Чамские башни в нячанге
Содержание:
- Территория для отдыха и фото
- О месте Чамские башни По Нагар
- Общая информация о Чамских башнях
- История, архитектура, технологии
- Государство Чамп или Тямп
- Нячанг. Чамские башни
- История создания Тямскийх башен По Нагар
- Как добраться
- Некоторые рекомендации
- Сувенирные лавки
- Храмовый комплекс
- О Чамских башнях По Нагар
Территория для отдыха и фото
Далее следует небольшой спуск, где вы увидите небольшие статуи, скамейку и много отличных мест для фотографий. Вы можете встать у статуи, залезть на огромный камень, посидеть на скамейке. С нами произошел забавный случай – мы сидели на скамейке и к нам подошел вьетнамский парень и что-то попросил на местном. Мы подумали, что он просит нас встать и начали уже подниматься, но оказалось, что он хотел сесть рядом с нами и сфотографироваться. Вот такие вот случаи бывают.
Камень для фото
Статуя
На этой площадке можно так же посидеть и отдохнуть
Тут же стоит печка, она действующая. Видимо здесь проводят какие-то ритуалы, потому что в печке много золы и запахи как будто в ней недавно что-то жгли.
Видимо какая-то ритуальная печь
Поднявшись обратно, двигаясь против часовой вокруг Чамских башен вы увидите небольшой фонтанчик, а также отличное место для фото на фоне башен.
Мини водопадик
Посетив Чамские башни мы направились к остальным достопримечательностям Нячанга, которые находятся относительно недалеко друг от дуга. Сначала мы посетили Кафедральный собор Нячанга, а затем отправились к пагоде Long Son.
Основные преимущества и недостатки :
- Понравится тем кто любит старые храмы, особенно буддийские;
- Удобное место расположения – вблизи;
- Есть где посидеть и отдохнуть в теньке;
- Зеленая территория, отличные виды;
- Много мест для хороших фотографий;
- Много хороших сувениров на память;
- Доступное месторасположение как от города, так и от других достопримечательностей;
- Мало удачных мест, чтобы перекусить, если вдруг захочется;
- Много туристов.
О месте Чамские башни По Нагар
Чамские башни По Нагар являются одной из главных исторических достопримечательностей Нячанга. Они расположены на месте древнего индусского святилища, которое до наших дней не сохранилось.История башен Чамских башен По Нагар Изначально в 7 – 12 столетии башен было восемь, они были построены по велению одного из правителей королевства Чампа. Позднее здесь достроили зал для медитаций, от которого до настоящего времени остались лишь несколько колонн. Башни в Нячанге построили в честь известной и почитаемой здесь богини Янг Ино По Нагар, которая, как верят местные жители, была покровительницей города. Традиция проведения различных ритуалов и традиций сохранилась здесь и по сей день – в башни регулярно приезжают вьетнамцы и китайцы-буддисты. Несмотря на то, что 80% вьетнамцев являются атеистами, это место считается духовным местом силы, где проводятся культы почитания предков, в том числе с жертвоприношениями.Башни сегодня Сейчас для осмотра открыты четыре башни, самая высокая из которых когда-то была полна золотых украшений. Особенно интересны резные надписи на стенах строения и статуя десятирукой богини Умы. Башни, которые дошли до наших дней, посвящены богу Ганеши (южная башня), Кри Камбху (центральная башня) и Сандхаке (северо-западная башня). Удивительно, что удалось сохранить интерьеры храмов, которые из-за тусклого света и дыма благовоний выглядят довольно мистически. Перед входом в башни Нячанга следует снять головной убор и обувь. Со смотровой площадки башен открывается удивительный вид на Южно-Китайское море, рыбацкие суда, городской пляж и практически на весь город.Северная Башня Особенно интересна Северная башня Тхап Тинь. Около входа в неё стоит скульптура танцующего бога Шивы, который олицетворяет разрушительное начало вселенной, созидание и трансформацию. В этой Башне По Нагар расположен зал для медитаций, где столетия назад жители искали свой путь, медитировали и обретали умиротворение и гармонию. Сейчас зал разрушен, но, тем не менее, приятная и тёплая энергетика помещения чувствуется до сих пор. Особого внимания заслуживает и особая башенка с фаллическим символом внутри. Считается, что этот символ плодородия помогает парам, которые хотят завести детей.Стоимость посещения: входной билет в Башни По Нагар стоит 21 000 вьетнамских донгов (примерно 1$) на человека.Одежда: в действующий храм нужно входить лишь в закрытой одежде, которая будет прикрывать плечи и колени. Для туристов на территории По Нагар работает прокат специальных туник для посещения храма.Режим работы: ежедневно с 07-00 до 17-30Как добраться: Чамские Башни находятся относительно недалеко от центра Нячанга. Сюда можно доехать на арендованном (5$ в день) мотоцикле или на такси (примерно 2$), а при желании дойти пешком.
Общая информация о Чамских башнях
Башни чамов По Нагар – одно из древнейших сооружений на территории Нячанга, относящееся к временам, когда этот город считался территорией древнего государства Чамов, что некогда существовало на территории Вьетнама.
Чамские башни расположены в пределах самого Нячанга, на горе Кулао. Время их постройки точно не установлено, но считается, что они появились здесь между VIII и XIII веками. Башни Чамов считаются исключительно женским прибрежным святым местом тямского народа, так как во времена существования их государства было четкое разделение на мужские и женские кланы, каждый из которых имел свое святилище.
Тямские башни – это частично сохранившиеся останки некогда религиозных строений. Сегодня популярное в Нячанге экскурсионное место представляет собой комплекс из остатков четырех башен. Самая крупная башня считается воздвигнуто в честь богини По Нагар (отвечает за плодородие), отчего и получил название весь комплекс. Другие башни также посвящены различным богам. Все объекты претерпели реставрационные работы и на сегодняшний день довольно хорошо выглядят.
На сегодняшний день уцелевшие башни имею посвящение следующим богам:
— Северная посвящена богине Уме (жена Шивы). Изображена эта богиня в виде Бхагавати с десятью руками. Именно эта башня привлекает буддистских паломников;
— Южная посвящена богу Шиве, поэтому в этой башне содержится лингам – фаллический символ;
— Северо-западная имеет богатую отделку, несмотря на то, что сохранилась она не в первоначальном виде, а лишь частично. Эта башня посвящена богине Ганеше;
— Центральная и самая большая башня посвящена богине Понагар, имеет интересную архитектуру и красивую серебряную отделку. Передняя часть этой башни украшена изображениями самой богини, а внутри можно увидеть ее статую.
История, архитектура, технологии
К настоящему моменту от исчезнувшего королевства Чампа осталось более двух десятков заметных строений. Это так называемые чамские башни. Всего их насчитывается более двух десятков. Башни расположены в прибрежных местностях от Дананга на севере до Фантхьета на юге. Возраст башен — от 400 до 1000 лет. В них явно видно влияние индийской архитектуры, а не китайской, как на севере Вьетнама. Чамские башни имели разное назначение: имиджевое, культовое, ритуальное.
Традиционно башни строились на квадратном фундаменте и увенчивались многоуровневой изогнутой крышей. Уголки основания крыши часто украшались каменными статуями волшебной птицы Гаруды, подпирающих крышу руками. Над окнами и дверными проемами возводились копьевидные заостренные арки, украшенные простыми резными узорами. Вершины башен украшались каменными рельефами, вырезанными с изображениями птиц и животных, основанными на религиозных убеждениях жителей Чампы.
Башни построены из красного кирпича. Его длина примерно в полтора раза больше современного, толщина примерно такая же, как у современного. Вместо известкового раствора при кладке использовалась смола одного из деревьев. В других случаях полуобожженные кирпичи смачивались водой, накладывались друг на друга, а затем слипались. Фундаментные блоки изготавливались методом прессования из пемзы, кирпичной крошки и песка.
В чамском городе Виджайя использовали комбинацию каменных и кирпичных элементов, в то время как в большинстве других сооружений Чампы использовались только кирпичи. Это предполагает некоторое влияние камбоджийского Ангкора. Это также указывает на относительно более широкую практику тяжёлого труда в Виджайе по сравнению с другими центрами власти Чампы, поскольку обработка камней для строительства была более трудоемкой, чем производство кирпичей.
После покорения Чампы Вьетнамом башни постепенно разрушались. Некоторые попытки их реставрации делались французской колониальной администрацией и южновьетнамским режимом. Во время вьетнамской войны некоторые исторические объекты пострадали при бомбардировках. После 2000 г. башни начали вновь понемногу реставрироваться. Власти Вьетнама вынашивают планы подать заявку на включение некоторых комплексов башен в культурное наследие человечества, которое определяет ЮНЕСКО. Один чамский исторический объект уже входит в него. Хотя это и не башня, а чамский храмовый комплекс под названием Святая земля Мишон, находящийся в районе Дананга.
Кроме реставраций проводятся изыскательские, а затем археологические работы. Многие башни с течением времени разрушились и их месторасположение неизвестно. Иногда случаются интересные находки. Например, в 2012 г. в местечке Фонгле (Phong Le) в 10 км от центра Дананга был обнаружен фундамент башни и много стеновых кирпичей. По их количеству был сделан вывод, что эта башня была, возможно, самой большой в королевстве Чампа. Предположительно, она была возведена в конце 10-го века н.э.
Государство Чамп или Тямп
Это уникальный храмовый комплекс, сохранившийся до наших дней, в котором проводятся религиозные служения, часть из которых поражает всякое воображение, ибо здесь иногда проводят настоящие жертвоприношения. Разумеется, чаще прихожане приносят в храм к алтарям подношения в виде цветков лотоса, фруктов и символических подарков богам.
Семантика названия башен берет свое начало с эпохи существования государства Чампы (Тямпы). В ее состав входили несколько княжеств, города которых выстраивались в устьях рек недалеко от моря: Индрапура, центр княжества был на месте современного Дананга; Амаравати — центр в провинции Куангман, г. Хойан; Виждайя — центр в 27 км к северо-западу от провинции Куинён в провинции Биньдинь, Виждай был главным городом Чампы; Каутхара — центр в современном городе Нячанг; Пандуранга — центр в современном вьетнамском городе Фанранг-Тхаптям. Государство просуществовало с VII — XII веках н.э.
Народы этого государства хорошо отладили морские пути, которые использовали в экономических и политических целях, активно торговали с другими государствами. Они владели искусством изготовления изделий из бронзы, стекла, глины, могли изготавливать кирпич. Их виртуозные умения отразились и на архитектуре, которая до сих пор поражает воображение. На Чамских башнях не так много следов разрушения. Они выглядят так, словно бы не прошло столько столетий с момента их создания. Но все же время беспощадно. Разумеется, в процессе сохранения башен сыграло свою роль и бережное отношение правительства к истории страны. В 1989 – 1998 годах польско –вьетнамский подкомитет поддерживал проведение археологических и реставрационных работ, в результате которых были отремонтированы и восстановлены Чамские архитектурные памятники. Это закладывает основание не верить всему тому, что предстает пред глазами. Историю пишет человек, восстанавливали здания тоже люди, почему бы не добавить к этому процессу что-то свое, что укладывается в рамках нашего представления и понимания?..
Но как бы там ни было, целью строительства башен, как считают историки, послужила вера и служение богу Шиве и его жене Понагар. В честь богини построили главную башню, внутри которой имеется алтарь Линг Йони. Все по тем же исторически данным, комплекс, состоящий из 4 башен, был построен во времена правления чамского короля Ханривармана, управляющего государством в течение 813 по 817 гг.
Нячанг. Чамские башни
Чамские башни в Нячанге хранят историю тысячи лет. Археологи утверждают, что за время существования комплекса было возведено от 6 до 10 башен. Однако, до нашего времени сохранилось только 4 из них. Базисные принципы архитектуру у всех башен похожи, за исключением разве что формы крыши. Вход во все башни находится с восточной стороны. Кстати говоря, башни Понагар в Нячанге так же известны как тямские башни. Всё зависит от транскрипции названия королевства Чампа или Тямпа.
Стоит отметить, что все чамские башни в Нячанге были построены из кирпича. При этом техника строительства до сих пор подлинно не известна. Предполагается, что чамы вместо цемента использовали смолу, что позволило уберечь строения от губительного воздействия влаги.
Храм богини Понагар
Самая большая чамская башня посвящена богине Понагар. Она так же является самым старым и самым красивым храмом комплекса. Именно по этому весь комплекс получил название по имени богини, хотя остальные башни носят имена других индуистских божеств.
В высоту башня достигает 23 метров. Следующая по размеру башня Шивы ниже на целых 5 метров. Это объясняется в том числе тем, что в жизни чамов был распространён матриархат.
Над входом храм изображена богиня Дурга. Это воинственная версия богини-матери одна из инкарнаций Парвати. Раньше здесь приносили в жертвы животных, что бы умилостивить богиню. Впрочем, по слухам, это скрытно практикуется и сейчас.
Крыша башни имеет несколько уровней и выглядит весьма необычно.
На каждом уровне есть свои фигурки животных и людей.
Священный лебедь Хамса — птица вне пространства и времени. Это символ бога Брахмы. Остальные уровне видимо посвящены богам Вишну и Шиве.
Башня Шивы
Башня бога Шивы это центральная башня комплекса Понагар.
По размеру она несколько уступает башне богини. Высота храма Шивы составляет 18 метров.
Вершина башни заканчивается жезлом Шивы. Хорошо видно, что крыша и большая часть башни подверглись основательной реставрации.
Если в храм богини Понагар в основном приходят молиться женщины, то башня Шивы считается мужским храмом.
Южная башня
Южная башня самая маленькая из всех башен комплекса. Её высота составляет около 7 метров. Башня посвящена индуистскому богу войны Сканде. По цвету и состоянию кладки можно определить где проводились реставрационные работы.
На фото ниже поместились сразу 3 чамские башни. Сразу заметно, на сколько башня Сканды уступает в размерам первым двум храмам.
Западная башня бога Ганеши
Западная или по другому северо-западная чамская башня посвящена богу Ганеше. В индуизме Ганеша был сыном Шивы. Он изображается с головою слона.
Вьетнамское название башни Мьеу Донг Нам. Крыша башни по форме напоминает перевёрнутую лодку.
Высота башни составляет 9 метров. Она стоит несколько обособлено от 3-ёх других башен.
Башни Понагар изнутри
Внутри главной чамской башни Нячанга находится статуя самой богини Понагар. Она восседает на троне в золотом одеянии. Сюда довольно часто приходят местные жительницы, помолиться и попросить у богини здоровья и благословения.
Внутри храма воздух прокурен благовониями, а кирпич почернел от копоти.
А так изнутри выглядит башня Шивы. Нечто похожее также находится внутри двух оставшихся башен. Все они в плане внутреннего убранства уступают центральной башне Понагар.
История создания Тямскийх башен По Нагар
В далеком VIII веке тямпы, или чампы, (зависит от произношения) выстроили на месте разрушенного княжества Линьи свое государство. Со временем оно крепло и стало наиболее величественным в X столетии.Тогда и были возведены башни По Нагар – как святыня в честь индуистских богов. Данный комплекс принято считать «женским» храмом, так как во времена существования княжества его условно разделяли на мужское горное и женское прибрежное. Клан, размещенный близ современного Нячанга, поклонялся богине По Нагар, в честь ее и были названы башенные сооружения.
Сооружения были возведены в разное время и посвящались различным божествам, поэтому и внешний вид у них отличается. Но удивляет одно – кладка и украшения за все прошедшие века практически не разрушились, хотя самого государства уже давно нет.
Описание и туристические особенности башен
Древнее наследие Тямских князей поражает своей красотой и сейчас. Комплекс располагается практически в центре города, поэтому его посещают практически все посетители Нячанга, но благодаря платному входу здесь нет нищих и попрошаек, как это можно наблюдать в бесплатной пагоде Белого Будды. На территории бывшего святилища сохранилось лишь четыре башни из восьми.Красота места захватывает с первых минут – сразу при входе можно любоваться уникальным пейзажем из многочисленных красных колон и высокой крутой лестницы, ведущей к площадке у зданий. Подъем неплохо сохранился, но дабы ноги миллионов туристов не разрушали его поверхность, в обход комплекса была сделана более пологая лестница для посетителей. Площадку украшает древний алтарь, куда до сих пор местные жители приносят дары и где даже проводят ритуальные жертвоприношения, моля древних богов о милости.
Первая из башен – Северная, высотой более 28 м, ее местные называют Тхап Тинь, она посвящена главной богине По Нагар и богу Шиве, олицетворяющему Вселенную. В давние времена здесь размещался зал для медитаций, где верующие могли погрузиться в себя и найти смысл жизни. Вход сюда украшает огромная статуя богини, сидящей в позе лотоса и раскрывшей все десять рук.
К сожалению, до сегодня внутренне убранство не сохранилось, но уникальная атмосфера умиротворения и самопознания все же еще присутствует. Интересно данное строение и с архитектурной точки зрения, так как, невзирая на отсутствие склеивающих веществ, кладка остается такой же прочной, как и века назад.
Чем еще интересна достопримечательность
Иные башни посвящены богам Сандхаке, Кри Камбху и Ганеше, они отличаются по размеру и украшениям. Но во всех имеется одна общая черта – отлично сохранившаяся красная кладка из мелких кирпичей снаружи и насквозь прокопченные за века сжигания благовоний стены, изнутри покрытые черной гарью.
В некоторых местах поверхность стеновых поверхностей украшена древними письменами, которым уже более десяти веков. Но до сих пор воздух в башнях напоем ароматом ритуальных благовоний. Здесь всегда можно помолиться индуистским богам, обратиться к ним за помощью, просто погрузиться в эту особую атмосферу.
Кстати, По Нагар – это ныне действующий храм, поэтому все посетители должны соблюдать определенный дресс-код – прикрывать плечи и ноги, снять при входе в помещения шляпы и обувь. Для тех же, кто по незнанию пришел к святыне в неподобающей одежде, предлагается временно облачиться в специальные серые балахоны, которые выдают у входа бесплатно.
В конце марта на территории святыни ежегодно проводят двухдневный буддийский фестиваль, куда приходят посмотреть как местные жители, так и гости города. И это действительно является оригинальным зрелищем, позволяя воочию увидеть древние, порой непонятные обряды и театрализованные представления в честь богов. С площадки возле башен открывается отличный вид на город Нячанг. Любители же фотографий оценят многочисленные красивые деревья и древние статуи местных богов, раскиданные в округе комплекса.
Тямские башни По Нагар – это своеобразное напоминание о богатой и разнообразной истории края, о цивилизации, которая уже исчезла с лица земли, но оставила после себя удивительной красоты памятки архитектуры!
Как добраться
Мы начали свой путь из отеля Galliot, спустились на одну улицу ближе к пляжу где сели на автобус номер 4, который довез нас до места назначения. Цена на автобус составляет 7000 донгов. Платить необходимо кондуктору, а он в свою очередь дает вам билет. Иногда они начинают левачить и не дают. На просьбы дать билет могут реагировать не вполне адекватно.
Будьте внимательны с деньгами, запоминайте сколько даете и считайте сдачу. Мы были свидетелями картины: женщина передала деньги мужу, чтобы тот посчитал и дал за проезд 14000, а тот отдал всю сумму. Сдачу им не дали, а сколько там было – они не знали. Это неправильно, но бывают и такие неловкие моменты. Добраться на такси из нашей локации стоило бы примерно 30 000 – 40 000 донгов.
Автобус останавливается чуть дальше входа, поэтому придется немного вернуться, и вы окажетесь у башен По Нагар.
Вход платный – 22000 донгов с человека. После того как купите билеты вам необходимо пройти проверяющим где у вас проверят билеты и пустят внутрь.
Адрес: Hai Tháng Tư, Vĩnh Phước, Tp. Nha Trang, Khánh Hòa 650000, ВьетнамТелефон: +91 99900 18022Провинция: Кханьхоа
Обязательно посетите парк аттракционов Винперл, в котором так же есть и аквапарк.
Некоторые рекомендации
Отправляясь на экскурсию, позаботьтесь о том, чтобы ваша одежда была максимально закрытой, т.к. Вы посещаете фактически действующий храм. Головной убор не нужен, обувь следует снимать у входа.
Около входа местная администрация может предложить Вам надеть специальные балахоны, которые не оскорбят паломников. А для осмотра окрестностей особенный дресс-код соблюдать не требуется.
Экскурсия длится около получаса, а потом можно посетить сувенирную лавку, расположенную рядом с башнями, и приобрести на память о посещении этого храмового комплекса браслеты, рюкзачки, украшения и пр.
Сувенирные лавки
На территории вы можете встретить различных мастеров, которые продают hand-made предметы.
Это может быть ткачиха, которая поделится с вами своим мастерством. Нас же восхитили необычной красоты песочные картины-сувениры. Представьте себе: сидит вьетнамка, у нее в руках прозрачный сосуд, в который она маленькой ложечкой рассыпает разноцветный мелкий песок и в результате получается афигенная штука. С одной стороны этого сосуда находится какое-то изображение, а с другой стороны надпись на вьетнамском, которая имеет свою смысловую нагрузку. Перечень надписей и значений на русском вам обязательно покажут на листке бумаги. Стоит такой сувенир 120 000 донгов, и он действительно того стоит. Совершенно необычная штука, которую вы мало где найдете.
Обалденные песочные сувениры, песок засыпают в стеклянную форму образуя рисунок
Храмовый комплекс
Храмовый комплекс можно разделить на две отдельные территории: вход в храм вымощен кирпичом, по краям, словно молчаливые стражи красуются довольно высокие столбы, поднимаясь по мощеной лестнице мы попадаем во вторую половину храмового комплекса, башни которой выстроены по L-образному сечению. Стены башни выстроены из желтого кирпича, плотно прилегающего друг к другу. Со временем в результате жжения ароматических палочек, свечей, ломпадок кирпич стал местами черный, засмоленный. Опытный архитектор и строитель отметит тот факт, кто между кирпичей практически нет раствора, позволяющего крепко связать конструкцию. Как это не странно, но внутри самой башни нет ничего, она пустая, а вот ее внешняя половина щедро расписана многочисленными барельефами, колоннами и причудливыми гранями. Более детально и изящно расписаны верхние части конструкций и терракотовые статуи богини-матери Понагар, которая олицетворяет красоту, пение, танцы и покровительствует любому творческому началу.
Главная башня состоит из 4 этажей, на каждом из которых по 4 углам выстроены башни. Внутри можно полюбоваться на статую богини, высота которой равняется 2,6м. Статуя выполнена из черного гранита. Богиня сидит на троне, имитирующего священный цветок лотоса.
Простое созерцание всей этой красоты заставляет почувствовать себя частью древней истории. Хочется прикоснуться к стенам башен, закрыть глаза и очутиться в прошлом, чтобы воочию увидеть часть таинства богослужения богу Шиве и его жене — богине Понагар. Но истинными счастливчиками окажутся те, кто будет отдыхать во Вьетнаме в период с 20 по 23 марта, когда в храмовом комплексе будет проводится праздник в честь богини. Стараясь сохранить истоки древности, на празднике проводят театрализованные представления и настоящие индуистские обряды, приближенные киначальным. Очень диковинное и захватывающее зрелище! В начале праздника статую богини готовят к ритуалу, переодевают, затем подготавливают алтарь для богослужения. Во время переодевания снимают старые одежды, статую богини омывают ароматной водой, затем одевают в новый наряд. Этот ритуал подчеркивает неизбежность изменения всего мироздания, когда мать-природа, зарождаясь, умирает, чтобы вновь возродиться и принести новый богатый урожай.
После проведения всех ритуалов возле храмового комплекса начинается целое шоу-представление с огнем, музыкой, танцами, который невольно приковывают к себе взгляд туристов, заставляя проникнуться всеобщим веселым настроением и попытаться повторить некоторые телодвижения танцовщиц, завлекающих в поток мистического танца в стиле народностей чам.
О Чамских башнях По Нагар
Знакомство с достопримечательностью начинается с дорожки плавно переходящей в лестницу, которая поднимает вас на вершину острова Ку-Лао, откуда открывается прекрасный вид на Нячанг. Если сразу не подниматься по лестнице, то по правой стороне можно увидеть кирпичные колонны среди которых получаются отличные фотографии.
Кстати, в погоне за фото большая конкуренция. Как обычно, здесь много туристов, особенно китайцев, поэтому надо ориентироваться быстро и тогда хорошие фото вам обеспечено. Порой кажется, что они скоро будут везде, для посещения сада камней их привозят автобусами.
Туристы из Китая повсюду
Кирпичные колонны очень популярны среди тех, кто хочет сделать фото
На территории очень зелено и много цветов, которые расставлены в горшках.
Дорога к башням, вид сверху
Цветы украшаю территорию
Расставляют цветы в горшках
Поднявшись по лестнице открывается восхитительный вид на город и рыбацки лодки, на этом фоне получаются отличные фотографии.
Вид на бухту