Маршрут прогулки по достопримечательностям кронштадта

Оборонительные форты Кронштадта

На сегодняшний день можно осмотреть около 20 сохранившихся фортов. В Кронштадте это одни из самых популярных экскурсионных объектов. Планируется строительство большого туристического кластера, включающего территорию некоторых фортов.

Форт «Кроншлот»

Фортификационный памятник XVIII века. Создан в 1704 году для защиты города от шведов и стал первой крепостью на территории будущего Кронштадта. Форт принимал неоднократное участие в боевых действиях. К 1896 году его оборонное значение снизилось и форт стали использовать для хранения боеприпасов, позже основали здесь военные казармы. В настоящий момент продолжает является режимным объектом, осмотреть его можно только снаружи.

Форт «Александр I»

Считается самым экстравагантным фортом Кронштадта. Летом в него можно попасть на морской прогулке, зимой – просто дойти пешком по льду. Проект строительства утвержден в 1836 году, открытие его состоялось через 9 лет при участии Николая I. Овальный форт своим видом напоминает знаменитый французский форт Байяр. Размеры его – 90*60 метров. Он может вместить 1000 солдат, на его вооружении было 103 орудия.

Форт «Петр I»

Оборонительное сооружение построено в 1720-ых годах для защиты Купеческой гавани. Расположен форт в 800 метрах от форта «Александр I», осмотреть его можно на водной прогулке. В 1824 году деревянный форт сильно пострадал от наводнения и его перестроили в камне. Свои функции выполняет до сих порт – форт является базой хранения арсенала ВМФ. В начале XVIII века в распоряжении форта было 106 орудий.

Форт «Павел I»

Заброшенный форт, от которого сохранились лишь часть стены и лестничная башня. Расположен в 2 км от форта «Кроншлот». Строительство форта завершили к 1801 году, тогда ему дали название «Рисбанк». На его вооружении было 66 пушек, а оборонная линия имела протяженность 44 метра. К 1854 году форт перестроили в камне, название изменили на «Павел I». Между ним и фортом «Александр I» протянули первую в мире минную линию из 106 мин.

Форт «Обручев»

Северный форт Кронштадта в 4 км от острова Котлин, основанный в 1896 году. Строительство завершилось к 1913 году. Уже в 1916 году состав гарнизона насчитывал 342 человека, а на вооружении было 30 орудий. Перед войной вооружение форта модернизировали. В послевоенное время форт забросили и постепенно он пришел в упадок. Осмотреть его можно во время теплоходной экскурсии в летние месяцы, а зимой – дойти пешком.

Форт «Тотлебен»

Строительство форта велось одновременно с его соседом – фортом «Обручев». Находится форт «Тотлебен» в 10 км от острова Котлин. Название ему присвоили в честь военного инженера Тотлебена, участвующего в строительстве Кронштадтской крепости. Общая протяженность стен форта составляет 700 метров, ширина – 50 метров. Команда форта имела численность 700 человек. Посещение форта возможно только с согласования с сотрудниками МЧС.

Форты Финского залива

На самом деле, наиболее интересная достопримечательность Кронштадта — цепь морских фортов, 40-километровой дугой пересекающая Финский залив. Сейчас они пребывают в полном запустении, и только на самых эффектных летом устраиваются вечеринки или чемпионаты по пейнтболу.

Северные форты впечатляют не так сильно, они представляют собой не более чем островки с какими-то бетонными постройками и ямами. В подвалах фортов в советское время проводились испытания горючих и взрывчатых веществ, их последствия («сосульки» из кирпича на потолке и т. д.) можно увидеть и поныне.

Форт «Император Александр I» — самый красивый и мощный в Кронштадте. На его крыше стоит небольшая будка: это не что иное, как чумная лаборатория.

Форт «Великий князь Константин» — единственный форт, расположенный на острове Котлин, в западной его части. Это сложное, сильно вытянутое бетонное сооружение с орудийными гнездами.

Форт «Кроншлосс» («Кроншлот») — маленький одноэтажный форт почти напротив кронштадтского порта. Старейший из фортов Кронштадта, основанный еще Петром Первым, можно увидеть с близкого расстояния в любой сезон.

Южные Форты во многом похожи на форт «Александр I», но практически недоступны.

Зимой до некоторых фортов можно добраться по льду, но это опасно: есть постоянная угроза провалиться под лед. Также стоит помнить, что посещение без специальной подготовки очень опасно. Там легко можно попасть в непредвиденную ситуацию (обрушение пола или потолка, невозможность покинуть подземелья или даже наткнуться на ампулы с чумой).

Маршрут по Кронштадту на 1 день

Что посмотреть в Кронштадте за 1 день? Маршрут по городу займет около полудня. Он начинается у Никольского Морского собора и далее выглядит следующим образом: Якорная площадь — Летний сад — Петровская пристань — Итальянский дворец — Футшток и мареограф на Синем мосту — Дерево желаний — Владимирский собор. Город очень компактный, большая часть маршрута проходит в окрестностях Обводного канала. Улицы Кронштадта выстроены геометричной сеткой — заблудиться здесь сложно.

Оставшееся время в городе можно посвятить водной прогулке вдоль фортов Кронштадта. Другой вариант для любителей природы — отправиться на прогулку по эко-тропе «Западный Котлин». Вы увидите останки форта «Шанц», пройдетесь по деревянным настилам вдоль лесистой зоны и болотистых водоемов, посетите два пляжа, смотровую площадку. Тропа сопровождается информационными щитами с исторической справкой, описанием флоры и фауны региона.

Батарея князя Меньшикова Фото: Светлана Тернер

Рассказы, маршруты и советы туристов с фото

Узнать, что посмотреть в Кронштадте самостоятельно за 1 день стоит, а на что лучше не тратить время, можно в отзывах туристов. Путешественники делятся готовыми маршрутами по городу и всему острову Котлин, советуют, как грамотно распределить время. В отзывах вы найдете фото достопримечательностей Кронштадта в разное время года. Туристы советуют заведения общественного питания и гостиницы в городе. С их помощью вы можете составить наиболее полный путеводитель по Кронштадту на 1 день.

  • Фотоальбом «Кронштадт и его достопримечательности» от Сергея Архипкина.
  • Фотоальбом «Прогулка по Кронштадту» от Рамиля Юсипова.
  • Рассказ «Форты, море, корабли» от Светланы Тернер.
  • Рассказ «По святым местам Кронштадта» от Елены Яхонтовой.

Все отзывы туристов о поездках в Кронштадт

Здание бывшей Машинной школы Балтийского флота Фото: Рамиль Юсипов

Как добраться до Кронштадта

Летом можно преодолеть воды Финского залива на катере, записавшись на экскурсию. Для самостоятельного осмотра легко добраться туда на маршрутном такси, которые идут от метро «Проспект Просвещения». Выход из метро один. Когда выйдете из метро, то слева увидите большой перекресток, надо перейти две дороги этого перекрестка. На углу находится остановка. Вам нужна маршрутка К407. Стоимость проезда до Кронштадта 79 рублей. Попросите водителя довести до Морского собора, не забудьте также спросить, где находиться конечная остановка у этой маршрутки.

Экскурсии в Кронштадт из Санкт-Петербурга

Гиды представляют увлекательную программу. Самому лучше составить список. Летом приятно прогуляться по Петровскому парку, Летнему саду. Вечером глаз и слух радует поющий фонтан, репертуар которого не ограничивается хитами современности, представляя и классику. Внутри гранитного бассейна чаша, повторяющая контурами форт Кроншпот, заложенный при Петре I.

Культурно просветиться можно в Драматическом театре Балтийского флота. Возник он в 30 годы XX века, опираясь на художественную самодеятельность. Постепенно приобрёл профессионализм. Много претерпел, в том числе переезды. Сейчас он радует зрителя русской классикой, не пренебрегая современными пьесами о флоте. Для детской аудитории в репертуаре есть сказки. Театр принимает участие в международном фестивале «Балтийский дом». Последним популярным действом является музыкальное поэтическое кинопредставление «Письма с фронта».

С историей соприкоснуться позволяет Музей истории Кронштадта. Он повествует о том, как возводились здания и форты, знакомит с бытом городских жителей и моряков, их традициями. Здесь можно увидеть коллекцию фотоаппаратов, музыкальную шкатулку, приспособления для чистки медных пуговиц, круглую логарифмическую линейку, самовар, модели наводного и подводного транспорта.

Тем, кто интересуется наукой, понравится в музее-кабинете А.С.Попова, который, будучи талантливым физиком, не только изобрёл телеграф, но и внёс большой вклад в науку.

В помещении бывшей водонапорной башни (XlX век) расположилась выставка «Тайны затонувших кораблей», фундамент создания музея подводной археологии.

Это город моряков, всё связано с морем. Любителям моря наверняка захочется взглянуть на маяки. У входа в Петровский канал на пирсе стоит деревянный маяк. Несмотря на свою древность, он действующий, зайти внутрь в качестве посетителя не удастся.

Правдоподобно передаёт образ Петра I его памятник в Петровском парке, открытый в XlX веке, когда правителем был Николай I. Город помнит своего основателя.

Красив Итальянский дворец князя Меншикова (XVlll век). Летом живописно смотрится Итальянский пруд. На набережной можно увидеть выставку крепостных и корабельных орудий (XVlll – XlX вв). Рядом со сквером бюст художнику Айвазовскому.

Город гордится священной архитектурой. Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведённая в конце прошлого века, представляет собой скромный образец деревянного зодчества, с шатровым завершением, с крыльцом с навесом, со ступенями в 2 стороны. Храм действующий.

По указу Николая II к 200-летию Российского флота в начале XX века заложен, спустя несколько лет освящён Никольский Морской собор. В нём по сей день проводятся богослужения.

У Собора Владимирской иконы Божией Матери было 2 рождения. Первоначально, в XVlll веке, построили деревянную церковь. Но около полувека спустя её уничтожил пожар. Тогда на её месте выстроили помещение из камня. Сегодня храм открыт для прихожан.

Гостям города рекомендуется увидеть Воздвиженскую церковь, Андреевский собор (не полностью сохранившийся), мосты – Синий и Макаровский, Гостиный двор, Кронштадтский футшток, Арсенал.

Что еще посмотреть?

Кирха Святого Николая

Кирха Святого Николая была лютеранской церковью, построенной в Кронштадте в 1865-68 годах. В приходе числились эстонцы, финны и шведы. Однако численность лютеран непрерывно и очень сильно сокращалось из-за массовой миграции. И сейчас кирху можно увидеть лишь на старых фотографиях и открытках: в 1926 году ее закрыли, имущество передали в кронштадтский финансовый отдел, а само здание вскоре снесли.

Парки

  • Летний сад был создан самим императором Петром I. Парк располагается в городском историческом центре, близ Макаровского моста, перекинутого через Петровский док.

    Его главная аллея много лет назад стала первой улицей Кронштадта, на ней некогда располагался домик императора с цветниками и липовой аллеей.

    Здесь, в Летнем саду находятся памятники мичману Домашенко, кораблю «Опричник», гранитная плита, посвященная контр-адмиралу российского флота Джону Полу Джонсу, и «Дуб Макарова».

  • Петровский парк располагается близ Зимней пристани, где стоят корабли Балтийского флота и откуда начинались все русские кругосветные путешествия. Парк был разбит на месте бывшей Арсенальной площади, где некогда проводились парады и смотры, и которая в определенный момент пришла в запустение.

    Губернатор Беллинсгаузен на свои деньги нанял рабочих, которые прорыли водосточные канавы и высадили поободранные губернатором саженцы. Этот сад было решено разбить на голландский манер и в центре установить памятник императору Петру I. Так появился Петровский парк, заслуживший звание исторического памятника.

  • Госпитальный сад появился на месте густого леса — и тоже благодаря стараниям адмирала Беллинсгаузена. После строительства здесь госпиталя, много внимания было уделено и озеленению. Здесь появились причудливые переплетения дорожек, и даже аптечный огород, где выращивали лекарственные травы.

    Комплекс зданий разрастался: здесь появились бараки, пекарня, пивоварня (призванная лечить людей от цинги) и другие хозяйственные постройки, а также нехитрые спортивные площадки.

    Позже была построена церковь-часовня Николая Чудотворца. Врачи сами ухаживали за садом, чтобы больные могли гулять здесь и быстрее выздоравливать. Сейчас в парке установлен памятник-обелиск Василию Исаеву, главному доктору госпиталя, который первым стал хлорировать воду.

  • Екатерининский сквер пролегает вдоль Советской улицы. Здесь можно увидеть памятники Нобелевскому лауреату Петру Капице по скверу, губернатору Кронштадта Беллинсгаузену, открывателю Антарктического материка.

    Из парка открывается вид на здание Парусной мастерской и Пешеходный мост, на площадь Кирова (бывшую Осокину площадь) с памятником Сергею Кирову. Здесь, на Советской улице, стоят дома, в одном из которых родился поэт Николай Гумилев.

Путешествуем с комфортом на машине. Как? Ответ ищите в следующей статье.

Обводный канал

Обводный (в прошлом — Адмиралтейский) канал вместе с решеткой, идущей вдоль него, тоже является историческим памятником. Он начинается у Итальянского пруда и завершается в кронштадтской гавани, пролегая вдоль построек Адмиралтейства. Через него перекинуты несколько мостов (среди них и знаменитый Синий мост). Все они много лет назад были разводными, а сейчас в Кронштадте имеется лишь один разводной мост — Доковый.

На одной из стен канала находится памятник маленькой рыбке колюшке, благодаря которой в военное время жители Кронштадта смогли пережить блокаду.

Синий мост знаменит тем, что на одном из его устоев закреплен уровнемер, именуемый Кронштадтским футштоком. В павильоне-башенке неподалеку находится мареограф — специальный автоматический прибор-самописец, безостановочно регистрирующий уровень воды в Балтийском море. От нуля этого футштока измеряются все высоты весь бывший Советский Союз.

Вечный огонь

Вечный огонь был зажжён на кронштадтской Якорной площади не так давно — в 1984 года. Он располагается в середине памятника в виде пирамиды из четырех частей. Она была установлена вместо небольшого надгробия на братской могиле, где были захоронены моряки, погибшие в Февральской и Октябрьской революциях.

Также здесь покоятся останки солдат-сапёров, участвовавших в восстании 1906 года и других трагических революционных боях.

Кронштадт необходимо посетить тем, кого манит военная и морская романтика, а также славные Петровские и Екатерининские времена. Город полон достопримечательностей, поэтому любая прогулка, по каким бы улицам она ни пролегала, будет познавательно и впечатляющей.

Обзорная экскурсия по городу в следующем видео:

published on
according to the materials

Запись
взята с сайта
.

Что надо обязательно посмотреть

Город — маленькая копия Петербурга. Тут есть Адмиралтейство, Летний сад, Гостиный двор и мосты. Все расположено компактно, так что вполне можно осилить за одну поездку.

Морской собор

Морской Никольский собор был построен на деньги простых матросов в 1913 году. Напоминает Софийский собор в Константинополе. Все его оформление связано с морем – канаты и якоря в обрамлении куполов, кресты над штурвалами, на полу из цветного мрамора выложены изображения птиц и морских обитателей. Один из самых необычных соборов, сочетающих классические формы православных храмов и морскую тематику. Как и все храмы, он подвергся гонениям со стороны большевиков. В 1929 году с него скинули купола и сделали из него кинотеатр. Впоследствии в нем были клуб и музей. Только в 2002 году храм вернули православной церкви и восстановили былой облик.

Толбухин маяк

Самый древний маяк в стране. Первоначальный проект нарисовал лично Петр Великий. Искусственная насыпь увенчалась деревянной постройкой в 1719 году. Возникли проблемы с освещением, свечей не хватало, их поменяли на уголь и дрова, что для деревянного маяка было не лучшим решением. Из-за сложности расположения перестроить маяк в камне смогли только к 1810 г. Получилось здание в 30 метров высотой с отражающими посеребренными пластинами. Освящение поменяли на масленые лампы. Он действует и до сих пор, конечно, с современным оснащением, дальность света достигает 30 километров. Попасть на него можно на экскурсионном кораблике.

Чугунная мостовая

Проект появился благодаря интересной идее, привезенной из Америки директором Пароходного завода Лебедевым. Красота и практичность – такую мостовую не нужно постоянно обновлять из-за болотистой местности. Естественно, первыми удивительной мостовой обзавелись на Пароходном заводе, выложив такой плиткой двор завода, а далее и территорию около Пенькового моста, дорогу к Адмиралтейству и вдоль Петровской улицы. Увы, чугунная мостовая сохранилась частично, в годы Великой Отечественной войны ее разбирали и выливали бомбы.

Интересно: Что посмотреть в Петергофе

Сухой док Петра Великого

Крупнейший док своего времени. В нем могли находиться до 6 кораблей одновременно, а осушался он всего за сутки. Обычные европейские доки могли принять по 3-4 корабля и сушились неделю.

Строительство дока велось с 1719 по 1752 год по указу и чертежам Петра I. Он мог бы работать до сих пор, но устарел и стал заброшенным символом прогресса. Пройти к нему легко – сворачиваете во двор дома № 5 по Коммунистической улице и идете прямо. Вход доступен всем желающим.

Интересно: Куда сходить в Ломоносове


Аврора на ремонте в доке

Рыбка колюшка

На стене обводного канала, недалеко от Синего моста, есть памятник, напоминающий о страшных днях блокады Ленинграда, – Рыбка колюшка. В мирное время ее никто не ел, она считалась «мусорной» рыбой, да и наличие в ней паразитов не способствовало поимке. В годы войны рыба ушла, все съедобное было выловлено, настал голод. И тогда на помощь пришла колюшка. Маленькая, колючая рыбка спасла тысячи жизней. При готовке её нужно было долго вываривать, чтобы убить паразитов, а косточки обжигали, перемалывали и пекли лепешки.

Дерево желаний

В 100 метрах от памятника Рыбке колюшке стоит Дерево желаний. Интересный арт-объект имеет глаза, нос и одно ухо. Вот в это ухо произносится желание, потом обходят вокруг дерева, и так три раза. Желание должно быть одно.

Рядом с деревом есть памятник чугунному котлу и мраморная карта города. Монументов в городе много, стоит только выбрать, какая часть истории вас интересует. В пеших экскурсиях их показывают по пути к основным достопримечательностям.

Интересно: Крутые места Выборга

Мемориальный музей Попова

Рассматривая фото достопримечательностей Кронштадта, вы наверняка заинтересуетесь атмосферным музеем Александра Попова, который расположен на улице Макаровской, 1/3. Когда-то знаменитый физик переехал сюда, чтобы проводить исследования в научной лаборатории. Именно здесь он изобрел беспроводный телеграф. Но так как Попов работал на военно-морской флот, он не имел права разглашать эту информацию. Поэтому в мире изобретателем радио считают Маркони, который первым запатентовал изобретение.

Музей занимает помещение, в котором Попов работал на протяжении 18 лет. Этот музей, открытый в 1906 году, стал первым в Кронштадте. В экспозиции представлены приборы и устройства, с которыми работал Попов и его ученики. Особый интерес представляет модель первого радиоприемника, а также архив документов, связанных с изобретениями физика. Естественно, туристам интересно посмотреть на рабочий стол Попова.

Где остановиться в Кронштадте

Желая в полной мере ощутить морскую атмосферу и ближе познакомиться с историей удивительного Кронштадта, гости могут выбрать проживание прямо на острове. Вариантов для его крохотной городской территории немного — дюжина апартаментов, пара отелей и хостел. Зато каждый получил положительный отклик гостей, и потому выбор не ограничен дополнительно.

Один из имеющихся отелей привлечет внимание ценящих необычный способ размещения. «Форт Константин» — это деревянные каюты в плавучей гостинице и неформальные фургоны на два спальных места

  • Отели Кронштадта
  • Хостелы для бюджетных путешественников
  • Квартиры и апартаменты

Бронировать жилье на Booking.com выгоднее с кэшбэком:Кэшбэк акция на Туристер. Ру

Петровская пристань Фото: Светлана Тернер

Форты Кронштадта

Адрес: Форты находятся в прилегающей акватории Финского залива; форты 3, 7, «Шанц» и «Риф» доступны с дамбы.Сайт про историю фортов: http://www.kronstadt.ru/kronstadt_forts.htm http://visitkronshtadt.ru/Как попасть к фортам

Самый простой вариант – заказать экскурсию.

Телефон для заказа: Заявки на морские прогулки с высадкой и без высадки на форт – по предварительным заказам по телефонам 8 (812)311-91-34. Заявки на индивидуальные экскурсии по фортам – тел. 8 (953) 357-81-31, информация здесьСтоимость: Экскурсия без выхода в форт: для групп от 15 чел. – взрослые 400 руб./с чел, дети до 12 лет – 300 руб/с чел., для индивидуальных посетителей (до 15 чел.): взрослые – 550 руб., пенсионеры –  450 руб, школьники от 7-12 лет – 350 руб. С выходом на форт: взрослые – 850 руб, пенсионеры – 650 руб, школьники от 7-12 лет – 500 руб.

Также катера с экскурсией отходят от пристани у форта Константин (южный конец КАДа)

Самостоятельно

Большая часть фортов находится в серьезном аварийном состоянии, а некоторые охраняются и находятся в ведомстве военно-морских сил РФ, там проводятся учения. Поэтому можно осмотреть форты, доступные с береговой линии или дамбы, но, возможно, только снаружи: Константин (южный конец КАД), Риф и Шанц (западная часть острова Котлин), 1-й северный флот (север острова), 3-й северный флот (дамба), Петр I (Цитадельское шоссе, 20).

Девятнадцать частично или полностью сохранившихся фортов расположены на насыпных островах в акватории Финского залива.

Возраст фортов разнится от трехсот- до столетнего. Возводились они постепенно, по мере необходимости. При постройке поначалу использовались методы и опыт голландских инженеров, в дальнейшем русские инженеры и строители выработали свой стиль насыпания островов и закрепления грунтов.

Ночной вид на форт Шанц:

Форты, в которые возможно попасть на экскурсиях:

Форт «Константин»

Форт «Милютин»

Форт «Обручев»

Каждый форт имеет неповторимую судьбу и архитектуру. Сложность возведения их и совокупная мощь иллюстрируют не только ум и мастерство инженеров и строителей, но и упорство защитников острова.

Некоторые форты видны с берегов. Окруженные волнами и чайками, они грозно и спокойно стерегут остров, производя впечатление древних великанов, застывших в воде под чьим-то заклятьем.

Посещение и осмотр фортов — часть обязательной программы для тех, кто хочет почувствовать настоящий характер города.

Петровский док

Идея создания дока принадлежала императору Петру Великому. Он пожелал, чтобы корабли российского флота ремонтировались в Кронштадте. При этом ремонт должен осуществляться в самые короткие сроки. Петр даже предложил собственный проект дока: вода сливалась в нижний бассейн всего за сутки, в то время как иностранные доки осушались за месяц. Это было новаторское инженерное решение. Работы начались в 1719 году, но после смерти императора замедлились.

Удалось только прорыть канал и укрепить стены. Канал был открыт уже при Елизавете Петровне в 1752 году. В 1974 году в доке установили паровую машину, при помощи которой воду откачивали за 9 дней. Одновременно ремонт производился на 5 кораблях.

Такого масштабного сооружения в Европе в то время не было. Сейчас территория дока закрыта для посетителей. Гостям показывают только ворота канала. Но власти города планируют реконструировать сооружение и устроить здесь экспозицию под открытым небом.

Главные форты Кронштадта

Уникальность Котлинских крепостных укреплений в том, что они имели дополнительные оборонительные сооружения – форты. Они расположены на юге и севере от основных защитных редутов. Форты были необходимы для усиления обороны, они преграждали шведам путь к Санкт-Петербургу. Возведение оборонительных сооружений началось в 1704 году и длилось до начала XX столетия. За это время построили 21 форт. 17 островов-крепостей окружены водами Финского залива. Экскурсионные туры сюда особенно популярны.

Южные форты №1 и №2

Координаты — 949857, 29.703850; 59.957525, 29.704547.

Эти небольшие крепости построены в середине XIX в., как защита от нападения союзной эскадры французов и англичан. В Южном форте №1 пушки были расположены в 2 казематах, а во 2-м форте – орудия стояли на открытой площадке. Вооружение укреплений менялось и совершенствовалось. В Великую Отечественную войну форты служили защитой Кронштадта от налетов фашистской авиации.

Форт Южная батарея №3

Адрес — территория 3-й Южный форт, литА.

Укрепления недолго носили свое первое название – Башенная батарея. Через 10 лет после постройки, в 1882 году, ее переименовали в честь графа Милютина. Они, с Константиновским фортом, расположенным напротив, закрывали от врага судоходный фарватер. При блокаде Ленинграда, артиллерия фортов обстреливала Петергоф и Стрельню, отражала нападения авиации захватчиков.

Форт Император Александр I

Адрес — территория Форт Александр I, литА.

Крепость открыли в 1845 году. На церемонии присутствовал царь Николай I. Позже (с 1897 года), в помещениях форта работала лаборатория, производившая лекарства для борьбы с различными эпидемиями. Препараты отправлялись не только по территории России, но и в Европу. За военным объектом закрепилось название – Чумной форт.

Строгие ограничения в общении, с населением округи, не спасли от эпидемии чумы в 1904 и 1907 годах. После 1917 г. крепость передали военному ведомству. Здесь находились оружейные склады. Позже ее забросили, и она не использовалась.

Береговые форты

К защитным сооружениям, расположенным на побережье можно отнести:

Форт Константин – возведен на южной стороне о. Котлин. Его отстроили в первое десятилетие XIX в. Он носил название – «Двойная южная батарея». Укрепления построили в 2 яруса. Здесь располагались 45 артиллерийских орудий. С 1833 года они именуются в честь сына Николая I – Константина.

Форт Цитадель – введен в строй в 1724 г. Его строительством занимались солдаты Преображенского и Семеновского полков. В 1734 году укрепления получили новое имя – Император Петр I.

Форт Риф – находится на Котлинской косе, на ее западном побережье. В 1915 г. завершили постройку укреплений. История сооружения тесно переплетается с революционными событиями 1917 года. Позже крепость служила убежищем для восставших, во время Кронштадтского бунта в 1921 году.

Форт Шанец – его история начинается с 1706 года. На северо-западе города построили Александр- шанец – редут, защищавший Кронштадт. Первые укрепления были земляными. В конце XIX столетия на их месте возвели долговременные батареи.

В военные годы здесь была база железнодорожной батареи. Орудия, установленные на платформах, курсировали между городом и крепостью Риф, нанося удары по врагу.

Северные форты

К оборонительным сооружениям, находящимся с северной стороны острова, относят 7 номерных фортов и 2 крепости – Тотлебен и Обручев.

Первые защитные редуты были построены из бревен. С 1863 года они начали перестраиваться. Укрепления возвели из камня и бетона. В начале XX века построены более современные фортификационные сооружения.

Во время финской компании, наши артиллеристы держали под обстрелом позиции финнов в районе реки Сестра. В Отечественную войну северные бастионы уничтожали фашистов, занимавших северную часть Финского залива.

Пуп Земли

Всем, наверное, было интересно, где же находится «Пуп Земли»? А он находится в Кронштадте, на устое Синего моста на Обводном канале. И это Кронштадтский футшток. Футшток это прибор, который измеряет уровень моря. От нуля кронштадского футштока измеряются абсолютные высоты поверхности Земли, все глубины морей на топографических и навигационных картах, которыми пользуются лётчики и моряки. Даже орбиты космических полётов рассчитываются от этой отметки. Рядом с футштоком находится Мореограф: самопишущая машина которая с конца 19 века фиксирует изменения уровня воды в Финском заливе.

Итальянский дворец

Автор проекта – немецкий архитектор Иоганн Браунштейн, а Итальянским дворец назвали из-за того, что строили его мастера из Италии. Заказчик сооружения – Александр Данилович Меньшиков. Он имел несколько таких (Итальянских) дворцов. Первое здание возвели в 1724 году.

Пышное сооружение не только органично вписалось в ансамбль города, являвшегося воротами новой столицы, но и выгодно подчеркивало красоту Санкт-Петербурга. Он был самым большим из зданий того времени.

Но через несколько лет здание стало менять владельцев:

  • После 1737 года, года начала опалы Меньшикова, дворец стал собственностью казны, а затем передан Морскому министерству.
  • В 1771 году в Итальянском дворце разместился Морской кадетский корпус.
  • В 1798 году здесь расположилось Штурманское училище, а затем – Штурманский полуэкипаж.
  • В 40-е годы 19 века Николай I приказал перестроить здание. Теперь в центре была башня с обсерваторией.
  • В 1896 году во дворце разместилось Морское инженерное училище императора Николая I.
  • В 19020 годах ХХ века дворец был сильно поврежден и затем реконструирован.
  • Последняя перестройка проводилась в 80-е годы ХХ века.

После всех переделок исторический облик итальянского дворца утрачен.

Рекомендуем прочитать:

  • Экскурсии в Санкт-Петербурге для детей
  • Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу
  • ТОП-25 экскурсий по Санкт-Петербургу
  • 5 лучших экскурсий в Выборг
  • Однодневные экскурсии из Санкт-Петербурга
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector