомат АК-74, револьвер системы Наган, винтовка Мосина, карабин СКС-45
    — цена 1 выстрела – 10 руб.: пистолет-пулемет МР-38
    — цена 1 выстрела – 20 руб.: пулемет ДШК
  • Стрельба из пневматики:
    — группа 1-6 чел., до 1 часа – 30 руб.
  • Катание на бронетехнике, 15 минут, дистанция 1750 метров, до 10 человек, приведенная сумма делится на всех:
    — на ПТ-76 – 250 руб.
    — на БМД – 800 руб.
    — на Т-55 – 800 руб.
    — на PzKpfw III – 1000 руб.
    — на Т-44 — 1600 руб.
    — на STUG-III – 2000 руб.
    — на Т-34 — 2000 руб.
    — на СУ-100 – 2000 руб.

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Время работы и цены на услуги комплекса «Линия Сталина» в Беларуси

График работы комплекса меняется ежемесячно. Посещение возможно ежедневно с 10:00, без выходных. Заканчивает работу комплекс в 17:00, 18:00 или в 19:00, в зависимости от графика, утвержденного до конца года.

albygan

Стоимость билетов и услуг

Входные билеты можно приобрести за наличные или оплатить покупку банковской картой.

Цены (в белорусских рублях):

  • Взрослые — 15 руб.;
  • Школьники и студенты — 7 руб.;
  • Дети до 6 лет — бесплатно.

Заказать экскурсию по «Линии Сталина» можно как заранее, так и на месте. Продолжительность программы — 60 минут.

Стоимость:

  • Взрослая группа до 20 человек — 28 руб.;
  • Детская группа до 20 человек — 25 руб.

albygan

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.

Как добраться

Ввиду некоторой удаленности от Минска проще всего добраться до «Линии Сталина» на автомобиле или на такси — нужно ехать по трассе Р28 в северо-западном направлении в сторону Заславля.

Точный адрес: Минский район, д. Лошаны, 1, 31-й км трассы Минск-Молодечно.

Как доехать общественным транспортом:

  • Вариант 1

    Маршрутка:маршрутом «Минск-Молодечно» от станции Дружная на столичном ж/д вокзале — выходить на остановке д. Лошаны, рядом с которой и находится исторический комплекс.

  • Вариант 2

    Маршрутка:маршрутом «Минск-Красное» № 482 от пересечения Бобруйской улицы и Кирова (ходит нерегулярно).

  • Вариант 3

    Поезд:со станции «Минск-Пассажирский» электричкой «Минск-Друя» до ж/д станции «Беларусь» в г. Заславле.

    Такси:оттуда можно доехать на такси, «Линия Сталина» находится всего в 6 км от города.

Линия Сталина на карте

Зоны музея

На территории музейного комплекса по военным и довоенным чертежам воссоздан ротный участок укреплений, артиллерийский полукапонир с боевыми казематами, несколько пулеметных ДОТов.

Сегодня «Линия Сталина» включает следующие тематические площадки:

Боевой техники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector