Свято-троицкая александро-невская лавра в санкт-петербурге: архитектурный комплекс, построенный в память о великой победе в невской битве

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Время потрясений: ХХ век.

К началу XX в. монастырь, где подвизались уже более 130 монашествующих, был одним из самых богатых, кроме того, славился своими святынями, уникальной историей. Лавра, как задумывал основатель, Петр I, несла громадное социальное служение, тратя на благотворительность большую часть своих немалых доходов: здесь работала (еще с 1714 г.) богадельня для увечных воинов, «Дом призрения» бедных, монахи помогали женскому епархиальному училищу. А когда началась 1 мировая война – отправили на фронт передвижной госпиталь, еще один – открыли на территории обители.

Так встретила лавра 1917 год. Конечно, новая большевистская власть не могла не подвергнуть гонениям обитель, настолько тесно связанную со «старым режимом». Сначала забрали все помещения, кроме церковных, затем пришел черед храмов, вскрытия, «реквизиции» мощей блгв. Александра Невского, которые оказались в музее, наконец – разорения уникальных лаврских кладбищ, хранящих память об истории страны.

Сложной оказалась также духовная обстановка в монастыре: с 1922 г. его захватили сторонники обновленческого раскола, которым добровольно подчинились многие насельники. Только через год лавриоты смогли вернуться к Патриаршей Церкви.

А ночью 18 февраля 1932 г. монашеская община прекратила существование, так как были арестованы все братия, еще остававшиеся на свободе. 

Началось тяжкое время гонений, разрушения памяти об истории монастыря, города: помещения обители заняли различные советские учреждения, общежития. Многие из них продолжали действовать здесь до начала 2000-х гг.

Тем не менее, с 1957 г. удалось вернуть Троицкий собор, где возобновились регулярные службы, хотя он считался тогда приходским храмом. Только с 1996 г. началось возрождение иноческой жизни, а 18 апреля 2000 г. восстановленной лавре были переданы все отобранные ранее здания. Время гонений закончилось. 

Первоначально похоронен в церкви

Дом Романовых

Изображение Имя Родившийся Умер Занятие Памятник Справка
1718 1746 Дочь царевны Екатерины Ивановны , матери императора Ивана VI , регента России.
Анна Петровна   1757 1759 Дочь великого князя Петра Федоровича , будущего императора Петра III, и великой княгини Екатерины Алексеевны , будущей императрицы Екатерины Великой.
1691 1733 Дочь царя Ивана V и Прасковьи Салтыковой , старшая сестра императрицы Анны , племянницы Петра Великого , герцогини Мекленбург-Шверинской .
1673 1716 Дочь царя Алексея и Натальи Нарышкиных , сестра Петра Великого . Первоначально похоронен в Лазаревской церкви в 1717 году, перезахоронен в Благовещенской церкви в 1723 году.
1755 1776 г. Жена цесаревича Павла Петровича , будущего царя Павла I, невестка императрицы Екатерины Великой .
1728 1762 г. Император России , сын Анны Петровны и внук Петра Великого . Жена принцессы Софи Ангальт-Цербстской, которая сменила его на посту Екатерины Великой . Останки переданы Петропавловскому собору в 1796 году.
1664 1723 г. Жена царя Ивана V , мать русской императрицы Анны .
Елизавета Александровна 1806 г. 1808 г. Дочь императора Александра I и Елизаветы Алексеевны .
Мария Александровна 1799 1800 Дочь императора Александра I и Елизаветы Алексеевны .
1792 1795 Дочь императора Павла I и Марии Федоровны .
Петр Петрович   1715 1719 Сын Петра Великого и Екатерины Алексеевны . Первоначально похоронен в Лазаревской церкви в 1719 году, перезахоронен в Благовещенской церкви в 1725 году.

Грузинская королевская семья

Изображение Имя Родившийся Умер Занятие Памятник Справка
1761 1814 г. Сын царя Ираклия II и царицы Дареджан Дадиани .
1738 1807 г. Королева-консорт царя Ираклия II .

Православное духовенство

Изображение Имя Родившийся Умер Занятие Памятник Справка
1709 1766 г. Митрополит Цетинский , князь-епископ Черногории .

Дворянство

Изображение Имя Родившийся Умер Занятие Памятник Справка
1704 1795 Реформатор школы, советник по образованию, президент Императорской Академии художеств , архитектор первой в России единой системы народного образования.
1747 1799 Великий канцлер России, главный архитектор внешней политики Екатерины Великой .
1732 г. 1791 Генерал, командующий Финляндской дивизией, генерал-губернатор Московской и Санкт-Петербургской губерний . Могила потеряна.
1726 1797 Дипломат, военачальник, фельдмаршал и генерал-адмирал, главный полномочный представитель в Лондоне, вице-президент Адмиралтейства.
1780 г. 1808 г. Военачальник, генерал. Финская война , битва у моста Вирта .
1777 1806 г. Военачальник, генерал. Наполеоновские войны .
c. 1667 1746 Военный деятель и политический деятель, фельдмаршал, член Высшего тайного совета , президент Военного колледжа . Могила потеряна.
1718 1783 Фельдмаршал, губернатор Санкт-Петербурга , Семилетняя война , Русско-турецкая война
1722 г. 1804 г. Фрейлина Елизаветы Российской , фрейлина императрицы Екатерины Великой , фрейлина императрицы Марии Федоровны .
1785 1846 г. Военачальник, генерал Наполеоновских войн .
1785 1846 г. Придворный, фрейлина императрицы Екатерины Великой, жены Григория Орлова .
1718 1783 Государственный деятель, политический наставник Екатерины Великой , Северный союз .
1797 1869 г. Дворянка, меценат. Дочь Бориса Голицына, жена Александра Потемкина . Финансовая реставрация Святогорской Лавры . Могила потеряна.
1709 1771 Зарегистрированный казак, любовник и, по слухам, муж российской императрицы Елизаветы .
1699 1788 Придворная дама, царственная хозяйка Петра Великого . Могила потеряна.
1727 1797 Русское Просвещение , первый министр образования России.
1730 1800 Военачальник, генералиссимус , Семилетняя война , Барская конфедерация , Русско-турецкая война 1768–1774 годов , Русско-турецкая война 1787–1792 годов , Французские революционные войны .
1700 1755 Дворянка, придворная, принцесса Молдавии и ландграф Гессен-Гомбург, почетный член Императорской Русской семьи. Придворная дама императрицы Елизаветы, известный меценат.
1669 1738 Купец-авантюрист и дипломат на службе у Петра Великого. Кяхтинский мирный договор .
1683 1736 г. Государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого , Чемберлен , Обер-Столлмейстер , генерал-майор , генеральный прокурор.
1743 г. 1780 г. Придворный, супруг Курляндской герцогини .

Духовской корпус

план лавры

Духовской корпус Александро-Невской лавры связывает Благовещенскую церковь с Троицким собором. Строительство этого корпуса началось в 1717 году в соответствии с проектом архитектора Д. Трезини. Предложенное им решение плана тремя уступами представляет особый интерес. С помощью этого композиционного приема, повторенного и в Федоровском корпусе, Трезини усилил черты живописности, присущие всему монастырскому ансамблю.В 1820 — 1822 годах архитектор В.П. Петров перестроил часть Духовского корпуса, устроив здесь новую монастырскую церковьСошествия Святого Духа. Перестройка не отразилась на главном фасаде, обработанном полуколоннами, но повлекла за собой внутреннюю перепланировку, а также возведение обширной пристройки к заднему фасаду. Фасад Духовского корпуса, обращенный во внутренний двор, первоначально имел два яруса открытых аркад. В 1760-х годах они были застеклены и превращены в окна, так как открытые галереи оказались неудобными в климатических условиях Петербурга. Из числа внутренних помещений Духовского корпуса представляют интерес большой, декорированный коринфскими колоннами двусветный зал (б. церковный) и ряд других парадных помещений. Духовской корпус послужил образцом при создании симметричного ему Федоровского корпуса и определил архитектурное решение других зданий монастыря.

При Екатерине I и А. Д. Меншикове строительство продолжалось с прежним размахом. Швертфегер, получавший теперь непосредственные распоряжения от Меншикова, оказался во
главе строительных работ, которые были частью грандиозной стройки города. На территории монастыря одновременно велись работы по возведению каменного городка, по расширению Подмонастырной слободы и созданию производственной базы строительства.
До 1724 года был разбит огромный сад на месте, предусмотренном планом Швертфегера, построены оранжереи. К каменному городку вела «большая першпективная дорога», обсаженная березками (только в 1724 году их высадили до пятисот), упиравшаяся в деревянный, сначала наплавной, позднее подъемный мост напротив Благовещенской церкви. Кирпичную высокую стенку, укрепляющую и поныне берег Монастырки у моста, впервые выложили в 1723 году. К 1723-1725 годам относятся большие «деревянные работы» на левобережье Черной речки и застройка у монастыря «першпективной дороги» по обе ее стороны домами и усадьбами работавших на строительстве. Рядом со стройкой поселился и Т. Швертфегер.
Это был опытный строитель, несомненно одаренный архитектор, работавший в России с 1713 года. После назначения вместо Д. Трезини главным архитектором постройки каменного городка и переработки его первого генерального плана Швертфегер, как уже говорилось выше, вначале руководил завершением строительства Благовещенской церкви и сообщающихся с ней трех уступов главного корпуса или, как его называли, главной линии. К 1725 году они были в основном закончены. Так же, как и Благовещенская церковь, композиция и декор этих построек отличаются особенностями, свойственными творчеству спроектировавшего их Трезини.В 1725 году, то есть ко времени окончания уступов Духовского корпуса, по другую сторону строящегося главного собора начали бить сваи под фундамент последних трех уступов главной линии, повторяющих композицию и всю структуру Духовского корпуса.
 

В колонном зале Духовского корпуса располагается Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры . 

Концертный зал Александро-Невской Лавры  приглашает всех желающих на вечера, посвященные русской традиционной и современной православной культуре.ДПЦ «Святодуховский»

Казачье кладбище

На территории Лавры в 18 – 20 вв. было обустроено несколько мест для погребений. На кладбищах внутри обители хоронили монахов, священнослужителей, горожан. Самым известным монастырским некрополем является Внутреннее Александро – Невское кладбище. Его также именуют Казачьим. В память о казаках, погибших во время разгона демонстрации большевиков в июле 1917 г. В исторических документах зафиксирована официальная дата открытия некрополя – декабрь 1919 г.

В годы Советской власти за местом закрепилось название Коммунистическая площадка. Место отвели для погребения участников гражданской войны, партийных функционеров, работников органов внутренних дел и ЧК. С 1930-х г. на Площадке стали появляться могилы известных ученых (Н.Марр, Б.Легран, М.Басов, И.Греков, С.Федоров и др.). Количество погребений увеличилось в период блокады. На территории кладбища нашли последний приют многие видные военачальники, герои Великой Отечественной войны. С 70-х гг. в некрополе допускается исключительно захоронение урн с прахом после кремации.

Художественно – эстетическое значение имеют малые архитектурные формы (надгробия, стелы, саркофаги, обелиски и т.п.), широко представленные на кладбище. Помимо мирских, в некрополе расположены могилы служителей православной веры. Как правило, они отмечены крестами. В 2005 г. на территории Казачьего кладбища был установлен монумент под названием « Торжество православия». Он прославляет память людей, погибших в годы репрессий и антирелигиозной борьбы. Памятник изготовлен по проекту Э.Соловьевой. Общий план включает почти 450 могил. По оценкам историков, за период существования на Казачьем кладбище было похоронено свыше 700 человек.

Дизайн и конструкция

Строительство церкви по проекту Доменико Трезини началось в 1717 году. Первоначально планировалось, что на первом этаже будет располагаться трапезная монастыря , но теперь она была изменена, чтобы создать место для захоронения членов королевской семьи и выдающихся сановников. В завершенном состоянии в здании находились две церкви. Верхняя, посвященный Святого Александра Невского и используется для хранения его мощей по прибытии в город, был освящен в 1724 году ниже, посвященный Благовещения от Девы Марии , была освящена в 1725 году под зданием был усыпальницей Построен в 1720 году.

Некрополь Алексанро-Невской лавры

По православной традиции в непосредственной близости от монастыря было организовано кладбище, получившее название Лазаревского (1716 год). На территории некрополя заработала церковь Святого Лазаря.

Здесь нашли свое последнее пристанище В. Шереметев, писатели Д. И. Фонвизин и Ф. М. Достоевский, баснописец И. Крылов, поэт В. А. Жуковский, историк и поэт Н. М. Карамзин. Здесь же покоится прах музыкантов М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Похоронен здесь и гений русской земли М. В. Ломоносов.

В 1823 году Лазаревское кладбище было объединено с Тихвинским под общим названием Некрополь. В 1861 году к Некрополю было присоединено Никольское кладбище Санкт-Петербурга, названное по церкви, находящейся на территории и освященной в честь Николая Мирликийского. К сожалению, в послевоенные годы часть Никольского кладбища была снесена, когда строился Невский проспект и набережные. На Никольском кладбище и в настоящее время хоронят людей, внесших заметный вклад в жизнь страны или города.

В чем на самом деле главный подвиг великого князя?

Почти 7 десятилетий, пока святые мощи князя пребывали в забвении и небрежении, советская пропаганда усиленно мифологизировала образ Александра, как великого воина, полководца,  защитника Руси. Общеизвестен фильм С. Эйзенштейна (1938), где полководца играет знаменитый Николай Черкасов. 

Меньше знают о том, что на ордене Александра Невского (существовал с 1942 по 1991 гг.) – именно профиль актера, ведь не сохранилось ни одного прижизненного изображения благоверного князя. 

Великие битвы Александра – Невская и сражение на Чудском озере – также остались в памяти народной благодаря силе кинематографического искусства. Лишь современные историки выяснили: значение этих сражений было куда меньше отказа Александра папе Римскому, который предлагал ему помощь в обмен на предательство православия. А прозвище «Невский», как утверждает современный исследователь эпохи, И.Н.Данилевский, князь получил, скорее всего, просто потому, что у него были какие-то фамильные земли близ реки Невы.

Начало нового осмысленияжизненного пути благоверного князя почти совпало по времени с возвращением его честных мощей возрождаемой лавре. Случилось это 3 июня 1989 г.

Об издательстве

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

Комплекс зданий

Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.

Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector