Фонтаны петергофа
Содержание:
- История
- Музей «Гроты Большого каскада»
- Верхний и Нижний грот
- Особенности музея «Гроты Большого каскада»
- Интересные факты о Большом гроте
- Фонтаны в Петергофе: история строительства
- Как выглядит каскад в наши дни
- Фото и описание
- 120 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ
- САМСОНОВА ТРУБА
- Как добраться
- Петров двор
- Особенности Большого грота
- Скульптуры
- Фонтаны Петергофа сегодня
- Фонтаны Верхнего сада
История
Создание фонтанного сооружения началось в 1721 году на месте Малого грота, построенного в 1716–1717 годах. Петр Первый приказал соорудить на месте грота Мраморный каскад наподобие Малого каскада, расположенного в резиденции французских королей в Марли.
Работы начались по чертежам Николы Микетти в 1721 году. По замыслу Петра, наверху композиции предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, из ртов которых вырываются потоки воды. Играющие тритоны и две трехэтажные полуразрушенные башни по сторонам должны были стать украшением фонтана.
В создании Мраморного каскада принимали участие архитекторы Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. Водопровод был проложен фонтанным мастером Василием Туволковым.
Но планам Петра при его жизни не суждено было сбыться. После шести лет упорного труда из-за нехватки материалов и воды Мраморный каскад так и не был построен. Нептунову телегу, отлитую из свинца Б.К. Растрелли, установили в Верхнем парке.
В 1737 году строительство возобновилось по новому проекту, разработанному Михаилом Земцовым. Каскад украсили фигурами драконов, вырезанными из дерева, их крылья обшили холстом и раскрасили. Вода вырывается из пастей драконов и стекает по сливным плато, облицованным свинцовым покрытием. С тех пор каскад стал называться Драконовой горой.
По его сторонам установили мраморные скульптуры, выполненные итальянскими мастерами.
В 1769 году сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами и каскад стал называться Шахматной горой.
В 1875 году фигуры драконов были заменены на металлические.
Музей «Гроты Большого каскада»
Понятие «грот» пришло к нам из французского и итальянского языков, это слово означает популярный в эпоху барокко элемент украшения регулярного парка — искусственную пещеру. В Петергофе гроты – не просто красивые безделушки, а композиционный центр Большого каскада, уникальные сооружения, придающие ему неповторимый облик. Идея устройства грота в Большом каскаде Нижнего парка Петергофа принадлежит Петру I. Копия собственноручного рисунка царя, демонстрируемая посетителям музея, изображает дворец на вершине холма и искусственный водопад, или каскад фонтанов, у его подножия. Воплощали смелую идею Петра архитекторы Браунштейн, Леблон и Микетти в 1715-1721 гг. Архитектурный ансамбль петергофских гротов не претерпел значительных изменений с 1720-х годов, и знаменитые петровские фонтаны-шутихи все так же приводят в восторг детей и взрослых в летний сезон.
Верхний и Нижний грот
Архитектор Николо Микетти предложил Петру украсить каскад не одним, а двумя гротами – так появились Верхний грот и Нижний грот. Перед Нижним гротом Микетти установил фонтан, облик которого несколько раз корректировал Петр: это нынешний фонтан «Корзинка», который мы видим, выходя из грота в Нижний парк. Верхний грот меньше по размеру, поэтому существуют и другие названия: Большой и Малый грот. Оба грота изящно отделаны туфовым камнем песочного цвета, богато украшены мраморными и бронзовыми позолоченными статуями. По желанию Петра скульптура должна была чередоваться с вазами – царь контролировал все до мелочей в своем любимом Петергофе. Перед Верхним гротом устроена мраморная терраса, завершенная двумя золочеными фигурами Тритонов: лучшей площадки для фотосъемки Большого каскада в летний сезон просто нет. Нижний грот имеет фасад, обрамленный пятью изящными высокими арками, которые отделаны туфом и украшены золочеными маскаронами.
Особенности музея «Гроты Большого каскада»
Здесь посетители узнают интереснейший исторический контекст появления фонтанов в России и историю постройки фонтанного водовода в Петергофе. Гроты являются сложным гидротехническим сооружением сами по себе: на их «плечах» стоить весь Большой каскад! Под сводами Верхнего грота проходят трубы, подводящие воду к фонтанам каскада – только в этом музее есть возможность их подробно рассмотреть своими глазами. Также здесь можно увидеть образцы труб трехсотлетней давности, разнообразный инструмент и форму мастеров фонтанной команды Петергофа девятнадцатого столетия. После исторического экскурса настает время немного повеселиться. Известна любовь Петра Великого к водяным забавам. Он непременно желал устроить их в гротах, но полностью все было реализовано уже после смерти Петра. В Большом гроте уставших от прогулки по парку гостей ждал стол, накрытый вазами с фруктами и бокалами вина. Но как только гость протягивал руку, чтобы взять со стола угощение, из почти незаметных трубочек, спрятанных по периметру «стола», вырывались струи воды и обливали собравшихся. В планах Петра эта затея носила название «стол с брызганьем». Сконфуженные дамы и кавалеры стремились к аркам, выходящим из грота на террасу – но их приключения не заканчивались. На головы замешкавшихся гостей обрушивался настоящий водопад. Все прелестные фонтаны-шутихи восемнадцатого века демонстрируются каждому посетителю музейного комплекса «Гроты Большого каскада».
Интересные факты о Большом гроте
Главная скульптура Большого каскада — Самсон, разрывающий пасть льву, символизирует победу России над Швецией. Образ библейского героя отражает дату главной битвы, принесшей победу русскому государству. Лев олицетворяет Швецию — именно это животное изображено на гербе страны. Кстати, за секунду фонтан расходует около 70 литров воды.
Профессия смотрителя фонтанов стала одной из самых престижных после воздвижения Большого дворца и его парков. В ученики брали детей в возрасте 10 лет. Именно для них трубы были выкрашены в разные цвета. Главными обязанностями подмастерьев было устранение засоров и чистка внутренней поверхности труб.
Но к сожалению, за столь высокий статус приходилось платить собственным здоровьем. Постоянное нахождение в подземелье негативно сказывалось на зрении работников и даже приводило к его полной потере. К слову, трубы, проводящие воду, в XVIII веке изготавливались из дерева, поэтому следить за ними нужно было особо тщательно.
Ещё одним интересным фактом является то, что переняв западную моду на морскую тематику, многие мастера не имели представления о том, как выглядят некоторые обитатели водных стихий. Так, например, дельфины, которых особо любили изображать скульпторы, выглядели более похожими на волшебную рыбу-кита из сказки.
Побывать в Петергофе и не посетить гроты Большого каскада будет непростительной ошибкой. Ведь именно здесь находится сердце всех фонтанов паркового ансамбля.
Фонтаны в Петергофе: история строительства
Идея создать в России роскошную водную феерию появилась у Петра ещё в конце XVII века. Задумку царь привёз из поездки по Европе, где его поразили сады с фонтанами в Англии, Голландии, Германии и Австрии. А вот французский Версаль Пётр Алексеевич ещё не видел, когда мысль о строительстве фонтанного комплекса уже прочно поселилась в его голове.
Пётр знал, что существует два способа создания фонтанов: с помощью специальных технических насосов или на основе естественного давления, обеспеченного перепадом высот. Его выбор пал на второй вариант, поскольку первый представлялся слишком затратным — хотя именно насосы обеспечивали работу фонтанов в знаменитом Версале.
Интересно, что по начальному плану большую резиденцию с фонтанными каскадами было решено строить в Стрельне. Там начали активные работы, но вскоре пришлось признать: рельеф местности не позволял осуществить задумку.
В 1717 году Пётр I наконец посетил Францию — Версаль, Трианон, Сен-Клу и Марли. Царь изучал техническую сторону вопроса, глубоко погружался сам и искал специалистов, которые смогли бы осуществить его мечты по созданию фонтанов в Петербурге.
Первыми такими специалистами стали:
- Жан Батист Леблон — французский зодчий, «генерал-архитект» Санкт-Петербурга, знаток садового и фонтанного искусства, который по заказу Петра Великого составил «Водяной план»;
- Василий Григорьевич Туволков — первый русский инженер-гидравлик, ставший строителем уникального водовода.
В 1720 году, когда уже активно строились пруды Верхнего Сада, Пётр I продолжал поиски новых источников водоснабжения. Они нашлись в совершенно случайной поездке Петра к Ропшинским высотам. Здесь, у деревень Забродье, Хабино и Глядино, были обнаружены подземные водяные ключи, а Петергофская мыза, находившаяся к западу от Стрельны, имела, как выяснилось, перепад воды от источников до парка почти в два раза больше Стрельнинской. Проведя расчёты и посоветовавшись со специалистами, царь приказал остановить работы в Стрельне и кинуть все силы на Петергоф.
В начале 1721 года начинается прокладка Ропшинского канала: ширина 6 метров, глубина — 2. Ежедневно над строительством работало больше 2000 человек. Устраивая главный канал, Туволков решил использовать нынешний Английский пруд в качестве водохранилища: он проложил Верхнесадский канал и наполнил водой Квадратные пруды. Общая протяжённость созданного к лету водовода составляла 40 километров.
Первый пуск воды по Ропшинскому каналу состоялся 8 августа 1721 года.
«Вода дошла до Петергофа к следующему утру, к 6-ти часам и тогда же пущены были все фонтаны и каскад», — писал голштинский дворянин Фридрих Берхгольц, присутствовавший на празднике пуска фонтанов.
Так осуществилась мечта Петра I — в России появилась огромная фонтанная природная система. Которой, впрочем, предстояло ещё развиваться и развиваться.
В следующем столетии от Ропшинских высот был проложен ещё один канал, устроено 9 прудов-водохранилищ. Больше 30 лет работами по строительству водовода руководил Мечеслав Пилсудский — инженер-капитан, с 1857 по 1874 годы — управляющий петергофскими фонтанами.
Водопроводящая фонтанная система Петергофа была окончательно сформирована во второй половине XIX века и с тех пор существенно не менялась.
Тяжелейшие повреждения она получила во время Великой Отечественной войны, на восстановление было потрачено больше двух лет, ещё несколько десятилетий реставрировали и воссоздавали утраченные скульптуры.
Ежедневно в высокий сезон через знаменитые фонтаны Петергофа проходит около 100000 кубометров воды.
Как выглядит каскад в наши дни
Львиный каскад выполнен из путиловского камня в нетипичных для Петергофа традициях позднего классицизма. Двухцветные колонны и полное отсутствие золоченых украшений подчеркивают строгость и лаконичность античных линий и форм.
По центру каскада расположена скульптура нимфы Аганиппы
Фонтан обустроен на прямоугольном бассейне, который имеет размеры 30 на 18,5 м. По периметру бассейна возвышаются 14 серых колонн, вытесанных из полированного сердобольского гранита. Архитрав, база и капители ионического ордера сделаны из белого мрамора, а высота стройных колонн достигает 8 м.
Со стороны Марлинской аллеи по сторонам от фонтана стоят два бронзовых льва, из пастей которых падают пенящиеся струи воды. По центру можно увидеть фигуру нимфы Аганиппы. Автор бронзовой статуи — Ф. П. Толстой изобразил молодую девушку, которая держит на плече большой кувшин. Вода выливается из кувшина, падает на основание памятника и разбивается на мелкие брызги, ударяясь о гранит. Из внутреннего бассейна по фонтанным ступеням вода попадает в нижний бассейн, а оттуда течет по гранитному желобу.
Один из двух бронзовых львов
Каскад расположен на западе Нижнего парка. Он стоит на аллее, ведущей к живописному павильону Эрмитаж. Для туристов Нижний парк открыт с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Вход сюда платный. Летом воду в фонтанном каскаде запускают ежедневно с 11.00 до 19.00.
Фото и описание
Большой каскад – это основное сооружение колоссальной системы фонтанов Петергофа. Оно является уникальным по обилию воды, размерам, роскоши скульптурного оформления, графическому многообразию водометов и особенной выразительности каждого его элемента. Большой каскад являет собой выдающийся памятник барочного искусства и одно из самых известных мировых фонтанных сооружений
Нынешний облик Большого каскада складывался на протяжении целого века. Идея композиции этого сооружения принадлежала Петру I.
В мае 1716 г. было начато строительство каскада. 13 июля 1721 г. состоялся пробный пуск воды в присутствии императора. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 г. и Большой каскад начал функционировать. Но при этом продолжали вести строительные работы. После запуска каскада появились новые маскароны и скульптуры.
В 1735 г., в центре ковша был установлен фонтан «Самсон», а в 1738 г. в разрыве мраморной балюстрады была установлена группа из двух тритонов, трубящих в раковины работы К. Растрелли. Этим были завершены существенные работы по оформлению Большого каскада.
Центр Большого каскада – Нижний (Большой) грот. Две каскадные лестницы в семь ступеней ограничивают площадку перед Большим гротом. Лестницы декорированы золочеными кронштейнами, барельефами, струями водометов, а также золоченой скульптурой, которая чередуется с вазами. Центром площадки является фонтан «Корзина». Его воды стекают в ковш по трем водопадным ступеням. Гранитный карниз с украшенной вазами мраморной балюстрадой завершает стену Нижнего грота перед террасой Верхнего или Малого грота. С Большим Петергофским дворцом каскад представляет определенное архитектурное стилевое единство: бело-желтые цвета, полукружие ниш и арок, декор, который подчинен его трехчастному делению.
Впоследствии грот и каскад не раз переделывались: производили замену деревянных пьедесталов на каменные, перезолачивали скульптуры, меняли кордоны бассейнов, при этом часть декоративных элементов и барельефов исчезла, перестали работать фонтаны в гроте. Незаконченная реставрация середины 19 в. стала причиной искажения первоначального вида сооружения.
В годы Великой Отечественной войны Большой каскад также сильно пострадал. Бесследно исчезли четыре самые крупные скульптуры и все декоративные элементы, которые не успели вывезти в эвакуацию. Но, несмотря на это, 25 августа 1946 г., благодаря стараниям и самоотверженному труду реставраторов и помощи жителей Петергофа, состоялось торжественное открытие вновь возрожденных фонтанов. А уже на следующий сезон в ковше канала на пьедестале вновь стала возвышаться мощная фигура «Самсона, разрывающего пасть льва», созданная скульптором В. Симоновым по сохранившимся фотографиям. Полная реставрация скульптур и фонтанов Большого каскада была завершена в 1950 г.
Новую жизнь Большой каскада начал в 1995 г., когда были закончены длившиеся семь лет реставрационные работы. Проведение этой реставрации было обусловлено удручающим состоянием подземных коммуникаций и гротов, которые обеспечивали водой множество фонтанов каскада. Авторами проекта было решено восстановить также и те декоративные элементы, которых лишился каскад за многие годы его службы. Для этого скрупулезно изучались различные документы 18-20 вв.: чертежи мастеров фонтанного дела и архитекторов, гравюры и акварели, архивные источники и даже мемуарная литература.
120 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ
В летний сезон по утрам в Петергофе непривычно тихо: фонтаны молчат, на ночь их отключают. В 09:50 на площадку перед Большим каскадом поднимается Александр Корсаков. У него в руках приспособление, сваренное из двух отрезков труб. Здесь эту конструкцию называют ключом. Этим инструментом мастер поворачивает чугунный вентиль. В воздух одновременно взмывают тысячи струй.
За сутки здесь проливается около 8 миллионов литров воды.Но прежде чем вырваться на волю, она проделывает огромный путь.
Более чем в двух десятках километров отсюда, в Ленинградской области, на Ропшинских высотах – бьют ключи. В 20-е годы XVIII века специальная экспедиция обнаружила тут пруд с очень холодной водой, которая даже летом не нагревается выше +5 градусов.
Водоем в деревне Глядино стал источником всей водоподводящей системы фонтанов. По сути инженеры того времени воспользовались уникальным рельефом местности и законами физики. Ключи бьют на высоте более 120 метров над уровнем моря. А Петергоф расположен на высоте 18 метров. Между ними под руководством Петра Первого были прорыты каналы и пруды, по которым вода самотеком устремилась вниз.
Водную стихию, правда, пришлось усмирить. Чтобы бурный поток не сбил с ног фонтанную скульптуру и не смыл все на своем пути, в Вернем саду сделали несколько водоемов. В них по ночам набиралась вода. 300 лет спустя принцип не изменился.
САМСОНОВА ТРУБА
Осенью 1720, зимой и весной 1721-го года буквально вгрызаясь в промерзшую землю, строители прокладывали путь воде. Они рыли каналы, обустраивали пруды.
Император хотел, чтобы фонтаны били на десятки метров вверх. Чтобы увеличить давление воды на всем пути от ключей до Петергофа, установили 24 шлюза и дамбы.
А позже по дну от водоемов проложили еще и трубы. В начале XVIII века их делали из лиственницы и мореного дуба. Топорами выбивали середину и пускали воду. Теперь их можно увидеть только в гротах, расположенных под Большим каскадом, там сегодня музей.
О водоподводящей системе знает если не все, то почти все Александр Корсаков. Он работает фонтанным мастером 8 лет. Пришел сюда на подработку и остался – профессия затянула.
Из-за большого диаметра часто в трубах застревал крупный мусор. Защитные решетки установили позже. А тогда, в 18 веке, засоры чистили худые мальчишки, которые могли пролезть внутрь.
Вообще работать в фонтанной команде тогда было тяжело и даже опасно для здоровья. Когда дерево начали менять на чугун, многие, вспоминает хранитель экспозиции ГМЗ «Петергоф» Сергей Бондарев, получали отравление парами тяжелых металлов: «Фланцы, стыки труб, прокладывались сначала кожей, свинчивались болтами и дальше обливались свинцом. С помощью чеканки лишний свинец можно было убрать».
Сейчас, во время ремонта и реставрации, применяют ту же технологию, она надежная – но мастера работают в масках и со специальным оборудованием.
А еще для удобства все коммуникации, говорит фонтанный мастер ГМЗ «Петергоф» Александр Корсаков, теперь покрашены в разные цвета, чтобы даже новичкам было легко ориентироваться под землей.
Под землей, в гротах, видно: чем ближе к фонтанам – тем уже труба. Перед форсунками она становится совсем тонкой, для увеличения давления. Благодаря этому струя Самсона бьет вверх на 20 метров.Трудно поверить, что без помощи насосов. Но их здесь нет совсем. Исключительно сила воды и ни одного киловатт-часа затраченной энергии.
Как добраться
На электричке
За 45 минут доберёшься от Балтийского вокзала до станции «Новый Петергоф». От станции до Нижнего парка, где начинается вся красота, три километра. Их можно пройти пешком или проехать на автобусе.
Стоимость билета: 60-70 руб.
Фото: Mistervlad / Shutterstock.com
На маршрутке
Преимущество такого варианта: сядешь у метро и подъедешь ко входу в парк, дополнительных движений не потребуется. Недостаток: придётся ехать на маршрутке.
Станции метро, от которых идут маршрутки в Петергоф:
- «Балтийская» — маршрутка №404;
- «Ленинский проспект» — маршрутки №103, К224, 420;
- «Проспект Ветеранов» — маршрутки №343, №639-б;
- «Кировский завод» — маршрутки №224, 404.
Время в пути почти час с какой бы станции ты ни поехал (это если без пробок!). Стоимость проезда: 80 руб.
На «Метеоре»
Теплоход ходит с мая по октябрь при хорошей погоде, отходит от Дворцовой пристани, время в пути ≈ 30 минут. За билет придётся прилично заплатить, зато путешествие по воде выйдет быстрее и интереснее других вариантов.
Стоимость билета: ≈900 руб. в одну сторону, ≈1600 руб. туда-обратно. Билеты можно купить онлайн.
Большой петергофский дворец. Фото: Apichade Korkasamporn / Shutterstock.com
На машине
Петергоф находится в 40 км от Санкт-Петербурга, на машине сможешь добраться примерно за час. Вот два основных маршрута:
- через Стрельну по Петергофскому шоссе (бесплатная дорога);
- по платному западному скоростному диаметру, а затем по кольцевой и Гостилицкому шоссе.
Петров двор
Идея о создании загородной резиденции на берегу Балтийского моря возникла у Петра Великого в 1714 году. С присущей ему энергичностью царь не только контролировал возведение дворцов и фонтанов Петергофа, но и приложил руку к составлению планов, эскизов и чертежей. Менее чем через десять лет состоялось торжественное открытие «Петрова двора». Петергофский водовод был спроектирован инженером Василием Туволковым: на расстоянии в 49 километров расположено восемнадцать прудов вместимостью более миллиона кубометров воды. Система водоснабжения Петергофа отличается своей естественностью – никаких насосов или водонапорных сооружений не используется, зато применяется принцип сообщающихся сосудов благодаря разнице в уровнях расположения прудов и фонтанов. Вода поступает в фонтаны с Ропшинских высот.
За Большим каскадом, примыкавшим к Петергофскому дворцу (изначально двухэтажному), скрывались гроты с необычными фонтанами, работа которых заставала посетителей резиденции врасплох. «Шутихи» или «шутейные фонтаны» включались неожиданно: например, когда кто-то протягивал руку к блюду с фруктами на импровизированном столике или просто шел по тропинке. По рисункам Петра I в Нижнем парке построили также дворец Монплезир, в переводе с французского – «Мое удовольствие». Благозвучное название дано неслучайно: царь необыкновенно ценил время, проведенное во дворце. В покоях Монплезира до наших дней сохранились вещи, принадлежавшие Петру I: ночной колпак из фетровой ткани, кувшин, тазик для умывания и полотенце. Литературный критик XIX века Виссарион Белинский писал: «Монплезир – одна самых почитаемых реликвий отечественной истории».
После смерти Петра Великого для Петергофа настали трудные времена: противники реформ из московской знати увезли юного царя Петра II в Первопрестольную, и резиденция за несколько лет пришла в запустение. Лишь в 1730 году, когда трон заняла Анна Иоанновна, о Петергофе вспомнили вновь и продолжили его обустройство. Императрица обратилась к одному из самых известных отечественных архитекторов – Михаилу Земцову. В 1925 году искусствовед Владимир Курбатов так писал о его работе: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы». Дело Петра Великого продолжала и его дочь Елизавета Петровна, питавшая страсть к украшению новых дворцов. Придворный архитектор Ф.-Б. Растрелли, пик карьеры которого пришелся именно на елизаветинское правление, возвел новый корпус Монплезира, Большой дворец, а также составил проекты новых фонтанов. По инициативе Растрелли в Петергоф перевели более ста пятидесяти картин, приобретенных Петром I за границей. При Екатерине II границы Петергофа расширились и вышли за те пределы, которые определил для них первый российский император.
Особенности Большого грота
Грот представляет собой нишу внутри земляного холма, длиной в 40 метров. Он был создан для укрепления горы, на которой находится Большой каскад и возвышается главный дворец.
По левую и правую сторону построены малые каскады, имеющие по семь ступеней, и шириною в восемь метров. Каждая ступень имеет богатое оформление в виде барельефов, кронштейнов, скульптур и ваз. В бассейне перед Нижним гротом также расположен фонтан. Он назван «Корзинка» благодаря особому расположению струй, напоминающему узор плетения корзин.
Ещё один фонтан расположен при выходе из грота и имеет вид ниспадающей водяной стены. Это так называемый фонтан-шутиха, который при приближении человека начинает работать. Вторая шутиха расположена внутри грота и называется «Столик». Петр I любил подшутить над своими гостями и просил угоститься фруктами из вазы, стоящей на столе. Как только доверчивый бедняга протягивал руку к плодам, в него тут же начинали стрелять струи воды из отверстий по периметру фонтана. Сегодня струи направлены в центр фонтана, так что посетителям нечего бояться.
Стены и потолок грота отделаны туфом, что создаёт атмосферу роскоши и романтики внутри пещеры. Освещали помещение до проведения в нем электричества стеклянные люки, расположенные на потолке. Наружные стены грота также покрыты камнем, но для поддержания водной тематики, некоторые участки оформлены морскими раковинами.
Нижний грот имеет множество скульптур. Они изображают богов и сказочных существ из античной мифологии. Вакх, Венера, Фавн и другие персонажи застыли в вечном безмолвии перед гостями Петергофа. Особый романтический настрой создаёт скульптура «Амур и Психея», как символ вечной любви и верности.
Все статуи являются точными копиями оригиналов, находящихся в музеях во всех концах света. Большинство скульптур изготовлены из красной меди методом гальванопластики и покрыты золотым напылением. Этот способ позволяет создавать полые статуи, которые легко перемещать из мастерской на постаменты.
Не меньше внимания заслуживают мраморные изображения времён года. Образы зимы и весны вышли из-под руки Пьетро Баратта, а лето и осень принадлежат неизвестному автору.
Путешествие по Нижнему гроту открывает неожиданные ракурсы на скульптуры и фонтаны Большого каскада. Сквозь арки можно подробно рассмотреть переплетающиеся струи «Корзинки», а пройдя чуть дальше, открывается великолепный обзор на статую Самсона.
В нижнем помещении находится система труб, подводящих воду к фонтанам
Если обратить внимание на стены и пол, можно увидеть отделку XVIII века. Также здесь представлены образцы труб, пролегавших под Большим каскадом в разные времена
Скульптуры
Огромный фонтанный комплекс строили для того, чтобы он символизировал мощь молодого Российского государства, достигшей своего пика во время правления Петра I. Кроме того, Большой каскад, как и многие другие фонтаны Петергофа, был призван прославить победу российской армии в многолетней и тяжелой Северной войне.
Такие амбициозные задачи было под силу решить только известным скульпторам, поэтому работу над оформлением каскада поручили итальянцу Бартоломео Карло Растрелли, французу Франсуа Вассу и немцу Иоганну Конраду Оснеру. Следует заметить, что ожидания российского императора полностью оправдались. Эти мастера с помощью выразительного языка пластики сумели в полной мере показать величие побед Петра I и злонамеренность его врагов.
Первоначально все скульптуры и барельефы были отлиты из свинца и покрыты слоем сусального золота. К концу XVIII столетия фонтанные статуи потеряли былой блеск и стали разрушаться, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1806 году скульптурное убранство полностью обновили.
Среди новых скульптур оказались копии произведений античных авторов и мастеров резца эпохи Возрождения. Кроме них, в фонтане появилось полтора десятка статуй, изготовленных отечественными скульпторами. Авторами работ для Большого каскада стали М. И. Козловский, И. П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. Ф. Щедрин и Ф. И. Шубин.
Одна из лестниц каскада
На протяжении долгой истории оформление фонтана несколько раз менялось, но оно никогда не нарушало первоначального замысла. Сегодня, как и почти три столетия назад, Большой каскад воспринимается великолепным триумфальным памятником эпохи Петра Великого.
В наши дни на самом известном фонтане Петергофа можно увидеть 37 статуй из бронзы, которые покрывает тонкий слой позолоты. На вертикальных частях сливных ступенях смонтировано 29 барельефов. А за пеленой стекающей воды проглядывают изображения героев известных греческих и римских мифов — Кентавра, Геракла, Нептуна, Зевса и Геры. В нишах Верхнего или Малого грота установлены мраморные бюсты, посвященные четырем временам года.
Помимо этого, в убранстве лестниц и гротов использованы 16 ваз, дельфины, львы, маскароны и лягушки. Всего в разных частях каскада можно увидеть 225 статуй и скульптурных украшений, отлитых из бронзы.
Вид Нижнего грота и фонтана «Корзинка»
Фонтаны Петергофа сегодня
Больше 150 фонтанов и каскадов в Нижнем парке — то, за чем ежегодно в бывшую императорскую резиденцию приезжают тысячи человек. Фонтаны — визитная карточка Петергофа и главное украшение роскошного дворцово-паркового ансамбля на берегу Финского залива.
«Самсон» и Большой каскад
Грандиозная водная феерия — первое, что видят гости Петергофа, войдя в Нижний парк. В Большом каскаде 64 фонтана, 225 скульптур и большой грот. Центральная фигура — Самсон, раздирающий пасть льва. Строительство этой фонтанной группы велось больше 20 лет по эскизам самого Петра I.
Каскад «Шахматная гора»
Каскад спускается со склона в восточной части Нижнего парка. Сливные ступени стилизованы под шахматную доску, а по обеим сторонам водного потока стоят статуи 10 античных богов.
Римские фонтаны
Роскошные Римские фонтаны находятся у подножья «Шахматной горы». Они — сама элегантность. Фонтаны выполнены в виде двухъярусных чаш из разноцветного мрамора, отделаны золотыми гирляндами, раковинами и венками, вода мощными струями бьёт вверх и срывается вниз уступами. Такие же фонтаны украшают площадь Святого Петра в Риме.
Каскад «Золотая гора»
Ещё одна «гора» находится в западной части парка, недалеко от дворца Марли. Скульптурная группа, расположенная вдоль ступеней, изображает героев древнегреческой трагедии. Сливные ступени отделаны позолотой, поэтому работающий каскад создаёт ощущение льющего со склона золота. Надо ли говорить, что в солнечную погоду «Золотая гора» просто бесподобна?
Фонтаны-шутихи
Любимая детская (и не только!) забава в Петергофе. Принцип работы основан на внезапности: водяные струи начинают бить неожиданно — и далеко не все гости могут выйти сухими из воды.
«Львиный каскад»
Монументальная фонтанная группа расположена на аллее, ведущей к Эрмитажу. 14 колонн из тёмного сердобольского гранита, 12 вазонов из белоснежного каррарского мрамора и бьющие вверх струи воды — великолепное зрелище! Каскад украшают два бронзовых льва, из пастей которых также льётся вода, и фигура нимфы Аганиппы.
Чаши — большие Французский и Итальянский фонтаны
Парные фонтаны «Чаши» установлены среди цветущих клумб и газонов по обе стороны от Самсона. В каждом круглом бассейне диаметром 25 метров — по большой мраморной чаше весом 17 тонн. Мощные струи фонтанов, поднимающиеся высоко вверх, гармонируют с Большим каскадом. Фонтаны названы в честь мастеров, которые их монтировали: с восточной стороны — Французский, а с западной — Итальянский.
Фонтан «Солнце»
Фонтан оформлен в виде позолоченной колонны и находится в центре водоёма в Нижнем саду. Струи воды, словно солнечные лучи, бьют из 187 отверстий, расположенных по кругу. Колонну в окружении дельфинов приводит в движение колесо.
Фонтан «Тритон»
Скульптура Тритона возле Оранжереи символизирует победу России над шведской морской эскадрой. Мощная струя воды бьёт на 8 метров вверх, вырываясь из пасти морского дьявола, с которым сражается Тритон. Завершают облик фонтанной группы черепахи, из которых также бьёт вода. Проект этого фонтана разработал Бартоломео Растрелли.
Фонтаны «Адам» и «Ева»
Парные фонтаны расположены на аллее, которая соединяет Морской канал и дворец Монплезир. Проект разработал Пётр I (первый фонтан открыли ещё при жизни царя). Мраморные фигуры установлены на постаментах в центре восьмигранных бассейнов, высота водных струй достигает 7 метров и превращается в крупные капли, красиво осыпаясь в бассейн.
Фонтаны Верхнего сада
Фонтаны Квадратных прудов
Один из фонтанов Квадратных прудов в Верхнем саде Петергофа, украшенный статуей юного Аполлона. Создан в 1734 – 1738 годах скульптором Бартоломео Растрелли и фонтанным мастером Поль Суалем.
Два фонтана, расположенные в прямоугольных («квадратных») прудах напротив флигелей Большого Дворца. Восточный пруд украшен скульптурой Аполлона, западный – статуей Венеры Италийской.
В 1737 году западный пруд был украшен композицией «Купание Дианы», восточный – фигурами бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженных дельфинами. Затем их украшали статуи «Весна» и «Лето» и лишь в ходе послевоенной реставрации Квадратные пруды приобрели свой нынешний облик.
Фонтан «Дубовый»
Фонтан «Дубовый». Создан в 1734 году архитекторами Иваном Бланком и Иваном Давыдовым, а также скульптором Джованни Росси.
Фонтан «Дубовый» представляет собой статую Амура, надевающего маску. Скульптура располагается на островке в виде морской звезды, каждый луч которой украшен дельфинами, выпускающими струйки воды.
Первоначально в центре композиции размещался золоченый дуб авторства Бартоломео Растрелли, но в середине XVIII века его перенесли в Нижний парк и использовали для создания фонтана-шутихи «Дубок». В Верхнем же саду в 1809 году установили скульптуру бога Амура, созданную Джованни Росси. Однако старое название фонтана почему-то решили оставить.
Фонтан «Нептун»
Фонтан «Нептун», 1799 год установки. Архитекторы Хуберт Риттер и Г. Швайгер, отливщик — В. Херольд.
Центральный фонтан Верхнего сада представляет собой статую Нептуна с короной и трезубцем, который возвышается над другими обитателями морских пучин: нимфами, дельфинами и всадниками на морских крылатых лошадях.
Первоначально композиция имела совершенно другой облик – установленная в 1737 году «Телега Нептуна» изображала повелителя морей на коляске. В конце XVIII столетия износившуюся фигуру заменили новой композицией, созданной в Нюрнберге еще в XVII столетии, но так и не нашедшей применения на родине.
Фонтан «Межеумный»
Межеумный фонтан Петергофа. Установлен в 1738 году. Архитекторы: Иван Бланк, Иван Давыдов, Иван Яковлев. Скульптор — Бартоломео Растрелли.
Фонтан располагается возле главного входа в Верхний сад и представляет собой бассейн с четырьмя фигурами дельфинов и скульптурой морского дракона по центру.
Устаревшее слово «межеумный» означает «неопределенный», что отражает историю неоднократной смены декора фонтана.
Первоначально в центре бассейна располагалась композиция «Андромеда», затем ее сменила скульптура «Стерлядки», далее – фонтанирующая ваза. С течением времени центр композиции менялся еще несколько раз, лишь в 1958 году советские скульптуры по рисункам восстановили первоначальный замысел архитектора Ивана Бланка и вернули в центр бассейна морское чудовище.