Значение слуха для человека

Роль слуха в познании окружающего мира

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Человек живёт в мире звуков, поэтому полноценный, тонко развитый слух играет в его жизни огромную роль. Еще в доисторические времена при помощи слуха человек мог воспринять сигнал тревоги, обнаружить приближение врага, сориентироваться в обстановке. В некоторых условиях слух может оказаться даже более важным, чем зрение.

Человеческое ухо способно воспринять очень большой диапазон звуков различной громкости и высоты. Многие из этих звуков имеют для нас жизненно важное значение и поэтому мы специально к ним прислушиваемся, тренируем свой слух для лучшего их восприятия. Другие же звуки в условиях современного промышленного производства действуют на наш слух разрушающим, истощающим образом, в силу чего применяются даже специальные способы защиты от них.

Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Кроме того, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.

Слуховой образ, формирующийся при восприятии звучания, включает в себя и собственно звук, и образ объекта — источника звука. Он не так конкретен, как зрительный образ. Звуковые волны содержат полную информацию о пространственном положении и звуковых свойствах объекта.

В данной работе описывается, роль слуха в жизни человека и в познании окружающего мира.

ГЛАВА 1. РОЛЬ СЛУХА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И НАРУШЕНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

Значение слуха для нашей жизни во всей его полноте лучше всего выразил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом».

Из всего многообразия воспринимаемых человеком звуков совершенно особое, исключительно важное значение для него имеют звуки человеческой речи. Это не только непосредственное общение людей, но и восприятие учебного материала во время урока в школе или лекции в вузе, это аудио и видеотехника, телефон, театр и многое другое. Нормально слышащие люди просто не представляют себе жизни без постоянного восприятия человеческой речи в той или иной ее форме.

При полной потере слуха речь у детей естественным способом вообще не развивается, поскольку они не слышат речи окружающих, а значит и не могут подражать ей. Ребенок становится немым, и требуется специальная длительная работа, для того чтобы все же дать ему звуковую речь. Если же слух у ребенка раннего возраста утрачивается не полностью, а только снижается, то речь такого ребенка будет развиваться с более или менее выраженными отклонениями от нормы (в зависимости от степени снижения слуха и ряда других условий).

Многие родители не понимают роли слуха для развития у ребенка полноценной речи. По этой причине они иногда беспечно относятся к возникающим у детей ушным заболеваниям, недолеченность которых в большинстве случаев и приводит к потере или снижению слуха.

Вполне естественно, что исключительная важность слуха для человека нашла свое отражение и в самой структуре коры головного мозга. Дифференциация структуры слуховых отделов коры начинается уже с 4 месяцев внутриутробного развития плода. У двух летнего ребенка формирование этих отделов в основном завершается, и структурно они напоминают соответствующие отделы коры головного мозга взрослого человека. Именно к этому возрасту, ребенок начинает дифференцировать на слух все звуки речи, включая и акустически близкие.

При таком большом «запасе прочности», предусмотренном в отношении слухового анализатора самой природой, особенно обидно видеть, что многие дети из-за беспечности родителей частично или даже полностью лишаются слуха, что приводит в дальнейшем и к нарушению нормального хода их речевого развития.

Однако бывают нарушения слуха другого характера, которые менее известны или даже совсем неизвестны родителям и многим педагогам.

Эти нарушения слуха заключаются в том, что нормально слышащий ребенок оказывается не способным различать на слух акустически близкие звуки. Понятно, что неразличение большого числа речевых звуков может приводить и нередко приводит к затруднениям в понимании речи в целом.

В самых грубых случаях таких нарушений, когда на слух не различаются почти все звуки, речь становится полностью непонятной. Такие случаи нередко наблюдались в годы войны, когда вследствие повреждения соответствующих слуховых отделов коры головного мозга пулевыми ранениями люди полностью утрачивали возможность понимания слышимой речи — она воспринималась ими как достаточно громкая, но звучащая на непонятном языке. В мирное время такие случаи полного или частичного непонимания речи в условиях достаточно хорошего ее слышания могут быть вызваны травмами головного мозга, нарушениями мозгового кровообращения, опухолевыми заболеваниями мозга и т.п.

В сравнительно редких случаях понимание речи окружающих может нарушаться и у детей, хотя в норме оно обычно развивается значительно раньше, чем их собственная речь (здесь говорится о детях с нормальным биологическим слухом и интеллектом). Нарушение нормального развития понимания речи может быть вызвано, в частности, повреждением соответствующих отделов головного мозга плода в период его внутриутробного развития или во время родов, и от обширности такого повреждения впрямую зависит степень затруднений в понимании речи. В тех же случаях, когда эти повреждения имеют буквально точечный характер, затрагивая только очень не большие участки мозгового вещества, нарушение слуховой функции может выражаться лишь в неразличении на слух одной или нескольких пар акустически близких звуков. В повседневной практике логопедической работы именно с этими последними случаями чаще всего и приходится иметь дело.

Такие частичные «западания» слуха у детей нередко остаются незамеченными в дошкольном возрасте и впервые обнаруживаются лишь связи с начавшимся обучением ребенка грамоте, и то только при условии обращения за помощью к специалистам.

Это происходит, потому что неразличение ребенком на слух небольшого количества речевых звуков обычно не приводит к затруднениям в понимании им речи окружающих, т.к. мы можем домыслить или опереться на смысл высказывания в целом.

Примерно таким же образом и ребенок, не различающий на слух некоторые звуки речи, способен «домыслить» слышимую им речь и понять ее.

Специалисты же могут выявить нарушения слуховой функции, а значит и вовремя принять необходимые меры, уже после достижения ребенком двухлетнего возраста. Для этого существуют специальные приемы исследования, исключающие возможность опоры на смысл.

Основной путь для развития и усовершенствования слуха ребенка — это обеспечение достаточного количества и разнообразия звуковых впечатлений, но, разумеется, без перегрузки ими органа слуха. В первый период жизни ребенка на это рассчитаны, например, звучащие игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок начинает узнавать по голосу близких людей, различать «ласковую» и «сердитую» интонации. Несколько позднее он понимает уже отдельные слова на основе улавливания на слух их общего звукового контура. Об этом свидетельствует поворот головки ребенка в направлении называемого взрослым предмета. Но пока это еще только различение непохожих по своему звуковому составу и ритмическому рисунку слов.

Однако уже после двух лет, как было отмечено, нормально развивающийся ребенок способен дифференцировать на слух и отдельные звуки речи, благодаря чему он получает возможность различения очень близких по своему звуко-слоговому составу слов.

У некоторых детей развитие слуховой дифференциации звуков речи существенно запаздывает. Такие дети могут не различать на слух похожие звуки не только ко времени начала школьного обучения, но нередко даже и в школьном возрасте, что не может не затруднять усвоение ими букв. В результате у него могут появиться специфические нарушения чтения и письма. Однотипные буквенные замены появятся и на письме. Эти ошибки обычно носят устойчивый характер и требуют специальной логопедической помощи. По этой причине нарушения слуховой дифференциации звуков речи у детей очень важно и выявить, и устранить в дошкольном возрасте.

Далее рассмотрим, какую же роль играет слух в познании окружающего мира.

ГЛАВА 2. РОЛЬ СЛУХА В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит — не звучит», далее — с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов, так и локализацией их на основе пространственного слуха.

Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания — одни из наиболее существенных при слуховом восприятии, определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа. Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного).

Бинауральность слуха, или возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. Бинауральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа, поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.

Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки. Слуховое восприятие развивается, прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и, прежде всего, матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.

Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе. С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека.

Прежде всего, восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов.

Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.

Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.

Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным), служит важнейшим средством развития психики ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

слух ребенок нарушение звук

В процессе деятельности человек должен непрестанно ориентироваться в окружающем мире.

Главным делом органа слуха у людей является восприятие речи.

Как мы знаем, в природе никогда не бывает абсолютного покоя. И если есть движение, неизбежно возникают звуки. Звуковые волны возникают и распространяются в воздухе при колебаниях любого тела.

В зависимости от особенностей объектов издаваемые ими звуки в большей или меньшей мере отличаются один от другого, что дает возможность по звуку распознать объект.

Таким образом, звук имеет предметно-познавательное значение.

Издаваемый объектом звук оказывается различным в зависимости от расстояния, отделяющего нас от источника звука, т.е. благодаря слуху возможно определить местоположение объекта.

Но не только предметы познаются слухом, а также процессы, явления и события.

Окружающая нас действительность отражается благодаря исходящим от нее звукам значительно полнее, чем при восприятии посредством одного лишь зрения.

Таким образом, слух содействует более полному, широкому и цельному отражению окружающей действительности.

Значение слуха обнаруживается при необходимости быстро реагировать на внезапно возникающее изменение в окружении, о котором дает знать раньше всего именно звук.

Слух освобождает нас от необходимости часто обозревать окружение, чтобы определить, не возникают ли существенные изменения в невидимых его частях.

У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельностью сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов восприятий.

ЛИТЕРАТУРА

2. Рамендик Д.М., Солонкина О.В. Психологический практикум. — М., 2000. — 115 с.

3. Психология глухих детей /Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.- С. 36-38.

Размещено на Allbest.ru

Значение слуха в нашей жизни

Доклад профессора Себастьяна Хота, заведующего аудиологического

отделения ЛОР-клиники при университете Гейдельберга (ФРГ). Симпозиум «Позиция отоларингологии на переломном этапе германского здравоохранения», 20 марта 2004 г.
С. Хот входит в редколлегию Германского аудиологического журнала.

Значение слуха в нашей жизни

Если спросить рядового человека, от чего он скорее может отказаться — от зрения или от слуха, то окажется, что большинство людей считают зрение гораздо более важным, и скорее готовы смириться с потерей слуха, чем с потерей зрения. И лишь поработав какое-то время в области аудиологии, понимаешь, что в такой драматической ситуации более правильный выбор — сохранение слуха. Я лично убедился в этом на примере пациента, который уже много лет ничего не видел, а потом постепенно начал терять слух. Он переживал именно то, о чем в свое время сказал Эммануил Кант: «Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слышать отделяет человека от людей».

Попытка противопоставить друг другу наши органы чувств приводит нас к важному основополагающему открытию: эволюция никак не могла позволить себе снабдить живое существо маловажным или совершенно бесполезным органом чувств. В нашей речи имеются очень меткие выражения, в которых по воле случая содержится больше истины, чем в научных открытиях. Например, полноценный индивидуум «имеет при себе все пять чувств». Между прочим, мы, люди, можем быть очень жестоки по отношению к своим видовым собратьям, которые обладают сенсорным дефицитом! Тем не менее, наши пять чувств не являются равноценными. Изучение обоняния, вкуса, осязания, зрения и слуха в разных сферах нашего существования ведет к выявлению определенной закономерности. Слух имеет большее значение для основополагающих признаков человека, как социального существа, по сравнению с любым другим чувством. Он служит для предостережения об опасности, для приема информации, для овладения знаниями, для социальной коммуникации, и может вызывать очень сильные эмоции.

Еще во времена охоты на мамонтов…

Обзор «технических характеристик» человеческого слуха позволяет сделать вывод о его феноменальных способностях. Объективности ради заметим, что зрительная система превосходит его, например, в скорости обработки информации. Если периферийный слух способен обрабатывать примерно 800 Кбит/с, то зрение превосходит его в 1000 раз. Однако слух превосходит зрение, прежде всего, по чувствительности и динамическому диапазону.

Чувствительность слуха на пороге слышимости с энергетической точки зрения соответствует восприятию 10-ваттной электрической лампочки с расстояния в 1000 км. Динамический диапазон слуха охватывает интенсивность звука, различающуюся на десять в двенадцатой степени! Это соответствует весам, на которых без всякого переключения диапазона измерений можно взвесить и песчинку, и трактор, причем с высокой точностью. Индустрия пользуется лозунгом «создать невозможное» при рекламе гораздо менее мощных продуктов. И не следует забывать о том, что природа вложила эту потрясающую систему обработки сигнала в корпус из прочнейшего материала под названием «височная кость».

Значение слуха для нашей жизни во всей его полноте лучше всего выразил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом». Ни использование орудий труда, ни вертикальная походка, ни мощный мозг не выделяют нас, в конечном счете, среди других живых существ. Эта честь принадлежит использованию дифференцированной речевой коммуникации. А потому, при всей нашей скромности, мы все же вынуждены признать, что венцом творения является homo audiologo. Вначале было слово.

Каким образом в процессе эволюции возникла устная речь? Не только наш слух, но и слух многих животных приспособлен не столько к обработке непрерывных сигналов, сколько к определению временных изменений параметров этого сигнала. Уже в стволе мозга, то есть, в относительно периферийной части слухового пути, находятся группы нейронов, которые преимущественно отмечают начало и конец акустического раздражителя. А потому сигналы, изменяющиеся во времени, привлекают больше внимания, чем непрерывные раздражители.

Мы не станем вдаваться в дискуссию о целях эволюции. Однако именно это свойство, в сочетании с все возрастающей мощностью центральной обработки, позволило нашим предкам использовать для коммуникации акустические сигналы с временной модуляцией. Причем мы научились не только слышать их, но и произносить. Ученые считают древнейшим доказательством использования примитивной речевой коммуникации организованную охоту на крупных зверей, которая проводилась еще 300 000 лет назад. Поначалу речь служила вовсе не для того, чтобы воспевать красоты природы, она компенсировала физическую слабость человека. Дифференцированная организация, с одной стороны, расширяла власть социального индивидуума, а с другой стороны, нуждалась в дифференцированной коммуникации. Разумность отдельно взятого индивида является необходимым, но не достаточным условием для добывания мамонта. Успех зависит от способности многих договориться между собой.

«Замороженная речь»

На протяжении истории нашего развития слух превратился в важнейший входной канал нашего мозга. Большую часть знаний, накопленных в мозгу, мы приобрели благодаря речевой коммуникации. Как только мы овладеваем устной речью, в процессе чего мозг проводит огромную и уникальную работу, мы можем расширять свои знания и без слуха, читая книги и журналы. Но даже речь, воспроизведенная в письменном виде, в конечном счете, восходит к первоначальной акустической информации. В определенной степени ее можно назвать «замороженной устной речью». Хотя глаз может за одну и ту же единицу времени справляться с большим количеством информации, но самым эффективным источником информации все же является слух.

С одной стороны, слух является самым интеллектуальным из наших органов чувств. Это доказывает, например, часто цитируемое лингвистическое родство немецкого, английского и голландского слова «глухой» (taub, deaf, doof). С другой стороны, слух — очень эмоциональный орган чувств. Слуховая система имеет тесную связь с лимбической системой, частью мозга, которая придает эмоциональную окраску поначалу нейтральным ощущениям. В особенно жестокой форме это проявляется при тиннитусе, где ощущение не имеет под собой физического раздражителя. Слушание музыки может возбудить такие чувства, которые, с точки зрения эволюционной биологии, связаны с распознаванием звуков и голосов, важных для выживания, и могут активировать систему физиологического поощрения, находящуюся в gyrus cinguli. Врожденный или рано приобретенный недостаток слуха влечет за собой не только когнитивные и интеллектуальные, но и тяжелые эмоциональные и социально-психологические дефекты развития.

Эмоциональный орган чувств

«Я живу как отверженный», — писал 32-летний Людвиг ван Бетховен под давлением быстро прогрессирующей глухоты в своем «Хейлигенштадтском Завещании». — «О, вы, люди, которые считают меня враждебно настроенным или мизантропом, как несправедливы вы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины моего поведения… О, как жестоко я сталкивался с вдвойне трагичным опытом моего плохого слуха, и все же я не находил в себе силы сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глухой. Как мог я признаться в слабости того из своих чувств, которое должно быть присуще мне даже в большей степени, чем другим; чувства, которым я когда-то владел в огромном совершенстве. В таком совершенстве, которое было присуще мало кому из представителей моего ремесла… Когда я вступал в общество, меня охватывал жгучий страх, так как я опасался дать заметить свое состояние…»

Нужно ли говорить, что подобный горький опыт вынесли все люди, столкнувшиеся с глухотой, независимо от того, способны ли они написать «Лунную сонату» или нет.

Итак, слух является нашим социальным органом чувств. У новорожденного уже через 48 часов отмечается превосходная реакция на голос матери. Два родственных индивидуума «прекрасно понимают друг друга». Речь связывает людей воедино. Отсутствие речевого обмена в гораздо большей степени, нежели разница в культуре, религии или цвете кожи, ведет к недоверию и предрассудкам, вплоть до неосознанного отторжения людей из другого географического региона. Примечательно, что наши современники, чересчур подверженные этой ошибочной умственной деятельности, обычно не владеют иностранными языками. Очень трудно понять «инородца», гораздо проще избить его…

Опора социальных структур власти

Речь также является важной опорой социальной иерархии и структур власти. «Слушаться» кого-то — это совсем иное действие, нежели внимательная обработка акустических сигналов, исходящих от доминирующего представителя вида. Это слово указывает на переход от сообщения к овладению. «Если бы коровы умели говорить, у нас не было бы скотобоен». Это изречение Бертольда Брехта свидетельствует о том, что дифференцированный обмен мнениями укрепляет власть индивидуума. Роман «Гессенский почтальон» Георга Бюхнера (Мир хижинам, война дворцам!) или листовки братьев Шолл были для власть имущих гораздо опаснее, чем вооруженное сопротивление. Во время политических переворотов захват радиостанций является гораздо более важным делом, нежели овладение складами с боеприпасами и амуницией. Мы гораздо раньше начали передавать речь на большие расстояния с помощью технических средств, чем изображения. Не только потому, что это проще было реализовать, а потому, что это было важнее. Передача новостей в первую очередь основывается на звуке, изображение в большинстве случаев является избыточным.

Важнейшая форма слуха: слушание

Важнейшая, и вместе с тем труднейшая, а также очень часто недооцениваемая форма социального слуха — это слушание. Парадоксально, но современному «информационному обществу» присущ общий недостаток, который выражается в том, что многие из «новых средств коммуникации» скорее препятствуют, чем способствуют межчеловеческой коммуникации. Интернет и всевозможные электронные средства развлечений (например, аудио-плееры) приводят к обеднению контактов между людьми, а мобильные телефоны все чаще используются для замены письменных контактов. Похоже, что информация вытесняет коммуникацию в табели о рангах.

Я попытался рассказать о некоторых аспектах слуха, кажущихся мне наиболее значительными. Позволю себе привести еще одно замечание, которое я принимаю очень близко к сердцу. В начале моего выступления я пообещал, что ничего не скажу о переломном этапе в германском здравоохранении. Но это не совсем так. В мои намерения входило показать, что человек, как социальное существо, вместе с потерей слуха переживает душевную гибель. В настоящее время клиническая аудиология стоит перед дилеммой. Мы имеем технику кохлеарной имплантации, которая может преодолеть глухоту, но вынуждены отказывать в ней пациентам из-за ее дороговизны. Для того, чтобы лица, от которых зависит решение о финансировании, в полной мере понимали необходимость этой операции, нужно, чтобы они осознавали тугоухость или глухоту во всей полноте ее проявлений. Даже если глухота не причиняет боли и от нее невозможно умереть.

Заключение

Значение слуха для нашей жизни во всей его полноте лучше всего выразил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом».

Слух играет важную роль в развитии речи, ума и психики человека. Информация, воспринимающаяся на слух, имеет еще большее значение, чем воспринимающаяся при помощи зрения.

В природе существует бесконечное множество различных звуков. Чтобы их различать, природа подарила человеку слух. Каждый из звуков несёт в себе определённую информацию и человек по-разному реагирует на них. Есть звуки предупреждающие, которые требуют от человека немедленных действий, чтобы спасти своё здоровье или даже жизнь. К таким звукам относятся, например, звук движущегося транспортного средства, строительный шум на стройплощадке, рычание хищных зверей. Есть звуки, которые предлагают человеку сделать какое-либо определённое действие: фабричный гудок приглашает взрослых людей на работу, школьный звонок возвещает о начале уроков. А ещё есть мелодичные звуки, которые радуют душу — это разноголосое пение птиц, завораживающий шум леса, шелест осенних листьев, рокот морского прибоя. Из отдельных звуков, воспроизводимых голосовыми связками человека, состоит наш язык. Он предназначен для общения людей, без которого человек не смог бы эволюционировать в разумное существо. Звуки имеют огромное значение для каждого человека, да и для каждого существа, имеющего органы слуха. Без этих неравнодушных помощников наша жизнь была бы значительно тяжелее и намного скуднее.

Роль слуха трудно переоценить. Способность слышать дана большинству людей от рождения и воспринимается как должное. Поэтому снижение или полная утрата слуха являются актуальной медицинской и социальной проблемой современного общества. С возрастом в организме человека происходят ощутимые перемены. Одна из неизбежных причин глухоты — это, конечно, возрастные изменения. Как показывает статистика, в возрастной группе от 50 до 60 лет людей со слабым слухом около 20 %, в группе от 60 до 70 лет это число увеличивается до 30 %. Среди людей старше 70 лет людей со слабым слухом больше 40 %. Следующая причина глухоты, которая встречается преимущественно в более молодом возрасте это воздействие промышленного, бытового и транспортного шума. Сильное потрясение, вирусная инфекция, приём антибиотиков, заболевания уха — всё это может стать причиной тугоухости. Поскольку причиной снижения слуха может быть целый ряд заболеваний, необходимо обратиться к врачу, чтобы вам установили точный диагноз и назначили соответствующее лечение.

Чрезмерный шум не только ведет к потере слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться и в деятельности внутренних органов, но особенно в сердечно — сосудистой системе. Очень важно следить за состоянием органа слуха, при любых подозрениях на угнетение функции немедленно принимать меры по их предупреждении, так как благодаря органу слуха мы воспринимаем все многообразие окружающего мира.

Влияние наушников на человеческий слух

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старогородковская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа

Тема

Влияние наушников на человеческий слух

Сокорева Мария Юрьевна,

Учащаяся 7 А класса.

Руководитель: Лобова А.В.,

Учитель биологии

П. Старый городок

2018г

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Музыка и человек

1.1 Строение человеческого уха……………………………………………………4-6

1.2 Наушники ……………………………………………………………………….6-8

1.3 Мнение ученых…………………………………………………………………..8

1.4 Громкость звука и травмы………………………………………………………9

1.5 Болезнь слуха называется громкими звуками…………………………………9-10

1.6 Слуховой аппарат………………………………………………………………10-12

Глава 2 Исследование

Эксперимент…………………………………………………………………………13

Наблюдение………………………………………………………………………….14

Опыт…………………………………………………………………………………..14

Вывод…………………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………………15

Стих………………………………………………………………………………..….16

Введение

Мы все время слышим различные звуки. Они сообщают нам об окружающем нас мире. Звуки – это вибрации в воздухе. Мы их не видим, но можем услышать благодаря своим ушам.

Мы видим только наружную часть уха. Остальную его часть находится внутри головы.

Некоторые люди не очень хорошо слышат. Люди, которые плохо слышат, называются глухими.

Цель: изучить, как музыка влияет на человеческий слух.

Задача:

Актуальность: В наше время большинство людей увлечены здоровым образом жизни, правильным питанием, общество ведет борьбу с наркотиками, алкоголизмом и другими проблемами, актуальными для нашего времени. Но на наш взгляд мало кто уделяет должное внимание проблемам, связанным со слухом. Большинство людей сейчас не расстаются с плеерами, слушая музыку, на недопустимой для слуха громкости. Громкая музыка рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность. Шумы влияют на физиологическое состояние человека, могут вызвать тугоухость, глухоту.

Гипотеза: наушники и постоянное звуковое раздражение негативно влияют на человеческий слух.

Глава 1. Музыка и человек

Строение человеческого уха

Ухо – парный орган, выполняющий функцию восприятия звуков, а также осуществляет контроль равновесия и обеспечивает ориентацию в пространстве. Располагается в височной области черепа, имеет вывод в виде наружных ушных раковин.

Строение уха включает в себя:

наружный;

средний;

внутренний отдел.

Взаимодействие всех отделов способствует передачи звуковых волн, переделанных в нейронный импульс и поступающих в мозг человека. Анатомия уха, анализ каждого из отделов, дает возможность описать полную картину строения слуховых органов.

Строение наружного уха

Эта часть общей слуховой системы представляет собой ушную раковину и слуховой проход. Раковина в свою очередь состоит из жировой ткани и кожного покрова, функционал ее определяется приемом звуковых волн и последующей передачи к слуховому аппарату. Данная часть уха легко деформируется, именно поэтому необходимо максимально избегать любых грубых физических воздействий.

Передача звуков происходит с некоторым искажением, в зависимости от расположения источника звука (горизонтального или вертикально), это помогает лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Следующим, за ушной раковиной, находится хрящ внешнего ушного прохода (средний размер 25-30 мм).

Для выведения пылевых и грязевых отложений строение имеет потовые и сальные железы. Связующим и промежуточным звеном между наружным и средним ухом выступает барабанная перепонка. Принцип действия перепонки состоит в улавливании звуков из наружного слухового прохода и превращение их в колебания определенной частоты. Преобразованные колебания переходят в область среднего уха.

Строение среднего уха

Отдел состоит из четырех частей – непосредственно барабанной перепонки и слуховых косточек, находящихся в ее области (молоточек, наковальня, стремя). Приведенные составляющие обеспечивают передачу звука в внутреннюю часть органов слуха. Слуховые косточки образуют сложную цепь, осуществляющую процесс передачи колебаний.

Строение уха среднего отделения также включает в себя евстахиеву трубку, соединяющую данный отдел с носоглоточной частью. Она необходима для нормализации разницы давлений внутри и снаружи перепонки. Если баланс не соблюден, возможно закладывание ушей или разрыв перепонки.

Строение внутреннего уха

Главная составляющая – лабиринт – сложная конструкция по своей форме и выполняемым функциям. Лабиринт состоит из височной и костной части. Конструкция располагается таким образом, что височная часть находится внутри костной.

Внутренняя часть содержит слуховой орган под название улитка, а также вестибулярный аппарат (отвечающий за общее равновесие). Рассматриваемый отдел имеет еще несколько вспомогательных частей:

полукружные каналы;

маточку;

стремя в овальном окне;

круглое окно;

барабанную лестницу;

спиральный канал улитки;

мешочек;

лестницу преддверия.

Улитка – костный канал спирального типа, разделяется на две одинаковых части перегородкой. Перегородка в свою очередь разделяется лестницами, соединяющимися сверху. Главная мембрана состоит из тканей и волокон, каждое из которых реагирует на определенный звук. В состав мембраны входит аппарат для восприятия звука – кортиев орган.

Рассмотрев конструкцию органов слуха, можно сделать вывод, что все подразделения связаны в основном со звукопроводящей и звуковоспринимающей частями. Для нормального функционирования ушей необходимо соблюдать правила личной гигиены, избегать простудных заболеваний и травм.

Наушники

.Разновидности наушников и их характеристика

Рост популярности этого аксессуара во многом связан с растущим рынком портативной электроники. Поэтому кроме привычных моделей, появляются новые устройства для передачи звука, адаптированные именно под такие приборы. Выбирая наушники, следует основываться не только на собственных предпочтениях, но и особенностях аппарата, для которого приобретается данный аксессуар. Рассмотрим, какие существуют виды наушников.

Вставные наушники

По-другому их еще называют «вкладышами». Это самый бюджетный вариант устройств. Как правило, именно этот тип аксессуаров идет в комплекте с мобильными гаджетами. Общепринятый стандарт таких аппаратов был разработан сотрудниками компании Etymotic Research еще в начале 90-х, но использоваться они стали гораздо позже.

Они не отличаются хорошим качеством звука, не всегда идеально подходят пользователю по анатомическим особенностям. И даже с использованием поролоновых амбушюр не обеспечивают должного уровня звукоизоляции.

В более дорогих моделях в комплекте идут дополнительные сменные насадки, которые предназначены для лучшей фиксации в ухе.

Модели такого вида наушников компактны, их удобно использовать в дороге. Но постепенно их вытесняют более практичные устройства, например, внутрикальные наушники — эти два вида часто путают.

Внутрикальные наушники

На данный момент это самый популярный и востребованный вид аксессуаров для прослушивания различной звуковой информации со смартфонов и mp3 — плееров. Посадка «затычек» или «вакуумных» наушников в ушном канале значительно глубже, за счет этого улучшается герметизация и концентрация звука, поскольку уменьшается амплитуда колебаний мембраны и искажений звука. Как правило, такие аксессуары имеют широкий ассортимент насадок.

Качество самих устройств на порядок выше вставных, но все же они уступают накладным, поскольку маленький динамик физически не сможет обеспечить должный уровень звука.

Стоит отметить, что при использовании на улице владельцам таких внутриканальных моделей необходимо быть предельно внимательными, поскольку воспроизведение музыки изолировано от посторонних шумов.

Вставные и внутриканальные виды наушников лучше всего подходят для телефонов и других гаджетов. Они легкие, компактные, и могут быть оснащены гарнитурой, что делает их использование многофункциональным.

Накладные наушники

Название говорит о способе их фиксации на поверхности уха. Именно этот вид используется для спортивных моделей. Наушники накладываются на ухо, при этом полностью не покрывают его. Источник звука не вставляется в ушную раковину, а находится за ее пределами. Поэтому для полноценного звучания требуется мощный излучатель и большая громкость. Относительно компактны, имеют разное крепление: в виде отдельных заушных дуг либо общее дугообразное заголовье.

Качество звука лучше вакуумных, появляются первые признаки объемности и неплохой бас, но в то же время уступают звукоизоляцией.

1.3 мнение ученых

Последние исследования ученых показали, что при шуме свыше 100 децибел, разрушается миелиновая оболочка, защищающая нервные волокна уха от повреждений. По этой причине ухудшается передача сигналов и слух. Стоит отметить, что звон и шум в ушах сравним с фонацией аудиосистемы при повреждении кабеля. Миелиновая оболочка обладает свойством восстанавливаться в полной тишине, поэтому временно потерянный слух к человеку постепенно возвращается. И именно по этой причине так опасно ее повреждение. Между тем, согласно статистическим данным, каждый десятый слушатель МР3-плееров, независимо от возраста, имеет диагностированные нарушения слуха. В то же время к врачу обращаются, как правило, уже в случае, когда изменения слухового аппарата стали необратимыми.

1.4 Громкость звука и травмы

Как мы уже говорили, звук представляет собой колебания среды, распространяющиеся в пространстве, поэтому чем громче звук, тем большее давление оказывается на чувствительные элементы слухового аппарата человека. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух. В качестве примера приведем простой факт. В ряде европейских стран принят закон, в соответствии с которым наниматель обязан предложить своим сотрудникам защиту (обеспечить защитными наушниками) в случае, если на производстве, где они работают, уровень шума превышает 85 дБ. При уровне шума 90 дБ и выше такая защита должна использоваться в обязательном порядке.

Имейте в виду, что акустические травмы никогда не проходят бесследно. Вредоносный эффект от них обладает кумулятивным свойством, т. е. может накапливаться и проявиться через длительное время совершенно неожиданно.

1.5 Болезни слуха вызванные громкими звуками

Прослушивание музыки на высокой громкости может стать причиной 2 основных слуховых болезней — потери чувствительности сенсорных волосков и так называемого «звона в ушах». Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необра­тимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Совре­менная медицина не располагает лечеб­ными средствами, способными восстано­вить погибшие или даже гибнущие нерв­ные клетки.

Потеря чувствительности происходит во внутреннем ухе, когда звуковая волна, проходя через жидкость в ушной улитке, перевозбуждает и убивает чувствительные волоски. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Находясь на переднем фронте сенсорной зоны внутреннего уха, чувствительные элементы, ответственные за высокие частоты, страдают в первую очередь, поэтому неудивительно, что проблемы со слухом обычно начинают проявляться на высоких частотах (3-6 кГц).

Причиной так называемого звона или шума в ушах является то, что поврежденный сенсорный элемент внутреннего уха начинает посылать нервные импульсы в мозг все время, вне зависимости от того, есть ли на самом деле звук или нет. Данная болезнь, как следует из названия, заключается в громком звоне или гуле (в зависимости от частот, за которые отвечают поврежденные сенсорные ячейки) в голове. Иногда этот звук может быть весьма громким (кажущаяся громкость может достигать уровня в 90 дБ) и таким образом может очень сильно испортить жизнь пострадавшему человеку.

1.6 слуховой аппарат

Если у вас плохой слух, то вам поможет слуховой аппарат. Это маленький механизм, который укрепляется в ухе и способен усиливать звуки

По месту ношения слуховые аппараты разделяются на четыре вида:

заушные

внутриушные

карманные

очковые

Заушный СА помещается за ушной раковиной. К нему с помощью звукопроводящей трубочки присоединен ушной вкладыш, который вставляется в слуховой проход. Он проводит звук в ухо и обеспечивает фиксацию аппарата. Заушный СА обеспечивает большее усиление и предоставляет дополнительные технические возможности по сравнению с внутриушным СА.

Внутриушной СА полностью размещается в слуховом проходе. Все электронные комплектующие находятся в корпусе аппарата, который изготавливается индивидуально, в соответствии с анатомическим строением уха владельца. Основное достоинство аппарата заключается в его малозаметности и в том, что отверстие приема звука располагается внутри ушной раковины, то есть, там, где это предусмотрено природой.

Внутриканальный СА располагается глубоко в слуховом проходе. Самый маленький аппарат CIC (с английского – «полностью внутри канала») размещается у барабанной перепонки и снаружи практически не виден.

Карманный СА состоит из прямоугольного корпуса, в котором расположены микрофон, усилитель и источник питания. Телефон карманного аппарата при помощи шнура соединяется с корпусом и помещается в ухо вместе с вкладышем. Карманный СА, в отличие от других конструкций, может иметь максимальную мощность, так как микрофон и телефон находятся на значительном расстоянии, что предотвращает возникновение акустической обратной связи.

По способу звукопроведения СА разделяются на два вида:

костной проводимости.

воздушной проводимости.

СА костной проводимости применяется для протезирования только кондуктивных потерь слуха. Его телефон выполнен в виде костного вибратора, который помещается за ухом и плотно прилегает к сосцевидному отростку. Усиленный звуковой сигнал в таком аппарате преобразуется в вибрационный.

СА воздушной проводимости используется для протезирования всех видов потерь слуха. Звук с телефона передается через ушной вкладыш, который помещается в слуховом проходе.

По способу обработки сигнала слуховые аппараты делятся на два типа:

аналоговые

цифровые

Аналоговый СА состоит из трех основных частей: микрофона, электронного усилителя и телефона. Микрофон воспринимает механические звуковые колебания и преобразует их в аналоговые электрические сигналы, направляемые в усилитель. Там они усиливаются и передаются на телефон, превращающий электрические сигналы вновь в звуковые колебания.

Цифровой СА дополнительно преобразует аналоговые сигналы в цифровые, после чего обрабатывает их с помощью компьютерной технологии.

Аналоговый сигнал переводится в двоичный код, как это происходит при записи на компакт-диск. В новейших моделях СА уже появились цифровые микрофоны, исключающие эту операцию. Цифровой процессор обрабатывает сигналы, то есть усиливает и изменяет их характеристики в зависимости от индивидуальной потери слуха. После этого цифровой сигнал вновь превращается в аналоговый и посылается на телефон.

Цифровые технологии, бурно развивающиеся в последнее время, позволили достигнуть невиданных ранее возможностей электроакустической коррекции слуха. Крошечный микрочип обладает быстродействием самых современных компьютерных процессоров, что позволяет реализовать очень сложные и высокоэффективные алгоритмы обработки звука. Фактически цифровой СА можно назвать «разумной слуховой системой» и даже «слуховым компьютером».

Он «умеет» отличать речь от шума, выделяя и усиливая ее при одновременном подавлении шумового сигнала, что значительно облегчает понимание речи в сложной акустической обстановке. Его частотный диапазон разделен на несколько каналов, в каждом из которых проводится независимая настройка параметров. Цифровой аппарат имеет комфортное звучание, приближенное к естественному, благодаря практически полному отсутствию искажений и собственных шумов.

Наконец, он устойчив к воздействию электромагнитных полей, что позволяет в условиях активной современной жизни без помех пользоваться мобильным телефоном и компьютером.

Глава 2. Исследование

Эксперимент

Для эксперимента мы сделаем опрос.

Вопрос 1. Как часто вы используете наушники в своей жизни?

Ежедневно-77%

Еженедельно-15%

Ежемесячно-8%

Вопрос 2. Сколько времени вы проводите в наушников?

Менее часа-5человек(3%)

1 час-11 человек (20%)

2,5 часа- 19 человек(27%)

Более 5 часов-25 человек(50%)

Вопрос 3. Какие ощущение у вас после того, как вы снимаете наушники?

Ничего-57%

Шум в ушах-5%

Удовольствия-10%

Кратковременное потеря слуха-2%

Наличие посторонних шумов-26%

Наблюдение

В это году я отдыхала в лагере Юность и наблюдала, что много подростков в свободное время были в наушниках.

В городе видела, что некоторые люди, когда переходят дорогу, не снимают наушники.

Почти что в каждом дворе подростки сидят в телефонах и наушниках. Все это пагубно сказывается на их здоровье.

Опыт

Для опыта, я взяла 10 человек, которые постоянно слушают музыку в наушниках. Я им всем дала по листочку с текстом и предложила для его запоминания одну минуту. С этим заданием полностью справилось 6 человек, а 4 человека на половину.

Вывод:

Для защиты слуха следует ограничивать прослушивание музыки в таких наушниках до часа в день. Но естественно для меня это смертный приговор. Поэтому более правильный подход, просто не делать громко и слушать на половине громкости.

Покупайте только качественные вакуумные наушники. Дешевые китайские модели, обладают ужасным звуком с чрезмерными, несбалансированными или глухими басами (это так же касается средних и высоких частот). Это влечет за собой пагубное влияние на слух и переутомление. Лучше 1 раз купить качество, они вам и прослужат в 5-10 раз дольше.

Заключение

Памятка

Не пользуйтесь наушниками более часа подряд. В общем не используйте их больше 2-х часов в сутки.

«Критическим считается уровень звука в 80 децибелл, – говорит Юрий Русецкий, д.м.н., оториноларинголог высшей категории. Более громкий звук может привести к снижению слуха и тугоухости». Старайтесь не превышать порог громкости в 60 децибелл (в среднем это где-то 60% от максимума плеера)

Откажитесь от наушников-капель. Они гораздо «громче» (а значит вреднее) больших наушников-накладок, а также могут спровоцировать не только тугоухость. «Внутриушные «вкладыши» иногда вызывают сильное раздражение и воспаление кожи слухового прохода, – уточняет Юрий Русецкий. – Их применение противопоказано людям с сахарным диабетом или кожной аллергией».

Слушая музыку через наушники, не употребляйте спиртные напитки и алкоголь – они усугубляют вредоносное воздействие громкого звука на слух.

Не увеличивайте громкость музыки, чтобы заглушить общественный транспорт. Когда шум вокруг начинает пробиваться через наушники (например, в метро), значит он превышает показатель в 100 децибелл. Увеличивая громкость, вы еще дальше уходите за критическую отметку в 80 децибелл, а значит наносите своему слуху вред.

Сигналы тревоги

Мы теряем слух незаметно для себя. Однако в особо критических случаях организм старается предупредить нас. Итак, срочно проверьте слух, если:

Периодически появляется звон в ушах (и его слышите только вы);

Окружающие звуки стали как бы приглушены;

Сложно понять, о чем говорит собеседник, особенно в шумных помещениях;

Некоторые звуки умеренной громкости кажутся очень громкими. Например, вы четко слышите, как громко скрежещет карандаш при письме ранимый урон.

Стих

Пробежала тихо кошка,

Пролетела мимо мошка.

Я сейчас совсем не сплю,

Звуки ушками ловлю.

Вот прошёл с газетой деда,

На огне шкварчит котлета.

Отодвинул деда стульчик,

Будет есть, наверно, супчик.

Я сейчас совсем не сплю,

Звуки ушками ловлю.

Полилась водичка в ванной,

А на кухне звук стаканов.

Не дают ребенку спать,

Вот скрипит моя кровать!

Я сейчас совсем не сплю,

Звуки ушками ловлю.

Ой! Подходит ко мне мама,

И совсем я не упряма!

Просто в ушки мне опять

Звуки разные летят.

Вот поэтому не сплю,

Звуки ушками ловлю.

Роль слухового восприятия в познании окружающего мира;

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит — не звучит», далее — с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов, так и локализацией их на основе пространственного слуха. Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания — одни из наиболее существенных при слуховом восприятии, определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа. Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного). Говоря о пространственном восприятии, имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик.

Бинауралъностъ слуха, или возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. тшауральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа, поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.

Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.

Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе. С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека.

Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент» (Б. М. Теплов). Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов.

Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.

Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.

Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным), служит важнейшим средством развития психики ребенка.