Албанцы: кто такие и откуда взялись, полезная информация для всех
Содержание:
- Культурная концепция и институт
- Секуляризация, иконоборчество и гонения (1967–1991)
- Претензии на религиозную собственность
- Примечания[править | править код]
- Религиозная композиция
- Исторический обзор[править | править код]
- Искусство Албании, и ее литература
- задний план
- Берлинский конгресс и албанское сопротивление
- Албанцы – европейские мусульмане
- Экономика Албании
- Примечания[править | править код]
Культурная концепция и институт
Беса — слово на албанском языке, означающее клятву чести . Концепция основана на верности своему слову в форме верности или в качестве гарантии верности. Беса содержит нравственные принципы в отношении обязательств перед семьей и другом, требование внутренней приверженности, лояльности и солидарности при ведении себя с другими и скрытность по отношению к посторонним. Беса также является основным элементом в концепции воли или клятвы предка ( аманет ), когда требование верности делу ожидается в ситуациях, связанных с единством, национальным освобождением и независимостью, которые выходят за рамки личности и поколений.
Понятие Беса входит в Канун , по обычному праву из албанского народа . Бэса была важным институтом в племенном обществе албанских малисоров (горцев). Албанские племена поклялись совместно бороться против правительства, и в этом аспекте беса служила защите племенной автономии. Бэса использовалась для регулирования межплеменных отношений между албанскими племенами и внутри них. Османское правительство использовало беса как способ кооптировать албанские племена для поддержки государственной политики или заключения соглашений.
В период Османской империи беса упоминались в правительственных отчетах о беспорядках в Албании, особенно в отношении племен. Беса занимали центральное место в албанском обществе в плане создания военной и политической власти. Бесас сплотил албанцев, сплотил их и исчезнет, когда исчезнет воля к их принуждению. Во времена восстания албанцев против османов беса функционировало как связующее звено между различными группами и племенами.
Секуляризация, иконоборчество и гонения (1967–1991)
Энвер Ходжа (1908–1985), коммунистический лидер Албании.
Вдохновленный стихотворением Пашко Васы конца 19 века о необходимости преодоления религиозных разногласий через албанское единство , Ходжа взял строфуВера албанцев — это албанство » и реализовал ее буквально как государственную политику. Поэтому в 1967 году коммунистический режим объявил Албанию единственной нерелигиозной и атеистической страной в мире, запретив все формы религиозной практики в общественных местах. Мусульманские сунниты и духовенство бекташи вместе со своими католическими и православными собратьями подверглись жестоким преследованиям, и, чтобы предотвратить децентрализацию власти в Албании, многие из их лидеров были убиты. Джумуа или общинная пятничная молитва в мечети, которая включает в себя проповедь, была запрещена в Албании из-за их революционных объединений, которые представляли угрозу коммунистическому режиму. Люди, которые все еще выполняли религиозные обряды, делали это тайно, в то время как другие узнали, что их преследовали, а личное владение религиозной литературой, такой как Коран, было запрещено. Среди приверженцев бекташи передача знаний стала ограничиваться в пределах нескольких семейных кругов, которые в основном проживали в сельской местности. Мечети стали мишенью для албанских коммунистов, которые считали свое дальнейшее существование идеологическим присутствием в умах людей. Путем исчезновения мечетей и религии в целом в Албании режим стремился изменить и разорвать социальную основу религии, которая лежала в традиционных религиозных структурах среди людей, и заменить ее коммунизмом. Таким образом, исламские здания были присвоены коммунистическим государством, которое часто превращало их в места сбора, спортивные залы, склады, сараи, рестораны, культурные центры и кинотеатры в попытке стереть эти связи между религиозными зданиями и людьми. Коммунистический режим своей политикой разрушил мусульманский образ жизни и исламскую культуру в Албании.
Мечеть Кубели в Кавайе, около 1939 года (слева) и восстановленная мечеть после разрушения коммунистами в 1967 году с оригинальной колоннадой, 2007 год (справа).
В 1967 году коммунистический режим за семь месяцев уничтожил 2169 культовых зданий и других памятников. Из них было около 530 храмов теке, тюрбе и святых дерга, которые принадлежали в основном ордену бекташи. После этого паломничество между приверженцами бекташи к этим святыням стало ограниченным и происходило только в определенных местах и косвенно через собрания, такие как пикники возле этих мест, таких как Sari Salltëk tyrbe в Krujë. Было разрушено 740 мечетей, некоторые из которых были выдающимися и архитектурно важными, например, мечеть Кубели в Кавайе , Мечеть с часами в Пекине и две мечети с куполом в Эльбасане, построенные в 17 веке. Из примерно 1127 исламских зданий, существовавших в Албании до прихода коммунистов к власти, после этого осталось только 50 мечетей, и большинство из них находится в аварийном состоянии. Некоторое количество мечетей, которые коммунисты считали объектами культурной и исторической ценности, действительно сохранились, например, мечеть Мурадие во Влёре, Свинцовая мечеть в Шкодере, мечеть Назиреша в Эльбасане, Мечети Свинец , Бекар , Хинкар и Хисен-паша в Берате. , Мечеть Фатих в Дурресе, мечеть Базар в Крудже, мечеть Алладжбеги в районе Дибер, мечеть Мирахор в Корче, мечеть Теке в Гирокастре и мечеть Гджин Алекси в районе Саранда. Объявленная также памятником культуры, мечеть Этхем-Бей в Тиране была разрешена в качестве места для молитв и исламских ритуалов, но только для иностранных мусульманских дипломатов. В Тиране в 1991 году только две мечети могли использоваться для богослужений, и только девять мечетей османской эпохи пережили коммунистическую диктатуру. Некоторые албанские мусульмане из южной Албании быстро урбанизировались вместе с православными и интегрировались в государство после войны. Наряду с католиками суннитское мусульманское албанское население центральной и северной Албании было в основном маргинализовано и мало интегрировано в албанское государство, которое в 1970-х и 1980-х годах испытывало перенаселенность и экономические трудности. Таким образом, в поздний коммунистический период доля католиков и албанских мусульман в этих регионах росла больше, чем православная община на юге Албании. Из-за того, что религии не уделялось большого внимания, некоторые смешанные браки мусульман с православными или католиками имели место в поздний коммунистический период и в основном среди элиты.
Претензии на религиозную собственность
Политика и практика правительства способствовали в целом свободному исповеданию религии; однако реституция собственности, экспроприированной бывшим коммунистическим правительством, продолжала оставаться проблемой. Согласно закону о реституции и компенсации за такую собственность, религиозные общины имеют те же права, что и частные лица в вопросах реституции собственности или компенсации, но религиозные общины подвергли сомнению ограничение закона на реституцию собственности до 150 акров (0,61 км 2 ). . В течение отчетного периода правительство не создавало специальный фонд денежной компенсации, но канцелярия премьер-министра постоянно пыталась решить вопросы, связанные с религиозной собственностью. Правительство также объявило о планах устранить бюрократические и юридические препятствия, препятствующие возвращению конфискованной собственности, путем отмены требования о предъявлении религиозными организациями титулов и документов, подтверждающих первоначальное право собственности. В коммунистическую эпоху собственность, конфискованная режимом, обычно регистрировалась, и правительство работало над тем, чтобы признать эти архивные документы эквивалентными титулам собственности, таким образом проясняя право собственности на землю в некоторых случаях.
У всех четырех основных традиционных общин были существенные имущественные претензии, которые остались неурегулированными. В случаях, связанных с возвращением религиозных построек, правительство часто не возвращало землю вокруг зданий, иногда из-за претензий частных лиц на реконструкцию, которые начали возделывать ее или использовать для других целей. Православная церковь продолжила строительство нового собора в Тиране на участке земли, который она получила в качестве компенсации за другие земли, захваченные коммунистическим правительством, но она заявила о непринятии мер по другим имущественным претензиям по всей стране, а также о трудностях в восстановление религиозных икон и ценных рукописей. И православная церковь, и католическая церковь пытались вернуть себе архивы, захваченные коммунистическим правительством и хранящиеся в национальных архивах.
Хотя у католической церкви были существенные неурегулированные имущественные претензии, она указала, что не занимается их активным поиском и решила сосредоточить свои усилия на других областях. Тем не менее, если компенсация в конечном итоге будет выплачена другим религиозным группам, они также будут ожидать компенсации.
Исламская община Албании и мусульманские бекташи также обратились к правительству с просьбой вернуть ряд объектов собственности. Исламскому сообществу удалось получить право собственности на большой участок земли в Тиране, где когда-то стояла мечеть. Однако разрешения на строительство новой мечети он не получил. В соответствии с новым планом городского регулирования в Тиране для этой цели был выделен еще один земельный участок в Тиране, также принадлежащий исламскому сообществу. Исламское сообщество отвергло это место как слишком маленькое и продолжило отдавать предпочтение первоначальному месту. На конец отчетного периода проблема оставалась нерешенной. Община бекташи также требует от правительства компенсации жертвам жестокого обращения на религиозной почве во время коммунистического режима.
Примечания[править | править код]
- ↑ J. Gordon Melton. Albania // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann. — Oxford, England: ABC CLIO, 2010. — С. 61—65. — 3200 с. — ISBN 1-57607-223-1.
- ↑ (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 21 марта 2014.
- ↑ (англ.). POPULATION AND HOUSING CENSUS 2011. Instituti i Statistikave — Tiranë. Дата обращения: 21 марта 2014.
- (англ.). Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. Дата обращения: 21 марта 2014.
- (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 7 марта 2014.
- Ahmadiyya Mosques Around the World: A Pictorial Presentation (англ.). — Khilafat Centenary Edition; The Ahmadiyya Muslim Community, 2008. — P. 14. — ISBN 978-1-882494-51-4.
- “Ahmadiyya Muslim Mosques Around the World, pg. 33
- (англ.). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 21 марта 2014.
- Shawn Tribe. (англ.). New Liturgical Movement (22 November 2010). Дата обращения: 21 марта 2014.
- David B. Barrett, George T. Kurian, Todd M. Johnson. Albania // World Christian Encyclopedia (англ.). — 2-е изд.. — New York: Oxford University Press, Inc., 2001. — Vol. I. — P. 51. — 876 p. — ISBN 9780195079630.
- (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 7 марта 2014.
Религиозная композиция
Религиозное большинство по муниципалитетам (перепись 2011 г.)
Суннитское большинство
Большинство не принадлежит к какой-либо традиционной религии / нет ответа
Католическое большинство
ортодоксальное большинство
Бекташи большинство
Перепись 2011 года
Перепись 2011 года выявила следующие религии:
религия | Жители | доля |
---|---|---|
Ислам Мусульмане Бекташи | 1 646 236 1 587 608 58 628 | 58,79% 56,70% 2,09% |
Христиане Католики, Православные Протестанты / Прочие евангелисты | 475 629 280 921 188 992 3797 1 919 | 16,99% 10,03% 6,75% 0,14% 0,07% |
атеизм | 69 995 | 2,50% |
Нет ответа | 386,024 | 13,79% |
Верующие без вероисповедания | 153 630 | 5,49% |
не актуально / не указано | 68,022 | 2,43% |
Результаты переписи 2011 года противоречивы. Автокефальная Православная Церковь Албании официально объявила , что не признает результаты переписи. С ее точки зрения, именно православные христиане недопредставлены, что она объясняет ошибками в проведении личных интервью и преднамеренным бойкотом соответствующих вопросов. Согласно нашим собственным исследованиям, основанным на крещальных и приходских книгах, доля православных христиан в Албании превышает 24%.
Дальнейшие исследования
Дальнейшие исследования последних нескольких лет дают совсем другие цифры. Согласно опросам, проведенным Академией наук Албании в 2003 году, около 40% албанцев принадлежали к суннитам , 20% — к ордену Бекташи , еще 20% — к православной церкви и около 10% — к католической церкви . Остальные 10% назвали себя атеистами или принадлежат к другим религиям и конфессиям, в частности, протестантским или евангелическим свободным церквям. Исследование, проведенное албанским национальным статистическим управлением Instituti i Statistikës в 2005 году, показало, что 79,9% мусульман составляют 79,9% всего населения Албании. По оценкам Швейцарской базы метаданных религиозной принадлежности (SMRE), опубликованной в 2018 году, за период 2000 (1996–2005 гг.) За период 2010 (2006–2015 гг.) Предполагается, что 8% католиков, 15% православных, 65,9% мусульман и 10,9% лиц без религиозной принадлежности. ) SMRE оценивает 8,7% католиков, 9,1% православных, 52,5% мусульман и 29,5% людей без религиозной принадлежности.
Еврейская деноминация насчитывает около ста членов, хотя были евреи в Албании в течение 2000 лет . Синагога была открыта в Тиране в 2010 году , но вскоре снова закрылась. Почти все оставшиеся евреи в этой небольшой общине эмигрировали в Израиль после .
В 2008 году в Албании насчитывалось 1757 культовых и культовых сооружений. Хотя мусульмане составляют относительное и абсолютное большинство, у них меньше домов веры. Было всего 568 мечетей и 70 теккенов , но 1119 церквей . Из церквей 694 были католическими и 425 православными.
Предыдущие опросы
До Второй мировой войны около 70% населения исповедовали суннитский ислам. 20% были православными христианами, в том числе практически все представители этнических меньшинств ( македонцы , аромуны , греки и рома ). Около 10% принадлежали Римско-католической церкви. Православные албанцы жили в основном на юге, католики на северо-западе, а мусульмане были представлены повсюду, за исключением нескольких горных регионов.
Исторический обзор[править | править код]
Религиозная карта Албании на начало XX века (приблизительная)
Первая христианская община на территории современной Албании была установлена в 58 году н. э. в Дурресе. После раскола христианской церкви в 1054 году южная Албания сохранила связи с Константинополем, северная часть страны вернулась под юрисдикцию Рима.
В середине XV века Албания была завоёвана Османской империей; албанцы стали первым европейским народом, принявшим ислам. Причин тому было несколько — турецкий прозелитизм, реакция на анти-албанскую деятельность православных в соседних странах и экономические преференции для принявших ислам. В XVIII веке в Албании получает распространение суфийское движение бекташи.
Со второй половины XIX века в Албании действует протестантская Евангелическая церковь Албании. В конце XIX — начале XX века среди албанских православных началось движение за создание поместной национальной церкви, закончившееся созданием Албанской православной церкви. В 1900 году священник Георг Германос, перешедший из православия в католицизм сформировал грекокатолическую общину, которая впоследствии оформилась в Албанскую грекокатолическую церковь
После второй мировой войны и с установлением коммунистического правительства в Албании началось преследование религии. В 1967 году Энвер Ходжа запретил любое отправление религиозного культа и объявил Албанию первым в мире атеистическим государством. В стране были закрыты сотни храмов; некоторые религиозные иерархи были расстреляны, сотни священников разных конфессий были отправлены в тюрьмы.
С началом демократизации страны (конец 1980-х) в Албании началось восстановление храмов и возрождение религиозной жизни. В начале 1990-х годов в страну прибыли различные протестантские миссионеры, проповедники бахаи, Свидетели Иеговы и мормоны.
Искусство Албании, и ее литература
В первую очередь, в этом плане стоит сказать, что искусство Албании
, которое более широко известно европейскому сообществу представлено литературными произведениями, созданными албанскими поэтами и прозаиками. Практически до начала XVII века албанская национальная литература существовала в двух основных ее видах. Первая из них представляла собой устный народный эпос посвященный такому национальному герою как Скендербега и его воинов соратников по борьбе с турецкими завоевателями. А так же в виде песенно-поэтического творчества лирических песен и баллад по структуре и сюжету являющихся своеобразным аналогом сербско-мусульманской песенной лирики.
Более самостоятельно литература Албании заявила о себе в середине XIX века, когда албанская диаспора, жившая в Италии по инициативе албанца Джироламо ди Рада начала издавать исторические эпосы о Скендербеге, а так же сборники албанских народных песен. Несмотря на то, что довольно длительное время страна находилась под воздействием прокоммунистического диктата Энвера Ходжи, современная литература Албании развивается довольно динамично. И среди современных албанских авторов, можно отметить такие имена писателей, как Якина Шкодра, Несимбея да Премета, которые пишут лирические произведения, а так же Пострина Фрашери современного албанского драматурга.
задний план
Партия Труда Албании объявили Албанию атеистическое государство с 1967 по 1990 год и запретил религиозную практику. Как и прежде, большинство албанцев не сделали официального заявления. Но вы помните, происходит ли ваша собственная семья из мусульманских, православных или католических традиций. Религиозные практики среди албанцев очень редки.
Представители мусульман, православных, бекташи и католиков Албании в Париже на митинге в честь жертв теракта Charlie Hebdo в январе 2015 г.
Мечеть рядом с православным храмом на юге Албании.
По мнению исследователя Юго-Восточной Европы Натали Клейер , история Албании не знает религиозного экстремизма . Религиозная терпимость определяет повседневную жизнь албанцев, которые гордятся гармонией, существующей между последователями религий. Религиозный прагматизм как характерная черта албанского общества привел к многочисленным межрелигиозным бракам на протяжении веков. Возникла сильная объединяющая культурная идентичность. Исторически это также связано с необходимостью защитить свою культуру от попыток покорить и поработить другие народы и страны. Цитата из Пашко Васы (1825–1892), которая позже была принята , все еще можно услышать сегодня :
— Пашко Ваза
По всей стране и во всех религиях суеверия и языческие обычаи широко распространены как часть общей албанской культуры. Амулеты, такие как чеснок , куклы и мягкие игрушки , флажки и нарисованные глаза , которые должны отвращать сглаз ( албанский Syri i keq ), встречаются повсеместно. Особенно в северных горных районах Албанских Альп дохристианские и католические обычаи смешались.
Такие места паломничества , как католический монастырь возле Лака , посвященный святому Антонию Падуанскому , посещают последователи всех религий. Праздники тоже часто отмечают вместе. Здесь языческие элементы, которыми были обогащены христианские святые, играют объединяющую роль в религиях, поскольку языческие верования, мифы и суеверия широко распространены и сегодня.
Берлинский конгресс и албанское сопротивление
Возрождение национальных устремлений Албании восходит к Берлинскому конгрессу (1878 г.), когда Австрия, чтобы компенсировать Сербии и Черногории удержание ею Боснии и Герцеговины , подумала о разделе земли Албании между ними. Турки тайно способствовали противодействию как мусульман, так и католиков, и Албанская лига была сформирована «для сохранения целостности страны и восстановления ее независимости».
Территории, отведенные Сербии, уже были заняты ее войсками, когда вспыхнуло сопротивление, и от идеи их вытеснения пришлось отказаться; но Черногория не смогла завладеть своей долей, богатыми районами Гусинье и Плав . Албанцы, не испугавшись неожиданного сопротивления своих бывших союзников, турок, теперь вынужденных Россией помочь Черногории, выступили против всех своих врагов с решимостью, которая сбила с толку и встревожила Европу. Мехмет Али был разгромлен, его дом в Гьякова сгорел, а он сам был убит.
Албанцам было за что мстить. Они еще не забыли войну столетней давности, когда их женщины сотнями бросались через дороги возле Янины, спасаясь от солдат Али-паши . В конце концов турки отказались от своих усилий по подавлению движения, которое они сами помогли вызвать, и Черногории пришлось довольствоваться бесплодными полосами Буны и портом Улцинь . Она не могла бы даже на это претендовать, если бы Россия не одобрила передачу населенных албанцами земель своему клиентскому государству Сербии, которая разделяла с Россией общие узы православия и славянской культуры.
Албанцы – европейские мусульмане
Несмотря на жгучую ненависть к османам, албанцы умудрились взять от врага религиозную принадлежность – более 60% граждан этой страны и сейчас исповедуют ислам. Италия пыталась захватить Албанию вплоть до прошлого века – независимость маленького государства не давала покоя сильным соседям, да и сейчас часто является поводом для споров.
Идеологом албанцев считается Энвер Ходж, рьяный коммунист. Дружить он пытался с СССР, а после и с Китаем, но ни в одной стране такого идеологического фанатизма, как в Албании, было не сыскать. Умер лидер никем не побежденным и не отказавшимся от своих убеждений. Многие историки говорят о том, что у мужчины была паранойя, но уменьшить его значение в развитии Албании как государства неподтвержденный диагноз никак не может.
Даже в чужом краю албанцы не теряют свой особенный менталитет. Например, они не слишком любят работать, а вот отдыхать умеют на широкую ногу. Большие застолья, разоряющие семью, являются признаком статуса, а потому отказаться албанцы от них просто не в состоянии.
Албанцы желают зарабатывать много, чтобы исполнять любые свои прихоти, но единственное, что у них получается хорошо – пускать пыль в глаза.
С таким подходом рассчитывать на скорый экономический рост государства албанцам не приходится. Они раздувают щеки и приумножают национальную гордость, но по факту до статуса им еще работать и работать.
Экономика Албании
В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.
Примечания[править | править код]
- ↑ J. Gordon Melton. Albania // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann. — Oxford, England: ABC CLIO, 2010. — С. 61—65. — 3200 с. — ISBN 1-57607-223-1.
- ↑ (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 21 марта 2014.
- ↑ (англ.). POPULATION AND HOUSING CENSUS 2011. Instituti i Statistikave — Tiranë. Дата обращения: 21 марта 2014.
- (англ.). Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. Дата обращения: 21 марта 2014.
- (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 7 марта 2014.
- Ahmadiyya Mosques Around the World: A Pictorial Presentation (англ.). — Khilafat Centenary Edition; The Ahmadiyya Muslim Community, 2008. — P. 14. — ISBN 978-1-882494-51-4.
- “Ahmadiyya Muslim Mosques Around the World, pg. 33
- (англ.). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 21 марта 2014.
- Shawn Tribe. (англ.). New Liturgical Movement (22 November 2010). Дата обращения: 21 марта 2014.
- David B. Barrett, George T. Kurian, Todd M. Johnson. Albania // World Christian Encyclopedia (англ.). — 2-е изд.. — New York: Oxford University Press, Inc., 2001. — Vol. I. — P. 51. — 876 p. — ISBN 9780195079630.
- (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 7 марта 2014.